Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Амурской области

Архив (обновление)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 06.05.1996 N 254 О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996 ГОД И ПЕРСПЕКТИВУ И О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 1996 ГОД

(по состоянию на 19 июля 2006 года)

<<< Назад


                 ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 6 мая 1996 г. N 254
                                   
         О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
             АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996 ГОД И ПЕРСПЕКТИВУ И
         О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                              НА 1996 ГОД
   
       В  целях совершенствования внешнеэкономической деятельности и в
   соответствии с Федеральным законом от 13 октября 1995 г.  N  157-ФЗ
   "О   государственном  регулировании  внешнеторговой   деятельности"
   постановляю:
       1.    Утвердить    Концепцию    развития    внешнеэкономической
   деятельности   Амурской   области  на  1996   год   и   перспективу
   (приложение N 1).
       2.    Утвердить    Программу    развития    внешнеэкономической
   деятельности на 1996 год (приложение N 2).
       3. Строить деятельность комитетов и управлений администрации  в
   части  развития  внешнеэкономических связей на основе  утвержденной
   Концепции.
       4.   Комитетам  и  управлениям  совместно  с  заинтересованными
   предприятиями  и организациями обеспечить выполнение  Программы  на
   1996 год.
       5. Комитету международных и внешнеэкономических связей ввести в
   практику      ежегодную      разработку      Программ      развития
   внешнеэкономической деятельности.
   
                                                   Глава Администрации
                                                      Амурской области
                                                          В.Н.ДЬЯЧЕНКО
   
   
   
   
   
                                                        Приложение N 1
                                                       к постановлению
                                                   Главы Администрации
                                                      Амурской области
                                                от 6 мая 1996 г. N 254
   
                               КОНЦЕПЦИЯ
               РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                           АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
                       НА 1996 ГОД И ПЕРСПЕКТИВУ
   
            I. ОЦЕНКА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ,
                  КРАТКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ И
                        ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЙ
   
       Географическое    положение   Амурской    области    определяет
   предпосылки   внешнеэкономического   сотрудничества   со   странами
   Азиатско-Тихоокеанского  региона.  Граница  с  Китаем  предполагает
   тесные связи, широкое развитие всех приграничных отношений.
       Природно-экономический   потенциал  характеризуется   следующим
   образом:  область  имеет  около  60% пашни  всего  Дальневосточного
   региона,  производит примерно четверть валовой продукции  сельского
   хозяйства, в т. ч. почти половину продукции растениеводства.
       Гидроэнергетические ресурсы области составляют пятую часть всех
   гидроресурсов региона, часть которых уже используется Зейской  ГЭС.
   Начато строительство Бурейской ГЭС.
       Лесами  покрыты  площади,  составляющие  примерно  62  процента
   областной  территории, что соответствует десятой части всех  лесных
   запасов Дальнего Востока.
       Геологическое   строение   определило   наличие   разнообразных
   полезных  ископаемых. Известны более 50 видов  минерального  сырья,
   среди   которых  золото,  каменный  и  бурый  уголь,   строительные
   материалы  и  т.  д. По запасам и добыче россыпного золота  область
   занимает  одно  из  ведущих мест в Российской Федерации.  В  целом,
   общий   экономический  потенциал  области  по  минеральному   сырью
   оценивается в 400 млрд. долларов.
       Длительная    специализация    промышленности    области     на
   использовании    природных   ресурсов   послужила    основой    для
   специфической  структуры производства. Промышленность представлена,
   в  основном, отраслями переработки сельскохозяйственной  продукции,
   лесозаготовки   и   лесопереработки,  добывающей,   в   том   числе
   золотодобывающей, топливной, энергетической и, в  меньшей  степени,
   машиностроением  и  другими, связанными  с  глубокой  переработкой,
   получением конечной продукции.
       Маркетинговый  анализ конъюнктуры мировых рынков  для  основных
   амурских товаров показывает благоприятную ситуацию: в течение  1995
   года  отмечался  рост мировых цен на ряд сырьевых  товаров,  прежде
   всего  топливной, энергетической, металлургической групп. С  учетом
   прогнозирования   мировыми   институтами   повышения   спроса    на
   энергоносители,  увеличения  потребления  в  промышленно   развитых
   странах   цветных   металлов,  возможности  экспорта,   привлечения
   капиталов  под  развитие и вовлечение в международный хозяйственный
   комплекс     экономического    потенциала    области    значительно
   расширяются.
       Общеэкономическая ситуация в настоящее время  обусловлена  тем,
   что  экономика области, как и всей Российской Федерации,  находится
   в состоянии радикальных преобразований.
       Общая  Концепция социально-экономического развития  области  на
   1996  г. исходит из предпосылок, которые сформулированы в Программе
   Правительства  Российской Федерации "Реформы и развитие  российской
   экономики  в  1995 - 1997 гг. ", "Прогнозе социально-экономического
   развития   Российской   Федерации   на   1996   год",   Законе   "О
   государственном    прогнозировании    и    программах    социально-
   экономического развития Российской Федерации".
       Современное социально-экономическое положение области  остается
   сложным.   За   1995   год  чистая  продукция   основных   отраслей
   производства  составила 76% от предыдущего уровня (в 1994  году  по
   сравнению  с  1993  г., этот показатель составлял 72%).  Наибольшее
   снижение   производства  имеет  место  в  выпуске   потребительских
   товаров. Однако, прогноз по выработке продукции на 1996 - 1997  гг.
   показывает остановку спада.
       На  государственном уровне Россия активно включается в  мировое
   сообщество, в 1995 году она получила статус регионального  члена  в
   экономической  организации ООН для Азии и Тихого океана,  готовятся
   переговоры о вступлении в Азиатский банк развития.
   
             II. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
          ПРЕДПОСЫЛКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПУТЕЙ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
   
       1. Торгово-экономические связи
   
       Развитие внешнеэкономических связей Амурской области происходит
   под  влиянием  смены  приоритетов во  внешней  политике  России.  В
   последнее  время наблюдается заметное смещение акцентов  в  сторону
   тихоокеанского   направления:   во  внешнеэкономической   стратегии
   России  страны Азиатско-Тихоокеанского региона рассматриваются  как
   перспективные внешнеторговые партнеры.
       Китай, Япония и КНДР являются сегодня основными внешнеторговыми
   партнерами   предприятий   области,  на  эти   страны   традиционно
   приходится основная часть внешнеторгового оборота.
       Анализ  динамики внешней торговли показывает, что в  1994  году
   произошел спад внешнеторгового оборота в 4 раза. В 1995 г.  процесс
   продолжился, и имело место сокращение объемов торговли еще на  30,6
   процентов.
       Эта    тенденция   вызвана   тем,   что   после   либерализации
   внешнеэкономической  деятельности  в  России  между   предприятиями
   Амурской   области   и   Китая  в  рамках  приграничных   отношений
   завязались  широкие бартерные связи. Объем бартера  составил  более
   90%  внешнеторгового оборота. При этом вывозимые в КНР с российской
   стороны   товары  не  производились  на  предприятиях  области,   а
   завозились из центральных областей страны.
       Постепенно возможности бартера с КНР исчерпывались. К тому  же,
   в  1994 году введен визовый порядок пересечения российско-китайской
   границы,  что  в значительной мере затруднило контакты приграничных
   деловых  кругов. Ход экономических преобразований,  проведенных  за
   эти  годы в России, потребовал от предприятий более высокого уровня
   внешнеторговых отношений, чем простой товарообмен. Появились  связи
   с  другими  странами, пусть отдаленными, но с более  цивилизованной
   экономикой.
       С  целью  создания  условий для продолжения и совершенствования
   приграничной  торговли  администрацией и банками  Амурской  области
   предприняты  меры,  сделавшие  возможным  осуществление  наряду   с
   бартерными, валютных внешнеторговых операций. Подписано  Соглашение
   о  двусторонних  торговых  расчетах между акционерным  коммерческим
   банком    "Амурбанк"    (Благовещенск)   и    Хэйхэским    филиалом
   Сельскохозяйственного банка Китая (Хэйхэ) и  решен  вопрос  наличия
   корреспондентских валютных счетов в наших приграничных городах.
       Внешнеэкономические  связи с Японией замыкаются  на  экспортных
   поставках  леса  и  лесоматериалов.  В  1995  году  доля  Японии  в
   экспорте   области  составила  33,5%.  Вместе  с  тем,  возможности
   внешнеэкономического сотрудничества значительно шире,  чем  экспорт
   круглого  леса. Прежде всего - это инвестиционное сотрудничество  и
   совместное  предпринимательство  в приоритетных  сферах  экономики,
   однако,   до   настоящего  времени  они  не  получили  необходимого
   развития.
       Внешнеторговый  оборот предприятий области и  КНДР  составил  в
   1995  г.  8,3  млн.  долларов. Экспорт  увеличился  в  3,9  раза  и
   составил 8,2 млн. долларов. В КНДР экспортируются, в основном,  лес
   и     соя,     импортируются    товары    народного    потребления.
   Внешнеэкономическое  производственное  сотрудничество  представлено
   совместными   лесозаготовками,  которые   осуществляются   в   АООТ
   "Лесопромышленный   комплекс  "Тындалес".  В  1995   г.   заключено
   межправительственное  соглашение  России   и   КНДР   о   продлении
   совместных лесозаготовок до 1998 г.
       Торгово-экономические  связи  с Республикой  Корея  установлены
   только в 1993 г. В 1994 г. импорт из этой страны составил 4,7  млн.
   долларов,   в   1995   г.   -  2,7  млн.  долларов.   Импортируются
   продовольствие и некоторые товары народного потребления. Экспорт  в
   Южную Корею из области практически отсутствует.
       Общая  оценка использования экспортного потенциала  показывает,
   что  доля  продукции собственного производства,  включая  сырье,  в
   общем  объеме  экспорта  составила  в  1994  г.  31%.  В  1995   г.
   отмечается   увеличение  этой  доли  до  50%.  Основная  экспортная
   продукция области - лесоматериалы, электроэнергия, соя, стекло.
       Продукция  собственного производства в объеме  экспорта  должна
   быть существенно увеличена.
       За  последние годы произошло значительное расширение  географии
   импорта: в 1992 г. импорт осуществлялся из 5 стран, в 1994 г. -  из
   23  стран,  в 1995 г. - из 34 стран Дальнего Зарубежья. Это  страны
   Северо-Восточной  и  Юго-Восточной  Азии,  Европы,  а  также   США.
   Наблюдается  сокращение торговли с КНР и происходит  переориентация
   крупных импортеров на рынки других стран.
   
       2. Деятельность предприятий с иностранными инвестициями
   
       По  состоянию  на  1  января 1996 года в  области  созданы  148
   совместных  и  иностранных предприятий. 110 предприятий  (или  75%)
   созданы с партнерами из КНР.
       Из  числа  зарегистрированных предприятий реально функционируют
   52,  из  них  более  половины занимаются торговлей  и  общественным
   питанием.  Наибольшее количество действующих предприятий  находится
   в Благовещенске (32) и Тынде (8).
       Общая  сумма иностранных инвестиций составила на 1 января  1996
   г.  127,2  млрд.  рублей.  На совместные предприятия  с  китайскими
   партнерами   приходится  30%  (38  млрд.  рублей)  инвестиций;   на
   сингапурские  инвестиции - 66% (84 млрд. рублей).  Из  всех  других
   стран привлечены только 4% средств.
       В  общем объеме производства промышленной продукции области  за
   1995  г.  на  предприятия  с иностранными  инвестициями  приходится
   только 2%.
       Из  числа российско-китайских совместных предприятий наибольшее
   количество  функционируют в сфере питания (рестораны),  торговли  и
   мелкосерийного производства некоторых товаров.
       С   1994   г.   наблюдается   стремление   китайских   компаний
   зарегистрировать предприятия со 100% иностранным  капиталом,  на  1
   января 1996 г. зарегистрированы 39 таких предприятий.
       Анализ деятельности ПИИ показывает, что сегодня для иностранных
   инвесторов   наиболее  приемлемы  "хорошо  отмобилизованные"   виды
   деятельности,    которые   могут   быть   быстро    свернуты    при
   неблагоприятном   развитии  внутриполитической  ситуации.   Главной
   целью   большинства   иностранных  инвесторов  является   скорейшее
   получение    прибыли.    Это    обуславливает    низкий     уровень
   реинвестирования и отток значительной части прибыли за границу.
       19  предприятий  с  иностранными инвестициями ликвидированы,  в
   основном, это российско-китайские совместные предприятия.  Все  эти
   предприятия  ликвидированы  как  несостоявшиеся.  Одна  из   причин
   заключается  в  том,  что  в качестве инвесторов  выступали  мелкие
   китайские   фирмы.  К  тому  же  такие  фирмы  при   создании   ими
   предприятий  со  100%  капиталом  оказываются  неподготовленными  к
   работе   на  российском  рынке  -  у  них  отсутствуют  необходимые
   экономические   и   юридические   знания   и   опыт   международной
   деятельности.
   
       3. Использование иностранной рабочей силы
   
   -----------------------T-----------------------------------------¬
   ¦Отрасли               ¦     количество рабочих (чел.)           ¦
   ¦                      +------------T-------------T--------------+
   ¦                      ¦   1993     ¦   1994      ¦    1995      ¦
   +----------------------+------------+-------------+--------------+
   ¦Строительство         ¦   1466     ¦    1703     ¦    1029      ¦
   ¦                      ¦            ¦             ¦              ¦
   ¦Сельское хозяйство    ¦   945      ¦    1025     ¦    993       ¦
   ¦                      ¦            ¦             ¦              ¦
   ¦Промышленность        ¦   5873     ¦    4943     ¦    4940      ¦
   ¦в том числе:          ¦            ¦             ¦              ¦
   ¦- лесное хозяйство    ¦   5550     ¦    3881     ¦    4438      ¦
   ¦- золотодобыча        ¦            ¦    957      ¦    502       ¦
   ¦                      ¦            ¦             ¦              ¦
   ¦Прочие                ¦            ¦    210      ¦    193       ¦
   ¦                      ¦            ¦             ¦              ¦
   ¦Всего                 ¦   8284     ¦    7881     ¦    7155      ¦
   ¦КНДР                  ¦   6850     ¦    5087     ¦    5473      ¦
   ¦                      ¦            ¦             ¦              ¦
   ¦СНГ                   ¦            ¦    2012     ¦    1281      ¦
   ¦                      ¦            ¦             ¦              ¦
   ¦КНР                   ¦   1434     ¦    775      ¦    401       ¦
   ¦                      ¦            ¦             ¦              ¦
   ¦СРВ                   ¦            ¦    7        ¦              ¦
   ¦                      ¦            ¦             ¦              ¦
   ¦Всего                 ¦   8284     ¦    7881     ¦    7155      ¦
   L----------------------+------------+-------------+---------------
   
       Китайские рабочие используются, прежде всего, в строительстве и
   производстве   стройматериалов.  В  1995  г.   объем   строительно-
   монтажных  работ,  выполненных китайскими рабочими,  составил  13,8
   млрд.    рублей.    Северокорейские   рабочие    используются    на
   лесозаготовках и в сельском хозяйстве.
       В  1995 г. количество иностранных рабочих из Дальнего Зарубежья
   сократилось,  по  сравнению с 1993 г., на 29%.  При  этом  наиболее
   заметно   уменьшилось  число  китайских  рабочих  -  в  3,6   раза.
   Численность северокорейских рабочих уменьшилась на 20%.
       Произошедшее сокращение использования иностранной рабочей  силы
   следует   рассматривать  с  положительной  стороны,  так  как   это
   происходит на фоне роста числа незанятых российских граждан.
   
       4. Международный туризм
   
       В  области  развивается международный туризм,  функционируют  7
   туристических  фирм.  В  настоящее  время  213,5  тыс.   российских
   граждан  ежегодно выезжают с туристической целью за  рубеж.  Фирмой
   "Амуртурист"   в  Благовещенске  открыта  туристическая   гостиница
   международного класса.
   
          III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
       Основные    цели   дальнейшего   развития   внешнеэкономической
   деятельности:  скорейший вывод экономики из  кризисного  состояния,
   продолжение  радикальной экономической реформы на  основе  рыночных
   отношений,   усиление  социальной  политики,  повышение  жизненного
   уровня граждан.
       Стратегические направления будут основываться на:
       расширении   сложившихся  внешнеэкономических  и  международных
   связей;
       привлечении иностранных инвестиций в развитие промышленности и,
   в  первую  очередь,  добывающей, лесоперерабатывающей,  переработку
   сельскохозяйственной  продукции, энергетику  и  развитие  топливной
   базы;
       переходе  на валютную внешнюю торговлю и продолжение  бартерных
   операций;
       налаживании выпуска конкурентоспособных промышленных товаров;
       расширении объема экспорта;
       улучшении структуры импорта товаров;
       создании приграничной свободной экономической зоны.
       Практическому осуществлению этих направлений развития  послужат
   договоры  между  администрацией  Амурской  области  и  территориями
   стран  АТР, расширение делового сотрудничества предприятий  области
   с иностранными партнерами.
       К  настоящему времени администрацией области подписаны и  будут
   реализовываться   следующие   соглашения   с   территориями    КНР,
   Республики Корея и другими:
       Соглашение  между  администрацией Амурской области  и  Народным
   Правительством  города  Хэйхэ  об укреплении  торгово-экономических
   связей (1995 г.);
       Соглашение  о побратимстве между Амурской областью и провинцией
   Хэйлунцзян (1995 г.);
       Соглашение  между  администрацией Амурской области  и  Народным
   Правительством  округа  Большой Хинган  (провинция  Хэйлунцзян)  об
   укреплении  торгово-экономических  связей  и  дальнейшем   развитии
   двустороннего сотрудничества (1995 г.);
       Соглашение  между  администрацией Амурской области  и  Народным
   Правительством  г.  Хэйхэ  провинции  Хэйлунцзян  об   открытии   и
   деятельности представительств на административных территориях  друг
   друга (1993 г.);
       Соглашение   об   установлении  побратимских  отношений   между
   Амурской областью и провинцией Чунчоннам-до Республики Корея  (1995
   г.).
       На  стадии  подготовки находятся Соглашения о сотрудничестве  с
   провинцией  Ляонин,  особой  экономической  зоной  Чжухай  (КНР)  и
   другие.
       Развитие   внешнеэкономических  связей  должно   строиться   на
   использовании  преимуществ,  которые  отличают  область  от  других
   регионов  Дальнего  Востока, прилегающих к  Азиатско-Тихоокеанскому
   региону,   более   полном  использовании  природных  энергетических
   ресурсов, земель, возможностей, изложенных в разделах I и II.
   
       1. Сотрудничество с Китаем
   
       Амурская  область  имеет  самую  протяженную  в  России   1255-
   километровую границу с Китаем. Российский Благовещенск и  китайский
   Хэйхэ  территориально разделяет только р. Амур,  а  от  центральных
   районов  России  область  отдалена. Исходя из  этого,  экономически
   выгодно    иметь    тесные   экономические,   торговые    и    даже
   производственные связи с приграничными районами КНР.
       Уникальным  звеном  внешнеэкономической  деятельности  является
   Благовещенск.  Крупный  город, расположенный  на  границе,  отрезке
   хорошей  судоходности  р.  Амур, имеющий  выход  на  Транссибирскую
   железнодорожную  магистраль, автомагистральные  подъезды,  аэропорт
   международного  класса с авиалиниями в центральные  районы  страны,
   определен   как  пограничный  пункт  пропуска.  Это  дает   широкую
   перспективу  развития  международных связей через  Благовещенск.  В
   1995  г.  через погранпереход пропущены 135 тыс. тонн международных
   грузов  и  373  тыс. пассажиров, он стал одним из  крупных  пунктов
   пограничного  пропуска  на  Дальнем  Востоке.  Исходя   из   этого,
   Концепция  экономического  развития области,  как  одним  из  самых
   важных, предусматривает в районе Благовещенска строительство  моста
   через Амур.
       Вторым  по  значению на сегодняшний день является погранпереход
   "Поярково".  За  1995  г. через него проследовали  44,2  тыс.  тонн
   грузов  и 8,3 тыс. пассажиров. Он также может быть развит  в  более
   крупный,  если  утвердится тенденция расширения внешнеэкономических
   связей России и КНР и активизируются приграничные отношения в  этом
   районе.
       Пункт пропуска "Джалинда" пока не дает эффективной отдачи, хотя
   в  объект  вложены  значительные  инвестиции.  При  его  пропускной
   способности более 130 тыс. тонн грузов в год, за 1995 г.  пропущено
   630 тонн грузов.
       Потенциальные возможности всех трех погранпереходов области  по
   пропуску  грузов составляют 1100 тыс. тонн, пассажиров -  850  тыс.
   человек.  В  1995 г. эти возможности были использованы по  пропуску
   грузов на 17%, по перевозке пассажиров - на 45%.
       Таким  образом,  имеются  резервы для значительного  увеличения
   экспорта,  налаживания  приграничных  кооперационных  связей  между
   предприятиями,   что  позволяет  в  комплексе  с   другими   мерами
   преодолевать кризис в экономике.
       Необходимо  и  дальше развивать импорт из Китая тех  продуктов,
   которые  невозможно произвести в области, но нужных  для  народного
   потребления:  рис, чай, цитрусовые, другие фрукты и некоторые  виды
   овощей.  Конечно,  следует  ввозить  только  те  китайские  товары,
   качество  которых  отвечает  мировым стандартам  и  государственным
   стандартам Российской Федерации.
   
       2. Сотрудничество с Республикой Корея
   
       Развитие  деловых отношений с Республикой Корея,  хотя  сегодня
   они  не  велики по объему, имеют динамику поступательного развития.
   Позиция  Амурской  области  в условиях достаточно  ярко  выраженной
   конкуренции   государств  ЮВА  за  доступ  к   природным   ресурсам
   Дальневосточного  региона  в  отношениях  с  Южной  Кореей   должна
   определяться  стремлением сыграть на различиях в интересах  Японии,
   КНР  и  Кореи. Речь идет о более активном, в сравнении с Японией  и
   Китаем,   подходе   к   вопросам  инвестирования   в   региональную
   экономику.
       Исходя   из   сельскохозяйственной   направленности   областной
   экономики  и производства, здесь около 75% всей выращиваемой  в  РФ
   сои,   целесообразно   сконцентрировать   усилия   на   привлечение
   южнокорейских   инвестиций   в   сферу   выращивания   и   глубокой
   переработки на территории области этой и другой сельхозпродукции.
       Учитывая     высокую    степень    развитости     южнокорейской
   промышленности,   электроники,   точного   машиностроения   следует
   предпринимать   различные  меры  для  привлечения  на   предприятия
   области современных технологий, ноу-хау. Это возможно делать  через
   совместные   предприятия,   путем   приобретения   технологического
   оборудования, других форм сотрудничества.
       Новые  возможности в плане укрепления и развития экономического
   сотрудничества  Амурской области с Республикой Корея  предоставляет
   факт  подписания  в  июне 1995 г. Соглашения о побратимских  связях
   нашей области с провинцией Чунчоннам-до.
   
       3. Сотрудничество с Японией
   
       Сотрудничество   Амурской  области  с  Японией   имеет   весьма
   ограниченные   рамки,   которые   определяются   общим   контекстом
   российско-японских  отношений в политической и  внешнеэкономической
   сферах.
       Наиболее  вероятным направлением инвестиционного сотрудничества
   нашего  региона с Японией может быть установление деловых контактов
   и  связей  с Фондом инвестирования предприятий Дальнего  Востока  и
   Восточной  Сибири,  учредителями  которого  являются  правительство
   Японии и Европейский банк реконструкции и развития.
       Еще  одним  из направлений экономического сотрудничества  может
   стать   расширение   сотрудничества  в  области   лесозаготовок   и
   лесопереработки  для  увеличения экспорта в Японию  лесоматериалов.
   Возможно  использование  японской  технологии  и  оборудования  для
   переработки  дикорастущих ягод и трав с целью  получения  продуктов
   питания и лекарственных препаратов.
   
       4. Сотрудничество с КНДР
   
       Следует  использовать  интересы  КНДР  в  российских  поставках
   лесоматериалов и сои, расширять, переводить в более  эффективное  и
   экономически  выгодное русло. Эти направления  изложены  в  разделе
   "Развитие   экспортного  потенциала  области  и   совершенствование
   структуры экспорта".
   
       5. Развитие связей со странами СНГ
   
       В  настоящее время со странами СНГ экономическое сотрудничество
   значительно свернуто и этот процесс пока не остановлен. В  1995  г.
   экспорт  в  страны Ближнего Зарубежья из области снизился  на  64%.
   Импорт сократился на 51%.
       Наибольший удельный вес в торговом обороте занимают по  импорту
   Украина,  Узбекистан, Молдова, по экспорту - Казахстан, Узбекистан,
   Украина.
       В  нынешней  экономической ситуации нужно добиваться расширения
   связей   со   странами  СНГ,  используя  этот  рычаг  для   подъема
   промышленного   производства  и  оздоровления  экономики   области.
   Развитие  связей  производить  на  основе  разделов  III,   IV,   V
   настоящей Концепции.
       При  этом  учитывать тенденции расширения отношений со странами
   СНГ  на  межгосударственном уровне, формирование таможенного союза,
   начавшуюся  унификацию хозяйственного законодательства и  выработку
   общих правил организации валютных рынков. Торговлю с партнерами  из
   стран  СНГ можно продолжать строить на товарообменной основе,  имея
   в  виду  постоянное  сбалансирование взаимных поставок  товаров  на
   основе мировых цен.
   
            IV. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
   
       У  области есть все возможности стать важным транспортным узлом
   в  обслуживании  российско-китайского  внешнеторгового  оборота,  а
   также  переработки грузопотоков в другие страны Юго-Восточной  Азии
   и Азиатско-Тихоокеанского региона.
       Действия   надо   скоординировать  так,   чтобы   более   тесно
   состыковать  транспортные  системы через областные  погранпереходы,
   что   даст   возможность  привлечь  в  область   объемы   перевозок
   внешнеторговых  грузов,  в  том  числе  централизованных   взаимных
   поставок.  Это могут быть новые объемы из разных регионов,  которые
   сложатся  за  счет общего расширения связей России и  КНР,  КНР  со
   странами  СНГ;  грузов,  следующих транзитом  через  КНР  в  третьи
   страны  и  через  Россию  в  третьи  страны.  Так  же  может   быть
   задействована  часть  уже  сложившихся объемов  за  счет  изменения
   имеющихся   транспортных  схем  путем  повышения  привлекательности
   приграничного транспортного сервиса по сравнению с другими.
       Транспортная    система   области   включает   железнодорожный,
   автомобильный,  речной  и воздушный транспорт.  Территорию  области
   пересекают   Транссибирская   и  Байкало-Амурская   железнодорожные
   магистрали,   по   северу  проходит  Амуро-Якутская   автомобильная
   дорога,  которая  обеспечивает связь с Республикой  Саха  (Якутия).
   Ведется  строительство новой автомагистрали Чита -  Хабаровск,  что
   позволит  соединить  автодорожные сети Сибири и  Дальнего  Востока.
   Речные перевозки осуществляются по Амуру и Зее.
       К   числу  наиболее  масштабных  и  перспективных  проектов  во
   внешнеэкономической  сфере  следует  отнести  строительство   моста
   через  Амур в районе Благовещенска. Межправительственное соглашение
   о  его  строительстве  подписано в июне 1995  г.  Ввод  в  действие
   мостового перехода позволит предложить вариант прохождения  грузов,
   альтернативный  сложившимся  потокам через  Монголию  и  Казахстан,
   состыковав  транспортные  системы  восточной  России  с  Китаем   и
   странами   Юго-Восточной  Азии.  При  этом   подпитка   грузами   с
   центральных  участков  Транссиба  и  БАМа  делает  эти   магистрали
   (следовательно,  ее  грузоформирующие  узлы  на  Тихом   океане   -
   Владивосток,  Находку, Ванино, а в перспективе Посьет  и  Краскино)
   конкурентоспособными  с  имеющейся схемой сухопутных  связей  между
   странами АТР и Европы.
   
                  V. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО
                        ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
   
       Привлечение  в  регион иностранного капитала в форме  кредитов,
   прямых  и  портфельных  инвестиций является  важной  стратегической
   задачей,  позволяющей реализовать программы будущего экономического
   роста.  В  условиях  экономики переходного периода  развитие  таких
   капиталоемких  отраслей как энергетика, транспортное строительство,
   освоение  природных  богатств без существенных финансовых  вложений
   заметно  отстает от имеющихся потребностей и зачастую неэффективно.
   Поэтому столь важно привлечь иностранные инвестиции.
       Для   этого   необходимо  преодолеть  те  обстоятельства,   что
   инвестиционный климат в регионе, как и во всей России, находится  в
   настоящее  время во власти неблагоприятных тенденций. Потенциальные
   инвесторы  из  стран АТР признают данную ситуацию непривлекательной
   из-за    политической   и   экономической   нестабильности,   часто
   меняющегося  законодательства, обременительной  налоговой  системы,
   недостаточно развитой инфраструктуры. Это прямым образом влияет  на
   масштабы и интенсивность иностранных инвестиций.
       Сегодня   существуют   ряд  объективных  факторов,   тормозящих
   нормальный процесс иностранного инвестирования в нашу экономику:
       отсутствие  на  федеральном  и региональном  уровнях  концепций
   инвестиционной   политики,  в  том  числе   в   части   привлечения
   иностранного капитала;
       неэффективность   законодательства   и   практики   в    сферах
   внешнеэкономической   и  инвестиционной  деятельности:   отсутствие
   льгот   для   иностранных  инвесторов,  отсутствие  государственных
   гарантий    сохранности   иностранных   капиталов;    недостаточное
   законодательное  обеспечение  иностранных  инвестиций  в   отраслях
   природопользования;
       высокий уровень налогообложения предприятий;
       недостаточная надежность существующей банковской системы.
       Стимулирование  иностранных  инвестиций  в  экономику  Амурской
   области    предполагает,   прежде   всего,   создание   в   регионе
   инвестиционного климата, не менее привлекательного, чем в  соседних
   странах.
       Особенно следует иметь в виду возросший потенциал граничащего с
   областью  северо-восточного Китая и его отмобилизованную готовность
   к  принятию  крупных  капиталовложений.  Здесь  Правительством  КНР
   созданы  идеальные условия для иностранных инвесторов, в  частности
   налоговые  льготы  распространяются вплоть до полного  освобождения
   от  уплаты  на первые несколько лет, предоставление под предприятия
   земельных  участков  на  очень выгодных условиях,  дешевая  рабочая
   сила.
       Исходя  из  этого,  целесообразно  разработать  и  принять   на
   соответствующих   уровнях  -  федеральном  и  областном   -   такую
   законодательно  оформленную  систему  льгот  и  гарантий,   которая
   создала  бы конкурентоспособные условия для привлечения иностранных
   инвестиций  именно на территории Амурской области. Это должны  быть
   в совокупности следующие меры:
       создание  системы  страхования инвестиций  с  помощью  долевого
   участия  администрации  области и  ее  территорий  в  создании  СП,
   залога    недвижимости,    формирования    страхового    фонда    с
   использованием  валютных  резервов, запасов  драгоценных  и  редких
   металлов;
       освобождение  СП  от федеральных и областных налогов  в  первые
   несколько  лет  работы,  по  крайней  мере  до  получения  реальной
   прибыли от производственной деятельности;
       предоставление   субъектам   Федерации   права   самостоятельно
   регистрировать   предприятия   с  иностранными   инвестициями   без
   ограничения размера вклада иностранного инвестора в уставный фонд;
       отмена  Правительством  импортных таможенных  пошлин  для  ПИИ,
   ввозящих  производственное оборудование и запчасти к нему,  товары,
   нужные    для   строительства,   реконструкции   или   технического
   перевооружения, помимо вклада в уставный фонд;
       разработка   и   принятие   на   федеральном   уровне   порядка
   освобождения продукции, импортируемой ПИИ для собственных нужд,  от
   импортных  пошлин  (это право закреплено в Законе  "Об  иностранных
   инвестициях в РСФСР", но порядок применения не определен);
       при реинвестировании прибыли в строительство новых объектов как
   производственного,    так    и   непроизводственного    назначения,
   уменьшение    размера   налогооблагаемой   прибыли   на    величину
   соответствующих сумм;
       освобождение   от  уплаты  налога  на  прибыль  суммы   прибыли
   предприятий   с   иностранными   инвестициями,   направляемой    на
   реинвестирование в экономику региона, где она была получена;
       освобождение   банков  и  финансовых  институтов   от   налога,
   зачисляемого в областной бюджет с прибыли, полученной в  результате
   предоставления   инвестиционных  кредитов  юридическим   лицам   на
   реализацию инвестиционных проектов областного значения;
       предоставление инвестиционного налогового кредита на прибыль  в
   пределах сумм налоговых платежей, направляемых в областной  бюджет,
   субъектам   инвестиционной  деятельности,   относящимся   к   сфере
   материального    производства   (за    исключением    торговли    и
   общественного питания);
       снижение  ставки  налога на прибыль, зачисляемого  в  областной
   бюджет, для юридических лиц, осуществляющих лизинговые сделки.
       В  качестве  обеспечения государственных гарантий на  областном
   уровне    инвесторам   при   реализации   инвестиционных   проектов
   областного значения могут выступать:
       финансовые  средства  областного  бюджета,  выделяемые  в  виде
   отдельной   строки   расходной  части  бюджета  "Гарантии"   (общая
   величина   выданных  гарантий  не  должна  превышать   10%   объема
   налоговых доходов областного бюджета);
       финансовые средства областных внебюджетных фондов;
       права  на  пользование землей, предоставленные  предприятиям  с
   участием  иностранного  капитала  на  возвратной  основе  (в  форме
   концессий). Период пользования землей может составить  до  50  лет.
   По   истечению   этого   срока  разрешалось  бы   продление   права
   пользования землей.
       Предприятиям могли бы предоставляться следующие льготы:
       уменьшение платы за землю на 30 - 50% при использовании  земель
   под промышленную или комплексную деятельность;
       уменьшение платы за землю на 50 - 55% при использовании  земель
   под   создание   высокотехнологичных  производств  по   переработке
   продукции      сельского     хозяйства,     экспортоориентированных
   производств;
       инвесторы,  которые  вкладывают деньги в неприбыльную  сферу  -
   культуру,  образование, науку, - могли бы освобождаться  от  уплаты
   налога за пользование землей полностью.
   
                 VI. РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА И
                 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТА
   
       Наращивание экспортного потенциала - одна из центральных  задач
   развития  экономики области. Продвижение выпускаемой  продукции  на
   внешний  рынок могло бы обеспечить полнокровное включение экономики
   области в международное разделение труда.
       Эта  задача  особенно актуальна, т. к. на протяжении  1994-1995
   гг.  произошло сокращение экспорта из области почти в 4  раза,  при
   этом,  в  целом по Дальневосточному региону, наблюдается стабильное
   увеличение.  В  1995  г. удельный вес Амурской области  в  экспорте
   Дальнего  Востока  составил  только 3,9%  (в  1988  г.  на  область
   приходилось 5,4% дальневосточного экспорта, а в 1992 г. - 15,1%).
       Весьма  узкой  остается география экспорта: 98 -  99%  поставок
   приходится   на   Китай,  Японию  и  КНДР.   Основная   причина   -
   недостаточное  использование экспортного потенциала  области.  Доля
   продукции собственного производства, включая сырье, в общем  объеме
   экспорта  составила в 1994 г. 31%, в 1995 г. отмечается  увеличение
   этой доли до 50%.
   
       1.  Политика областных органов по увеличению экспорта  основных
   товаров
   
       Лесоматериалы
   
       Основой  для  расширения лесного экспорта  служит  лесной  фонд
   области.  Лесные  запасы позволяют ежегодно  заготавливать  5  млн.
   кубометров  деловой  древесины,  в  том  числе  2  млн.  кубометров
   экспортной. Однако, этот потенциал используется далеко не в  полной
   мере.   Объем   экспорта  лесоматериалов  в  физическом   выражении
   сократился в 1994 г., по сравнению с 1988 г., в 3 раза, в  1995  г.
   наблюдается небольшой рост экспорта леса.
       Основная  часть  лесного экспорта, более  80%,  направляется  в
   Японию.
       При  оздоровлении  экономического положения в лесном  комплексе
   области  ежегодный объем экспорта лесоматериалов к  2000  г.  может
   достигнуть 1,5 - 2 млн. кубометров.
       Дополнительного  роста стоимостных показателей  экспорта  нужно
   добиваться  за  счет  ввода  и развития  имеющихся  производств  по
   комплексной переработке лесного сырья.
       Наиболее   перспективным  для  развития  экспорта  предприятием
   лесной  промышленности  является  АООТ  "Лесопромышленный  комплекс
   "Тындалес".  Его программой предусматриваются строительство  завода
   древесно-волокнистых  плит  мощностью 13  млн.  квадратных  метров,
   лесопильного   завода   по   производству   50   тыс.    кубометров
   пиломатериалов   в  год,  мебельной  фабрики  мощностью   40   тыс.
   комплектов  наборов  корпусной мебели, создание  вспомогательных  и
   обслуживающих производств.
       Оснащение     предприятий     технологическим     оборудованием
   осуществляется  фирмой "Бизон-Верке" (ФРГ). На  1  января  1996  г.
   поставлено деревообрабатывающего оборудования на 15 млн.  долларов.
   С  вводом  мощностей на экспорт будут поставляться до 80% древесно-
   волокнистых плит. Завершение строительства комплекса планируется  в
   1997 г.
       Возможно  наращивать  экспорт  лесоматериалов  в  Японию,  КНР,
   страны СНГ, восстанавливая прежние межхозяйственные связи.
   
       Сельскохозяйственная продукция
   
       Амурская область - основной сельскохозяйственный район, на  нее
   приходится   почти   30%   валового   объема   сельскохозяйственной
   продукции  Дальнего Востока. По производству сои  область  занимает
   ведущее  место в России. В 1991 - 1994 гг. среднегодовой  сбор  сои
   составил  326  тыс.  тонн.  Почти вся  соя  в  необработанном  виде
   вывозится за пределы области.
       В этой связи весьма актуальной задачей становится строительство
   предприятий  по  переработке соевых бобов,  что  позволит  получить
   сельскому  хозяйству  области дополнительные валютные  средства  от
   экспорта высокоценных соевых продуктов.
       Низкие    внутренние   закупочные   цены   послужили   причиной
   прекращения  поставок сои в федеральный и региональный фонды.  Весь
   объем  произведенной  сои, как в 1994 г., так  и  в  1995  г.,  был
   закуплен  различными коммерческими структурами преимущественно  для
   экспорта.
       Экспорт   сои   осуществляется  в  Китай  и   КНДР.   Тенденция
   прослеживается из таблицы:
   ------------T--------------------------T-------------------------¬
   ¦   Годы    ¦Объем экспорта, тыс. тонн ¦В процентах к 1989 г.    ¦
   +-----------+--------------------------+-------------------------+
   ¦  1989     ¦        2,1               ¦           -             ¦
   ¦           ¦                          ¦                         ¦
   ¦  1990     ¦        26,3              ¦           в 12,5 раза   ¦
   ¦           ¦                          ¦                         ¦
   ¦  1995     ¦        45,6              ¦           в 21,7 раза   ¦
   L-----------+--------------------------+--------------------------
       С  учетом прогнозируемых объемов производства сои, к 2000 г. ее
   экспорт может составить 150 тыс. тонн в год.
   
       Электроэнергия
   
       На Амурскую область приходятся 2/3 гидроэнергетических ресурсов
   Дальнего  Востока.  В  год вырабатываются  около  8  млрд.  кВт/час
   электроэнергии.   Осуществляется   строительство   Бурейской    ГЭС
   проектной мощностью 2000 МВт.
       Наращивание  электроэнергетики в области частично ориентируется
   на  зарубежных потребителей. В районе Благовещенска построена линия
   электропередачи  в Хэйхэ напряжением 110 кВт, способная  передавать
   в Китай свыше 0,5 млрд. кВт/часов электроэнергии в год.
       Ожидаемая величина экспорта электроэнергии в 1996 году по  этой
   линии  электропередач  200  млн.  кВт/часов.  В  1997  -  2000  гг.
   планируется   экспортировать  ежегодно  до   250   млн.   кВт/часов
   электроэнергии.
       В 1996 г. планируется ввод еще одной ЛЭП 110 кВт. Сиваки (РФ) -
   Шипачжань (КНР) с переходом через р. Амур в районе с. Кузнецово.  В
   результате ежегодные поставки электроэнергии в КНР будут  увеличены
   до  200  -  250 млн. кВт/часов, что составляет 2,5 - 3% от  годовой
   выработки электроэнергии в Амурской области.
       Требует  совершенствования система оплаты  за  энергию  как  за
   стратегически  важную  позицию товарной  номенклатуры,  ее  продажа
   должна осуществляться без посредников на валютной основе.
   
       Промышленная продукция
   
       Экспорт    готовой    промышленной    продукции    собственного
   производства  в  настоящее время представлен, в основном,  стеклом.
   Мощности  по  производству  полированного  стекла  на  Райчихинском
   стекольном   заводе   составляют  15  млн.  кв.   метров   в   год.
   Прогнозируемый к 2000 г. экспорт стекла - 1,5 - 2 млн. кв. метров.
       Одно   из  важнейших  направлений  совершенствования  структуры
   экспорта  - расширение выпуска современных машин и оборудования.  В
   сегодняшних  условиях,  когда машиностроение  области  не  получило
   необходимого  развития,  расширение  машиностроительного   экспорта
   требует  определенной экономической и организационной поддержки  со
   стороны  областных органов власти. Машиностроительным предприятиям,
   стремящимся увеличить экспорт своей продукции и имеющим  для  этого
   возможности,  необходимо  предоставить  налоговые  льготы,  оказать
   кредитную  поддержку,  содействие в освоении новых  внешних  рынков
   сбыта.
       Создание       конкурентоспособных      экспортоориентированных
   машиностроительных  производств  может  пойти   более   успешно   с
   участием  иностранных  инвесторов. Меры по привлечению  иностранных
   инвестиций  изложены  в  разделе "Пути формирования  благоприятного
   инвестиционного климата".
       Концептуальные особенности в намечаемых путях развития экспорта
   состоят  в  том,  что  основу экспортного  потенциала  в  ближайшую
   перспективу  по-прежнему будут составлять  ресурсы  и  продукты  их
   переработки,  естественные и биологические  возобновляемые.  Отсюда
   при  разработке экспортной стратегии исходным явилось  положение  о
   рациональном   их   использовании,  имея   в   виду   использование
   максимально   возможной  части  ресурсов  в  рамках   экологических
   ограничений  и  сохранения естественного состояния территорий.  Это
   предполагает и налаживание глубокой переработки ресурсов.
       Интенсивность  развития будет в ближайшее время  ограничиваться
   уровнем производственной базы.
       Система мер, направленных на стимулирование экспорта:
       поддержка     и    стимулирование    субъектов    хозяйственной
   деятельности,     расширяющих    экспортное     производство,     -
   предоставление льгот, кредитов и др.;
       предоставление   предприятиям  с   экспортной   направленностью
   производства  права  на  ускоренную  амортизацию  оборудования  для
   поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции;
       создание   экспортного   производства  в   международной   зоне
   экономического сотрудничества;
       оказание  практической помощи маркетинговым службам предприятий
   в поиске зарубежных рынков сбыта продукции;
       активизация  рекламной и выставочной деятельности, направленной
   на продвижение продукции на внешний рынок;
       создание фондов поддержки экспортеров;
       создание ассоциаций экспортеров.
   
        VII. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИМПОРТА И РАЗВИТИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
   
       Обеспечение  потребностей  во многих  видах  товаров,  особенно
   продовольствия,  за  счет  импорта стало устойчивой  тенденцией  не
   только  в  Амурской области, но и в целом по Дальнему Востоку.  Это
   обусловлено   выросшими   транспортными   издержками,    создавшими
   неэффективность  ввоза  продуктов из западных  районов  России,  по
   сравнению  с  импортом из Китая, Южной Кореи, США  и  других  стран
   АТР.    Импортируемые    продовольственные   товары    обеспечивают
   значительную долю потребности населения области в фруктах,  овощах,
   мясопродуктах,   растительном  масле,  рисе,  кофе,   чае,   других
   продуктах.  По  итогам  за  1995 г. в  структуре  импорта  Амурской
   области на продовольственные товары приходится 44%.
       По   прогнозу,  импорт  продовольствия  в  область  в  2000  г.
   достигнет следующего уровня:
       фрукты               - 10000 т;
       овощи                - 5000 т;
       сахар песок          - 5000 т;
       мясо птицы           - 3000 т;
       масло животное       - 160 т;
       сыр                  - 50 т;
       макаронные изделия   - 3000 т;
       кондитерские изделия - 2000 т.
       В   этой  связи  областным  органам  необходимо  добиваться  от
   федеральных    дифференцированного   подхода   к    регионам    при
   осуществлении  различных мер тарифного и нетарифного  регулирования
   импорта.   Необходимо,   в   частности,   учитывать   специфические
   особенности области - ее удаленность от европейской части страны  и
   вовлеченность  в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского
   региона.  Повышение ввозных таможенных пошлин на  продовольственные
   товары  негативно сказывается как на внешней торговле региона,  так
   и   на   состоянии   продовольственного  рынка,  характеризующегося
   сегодня самым высоким уровнем цен в России.
       В  условиях специфически сложившегося хозяйственного  комплекса
   области  импортные  пошлины и налоги лишь по  ограниченному  набору
   товаров   (кондитерским   изделиям,  пиву,  алкогольным   напиткам,
   некоторым   видам   одежды  и  обуви)  выполняют   функцию   защиты
   отечественных  производителей.  В настоящее  время  при  отсутствии
   альтернативы   собственного  производства  основные   экономические
   последствия  тарифной  политики ложатся на плечи  населения.  Кроме
   того,   они  могут  привести  к  новым  критическим  ситуациям   на
   внутреннем потребительском рынке.
       Для   рационализации   импорта  предполагается   добиваться   у
   Правительства принятия следующих мер:
       - отмены НДС на импорт продовольственных товаров;
       -   отмены   импортных  пошлин  и  налогов  на  технологическое
   оборудование,   комплектующие   изделия   для   отраслей    лесной,
   деревообрабатывающей     и     горнодобывающей     перерабатывающей
   промышленности.
       Организация  импортозамещения означает  для  области  развитие,
   прежде   всего,   тех   отраслей,  которые  в  результате   прежней
   региональной  политики не получили необходимого развития.  Это  ряд
   отраслей    машиностроения,   пищевая,   легкая,   перерабатывающая
   промышленность.  Решение  проблемы  может  быть  найдено  на  путях
   привлечения  инвестиций,  производственной  кооперации  с   фирмами
   развитых стран.
   
                 VIII. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗОНЫ
               ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ
             В РАЙОНЕ БЛАГОВЕЩЕНСК (РОССИЯ) - ХЭЙХЭ (КНР)
   
       Строительство   моста   через   Амур   на   российско-китайском
   пограничном   переходе   и   создание  на  прилегающей   территории
   международной зоны экономического сотрудничества и развития  (МЗЭС)
   представляют   крупномасштабный   проект   федерального   значения,
   обеспечивающий для России не только компенсацию потери ряда  прямых
   пограничных  выходов на Дальнее Зарубежье, происшедших  с  распадом
   СССР,  но  и  реализацию задач по интеграции  экономики  Российской
   Федерации в мировое хозяйство, в том числе через рынки стран АТР.
       Районы   тяготения   в  МЗЭС  включают  с  российской   стороны
   Республику  Саха  (Якутию), прилегающие районы  Хабаровского  края,
   Еврейскую АО, Забайкалье и Приморье, большую часть зоны БАМа.
       Создание  международной зоны экономического  сотрудничества  на
   прилегающих  участках  мостового  перехода  в  обеих  странах,   по
   оценкам  специалистов, должно придать наибольшую привлекательность,
   в   сравнении   с   другими   проектами   международных   свободных
   экономических зон.
       В  районах  России, примыкающих к означенной зоне,  расположены
   100%  запасов  месторождений алмазов,  до  70%  запасов  россыпного
   золота  страны, заготавливаются 18 - 20 млн. куб. метров древесины,
   находится  основная топливно-энергетическая база Дальнего  Востока,
   в сельское хозяйство вовлечены более 3,5 млн. гектаров земли.
       Правительство  КНР  еще  в  1992 г. предоставило  городу  Хэйхэ
   статус   приграничной  зоны  экономического  развития,   получившей
   финансовые  условия  и льготные налоги, аналогичные  "классическим"
   приморским СЭЗ Китая.
       С  российской  стороны в целях более эффективного использования
   пограничного перехода в районе Благовещенска Президент  РФ  в  июне
   1994  г.  подписал Указ "О создании на территории Амурской  области
   свободной  таможенной  зоны"  и  дал  поручение  Правительству   РФ
   подготовить  российско-китайское межправительственное соглашение  о
   создании   международной  зоны  экономического   сотрудничества   и
   развития в районе Благовещенска (РФ) - Хэйхэ (КНР).
       В соответствии с предварительной договоренностью Россия и Китай
   выделяют  для  МЗЭС  на  правах аренды по  1  тыс.  гектаров  своих
   территорий  в  привязке  к  мостовому  переходу;  создают  в   МЗЭС
   сопряженную  систему управления финансами, налогами,  инвестициями,
   трудовыми   ресурсами   и  природопользованием;   определяют   меры
   административного и режимного регулирования; обеспечивают  гарантии
   и обязательства зоны перед РФ, КНР и инвесторами.
       Российская сторона МЗЭС ориентируется на строительство объектов
   и реализацию проектов на своей части территории по направлениям:
       1. Транспортно-транзитное и грузоперевалочное обеспечение 2 - 3
   млн.  тонн  грузов  с вводом автомобильного моста  через  р.  Амур.
   Погранично-таможенное обслуживание до 1,2 млн. человек.
       2.  Создание  в  зоне  импортзамещающих  видов  производства  и
   технологий,   а  также  производств,  компенсирующих   транспортное
   удорожание   связей   с  западными  районами  России:   современная
   переработка  сельскохозяйственного  сырья,  упаковка  и   сервисные
   технологии, фармацевтика и фармакология, легкая промышленность.
       3.  Создание экспортоориентированного производства,  товаров  и
   услуг:   переработка   цветных  и  редких  металлов;   производство
   биологически    активных    ресурсов;    автосервис,    техническое
   обслуживание,  доводка  и  ремонт экспортируемых  ранее  техники  и
   оборудования;  международные  валютно-банковские  операции,  услуги
   международного туризма.
       Наряду с этим, формирование МЗЭС ориентируется на решение чисто
   внутренних российских задач:
       -  подключение МЗЭС к общероссийским миграционным программам  -
   создание рабочих мест и выделение территорий под размещение  до  20
   тыс.  переселенцев из зоны БАМа и северных районов  России,  до  10
   тыс. демобилизованных военнослужащих и членов их семей, до 10 -  15
   тыс. переселенцев из стран СНГ;
       -  использование  транспортно-перевалочных и сервисных  функций
   МЗЭС  Благовещенск - Хэйхэ для обеспечения российских интересов  по
   загрузке Транссиба, БАМа и дальневосточных морских портов  за  счет
   формирования скоординированной системы грузопотоков между  Россией,
   Китаем  и  странами  АТР  через станции Благовещенск,  Забайкальск,
   Гродеково и др.;
       -  форсированное развитие производства и инфраструктуры  услуг,
   увеличение  численности населения Благовещенска  для  осуществления
   буферных функций по отношению к Китаю.
       Реализация проекта создания зоны потребует в первые 5 лет 160 -
   170  млн.  долларов.  При этом федеральная доля  инвестиций  должна
   быть  не  менее  20% в общем объеме вложений на возвратной  основе,
   полное  погашение  состоится к 2009 г. По  мере  формирования  МЗЭС
   государственные   вложения   на   основе   возмещения   еще   будут
   необходимы, но удельный вес федеральных инвестиций будет  постоянно
   снижаться и окончательно составит 8 - 6%, а остальной объем  займут
   частные   и  иностранные  инвестиции,  включая  денежные   средства
   населения  на  акционерной  основе. Зарубежные  инвестиции  в  зону
   прогнозируются не менее 18 - 20% вложений.
       Помимо общих стимулов привлечения зарубежных инвестиций в зону,
   заинтересованность  иностранных партнеров в финансировании  МЗЭС  и
   располагаемых  в  ней  предприятий  во  многом  будет  определяться
   реализацией в этой зоне международных программ и проектов.
       Российская  сторона  предполагает  осуществление  в  рамках   и
   предоставленных  условиях МЗЭС следующих международных  проектов  с
   участием  международного  банка ООН  и  ЮНДП,  МБРР,  ЕБРР,  других
   заинтересованных организаций и государств:
       1.  Международный  проект сохранения реки Амур  и  рациональное
   использование природных ресурсов в его бассейне, 1996 -  2005  гг.,
   60 - 90 млн. долларов США.
       2.   Азиатский  проект  продовольственного  резерва  на  основе
   программ   структурной  и  технологической  перестройки   сельского
   хозяйства  и использования земельных ресурсов бассейна Амура,  1998
   - 2010 гг., 80 - 90 млн. долларов США.
       3.   Международный  проект  финансирования  и  технологического
   обеспечения  программы объединения достижений азиатской,  в  первую
   очередь,    китайской   традиционной   (народной)    медицины,    с
   биологическим генофондом Сибири и Севера России, 1996 -  2001  гг.,
   35 - 45 млн. долларов США.
   
                  IX. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
   
       Область  обладает  значительным туристическим потенциалом,  при
   этом   сегодня   она  занимает  очень  скромное  место   на   рынке
   туристических     услуг.     Наиболее     развиты     туристические
   взаимоотношения  с  Китаем, ежедневно до  800  российских  туристов
   выезжают    в   однодневные   шоп-туры   по   Хэйхэ.   Организуются
   многодневные  поездки в Харбин, другие города КНР. В  1995  г.,  по
   сравнению  с  1994  г., количество российских туристов,  посетивших
   КНР,  увеличилось в 1,5 раза и составило 213,5 тыс. человек. Однако
   количество  туристов,  выезжающих в Турцию,  Южную  Корею,  Японию,
   остается  незначительным,  в  1995  г.  эти  страны  посетили   995
   человек.
       Для  увеличения  поступлений в областной и федеральный  бюджеты
   перспективно  привлекать  иностранных  туристов  для  посещения,  в
   первую  очередь, Благовещенска, а также и других городов и  районов
   области.  Пока эти возможности используются очень слабо: только  82
   тыс. иностранных туристов приезжали в область в 1995 г.
       Исходя  из  Указа  Президента РФ от 22  декабря  1995  г.,  где
   определены  меры по реорганизации туристической отрасли, необходимо
   создавать  и  совершенствовать инфраструктуру туризма. Формирование
   инфраструктуры   возможно  на  основе  совместного   сотрудничества
   туристических    фирм,    предприятий    гостиничного    хозяйства,
   транспорта, страховых компаний, банков.
   
         X. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
                ПО РАЗВИТИЮ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
   
       Амурский Государственный университет реализует идею создания  в
   Благовещенске  технопарка.  Планируются следующие  направления  его
   международной деятельности:
       обмен  технологиями, патентами, лицензиями, ноу-хау,  в  первую
   очередь, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
       инновационная деятельность;
       создание наукоемких экспортоориентированных производств;
       внедрение     в    производство    энергосберегающих,     новых
   агрокультурных,  перерабатывающих, лазерных  и  других  современных
   технологий.
       Научные  сельскохозяйственные организации намечают  производить
   обмены  технологиями  производства сельскохозяйственной  продукции,
   племенной работы, семеноводства.
   
                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   
       Реализация  настоящей  Концепции  позволяет  добиваться  вывода
   экономики  области  из кризиса, рационально использовать  природные
   ресурсы   и   производственно-экономический   потенциал,   повысить
   жизненный уровень населения.
       В  целях  успешной реализации настоящей Концепции и  достижения
   более  эффективных результатов во внешнеэкономической  деятельности
   считать    целесообразным   постоянно   освещать   итоги    работы,
   рассказывать  о деятельности областной администрации, ее  комитетов
   и управлений и определять позицию в средствах массовой информации.
   
   
   
   
                                                        Приложение N 2
                                                       к постановлению
                                                   Главы Администрации
                                                      Амурской области
                                                от 6 мая 1996 г. N 254
   
                               ПРОГРАММА
               РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                           АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
                              НА 1996 ГОД
   
   -------------------------------------T----------------T----------¬
   ¦          Мероприятия               ¦ Исполнители    ¦  Срок    ¦
   +------------------------------------+----------------+----------+
   ¦Реализация целей и задач внешнеэко- ¦                ¦          ¦
   ¦номической деятельности             ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Органам исполнительной власти облас-¦комитеты, управ-¦постоянно ¦
   ¦ти в работе по координации внешне-  ¦ления админист- ¦          ¦
   ¦экономической деятельности, осущест-¦трации области, ¦          ¦
   ¦влении приграничных связей руководс-¦городов и       ¦          ¦
   ¦твоваться принципами Концепции      ¦районов         ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Провести ряд встреч с целью обеспе- ¦комитет МВЭС    ¦май -     ¦
   ¦чить выполнение соглашения между    ¦                ¦декабрь   ¦
   ¦администрацией Амурской области и   ¦                ¦          ¦
   ¦Народным Правительством города и    ¦                ¦          ¦
   ¦округа Хэйхэ об укреплении торгово -¦                ¦          ¦
   ¦экономических связей                ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Провести переговоры с делегацией    ¦комитет МВЭС    ¦май       ¦
   ¦Республики Корея (провинция Чунчон- ¦                ¦          ¦
   ¦нам-до) о дальнейшем развитии       ¦                ¦          ¦
   ¦внешнеэкономических связей          ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Добиваться увеличения объемов       ¦комитет МВЭС,   ¦          ¦
   ¦внешнеторговых операций с КНР на    ¦управление      ¦          ¦
   ¦валютной основе. Оказывать          ¦уполномоченного ¦          ¦
   ¦консультативную и методическую      ¦МВЭС РФ,        ¦          ¦
   ¦помощь коммерческим структурам      ¦"Амурбанк"      ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Обеспечить систематический контроль ¦комитет МВЭС,   ¦постоянно ¦
   ¦за работой погранпереходов по пропу-¦Благовещенская  ¦          ¦
   ¦ску грузов и пассажиров (Благове-   ¦и Тындинская    ¦          ¦
   ¦щенск, Поярково, Джалинда)          ¦таможни         ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Установить корреспондентские отноше-¦"Амурбанк"      ¦постоянно ¦
   ¦ния "Амурбанка" и "Вank of CHINA".  ¦                ¦          ¦
   ¦Через этот банк и "Сельскохозяйст-  ¦                ¦          ¦
   ¦венный банк Китая", с которым кор-  ¦                ¦          ¦
   ¦респондентские отношения налажены,  ¦                ¦          ¦
   ¦увеличивать размеры валютных расче- ¦                ¦          ¦
   ¦тов по контрактам                   ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Развитие международной транспортной ¦                ¦          ¦
   ¦системы                             ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Подготовительная работа по строи-   ¦ФСК "Мост",     ¦до конца  ¦
   ¦тельству моста через Амур:          ¦комитет МВЭС,   ¦года      ¦
   ¦                                    ¦комитет по архи-¦          ¦
   ¦                                    ¦тектуре и строи-¦          ¦
   ¦                                    ¦тельству        ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Совместная деятельность представите-¦                ¦апрель,   ¦
   ¦лей областной администрации с Ми-   ¦                ¦последую- ¦
   ¦нистерством транспорта РФ и Минис-  ¦                ¦щие пере- ¦
   ¦терством транспорта и коммуникаций  ¦                ¦говоры    ¦
   ¦КНР по решению организационных,     ¦                ¦          ¦
   ¦финансовых вопросов                 ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Разработка рабочих чертежей для     ¦ФСК "Мост"      ¦          ¦
   ¦строительства                       ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Проведение экологической, рыбохозяй-¦ФСК "Мост"      ¦          ¦
   ¦ственной экспертизы проекта         ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Разработка бизнес - плана мостового ¦ФСК "Мост"      ¦          ¦
   ¦перехода                            ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Обращение от имени коллегии област- ¦зам. Главы      ¦май       ¦
   ¦ной администрации в Правительство РФ¦областной       ¦          ¦
   ¦с просьбой обеспечить не менее 5 -  ¦Администрации   ¦          ¦
   ¦20% инвестир. строит. моста за счет ¦Гришин А.И.     ¦          ¦
   ¦государства (к примеру, оставить    ¦                ¦          ¦
   ¦хотя бы 10% собираемых Благовещен-  ¦                ¦          ¦
   ¦ской таможней таможенных сборов в   ¦                ¦          ¦
   ¦качестве государственных вложений в ¦                ¦          ¦
   ¦этот проект) и освободить ФСК       ¦                ¦          ¦
   ¦"Мост" от уплаты таможенных пошлин  ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Формирование благоприятного инвести-¦                ¦          ¦
   ¦ционного климата                    ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Ходатайствовать перед областным     ¦зам. Главы      ¦май -     ¦
   ¦Советом о скорейшем принятии разра- ¦Администрации   ¦июнь      ¦
   ¦ботанного обл. администрац. проекта ¦области         ¦          ¦
   ¦Закона Амурской области "Об инвести-¦Гришин А.И.     ¦          ¦
   ¦ционной деятельности в Амурской     ¦                ¦          ¦
   ¦области"                            ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Обратиться в федеральные органы с   ¦                ¦июнь      ¦
   ¦предложениями подготовить нормативн.¦                ¦          ¦
   ¦документы по следующим вопросам:    ¦                ¦          ¦
   ¦об освобождении от федеральных нало-¦                ¦          ¦
   ¦гов предприятий с иностранными ин-  ¦                ¦          ¦
   ¦вестициями на первые годы работы    ¦                ¦          ¦
   ¦до получения реальной прибыли;      ¦                ¦          ¦
   ¦о предоставлении области (или субъ- ¦                ¦          ¦
   ¦ектам Федерации) права самостоятель-¦                ¦          ¦
   ¦но регистрировать предприятия с     ¦                ¦          ¦
   ¦иностранными инвестициями без огра- ¦                ¦          ¦
   ¦ничений размера иностранного вклада ¦                ¦          ¦
   ¦в уставный фонд;                    ¦                ¦          ¦
   ¦об отмене импортных таможенных      ¦                ¦          ¦
   ¦пошлин на производственное оборудо- ¦                ¦          ¦
   ¦вание, материалы для строительства  ¦                ¦          ¦
   ¦и технического оснащения, товары    ¦                ¦          ¦
   ¦для собственных нужд ПИИ;           ¦                ¦          ¦
   ¦о неприменении импортных пошлин на  ¦                ¦          ¦
   ¦фрукты и некоторые виды овощей для  ¦                ¦          ¦
   ¦Амурской области                    ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Участие в первой Дальневосточной    ¦комитет МВЭС,   ¦май       ¦
   ¦международной инвестиционной конфе- ¦другие комитеты ¦          ¦
   ¦ренции в Хабаровске. Подготовка 5   ¦и управления    ¦          ¦
   ¦проектов для инвестиций по междуна- ¦                ¦          ¦
   ¦родным требованиям для презентации  ¦                ¦          ¦
   ¦на этой конференции и для последу-  ¦                ¦          ¦
   ¦ющего продвижения                   ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Развитие экспортного потенциала и   ¦                ¦          ¦
   ¦совершенствование внешней торговли  ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Органам исполнительной власти       ¦комитеты и упра-¦постоянно ¦
   ¦области и местного самоуправления   ¦вления админист-¦          ¦
   ¦территорий применять изложенные в   ¦рации области,  ¦          ¦
   ¦концепции меры по стимулированию    ¦городов и       ¦          ¦
   ¦экспорта                            ¦районов         ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Продолжить строительство завода     ¦комитет экономи-¦до конца  ¦
   ¦древесно-волокнистых плит АООТ      ¦ки и заинтере-  ¦года      ¦
   ¦"Тындалес" с вводом в 1997 г.       ¦сованные пред-  ¦          ¦
   ¦                                    ¦приятия         ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Ввести в эксплуатацию ЛЭП Сиваки -  ¦"Амурэнерго"    ¦до конца  ¦
   ¦Шипачжань с переходом через Амур    ¦                ¦года      ¦
   ¦в районе с. Кузнецово               ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Организовать перевалку 300 - 350    ¦Торговый порт   ¦до конца  ¦
   ¦тыс. тонн минеральных грузов в      ¦"Благовещенск"  ¦года      ¦
   ¦порты КНР на реках Амур и Сунгари   ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Оказывать практическую помощь       ¦                ¦          ¦
   ¦маркетинговым службам предприятий по¦                ¦          ¦
   ¦продвижению сбыта продукции на      ¦                ¦          ¦
   ¦внешние рынки                       ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Принять участие в Харбинской между- ¦комитет МВЭС,   ¦июнь      ¦
   ¦народной ярмарке                    ¦заинтересованные¦          ¦
   ¦                                    ¦предприятия     ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Провести в Благовещенске международ-¦союз промышлен- ¦июль      ¦
   ¦ную ярмарку "Амур - 96"             ¦ников и предпри-¦          ¦
   ¦                                    ¦нимателей       ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Провести неделю международного      ¦комитет МВЭС    ¦июль      ¦
   ¦сотрудничества                      ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Организация зоны международного     ¦                ¦          ¦
   ¦сотрудничества                      ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Сотрудничать с федеральными органами¦областная       ¦до конца  ¦
   ¦по организации в районе Благовещенск¦администрация,  ¦года      ¦
   ¦- Хэйхэ международной зоны экономи- ¦комитет МВЭС    ¦          ¦
   ¦ческого сотрудничества              ¦                ¦          ¦
   ¦                                    ¦                ¦          ¦
   ¦Проработать предложение Межрегио-   ¦комитет МВЭС    ¦июль      ¦
   ¦нальной ассоциации "Дальний Восток  ¦                ¦          ¦
   ¦и Забайкалье" о направлении от      ¦                ¦          ¦
   ¦имени глав администраций краев и    ¦                ¦          ¦
   ¦областей Дальнего Востока в Госу-   ¦                ¦          ¦
   ¦дарственную Думу и Совет Федерации  ¦                ¦          ¦
   ¦обращения с предложением ускорить   ¦                ¦          ¦
   ¦принятие Федерального закона "О     ¦                ¦          ¦
   ¦свободных экономических зонах"      ¦                ¦          ¦
   L------------------------------------+----------------+-----------
   
   

<<< Назад

 
Реклама


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Используются технологии uCoz