ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2003 г. N 257
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2008 ГГ.
В целях формирования приоритетов семейной политики Амурской
области, активизации деятельности по повышению статуса семьи,
решению вопросов социального развития и социальной защиты семьи
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию государственной семейной
политики в Амурской области на 2003 - 2008 гг.
2. Структурным подразделениям администрации области при
разработке социальных программ учитывать основные направления
концепции семейной политики.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления
разработать региональные программы по улучшению положения семьи с
учетом утвержденной концепции государственной семейной политики.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Главы Администрации области С.А.Анищенко.
Глава Администрации
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
Приложение
к постановлению
Главы Администрации
Амурской области
от 9 апреля 2003 г. N 257
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2008 гг.
Концепция государственной семейной политики (далее - Концепция)
- документ общественно - политического характера, содержащий
официально принятые взгляды на государственную стратегию в области
решения социальных и иных проблем семьи.
Государственная семейная политика представляет собой целостную
систему мер политического, правового, экономического, социального,
медицинского, социального, культурного, информационно -
пропагандистского и организационного характера, направленных на
развитие семьи, интеграцию большинства принятых социальных
программ в Амурской области.
Государственная семейная политика области является неотъемлемой
частью государственной социальной политики Российской Федерации и
взаимосвязана со всеми ее направлениями на стадиях разработки,
принятия и реализации решений.
В Концепции формулируются подходы к рациональному использованию
возможностей и предлагаются пути осуществления действий по
повышению качества жизни семей.
Концепция должна служить ориентиром для органов государственной
власти и органов местного самоуправления при решении вопросов
жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, социализации семей.
Концепция отражает современные подходы к решению вопросов
социального развития и социальной защиты семьи. Настоящая
Концепция учитывает:
- многообразие типов и категорий семьи, особенности социального
положения, интересы членов семьи в период социально -
экономической трансформации общества;
- содержание современной социальной работы с семьей, результаты
сравнительного анализа семейной политики;
- предложения и рекомендации комитетов и управлений
администрации области, муниципальных органов исполнительной
власти, общественных и других организаций по осуществлению
семейной политики в Амурской области;
- принципы и сложившуюся систему по реализации семейной
политики в области за период последнего десятилетия.
Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка
механизмов и технологий, позволяющих активно использовать
возможность семьи как общественного института в решении сложных
проблем развития нашего общества.
Концепция подразумевает динамичное решение проблем семьи, при
этом государство и семья должны участвовать в качестве партнеров.
Приоритеты государственной семейной политики:
- создание правовых, экономических, социальных, культурных и
других условий для развития семьи, повышения ее уровня жизни;
- учреждение ценностей семьи, уважение и защита различных
категорий семей, независимо от их возрастных, социальных,
национальных и религиозных отличий;
- формирование позитивного для семьи информационного
пространства;
- ликвидация детской беспризорности и обеспечение приоритетного
права проживания ребенка в условиях семьи;
- сохранение и охрана здоровья детей;
- адресная социальная поддержка семьи и детей;
- организация подготовки и переподготовки соответствующих
специалистов.
1. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
В настоящее время малообеспеченные граждане составляют 46,5% от
общего количества проживающих в области. 9 из 10 человек проживают
в семье. Материальное благосостояние большинства семей продолжает
снижаться, достигая во многих семьях опасной границы угрозы
здоровью детей, беременных женщин и кормящих матерей.
Причины кризисного положения семьи коренятся в таких личностных
и общественных противоречиях и проблемах ее развития, как:
- низкий уровень жизни;
- низкий уровень ориентации молодежи на создание собственной
семьи;
- отсутствие систематической пропагандистской и культурно -
просветительской работы по укреплению семейных отношений;
- недостаточное развитие системы учреждений по оказанию
социальной помощи семьям с детьми, планированию семьи;
- разрушение общественных институтов дошкольного воспитания,
досуговой сферы, летнего отдыха и др.;
- жилищная проблема;
- криминализация подростковой среды, детская безнадзорность и
социальное сиротство;
- ухудшение здоровья матерей и детей, высокая материнская и
детская смертность и инвалидность детей;
- ухудшение положения женщин на рынке труда;
- разрушение этнического уклада жизни и семейного воспитания
народов Севера.
Решение этих и других проблем во многом зависит от того, как
они будут учитываться при разработке социальных мероприятий и
областных целевых программ по реализации семейной политики.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
Настоящий документ содержит и дополняет положение ранее
действующих программ, на основе которых формируется и
осуществляется семейная политика. Цели и принципы такой политики
являются общими для всех уровней власти на территории области.
Принципы семейной политики
Семейная политика:
- направлена на оказание помощи семьям, отдельным членам семьи,
попавшим в трудную жизненную ситуацию, из которой они не могут
выйти самостоятельно;
- осуществляется органами государственной власти во
взаимодействии с органами местного самоуправления, общественными,
религиозными организациями, предприятиями и учреждениями,
физическими лицами;
- должна стимулировать активность и самостоятельность семьи в
решении проблем сохранения и укрепления семьи при создании
необходимых условий со стороны государства;
- исходит из признания принципа ответственности каждой семьи за
воспитание и физическое развитие личности;
- предполагает создание в области специальной системы мер
экономической, социально - правовой и психолого - педагогической
поддержки населения.
Цели и задачи семейной политики
Основной целью семейной политики является создание условий для
сохранения и развития семьи, укрепление семейного образа жизни и
выполнение ею функций социального института. Для реализации этих
целей необходимо:
- развитие правовой основы семейной политики;
- обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих
основных функций - экономической, репродуктивной, воспитательной,
жизнеохранительной;
- формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни;
- обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и
семейных обязанностей с личными интересами человека;
- создание стартовых возможностей для становления молодой семьи
и достижения ее стабильного функционирования;
- обеспечение условий для реализации женщинами своих
возможностей в профессиональной и общественной деятельности;
- развитие семейных форм жизнеустройства детей, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации;
- обеспечение профилактической направленности деятельности
служб, связанных с охраной здоровья населения (семьи);
- защита, сохранение, укрепление здоровья женщин и детей для
снижения уровня инвалидности, младенческой, детской и материнской
смертности;
- сокращение масштабов социального сиротства, совершенствование
института приемной семьи;
- создание условий для уменьшения детской безнадзорности и
правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
Достижение поставленных целей предполагает поэтапное действие в
следующих основных направлениях:
3.1. В сфере создания системы социальной и психолого -
педагогической помощи семье:
- разработка системы действенных мер по профессиональной
ориентации с учетом возрастных особенностей, социального статуса и
образовательного уровня населения;
- формирование и совершенствование социоучреждений,
обслуживающих семьи и детей и обеспечивающих их правовой, медико -
социальной, психологической и педагогической поддержкой;
- совершенствование системы кадрового обеспечения органов и
учреждений, осуществляющих семейную политику в городах и районах
области;
- преемственность и стабильность мер семейной политики,
сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их
дальнейшее совершенствование.
3.2. В сфере охраны здоровья матери и ребенка:
- сохранение бесплатных гарантированных медицинских услуг для
детей, беременных женщин и рожениц;
- совершенствование медико - генетической помощи населению
путем обязательного обследования беременных женщин и новорожденных
для раннего выявления заболеваний плода и новорожденного, создание
условий для рождения желанных, здоровых детей;
- развитие системы охраны и формирования репродуктивного
здоровья семьи, подготовка беременной женщины и ее семьи к
рождению ребенка;
- высокоэффективное санитарное просвещение подростков по
вопросам полового воспитания, безопасного материнства,
профилактики заболеваний, передающихся половым путем и от будущей
матери к плоду;
- организация подростковых центров, медико - педагогических
школ, направленных на формирование здорового образа жизни;
- улучшение оказания медико - социальной помощи одиноким
матерям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей с ограниченными
возможностями, включая индивидуальное восстановительное лечение,
протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия;
- сохранение принципа всеобщей диспансеризации детского
населения и бесплатной медицинской помощи детям;
- создание и внедрение программ обучения родителей основам
реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными
недостатками;
- создание системы медико - социальных служб, осуществляющих
лечение и реабилитацию больных наркоманией, профилактику
наркоманизации среди детей и подростков;
- проведение научных исследований в области охраны здоровья
матери и ребенка.
3.3. В сфере улучшения материальных условий жизнедеятельности
семьи, поддержки малообеспеченных семей:
- повышение роли органов местного самоуправления в решении
проблем неблагополучия семей, социальной поддержки
малообеспеченных категорий семей, обеспечение защиты
имущественных, жилищных и других прав ребенка;
- повышение социальных гарантий в области занятости для семей,
особо нуждающихся в социальной защите, путем проведения
специальных мероприятий и поощрения работодателей, использующих
труд вышеуказанных граждан;
- осуществление дифференцированного подхода в предоставлении
гарантий по поддержанию социально - приемлемого уровня жизни для
нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным
членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой
основе;
- обеспечение жильем, квотированными рабочими местами и другими
социальными гарантиями выпускников учебных заведений, являющихся
детьми - сиротами, в соответствии с законодательством;
- создание в системе профессионального образования центров,
занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и
выпускников;
- увеличение объемов ввода дешевого социального жилья;
- обеспечение социальной поддержки молодым семьям из числа
студентов и учащихся высших и средних учебных заведений.
3.4. В сфере повышения профессионального и социального статуса
женщин:
- разработка и внедрение экономических стимулов и льгот,
повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу
женщин, в т.ч. на условиях неполного рабочего времени, гибкого
графика или работы на дому;
- создание эффективных условий для обучения, повышения
квалификации или переобучения профессиям, конкурентоспособным на
рынке труда для женщин, впервые ищущих работу, а также имеющих
перерыв в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из
отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, для скорейшей
профессиональной реадаптации;
- создание условий для развития семейного бизнеса, работы на
дому, вовлечения в предпринимательскую деятельность;
- совершенствование работы предприятий и организаций по охране
труда женщин и обеспечению их правовой защиты в сфере трудовой
деятельности;
- сохранение рабочих мест для женщин предпенсионного возраста
при высвобождении граждан из организаций;
- предоставление возможности досрочного оформления на пенсию в
соответствии с действующим законодательством женщинам
предпенсионного возраста, уволенным в связи с ликвидацией
организации, сокращением численности штата, при невозможности их
трудоустройства.
3.5. В сфере профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних и защиты их прав:
- принятие мер по предотвращению деградации, распада семей;
- развитие системы социальных учреждений по оказанию помощи
семье, детям, женщинам;
- обеспечение занятости подростков; возрождение подростковых и
молодежных клубов, кружков на бесплатной основе;
- сохранение и развитие материально - технической базы детского
отдыха, оздоровления, занятости;
- размещение государственного заказа на проведение отдыха,
оздоровления, занятости детей и подростков;
- повышение роли органов местного самоуправления в создании
системы профилактики, разработка и принятие комплексных программ
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- создание системы практической реализации права ребенка на
воспитание в семье. Развитие института приемной семьи.
3.6. В сфере образования, воспитания, психолого -
педагогического сопровождения семьи и детей:
- внедрение в школьный компонент учебных планов факультативов,
специальных курсов по вопросам семейного воспитания;
- разработка учебно - методических пособий для
общеобразовательных учреждений по вопросам семейного воспитания
школьников;
- вовлечение родителей в систему воспитания детей и подростков
в образовательных учреждениях;
- оказание помощи семьям и детям в диагностике, коррекции и
реабилитации отклонений в развитии;
- изучение внутрисемейной среды и ближайшего окружения,
влияющего на психологическое состояние родителей и детей;
- создание профилактических и здоровьесберегающих технологий в
образовании.
3.7. В сфере создания условий для поддержки молодой семьи:
- проведение кредитования и частичного субсидирования молодых
семей, осуществляющих строительство или приобретение жилья;
- развитие центров и клубов молодой семьи, социальных служб для
молодежи, осуществляющих работу по оказанию психологической помощи
молодым супругам, воспитанию ответственного родительства;
- создание условий для обеспечения возможности завершения
образования членам студенческих семей из числа студентов вузов,
ссузов;
- поддержка и стимулирование деятельности служб, оказывающих
содействие занятости и трудоустройству членам молодых семей.
3.8. В сфере пропагандистской культурно - просветительской
работы по укреплению семейных отношений:
- организация регулярных публикаций в газетах, циклов передач
на радио и телевидении по вопросам формирования, сохранения и
укрепления семьи;
- осуществление учреждениями культуры систематической работы по
формированию и пропаганде гармоничных семейно - бытовых отношений;
- расширение социального партнерства и сотрудничества с
негосударственными общественными некоммерческими организациями,
осуществляющими деятельность в интересах семьи и детей;
- участие студенческих обществ высших и средних учебных
заведений в разработке аналитических материалов, способствующих
определению приоритетных целей и задач в формировании программ,
касающихся улучшения положения семьи.
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ
В Концепции сформулированы принципы и важнейшие направления
государственной социальной семейной политики в Амурской области на
период до 2008 года. Положения Концепции дополняются, уточняются и
конкретизируются в постановлениях, распоряжениях, планах действий
и других документах, утверждаемых Главой Администрации области.
Концепция является основой для разработки и реализации
региональных целевых программ и мероприятий в областях, где
затрагиваются интересы семей, предусматривает координацию действий
органов власти на областном и муниципальном уровнях.
|