ГУБЕРНАТОР АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2005 г. N 568
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ,
МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-
ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" (в редакции Федеральных
законов от 28 октября 2002 г. N 129-ФЗ и от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ), Законом Амурской области от 6 марта 1997 г. N 151-ОЗ "О
защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" (в редакции Законов Амурской
области от 29 апреля 2003 г. N 209-ОЗ и от 2 августа 2005 г. N 430-
ОЗ) и в целях организации подготовки и проведения эвакуации
населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных
ситуациях постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях.
2. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских
округов руководствоваться настоящим постановлением при организации
эвакуации в чрезвычайных ситуациях. Принять соответствующие
муниципальные правовые акты по организации подготовки и проведения
эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в
чрезвычайных ситуациях на территории муниципальных образований.
3. Рекомендовать руководителям территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти и руководителям
структурных подразделений администрации области организовать
планирование обеспечения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных
ситуациях по вопросам своей компетенции.
4. Признать утратившим силу постановление Главы Администрации
области от 18 декабря 1996 г. N 630 "О проведении эвакуационных
мероприятий в чрезвычайных ситуациях и их обеспечении".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя губернатора области С.Г.Степанова.
И.о. губернатора
Амурской области
В.В.МАРЦЕНКО
Утверждено
постановлением
губернатора
Амурской области
от 5 октября 2005 г. N 568
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет порядок подготовки и
проведения эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей в чрезвычайных ситуациях.
1.2. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей
является одним из способов защиты населения и снижения размеров
материальных потерь в чрезвычайных ситуациях.
1.3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей
(далее - эвакуация) представляет собой комплекс мероприятий по
организованному вывозу (выводу) населения, материальных и
культурных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации или вероятной
чрезвычайной ситуации, их размещению в безопасных районах и
жизнеобеспечению эвакуированного населения.
1.4. Безопасный район - это территория за пределами зоны
чрезвычайной ситуации, подготовленная для жизнеобеспечения
местного и эвакуированного населения, а также для размещения и
хранения материальных и культурных ценностей.
1.5. Виды эвакуации в чрезвычайных ситуациях:
1.5.1. В зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации и своего
пространственного размаха эвакуация может быть локальной,
муниципальной и региональной.
Локальная эвакуация проводится силами и средствами организации
в чрезвычайной ситуации, не выходящей за пределы объекта
производственного или социального назначения организации.
Эвакуируемые из зоны чрезвычайной ситуации работники или
население, а также материальные и культурные ценности размещаются
в зданиях и сооружениях, принадлежащих организации.
Муниципальная эвакуация проводится силами и средствами органов
местного самоуправления муниципального района, городского округа в
чрезвычайной ситуации, распространяющейся на одно или несколько
поселений муниципального района или часть городского округа. Силы
и средства поселений участвуют в проведении муниципальной
эвакуации. Население, материальные и культурные ценности
эвакуируются в безопасные районы, расположенные в непострадавшей
части территорий указанных выше муниципальных образований.
Региональная эвакуация проводится силами и средствами
администрации области и органов местного самоуправления
муниципальных образований в случае, если зона чрезвычайной
ситуации выходит за пределы муниципального района или городского
округа. Население, материальные и культурные ценности эвакуируются
в безопасные районы, расположенные в непострадавшей части
территории области.
Силы и средства федеральных органов исполнительной власти
привлекаются к проведению эвакуации по решению руководителей
указанных органов, если иной порядок не предусмотрен соглашениями
между администрацией области и федеральными органами
исполнительной власти, или по решению Правительства Российской
Федерации (Правительственной комиссии по чрезвычайным ситуациям и
обеспечению пожарной безопасности).
1.5.2. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация
может быть упреждающей (заблаговременной) и экстренной
(безотлагательной).
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится при
получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения
чрезвычайной ситуации.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится в случае
возникновения чрезвычайной ситуации, а также нарушения нормальных
условий жизнеобеспечения населения, при которых возникает угроза
жизни и здоровью людей.
1.5.3. В зависимости от степени охвата населения, материальных
и культурных ценностей эвакуация может быть общей и частичной.
Общей эвакуации подлежат все категории населения и
предусмотренные к вывозу из зоны чрезвычайной ситуации
материальные и культурные ценности.
Частичной эвакуации, как правило, подлежат:
нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица,
обучающиеся в школах-интернатах, образовательных учреждениях
начального, среднего и высшего профессионального образования
совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их
семей; воспитанники детских домов, ведомственных детских садов,
пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно
с обслуживающим персоналом и членами семей) или отдельные
категории населения, наиболее подверженные воздействию поражающих
факторов чрезвычайной ситуации (лица моложе и старше
трудоспособного возраста, находящиеся на амбулаторном лечении,
инвалиды совместно с лицами, сопровождающими малолетних детей,
престарелых, больных и инвалидов);
материальные и культурные ценности, предусмотренные к
первоочередной эвакуации.
1.6. К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские
активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных
камней и металлов, документы текущего делопроизводства и
ведомственные архивы государственных органов и организаций,
электронно-вычислительные системы и базы данных);
производственные и научные ценности (особо ценное научное и
производственное оборудование, страховой фонд технической
документации, особо ценная научная документация, базы данных на
электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);
запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов
здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы
медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые
для первоочередного жизнеобеспечения населения;
сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур,
семенные и фуражные запасы;
запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-
спасательных и других неотложных работ в чрезвычайной ситуации.
1.7. К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
культурные ценности мирового значения;
Российский страховой фонд документов библиотечных фондов;
культурные ценности федерального (общероссийского) значения;
электронные информационные ресурсы на жестких носителях;
культурные ценности, имеющие исключительное значение для
культуры народов Российской Федерации.
1.8. Основанием для определения материальных и культурных
ценностей, подлежащих эвакуации, является экспертная оценка,
проводимая соответствующими специалистами структурных
подразделений администрации области, органов местного
самоуправления и организаций.
1.9. Эвакуация осуществляется, как правило, по производственно-
территориальному принципу, в соответствии с которым:
эвакуация работников организаций, неработающих членов их семей,
материальных и культурных ценностей организуется и проводится
соответствующими должностными лицами организаций;
эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в
производстве населения, а также не принадлежащих организациям
материальных и культурных ценностей организуется и проводится
соответствующими должностными лицами органов местного
самоуправления муниципальных образований.
В отдельных случаях эвакуация может проводиться по
территориальному принципу непосредственно из мест нахождения
населения.
1.10. В зонах чрезвычайных ситуаций могут продолжать
деятельность организации с непрерывным циклом работы при условии,
если они обеспечивают безопасность работающих и подвозимых
(отвозимых) смен.
Работники указанных организаций подлежат рассредоточению.
Рассредоточиваемые работники организаций, а также неработающие
члены их семей размещаются в ближайших к месту расположения
организаций безопасных районах.
1.11. Население из зоны чрезвычайной ситуации эвакуируется
транспортом, пешим порядком или комбинированным способом,
основанным на сочетании вывода максимально возможного количества
людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся
транспортом.
Материальные и культурные ценности эвакуируются транспортом.
Сельскохозяйственные животные подлежат вывозу транспортом или
отгону.
1.12. Руководство подготовкой и проведением эвакуации
населения, материальных и культурных ценностей, а также
подготовкой безопасных районов для размещения эвакуированного
населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и
культурных ценностей на региональном, местном и объектовом уровнях
осуществляют губернатор области, главы городских округов и
муниципальных районов и руководители организаций (председатели
комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности).
1.13. Для подготовки и проведения эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях
мирного и военного времени заблаговременно создаются нештатные
эвакуационные органы:
а) на региональном уровне - эвакуационная комиссия Амурской
области;
б) на местном уровне:
в зонах возможных чрезвычайных ситуаций - эвакуационные
комиссии, сборные эвакуационные пункты, оперативные группы по
эвакуации населения, материальных и культурных ценностей,
промежуточные пункты эвакуации, группы управления на маршрутах
пешей эвакуации;
в безопасных районах - эвакоприемные комиссии, приемные
эвакуационные пункты;
в) на объектовом уровне:
в зонах возможных чрезвычайных ситуаций - эвакуационные
комиссии и при необходимости сборные эвакуационные пункты, группы
управления на маршрутах пешей эвакуации;
в безопасных районах - эвакоприемные комиссии и при
необходимости приемные эвакуационные пункты.
Дополнительно на местном и объектовом уровнях могут создаваться
администрации пунктов посадки эвакуируемого населения на транспорт
и пунктов его высадки из транспорта.
Организационная структура, состав, компетенция, полномочия
указанных эвакуационных органов и порядок выполнения ими задач
определяются положениями об эвакуационных органах, утверждаемыми
соответственно губернатором области, главами муниципальных
образований, руководителями организаций.
1.14. Эвакуационные и эвакоприемные комиссии являются органами
управления эвакуацией.
Председатели эвакуационных комиссий Амурской области,
эвакуационных и эвакоприемных комиссий муниципальных образований и
организаций участвуют в работе соответственно комиссий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности администрации области, органов местного
самоуправления и организаций по вопросам, относящимся к
компетенции эвакуационных и эвакоприемных комиссий. В этой связи
они, как правило, включаются в персональный состав указанных
комиссий.
Управление подготовкой и проведением эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей эвакуационные и эвакоприемные
комиссии на всех уровнях осуществляют во взаимодействии с
постоянно действующими органами управления, специально
уполномоченными на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны,
структурными подразделениями администрации области, органами
местного самоуправления и организациями, осуществляющими
управление видами обеспечения действий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях достижения непрерывности и устойчивости управления в
эвакуационной комиссии Амурской области, эвакуационных и
эвакоприемных комиссиях муниципальных районов и городских округов
создаются рабочие аппараты (штабы) во главе с одним из
заместителей председателя комиссии. На рабочий аппарат возлагаются
задачи по координации деятельности состава комиссии, планированию
эвакуационных мероприятий и обеспечению управления этими
мероприятиями между заседаниями комиссии.
1.15. Силами и средствами, привлекаемыми к проведению
эвакуации, являются:
сборные эвакуационные пункты, промежуточные пункты эвакуации,
группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы
по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей,
приемные эвакуационные пункты;
эвакуационные эшелоны (поезда, суда), автотранспортные колонны
и группы, самолеты и вертолеты, формируемые или выделяемые
транспортными организациями, находящимися в ведении федеральных
органов исполнительной власти, структурных подразделений
администрации области и органов местного самоуправления;
органы разведки, связи и оповещения, охраны общественного
порядка и обеспечения безопасности дорожного движения,
транспортного, медико-санитарного, инженерного, материально-
технического и коммунально-бытового обеспечения, выделяемые
организациями, находящимися в ведении федеральных органов
исполнительной власти, структурных подразделений администрации
области и органов местного самоуправления.
1.16. Основные задачи эвакуационных органов:
1.16.1. На эвакуационные комиссии возлагается: планирование
эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
организация подготовки и проведения эвакуации; контроль за
планированием, подготовкой и проведением эвакуации
подведомственными эвакуационными и эвакоприемными комиссиями,
сборными эвакуационными пунктами, группами управления на маршрутах
пешей эвакуации, оперативными группами по эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей, промежуточными пунктами
эвакуации.
1.16.2. На эвакоприемные комиссии возлагается: планирование
приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения
эвакуируемого населения, приема и хранения материальных и
культурных ценностей; организация подготовки и проведения
указанных выше эвакуационных мероприятий; контроль за
планированием, подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий
подведомственными эвакоприемными комиссиями и приемными
эвакуационными пунктами.
1.16.3. Сборные эвакуационные пункты предназначены для сбора и
учета эвакуируемого населения, формирования эвакуационных колонн и
эшелонов, обеспечения посадки эвакуируемых в транспорт или вывода
их в исходные пункты маршрутов пешей эвакуации и организованной
отправки в безопасные районы.
При экстренной эвакуации сборные эвакуационные пункты, как
правило, не развертываются. Их задачи выполняют оперативные группы
по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, на
которые возлагается: оповещение, сбор, учет и организация посадки
населения на транспорт по месту нахождения населения; формирование
эвакуационных колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам
эвакуации; осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и
информирование вышестоящих эвакуационных органов; организация и
поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.
1.16.4. Промежуточные пункты эвакуации предназначены для
кратковременного размещение населения за пределами зон
чрезвычайных ситуаций в ближайших населенных пунктах безопасных
районов; переучета эвакуируемого населения; проведения при
необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена
одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской
помощи, санитарной обработки и последующей организованной отправки
эвакуируемого населения в места постоянного размещения в
безопасных районах.
1.16.5. Группы управления на маршрутах пешей эвакуации
предназначены для организации и обеспечения движения пеших колонн,
ведения радиационной, химической и инженерной разведки на
маршруте, оказания медицинской помощи в пути следования и
организации охраны общественного порядка.
1.16.6. Приемные эвакуационные пункты предназначены для
организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных
эшелонов (поездов, судов), автомобильных колонн и групп с
эвакуированным населением, материальными и культурными ценностями
и последующей их отправки в места размещения (хранения) в
безопасных районах.
1.17. Право принятия решения на проведение эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях
принадлежит:
локальной эвакуации - руководителю организации (председателю
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности организации);
муниципальной эвакуации - главам муниципального района или
городского округа (председателям комиссий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности муниципального района или городского округа);
региональной эвакуации - губернатору области (председателю
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности администрации области).
В отдельных случаях указанные выше лица своими распоряжениями
могут делегировать право принятия решения на проведение эвакуации
руководителю дежурно-диспетчерской службы или руководителю
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне
чрезвычайной ситуации.
Решения принимаются с учетом установленных критериев
допустимого воздействия на людей поражающих факторов источника
чрезвычайной ситуации.
1.18. Эвакуация начинается с получением распоряжения о ее
проведении и завершается после вывоза (вывода) населения, вывоза
материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их
размещения и организации жизнеобеспечения эвакуированного
населения.
Эвакуируемое население, материальные и культурные ценности
возвращаются в места постоянного размещения после устранения
угрозы их безопасности по распоряжению лиц, на которых возложено
руководство эвакуацией.
2. ПОДГОТОВКА К ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ
И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1. Подготовка к эвакуации населения, материальных и
культурных ценностей проводится заблаговременно с учетом прогноза
возможной чрезвычайной ситуации и непосредственно при угрозе
возникновения чрезвычайной ситуации.
2.1.1. Заблаговременная подготовка эвакуации включает в себя
следующие основные мероприятия:
планирование эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей в чрезвычайных ситуациях;
создание эвакуационных органов;
обучение руководящих лиц администрации области, органов
местного самоуправления и организаций, персонала эвакуационных
органов и населения;
подготовку пунктов посадки населения на транспорт и высадки из
него, погрузки и выгрузки материальных и культурных ценностей,
маршрутов эвакуации и безопасных районов для размещения населения
и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных
ценностей;
подготовку транспорта к эвакуационным перевозкам;
подготовку видов обеспечения эвакуации населения, материальных
и культурных ценностей;
подготовку пунктов управления, систем связи и оповещения;
проверку состояния готовности сил и средств структурных
подразделений администрации области, органов местного
самоуправления и организаций к эвакуации населения, материальных и
культурных ценностей, их размещению в безопасных районах и
жизнеобеспечению эвакуированного населения.
2.2.2. Непосредственная подготовка включает в себя следующие
основные мероприятия:
приведение эвакуационных органов и органов обеспечения
эвакуации в готовность к развертыванию;
уточнение планов эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей в чрезвычайных ситуациях, планов приема, размещения и
первоочередного жизнеобеспечения населения, приема и хранения
материальных и культурных ценностей, эвакуируемых в чрезвычайных
ситуациях, разделов планов действий и планов обеспечения действий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части,
касающейся эвакуации;
подготовку к развертыванию пунктов посадки населения на
транспорт и высадки из него, пунктов погрузки и выгрузки
материальных и культурных ценностей, пунктов и мест размещения
населения (пунктов длительного пребывания населения) и пунктов
хранения материальных и культурных ценностей в безопасных районах;
разведку маршрутов эвакуации;
подготовку объектов и систем жизнеобеспечения в безопасных
районах к функционированию в условиях эвакуации;
техническое обслуживание транспорта, приписанного к
эвакуационным эшелонам, колоннам и группам;
информирование населения об обстановке и его инструктирование о
порядке действий в эвакуации;
проверку готовности систем связи и оповещения.
2.3. Планирование региональной эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей проводится на региональном,
местном и объектовом уровнях; муниципальной эвакуации - на местном
и объектовом уровнях; локальной эвакуации - на объектовом уровне.
Основанием для планирования являются распоряжения
соответственно губернатора области, главы муниципального
образования, руководителя организации (председателей комиссий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности).
При планировании учитываются:
соглашения и планы взаимодействия администрации области с
федеральными органами исполнительной власти, территориальными
органами федеральных органов исполнительной власти и органами
исполнительной власти других субъектов Российской Федерации в
чрезвычайных ситуациях;
соглашения и планы взаимодействия органов местного
самоуправления и организаций в чрезвычайных ситуациях;
планы действий и планы обеспечения действий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций соответственно области,
муниципального образования, организации.
2.3.1. Планирование на региональном уровне проводит
эвакуационная комиссия Амурской области совместно с управлением
гражданской защиты и пожарной безопасности администрации области,
областным государственным учреждением "Центр обеспечения
гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области",
структурными подразделениями администрации области,
осуществляющими управление видами обеспечения действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -
структурные подразделения администрации области).
В планировании участвуют органы местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов, на территории которых
определены зоны возможных чрезвычайных ситуаций или безопасные
районы.
К планированию в установленном порядке привлекаются органы
исполнительной власти других субъектов Российской Федерации,
эвакуирующих на территорию Амурской области население,
материальные и культурные ценности, территориальные органы
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие
управление видами обеспечения действий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальные органы
федеральных органов исполнительной власти), организации,
находящиеся в сфере ведения федеральных органов исполнительной
власти, на которые возлагаются задачи обеспечения действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -
организации, подведомственные федеральным органам исполнительной
власти).
В ходе планирования разрабатываются:
а) эвакуационной комиссией области:
план эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в
чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Амурской области;
план приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения
населения, приема и хранения материальных и культурных ценностей,
эвакуируемых на территорию Амурской области из других субъектов
Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера;
б) управлением гражданской защиты и пожарной безопасности
администрации области, областным государственным учреждением
"Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности
Амурской области" - разделы плана действий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций Амурской области в части,
касающейся региональной эвакуации;
в) структурными подразделениями администрации области - разделы
планов обеспечения действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Амурской области в части, касающейся
региональной эвакуации;
г) транспортными организациями, подведомственными федеральным
органам исполнительной власти, территориальным органам федеральных
органов исполнительной власти и структурным подразделениям
администрации области - планы эвакуационных перевозок;
д) территориальными органами федеральных органов исполнительной
власти и организациями, подведомственными федеральным органам
исполнительной власти, - разделы планов обеспечения действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части,
касающейся региональной эвакуации, или планы обеспечения
эвакуации.
2.3.2. Планирование на местном уровне проводят эвакуационные и
эвакоприемные комиссии муниципальных районов и городских округов
совместно с органами, уполномоченными на решение задач в области
защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и
гражданской обороны, а также органами, осуществляющими управление
видами обеспечения действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций муниципальных образований.
В планировании участвуют организации, работники которых с
неработающими членами семей, материальные и культурные ценности
подлежат эвакуации и (или) организации, принимающие население,
материальные и культурные ценности в чрезвычайных ситуациях.
К планированию в установленном порядке привлекаются
организации, подведомственные федеральным органам исполнительной
власти и структурным подразделениям администрации области,
осуществляющие обеспечение действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
При планировании разрабатываются:
а) эвакуационной комиссией муниципального образования,
расположенного в зоне чрезвычайной ситуации, - план эвакуации
населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера муниципального
образования с разделами в части, касающейся муниципальной и
региональной эвакуации;
б) эвакоприемной комиссией муниципального образования,
расположенного в безопасных районах, - план приема, размещения и
первоочередного жизнеобеспечения населения, приема и хранения
материальных и культурных ценностей, эвакуируемых на территорию
муниципального образования в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера, в части, касающейся региональной
эвакуации;
в) органом, уполномоченным на решение задач в области защиты
населения и территории от чрезвычайных ситуаций и гражданской
обороны, - разделы Плана действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций муниципального образования в части,
касающейся эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей и (или) приема, размещения и первоочередного
жизнеобеспечения населения, приема и хранения материальных и
культурных ценностей;
г) органами, осуществляющими управление видами обеспечения
действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
муниципальных образований, - разделы планов обеспечения действий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
муниципального образования в части, касающейся указанных выше
эвакуационных мероприятий;
д) транспортными организациями, подведомственными структурным
подразделениям администрации области и органам местного
самоуправления муниципального образования, - планы эвакуационных
перевозок;
ж) организациями, подведомственными федеральным органам
исполнительной власти, структурным подразделениям администрации
области и органам местного самоуправления, на которые возлагаются
задачи обеспечения действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, - разделы планов обеспечения действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций в
части, касающейся муниципальной и региональной эвакуации.
2.3.3. Планирование на объектовом уровне проводят эвакуационные
комиссии организаций совместно со структурными подразделениями
(работниками) организаций, уполномоченными на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
гражданской обороны, а также структурными подразделениями
(работниками), осуществляющими управление видами обеспечения
действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При планировании разрабатываются:
а) эвакуационной комиссией организации, расположенной в зоне
чрезвычайных ситуаций, - план эвакуации работников, членов их
семей и материальных (культурных) ценностей в чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера с разделами в части,
касающейся локальной, муниципальной и региональной эвакуации;
б) эвакоприемной комиссией организации, расположенной в
безопасных районах, - план приема, размещения и первоочередного
жизнеобеспечения населения (приема и хранения материальных и
культурных ценностей), эвакуируемого в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера, с разделами в части,
касающейся муниципальной и региональной эвакуации;
в) структурным подразделением (работником) организации,
уполномоченным на решение задач в области защиты населения и
территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера и гражданской обороны, - разделы плана действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации в
части, касающейся эвакуации работников, членов их семей и
материальных (культурных) ценностей и (или) приема, размещения и
первоочередного жизнеобеспечения населения (приема и хранения
материальных и культурных ценностей);
г) структурными подразделениями (работниками) организаций,
осуществляющими управление видами обеспечения действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, - разделы
планов обеспечения действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций организации в части, касающейся указанных
выше эвакуационных мероприятий.
2.3.4. План эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера Амурской области и план приема, размещения и
первоочередного жизнеобеспечения населения, приема и хранения
материальных и культурных ценностей, эвакуируемых на территорию
Амурской области в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера, подписываются председателем эвакуационной
комиссии Амурской области и начальником управления гражданской
защиты и пожарной безопасности администрации области, согласуются
с руководителями органов исполнительной власти других субъектов
Российской Федерации (при необходимости), начальником Главного
управлением МЧС России по Амурской области и утверждаются
губернатором области (председателем комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности администрации области).
Планы (разделы планов), разрабатываемые структурными
подразделениями администрации области, подписываются
руководителями указанных подразделений, согласуются с
эвакуационной комиссией Амурской области, соответствующими
структурными подразделениями органов исполнительной власти других
субъектов Российской Федерации (при необходимости) и утверждаются
губернатором области (председателем комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности администрации области).
Планы (разделы планов), разрабатываемые территориальными
органами федеральных органов исполнительной власти и
организациями, подведомственными федеральным органам
исполнительной власти, согласуются с эвакуационной комиссией
Амурской области и управлением гражданской защиты и пожарной
безопасности администрации области в части, касающейся
региональной эвакуации.
Планы (разделы планов), разрабатываемые органами местного
самоуправления, подписываются председателями эвакуационных
(эвакоприемных) комиссий и руководителями органов, уполномоченных
на решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, согласуются с
эвакуационной комиссией Амурской области и управлением гражданской
защиты и пожарной безопасности администрации области в части,
касающейся региональной эвакуации, и утверждаются главами
муниципальных районов и городских округов.
2.4. Определенные в соответствии с планами задачи доводятся до
соответствующих исполнителей распоряжениями губернатора области,
руководителей структурных подразделений администрации области,
глав муниципальных районов, городских округов, руководителей
организаций.
2.5. Обучение руководящих лиц администрации области, органов
местного самоуправления, организаций и эвакуационных органов по
вопросам организации и проведения эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей осуществляется путем их
подготовки (повышения квалификации) в учебно-методическом центре
по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Амурской области;
участия в учебно-методических сборах, учениях и тренировках по
гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций; самостоятельного изучения нормативных правовых
документов. Руководители эвакуационных органов организаций также
обучаются на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Работники эвакуационных органов области, муниципальных
образований и организаций обучаются выполнению возложенных на них
обязанностей на занятиях по месту работы, учениях, тренировках и
самостоятельно.
Обучение населения действиям в эвакуации осуществляется путем
проведения с ними занятий и других мероприятий учебной
направленности по месту работы, учебы и жительства, их участия в
установленном порядке в учениях и тренировках, самостоятельного
изучения памяток, листовок и пособий, просмотра телепередач и
прослушивания радиопередач по темам, касающимся эвакуации.
2.6. Пункты посадки населения на транспорт и высадки из него,
погрузки и выгрузки материальных и культурных ценностей, маршруты
эвакуации и безопасные районы для размещения населения и его
жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей
определяются и оборудуются в соответствии с установленными
требованиями и нормативами по планам строительства потенциально
опасных объектов, а также планам экономического и социального
развития Амурской области и муниципальных образований.
2.6.1. Подготовка пунктов посадки населения на транспорт и
высадки из него, погрузки и выгрузки материальных и культурных
ценностей проводится транспортными организациями. Основными
мероприятиями подготовки являются: установление порядка
использования железнодорожных станций, портов, пристаней,
аэродромов и других пунктов посадки (высадки) населения, погрузки
(выгрузки) материальных и культурных ценностей в период эвакуации;
содержание указанных пунктов согласно текущим планам организаций,
муниципальных образований и области; создание резервов
материальных ресурсов для обеспечения быстрой и безопасной посадки
(высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных
ценностей; подготовку работников транспортных организаций к
выполнению возложенных на них задач в ходе эвакуации.
2.6.2. Подготовка маршрутов эвакуации проводится дорожно-
эксплуатационными, дорожно-строительными организациями,
организациями по содержанию водных путей и обеспечению полетов
авиации. Подготовка включает: установление порядка использования
дорог, водных путей и маршрутов полета авиации в период эвакуации;
содержание дорог, водных путей и систем обеспечения полетов
авиации согласно текущим планам; создание резервов материальных
ресурсов для обозначения маршрутов эвакуации, регулирования
движения и проведения экстренных ремонтно-восстановительных работ;
подготовку работников указанных выше организаций к выполнению
возложенных на них задач в ходе эвакуации.
2.6.3. Подготовка безопасных районов проводится организациями,
органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов,
городских округов и администрацией области. Основными
мероприятиями подготовки безопасных районов являются: определение
и заблаговременное закрепление за организациями и органами
местного самоуправления, находящимися в зоне возможной
чрезвычайной ситуации, пунктов длительного пребывания
эвакуируемого населения, пунктов хранения материальных и
культурных ценностей, объектов и систем жизнеобеспечения;
установление порядка использования указанных элементов
инфраструктуры безопасных районов в период эвакуации; их
содержание в соответствии с текущими планами; создание резервов
материальных ресурсов для жизнеобеспечения эвакуируемого
населения; подготовка сил и средств организаций, органов местного
самоуправления и структурных подразделений администрации области к
проведению мероприятий жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
2.6.4. Пункты длительного пребывания эвакуируемого населения
создаются, как правило, в зданиях и помещениях общественного
назначения (гостиницы, санатории, профилактории, дома отдыха,
оздоровительные лагеря, туристические базы, учреждения высшего и
среднего профессионального образования, школы, детские сады,
больницы, дома культуры, клубы, театры, развлекательные центры и
другие). В отдельных случаях эвакуируемое население может
размещаться в жилых зданиях и помещениях методом подселения, в
приспособленных зданиях и сооружениях и во временных сооружениях
(палатки, модули, землянки). На размещение необходимо иметь
согласие владельцев зданий, сооружений и помещений.
2.6.5. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
заключается в создании и поддержании условий, минимально
необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей. К
видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское
обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем,
коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости.
Первоочередное жизнеобеспечение эвакуированного населения
осуществляется в соответствии с постановлением Главы Администрации
области от 19 марта 2002 г. N 171 "Об основных нормах по
организации первоочередного жизнеобеспечения населения".
2.7. К эвакуационным перевозкам привлекается транспорт
организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм
собственности, а также личный транспорт граждан. Подготовка
транспорта включает: определение и постановку на учет в
организациях, транспортных органах муниципальных образований и
области технически исправных, приспособленных к перевозкам людей,
материальных и культурных ценностей транспортных средств; их
закрепление за эвакуационными эшелонами, колоннами и группами;
установление порядка приведения указанных эшелонов, колонн и групп
в готовность к эвакуационным перевозкам и выполнения ими задач по
вывозу населения, материальных и культурных ценностей; создание
резерва материальных ресурсов для уплотненной посадки людей и
обеспечения безопасности их перевозок; содержание, техническое
обслуживание и ремонт транспортных средств в соответствии с
текущими планами организаций; подготовку водителей автотранспорта,
экипажей поездов, судов, самолетов и вертолетов к выполнению
возложенных на них задач в ходе эвакуации.
2.8. К видам обеспечения эвакуации населения, материальных и
культурных ценностей относятся: разведка (биологическая,
инженерная, медицинская, радиационная, санитарно-
эпидемиологическая и химическая); связь и оповещение;
транспортное, инженерное, медико-санитарное обеспечение; охрана
общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного
движения; инженерное, материально-техническое обеспечение
(техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение
горючесмазочными материалами и запасными частями, снабжение водой,
продуктами питания и предметами первой необходимости обеспечение
эвакуационных органов необходимым имуществом); коммунально-бытовое
и финансовое обеспечение.
2.9. Подготовка видов обеспечения эвакуации населения
возлагается на соответствующие структурные подразделения
администрации области, органов местного самоуправления и
организаций.
Основными мероприятиями заблаговременной подготовки видов
обеспечения эвакуации являются: определение вероятных объемов
работ и услуг по обеспечению эвакуации; определение или
формирование органов, предназначенных для предоставления указанных
работ и услуг; снабжение органов обеспечения эвакуации
необходимыми материально-техническими средствами; создание резерва
материальных ресурсов для их снабжения; установление порядка
приведения органов обеспечения эвакуации в готовность и их
действий в ходе эвакуации; подготовка работников органов
обеспечения к выполнению возложенных на них задач в ходе
эвакуации.
2.10. Резервы материальных ресурсов для эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в каждом конкретном случае
определяются губернатором области, главами органов местного
самоуправления и руководителями организаций с учетом имеющихся
возможностей. При необходимости в установленном порядке могут
использоваться целевые финансовые резервы и резервы материальных
ресурсов, создаваемые для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.11. Создание эвакуационных органов, подготовка пунктов
посадки населения на транспорт и высадки из него, погрузки и
выгрузки материальных и культурных ценностей, маршрутов эвакуации
и безопасных районов, а также подготовка видов обеспечения
эвакуации проводятся на основании соглашений, заключаемых
стороной, эвакуирующей население, материальные и культурные
ценности, с соответствующими организациями, органами местного
самоуправления, структурными подразделениями администрации области
и при необходимости с органами исполнительной власти других
субъектов Российской Федерации. В соглашениях указываются
обязательства сторон по предоставлению работ и услуг и
компенсированию произведенных затрат.
2.12. Для управления эвакуационными мероприятиями эвакуационной
комиссии Амурской области, эвакуационным и эвакоприемным комиссиям
муниципальных образований и организаций определяются рабочие места
и выделяются каналы связи на пунктах управления соответственно
губернатора области, глав муниципальных образований и организаций
(председателей комиссий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
администрации области, органов местного самоуправления,
организаций).
2.13. Оповещение руководящих лиц области, глав муниципальных
районов и городских кругов эвакуационной комиссии Амурской области
об эвакуационных мероприятиях организуется и проводится
управлением гражданской защиты и пожарной безопасности
администрации области по существующим каналам и линиям связи с
использованием системы централизованного вещания области, а также
междугородных, внутригородских, ведомственных телефонных сетей,
предоставляемых по установленным паролям. Оповещение организаций и
эвакуационных органов проводится органами, специально
уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципальных
районов и городских округов, с использованием систем
централизованного оповещения муниципальных образований и местных
телефонных сетей. Оповещение населения проводится по местным
(локальным) системам оповещения предприятий, учреждений, а также
передачей соответствующих сообщений по радиотрансляционным сетям и
телевидению. Для информирования населения об эвакуационных
мероприятиях используются подвижные средства с громкоговорящими
установками органов охраны общественного порядка и государственной
инспекции по безопасности дорожного движения.
2.14. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации
межмуниципального и регионального характера эвакуационные органы и
органы обеспечения эвакуации регионального, муниципального и
объектового уровней доукомплектовываются работниками и
обеспечиваются материальными и техническими средствами до
установленных норм. Уточняется порядок их развертывания и
выполнения возложенных задач.
Эвакуационной комиссией области, эвакуационными и
эвакоприемными комиссиями муниципальных образований и организаций
уточняются планы эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей, планы приема, размещения и первоочередного
жизнеобеспечения эвакуируемого населения, приема и хранения
материальных и культурных ценностей. Структурными подразделениями
администрации области, органами местного самоуправления
муниципальных образований и работниками организаций уточняются
разделы планов обеспечения действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в части, касающейся эвакуации.
В организациях уточняются списки эвакуируемых.
Проводится техническое обслуживание транспорта,
предназначенного для эвакуационных перевозок, его оборудование
средствами уплотненной посадки людей и обеспечения их
безопасности.
С использованием средств массовой и наглядной информации
осуществляется информирование населения об обстановке и его
инструктирование о порядке действий в эвакуации.
Проводится проверка готовности системы связи эвакуационных
органов и системы оповещения населения.
3. ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
3.1. С получением распоряжения на эвакуацию населения,
материальных и культурных ценностей проводятся следующие основные
мероприятия:
оповещение руководителей состава эвакуационных органов, органов
обеспечения эвакуации и населения о начале эвакуации;
развертывание эвакуационных органов и приведение их в
готовность к выполнению возложенных задач;
сбор населения, подлежащего эвакуации, его учет (регистрация),
распределение по эвакуационным эшелонам (поездам, судам),
автотранспортным колоннам и группам, а также маршрутам пешей
эвакуации на сборных эвакуационных пунктах или оперативными
группами по эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей;
подача транспортных средств к пунктам посадки населения,
погрузки материальных и культурных ценностей;
посадка населения и погрузка материальных и культурных
ценностей на транспорт, вывод пеших колонн на маршруты пешей
эвакуации;
вывоз (вывод) населения в безопасные районы или на
промежуточные пункты эвакуации с последующим вывозом (выводом) в
безопасные районы;
прием и учет эвакуируемого населения, материальных и культурных
ценностей и их отправка в места размещения (хранения) приемными
эвакуационными пунктами;
организация жизнеобеспечения эвакуированного населения.
3.2. Проведение эвакуации в чрезвычайной ситуации, вызванной
землетрясением.
3.2.1. Из зоны чрезвычайной ситуации, вызванной землетрясением,
население эвакуируется при нарушении функционирования основных
систем жизнеобеспечения и возникновении угрозы снижения уровня
удовлетворения жизненно важных потребностей людей ниже минимально
допустимых норм.
Материальные и культурные ценности из указанной зоны
эвакуируются с целью сбережения, приведения условий их содержания
и хранения в соответствие установленным нормам и наращивания
возможностей по жизнеобеспечению населения в безопасных районах.
3.2.2. Региональная эвакуация из зон чрезвычайных ситуаций,
вызванных землетрясением, проводится в случае, если муниципальная
эвакуация в пределах муниципального района (городского округа)
невозможна или не обеспечивает необходимый уровень удовлетворения
жизненно важных потребностей эвакуируемого и местного населения.
Региональная эвакуация планируется из городских округов Зеи,
Тынды, Зейского, Магдагачинского, Селемджинского, Сковородинского
и Тындинского муниципальных районов, находящихся в зоне возможного
разрушительного землетрясения.
Эвакуация может быть частичной или общей. При частичной
эвакуации в безопасные районы вывозятся категории населения,
наиболее подверженные воздействию вторичных поражающих факторов
землетрясения. При общей эвакуации в безопасные районы вывозится
(выводится) все население, за исключением состава аварийно-
спасательных формирований, участвующих в ликвидации чрезвычайной
ситуации, и органов обеспечения их действий.
Эвакуация проводится экстренно (безотлагательно).
3.2.3. Срок эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей зависит от состояния транспортной системы. Для
проведения эвакуации восстанавливаются разрушенные участки дорог,
расчищаются завалы на них, оборудуются пункты посадки населения в
транспорт и пункты погрузки в транспорт материальных и культурных
ценностей, проводится ремонт и техническое обслуживание
транспортных средств, формируются эвакуационные эшелоны,
автомобильные колонны и группы.
С учетом длительности пребывания населения в зоне чрезвычайной
ситуации организуется его жизнеобеспечение. В этих целях за
пределами зон воздействия вторичных поражающих факторов
землетрясения в сохранившихся зданиях и сооружениях или в палатках
оборудуются пункты временного размещения населения, развертываются
медицинские пункты, пункты питания и выдачи воды, пункты
продовольственного и вещевого снабжения.
3.2.4. Оповещение населения о начале эвакуации и информирование
его о порядке ее проведения осуществляется подвижными
транспортными средствами с громкоговорящими установками и
посыльными.
В районах сбора населения или в пунктах его временного
размещения развертываются сборные эвакуационные пункты для
проведения учета эвакуируемого населения, его распределения по
эвакуационным эшелонам, автомобильным и пешим колоннам и
обеспечения посадки населения в транспорт или вывода его на
исходные пункты маршрутов пешей эвакуации.
3.3. Проведение эвакуации в чрезвычайных ситуациях, вызванных
катастрофическим затоплением или наводнением.
3.3.1. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей
из зон катастрофического затопления проводится при угрозе или в
случае разрушения гидротехнических сооружений, а из зон наводнения
- при угрозе затопления населенных пунктов или объектов
производственного и социально-бытового назначения в связи с
повышением уровня воды в реках и других водоемах в период
паводков. Население также подлежит эвакуации при разрушении
основных систем жизнеобеспечения вследствие катастрофического
затопления или наводнения.
3.3.2. Из зон катастрофического затопления и наводнений
проводится, как правило, локальная или муниципальная эвакуация.
Региональной эвакуации в пределах территории области могут
подлежать население, материальные и культурные ценности городов
Зея, Благовещенск, Свободный и поселка Новобурейский Бурейского
муниципального района, расположенных в указанных выше зонах.
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится при наличии
достоверного прогноза о вероятном прорыве гидротехнического
сооружения или наводнении.
При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по
производственно-территориальному принципу с развертыванием сборных
эвакуационных пунктов. При небольшом периоде упреждения эвакуация
проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во
втором случае эваконаселение вывозится (выводится) на
промежуточные пункты эвакуации, расположенные на границе зоны
катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в
пункты длительного пребывания.
В случае угрозы прорыва гидротехнического сооружения проводится
экстренная эвакуация населения, материальных и культурных
ценностей из зоны четырехчасового добегания волны прорыва. За
пределами указанной зоны эвакуация проводится с началом прорыва
гидротехнического сооружения или исходя из складывающейся
гидрологической обстановки.
3.3.3. Безопасные районы для размещения и жизнеобеспечения
эвакуируемого населения, размещения и хранения материальных и
культурных ценностей определяются в ближайших населенных пунктах
за пределами зон катастрофического затопления или наводнения.
Размещение населения осуществляется в пунктах длительного
пребывания.
3.3.4. Катастрофическое затопление или наводнение
сопровождается значительными разрушениями объектов и систем
жизнеобеспечения населения. В этой связи срок пребывания
эвакуированного населения в безопасных районах может быть
продолжительным.
Решение на возвращение населения в места постоянного проживания
принимается после проведения восстановительных работ.
3.4. Проведение эвакуации в чрезвычайных ситуациях, вызванных
авариями на химически опасных объектах.
3.4.1. При авариях на химически опасных объектах проводится,
как правило, локальная или муниципальная эвакуация.
Региональная эвакуация проводится в случае, если зона заражения
аварийно химически опасными веществами распространяется на
территорию двух соседних муниципальных образований (городского
округа и муниципального района, двух муниципальных районов), а
также при крупном или массовом характере аварий вследствие
землетрясения или иных природных и техногенных факторов.
Региональной эвакуации может подлежать население городских округов
Благовещенска, Белогорска, Свободного и прилегающих к ним
муниципальных районов.
3.4.2. Заблаговременная (упреждающая) эвакуация проводится при
угрозе аварии на химически опасном объекте.
Население оповещается об угрозе, организованно выводится за
пределы зоны возможного заражения аварийно химически опасными
веществами и размещается в безопасных районах. Пункты временного
размещения эвакуированных развертываются, как правило, на базе
сборных эвакуационных пунктов. В них проводится учет
эвакуированного населения и организуется его жизнеобеспечение.
На маршрутах движения эвакуируемого населения организуется
регулирование дорожного движения, в зоне возможного заражения и на
пунктах временного размещения эвакуированных - охрана
общественного порядка.
В случае аварии на химически опасном объекте проводится
экстренный вывод (вывоз) работников объекта и населения,
попадающего в зону заражения, за границы распространения облака
аварийно химически опасного вещества. В последующем население
организованно выводится (вывозится) в пункты временного
размещения.
В зависимости от вида аварийно химически опасного вещества,
скорости и характера распространения зараженного облака,
удаленности источника чрезвычайной ситуации от мест проживания или
нахождения населения эвакуация может носить общий или частичный
характер.
Население, проживающее или находящееся в непосредственной
близости от химически опасного объекта, как правило, не выводится
из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных,
служебных) зданиях и сооружениях на верхних или нижних этажах с
проведением герметизации помещений и использованием средств
индивидуальной защиты органов дыхания промышленного производства
или изготовленными из подручных материалов.
Вывоз населения за пределы зоны заражения проводится не только
на транспорте, предусмотренном планами эвакуационных перевозок, но
и на транспорте, привлекаемом в оперативном порядке. В первую
очередь транспорт предоставляется для малолетних детей,
престарелых, инвалидов, больных и других лиц, которые не могут
передвигаться самостоятельно.
Продолжительность нахождения населения в пунктах временного
размещения зависит от стойкости аварийно химически опасного
вещества и может составлять от нескольких часов до нескольких
суток. Возвращение населения в места постоянного проживания,
производственной и иной деятельности осуществляется только после
проведения химической разведки. Для исключения проникновения лиц в
зону чрезвычайной ситуации на ее границе выставляется охранение.
|