АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
(четвертый созыв)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2005 г. N 5/220
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ ОБЛАСТИ
И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ"
Рассмотрев проект закона Амурской области "Об аварийно-
спасательных службах области и статусе спасателей", внесенный в
порядке законодательной инициативы губернатором области, областной
Совет народных депутатов постановляет:
1. Принять проект закона Амурской области "Об аварийно-
спасательных службах области и статусе спасателей" в первом
чтении.
2. Направить указанный законопроект губернатору области, в
комитеты областного Совета народных депутатов для внесения
поправок, в прокуратуру области, отдел законодательства субъектов
Российской Федерации по Амурской области Главного управления
Минюста России по Дальневосточному федеральному округу, управление
гражданской защиты и пожарной безопасности Администрации области
для внесения замечаний и предложений до 5 сентября 2005 года.
3. Комитету областного Совета народных депутатов по вопросам
аграрной политики, природопользованию и экологии доработать
указанный законопроект и внести его на заседание областного Совета
народных депутатов.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Амурского
областного Совета
народных депутатов
О.А.ТУРКОВ
ПРОЕКТ
Внесен
губернатором
Амурской области
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ ОБЛАСТИ
И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ
Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
________ 2005 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовые основы создания и деятельности аварийно-
спасательных служб и деятельности спасателей
Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности
спасателей в Амурской области составляют Конституция Российской
Федерации, федеральные законодательные и иные нормативные правовые
акты, Устав (основной Закон) Амурской области, настоящий Закон и
иные нормативные правовые акты области.
Нормативные правовые акты в сфере создания и деятельности
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и
деятельности спасателей, принимаемые органами государственной
власти области, не могут противоречить настоящему Закону.
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОБЛАСТИ
Статья 2. Основы организации деятельности аварийно-спасательной
службы области
Организация и проведение аварийно-спасательных и других
неотложных работ на территории области обеспечиваются
государственным органом, уполномоченным на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера (далее -
уполномоченный орган) и подведомственными ему аварийно-
спасательными формированиями, составляющими основу аварийно-
спасательной службы области.
Аварийно-спасательная служба области - это совокупность органов
управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера, функционально
объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-
спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или
входящая в состав аварийно-спасательной службы области структура,
предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу
которой составляют подразделения спасателей, оснащенные
специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и
материалами.
Статья 3. Задачи аварийно-спасательной службы области
К задачам аварийно-спасательной службы области относятся:
поддержание сил и средств аварийно-спасательной службы в
постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера и проведению работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального
характера;
контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к
проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
межмуниципального характера;
ликвидация чрезвычайных ситуаций межмуниципального и
регионального характера;
координация деятельности всех аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований на территории области;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
обеспечение ремонта и технического обслуживания специальной
техники, аварийно-спасательного технического вооружения и
оборудования, необходимого при осуществлении аварийно-спасательных
и других неотложных работ при чрезвычайной ситуации
межмуниципального и регионального характера;
подготовка проектов нормативных правовых актов области в
области деятельности аварийно-спасательных служб, и деятельности
спасателей;
организация проведения аварийно-спасательных работ и других
неотложных работ.
Статья 4. Комплектование аварийно-спасательной службы области
1. Комплектование штата аварийно-спасательной службы области
осуществляется на добровольной основе.
2. В аварийно-спасательную службу области принимаются граждане,
имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при
медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и
соответствующие установленным требованиям к уровню их
профессиональной и физической подготовки, а также требованиям,
предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
3. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в
аварийно-спасательной службе области допускаются граждане,
достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее
образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей
и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-
спасательных работ.
4. При приеме граждан на профессиональную аварийно-спасательную
службу области на должности спасателей с ними заключается трудовой
договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим
работы спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные
гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного
выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и
распоряжений руководителя аварийно-спасательной службы области на
дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут
по инициативе руководителя аварийно-спасательной службы области,
аварийно-спасательного формирования в случае однократного
необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального
характера.
Личный состав аварийно-спасательной службы области имеет знаки
отличия, форму одежды и удостоверения установленного образца.
Статья 5. Финансовое обеспечение аварийно-спасательной службы
области
Финансовое обеспечение деятельности аварийно-спасательной
службы области, социальных, страховых гарантий и компенсаций
личному составу является расходным обязательством области.
В целях укрепления материально-технической базы аварийно-
спасательной службы области и для выполнения возложенных на нее
задач могут привлекаться следующие внебюджетные источники:
средства, полученные за выполнение организациям и гражданам
платных работ и оказание услуг, не относящихся к основной
деятельности;
добровольные взносы и пожертвования юридических и физических
лиц.
Порядок расходования средств, полученных из внебюджетных
источников, утверждается губернатором области.
Глава III. СПАСАТЕЛИ И ИХ СТАТУС
Статья 6. Спасатели
1. Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей
аварийно-спасательной службы области в порядке, определенном
Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе
спасателей" и настоящим Законом.
2. Спасатели аварийно-спасательной службы области проходят
аттестацию и обязательную государственную дактилоскопическую
регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом "Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Спасатели аварийно-спасательной службы области исполняют
обязанности и пользуются правами в соответствии с Федеральным
законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и
настоящим Законом.
Статья 7. Гарантии деятельности спасателей
1. Органы государственной власти области, органы местного
самоуправления и организации обязаны оказывать содействие
спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера,
при их следовании для участия в проведении указанных работ и в
ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные
необходимые материальные средства.
2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера спасатели подчиняются
руководителю аварийно-спасательной службы области.
3. Никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению
задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них
трудовым договором (контрактом).
Статья 8. Режим работы (службы) и отдыха спасателей
1. В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей
аварийно-спасательной службы области определяется правилами
внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями
занятий или иных мероприятий по специальной подготовке.
2. Режим работы спасателей аварийно-спасательной службы области
в течение рабочего дня и рабочего года определяется действующими
медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами.
3. Время дежурства спасателей аварийно-спасательной службы
области, формирования на дому в режиме ожидания учитывается в
размере одной четвертой часа за каждый час дежурства.
4. При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера режим работы и
продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и
устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с
учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения
работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.
5. Спасателям аварийно-спасательной службы области ежегодно
предоставляется очередной отпуск в соответствии с Федеральным
законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Статья 9. Оплата труда спасателей
1. Оплата труда спасателей аварийно-спасательной службы области
производится в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Статья 10. Право на жилище
1. Спасателям аварийно-спасательной службы области и
проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения
предоставляются в порядке, предусмотренном жилищным
законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми
актами области.
Статья 11. Страховые гарантии спасателей
1. Спасатели аварийно-спасательной службы области подлежат
обязательному страхованию. Страхование осуществляется за счет
средств областного бюджета на содержание спасательных служб и
формирований.
Основания, условия, порядок обязательного страхования
спасателей устанавливаются Федеральным законом "Об аварийно-
спасательных службах и статусе спасателей", иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и законодательными актами
области.
2. В случае гибели спасателей аварийно-спасательной службы
области, формирования, наступившей при исполнении ими
обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом),
либо в случае смерти, наступившей до истечения одного года со дня
увольнения из аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного
формирования, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или
заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими
обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом),
членам их семей выплачивается (в равных долях) единовременное
пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания.
Членами семьи, имеющими право на получение единовременного
пособия за погибшего (умершего) спасателя, считаются:
супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти)
в зарегистрированном браке с работником уполномоченного органа и
подведомственных ему организаций;
родители работника;
дети, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста,
если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а
также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной
форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до
достижения ими возраста 23 лет.
3. В случае получения спасателями аварийно-спасательной службы
области при исполнении ими обязанностей, возложенных на них
трудовым договором (контрактом), увечья (ранения, травмы,
контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей
работы в качестве спасателей, им выплачивается единовременное
пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания.
4. Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел,
перевозкой тел, погребением спасателей аварийно-спасательной
службы области, формирования, погибших при исполнении
обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом),
или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии),
заболевания, полученных в период и в связи с исполнением
обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом),
а также расходы по изготовлению и установке надгробных памятников
осуществляются за счет средств областного бюджета.
Статья 12. Гарантии социальной защиты спасателей аварийно-
спасательной службы области
1. Спасателям аварийно-спасательной службы области пенсия в
связи с особыми условиями труда устанавливается по достижении 40
лет, если они постоянно трудились спасателями в профессиональных
аварийно-спасательных службах, профессиональных формированиях (по
перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством
Российской Федерации) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
2. Нормативно-правовыми актами области могут устанавливаться
дополнительные, не противоречащие Федеральному закону "Об аварийно-
спасательных службах и статусе спасателей" и настоящему Закону,
гарантии правовой и социальной защиты спасателей аварийно-
спасательной службы области, формирования.
Статья 13. Социальная поддержка членов семей спасателей
1. Члены семей спасателей аварийно-спасательной службы области,
погибших при исполнении обязанностей, возложенных на них трудовым
договором (контрактом), а также члены семей других спасателей,
погибших в период и вследствие участия в проведении работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций, сохраняют в течение одного года
право на социальные гарантии, которыми они, как члены его семьи,
пользовались в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
2. Пенсионное обеспечение членов семей спасателей аварийно-
спасательной службы области по случаю потери кормильца
осуществляется в соответствии с пенсионным законодательством
Российской Федерации.
Статья 14. Ответственность спасателей
Спасатели аварийно-спасательной службы области, виновные в
неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором
(контрактом), умышленном причинении при проведении работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального
характера вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба
природной среде, материальным и культурным ценностям, несут
дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или
уголовную ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Глава IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ ОБЛАСТИ
Статья 15. Привлечение аварийно-спасательной службы области к
ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального
характера
1. Силы и средства аварийно-спасательной службы области
привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера и их последствий в
порядке, определенном законами и иными нормативными актами
Российской Федерации и области.
2. Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, авариях в
целях быстрого реагирования на организацию ликвидации чрезвычайной
ситуации создаются дежурно-диспетчерские службы на базе единого
номера телефонной сети - 01 с подключением линий прямой связи с
дежурно-диспетчерскими службами жизнеобеспечения и объектами,
имеющими потенциальную опасность, определенными постановлением
Правительства РФ.
3. Материальный ущерб, причиненный при ликвидации чрезвычайных
ситуаций межмуниципального и регионального характера, подлежит
возмещению в порядке, установленном законодательством.
Уполномоченный орган и подведомственные ему аварийно-спасательные
формирования, иные участники ликвидации чрезвычайной ситуации,
действовавшие в условиях крайней необходимости и (или)
обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба
освобождаются.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 16. Порядок вступления в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней
после дня его первого официального опубликования.
2. Органам государственной власти области, органам местного
самоуправления привести свои нормативные правовые акты в
соответствие настоящему Закону в течение двух месяцев со дня
вступления его в силу.
Губернатор
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
г. Благовещенск
__________ 2005 года
N _______
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ ОБЛАСТИ
И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ"
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" внесены изменения и дополнения в Федеральный
закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных
службах и статусе спасателей".
Так как в Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ было
внесено много изменений и дополнений, Главное управление по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Амурской области,
руководствуясь ст.ст. 71, 72, п.п. 2, 4 ст. 76 Конституции РФ,
статьей 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" (в ред. от 4 июля 2003 года), разработало проект
областного закона "Об аварийно-спасательных службах области и
статусе спасателей".
Представленный законопроект содержит положения, устанавливающие
правовые, экономические и социальные основы обеспечения
деятельности аварийно-спасательных служб в Амурской области, а
также определяет обязанности органов государственной власти и
органов местного самоуправления в сфере обеспечения деятельности
аварийно-спасательных служб, основы организации деятельности
аварийно-спасательной службы Амурской области, определяет основы
социальной защиты спасателей аварийно-спасательной службы Амурской
области, других граждан Российской Федерации, принимающих участие
в ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и
регионального характера, и членов их семей.
Начальник
управления гражданской защиты
и пожарной безопасности
Администрации
Амурской области
С.В.ПРИЛИПКО
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ОТМЕНЕ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЮ
В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ
ОБЛАСТИ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ"
Принятие и введение в действие предлагаемого проекта закона
Амурской области "Об аварийно-спасательных службах области и
статусе спасателей" не влечет за собой отмены, изменения или
дополнения каких-либо законов и иных нормативных правовых актов.
Начальник
управления гражданской защиты
и пожарной безопасности
Администрации
Амурской области
С.В.ПРИЛИПКО
СПРАВКА
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДАННОЙ
СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Общественные отношения, охватываемые проектом закона Амурской
области "Об аварийно-спасательных службах области и статусе
спасателей", в настоящее время регулируются:
1. Федеральным законом от 21 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в ред. от 22
августа 2004 года).
Начальник
управления гражданской защиты
и пожарной безопасности
Администрации
Амурской области
С.В.ПРИЛИПКО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
О РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ,
ПРИНЯТИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ
ОБЛАСТИ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ"
Для реализации закона Амурской области "Об аварийно-
спасательных службах и статусе спасателей" потребуется принять
нормативные правовые акты области:
постановление губернатора области "Об утверждении перечня
оперативных должностей аварийно-спасательной службы Амурской
области для назначений пенсий по старости";
постановление губернатора области "Об определении перечня и
численности подразделений аварийно-спасательной службы в городах и
муниципальных образованиях, содержащихся за счет средств
областного бюджета";
постановление губернатора области "Об утверждении положения,
устанавливающего знаки отличия и форму одежды личного состава
аварийно-спасательной службы области";
постановление губернатора области "О порядке привлечения сил и
средств аварийно-спасательной службы области по проведению
аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории
области".
Начальник
управления гражданской защиты
и пожарной безопасности
Администрации
Амурской области
С.В.ПРИЛИПКО
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ
ОБЛАСТИ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ"
Принятие и введение в действие предлагаемого проекта закона
Амурской области "Об аварийно-спасательных службах области и
статусе спасателей" потребует затраты средств областного бюджета в
сумме 17,7 млн. рублей на содержание аварийно-спасательной службы
Амурской области общей численностью 65 человек согласно
прилагаемому приложению, которые будут осуществлять полномочия по
организации решения задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций регионального и межмуниципального характера".
Начальник
управления гражданской защиты
и пожарной безопасности
Администрации
Амурской области
С.В.ПРИЛИПКО
|