АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
(четвертый созыв)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2006 г. N 10/29
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБОРОТЕ
ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА
ТЕРРИТОРИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Рассмотрев проект закона Амурской области "О внесении изменений
в Закон Амурской области "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения на территории Амурской области", внесенный в порядке
законодательной инициативы комитетом областного Совета народных
депутатов по вопросам аграрной политики, природопользованию и
экологии совместно с губернатором области, областной Совет
народных депутатов постановляет:
1. Принять проект закона Амурской области "О внесении изменений
в Закон Амурской области "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения на территории Амурской области" в первом чтении.
2. Направить указанный законопроект субъектам права
законодательной инициативы для внесения поправок, в прокуратуру
области, отдел законодательства субъектов Российской Федерации по
Амурской области Главного управления Минюста России по
Дальневосточному федеральному округу, Управление Федерального
агентства кадастра объектов недвижимости по Амурской области для
внесения замечаний и предложений до 1 марта 2006 года.
3. Комитету областного Совета народных депутатов по вопросам
аграрной политики, природопользованию и экологии доработать
указанный законопроект и внести его на заседание областного Совета
народных депутатов.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Амурского
областного Совета
народных депутатов
О.А.ТУРКОВ
ПРОЕКТ
Внесен
комитетом
Амурского
областного Совета
народных депутатов
по вопросам аграрной политики,
природопользованию и экологии
совместно с губернатором
Амурской области
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ
ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА
ТЕРРИТОРИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Статья 1
Внести в Закон Амурской области от 11 декабря 2003 г. N 278-ОЗ
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории
Амурской области" следующие изменения:
1
1. Дополнить статьей 1 следующего содержания:
1
"Статья 1 . Планирование и использование земель
сельскохозяйственного назначения
1. Органы государственной власти области и органы местного
самоуправления обязаны осуществлять планирование рационального
использования земель сельскохозяйственного назначения и их охрану
в целях:
а) обеспечения прав граждан на благоприятную и безопасную среду
жизнедеятельности;
б) обеспечения устойчивого землепользования;
в) повышения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения;
г) обеспечения устойчивого экономического развития
сельскохозяйственных товаропроизводителей.
2. Планирование рационального использования земель
сельскохозяйственного назначения и их охраны осуществляется в
порядке, установленном федеральными законами и законами области.
3. В целях организации рационального использования земель
сельскохозяйственного назначения и их охраны органами
государственной власти области и местного самоуправления должны
разрабатываться целевые областные программы, предусматривающие
комплекс организационных и технических мероприятий по обеспечению
рационального использования земель сельскохозяйственного
назначения и их охране.".
2. Статью 2 изложить в новой редакции:
"Статья 2. Срок начала приватизации земельных участков из
земель сельскохозяйственного назначения
1. Приватизация земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, на территории области начинает
осуществляться с 1 января 2010 года, за исключением случаев,
указанных в пункте 2 настоящей статьи.
2. Приватизация земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения начинается:
1) в отношении земельных участков, находящихся у граждан,
осуществляющих ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, на
праве пожизненного наследуемого владения, постоянного
(бессрочного) пользования, или находящихся у сельскохозяйственных
организаций на праве постоянного (бессрочного) пользования, - с
момента вступления в силу настоящего Закона;
2) в отношении земельных участков, переданных юридическим и
физическим лицам в аренду, - по истечении трехлетнего срока аренды
земельного участка и при условии его надлежащего использования;
3) в отношении земельных участков, предоставляемых гражданам
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии
2
с пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, - по истечении пяти лет
аренды такого земельного участка и при условии его надлежащего
использования;
4) в отношении земельных участков, предоставляемых гражданам
бесплатно в собственность в случаях, установленных пунктами 2, 3
2
статьи 4 настоящего Закона, - с момента вступления в силу
настоящего Закона.".
3. В статье 3:
1) пункт 1 изложить в новой редакции:
"1. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных
угодий, которые расположены на территории одного муниципального
района и могут находиться в собственности одного гражданина и
(или) одного юридического лица, устанавливается в размере 10
процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах
одного административно-территориального образования на момент
предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.";
2) пункт 3 дополнить абзацами 5, 6 следующего содержания:
"если земельный участок был предоставлен до вступления в силу
настоящего Закона;
иных случаев, установленных федеральным законодательством.";
3) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Установленные в настоящей статье предельные размеры
земельных участков являются предельными размерами земельных
участков, предоставляемых в собственность гражданам для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства из находящихся в
государственной или муниципальной собственности земель
сельскохозяйственного назначения.".
1
4. Дополнить статьей 3 следующего содержания:
1
"Статья 3 . Фонд перераспределения земель
сельскохозяйственного назначения области
1. Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного
назначения области создан в целях эффективного и рационального
перераспределения земель для сельскохозяйственного производства,
для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств,
личных подсобных хозяйств.
2. Фонд перераспределения земель области состоит из
совокупности всех земель сельскохозяйственного назначения, не
находящихся в государственной федеральной собственности,
муниципальной и частной собственности, и может пополняться за счет
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения,
поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни
один из наследников не принял наследство, либо все наследники
лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от
наследства в пользу государства или отказался от наследства без
указания, в пользу кого он отказывается от наследства;
3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях,
предусмотренных федеральными законами и законами области.
3. Порядок формирования фонда перераспределения земель,
включения и исключения земельных участков из фонда
перераспределения земель устанавливается в соответствии с
нормативными правовыми актами губернатора области.
4. Использование земель фонда перераспределения земель
осуществляется в соответствии с нормами Закона Амурской области
"Об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в
государственной собственности Амурской области" и настоящего
Закона.".
5. Статью 4 изложить в новой редакции:
"Статья 4. Предоставление гражданам и юридическим лицам
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, для
сельскохозяйственного производства
1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в
собственность, аренду на торгах (конкурсах, аукционах), если иное
не предусмотрено федеральным и областным законодательством.
2. Передача в аренду находящихся в государственной или
муниципальной собственности земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке,
установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации,
в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных
участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при
условии предварительного и заблаговременного опубликования в
газете "Амурская правда" сообщения о наличии предлагаемых для
такой передачи земельных участков. При этом принятие решения о
передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что
в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили
иные заявления.
В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных
участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду,
такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах
(конкурсах, аукционах).
Положения настоящего пункта не распространяются на случаи,
предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
3. Договор аренды земельного участка из земель
сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не
превышающий сорока девяти лет.
Договор аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий
может быть заключен на срок не менее одного года, за исключением
1
случаев, установленных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.
4. Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по
продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного
назначения, а также права на заключение договоров аренды таких
земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38
Земельного кодекса Российской Федерации.
5. Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу
земельный участок может быть приобретен таким арендатором в
собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной
1
местности, или по цене, установленной статьей 7 настоящего
Закона, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды
при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или
об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято
в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления
в письменной форме в Администрацию области или орган местного
самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих
земельных участков в пределах их компетенции.
6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, могут передаваться религиозным организациям
(объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским
организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного
профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления
сельскохозяйственного производства, сохранения и развития
традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в
порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской
Федерации.
При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность
не допускается.
7. Земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера,
отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и
юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее пяти
лет.
8. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также
гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского
(фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки
или права аренды земельных участков, которые находятся у них на
праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного
наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации". Сельскохозяйственные
угодья приобретаются в собственность по цене, установленной
1
статьей 7 настоящего Закона.".
1
6. Дополнить статьей 4 следующего содержания:
1
"Статья 4 . Особенности предоставления иностранным гражданам,
иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также
юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля
иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без
гражданства составляет более чем 50 процентов, на праве аренды для
сельскохозяйственного производства земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной
или муниципальной собственности
1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения, находящиеся в государственной собственности области
или муниципальной собственности, предоставляются иностранным
гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а
также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых
доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без
гражданства составляет более чем 50 процентов, на праве аренды на
торгах (конкурсах, аукционах) сроком не менее чем на три года и с
предварительным внесением арендной платы за землю за год.
2. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без
гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном)
капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических
лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов,
заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной
собственности области или муниципальной собственности, обращаются
с соответствующим заявлением в специально уполномоченный орган
государственной власти области или орган местного самоуправления.
В заявлении указывается информация об испрашиваемом земельном
участке, о предполагаемых целях его использования в
сельскохозяйственном производстве (растениеводство, животноводство
с указанием видов сельскохозяйственных культур), наличии рабочей
силы и сельскохозяйственной техники, а также планируемых к
применению технологий по выращиванию сельскохозяйственных культур.
3. При заключении договора аренды земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной
собственности области или муниципальной собственности,
предоставляемых иностранным гражданам, иностранным юридическим
лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в
уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан,
иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более
чем 50 процентов, договором аренды в обязательном порядке
предусматриваются условия соблюдения арендаторами экологически
чистых технологий выращивания сельскохозяйственных культур,
обработки почвы, а также санкции в случае нарушения данных
условий.".
2
7. Дополнить статьей 4 следующего содержания:
2
"Статья 4 . Бесплатное предоставление в собственность граждан
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения,
находящихся в государственной собственности области или
муниципальной собственности
1. Гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по месту
жительства в пределах Амурской области, осуществляющий ведение
крестьянского (фермерского) хозяйства, ранее не имевший и ныне не
имеющий в собственности земельного участка для вышеуказанной цели
или права на земельную долю, имеет право однократно бесплатно
получить в собственность земельный участок из находящихся в
государственной собственности области или муниципальной
собственности земель сельскохозяйственного назначения при условии
его надлежащего использования на праве аренды в течение 5 лет.
Максимальный размер земельного участка, предоставляемого
гражданину в собственность бесплатно для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства из находящихся в государственной
собственности области земель сельскохозяйственного назначения, -
10 га.
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых
гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства из находящихся в муниципальной
собственности земель сельскохозяйственного назначения,
устанавливаются органами местного самоуправления.
2. Граждане, пропущенные в первоначальных списках лиц, имеющие
право на получение земельной доли, имеют право на основании
решения суда о праве граждан на земельную долю получить для
ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расширения личного
подсобного хозяйства, организации сельскохозяйственного
предприятия бесплатно в собственность из земель, находящихся в
государственной собственности области (из фонда перераспределения
земель), земельные участки в размерах земельной доли,
установленной по данному хозяйству на момент его реорганизации.
Граждане, заинтересованные в передаче земельного участка из
фонда перераспределения земель в собственность, подают
соответствующее заявление с приложением решения суда о праве
гражданина на земельную долю в уполномоченный орган.
Формирование земельного участка в счет земельной доли
производится за счет средств заявителя.
3. Сельскохозяйственные угодья, предоставленные
сельскохозяйственным организациям на праве постоянного
(бессрочного) пользования, в случае банкротства или отказа
сельскохозяйственной организации от права постоянного
(бессрочного) пользования на землю, приватизации
сельскохозяйственных организаций или их правопреемников, на
которые распространялись особые условия реорганизации и
приватизации в соответствии с законодательством Российской
Федерации, могут бесплатно предоставляться в собственность для
ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расширения личного
подсобного хозяйства, организации сельскохозяйственного
предприятия следующим категориям граждан:
1) работникам таких сельскохозяйственных организаций, в том
числе временно отсутствующим, за которыми в соответствии с
законодательством Российской Федерации сохраняется место работы;
2) пенсионерам таких сельскохозяйственных организаций,
проживающим на территориях, где расположены указанные организации;
3) лицам, уволенным из таких сельскохозяйственных организаций в
связи с сокращением численности или штата работников указанных
организаций в течение последних двух лет;
4) лицам, получившим инвалидность за время работы в таких
сельскохозяйственных организациях, проживающим на территориях, где
расположены указанные организации;
5) работникам предприятий, организаций и учреждений народного
образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и
общественного питания в случае, если имущество указанных
предприятий, организаций и учреждений находилось или находится на
балансе таких сельскохозяйственных организаций.
Размер земельного участка, предоставляемый вышеуказанным
гражданам, не должен превышать среднерайонную норму, ранее
установленную соответствующими органами местного самоуправления
для осуществления реорганизации или приватизации
сельскохозяйственных организаций и определенную в зависимости от
качества сельскохозяйственных угодий.
4. Положения пункта 3 настоящей статьи не применяются в
отношении сельскохозяйственных угодий, предоставленных
сельскохозяйственным организациям на праве постоянного
(бессрочного) пользования из фонда перераспределения земель.".
8. В статье 5:
1) пункт 1 изложить в новой редакции:
"1. В случае если в собственности лица по основаниям,
допускаемым законом, оказался земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей
собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3
Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения" и (или) пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, такой
земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть
отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в
праве общей собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в
силу указанного Федерального закона, должно быть осуществлено в
течение года со дня вступления его в силу. Земельные участки или
доли в праве общей собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в
силу указанного Федерального закона, подлежат отчуждению в течение
года со дня возникновения права собственности на эти земельные
участки или права собственности на доли в праве общей
собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих
земельных участков или долей в праве общей собственности на
земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
области преимущественное право на заключение договора аренды этих
земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных
участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных
участков или земельных долей.
В случае если при нарушении требований статьи 3 указанного
Федерального закона и (или) пункта 1 статьи 3 настоящего Закона
собственник не произведет в течение установленного срока
отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности
на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения,
Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области
обязано в течение десяти дней в письменной форме известить об этом
департамент Администрации области по управлению государственным
имуществом области.";
2) пункт 3 изложить в новой редакции:
"3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести
земельный участок или долю в праве общей собственности на
земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот
земельный участок или долю должна приобрести область по рыночной
стоимости, сложившейся в данной местности.".
9. Статью 6 изложить в новой редакции:
"Статья 6. Принудительное изъятие у собственника земельного
участка из земель сельскохозяйственного назначения
1. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
принудительно может быть изъят у его собственника в судебном
порядке в случаях, установленных Земельным кодексом Российской
Федерации:
1) использование земельного участка не в соответствии с его
целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории
земель, установленными статьями 7 и 8 Земельного кодекса
Российской Федерации;
2) использование земельного участка способами, которые приводят
к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель
или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским
законодательством, земельного участка, предназначенного для
сельскохозяйственного производства, в течение трех лет, если более
длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением
времени, в течение которого земельный участок не мог быть
использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных
обстоятельств, исключающих такое использование.
Критерии отнесения земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения к неиспользуемым или используемым
не по целевому назначению устанавливаются нормативным правовым
актом губернатора области.
2. Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника
земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
направляется Администрацией области, а в случае ее отказа от
подачи заявления - органом местного самоуправления, на территории
которого находится данный земельный участок.
В случае признания судом права государственной собственности
области на такой участок он поступает в фонд перераспределения
земель области.".
10. В статье 7:
1) абзац первый пункта 2 изложить в новой редакции:
"Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного
назначения обязан известить в письменной форме губернатора области
о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера,
местоположения земельного участка и срока, до истечения которого
должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления
взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем
девяносто дней.";
2) пункт 3 исключить.
1
11. Дополнить статьей 7 следующего содержания:
1
"Статья 7 . Цена некоторых земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения
1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения, находящиеся в аренде граждан или юридических лиц более
трех лет и надлежащим образом используемые ими по назначению,
могут быть приобретены такими лицами в собственность по рыночной
стоимости, сложившейся в данной местности, или по кадастровой
стоимости таких земельных участков.
2. Земельные участки (сельскохозяйственные угодья) из земель
сельскохозяйственного назначения, находящиеся у
сельскохозяйственной организации, гражданина, осуществляющего
деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства на
праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве
пожизненного наследуемого владения, могут быть приобретены такими
лицами в собственность по цене, установленной в размере 20
процентов от кадастровой стоимости таких сельскохозяйственных
угодий.".
12. Статью 8 изложить в новой редакции:
"Статья 8. Особенности совершения сделок с долями в праве общей
собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения
1. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности
на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения,
применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В
случае если число участников долевой собственности на земельный
участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять,
правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с
учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также
статьями 13 и 14 Федерального закона "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения".
Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой
участник долевой собственности по своему усмотрению вправе
завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный)
капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный
участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою
земельную долю в доверительное управление либо продать или
подарить ее другому участнику долевой собственности, а также
сельскохозяйственной организации или гражданину - члену
крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный
участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой
собственности вправе распорядиться земельной долей по своему
усмотрению иным образом только после выделения земельного участка
в счет земельной доли.
Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал
сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок,
находящийся в долевой собственности, в доверительное управление,
завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли
осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на
земельную долю в соответствии со статьей 18 Федерального закона
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", без
государственной регистрации возникшего в результате приватизации
сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
2. В случае если участник долевой собственности на земельный
участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою
земельную долю без выделения земельного участка в счет своей
земельной доли другому участнику долевой собственности, а также
сельскохозяйственной организации или гражданину - члену
крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный
участок, находящийся в долевой собственности, извещать других
участников долевой собственности о намерении продать свою
земельную долю не требуется.
3. Предусмотренные настоящей статьей сделки с земельными долями
могут осуществляться на основании доверенности, выданной
участником долевой собственности другому участнику долевой
собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом
органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.".
1
13. Дополнить статьей 8 следующего содержания:
1
Статья 8 . Выделение земельного участка в счет долей в праве
общей собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения
1. Участник или участники долевой собственности на земельный
участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить
земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных
долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства
или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи
земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если
это не нарушает требований статьи 4 Федерального закона "Об
обороте земель сельскохозяйственного назначения".
2. Местоположение земельного участка, выделяемого в счет
земельной доли, определяется участником долевой собственности в
соответствии с решением общего собрания участников долевой
собственности при утверждении границ части находящегося в долевой
собственности земельного участка, предназначенной для выделения в
первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в
соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения".
Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной
доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания
участников долевой собственности.
3. В случае если общее собрание участников долевой
собственности не утвердило границы части находящегося в долевой
собственности земельного участка, предназначенной для выделения в
первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в
соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения", участник долевой собственности
на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить
земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников
долевой собственности или опубликовать сообщение в газете
"Амурская правда" с указанием предполагаемого местоположения
выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
Указанное извещение или сообщение должно содержать описание
местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного
участка, которое позволяет определить его границы на местности, а
также указание на необходимость направления в письменной форме
возражений остальных участников долевой собственности относительно
местоположения этого земельного участка требующему выделения
земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой
собственности или указанному в извещении представителю участника
долевой собственности.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли,
определяется на основании данных, указанных в документах,
удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой
собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный
участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в
документах, удостоверяющих право на земельную долю, если
увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка
осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для
сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный
земельный участок.
4. В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего
уведомления участников долевой собственности на земельный участок
из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с
пунктом 3 настоящей статьи не поступят возражения относительно
местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного
участка от участников долевой собственности, предложение о
местоположении такого земельного участка считается согласованным.
Данные возражения должны быть обоснованными.
Споры о местоположении выделяемого земельного участка
разрешаются участниками долевой собственности с использованием
согласительных процедур, порядок проведения которых установлен
2
статьей 8 настоящего Закона.
В случае недостижения согласованного решения споры о
местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в
суде.".
2
14. Дополнить статьей 8 следующего содержания:
2
"Статья 8 . Порядок проведения согласительных процедур по
спорам о местоположении земельных участков, выделяемых в счет
земельных долей в праве общей собственности на земельный участок
из земель сельскохозяйственного назначения
1. Споры о местоположении земельного участка разрешаются
создаваемой по инициативе участников долевой собственности
согласительной комиссией с привлечением в нее представителей
органов местного самоуправления, представителей
сельскохозяйственной организации, специалистов Управления
Федерального агентства кадастров объектов недвижимости по Амурской
области (по согласованию), а также по одинаковому числу
представителей от заинтересованных сторон (по согласованию). При
необходимости в состав согласительной комиссии могут быть
приглашены и представители других общественных организаций и
государственных органов.
Персональный постоянный состав согласительной комиссии
утверждается главой муниципального образования.
Согласительная комиссия создается на постоянной основе сроком
на один год. Заседания согласительной комиссии проводятся по мере
поступления заявлений.
2. Инициатором согласительных процедур выступает участник
долевой собственности, пожелавший выделить земельный участок в
счет доли в праве общей собственности на земельный участок из
земель сельскохозяйственного назначения, который подает заявление
в согласительную комиссию.
В заявлении указываются состав возражений, поступивших от
участников долевой собственности, и обоснование причин несогласия
с ними. К заявлению прилагаются:
а) документ, подтверждающий право собственности на земельную
долю;
б) выкопировка на испрашиваемый земельный участок;
в) поступившие возражения в письменном виде;
г) ксерокопия или подлинник публикации в газете "Амурская
правда" о выделении данного земельного участка в счет земельной
доли.
3. Согласительная комиссия в двухнедельный срок с даты
поступления заявления запрашивает у возражающей стороны следующие
документы:
а) документ, подтверждающий право собственности на земельную
долю;
б) обоснование причин несогласия с местоположением земельного
участка, выделяемого в счет земельной доли.
При рассмотрении споров по местоположению земельного участка,
выделяемого в счет земельной доли, согласительная комиссия
запрашивает у администрации сельскохозяйственной организации (в
случае ее наличия) или у органа местного самоуправления материалы
по определению местоположения земельного участка, выделяемого в
счет земельной доли, определяется участником долевой собственности
в соответствии с решением общего собрания участников долевой
собственности при утверждении границ части находящегося в долевой
собственности земельного участка, предназначенной для выделения в
первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в
соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения".
В зависимости от содержания возражений к местоположению
выделяемого земельного участка согласительная комиссия при
необходимости инициирует проведение экспертиз обоснованности
претензий в соответствующих государственных органах.
4. На основании полученных заключений экспертов согласительная
комиссия принимает соответствующее рекомендательное решение в
присутствии всех заинтересованных сторон, оформляет его в виде
заключения, которое подписывается всеми членами согласительной
комиссии и под личную роспись выдается участнику долевой
собственности, осуществляющему выдел земельного участка в счет
земельной доли, и возражающей стороне.
В случае несогласия с рекомендациями согласительной комиссии
споры о местоположении земельного участка, выделяемого в счет
земельной доли в праве общей собственности на земельный участок из
земель сельскохозяйственного назначения, разрешаются в суде.".
15. Статью 9 изложить в новой редакции:
"Статья 9. Выделение в самостоятельный земельный участок
неиспользуемой части находящегося в долевой собственности
земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и
признание на него права государственной собственности области или
муниципальной собственности
1. Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в
течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную
долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в
земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются
неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего
качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Образование этого земельного участка осуществляется на
основании соответствующего решения губернатора области или в
случае отказа области от своего преимущественного права, решением
главы муниципального образования.
2. Общее собрание участников долевой собственности вправе
принять решение об определении местоположения части находящегося в
долевой собственности земельного участка, площадь которой равна
сумме площади невостребованных земельных долей.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их
собственников опубликовывается в газете "Амурская правда".
Если собственники невостребованных земельных долей, в счет
выделения которых должен быть образован земельный участок, в
течение девяноста дней со дня опубликования указанного сообщения
не заявят о своем желании воспользоваться правами участников
долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного
участка.
Область или в случае отказа области от своего преимущественного
права соответствующее муниципальное образование, на территории
которого находится такой земельный участок, вправе направить в суд
заявление о признании права государственной собственности области
или соответственно муниципальной собственности на этот земельный
участок.".
1
16. Дополнить статьей 9 следующего содержания:
1
"Статья 9 . Особенности определения порядка распоряжения,
владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой
собственности
1. Решение о порядке владения и пользования земельным участком,
находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием
участников долевой собственности.
Участники долевой собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения о проведении общего собрания
участников долевой собственности не позднее чем за тридцать дней
до дня его проведения уведомляются в письменной форме (почтовые
открытки, письма) и посредством размещения соответствующих
объявлений на информационных щитах, расположенных на территории
муниципального образования по месту нахождения земельного участка,
находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения
в газете "Амурская правда".
2. Общее собрание участников долевой собственности проводится
по предложению сельскохозяйственной организации, использующей этот
земельный участок, или по предложению участника долевой
собственности на этот земельный участок. Орган местного
самоуправления по месту нахождения земельного участка,
находящегося в долевой собственности, вправе обратиться к
сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный
участок, с предложением о созыве общего собрания участников
долевой собственности на земельный участок.
Общее собрание участников долевой собственности считается
правомочным, если на нем присутствуют участники долевой
собственности на этот земельный участок, составляющие не менее чем
20 процентов их общего числа или владеющие более чем 50 процентами
долей в праве общей собственности на этот земельный участок.
Решение считается принятым, если за него проголосовали участники
долевой собственности на этот земельный участок, присутствующие на
таком собрании и владеющие в совокупности более чем 50 процентами
долей в праве общей собственности на этот земельный участок от
общего числа долей, которыми обладают присутствующие на таком
собрании участники долевой собственности на этот земельный
участок. Принятое решение оформляется протоколом.
Приложением к протоколу общего собрания участников долевой
собственности является список присутствующих на нем участников
долевой собственности на этот земельный участок с указанием
реквизитов документов, удостоверяющих их права на землю. Указанный
протокол оформляется в трех экземплярах, один из которых хранится
у председателя общего собрания участников долевой собственности,
второй - у лица, по предложению которого проводилось это собрание,
третий - в органе местного самоуправления по месту нахождения
земельного участка, находящегося в долевой собственности.
3. Решением общего собрания участников долевой собственности
определяются:
условия передачи земельного участка, находящегося в долевой
собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или
доверительное управление;
местоположение части находящегося в долевой собственности
земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке
выделяются земельные участки в счет земельных долей;
местоположение части находящегося в долевой собственности
земельного участка, в границах которой находятся невостребованные
земельные доли;
местоположение части находящегося в долевой собственности
земельного участка, в границах которой выделяются земельные
участки в счет земельных долей для передачи таких земельных
участков в аренду;
местоположение части находящегося в долевой собственности
земельного участка, в границах которой выделяются земельные
участки в счет земельных долей для передачи таких земельных
участков в уставный (складочный) капитал;
местоположение части находящегося в долевой собственности
земельного участка, в границах которой выделяются земельные
участки в счет земельных долей для передачи таких земельных
участков в доверительное управление.
4. Аренда, купля-продажа или другая сделка с земельным участком
из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой
собственности, совершается или участниками долевой собственности,
или лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему
участниками долевой собственности.
В случае если согласие участников долевой собственности на
совершение указанной сделки не достигнуто, часть участников
долевой собственности, выразивших несогласие с совершением
указанной сделки, вправе выделить земельный участок или земельные
участки в счет своих долей с соблюдением правил, установленных
статьей 13 Федерального закона "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения", и распорядиться выделенным
земельным участком по своему усмотрению.".
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после
дня его первого официального опубликования.
Губернатор
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
|