ГУБЕРНАТОР АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 мая 2006 г. N 203
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2009 ГОДЫ
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-
ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления
Российской Федерации" (в редакции от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ),
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием разграничения полномочий" (в редакции
от 15 февраля 2006 года) постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию развития физической культуры
и спорта в Амурской области на 2006 - 2009 годы.
2. Управлению по физической культуре и спорту администрации
области (А.А.Ковалев) совместно с департаментом образования
администрации области (О.И.Лапицкий) подготовить проект ОЦП
"Развитие физической культуры и спорта в Амурской области на 2007
- 2010 годы" и в установленном порядке представить в срок до 10
июня 2006 года губернатору области.
3. Финансовому департаменту администрации области (В.А.Ефремов)
при разработке проектов бюджета на очередной финансовый год
предусматривать, начиная с 2007 года, выделение средств на
реализацию программ (подпрограмм) развития физической культуры и
спорта в области с учетом предложений заинтересованных структурных
подразделений администрации области.
Губернатор
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
Утверждена
постановлением
губернатора
Амурской области
от 2 мая 2006 г. N 203
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2009 ГОДЫ
Настоящая концепция развития физической культуры и спорта в
Амурской области на 2006 - 2009 годы (далее - Концепция)
разработана в соответствии с постановлением губернатора области от
12 сентября 2005 г. N 512 "О проблемах организации и управления
физкультурно-спортивным движением в области в соответствии с
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления Российской
Федерации" (в редакции от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ) и на
основании принятых Программ: областной целевой программы
"Экономическое и социальное развитие Амурской области на 2005 -
2010 годы" и федеральной целевой программы "Развитие физической
культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы",
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
11 января 2006 г. N 7.
Концепция определяет основные направления развития физической
культуры и спорта в Амурской области, является составной частью
социально-экономической политики и направлена на проведение единой
государственной политики в области физической культуры и спорта с
главными целями:
повышение роли государства в поддержке развития физической
культуры и спорта, общественных форм организации и деятельности в
этой сфере;
привлечение населения к регулярным занятиям физической
культурой и спортом, формирование здорового образа жизни,
воспитание здорового и физически крепкого поколения, продление
активного долголетия, социальная и физическая адаптация инвалидов
и детей-сирот, профилактика асоциального поведения молодежи;
создание условий для устойчивого развития и повышения
эффективности деятельности муниципальных и государственных
физкультурно-спортивных учреждений, организаций и общественных
спортивных объединений;
подготовка и успешное участие амурских спортсменов, команд на
российских и международных соревнованиях, подготовка спортивного
резерва;
развитие спортивной инфраструктуры и создание зрелищной
индустрии.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Несмотря на экономические трудности, в области сложилась и
действует определенная система по развитию физической культуры и
спорта, стержень которой составляют горрайспорткомитеты,
облспортуправление, областные общественные федерации по видам
спорта, спортклубы "Буревестник", "Спартак", "Урожай" и
подведомственные спортивные организации "Динамо", "Юность России"
и спортивные школы.
Идет процесс становления деятельности созданного областного
государственного учреждения "Областной центр развития спорта" с
межмуниципальными филиалами на базе спортобъектов в г. Райчихинске
и г. Свободном.
Задачи центра: проведение областных и межмуниципальных
соревнований; селекция, отбор и подготовка молодых и перспективных
спортсменов в составе сборных команд области для участия в
соревнованиях Дальневосточного федерального округа и Российской
Федерации.
В области зарегистрировано более 50 видов спорта с охватом
занимающихся 90 тысяч человек, что составляет 10,2% от населения
области (средний процент по Дальневосточному федеральному округу -
11,5%, в экономически развитых странах этот показатель составляет
40 - 60%).
Не развивается система муниципальных спортивных школ и клубов
(ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП - 32 единицы), причем в шести районных
муниципальных образованиях их нет.
Охват детей возраста 6 - 15 лет обучением в спортшколах области
- 9,5% (социальная норма - 20%).
Процент занимающихся в спортивных секциях непосредственно в
учебных заведениях остается низким: школы - 30,6%, НПО - 36,6%,
ссузы - 33,4%, вузы - 24,6%. Это связано с недостатком спортивной
базы и ограничением в зарплате учителей физической культуры за
внеклассную работу (12 - 15% ставки).
Обеспеченность области физкультурными кадрами - 71% (от
социальных норм), площадями спортивных залов - 42%. До 70%
физкультурных кадров имеет возраст старше 45 - 55 лет. Практически
65% сельских поселений не имеет инструкторов-организаторов по
спорту, а оплата работающих инструкторов, как правило, договорная
временная и крайне низкая.
В городах области аналогичная ситуация. Спортивная база
(спортзалы) - 82% относится к ведомственной закрытой сети (школы,
НПО, ссузы, вузы), имеет ограничения доступности, а вместе с
повышением стоимости аренды, физкультурных и спортивных услуг
стала практически недоступной для горожан.
Система управления физической культурой и спортом не является
оптимальной как на областном (межведомственном), так и на
муниципальном (городском, районном) уровне.
"Размытость" управленческих функций и структур объясняется
слиянием органов управления физической культурой и спортом с
другими организациями (образования, культуры, молодежи). В 27
городских и районных муниципальных образованиях:
- самостоятельных комитетов, отделов, управлений по физической
культуре и спорту - 14;
- специалистов в составе смешанных структур - 10;
- специалистов при администрациях - 2;
- отсутствуют - в одном муниципальном образовании.
Недостаточно стимулируются и используются возможности
общественных физкультурно-спортивных организаций в управленческой
деятельности.
Федеральным законом N 131-ФЗ разграничиваются полномочия и
функции государственной и муниципальной спортивной политики,
поэтому имеется целый ряд проблемных вопросов.
Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда
на уровне городских, районных спорткомитетов одним из главных
показателей является не приобщение населения к массовому
физкультурно-спортивному движению, а подготовка группы спортсменов
к выступлению на спартакиаде и чемпионатах разного уровня.
В результате нарушаются пропорции в расходовании муниципальных
средств в ущерб массовому "спорту для всех", развитию материально-
технической, спортивной базы, обустройству спортивными
сооружениями дворов, микрорайонов, содержанию методистов по
спорту, поддержке объединений спортивной направленности.
Функциональные задачи и бюджетные средства государственных и
муниципальных органов управления физической культурой и спортом
предполагают формирование системы государственного заказа на
деятельность по развитию физической культуры и видов спорта.
Массовыми видами спорта в области являются: волейбол, которым
занимаются 13884 человека, баскетбол - 12840 человек, футбол -
8492 человека, легкая атлетика - 6770 человек, настольный теннис -
4430 человек, плавание - 2380 человек. Такими видами спортивных
единоборств, как бокс, борьба вольная, самбо, рукопашный бой,
каратэ киокушинкай занимаются более 6000 человек.
Ежегодно 23 - 27 спортсменам присваивается звание "Мастер
спорта России", 7 - 10 человек занимают 1 - 3 места на первенствах
и чемпионатах России, Азии, Европы и мира. Высшие достижения
амурских спортсменов связаны, как правило, с неолимпийскими видами
спорта (гиревой спорт, каратэ киокушинкай, самбо, пауэрлифтинг,
бодибилдинг) и выступлениями наших ветеранов спорта.
Амурские любительские команды по баскетболу, волейболу, футболу
и хоккею участвуют в первенстве России среди команд высшей, 1, 2,
3 лиг, а сборные команды области - в зимних и летних спартакиадах
учащихся и молодежи России.
Бюджетное финансирование физической культуры в муниципальных
образованиях городов и районов не обеспечивает развития ни
массового, ни детского спорта, и едва покрывает расходы, связанные
с проведением и участием в областных спартакиадах. Бюджетные
расходы муниципальных образований в среднем ежегодно составляют 23
- 24,5 млн. рублей, или 26,5 рубля на 1 жителя.
Удельный вес расходов муниципальных, областного бюджетов на
физическую культуру и спорт в общем объеме консолидированного
бюджета Амурской области составляет 0,54%, или из расчета на 1
жителя области - 91 рубль (против 178 рублей в ДФО).
Нормативная правовая база в сфере физической культуры и спорта
не позволяет сегодня осуществить в полном объеме право каждого
гражданина на занятия физической культурой и спортом. Отсутствуют
эффективные механизмы государственного регулирования, не созданы
соответствующие стимулы и экономические условия для инвесторов и
спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической
культуры и спорта.
Требуют решения проблемы преодоления межведомственной
разобщенности и ответственности в управлении развитием массового
спорта.
II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ
Цели Концепции - совершенствование деятельности органов
государственной власти, местного самоуправления, субъектов
физкультурного движения различных форм собственности по внедрению
в обществе принципов здорового образа жизни средствами физической
культуры и спорта; разработка комплекса эффективных, действенных
мер, способных активизировать физкультурно-массовое движение среди
различных категорий населения и поднять спортивный авторитет
области в Дальневосточном федеральном округе, на всероссийских и
международных соревнованиях.
Основными задачами деятельности по развитию физической культуры
и спорта в области являются:
- обеспечение жителям области возможности заниматься физической
культурой и спортом;
- разработка и реализация областных и муниципальных нормативных
правовых актов, целевых программ и проектов, направленных на
укрепление кадрового потенциала, развитие инфраструктуры спорта и
обеспечение населения общедоступными услугами спортивных
организаций и спортсооружений;
- активизация работы физкультурно-спортивных объединений и
спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и центров,
внеклассной факультативной спортивной работы в образовательных
учреждениях всех видов и типов;
- укрепление материально-технической базы для занятий
физической культурой и спортом, особенно в общеобразовательных
школах и по месту жительства населения: в микрорайонах, в
поселках, селах и районных центрах;
- улучшение качества физического воспитания населения и
проведение мониторинга физической подготовленности и физического
развития детей и молодежи;
- формирование у населения, особенно у детей и молодежи,
устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и
спортом;
- создание системы и условий подготовки спортивного резерва и
сборных команд области.
Реализация настоящей Концепции основывается на следующих
принципах:
- взаимодействие органов исполнительной, законодательной власти
всех уровней, общественных спортивных объединений в вопросах
развития физической культуры и спорта;
- доступность, непрерывность и преемственность процесса
физического воспитания и образования для всех категорий и групп
населения;
- дифференцированный подход к организации мероприятий по
развитию физической культуры и спорта с учетом специфики
муниципальных образований и государственной целевой установки на
развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Учитывая социальную значимость сферы физической культуры и
спорта, ее возрастающую роль в решении социальных проблем
общества, органам исполнительной власти и органам местного
самоуправления следует основное внимание уделять тем направлениям
физкультурно-спортивной деятельности, которые обеспечивают
максимальное привлечение жителей Амурской области к регулярным
занятиям физической культурой и спортом.
Политика в сфере физической культуры и спорта должна
предусматривать следующие основные направления:
- усиление роли государственных органов исполнительной власти и
местного самоуправления в вопросах регулирования и управления
физической культурой и спортом, формировании региональной
политики;
- формирование постоянно действующей информационно-
пропагандистской и просветительно-образовательной системы,
соответствующей вовлечению граждан в активные занятия физической
культурой и спортом;
- совершенствование системы управления и организации физической
культуры и спорта в области, направленной на проведение
эффективной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой
работы среди населения;
- формирование государственного и муниципального заказа в сфере
физической культуры и спорта;
- финансирование приоритетных направлений развития физической
культуры и спорта, ведомственных спортивных подпрограмм, проектов
в областном и муниципальных бюджетах отдельной строкой;
- формирование нормативных правовых и организационно-
экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных
источников финансирования;
- привлечение для развития физической культуры и спорта, а
также спорта высших достижений, средств из различных источников,
не запрещенных законодательством, стимулирование привлечения
инвестиций на развитие физической культуры и спорта;
- подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы
физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента,
маркетинга и права в области физической культуры и спорта;
- развитие инфраструктуры (спортивных сооружений по месту
жительства, при образовательных учреждениях, спортивных центрах) и
расширение сети (филиалов) муниципальных спортивных школ;
- подготовка спортивного резерва в специализированных
учреждениях, центрах, клубах, подготовка и выступление ведущих
спортсменов, сборных команд в соревнованиях соответствующего
уровня и ранга;
- предоставление детям, инвалидам, пенсионерам льготных условий
для занятий физической культурой и спортом;
- проведение официальных соревнований и массовых физкультурно-
оздоровительных спортивных мероприятий, в том числе детских
(традиционных, знаковых);
- финансовое обеспечение спортсменов и команд по их подготовке
и участию в соревнованиях.
IV. МЕХАНИЗМ И ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Для реализации настоящей Концепции важен весь комплекс
организационных, структурных, правовых, финансовых и научно-
методических мер. В то же время они должны корреспондироваться с
социально-экономическими возможностями области и муниципальных
образований.
Существующие сегодня механизмы реализации государственной
политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых
результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы
объем финансирования и внимание со стороны государства.
Сегодня очевидно, что развитие физической культуры и спорта
требует комплексного и системного подхода, реализуемого через
программно-целевой метод бюджетного планирования,
предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на
управление результатами.
При определении направлений финансирования приоритетными
считаются:
- развитие материально-технической базы и инфраструктуры и на
ее основе развитие массового спорта в образовательных учреждениях
и по месту жительства;
- организация пропаганды физической культуры и занятий спортом
как составляющей части здорового образа жизни;
- создание и модернизация инфраструктуры для подготовки
спортивного резерва, спорта высших достижений (спортшколы,
спортивные центры и клубы).
Реализация настоящей Концепции предполагает:
- совершенствование нормативной правовой базы физической
культуры и спорта, определение приоритетов развития и принятие
целевых программ, подпрограмм, проектов, планов мероприятий в
сфере физической культуры и спорта с конкретным конечным
результатом;
- проведение мониторинга физической подготовки и физического
развития населения в первую очередь детей и учащейся молодежи;
- совершенствование физического воспитания и образования детей
и молодежи и создание спортклубов на базе учебных заведений
(внеклассные, факультативные занятия, укрепление спортивной базы,
стимулирование труда учителей физической культуры, тренеров-
преподавателей).
Основной деятельностью муниципальных органов управления по
развитию физической культуры и спорта должна стать работа по
следующим приоритетным направлениям:
- создание и укрепление организационных основ физкультурно-
спортивного движения: спортклубов, школ, федераций, центров
различной организационно-правовой формы, оказывающих разнообразные
спортивные услуги;
- повышение эффективности системы организации и проведения
спортивно-массовых мероприятий на территории муниципального
образования для различных категорий и групп населения;
- вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом
детей и подростков в свободное время и проведение реабилитационных
мероприятий для лиц пожилого возраста и инвалидов;
- подготовка сборных команд и спортсменов высшей квалификации
на договорной основе со спортивными федерациями и объединениями;
- совершенствование механизмов стимулирования труда
спортсменов, тренеров и общественных спортивных волонтеров.
Реализация Концепции позволит:
- привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом
не менее 15% населения области;
- привлечь к занятиям в муниципальных спортшколах и клубах не
менее 14% детей возраста от 6 до 15 лет (норма - 20%);
- достигнуть показателей обеспеченности от социальных норм: по
физкультурным кадрам - до 77%; по площадям спортивных залов - до
46%;
- улучшить физическое состояние населения области, снизить
показатели асоциального поведения молодежи, расширить разнообразие
форм, предлагаемых физкультурно-оздоровительных и спортивных
услуг, усовершенствовать систему подготовки спортивного резерва и
обеспечения спортивных команд, защищающих спортивную честь
области, города, района, коллектива.
|