28 июня 2005 года 26-ОЗ
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
17 июня 2005 года
Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством
и законодательством области определяет общие принципы правовых,
социально-экономических и организационных механизмов формирования
и реализации государственной молодежной политики в области.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие
в связи с формированием и осуществлением молодежной политики
органами государственной власти области, органами местного
самоуправления, молодежными и детскими общественными
объединениями, определяет общие цели, задачи, принципы, основные
направления молодежной политики.
Правоотношения, возникающие между молодежью и другими
субъектами права, а также не связанные с осуществлением молодежной
политики, в которые вступает молодежь, регулируются иными
нормативными актами.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
молодежь, молодые граждане - лица в возрасте от 14 до 30 лет;
молодая семья - семья в первые три года после заключения брака
(в случае рождения детей - без ограничения продолжительности
брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего
возраста, а также неполная семья с детьми, в которых мать или отец
не достигли 30-летнего возраста;
государственная молодежная политика - деятельность государства,
направленная на создание правовых, экономических и организационных
условий, гарантий и стимулов для самореализации личности молодого
человека и развития молодежных и детских объединений;
молодежные объединения - добровольные некоммерческие
самоуправляемые зарегистрированные формирования, возникшие в
результате свободного волеизъявления молодых граждан в возрасте от
14 до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов и
творческих способностей;
детские общественные объединения - объединения, в которые
входят граждане до 18 лет и совершеннолетние граждане,
объединившиеся для совместной деятельности;
объекты молодежной сферы - учреждения, осуществляющие
деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,
образовательных и правовых услуг, проведению психологической
адаптации и реабилитации молодых граждан.
Статья 3. Государственная молодежная политика и ее основные
цели
Под государственной молодежной политикой области понимается
система мероприятий органов государственной власти области и
органов местного самоуправления муниципальных образований,
направленная на достижение следующих целей:
создание экономических, социальных и правовых гарантий для
самореализации молодежи области;
формирование у молодых людей гражданской позиции, основанной на
уважении прав человека, иных ценностей, закрепленных в Конституции
Российской Федерации и Уставе (основном Законе) Амурской области;
содействие социальному становлению, культурному, духовному и
физическому развитию молодежи области, реализации ее общественно
полезных инициатив, программ, проектов;
создание условий для наиболее полного участия молодежи области
в социально-экономической, политической и культурной жизни
общества;
противодействие распространению в молодежной среде наркомании,
токсикомании и иных зависимостей, преступности и иных
антисоциальных явлений.
Статья 4. Принципы молодежной политики
Молодежная политика в области осуществляется в соответствии с
основными направлениями государственной молодежной политики в
Российской Федерации и строится на основе следующих принципов:
реализация прав и свобод молодых граждан, гарантированных
Конституцией Российской Федерации;
обеспечение единства общегосударственной молодежной политики;
признание интересов и потребностей молодежи как особой
социальной группы и сбалансированности ее законных интересов и
прав с интересами и правами других социальных групп и общества в
целом;
реализация системного, комплексного подхода к решению
молодежных проблем, предусматривающего объединение усилий
различных социальных институтов;
укрепление правовых гарантий осуществления прав и свобод
молодых граждан, неотделимости их от исполнения конституционных
обязанностей;
привлечение молодых граждан к непосредственному участию в
формировании и реализации молодежной политики и соответствующих
программ, касающихся молодежи и общества в целом;
поддержка социально значимых инициатив молодежи, молодежных и
детских объединений.
Статья 5. Субъекты молодежной политики
Субъектами молодежной политики являются:
1) молодые граждане, проживающие на территории области;
2) молодежные и детские объединения, зарегистрированные на
территории области;
3) филиалы, представительства и иные структурные подразделения
международных и российских молодежных и детских объединений,
зарегистрированные в соответствии с законодательством;
4) органы государственной власти области и органы местного
самоуправления муниципальных образований;
5) молодежный парламент областного Совета народных депутатов;
6) иные юридические и физические лица, принимающие участие в
осуществлении государственной молодежной политики.
Статья 6. Полномочия областного Совета народных депутатов в
сфере молодежной политики
К полномочиям областного Совета народных депутатов в сфере
молодежной политики относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере
молодежной политики;
утверждение областных целевых молодежных программ;
установление областных нормативов финансирования молодежной
политики;
установление налоговых и иных льгот в соответствии с
законодательством;
иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 7. Полномочия Администрации области в сфере молодежной
политики
К полномочиям Администрации области в сфере молодежной политики
относятся:
проведение на территории области единой государственной
молодежной политики;
разработка и осуществление областных целевых и комплексных
программ (планов), в которых предусматриваются социально-
экономические гарантии реализации молодежной политики;
осуществление контроля за выполнением мероприятий по реализации
государственной молодежной политики;
установление минимальных социальных нормативов и стандартов,
определяющих развитие молодежи и обеспечивающих реализацию
гарантируемых настоящим Законом прав;
установление дополнительных гарантий для юридических лиц,
ведущих работу с молодежью;
установление дополнительных льгот негосударственным
организациям, участвующим в реализации молодежной политики на
конкурсной основе;
координация деятельности учреждений и организаций,
осуществляющих работу по реализации молодежной политики;
содействие международным и региональным связям в сфере
молодежной политики;
участие в реализации федеральных программ в сфере молодежной
политики;
решение иных вопросов в сфере молодежной политики в
соответствии с законодательством.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере
молодежной политики
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере
молодежной политики относятся:
разработка и принятие нормативных правовых актов органов
местного самоуправления в сфере молодежной политики;
разработка и реализация муниципальных программ (планов) в
соответствии с основными направлениями молодежной политики в
области;
взаимодействие с молодежными и детскими общественными
объединениями, а также организациями и учреждениями по работе с
детьми и молодежью;
иные полномочия в соответствии с законодательством.
За счет средств местных бюджетов органы местного самоуправления
вправе предоставлять организациям, предприятиям и общественным
объединениям, реализующим мероприятия в сфере молодежной политики,
и молодым семьям льготы по уплате налогов в части, поступающей в
местный бюджет, осуществлять льготное кредитование, выделение
дотаций, субсидий, производственных мощностей, помещений,
осуществлять муниципальные заказы, оказывать поддержку
государственным и муниципальным образовательным учреждениям,
обеспечивать создание и функционирование органов и структур,
курирующих молодежную сферу.
Статья 9. Осуществление молодежной политики детскими и
молодежными общественными объединениями
Молодежные и детские общественные объединения области участвуют
в выработке и реализации молодежной политики в порядке,
определяемом законодательством Российской Федерации и области.
Молодежь участвует в формировании и реализации молодежной
политики в области посредством инициативных действий, предложений
в адрес областного Совета народных депутатов, Администрации
области, органов местного самоуправления, органов, непосредственно
осуществляющих реализацию государственной молодежной политики, а
также через молодежные и детские общественные объединения,
молодежный парламент областного Совета народных депутатов, другие
молодежные парламенты, координационные, общественные советы,
форумы молодежи области.
Вносимые молодыми гражданами, молодежными и детскими
общественными объединениями в органы государственной власти и
органы местного самоуправления предложения, касающиеся реализации
молодежной политики в области, рассматриваются указанными органами
в соответствии с законодательством.
Если молодые граждане и (или) молодежные и детские общественные
объединения вносят предложения, которые предусматривают их участие
в реализации этих предложений, решения органа государственной
власти, органа местного самоуправления при принятии данных
предложений к осуществлению должны предусматривать участие
инициатора данных предложений.
Статья 10. Финансирование реализации молодежной политики в
области
Финансирование мероприятий в сфере молодежной политики
осуществляется из бюджетов всех уровней.
Бюджетные средства для финансирования затрат по содержанию
системы государственных учреждений, осуществляющих молодежную
политику на территории области и реализацию областных программ,
выделяются целевым назначением из областного бюджета.
Выделение денежных средств иным организациям, осуществляющим
молодежную политику, производится на конкурсной основе из бюджета
соответствующего уровня.
Поддержка проектов (программ) молодежных и детских объединений
осуществляется органами государственной власти области и органами
местного самоуправления муниципальных образований на конкурсной
основе.
Статья 11. Формирование условий для духовного, нравственного,
патриотического воспитания и физического развития молодежи
Органы государственной власти области, органы местного
самоуправления, другие субъекты молодежной политики формируют
условия для духовного, нравственного, патриотического воспитания и
физического развития молодежи.
При формировании областных и межрегиональных целевых программ в
сферах экологии, здравоохранения, образования, культуры и спорта и
в иных смежных сферах вопросы, затрагивающие духовное,
нравственное, патриотическое воспитание и физическое развитие
молодежи, могут выделяться в отдельное направление.
Областные государственные организации, осуществляющие работу с
молодежью и детьми, имеющие досуговые и спортивно-оздоровительные
учреждения, способствуют их эффективному использованию, не
допускают закрытия, использования не по целевому назначению,
установлений необоснованных ограничений возрастного и временного
характера.
Субъекты молодежной политики, формирующие систему организации
досуга детей и молодежи, предусматривают развивающее направление
наряду с досуговой деятельностью. Досуговая деятельность и
развлекательные мероприятия для молодежи должны быть ориентированы
на развитие творческих способностей, обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее самореализации.
Содержание досуговой деятельности, осуществляемой для молодежи,
должно обеспечивать:
формирование патриотических убеждений;
формирование убеждений в недопустимости антиобщественной
противоправной деятельности;
повышение уровня общей культуры.
Досуговая деятельность не может включать в себя мероприятия,
прямо или косвенно наносящие вред нравственному и физическому
здоровью молодежи.
Статья 12. Реализация права молодых граждан на труд
В целях содействия занятости молодежи используются следующие
меры и средства:
бесплатная консультация и бесплатное предоставление молодым
гражданам информации органами службы занятости в целях выбора
сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального
обучения;
бесплатное оказание молодым гражданам услуг по
профессиональному ориентированию, профессиональной подготовке и
переподготовке государственными и муниципальными учреждениями
профессионального образования, органами службы занятости в
соответствии с законодательством Российской Федерации и области;
квотирование рабочих мест для молодых граждан в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации и области;
использование экономических стимулов в форме налоговых льгот,
бюджетных дотаций, субсидий и иных стимулов, повышающих
заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в
трудоустройстве и в расширении рабочих мест для молодежи, в
профессиональной подготовке, в производственном обучении и
переподготовке молодых граждан.
В целях содействия трудоустройству молодых специалистов в
высших и средних профессиональных учебных заведениях могут быть
организованы службы содействия трудоустройству.
Статья 13. Содействие экономической самостоятельности молодых
граждан в реализации их права на труд
На территории области поощряются труд и инициатива молодых
граждан в сфере промышленного и сельскохозяйственного
производства, науки и техники, культуры и искусства,
предоставления социальных услуг и других сферах, способствующих
развитию области и обеспечению законных интересов граждан, в
порядке, установленном законодательством области.
Органами государственной власти области и органами местного
самоуправления может предусматриваться система мер по социально-
экономической, организационной и правовой поддержке молодежных
организаций и предпринимательской деятельности молодежи.
Для поддержки предпринимательской деятельности молодежи
органами государственной власти области предусматриваются
следующие направления:
разработка областных программ поддержки молодежного
предпринимательства;
содействие обучению молодежи основам предпринимательской
деятельности;
определение в соответствии с законодательством условий
предоставления субсидий для поддержки разработанных в интересах
молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер.
Государственная поддержка может оказываться субъектам
молодежного предпринимательства при условии осуществления видов
деятельности, поддерживаемых в области в соответствии с основными
направлениями молодежной политики.
Статья 14. Реализация права молодежи на образование
Органы государственной власти области и органы местного
самоуправления области в сфере образования способствуют повышению
престижа образования среди молодежи, создают необходимые условия и
гарантии для выявления и поощрения творческой и одаренной
молодежи, реализации интеллектуального потенциала молодых людей.
Молодые граждане реализуют свое право на образование в
соответствии с федеральными и областными законами.
Приоритетные меры в сфере образования молодежи
предусматриваются программами социально-экономического развития,
поддержки образования, обеспечения занятости населения, поддержки
молодежи и другими программами в сфере молодежной политики.
Органы государственной власти области и органы местного
самоуправления:
устанавливают дополнительные формы и размеры материальной и
иной поддержки студентов и аспирантов высших и средних специальных
учебных заведений, учащихся профессиональных училищ,
общеобразовательных школ и иных учебных заведений;
разрабатывают целевые программы (подпрограммы) по поддержке
студенчества и учащейся молодежи;
поддерживают различные формы воспитательной работы в
специализированных учреждениях, в учреждениях дополнительного
образования, в подростковых и молодежных клубах по месту
жительства.
Статья 15. Меры в сфере охраны здоровья и содействия здоровому
образу жизни молодежи
В сфере охраны здоровья молодежи приоритетными являются меры:
по оказанию гарантированной медицинской помощи молодым
гражданам;
по ежегодной профилактике и снижению заболеваемости, в том
числе особо опасными и социально обусловленными заболеваниями
(туберкулез, венерические заболевания, ВИЧ-инфекция, наркомания,
токсикомания, алкоголизм и другие заболевания, способствующие
росту инвалидности и смертности среди молодежи);
по государственной поддержке организаций оздоровления молодежи;
по развитию семейных видов спорта;
по закреплению среди молодежи ценностей и навыков здорового
образа жизни.
Указанные меры осуществляются Администрацией области, органами
местного самоуправления посредством реализации соответствующих
программ (подпрограмм), а также посредством мероприятий,
осуществляемых общественными объединениями, работодателями, иными
коммерческими и некоммерческими организациями.
Основными задачами государственной молодежной политики в сфере
развития физкультуры и спорта среди молодежи и ее физического
воспитания являются:
массовое привлечение к спорту, в том числе в области
олимпийских видов спорта, и к оздоровительной физической
подготовке молодых граждан;
развитие и обеспечение доступности для молодежи неолимпийских
видов спорта, в том числе технических, интеллектуальных и
осуществляемых в рамках подготовки молодых граждан к службе в
Вооруженных Силах Российской Федерации.
Указанные задачи осуществляются Администрацией области,
органами местного самоуправления с привлечением общественных
объединений, включая военно-патриотические объединения, спортивные
общества.
Статья 16. Государственная поддержка молодой семьи
В целях поддержки молодых семей органы государственной власти
области, органы местного самоуправления в порядке, установленном
федеральными и областными законами, могут формировать областные и
местные программы поддержки молодых семей.
Формирование указанных программ осуществляется на основе
анализа социально-экономического положения и потребностей молодых
семей, в отношении которых устанавливаются приоритетные меры
государственной поддержки. Мероприятия по поддержке указанных
семей направлены на оказание помощи семьям в решении социально-
экономических и бытовых проблем, на обеспечение им достаточных
условий для получения соответствующих образовательных,
медицинских, социальных, психолого-педагогических, юридических,
информационных и других услуг и помощи, в том числе в охране
здоровья, образовании, воспитании и развитии детей, в обеспечении
их социальной защиты.
Органы местного самоуправления для поддержки молодых семей,
созданных сиротами, студентами высших и средних учебных заведений
дневной формы обучения (при условии, что оба супруга являются
студентами), молодыми гражданами-инвалидами, а также для поддержки
неполных молодых семей могут предоставлять льготы по содержанию
детей в дошкольных учреждениях, а также предусматривать другие
формы поддержки.
Органы государственной власти области, органы местного
самоуправления муниципальных образований области могут
устанавливать налоговые льготы и иные льготы юридическим и
физическим лицам, оказывающим материальную поддержку молодым
семьям, в порядке и на условиях, определяемых законодательством
Российской Федерации и области.
Статья 17. Предоставление социальных услуг молодежи
Оказание социальных услуг молодежи области осуществляется в
соответствии с государственными минимальными социальными
стандартами основных показателей качества жизни молодежи области и
дополнительными социальными нормативами, устанавливаемыми
федеральными и областными законами, а также иными нормативными
правовыми актами.
К таким социальным услугам относятся:
информирование молодых граждан об их правах и обязанностях, об
имеющихся возможностях для образования, воспитания и развития, для
оказания медицинской помощи и охраны здоровья, социальной защиты и
обслуживания, для выбора жизненного пути, трудоустройства, для
оказания помощи молодым гражданам в занятиях физической культурой
и спортом, для организации отдыха, оздоровления, реабилитации, для
преодоления трудной жизненной ситуации и другие услуги;
консультирование молодых граждан, оказание им социальной,
психологической, педагогической, медицинской, юридической и иной
помощи;
социальное обслуживание молодых семей, а также оказание
адресной социальной помощи малоимущим молодым семьям;
оказание различных видов помощи безнадзорным лицам молодежного
возраста, находящимся в государственных и муниципальных
образовательных, учебно-воспитательных, лечебно-профилактических
учреждениях, учреждениях социального обслуживания и иных
учреждениях, а также лицам, вернувшимся из мест лишения свободы;
осуществление социальной работы в образовательных учреждениях;
оказание социальной и психологической помощи в адаптации и
реабилитации молодых граждан, оказавшихся в трудных жизненных
ситуациях, в том числе лицам молодежного возраста с недостатками
физического и (или) психического развития;
другие социальные услуги, предусмотренные государственными
минимальными социальными стандартами основных показателей качества
жизни молодежи области и иными социальными нормативами;
оказание помощи в адаптации и социальной реабилитации
демобилизованным военнослужащим.
Социальные услуги молодежи предоставляются специализированными
учреждениями по работе с молодежью либо иными учреждениями
независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, которые оказывают социальные услуги населению в
порядке выполнения государственного (муниципального) заказа.
Статья 18. Поддержка талантливых молодых граждан
В целях сохранения и развития интеллектуального и творческого
потенциала общества в области осуществляется система мер по
поддержке талантливых молодых граждан, созданию условий для их
плодотворной деятельности.
В целях поддержки талантливых молодых граждан органами
государственной власти области и органами местного самоуправления
могут предусматриваться:
установление порядка стимулирования деятельности юридических и
физических лиц по оказанию талантливым молодым гражданам
поддержки;
содействие внедрению разработок молодых ученых (создание,
поддержка и координация инновационных программ и центров,
проведение ярмарок интеллектуального творчества);
содействие созданию творческих мастерских, школ и объединений,
а также частных учебных заведений;
организация фестивалей, семинаров, концертов, симпозиумов,
чтений, конференций, конкурсов, выставок с целью выявления и
распространения творческих достижений талантливых молодых граждан;
обеспечение участия талантливых молодых граждан в
межрегиональных, всероссийских, международных конкурсах творчества
молодежи;
содействие доступу талантливых молодых граждан к программам
обучения, переподготовки и стажировки в образовательных
учреждениях зарубежных стран;
содействие организации и проведению профессиональных семинаров-
презентаций, стажировок, студенческих практик с целью
трудоустройства молодых ученых и специалистов;
проведение мероприятий по созданию и пополнению фондов
библиотек учебной, культурной и научной литературой.
В целях поддержки талантливых молодых граждан органы
государственной власти области и органы местного самоуправления
могут учреждать премии, гранты на развитие образования, науки,
культуры и другие социально значимые цели.
Статья 19. Обеспечение решения жилищных проблем молодежи
Обеспечение решения жилищных проблем молодых граждан, молодых
семей в области может осуществляться посредством:
формирования инфраструктуры поддержки и развития сферы
строительства жилья для молодежи;
предоставления молодым гражданам, молодым семьям средств на
строительство (реконструкцию), приобретение жилья в виде субсидий;
предоставления муниципальными образованиями молодым гражданам,
молодым семьям земельных участков для индивидуального
строительства жилья;
определения мер государственной поддержки юридических лиц,
оказывающих молодым специалистам помощь в приобретении,
строительстве жилья;
приобретения жилья за счет средств областного бюджета и
соответствующих бюджетов муниципальных образований для молодых
многодетных семей.
Статья 20. Информационное обеспечение молодежной политики в
области
Администрация области, органы местного самоуправления
осуществляют систему мер по информационному обеспечению молодежной
политики в области. В этих целях ими создаются следующие условия
для расширения информационного обслуживания молодежи:
обеспечение доступа молодых граждан к информации;
поддержка молодежных и детских электронных и печатных средств
массовой информации;
информирование молодых граждан об их правах и обязанностях, об
имеющихся возможностях для реализации прав в сфере охраны
здоровья, образования, социальной защиты и обслуживания,
профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и
трудоустройства, реализации собственной экономической активности.
Обязательным условием реализации молодежной политики в области
является проведение социологических и научных исследований по
проблемам молодежи, которые осуществляются Администрацией области,
органами местного самоуправления на долговременной основе.
Исследования проблем молодежи области предусматриваются
областными и местными программами по поддержке молодежи и другими
программами и планами в соответствии с прогнозом и планами
социально-экономического развития области.
Органы государственной власти области, органы местного
самоуправления обязаны информировать молодежь и ее общественные
объединения о планируемых и реализуемых мероприятиях в сфере
молодежной политики через средства массовой информации.
Статья 21. Инвестиционная политика в сфере молодежной политики
В области обеспечивается приоритетное выделение государственных
капитальных вложений в укрепление и развитие материально-
технической базы молодежной политики.
Распределение капитальных вложений по объектам молодежной сферы
определяется соответствующими органами государственной власти и
местного самоуправления на основе открытого и гласного обсуждения
альтернативных вариантов.
Статья 22. Кадровое обеспечение государственной молодежной
политики
В целях осуществления государственной молодежной политики и
реализации областных и местных программ в сфере государственной
молодежной политики Администрация области и органы местного
самоуправления организуют обучение и подготовку кадров по вопросам
молодежной политики, содействуют повышению квалификации и
переподготовке работников молодежной сферы.
Статья 23. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его
первого официального опубликования.
Губернатор
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
г. Благовещенск
28 июня 2005 года
N 26-ОЗ
|