АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
(четвертый созыв)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2005 г. N 7/375
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "О КОМИССИЯХ
ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ"
Рассмотрев проект закона Амурской области "О комиссиях по делам
несовершеннолетних и защите их прав", внесенный в порядке
законодательной инициативы губернатором области, областной Совет
народных депутатов постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Амурской области "О
комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
2. Направить указанный законопроект субъектам права
законодательной инициативы для внесения поправок и в прокуратуру
области, отдел законодательства субъектов Российской Федерации по
Амурской области Главного управления Минюста России по
Дальневосточному федеральному округу для внесения замечаний и
предложений до 15 ноября 2005 года.
3. Комитету областного Совета народных депутатов по вопросам
социальной политики доработать указанный законопроект с учетом
поступивших поправок и внести его на рассмотрение областного
Совета народных депутатов во втором чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Амурского
областного Совета
народных депутатов
О.А.ТУРКОВ
ПРОЕКТ
Внесен
губернатором
Амурской области
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
________ 2005 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральным законодательством и законодательством
области устанавливает порядок образования и деятельности комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав в области.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее -
комиссии) являются постоянно действующими коллегиальными органами
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Статья 2. Правовое регулирование деятельности комиссий
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
осуществляют свою деятельность на основе Конституции Российской
Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации", Федерального закона "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
Указа Президиума Верховного Совета РСФСР "Об утверждении Положения
о комиссиях по делам несовершеннолетних", Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, других федеральных
законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава
(основного Закона) Амурской области и других нормативно-правовых
актов области.
Статья 3. Принципы деятельности комиссий
Деятельность комиссий основывается на принципах:
1) законности;
2) гуманного обращения с несовершеннолетними;
3) индивидуального подхода к несовершеннолетним;
4) конфиденциальности информации о несовершеннолетнем;
5) поддержки семьи и взаимодействия с родителями или иными
законными представителями несовершеннолетнего по вопросам защиты
его прав и законных интересов;
6) поддержки деятельности органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
государственных органов области, органов местного самоуправления
области и общественных объединений по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних;
7) обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за
нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего;
8) коллегиальности и равноправия членов комиссий;
9) единства системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
10) гласности.
Статья 4. Основные задачи комиссий
Основными задачами комиссий являются:
1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных
интересов несовершеннолетних;
2) выявление и устранение причин и условий, способствующих
безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным
действиям несовершеннолетних;
3) осуществление мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации и области, по координации вопросов, связанных
с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания
несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в
учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
4) осуществление мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации и области, по координации деятельности
органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
5) иные задачи, установленные нормативными правовыми актами
Российской Федерации и области.
Статья 5. Система комиссий
1. Комиссии составляют систему комиссий области.
Система комиссий области состоит из:
1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при
Администрации Амурской области (далее - областная комиссия);
2) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при
администрациях городских округов и муниципальных районов области
(далее - городские, районные комиссии);
3) поселковых комиссий по делам несовершеннолетних и защите их
прав при администрациях городских поселений (далее - поселковые
комиссии).
2. Поселковые комиссии создаются в порядке исключения в
поселениях, расположенных на значительном удалении от районных
центров, при наделении их соответствующими государственными
полномочиями.
Необходимость и целесообразность образования поселковых
комиссий рассматривается в соответствии с настоящим Законом
областной комиссией по представлению главы муниципального района.
Предложение об образовании поселковой комиссии вносится главой
муниципального образования в соответствующий представительный
орган местного самоуправления в порядке, установленном ст. 6
настоящего Закона, с приложением заключения областной комиссии по
данному вопросу.
Статья 6. Порядок образования и состав комиссий
1. Областная комиссия образуется и упраздняется областным
Советом народных депутатов; городские, районные и поселковые
комиссии - представительными органами соответствующих
муниципальных образований.
Персональный состав областной комиссии утверждается областным
Советом народных депутатов на срок его полномочий по представлению
губернатора области; а городской, районной, поселковой комиссий -
представительным органом местного самоуправления соответствующего
городского округа, муниципального района, поселения на срок его
полномочий по представлению главы муниципального образования с
учетом числа органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действующих на
соответствующей территории области, объема и содержания
выполняемой работы.
2. Органы местного самоуправления области в целях реализации
настоящего Закона и в установленном порядке наделяются отдельными
государственными полномочиями, предусмотренными статьей 27
настоящего Закона.
3. Комиссии образуются в составе:
председателя;
заместителя председателя;
ответственного секретаря;
6 - 12 членов комиссии.
Возглавляет комиссию председатель - соответственно заместитель
губернатора области, заместитель главы соответствующего
муниципального образования, курирующие социальные вопросы.
В состав комиссий по согласованию входят руководители органов и
учреждений государственной и муниципальной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действующих
согласно федеральному и областному законодательству на
подведомственной территории, имеющие опыт работы с
несовершеннолетними.
На принципах добровольности и равноправия в состав комиссий
входят представители иных государственных органов и учреждений, а
также зарегистрированных общественных организаций (объединений),
занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей,
депутаты областного Совета народных депутатов, соответствующего
представительного органа местного самоуправления.
4. Для осуществления текущей работы и контроля за выполнением
решений комиссий в аппарате губернатора области, главы местной
администрации вводится штатная должность ответственного секретаря
комиссии, а при необходимости - дополнительные штатные единицы
(инспектор по работе с детьми). Замещать эти должности могут
граждане Российской Федерации, имеющие юридическое или
педагогическое высшее образование, стаж работы в соответствии с
квалификационными требованиями, предъявляемыми Законами Амурской
области "О квалификационных требованиях к должностям
государственной гражданской службы области" и "О квалификационных
требованиях к муниципальным служащим Амурской области", и
профессиональный опыт работы с несовершеннолетними.
5. Штатные сотрудники комиссий замещают соответственно
должности государственной гражданской и муниципальной службы
области, установленные на основании Реестра должностей
государственной гражданской службы области и Единого реестра
муниципальных должностей области.
6. Не допускаются передача функциональных обязанностей комиссий
структурным подразделениям Администрации области и органов
местного самоуправления, включение комиссии в их состав на правах
структурного подразделения, а также использование штатных
работников комиссии не по их назначению.
Статья 7. Контроль за деятельностью комиссий
1. Контроль за деятельностью нижестоящих комиссий
осуществляется вышестоящими комиссиями и их должностными лицами в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации и
области.
2. Контроль за деятельностью областной комиссии осуществляется
Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их
прав при Правительстве Российской Федерации, областным Советом
народных депутатов и Администрацией области в пределах их
компетенции и в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и области.
Глава II. КОМПЕТЕНЦИЯ КОМИССИЙ
Статья 8. Полномочия комиссий
1. Комиссии:
1) принимают в установленном законодательством Российской
Федерации порядке участие в разработке программ защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни,
охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха
несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности,
беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий,
контролируют в пределах своей компетенции реализацию этих
программ;
2) принимают в установленном законодательством Российской
Федерации порядке участие в разработке проектов нормативных
правовых актов области по вопросам защиты прав и охраняемых
законодательством Российской Федерации интересов
несовершеннолетних;
3) приглашают на свои заседания для получения информации и
объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц,
специалистов и граждан;
4) подготавливают заключения, предложения по вопросам
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
защиты их прав и законных интересов и вносят их в органы и
учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, органы государственной власти области, органы
местного самоуправления области;
5) получают безвозмездно необходимую для осуществления своих
полномочий информацию от государственных органов, органов местного
самоуправления и организаций независимо от их организационно-
правовых форм и форм собственности;
6) в установленном законом порядке организуют контроль,
обследование и проверку условий содержания, воспитания, обучения и
применения труда несовершеннолетних в учреждениях и организациях
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
7) вносят в государственные органы, органы местного
самоуправления, учреждения и организации независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности представления по
вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;
8) вносят в установленном порядке предложения о привлечении к
ответственности должностных лиц в случаях неисполнения ими
постановлений комиссий или непринятия мер по устранению нарушений
прав и законных интересов, указанных в представлениях комиссий;
9) рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их
родителей или иных законных представителей, а также других лиц,
связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов
несовершеннолетних;
10) обращаются в суд за защитой прав и охраняемых законом
интересов несовершеннолетних;
11) в пределах предоставленной компетенции дают официальные
разъяснения и ведут переписку, имеют бланки со своим наименованием
и другим необходимым составом реквизитов, печать, штампы;
12) ведут учет и анализ материалов, рассмотренных на заседаниях
городских, районных, поселковых комиссий. Ежеквартально обобщают
полученные данные и результаты анализа;
13) взаимодействуют с общественными объединениями, религиозными
организациями, прошедшими государственную регистрацию, иными
организациями и гражданами по вопросам профилактики
безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных
действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.
2. Областная комиссия осуществляет полномочия, перечисленные в
части 1 настоящей статьи, а также:
1) координирует и направляет деятельность органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних области, в пределах своей компетенции
осуществляет в установленном порядке контроль за их деятельностью;
2) контролирует и направляет деятельность городских, районных и
поселковых комиссий, оказывает им организационно-методическую
помощь, организует обучение и повышение квалификации членов этих
комиссий, обобщает и распространяет положительный опыт работы в
организации профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защиты их прав и охраняемых законом интересов;
3) организует на областном уровне разработку и планирование
мероприятий по приоритетным направлениям в сфере профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав
и охраняемых законом интересов, готовит предложения по данным
вопросам в органы государственной власти области, в
Межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их
прав при Правительстве Российской Федерации;
4) организует разработку областных целевых программ по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
защите их прав и законных интересов, контролирует ход реализации
данных программ;
5) проверяет работу исполнительных органов власти области по
исполнению федеральных законов, законов области, постановлений
губернатора области, собственных постановлений по проблемам
детства, профилактики безнадзорности, беспризорности и
правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных
интересов;
6) регулярно информирует губернатора области о состоянии работы
по защите прав и охраняемых законодательством Российской Федерации
интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности,
беспризорности и правонарушений на территории области;
7) организует рассмотрение представлений прокуратуры области по
нарушению законности в деятельности муниципальных городских,
районных комиссий, органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
8) в пределах своей компетенции принимает постановления по
вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защите их прав;
9) рассматривает жалобы на решения нижестоящих комиссий.
3. Городские, районные комиссии осуществляют на
подведомственной территории соответствующего муниципального
образования в пределах своей компетенции полномочия, перечисленные
в части 1 настоящей статьи, а также:
1) осуществляют меры по координации деятельности органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий,
способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и
антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) рассматривают в пределах своей компетенции материалы (дела)
в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных
представителей, либо иных лиц в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и области;
3) контролируют, направляют и координируют деятельность
поселковых комиссий, оказывают им методическую помощь, обобщают и
распространяют положительный опыт их работы;
4) принимают постановления:
а) о рекомендации органам и учреждениям системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних провести
индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними:
привлекавшимися к административной ответственности;
вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений
закрытого типа в случае, если об этом ходатайствует администрация
этих учреждений;
освобожденными из воспитательных колоний;
нуждающимися в помощи и контроле со стороны органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
б) о направлении материалов в отношении несовершеннолетних,
употребляющих спиртные напитки, наркотические средства,
психотропные или одурманивающие вещества, в учреждения
здравоохранения для проведения соответствующих лечебно-
профилактических и реабилитационных мероприятий;
в) о направлении несовершеннолетних, нуждающихся в специальном
педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные
учреждения открытого типа на основании заключения психолого-медико-
педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших
четырнадцатилетнего возраста, их родителей или иных законных
представителей;
г) о направлении несовершеннолетних с согласия родителей или
иных законных представителей несовершеннолетних на медицинское
освидетельствование или психолого-медико-педагогическую
консультацию в случае необходимости уточнения состояния их
здоровья;
5) осуществляют контроль:
а) за условиями содержания, воспитания и обращения с
несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных
на территории соответствующего муниципального образования,
независимо от их организационно-правовых форм;
б) за организацией творческого досуга несовершеннолетних по
месту жительства, за состоянием воспитательно-профилактической
работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-
просветительных учреждениях, спортивных организациях, в
учреждениях начального профессионального образования;
в) за соблюдением законодательства при исключении учащихся из
образовательных учреждений, учреждений начального
профессионального образования;
г) за соблюдением законодательства при трудоустройстве
несовершеннолетних службами занятости населения,
специализированными молодежными службами;
6) вносят в органы опеки и попечительства предложения о формах
устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи
государства;
7) участвуют в рассмотрении судом дел, связанных с защитой прав
и законных интересов несовершеннолетних;
8) рассматривают представляемую органами и учреждениями системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
информацию о нарушениях прав несовершеннолетних на образование,
вносят в органы управления образовательного учреждения предложения
о незамедлительном направлении последними в комиссию представлений
и принимают в пределах своей компетенции участие в разрешении
ситуаций, складывающихся в следующих случаях:
а) об исключении из образовательного учреждения
несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет и не
получившего основного общего образования;
б) о переводе несовершеннолетнего, не получившего основного
общего образования, на иную форму обучения или в другое
образовательное учреждение;
в) об оставлении образовательного учреждения
несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати лет до получения
им основного общего образования, с согласия родителей или иных
законных представителей;
9) дают согласие на расторжение трудового договора (контракта)
с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя, а
также рассматривают информацию работодателя о расторжении
трудового договора (контракта) с несовершеннолетним работником по
его инициативе, в случае необходимости принимают меры по
трудоустройству такого несовершеннолетнего либо поступлению его в
образовательное учреждение;
10) применяют меры воздействия к несовершеннолетним и их
родителям или иным законным представителям в случаях и порядке,
которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и
области;
11) готовят совместно с администрацией специального учебно-
воспитательного учреждения закрытого типа представление в суд по
вопросам, связанным с прекращением пребывания несовершеннолетних в
указанном учреждении до истечения срока пребывания, установленного
судом, а также по вопросам, связанным с продлением срока
пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении и переводом
их в другие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого
типа;
12) оказывают помощь в трудовом и бытовом устройстве
несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-
исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-
воспитательных учреждений, содействуют в определении форм
устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи
государства, а также осуществляют иные функции по социальной
реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации и области;
13) ходатайствуют перед судом об освобождении
несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности, от
наказания, о назначении ему более мягкого наказания, чем
предусмотрено за данное преступление, или условного осуждения, а
также применении других мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;
14) контролируют и направляют деятельность поселковых комиссий,
оказывают им организационно-методическую помощь.
4. Поселковые комиссии имеют полномочия городских, районных
комиссий, за исключением права рассмотрения дел об
административных правонарушениях.
Статья 9. Статус, права и обязанности членов комиссий
1. Председатель комиссии:
1) возглавляет комиссию, определяет в соответствии с
законодательством Российской Федерации об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
основные направления деятельности комиссии и организует ее работу.
Несет персональную ответственность за выполнение задач,
возложенных на комиссию;
2) представляет комиссию в области, соответствующем
муниципальном образовании и за пределами их территории;
3) ведет заседания комиссии, обладая правом решающего голоса;
4) подписывает акты, принимаемые комиссией;
5) представляет губернатору области, главе соответствующего
муниципального образования предложения о составе комиссии;
6) обеспечивает контроль и координацию деятельности субъектов,
входящих в государственную или муниципальную систему профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на
подведомственной территории;
7) распределяет обязанности между членами комиссии.
2. Заместитель председателя комиссии:
1) обладает правами и обязанностями члена комиссии;
2) в период отсутствия председателя комиссии осуществляет его
функции.
3. Ответственный секретарь комиссии:
1) организует текущую работу комиссии;
2) в соответствии с распределением обязанностей организует
контроль деятельности субъектов, входящих в государственную или
муниципальную систему профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на подведомственной территории, оказание им
методической помощи, обобщение положительного опыта их работы;
3) организует разработку и планирование мероприятий по
приоритетным направлениям в сфере профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и охраняемых
законом интересов. Осуществляет контроль за их реализацией;
4) организует в установленном законом порядке проверку условий
содержания, воспитания, обучения и применения труда
несовершеннолетних в учреждениях и организациях на
подведомственной территории независимо от их организационно-
правовых форм и форм собственности. Готовит материалы по итогам
проверок для рассмотрения на заседаниях комиссии, а также
предложения по данным вопросам для губернатора области, главы
соответствующего муниципального образования в областной Совет
народных депутатов, в соответствующие представительные органы
местного самоуправления, в вышестоящую комиссию;
5) участвует в подготовке актов комиссии, предварительно их
визирует и контролирует исполнение принятых комиссией актов;
6) организует подготовку и проведение совещаний, семинаров,
"круглых столов", заседаний комиссии, участвует в них, проверяет
представленные материалы и обеспечивает явку приглашенных
участников;
7) отвечает за делопроизводство в комиссии, обеспечивает
надлежащий учет и хранение документации комиссии, контролирует эти
вопросы в нижестоящих комиссиях;
8) организует подготовку материалов к рассмотрению на
заседаниях комиссии по делам о несовершеннолетних, их родителях
или иных законных представителях. Ведет учет личного состава
комиссии и протокол заседания, осуществляет контроль за
исполнением принятых комиссией актов по делам о
несовершеннолетних, их родителях или иных законных представителях,
в том числе при исполнении комиссией функций административной
юрисдикции;
9) обеспечивает учет и рассмотрение жалоб и заявлений
несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей
и других лиц, связанных с нарушением или ограничением прав и
законных интересов несовершеннолетних;
10) осуществляет от имени комиссии систематическую связь с
различными учреждениями и организациями по всем вопросам
повседневной деятельности комиссии;
11) подготавливает статистические и информационные отчеты о
деятельности комиссии, своевременно информирует вышестоящую
комиссию по установленной форме;
12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные должностной
инструкцией.
4. Инспектор по работе с детьми:
1) организует работу по выявлению и социальной реабилитации
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по
установлению родителей или иных законных представителей, которые
не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению,
содержанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья, а также
отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних или жестоко
обращаются с ними. Содействует правовому просвещению
несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в
сфере их прав и обязанностей;
2) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за:
а) организацией досуга и занятости несовершеннолетних;
б) состоянием воспитательно-профилактической работы с
несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
в) соблюдением законодательства при исключении учащихся из
образовательных учреждений, учреждений начального
профессионального образования;
3) обеспечивает исполнение постановлений комиссии, принятых по
вопросам исключения учащихся из образовательных учреждений,
учреждений начального профессионального образования и их
дальнейшего устройства;
4) организует проведение индивидуальной профилактической работы
в отношении несовершеннолетних:
а) безнадзорных или беспризорных;
б) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
в) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для
несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям,
оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-
воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
г) употребляющих наркотические средства или психотропные
вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие
вещества;
д) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры
административного взыскания;
е) совершивших правонарушение до достижения возраста, с
которого наступает административная ответственность;
ж) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта
об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в
случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может
быть достигнуто путем применения принудительных мер
воспитательного воздействия;
з) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих
уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с
которого наступает уголовная ответственность, или вследствие
отставания в психическом развитии, не связанного с психическим
расстройством;
и) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в
отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с
заключением под стражу;
к) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания,
освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи
с помилованием;
л) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку
исполнения приговора;
м) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы,
вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений
закрытого типа, если они в период пребывания в указанных
учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные
деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально
опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или)
реабилитации;
н) осужденных за совершение преступления небольшой или средней
тяжести и освобожденных судом от наказания с применением
принудительных мер воспитательного воздействия;
о) осужденных условно, осужденных к обязательным работам,
исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с
лишением свободы.
5. В случае отсутствия штатной должности инспектора по работе с
детьми обязанности, предусмотренные частью 4 настоящей статьи,
выполняет ответственный секретарь комиссии.
6. Члены комиссии:
1) в установленном законом порядке принимают участие в
осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания,
обучения и применения труда несовершеннолетних в учреждениях и
организациях на подведомственной территории независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности и в подготовке
материалов по итогам проверок для рассмотрения на заседаниях
комиссии;
2) участвуют с правом совещательного голоса в заседаниях
комиссии, обеспечивают в обязательном порядке исполнение актов
комиссии, принятых по вопросам, относящимся к ведению органа
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, которые они представляют в комиссии;
3) имеют право в установленном законодательством Российской
Федерации порядке составлять протоколы об административных
правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях.
6. Комиссия решает вопросы с обязательным участием члена
комиссии - представителя органа системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к ведению
которого отнесены эти вопросы.
При осуществлении полномочий члена комиссии представитель
органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних подотчетен комиссии, а по вопросам, отнесенным
настоящим Законом к полномочиям председателя комиссии, подотчетен
председателю комиссии.
Статья 10. Материалы (дела), рассматриваемые городскими,
районными комиссиями в отношении несовершеннолетних
Городские, районные комиссии рассматривают материалы (дела) в
отношении несовершеннолетних:
1) совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные
Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с
которого согласно закону наступает уголовная ответственность;
2) совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки
состава преступления, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати
лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела
или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям;
3) совершивших в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет
административные правонарушения в пределах компетенции,
определенной Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях и законодательством области;
4) допустивших антиобщественные проявления (уклонение от
выполнения обязанностей, возложенных судом, немедицинское
употребление наркотических средств и психоактивных веществ,
бродяжничество);
5) уклоняющихся от учебы;
6) совершивших административное правонарушение, не достигнув
возраста, с которого наступает административная ответственность за
соответствующее административное правонарушение.
Статья 11. Материалы (дела), рассматриваемые городскими,
районными комиссиями в отношении родителей или иных законных
представителей несовершеннолетних и других лиц
1. Городские, районные комиссии рассматривают материалы (дела)
в отношении родителей или иных законных представителей
несовершеннолетних:
1) за неисполнение обязанности по содержанию, воспитанию и
обучению несовершеннолетнего;
2) за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных
напитков или одурманивающих веществ;
3) за совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати
лет нарушений правил дорожного движения;
4) за безбилетный проезд несовершеннолетних в возрасте до
шестнадцати лет;
5) за употребление несовершеннолетним в возрасте до 16 лет
наркотических средств или психотропных наркотических веществ без
назначения врача;
6) за появление несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати
лет в общественных местах в состоянии опьянения, а равно за
распитие им алкогольной и спиртосодержащей продукции;
7) за нахождение детей в возрасте до 14 лет без сопровождения
совершеннолетних граждан в общественных местах в ночное время;
8) за другие правонарушения, совершенные несовершеннолетними в
возрасте до 16 лет.
2. Городские, районные комиссии рассматривают также дела в
отношении:
1) руководителей учреждений, в которых находятся дети,
оставшиеся без попечения родителей, либо должностных лиц
исполнительных органов государственной власти и местного
самоуправления за нарушение порядка или сроков представления
сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на
воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для
детей, оставшихся без попечения родителей;
2) лиц, вовлекающих несовершеннолетнего в употребление спиртных
напитков или одурманивающих веществ.
Статья 12. Меры воздействия, применяемые городскими, районными
комиссиями к несовершеннолетним
1. Рассмотрев материалы в отношении несовершеннолетнего,
городская (районная) комиссия с учетом мотивов, характера и
тяжести совершенного им проступка, особенностей его возраста,
социального положения и поведения может применить к нему следующие
меры воздействия:
1) вынести предупреждение;
2) обязать принести публичное или в иной форме извинение
потерпевшему;
3) объявить выговор или строгий выговор;
4) возложить на несовершеннолетнего, достигшего
пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный
материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный
заработок и сумма ущерба не превышает одной второй минимального
размера оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом
устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной
второй минимального размера оплаты труда;
5) наложить на несовершеннолетнего, достигшего
шестнадцатилетнего возраста, административное наказание в случаях
и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях и законодательством области.
При малозначительности совершенного административного
правонарушения комиссия может освободить несовершеннолетнего,
совершившего административное правонарушение, от административной
ответственности и ограничиться устным замечанием;
6) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных
законных представителей в целях обеспечения его надлежащего
поведения в случаях и порядке, установленных законодательством
Российской Федерации и области;
7) обратиться в суд с ходатайством об ограничении или лишении
несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим
заработком или иным доходом;
8) направить несовершеннолетнего в специальное учебно-
воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное
учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний для
содержания в них с согласия родителей или иных законных
представителей несовершеннолетнего, а также самого
несовершеннолетнего, если он достиг возраста четырнадцати лет;
9) ходатайствовать перед судом о помещении в специальные учебно-
воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетних:
а) не подлежащих уголовной ответственности в связи с тем, что к
моменту совершения общественно опасного деяния не достигли
возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
достигших возраста, предусмотренного частями 1 или 2 статьи 20
Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежащих уголовной
ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в
психическом развитии, не связанного с психическим расстройством,
во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной
мере осознавать фактический характер и общественную опасность
своих действий (бездействия) либо руководить ими;
осужденных за совершение преступления средней тяжести и
освобожденных судом от наказания в порядке, предусмотренном частью
2 статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации;
10) ходатайствовать перед судом о помещении в центр временного
содержания несовершеннолетних правонарушителей несовершеннолетних,
не подлежащих уголовной ответственности в связи с тем, что к
моменту совершения общественно опасного деяния не достигли
возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
2. При принятии постановления о применении к
несовершеннолетнему меры воздействия за совершение правонарушения
городская (районная) комиссия решает вопрос о целесообразности
проведения с ним профилактической работы подразделением по делам
несовершеннолетних органов внутренних дел.
3. В случае необходимости городская (районная) комиссия может
предложить несовершеннолетнему пройти курс лечения,
рекомендованный специалистами: наркологом, психиатром, психологом.
4. Постановление городской (районной) комиссии о передаче
несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных
представителей действует до исправления несовершеннолетнего и
может быть отменено соответствующей комиссией по ходатайству
родителей или иных законных представителей, если
несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.
5. В случае когда избранная мера воспитательного воздействия в
отношении несовершеннолетнего оказалась безуспешной, городская
(районная) комиссия вправе применить к такому несовершеннолетнему
более строгую меру из числа перечисленных в части 1 настоящей
статьи.
Статья 13. Меры воздействия, применяемые городскими, районными
комиссиями к родителям или иным законным представителям
несовершеннолетних либо к другим лицам
1. К родителям или иным законным представителям
несовершеннолетних, не исполняющим обязанности по воспитанию,
обучению и содержанию несовершеннолетних либо отрицательно
влияющих на их поведение, городские, районные комиссии могут
применять следующие меры воздействия:
1) вынести предупреждение;
2) возложить обязанность возместить ущерб, причиненный
несовершеннолетним при совершении административного
правонарушения, если сумма ущерба не превышает одну вторую
минимального размера оплаты труда;
3) назначить административное наказание, предусмотренное
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
и законодательством Амурской области;
4) обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о
немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных
законных представителей, на попечении которых он находится, при
непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его
здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от
исполнения им своих обязанностей либо о досрочном расторжении
договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на
воспитание в семью;
5) обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении
родительских прав;
6) обратиться в суд с заявлением о выселении родителей (одного
из них) без предоставления другого жилого помещения, если их
проживание на совместной жилой площади с несовершеннолетним, в
отношении которого они лишены родительских прав, признано
невозможным.
2. В случаях рассмотрения дел, отнесенных к компетенции
комиссии, в отношении других лиц комиссия применяет к ним меры
воздействия, предусмотренные законодательством Российской
Федерации об административных правонарушениях и законодательством
области.
3. При обнаружении в процессе рассмотрения материалов (дел) в
действиях (бездействии) родителей или иных законных представителей
несовершеннолетнего, иных лиц состава административного
правонарушения, не подведомственного комиссии, или признаков
состава преступления комиссия направляет материалы в прокуратуру,
суд и иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об
административном правонарушении или уголовного дела в отношении
указанных лиц.
Статья 14. Меры, принимаемые городскими, районными комиссиями
по устройству несовершеннолетних
1. Городские, районные комиссии совместно с другими органами и
учреждениями системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики
их безнадзорности и правонарушений выявляют несовершеннолетних,
проживающих в семьях группы социального риска, беспризорных,
занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, а также
несовершеннолетних, оставивших образовательные учреждения и
неработающих, ведут их персональный учет, принимают решения об
устройстве этих несовершеннолетних и контролируют выполнение
принятых решений.
Учет и представление информации о выявленных и нуждающихся в
бытовом и (или) трудовом устройстве несовершеннолетних
осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми
актами Российской Федерации и области.
2. Решения комиссий, основанные в случае необходимости на
заключениях и рекомендациях психолого-медико-педагогических
консультаций с указанием конкретной формы устройства
несовершеннолетнего, направляются в органы и учреждения:
1) образования - для устройства в образовательные учреждения,
учреждения начального профессионального образования,
образовательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей;
2) социальной защиты населения - для устройства в
специализированные социально-реабилитационные учреждения,
социальные приюты;
3) здравоохранения - для обследования, наблюдения или лечения в
связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств,
психотропных или одурманивающих веществ;
4) занятости населения - для оказания помощи в трудоустройстве,
получении специальности;
5) опеки и попечительства - для организации в пределах своей
компетенции индивидуальной профилактической работы с
несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без
попечения родителей или иных законных представителей, а также
осуществления мер по защите личных и имущественных прав
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
6) внутренних дел - для проведения индивидуальной
профилактической работы в отношении несовершеннолетних, указанных
в пункте 4 части 3 статьи 9 настоящего Закона, а также их
родителей или иных законных представителей, не исполняющих
обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию
несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение
либо жестоко обращающихся с ними.
3. В случаях когда после выпуска несовершеннолетнего из
специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа,
освобождения из воспитательной колонии возвращение на прежнее
место жительства либо по месту пребывания родителей или иных
законных представителей невозможно или нежелательно в связи с
отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением
родителей родительских прав, а также в силу иных причин, способных
отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, городская
(районная) комиссия по месту нахождения указанных учреждений на
основании письменного заявления несовершеннолетнего и
аргументированного заключения администрации соответствующего
учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимает
меры по устройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а
также по созданию для него жилищно-бытовых условий.
В необходимых случаях комиссия обращается в соответствующий
орган опеки и попечительства для установления над
несовершеннолетним опеки или попечительства.
Глава III. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ (ДЕЛ)
В ГОРОДСКИХ, РАЙОННЫХ КОМИССИЯХ
Статья 15. Рассмотрение материалов (дел) городскими, районными
комиссиями
Городские, районные комиссии рассматривают материалы (дела):
1) по заявлению несовершеннолетних, их родителей или иных
законных представителей;
2) по собственной инициативе;
3) по представлению органов опеки и попечительства, органов и
учреждений образования, социальной защиты населения,
здравоохранения, внутренних дел, общественных объединений;
4) по ходатайству работодателей;
5) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в
отношении родителей и несовершеннолетнего, совершившего
общественно опасное деяние до достижения им возраста, с которого
наступает уголовная ответственность;
6) переданные в порядке, установленном Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях;
7) по сообщению граждан.
Статья 16. Рассмотрение городскими, районными комиссиями дел об
административных правонарушениях
1. Городские, районные комиссии рассматривают дела об
административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними
и их родителями или иными законными представителями,
руководителями учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся
без попечения родителей, должностными лицами исполнительных
органов государственной власти или органов местного
самоуправления, иными лицами, отнесенные к компетенции данных
комиссий законодательством Российской Федерации об
административных правонарушениях.
2. Производство по делам об административных правонарушениях и
исполнение постановлений по делам об административных
правонарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 17. Подготовка заседания городской (районной) комиссии
1. Материалы, поступившие в городскую (районную) комиссию, в
целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения
предварительно изучаются председателем или заместителем
председателя комиссии.
В процессе предварительного изучения поступивших материалов
определяется:
1) относится ли рассмотрение данных материалов к компетенции
городской (районной) комиссии;
2) круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание
комиссии;
3) имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение
материалов;
4) необходимость дополнительной проверки обстоятельств, имеющих
значение для правильного и своевременного их рассмотрения, а также
необходимость истребования дополнительных материалов;
5) целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для
своевременного рассмотрения материалов;
6) имеются ли ходатайства или отводы.
2. По результатам предварительного изучения материалов
городская (районная) комиссия разрешает следующие вопросы:
1) о назначении времени и места рассмотрения материала;
2) об извещении несовершеннолетнего, его родителей или иных
законных представителей, других лиц, чье участие в заседании будет
признано обязательным, а также прокурора о дате и месте заседания
комиссии;
3) об отложении рассмотрения материалов;
4) о возвращении поступивших материалов, если их рассмотрение
не отнесено к компетенции городской (районной) комиссии или они
требуют проведения дополнительной проверки направившим материалы
органом;
5) о проведении проверки сведений, содержащихся в материалах,
или поручении ее проведения соответствующим специалистам, о
назначении экспертизы;
6) о рассмотрении ходатайства несовершеннолетнего, его
родителей или иных законных представителей по существу вопросов,
подлежащих рассмотрению на заседании городской (районной)
комиссии;
7) о принятии мер воздействия в отношении несовершеннолетнего
до рассмотрения материалов;
8) об обращении в суд с заявлением в защиту прав и законных
интересов несовершеннолетнего;
9) о принятии мер по обеспечению явки несовершеннолетнего на
заседание городской (районной) комиссии;
10) о передаче протокола об административном правонарушении и
других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если
рассмотрение дела не относится к компетенции комиссии либо
вынесено определение об отводе состава комиссии;
11) о прекращении производства по делу об административном
правонарушении при наличии обстоятельств, исключающих производство
по делу об административном правонарушении, предусмотренных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Несовершеннолетний, его родители или иные законные
представители либо другие лица, чьи материалы рассматривает
городская (районная) комиссия, адвокат имеют право ознакомиться с
материалами, подготовленными городской (районной) комиссией к
рассмотрению, до начала ее заседания.
Право указанных в настоящей части лиц на ознакомление с
материалами разъясняется им в повестке о вызове на заседание
городской (районной) комиссии.
4. Полученные городской (районной) комиссией материалы должны
быть рассмотрены в срок не более 15 дней со дня их поступления в
комиссию.
В случае поступления ходатайства от участников рассмотрения
материалов либо в случае необходимости в дополнительном выяснении
обстоятельств по материалам срок рассмотрения может быть продлен
городской (районной) комиссией, но не более чем на один месяц.
О продлении указанного срока городская (районная) комиссия
выносит аргументированное определение.
Статья 18. Порядок проведения заседания городской, районной
комиссии
1. Заседания городской (районной) комиссии проводятся по мере
необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются, как
правило, открытыми.
В целях обеспечения конфиденциальности информации о
несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях
городская (районная) комиссия с учетом характера рассматриваемых
материалов может принять аргументированное постановление о
проведении закрытого заседания.
В случае необходимости городская (районная) комиссия может
принять решение о проведении выездного заседания по месту
жительства лиц, дела о которых рассматриваются.
2. Заседание городской (районной) комиссии правомочно, если на
нем присутствует не менее половины от общего числа членов
комиссии.
Председательствует на заседании городской (районной) комиссии
ее председатель либо по его поручению заместитель председателя.
3. Материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего
общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого
наступает уголовная ответственность за это деяние, а также
материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего,
не достигшего возраста, с которого наступает административная
ответственность, городская (районная) комиссия рассматривает
только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных
законных представителей.
4. Другие материалы в отношении несовершеннолетнего, его
родителей или иных законных представителей городская (районная)
комиссия может рассмотреть в их отсутствие лишь при условии, если
имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени
рассмотрения материала и если от лица не поступило в городскую
(районную) комиссию ходатайства об отложении рассмотрения этих
материалов либо если такое ходатайство оставлено без
удовлетворения.
5. В начале заседания городской (районной) комиссии
председательствующий объявляет, какие материалы подлежат
рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После
этого оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие
материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия
обоснованного решения, рассматриваются ходатайства или отводы,
заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.
Ходатайства или отводы по существу рассматриваемых материалов
могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными
законными представителями, адвокатом, специалистами, участвующими
в рассмотрении материалов, а также лицами, обратившимися в
городскую (районную) комиссию с представлением в отношении
несовершеннолетних или их законных представителей.
Результаты рассмотрения заявленных ходатайств или отводов
заносятся в протокол заседания городской (районной) комиссии.
6. Член городской (районной) комиссии не может участвовать в
рассмотрении материалов в случае, если является родственником
лица, в отношении которого рассматриваются материалы,
потерпевшего, законного представителя лица, а также в случаях если
он лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела.
При наличии данных обстоятельств член городской (районной)
комиссии обязан заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается
председательствующему на заседании комиссии.
По результатам рассмотрения заявления о самоотводе выносится
определение городской (районной) комиссии об удовлетворении
заявления либо об отказе в его удовлетворении.
7. При рассмотрении материалов, предусмотренных статьей 10
настоящего Закона, городская (районная) комиссия всесторонне,
полно и объективно рассматривает сведения, подтверждающие или
опровергающие совершение несовершеннолетним общественно опасного
деяния, уточняет возраст несовершеннолетнего, условия жизни и
воспитания, способствовавшие совершению общественно опасного
деяния, наличие взрослых подстрекателей, других соучастников, иные
обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса
о выборе меры воздействия и его социальной реабилитации.
8. В случае необходимости уточнения состояния здоровья
несовершеннолетнего городская (районная) комиссия с согласия
родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего
может принять решение о направлении его на медицинское
освидетельствование или психолого-медико-педагогическую
консультацию.
9. При опросе несовершеннолетнего по усмотрению городской
(районной) комиссии либо по ходатайству лиц, представляющих
интересы несовершеннолетнего, может присутствовать педагог.
10. На время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых
может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, в отношении
которого рассматриваются материалы, городская (районная) комиссия
вправе удалить его из зала заседания, о чем делается запись в
протоколе заседания комиссии.
Статья 19. Обеспечение явки лиц, участвующих в заседании
городской (районной) комиссии
1. Явку несовершеннолетнего на заседание городской (районной)
комиссии обеспечивают родители или иные законные представители
несовершеннолетнего, либо руководители соответствующего учебно-
воспитательного учреждения.
2. При неявке на заседание комиссии без уважительных причин
несовершеннолетний, его родители или иные законные представители
могут быть подвергнуты принудительному приводу через органы
внутренних дел по аргументированному постановлению городской
(районной) комиссии.
3. Неявка на заседание городской (районной) комиссии (по
материалам об административных правонарушениях) без уважительных
причин свидетелей, представителей органов и учреждений, в которых
воспитывается или обучается несовершеннолетний, работодателей,
других лиц, чье присутствие признано обязательным, влечет за собой
наложение административного взыскания в порядке, установленном
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 20. Протокол заседания комиссии
1. Протокол заседания комиссии ведется на каждом заседании и
включает в себя следующие обязательные положения:
1) дата и место заседания;
2) наименование и персональный состав комиссии;
3) содержание рассматриваемых материалов (дел);
4) фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого
рассматриваются материалы, число, месяц, год и место рождения,
место его жительства, место работы или учебы, а также иные
сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов;
5) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела,
разъяснении им их прав и обязанностей;
6) сведения об извещении отсутствующих лиц в установленном
порядке;
7) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
8) объяснения, показания, пояснения и заключения лиц,
участвующих в рассмотрении материалов;
9) документы и вещественные доказательства, исследованные при
рассмотрении материалов;
10) сведения об оглашении на заседании комиссии принятого
постановления, определения или представления;
11) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования
принятого постановления.
2. Протокол заседания комиссии подписывается
председательствующим на заседании и ответственным секретарем
комиссии.
Статья 21. Акты, принимаемые комиссиями
1. Комиссии в целях реализации полномочий принимают
постановления, выносят определения и вносят представления.
Постановления и представления обязательны для исполнения
государственными органами и органами местного самоуправления, а
также юридическими лицами независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности и гражданами.
2. Постановления комиссий принимаются по результатам
рассмотрения вопросов воспитательно-профилактической работы,
защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; конкретных
материалов в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных
законных представителей и других лиц, представлений органов
управления образованием, образовательных учреждений,
работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
3. Представления вносятся в государственные органы и
учреждения, органы местного самоуправления, иные органы и
организации независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности в целях устранения причин и условий безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, а также нарушений
законодательства, направленного на защиту их прав и интересов.
4. Городская (районная) комиссия вправе выносить определения в
случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях и законодательством области.
Статья 22. Порядок принятия и содержание постановления
городской (районной) комиссии
1. По результатам рассмотрения материалов в отношении
несовершеннолетнего, его родителей или иных законных
представителей, либо других лиц, а также представлений органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, обращений иных органов и организаций
независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, информации работодателей городская (районная)
комиссия принимает постановление, в котором содержится одно из
следующих решений:
1) применить меры воздействия, предусмотренные статьями 12, 13
настоящего Закона;
2) прекратить рассмотрение материалов (при наличии
обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской
Федерации);
3) отложить рассмотрение материалов и провести дополнительную
проверку;
4) направить материалы в органы внутренних дел, прокуратуру,
суд или иные органы.
2. Постановление принимается простым большинством голосов
членов городской (районной) комиссии, участвующих в заседании.
В случае равенства голосов голос председательствующего на
заседании комиссии является решающим.
3. Постановление городской (районной) комиссии должно быть
изложено в письменной форме и аргументировано.
4. В постановлении о применении меры воздействия, устройстве
несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав или
охраняемых законом интересов несовершеннолетнего указываются:
1) наименование и персональный состав городской (районной)
комиссии;
2) дата и место заседания комиссии;
3) сведения о лице, в отношении которого рассматриваются
материалы (Ф.И.О., число, месяц, год и место рождения, место его
жительства, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения
материалов (паспортные данные или данные свидетельства о рождении,
сведения о получении пособия или пенсии, место работы или учебы));
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов;
5) доказательства, на основании которых принято решение;
6) нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность
за противоправное деяние либо гарантирующий права
несовершеннолетнего;
7) аргументированное решение, принятое городской (районной)
комиссией;
8) предлагаемые городской (районной) комиссией меры социальной
помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания;
9) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования данного
постановления.
Постановление подписывается председательствующим на заседании
городской (районной) комиссии и ответственным секретарем комиссии,
оглашается на заседании комиссии вслед за его принятием, вступает
в силу по истечении 10 дней со дня вручения или получения его
копии.
5. Постановление городской (районной) комиссии направляется для
исполнения в соответствующие государственные органы, органы
местного самоуправления, организации независимо от их
организационно-правовой формы и формы собственности.
Копия постановления городской (районной) комиссии или выписки
из него не позднее трех дней со дня его принятия вручаются или
высылаются физическому лицу (его законному представителю), в
отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему - по его
просьбе.
6. При получении постановления (представления) руководители
государственных органов и учреждений, органов местного
самоуправления, общественных объединений и иных юридических лиц,
граждане обязаны в десятидневный срок сообщить комиссии о мерах,
принятых во исполнение постановления.
Неисполнение названными лицами постановления комиссии влечет
ответственность, установленную законодательством Российской
Федерации.
Статья 23. Представление комиссии
1. В целях устранения причин и условий, способствующих
безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, совершению ими
правонарушений и антиобщественных действий, а также в целях
устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних,
выявленных при рассмотрении материалов, комиссия вносит в
государственные органы и учреждения, органы местного
самоуправления, иные органы и организации независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности соответствующее
представление о принятии мер.
2. Должностные лица, указанные в части 1 настоящей статьи,
органов и организаций в течение месяца со дня получения
представления комиссии обязаны рассмотреть его и сообщить
соответствующей комиссии, внесшей представление, о мерах, принятых
по устранению нарушений прав и законных интересов
несовершеннолетних.
Непринятие мер влечет за собой ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Порядок и сроки обжалования постановлений комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Постановление комиссии может быть обжаловано в вышестоящую
комиссию или в суд, за исключением постановления по делам,
указанным в части 6 статьи 15 настоящего Закона.
2. Обжалование постановлений комиссий по делам, указанным в
части 6 статьи 15 настоящего Закона, производится в порядке,
установленном Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях.
3. Обжалование постановления комиссии в вышестоящую комиссию
производится в десятидневный срок со дня вручения или получения
копии постановления.
Статья 25. Порядок исполнения постановлений комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав
1. Копия постановления комиссии, принятого по материалам и
ходатайствам, связанным с защитой прав и охраняемых законом
интересов несовершеннолетних, в трехдневный срок с момента
принятия направляется в соответствующие государственные и
муниципальные органы и учреждения, иные органы и организации
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Постановления комиссии, принятые по делам об
административных правонарушениях несовершеннолетних, родителей или
иных законных представителей несовершеннолетних, исполняются в
порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Статья 26. Рассмотрение комиссиями обращений (жалоб)
несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей
1. При рассмотрении обращения (жалобы) несовершеннолетних, их
родителей или иных законных представителей комиссия
руководствуется требованиями законодательства Российской
Федерации.
2. Получив обращение (жалобу), комиссия вправе:
1) принять обращение (жалобу) к рассмотрению;
2) передать обращение (жалобу) органам государственной власти,
органам местного самоуправления городов и районов, их должностным
лицам, государственным и муниципальным служащим области, к
компетенции которых относится разрешение обращения (жалобы) по
существу;
3) разъяснить заявителю правовые нормы, которые тот может
использовать для защиты нарушенных прав, свобод и законных
интересов;
4) отказать в принятии обращения (жалобы) к рассмотрению с
указанием мотивов отказа.
3. При рассмотрении обращения (жалобы) комиссия обязана
предоставить возможность органам государственной власти, местного
самоуправления области, их должностным лицам, государственным и
муниципальным служащим, организациям независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности, чьи решения или
действия (бездействия) обжалуются, дать свои объяснения по любым
вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также
аргументировать свою позицию в целом.
4. Комиссия не вправе передавать полученное обращение (жалобу)
или поручать проверку органам государственной власти, органам
местного самоуправления области, их должностным лицам,
государственным и муниципальным служащим, организациям, решения
или действия (бездействие) которых обжалуются.
5. О результатах рассмотрения обращения (жалобы) комиссия
обязана известить заявителя в месячный срок.
Глава IV. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛЬНЫМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
Статья 27. Наделение органов местного самоуправления
муниципальных образований области отдельными государственными
полномочиями
1. Органы местного самоуправления муниципальных образований,
указанные в части 2 настоящей статьи, на неограниченный срок
наделяются следующими государственными полномочиями:
1) по образованию комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав;
2) по организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
2. Отдельными государственными полномочиями Амурской области
наделяются следующие муниципальные образования:
муниципальное образование г. Благовещенск;
муниципальное образование г. Белогорск;
муниципальное образование г. Зея;
муниципальное образование г. Райчихинск;
муниципальное образование г. Свободный;
муниципальное образование г. Тында;
муниципальное образование г. Шимановск;
муниципальное образование Архаринский район;
муниципальное образование Белогорский район;
муниципальное образование Благовещенский район;
муниципальное образование Бурейский район;
муниципальное образование Завитинский район;
муниципальное образование Зейский район;
муниципальное образование Ивановский район;
муниципальное образование Константиновский район;
муниципальное образование Магдагачинский район;
муниципальное образование Мазановский район;
муниципальное образование Михайловский район;
муниципальное образование Октябрьский район;
муниципальное образование Ромненский район;
муниципальное образование Свободненский район;
муниципальное образование Селемджинский район;
муниципальное образование Серышевский район;
муниципальное образование Сковородинский район;
муниципальное образование Тамбовский район;
муниципальное образование Тындинский район;
муниципальное образование Шимановский район;
муниципальное образование п. Прогресс;
муниципальное образование п. Углегорск;
муниципальное образование п. Талакан;
муниципальное образование п. Февральск.
Статья 28. Компетенция органов государственной власти области
1. Областной Совет народных депутатов:
1) осуществляет законодательное регулирование деятельности
комиссий;
2) решает в установленном порядке вопрос о наделении органов
местного самоуправления государственными полномочиями, прекращении
этих полномочий;
3) ежегодно на заседании заслушивает информацию Администрации
области о проделанной в области работе в сфере профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью
выработки мер по повышению эффективности данной деятельности, в
случае необходимости приглашает на данное заседание представителей
органов местного самоуправления.
2. Администрация области:
1) готовит и представляет в областной Совет народных депутатов
предложения о наделении органов местного самоуправления
государственными полномочиями, прекращении этих полномочий;
2) при подготовке проекта областного бюджета на очередной
финансовый год предусматривает объем необходимых для осуществления
переданных государственных полномочий финансовых средств в виде
субвенций местным бюджетам;
3) осуществляет распределение предусмотренных областным
бюджетом субвенций на осуществление государственных полномочий и
контроль за их целевым использованием;
4) координирует деятельность органов местного самоуправления по
вопросам осуществления государственных полномочий, оказывает
консультативную и методическую помощь;
5) запрашивает у органов местного самоуправления информацию,
связанную с осуществлением переданных государственных полномочий;
6) проводит проверки деятельности органов местного
самоуправления по осуществлению ими государственных полномочий, в
том числе по целевому использованию финансовых средств, переданных
для осуществления государственных полномочий;
7) дает письменные предписания по устранению нарушений,
допущенных органами местного самоуправления или должностными
лицами местного самоуправления в ходе осуществления
государственных полномочий;
8) готовит предложения по повышению эффективности деятельности
в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних.
Статья 29. Права и обязанности органов местного самоуправления
при осуществлении государственных полномочий
1. Органы местного самоуправления при осуществлении
государственных полномочий вправе:
1) получать в органах государственной власти области
консультативную и методическую помощь;
2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы
и финансовые средства для осуществления переданных государственных
полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом
муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления при осуществлении
государственных полномочий обязаны:
1) использовать выделенные для осуществления государственных
полномочий финансовые и материальные средства по целевому
назначению;
2) представлять в Администрацию области отчеты о ходе
осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых
средств, полученных на эти цели;
3) в случае прекращения осуществления государственных
полномочий возвратить неиспользованные финансовые средства, а
также материальные ресурсы.
Статья 30. Финансовое обеспечение государственных полномочий
1. Финансовое обеспечение государственных полномочий по
организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав является расходным обязательством области и
осуществляется за счет средств областного бюджета, которые
выделяются в форме субвенции.
2. Расчет нормативов для определения общего объема субвенций
осуществляется на основании методики, прилагаемой к настоящему
Закону.
3. Главным распорядителем средств субвенций является
Администрация области.
4. Общий объем субвенций и их распределение устанавливаются
законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.
5. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения
областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных
образований, открытые в отделениях Федерального казначейства по
Амурской области.
6. Порядок расходования и учета средств на предоставление
субвенций устанавливается губернатором области.
7. Средства субвенции носят целевой характер и не могут быть
использованы на другие цели.
8. В случае использования средств не по целевому назначению
Администрация области вправе осуществлять взыскание указанных
средств в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации и области.
Статья 31. Порядок отчетности органов местного самоуправления
об осуществлении переданных им государственных полномочий
1. Органы местного самоуправления представляют в Администрацию
области ежемесячные, ежеквартальные и годовые отчеты о ходе
осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых
средств, полученных на эти цели.
2. Отчет об осуществлении переданных государственных полномочий
в сфере осуществления деятельности по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних представляется по форме,
установленной областной комиссией.
Финансовый отчет представляется по форме отчета, установленной
губернатором области.
Статья 32. Условия и порядок прекращения осуществления
государственных полномочий
1. Осуществление органами местного самоуправления
государственных полномочий прекращается в случае:
1) вступления в силу федерального закона, в соответствии с
которым область утрачивает соответствующие государственные
полномочия либо компетенцию по их передаче органам местного
самоуправления;
2) вступления в силу закона области, в соответствии с которым
органы местного самоуправления утрачивают государственные
полномочия, переданные настоящим Законом.
2. Основаниями для принятия закона области в случае,
установленном в пункте 2 части 1 настоящей статьи, являются:
1) неисполнение или ненадлежащее исполнение органами местного
самоуправления государственных полномочий;
2) нецелесообразность дальнейшего осуществления органами
местного самоуправления переданных государственных полномочий.
3. О невозможности осуществления органами местного
самоуправления государственных полномочий по не зависящим от них
причинам органы местного самоуправления обязаны незамедлительно
проинформировать Администрацию области.
4. Прекращение осуществления органами местного самоуправления
государственных полномочий в соответствии с настоящей статьей
влечет за собой прекращение финансирования переданных органам
местного самоуправления государственных полномочий.
Неиспользованные финансовые и материальные средства, выделенные
органам местного самоуправления на осуществление государственных
полномочий, подлежат возврату в порядке, установленном федеральным
законодательством и нормативными правовыми актами области.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 33. Порядок вступления в силу настоящего Закона области
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
2. Администрации области и органам местного самоуправления
области привести свои нормативные правовые акты в соответствие
настоящему Закону в течение трех месяцев со дня его вступления в
силу.
3. До приведения нормативных правовых актов области в
соответствие настоящему Закону они применяются в части, не
противоречащей настоящему Закону.
Губернатор
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
г. Благовещенск
__________ 2005 года
N _______
Приложение
к Закону Амурской области
от _____________ N ______
МЕТОДИКА
ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕМА СУБВЕНЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ
ОБРАЗОВАНИЯМ ОБЛАСТИ НА ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
1. Объем субвенции i-го муниципального образования определяется
по формуле:
Ci = (ФОТ + Н) + ФМЗ,
где:
Ci - объем субвенции i-го муниципального образования;
ФОТ - фонд оплаты труда муниципальных служащих;
Н - размер отчислений единого социального налога к фонду оплаты
труда муниципальных служащих;
ФМЗ - фонд финансового обеспечения материальных затрат на
исполнение государственных полномочий.
2. Формирование фонда оплаты труда производится по формуле:
ФОТ = Нт x Ч x Кт,
где:
Нт - норматив фонда оплаты труда па одну штатную единицу в год;
Кт - коэффициент поправки к фонду оплаты труда муниципальных
служащих (приложение к методике);
Ч - штатная численность муниципальных служащих, исполняющих
полномочия по организации деятельности комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
Норматив фонда оплаты труда на одну штатную единицу на 2006 год
установить в размере 208799 рублей.
Расчет норматива фонда оплаты труда производится исходя из
денежного содержания государственных гражданских служащих области
по должности главного специалиста с учетом районного коэффициента
и процентных надбавок к заработной плате за работу в местностях,
приравненных к районам Крайнего Севера, и в южных районах области.
3. Фонд финансового обеспечения материальных затрат на
исполнение государственных полномочий рассчитывается по формуле:
ФМЗ = НМЗ x Ч + НПОi,
где:
НМЗ - норматив материальных затрат на одну штатную единицу;
НПОi - норматив расходов на приобретение программного
обеспечения;
Ч - штатная численность муниципальных служащих, исполняющих
полномочия по организации деятельности комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
Норматив материальных затрат на одну штатную единицу на 2006
год установить в размере 79133 руб.
Норматив расходов на приобретение программного обеспечения для
i-го муниципального образования на 2006 год установить в размере
24500 руб.
Приложение
к Методике
КОЭФФИЦИЕНТЫ ПОПРАВКИ К ФОНДУ ОПЛАТЫ ТРУДА
----T---------------------------T---------------------¬
¦ N ¦Наименование муниципальных ¦Коэффициенты поправки¦
¦ ¦ образований ¦ на оплату труда ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦1. ¦г. Благовещенск ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦2. ¦г. Белогорск ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦3. ¦г. Зея ¦1,3750 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦4. ¦г. Райчихинск ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦5. ¦г. Свободный ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦6. ¦г. Тында ¦1,3750 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦7. ¦г. Шимановск ¦1,0625 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦8. ¦Архаринский р-н ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦9. ¦Белогорский р-н ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦10.¦Благовещенский р-н ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦11.¦Бурейский р-н ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦12.¦Завитинский р-н ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦13.¦Зейский р-н ¦1,3750 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦14.¦Ивановский р-н ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦15.¦Константиновский р-н ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦16.¦Магдагачинский р-н ¦1,0625 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦17.¦Мазановский р-н ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦18.¦Михайловский р-н ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦19.¦Октябрьский р-н ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦20.¦Ромненский р-н ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦21.¦Свободненский р-н ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦22.¦Селемджинский р-н ¦1,3750 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦23.¦Серышевский р-н ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦24.¦Сковородинский р-н ¦1,1250 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦25.¦Тамбовский р-н ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦26.¦Тындинский р-н ¦1,3750 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦27.¦Шимановский р-н ¦1,0625 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦28.¦п. Прогресс ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦29.¦п. Углегорск ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦30.¦п. Талакан ¦1,0 ¦
+---+---------------------------+---------------------+
¦31.¦п. Февральск ¦1,3750 ¦
L---+---------------------------+----------------------
|