РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2006 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области
в составе:
федерального судьи Кузьминой Е.В.,
при секретаре Воронине И.К.,
с участием: помощника прокурора г. Благовещенска Мазеина Д.Л.,
представителя Благовещенской городской Думы Матвейчук Натальи
Викторовны (доверенность от 7 февраля 2006 г. N 01/10/53 сроком на
1 год), представителя администрации г. Благовещенска, мэра г.
Благовещенска Воробьевой Евгении Анатольевны (доверенности от 7
февраля 2006 г. N 01-10/389 сроком на 1 год и от 5 декабря 2005 г.
N 01-1б/4422 сроком на 1 год), представителя финансового
управления администрации г. Благовещенска Шакуро Елены Анатольевны
(доверенность от 22 сентября 2005 г. N 05-02 сроком до 31 декабря
2006 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению прокурора г. Благовещенска в интересах неопределенного
круга лиц о признании части нормативного акта противоречащей
закону,
установил:
Прокурор г. Благовещенска обратился в суд в порядке ст.ст. 45,
251 ГПК РФ с указанными требованиями, в обоснование указав, что 1
декабря 2005 года городской Думой г. Благовещенска было принято
решение N 7/89 "Об утверждении Положения о денежном содержании
муниципальных служащих муниципального образования г. Благовещенска
и Положения о денежном вознаграждении выборных должностных лиц
местного самоуправления муниципального образования г.
Благовещенска, депутатов, осуществляющих свои полномочия на
постоянной основе, и иных должностных лиц местного самоуправления
муниципального образования г. Благовещенска". Указанное решение
городской Думы было опубликовано в газете "Благовещенск" N 49 от 9
декабря 2005 года.
Пунктом 4 этого решения предусмотрено, что оно вступает в силу
по истечении десяти дней со дня его официального опубликования в
газете "Благовещенск" и распространяет свое действие на
правоотношения, возникшие с 1 октября 2005 года.
В силу п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным
правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами
бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и
осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 68 - 70 Бюджетного кодекса РФ оплата труда
работников органов местного самоуправления является частью текущих
расходов бюджета муниципального образования.
Положение о денежном содержании муниципальных служащих
муниципального образования г. Благовещенска и Положение о денежном
вознаграждении выборных должностных лиц местного самоуправления
муниципального образования г. Благовещенска, депутатов,
осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и иных
должностных лиц местного самоуправления муниципального образования
г. Благовещенска предусматривают повышение с 1 октября 2005 года
окладов работников органов местного самоуправления (муниципальных
служащих) и выборных должностных лиц муниципального образования г.
Благовещенска. Таким образом, этим решением установлены расходы
бюджета города и, следовательно, решение содержит нормы,
регулирующие в том числе и бюджетные правоотношения.
Общепринятый принцип бюджетного законодательства Российской
Федерации, имеющий общеправовое значение, закреплен в ст. 5
Бюджетного кодекса РФ, которой установлено, что акты бюджетного
законодательства не имеют обратной силы и применяются к
отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
При таких обстоятельствах полагает, что Думой города не могло
быть установлено, что решение Думы N 7/89 от 1 декабря 2005 года
распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1
октября 2005 года.
Более того, в ч.ч. 1, 3 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ
предусмотрено, что если принимается нормативно-правовой акт,
предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам
расходов, то этот правовой акт должен содержать нормы,
определяющие источники и порядок финансирования новых видов
расходов бюджетов. Увеличение финансирования существующих видов
расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного
финансового года при условии их включения в закон (решение) о
бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих
изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих
источников дополнительных поступлений в бюджет.
Таким образом, решение Думы от 1 декабря 2005 г. N 7/89 может
вступить в силу не ранее, чем будут внесены соответствующие
изменения в бюджет. Следовательно, пункт 4 решения городской Думы
г. Благовещенска от 1 декабря 2005 г. N 7/89 в части слов
"распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1
октября 2005 года" является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного просит суд признать противоречащим
закону пункт 4 решения городской Думы г. Благовещенска от 1
декабря 2005 г. N 7/89 "Об утверждении Положения о денежном
содержании муниципальных служащих муниципального образования г.
Благовещенска и Положения о денежном вознаграждении выборных
должностных лиц местного самоуправления муниципального образования
г. Благовещенска, депутатов, осуществляющих, свои полномочия на
постоянной основе, и иных должностных лиц местного самоуправления
муниципального образования г. Благовещенска" в части слов
"распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1
октября 2005 года" и недействующим с момента принятия.
В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска
поддержал доводы и требования, изложенные в заявлении, настаивал
на их удовлетворении. Кроме того, просил суд в случае
удовлетворения заявленных требований обязать городскую Думу г.
Благовещенска опубликовать решение суда в средствах массовой
информации после вступления его в законную силу. При этом уточнил,
что Положение о денежном содержании муниципальных служащих
муниципального образования г. Благовещенска и Положение о денежном
вознаграждении выборных должностных лиц местного самоуправления
муниципального образования г. Благовещенска, депутатов,
осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и иных
должностных лиц местного самоуправления муниципального образования
г. Благовещенска предусматривают повышение с 1 октября 2005 года
не окладов работников органов местного самоуправления
(муниципальных служащих) и выборных должностных лиц муниципального
образования г. Благовещенска, а их заработной платы.
Представитель администрации г. Благовещенска и мэра г.
Благовещенска в судебном заседании с требованиями прокурора г.
Благовещенска не согласна, пояснив, что основанием принятия
оспариваемого решения городской Думы от 1 декабря 2005 г. N 7/89
послужил Закон Амурской области от 10 ноября 2005 г. N 87-ОЗ "О
системе оплаты труда в органах местного самоуправления Амурской
области", п. 1 ст. 9 которого установлено, что он вступает в силу
через десять дней после дня его официального опубликования и
распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2005
года. При этом ст. 11 указанного Закона органам местного
самоуправления предписано привести свои нормативные правовые акты
в соответствие настоящему Закону в течение трех месяцев со дня его
вступления в силу, и до истечения этого срока нормативные правовые
акты органов местного самоуправления области применяются в части,
не противоречащей настоящему Закону.
Считает необоснованными доводы прокурора о том, что
оспариваемым в части решением городской Думы повышаются
должностные оклады работников органов местного самоуправления
(муниципальных служащих) и выборных должностных лиц муниципального
образования г. Благовещенска, т.к. должностные оклады остались без
изменения. Принятым решением городской Думы определяются порядок
установления денежного содержания муниципальных служащих,
денежного вознаграждения выборных должностных лиц, а также порядок
формирования фонда оплаты труда. Данным решением городской Думы не
предусматривается увеличение расходной части городского бюджета,
принятого на 2005 год. Кроме того, полагает, что вывод прокурора
г. Благовещенска о том, что увеличение существующих видов расходов
бюджетов может осуществляться только при наличии источников и
порядка финансирования новых видов расходов ошибочен, поскольку
оспариваемым решением городской Думы не устанавливаются новые виды
расходов равно как и увеличение существующих видов расходов.
По мнению администрации города Благовещенска, прокурором г.
Благовещенска неверно истолкован п. 3 ст. 83 Бюджетного кодекса,
т.к. финансирование увеличения существующих расходов и вступление
в силу нормативного правового акта - не одно и то же.
Кроме того, в судебном заседании представитель администрации г.
Благовещенска и мэра г. Благовещенска пояснила, что по существу
статьи расходов бюджета в функциональной классификации не
изменились. Принятие решения N 7/89 от 1 декабря 2005 года не
увеличило оклады муниципальным служащим, изменился размер оплаты
труда, но это не повлекло изменения расходов бюджета. Расчеты,
производимые по фонду оплаты труда, не утверждаются городской
Думой, они не отражены в бюджете отдельной строкой. Решением N
7/89 от 1 декабря 2005 года изменена система оплаты труда.
Увеличение заработной платы произведено за счет временных доходов
и экономии по другим статьям бюджета.
На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении
заявления прокурора г. Благовещенска о признании части
нормативного акта противоречащим закону.
Представитель городской Думы г. Благовещенска с требованиями
прокурора г. Благовещенска не согласна, пояснив, что решение
городской Думы г. Благовещенска от 1 декабря 2005 г. N 7/89 было
разработано и принято в соответствии и во исполнение Закона
Амурской области от 10 ноября 2005 г. N 87-ОЗ "О системе оплаты
труда в органах местного самоуправления Амурской области", ч. 1
ст. 9 которого установлено, что указанный Закон распространяется
на правоотношения, возникшие с 1 октября 2005 года.
Выплата заработной платы муниципальным служащим и иным лицам,
указанным в решении городской Думы от 1 декабря 2005 г. N 7/89,
осуществлена в пределах средств городского бюджета 2005 года.
Указанное решение городской Думы не повлекло за собой увеличения
размера дефицита городского бюджета.
В связи с вышеизложенным принцип бюджетного законодательства
РФ, закрепленный статьей 5 БК РФ, не нарушен и не требовалось в
силу части 1 статьи 83 БК РФ принимать дополнительного решения по
внесению соответствующего изменения в решение городской Думы от 27
января 2005 г. N 56/7 "О городском бюджете на 2005 год". В связи с
чем просит суд отказать прокурору города Благовещенска в
удовлетворении заявленных требований.
Представитель финансового управления администрации г.
Благовещенска поддержала доводы представителя администрации г.
Благовещенска, суду пояснила, что расходы на оплату труда
муниципальных служащих отдельной строкой в бюджете не выделены,
считает, что увеличения расходов бюджета не произошло, поскольку
средства, необходимые для дополнительного финансирования оплаты
труда в соответствии с решением городской Думы г. Благовещенска N
7/89 от 1 декабря 2005 года, были изысканы за счет экономии по
другим расходным статьям бюджета. Указала, что увеличился фонд
оплаты труда, но статьи расходов не увеличились.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав
материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Решением городской Думы г. Благовещенска от 1 декабря 2005 г. N
7/89 были утверждены Положение о денежном содержании муниципальных
служащих муниципального образования г. Благовещенска и Положение о
денежном вознаграждении выборных должностных лиц местного
самоуправления муниципального образования г. Благовещенска,
депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и
иных должностных лиц местного самоуправления муниципального
образования г. Благовещенска.
Указанное решение городской Думы было опубликовано в газете
"Благовещенск" N 49 от 9 декабря 2005 года.
Пунктом 4 данного решения установлено, что оно вступает в силу
по истечении десяти дней со дня его официального опубликования в
газете "Благовещенск" и распространяет свое действие на
правоотношения, возникшие с 1 октября 2005 года.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской
Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения,
возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе
формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В силу ст.ст. 68 - 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации
оплата труда работников органов местного самоуправления является
частью текущих расходов бюджета муниципального образования.
Решение городской Думы г. Благовещенска от 1 декабря 2005 г. N
7/89 регулирует вопросы денежного содержания муниципальных
служащих муниципального образования г. Благовещенска и денежного
вознаграждения выборных должностных лиц местного самоуправления
муниципального образования г. Благовещенска, депутатов,
осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и иных
должностных лиц местного самоуправления муниципального образования
г. Благовещенска, в том числе устанавливает размеры окладов
муниципальных служащих муниципальной службы муниципального
образования г. Благовещенска, размеры окладов муниципальных
служащих муниципальной службы муниципального образования г.
Благовещенска за квалификационный разряд, размеры ежемесячных
надбавок к должностному окладу за особые условия муниципальной
службы, за выслугу лет на муниципальной службе, размеры денежного
вознаграждения выборных должностных лиц местного самоуправления
муниципального образования г. Благовещенска, депутатов,
осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и иных
должностных лиц местного самоуправления муниципального образования
г. Благовещенска и т.д.
Таким образом, указанное решение городской Думы г.
Благовещенска касается расходов бюджета муниципального
образования, а, следовательно, содержит нормы, регулирующие в том
числе и бюджетные правоотношения.
В соответствии со ст. 5 Бюджетного кодекса РФ акты бюджетного
законодательства не имеют обратной силы и применяются к
отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что п. 4
решения городской Думы г. Благовещенска N 7/89 от 1 декабря 2005
года в части слов "распространяет свое действие на правоотношения,
возникшие с 1 октября 2005 года" не соответствует ст. 5 Бюджетного
кодекса РФ.
Кроме того, согласно п.п. 1, 3 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ,
если принимается федеральный закон либо другой правовой акт,
предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам
расходов, указанный правовой акт должен содержать нормы,
определяющие источники и порядок финансирования новых видов
расходов бюджетов.
Финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение
финансирования существующих видов расходов бюджетов может
осуществляться только с начала очередного финансового года при
условии их включения в закон (решение) о бюджете либо в текущем
году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о
бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных
поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным
статьям бюджета.
Несмотря на доводы представителей администрации г.
Благовещенска, городской Думы г. Благовещенска, финансового
управления администрации г. Благовещенска о том, что принятие
решения городской Думы N 7/89 от 1 декабря 2005 года, в общем, не
привело к увеличению расходов городского бюджета на 2005 год,
поскольку необходимые для дополнительного финансирования средства
изыскивались за счет средств экономии по другим расходным статьям
бюджета, - из представленных материалов, в том числе сведений
финансового управления администрации г. Благовещенска о фонде
оплаты труда выборных должностных лиц, муниципальных служащих и
работников, осуществляющих техническое и хозяйственное
обслуживание за 2005 год, следует, что фонд оплаты труда в
городском бюджете на 2005 год был утвержден в общем размере 78523
тыс. руб. При этом принятие решения городской Думы г.
Благовещенска N 7/89 от 1 декабря 2005 года повлекло за собой
необходимость увеличения запланированных расходов на оплату труда.
Помимо этого, из финансово-экономического обоснования к проекту
решения городской Думы "Об утверждении Положения о денежном
содержании муниципальных служащих муниципальной службы г.
Благовещенска и Положения о денежном вознаграждении выборных
должностных лиц местного самоуправления муниципального образования
г. Благовещенска, депутатов, осуществляющих свои полномочия на
постоянной основе, и иных должностных лиц местного самоуправления
муниципального образования г. Благовещенска" следует, что
реализация данного нормативного правового акта потребует
дополнительно средств из городского бюджета в 2005 году на
формирование фонда оплаты труда муниципальных служащих, выборных
должностных лиц, выплату социальных гарантий выборным должностным
лицам в сумме 16307 тыс. руб.
При этом сама по себе необходимость увеличения финансирования в
связи с принятием решения городской Думы г. Благовещенска от 1
декабря 2005 года, увеличение фонда оплаты труда представителями
городской Думы г. Благовещенска, администрации г. Благовещенска,
финансового управления администрации г. Благовещенска не
оспариваются, однако ими заявлено о том, что его принятие не
привело к общему увеличению расходов бюджета города на 2005 год.
Между тем в обоснование законности оспариваемого правого акта
судом не могут быть приняты во внимание доводы о том, что денежные
средства на финансирование дополнительных расходов, вызванных
принятием решения городской Думы г. Благовещенска от 1 декабря
2005 г. N 7/89, были изысканы за счет средств экономии по другим
расходным статьям бюджета, в связи с чем не потребовалось внесения
изменений и дополнений в решение городской Думы г. Благовещенска
"О городском бюджете на 2005 год", поскольку, как следует из п. 3
ст. 83 Бюджетного кодекса РФ и в случае сокращения расходов по
отдельным статьям бюджета, соответствующие денежные средства могут
быть использованы на увеличение финансирования существующих видов
расходов бюджета в текущем году только после внесения
соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете.
При этом доказательств внесения соответствующих изменений в
решение о бюджете в связи с необходимостью финансирования решения
городской Думы г. Благовещенска N 7/89 от 1 декабря 2005 года
представителями городской Думы г. Благовещенска, администрации г.
Благовещенска, финансового управления администрации г.
Благовещенска в нарушение ст.ст. 56, 249 ГПК РФ суду не
представлено, кроме того, из их пояснений следует, что в данном
случае необходимость внесения изменений в решение о бюджете
отсутствовала.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый
нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному
закону либо другому нормативному правому акту, имеющему большую
юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт
недействующим полностью или в его части со дня его принятия или
иного указанного судом времени.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что п. 4
решения городской Думы г. Благовещенска N 7/89 от 1 декабря 2005
года в части слов "распространяет свое действие на правоотношения,
возникшие с 1 октября 2005 года" противоречит ст. 5, ч. 3 ст. 83
Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем в указанной части подлежит
признанию недействующим с момента принятия.
При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы
представителя городской Думы г. Благовещенска, администрации г.
Благовещенска, что решение городской Думы г. Благовещенска N 7/89
от 1 декабря 2005 года было принято во исполнение Закона Амурской
области от 10 ноября 2005 г. N 87-ОЗ "О системе оплаты труда в
органах местного самоуправления Амурской области", в частности п.
4 данного решения в оспариваемой части соответствует п. 1 ст. 9
Закона Амурской области, согласно которому данный Закон
распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2005
года.
Согласно тому же п. 1 ст. 9 Закона "О системе оплаты труда в
органах местного самоуправления Амурской области" он вступает в
силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Данный Закон был опубликован 29 ноября 2005 года в газете
"Амурская правда" N 233, а, следовательно, вступил в силу 9
декабря 2005 года. Решение же городской Думы г. Благовещенска N
7/89 было принято 1 декабря 2005 года, т.е. еще до вступления в
силу Закона Амурской области от 10 ноября 2005 г. N 87-ОЗ "О
системе оплаты труда в органах местного самоуправления Амурской
области".
Кроме того, ст. 11 указанного Закона органам местного
самоуправления предоставляется трехмесячный срок со дня вступления
его в силу (т.е. до 3 марта 2006 года) для приведения своих
нормативных правовых актов в соответствие данному Закону.
Также судом не могут быть приняты во внимание и доводы
администрации г. Благовещенска о неправильном толковании
прокурором г. Благовещенска п. 3 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ в
той части, что увеличение финансирования существующих расходов и
вступление в силу нормативного правового акта - не одно и то же,
поскольку принятие решения городской Думы г. Благовещенска N 7/89
от 1 декабря 2005 года, а также распространение его действия на
правоотношения, возникшие с 1 октября 2005 года, автоматически
влекут за собой необходимость увеличения финансирования
существующих расходов на оплату труда.
На основании изложенного, в соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ
суд полагает необходимым обязать городскую Думу г. Благовещенска
опубликовать данное решение суда после вступления его в силу в
газете "Благовещенск".
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействующим с момента принятия п. 4 (в части слов
"распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1
октября 2005 года") решения городской Думы г. Благовещенска от 1
декабря 2005 г. N 7/89 "Об утверждении Положения о денежном
содержании муниципальных служащих муниципального образования г.
Благовещенска и Положения о денежном вознаграждении выборных
должностных лиц местного самоуправления муниципального образования
г. Благовещенска, депутатов, осуществляющих свои полномочия на
постоянной основе, и иных должностных лиц местного самоуправления
муниципального образования г. Благовещенска".
Обязать городскую Думу г. Благовещенска опубликовать указанное
решение суда в газете "Благовещенск".
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в
течение 10 дней через Благовещенский городской суд с момента
изготовления решения в окончательной форме - с 3 марта 2006 года.
Федеральный судья
Е.В.КУЗЬМИНА
|