17 ноября 2004 года 369-ОЗ
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УПРАВЛЕНИИ И РАСПОРЯЖЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ,
НАХОДЯЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
21 октября 2004 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Настоящим Законом устанавливается порядок управления и
распоряжения земельными участками, находящимися в государственной
собственности области.
Правовое регулирование управления и распоряжения земельными
участками, находящимися в государственной собственности области,
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, законодательством области.
Статья 2. Полномочия органов государственной власти области по
управлению и распоряжению землями, находящимися в государственной
собственности области
1. Областной Совет народных депутатов:
а) обеспечивает законодательное регулирование в сфере
управления и распоряжения государственной собственностью области;
б) устанавливает порядок управления и распоряжения землями,
находящимися в государственной собственности области;
в) устанавливает в соответствии с федеральным законодательством
порядок приобретения земель в государственную собственность
области;
г) устанавливает порядок передачи земель, находящихся в
государственной собственности области, в муниципальную
собственность;
д) осуществляет контроль за исполнением законов области по
управлению землей, находящейся в государственной собственности
области;
е) ежегодно утверждает перечень земельных участков, находящихся
в государственной собственности области (приложение к Реестру
государственной собственности области), перечень земельных
участков, находящихся в государственной собственности области и
свободных от прав третьих лиц;
ж) утверждает порядок определения размера арендной платы,
порядок, условия и сроки внесения арендной платы за землю,
находящуюся в государственной собственности области;
з) устанавливает льготы по арендной плате за землю, находящуюся
в областной государственной собственности, для отдельных категорий
арендаторов;
и) утверждает порядок определения предполагаемого использования
земельных участков, включаемых в перечень земельных участков,
находящихся в государственной собственности области и свободных от
прав третьих лиц, и срок окончания приема заявлений, порядок
формирования и опубликования этого перечня;
к) утверждает порядок организации и проведения торгов по
продаже находящихся в государственной собственности области
земельных участков или права на заключение договоров аренды таких
земельных участков;
л) осуществляет иные полномочия в сфере управления землей,
находящейся в государственной собственности области, в
соответствии с федеральным законодательством, Уставом (основным
Законом) Амурской области и законами области.
2. Губернатор области:
а) управляет и распоряжается землями, находящимися в
государственной собственности области, в пределах, установленных
законами области;
б) издает нормативные правовые акты, направленные на реализацию
федеральных законов и законов области, регулирующих отношения в
сфере управления землями, находящимися в государственной
собственности области;
в) разрабатывает и представляет на утверждение областному
Совету народных депутатов проект перечня земельных участков,
находящихся в государственной собственности области (приложение к
Реестру государственной собственности области), проект перечня
земельных участков, находящихся в государственной собственности
области и свободных от прав третьих лиц;
г) принимает в соответствии с законами области и иными
нормативными правовыми актами решения о приобретении, передаче в
залог, аренду, безвозмездное срочное пользование, ограниченное
пользование (частный сервитут), постоянное (бессрочное)
пользование и об отчуждении земельных участков, находящихся в
государственной собственности области;
д) вносит по поручению областного Совета народных депутатов в
Правительство Российской Федерации предложения о передаче земель,
находящихся на территории области, из федеральной государственной
собственности в государственную собственность области;
е) обеспечивает контроль за эффективным использованием земель,
находящихся в государственной собственности области;
ж) вносит на утверждение в областной Совет народных депутатов
проект положения о порядке определения размера арендной платы,
порядке, условиях и сроке внесения арендной платы за землю,
находящуюся в государственной собственности области;
з) вносит на утверждение в областной Совет народных депутатов
проект положения о порядке определения предполагаемого
использования земельных участков, включаемых в перечень земельных
участков, находящихся в государственной собственности области и
свободных от прав третьих лиц, и о сроке окончания приема
заявлений, о порядке формирования и опубликования этого перечня;
и) вносит на утверждение в областной Совет народных депутатов
проект положения о порядке организации и проведения торгов по
продаже находящихся в государственной собственности области
земельных участков или права на заключение договоров аренды таких
земельных участков;
к) осуществляет иные полномочия собственника земель,
находящихся в государственной собственности области,
предоставленные ему в соответствии с Уставом (основным Законом)
Амурской области и законами области.
Статья 3. Полномочия специально уполномоченного органа, других
структурных подразделений Администрации области, осуществляющих
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в
государственной собственности области
1. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися
в государственной собственности области, осуществляет
Администрация области непосредственно или через свои структурные
подразделения в пределах полномочий, определенных
законодательством области.
2. Департамент Администрации области по управлению
государственным имуществом области является специально
уполномоченным органом и имеет следующие полномочия:
а) принимает решения о предоставлении земельных участков,
находящихся в государственной собственности области, гражданам и
юридическим лицам в собственность, аренду, в ограниченное
пользование (частный сервитут), а также в случаях, установленных
федеральным законодательством, на праве безвозмездного срочного
пользования, постоянного (бессрочного) пользования;
б) заключает договоры купли-продажи, аренды земельных участков,
находящихся в государственной собственности области, в том числе
по результатам торгов;
в) принимает в случаях, предусмотренных законодательством,
решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже
находящихся в государственной собственности области земельных
участков или права на заключение договоров аренды таких земельных
участков;
г) осуществляет функции продавца и организатора торгов
(конкурсов, аукционов) по продаже находящихся в государственной
собственности области земельных участков или права на заключение
договоров аренды таких земельных участков;
д) подготавливает и представляет губернатору области проект
постановления о приобретении, в том числе путем изъятия, земельных
участков (земельных долей) в государственную собственность
области;
е) выступает от имени области при приобретении земельных
участков (земельных долей) в государственную собственность
области;
ж) подготавливает и представляет губернатору области проект
положения о порядке определения размера арендной платы, порядке,
условиях и сроках ее внесения за земли, находящиеся в
государственной собственности области;
з) осуществляет контроль за поступлением в областной бюджет
арендной платы за землю, средств от продажи земельных участков и
принимает меры для обеспечения полного и своевременного внесения в
областной бюджет средств, в том числе обращается в суд с исками о
взыскании этих средств;
и) обеспечивает контроль за эффективностью использования и
охраной земельных участков, находящихся в государственной
собственности области, в порядке, определенном губернатором
области, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с
законодательством меры для их устранения и привлечения виновных
лиц к ответственности;
к) подготавливает и представляет губернатору области проект
постановления об отнесении земель к определенным категориям,
переводе их из одной категории в другую;
л) осуществляет действия по защите прав и законных интересов
области в сфере управления и распоряжения земельными участками,
находящимися в государственной собственности области;
м) взаимодействует в установленном порядке с Федеральным
агентством кадастра объектов недвижимости России и его
территориальными органами при осуществлении государственного
земельного контроля и по иным вопросам в соответствии с
законодательством;
н) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством области.
3. Департамент агропромышленного комплекса Администрации
области:
а) подготавливает заключение о целесообразности перевода земель
сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель,
составляет расчет убытков и потерь сельскохозяйственного
производства;
б) принимает участие в формировании перечня земельных участков,
находящихся в государственной собственности области и свободных от
прав третьих лиц (по землям, которые могут быть предоставлены
гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду для
сельскохозяйственного производства), с учетом качественного
состояния земель, предполагаемого права на земельный участок,
условий его предоставления (при предоставлении в аренду);
в) представляет в специально уполномоченный орган заключение о
целесообразности выкупа в государственную собственность области
земельных участков и земельных долей из земель
сельскохозяйственного назначения у их собственников;
г) совместно со специально уполномоченным органом осуществляет
контроль за состоянием и использованием земельных участков из
земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к
государственной собственности области;
д) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и
областным законодательством.
4. Департамент архитектуры и строительства Администрации
области:
а) представляет в специально уполномоченый орган информацию о
предполагаемом строительстве объектов областного значения,
возможном их местоположении;
б) представляет в специально уполномоченный орган предложения
по формированию перечня земельных участков, находящихся в
государственной собственности области и свободных от прав третьих
лиц (по землям, которые могут быть предоставлены гражданам и
юридическим лицам для строительства);
в) осуществляет контроль за соблюдением градостроительных
требований при использовании земельных участков, находящихся в
государственной собственности области;
г) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и
областным законодательством.
Статья 4. Основания возникновения и прекращения права
государственной собственности области на земельные участки
1. В государственной собственности области находятся земельные
участки:
а) которые признаны таковыми федеральными законами;
б) право собственности на которые возникло при разграничении
государственной собственности на землю;
в) которые приобретены по основаниям, предусмотренным
гражданским законодательством.
2. Право государственной собственности области на земельные
участки прекращается:
а) при возмездном отчуждении земельных участков по основаниям,
предусмотренным федеральным законодательством;
б) при безвозмездной передаче земельных участков из
государственной собственности области в федеральную либо
муниципальную собственность в порядке, предусмотренном федеральным
и областным законодательством;
в) по иным основаниям, предусмотренным федеральным и областным
законодательством.
3. Учет земельных участков, находящихся в государственной
собственности области, осуществляется в Реестре государственной
собственности области, в перечне земельных участков, находящихся в
государственной собственности области (приложение к Реестру
государственной собственности области), в установленном
нормативными правовыми актами области порядке.
Статья 5. Приобретение земельных участков в государственную
собственность области по основаниям, предусмотренным гражданским
законодательством
1. Решение о приобретении земельных участков в государственную
собственность области, в том числе об изъятии земельных участков
для нужд области, принимается губернатором области по
представлению специально уполномоченного органа.
Приобретение земельных участков в государственную собственность
области для строительства объектов областного значения
осуществляется на основании предложения департамента архитектуры и
строительства Администрации области.
Заключение о целесообразности и возможности изъятия земельных
участков из земель сельскохозяйственного назначения для нужд
области с учетом предполагаемого места размещения объектов
областного значения представляется в специально уполномоченный
орган департаментом агропромышленного комплекса Администрации
области.
2. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для
государственных нужд области осуществляется в порядке,
определенном федеральным законодательством, в случаях:
а) связанных со строительством объектов областного значения, в
том числе объектов социального, культурно-бытового назначения,
жилищного фонда, объектов, строительство которых предусмотрено
областными адресно-инвестиционными программами;
б) в иных случаях, предусмотренных федеральным и областным
законодательством.
3. Выкуп земельных участков для нужд области, в том числе в
судебном порядке, осуществляется специально уполномоченным
органом.
4. Порядок использования преимущественного права покупки
земельных участков и земельных долей в праве общей собственности
на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в
государственную собственность области определяется губернатором
области.
Статья 6. Разрешенное использование и порядок изменения
разрешенного использования земельных участков, находящихся в
государственной собственности области
1. Разрешенным использованием земельного участка являются
установленный законом порядок, условия эксплуатации
(использования) земельного участка для конкретной цели с учетом
целевого назначения, установленных обременений. Разрешенное
использование земельного участка определяется на основе
зонирования земель, градостроительной и землеустроительной
документации.
Разрешенное использование земельных участков, находящихся в
государственной собственности области, определяется при их
формировании специально уполномоченным органом.
2. Юридические лица и граждане, являющиеся правообладателями
земельных участков, обращаются с аргументированным ходатайством об
изменении разрешенного использования земельного участка в
специально уполномоченный орган, который в месячный срок
рассматривает и дает заявителю письменный ответ о возможности или
невозможности изменения разрешенного использования земельного
участка, в случае необходимости запрашивает у заявителя материалы
предварительного согласования изменения разрешенного использования
земельного участка с заинтересованными органами.
Специально уполномоченный орган рассматривает материалы
предварительного согласования, представленные заявителем, и
принимает решение по их утверждению и проведению проектно-
изыскательских работ.
3. При наличии согласований и положительных заключений
специально уполномоченный орган принимает решение об изменении
разрешенного использования земельного участка.
Статья 7. Отнесение земель к категориям, перевод земель,
находящихся в государственной собственности области, из одной
категории в другую
1. Отнесение земель к категориям, перевод земель, находящихся в
государственной собственности области, и земель
сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и
частной собственности, из одной категории в другую осуществляются
губернатором области по ходатайству правообладателя либо при
необходимости изменения их целевого назначения по инициативе
органов государственной власти области в соответствии с
федеральным законодательством.
2. Подготовка проекта постановления губернатора области о
переводе земель из одной категории в другую осуществляется
специально уполномоченным органом.
3. Порядок перевода земель из одной категории в другую
устанавливается федеральным законом.
До принятия федерального закона о порядке осуществления
перевода земель из одной категории в другую перевод земель
осуществляется в порядке, утвержденном губернатором области. В
случае принятия федерального закона правовой акт губернатора
области должен быть приведен в соответствие с федеральным
законодательством.
Статья 8. Резервирование земельных участков, находящихся в
государственной собственности области
1. Земельные участки, находящиеся в государственной
собственности области, могут быть зарезервированы для последующего
их использования для государственных нужд области, в том числе в
целях, отличных от существующего разрешенного использования
земель.
Предложения о резервировании земельных участков, находящихся в
государственной собственности области, вносятся в установленном
порядке губернатору области структурными подразделениями
Администрации области.
2. Резервирование земельных участков, находящихся в
государственной собственности области, осуществляется в порядке,
определенном губернатором области.
Статья 9. Установление частного сервитута на земельных
участках, находящихся в государственной собственности области
1. Для установления частного сервитута на земельных участках,
находящихся в государственной собственности области,
заинтересованные лица обращаются с заявлением об установлении
частного сервитута в специально уполномоченный орган. В заявлении
должно быть указано, для обеспечения каких нужд заявителя
требуется установление частного сервитута и почему они не могут
быть обеспечены без установления частного сервитута.
2. Специально уполномоченный орган в четырнадцатидневный срок
со дня поступления заявления об установлении частного сервитута на
земельных участках, находящихся в государственной собственности
области, принимает решение об установлении частного сервитута либо
об отказе в установлении частного сервитута. В решении об отказе в
установлении частного сервитута должны быть указаны мотивы отказа.
Копия решения с проектом соглашения об установлении частного
сервитута либо решение об отказе в установлении частного сервитута
направляется заявителю в течение семи дней со дня принятия
соответствующего решения.
3. Порядок определения размера и внесения платы за право
ограниченного пользования земельными участками, находящимися в
государственной собственности области, устанавливается
губернатором области.
Глава 2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГРАЖДАНАМ
И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Статья 10. Предоставление и использование земельных участков,
находящихся в государственной собственности области
1. Земельные участки, находящиеся в государственной
собственности области, предоставляются гражданам и юридическим
лицам в соответствии с целевым назначением этих земельных участков
и разрешенным использованием в собственность или в аренду, а также
юридическим лицам - на праве постоянного (бессрочного)
пользования, безвозмездного срочного пользования в случаях,
установленных Земельным кодексом Российской Федерации.
2. Земельные участки, находящиеся в государственной
собственности области и свободные от прав третьих лиц,
предоставляются в собственность или в аренду гражданам и
юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением
следующих случаев:
а) если по истечении месяца с момента опубликования перечня
земельных участков, находящихся в областной государственной
собственности и свободных от прав третьих лиц, в отношении
земельного участка, включенного в данный перечень, поступило
только одно заявление о его предоставлении в аренду, такой
земельный участок предоставляется единственному заявителю без
проведения торгов (конкурсов, аукционов);
б) если земельные участки предоставляются с целью строительства
объектов для государственных нужд области, решение о строительстве
которых принято органами государственной власти области, в том
числе объектов социального, культурно-бытового назначения и
жилищного фонда;
в) если земельные участки предоставляются бесплатно в
собственность в случаях, предусмотренных федеральным и областным
законодательством;
г) в иных случаях, предусмотренных федеральным и областным
законодательством.
3. Земельные участки, находящиеся в государственной
собственности области и свободные от прав третьих лиц, могут
предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование и
безвозмездное срочное пользование (на срок не более чем один год)
юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного
кодекса Российской Федерации, а также религиозным организациям для
строительства зданий, строений, сооружений религиозного и
благотворительного назначения в безвозмездное срочное пользование
на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
4. Использование земель, находящихся в государственной
собственности области, является платным, за исключением случаев,
предусмотренных федеральным и областным законодательством.
Формами платы за использование земельных участков являются
земельный налог, арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и
сроки внесения арендной платы за землю, находящуюся в областной
государственной собственности, устанавливаются положением,
утверждаемым областным Советом народных депутатов по представлению
губернатора области.
Статья 11. Бесплатное предоставление в собственность земельных
участков, находящихся в государственной собственности области,
гражданам и юридическим лицам
1. Земельные участки, находящиеся в государственной
собственности области, могут бесплатно предоставляться в
собственность граждан и юридических лиц в случаях, определенных
федеральным и областным законодательством.
Установление на местности границ предоставляемого земельного
участка и изготовление кадастровой карты (плана) земельного
участка осуществляются за счет заявителя.
2. Для приобретения права собственности на земельные участки,
находящиеся в государственной собственности области и свободные от
прав третьих лиц, граждане после опубликования перечня земельных
участков, находящихся в государственной собственности области и
свободных от прав третьих лиц, обращаются в специально
уполномоченный орган с соответствующим заявлением, к которому
прикладываются документы, подтверждающие право на бесплатное
приобретение в собственность земельных участков.
В заявлении сообщается информация о спрашиваемом земельном
участке, информация обо всех имевшихся и имеющихся у заявителя
земельных участках с указанием прав на них, местоположения,
кадастрового номера. Перечень прикладываемых к заявлению
документов, подтверждающих право на бесплатное приобретение в
собственность земельных участков, устанавливается специально
уполномоченным органом.
На основании заявлений специально уполномоченный орган
принимает решение о возможности бесплатного предоставления в
собственность находящихся в государственной собственности области
земельных участков гражданам либо об отказе в предоставлении в
двухнедельный срок со дня подачи заинтересованным лицом заявления.
Предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на
бесплатное предоставление в собственность земельных участков,
осуществляется в порядке очередности поступления заявлений, за
исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
3. Для приобретения права собственности на земельные участки,
находящиеся в государственной собственности области и несвободные
от прав третьих лиц, граждане и юридические лица, имеющие в
соответствии с федеральным законодательством право на бесплатное
приобретение прав собственности на эти земельные участки,
обращаются с соответствующим заявлением в специально
уполномоченный орган.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
а) кадастровая карта (план) земельного участка (при наличии);
б) копия документа, удостоверяющего личность (для физических
лиц);
в) нотариально заверенная копия учредительного документа (для
юридических лиц - свидетельство о государственной регистрации,
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; для
индивидуальных предпринимателей - свидетельство о государственной
регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,
свидетельство о постановке на учет налогоплательщика);
г) правоудостоверяющие или правоустанавливающие документы на
земельный участок;
д) иные документы, подтверждающие право на бесплатное
приобретение в собственность земельных участков.
Перечень иных документов, подтверждающих право на бесплатное
приобретение в собственность земельных участков, устанавливается
специально уполномоченным органом.
4. Отказ в бесплатном предоставлении в собственность граждан и
юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной
собственности области, допускается в случаях:
а) изъятия земельных участков из оборота;
б) установленного федеральным законом запрета на приватизацию
земельных участков;
в) резервирования земельных участков для государственных или
муниципальных нужд;
г) если гражданин и юридическое лицо не имеет или уже
использовал свое право (установленное федеральным и областным
законодательством) на бесплатное приобретение в собственность
земельных участков, находящихся в государственной собственности
области;
д) если испрашиваемый в соответствии с п. 2 настоящей статьи
земельный участок уже предоставлен другому лицу в соответствии с
нормами настоящего Закона.
Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в
государственной собственности области, гражданам и юридическим
лицам для строительства
1. Земельные участки, находящиеся в государственной
собственности области и сформированные в установленном порядке,
предоставляются гражданам и юридическим лицам для строительства:
а) без предварительного согласования мест размещения объектов -
на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствий со статьей 38
Земельного кодекса Российской Федерации на праве собственности,
аренды;
б) с предварительным согласованием мест размещения объектов на
праве аренды, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного
кодекса Российской Федерации, - в постоянное (бессрочное)
пользование, религиозным организациям для строительства зданий,
строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения
- в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих
зданий, строений, сооружений.
2. Для приобретения прав на земельные участки граждане и
юридические лица после опубликования перечня земельных участков,
находящихся в государственной собственности области и свободных от
прав третьих лиц, обращаются в специально уполномоченный орган с
соответствующим заявлением. В заявлении сообщается информация о
спрашиваемом земельном участке.
Специально уполномоченный орган после опубликования перечня
земельных участков, находящихся в государственной собственности
области и свободных от прав третьих лиц, рассматривает заявления и
принимает одно из следующих решений:
а) о предоставлении земельного участка гражданину или
юридическому лицу без проведения торгов в случаях, установленных
п. 2 ст. 10 настоящего Закона;
б) о проведении торгов (конкурсов, аукционов);
в) о мотивированном отказе в предоставлении земельного участка.
3. Заявления о выборе земельных участков и предварительном
согласовании мест размещения объектов на земельных участках,
находящихся в государственной собственности области, подаются
гражданами (лично или через своего представителя), юридическими
лицами, органами государственной власти и органами местного
самоуправления в специально уполномоченный орган.
В заявлениях о выборе земельных участков и предварительном
согласовании мест размещения объектов на земельных участках,
находящихся в государственной собственности области, должны быть
указаны назначение объектов, предполагаемые места их размещения,
обоснование примерных размеров земельных участков, испрашиваемое
право на земельные участки. К заявлениям могут прилагаться технико-
экономические обоснования проектов строительства или расчеты.
Специально уполномоченный орган рассматривает заявления о
выборе земельных участков и предварительном согласовании мест
размещения объектов на земельных участках, находящихся в
государственной собственности области, и в течение семи дней со
дня их поступления принимает решение о приеме либо об отказе в
приеме заявления.
4. Специально уполномоченный орган в течение пяти дней с
момента принятия решения по приему заявления о выборе земельных
участков и предварительном согласовании мест размещения объектов
на земельных участках, находящихся в государственной собственности
области, обращается в органы местного самоуправления муниципальных
образований, на территории которых расположены эти земельные
участки, за актами об их выборе.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного
участка на основе документов государственного земельного кадастра
и документов землеустройства с учетом экологических,
градостроительных и иных условий использования соответствующей
территории и недр в ее границах посредством определения вариантов
размещения объекта и проведения в случаях, предусмотренных
федеральным законодательством, процедур согласования с
соответствующими государственными органами, органами местного
самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора
земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются
утвержденные органом местного самоуправления проекты границ
каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами
их выбора.
После поступления актов выбора земельных участков специально
уполномоченный орган в четырнадцатидневный срок принимает решение
о предварительном согласовании мест размещения объектов на
земельных участках, находящихся в государственной собственности
области, утверждающее акт выбора земельного участка в соответствии
с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в
размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта
является основанием последующего принятия решения о предоставлении
земельного участка для строительства и действует в течение трех
лет.
Статья 13. Предоставление гражданам и юридическим лицам
находящихся в государственной собственности области земельных
участков, на которых расположены здания, строения и сооружения
1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности,
безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном
управлении здания, строения или сооружения, расположенные на
земельных участках, находящихся в государственной собственности
области, приобретают права на эти земельные участки в соответствии
с Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.
2. Для приобретения прав на земельные участки граждане и
юридические лица обращаются в специально уполномоченный орган с
соответствующим заявлением.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
а) кадастровая карта (план) земельного участка (при наличии);
б) копия документа, удостоверяющего личность (для физических
лиц);
в) нотариально заверенная копия учредительного документа (для
юридических лиц - свидетельство о государственной регистрации,
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; для
индивидуальных предпринимателей - свидетельство о государственной
регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,
свидетельство о постановке на учет налогоплательщика);
г) документы, подтверждающие размер площади здания, строения и
сооружения и государственную регистрацию прав на них (либо на
помещения в них), а в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, - иные документы, подтверждающие
возникновение прав на эти объекты недвижимого имущества;
д) иные документы, требование о предоставлении которых может
быть установлено федеральным законодательством.
3. Специально уполномоченный орган в установленный федеральным
законодательством срок:
а) принимает решение о предоставлении земельного участка в
собственность бесплатно или за плату, в постоянное (бессрочное)
пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду, а также об
установлении частного сервитута;
б) подготавливает проекты договора аренды или купли-продажи
земельного участка, соглашения об установлении частного сервитута
(если иное не предусмотрено гражданским и земельным
законодательством) и направляет их заявителю с предложением о
заключении;
в) согласовывает лицу, владеющему и пользующемуся земельным
участком по договору аренды, передачу арендованного земельного
участка в субаренду в пределах срока договора аренды земельного
участка.
4. Отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических
лиц земельных участков, находящихся в государственной
собственности области, допускается в случаях:
а) изъятия земельных участков из оборота;
б) установленного федеральным законом запрета на приватизацию
земельных участков;
в) резервирования земельных участков для государственных или
муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и
юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и
находящихся в государственной и муниципальной собственности, если
федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность
граждан и юридических лиц.
Статья 14. Предоставление гражданам и юридическим лицам
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения,
находящихся в государственной собственности области, для
сельскохозяйственного производства
1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в государственной собственности области,
предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность,
аренду на торгах (конкурсах, аукционах), если иное не
предусмотрено федеральным и областным законодательством.
2. Специально уполномоченный орган с момента начала
приватизации земель сельскохозяйственного назначения в
соответствии с перечнем земельных участков, находящихся в
государственной собственности области и свободных от прав третьих
лиц, организует и проводит торги (конкурсы, аукционы) по продаже в
собственность граждан и юридических лиц земельных участков из
земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в
государственной собственности области.
При подаче заявки для участия в торгах о предоставлении
земельного участка в собственность граждане сообщают об имеющихся
в их собственности, собственности близких родственников,
юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие
родственники имеют право распоряжаться более чем 50 процентами
общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли),
составляющие уставные капиталы данных юридических лиц, земельных
участках сельскохозяйственного назначения с указанием
местоположения, площади и кадастровых номеров.
В случае, если на участие в торгах (конкурсах, аукционах) для
приобретения в собственность земельного участка из земель
сельскохозяйственного назначения подана только одна заявка (за
исключением, случаев, если она подана гражданином для создания и
осуществления деятельности фермерского хозяйства), специально
уполномоченный орган принимает решение о признании торгов
несостоявшимися и сообщает о повторном проведении торгов либо о
предоставлении земельного участка в аренду по правилам,
установленным п. 3 настоящей статьи.
В случае, если подана только одна заявка на предоставление
земельного участка для создания и осуществления деятельности
фермерского хозяйства, торги признаются несостоявшимися, а
земельный участок по решению специально уполномоченного органа
может быть предоставлен в собственность единственному участнику по
начальной цене земельного участка.
3. Граждане и юридические лица, заинтересованные в
предоставлении им в аренду земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения, включенных в перечень земельных
участков, находящихся в государственной собственности области и
свободных от прав третьих лиц, обращаются в специально
уполномоченный орган с соответствующим заявлением и указанием
площади, местоположения и цели использования земельного участка.
Специально уполномоченный орган по мере поступления заявок на
предоставление в аренду земельных участков организует проведение
торгов или в случаях, установленных подпунктами "а", "б", "г" п. 2
ст. 10 настоящего Закона, предоставляет земельные участки без
проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В случае, если торги признаются несостоявшимися, в связи с тем
что в них участвовало менее двух участников, земельный участок
предоставляется в аренду единственному участнику без повторного
проведения торгов.
4. Земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в государственной собственности области,
предоставляются гражданам в собственность или аренду для создания
фермерского хозяйства и осуществления деятельности в порядке,
предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве",
настоящим Законом.
5. Арендатор земельного участка из земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в государственной собственности области,
имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду
только с согласия специально уполномоченного органа.
Статья 15. Предоставление гражданам и юридическим лицам
земельных участков, находящихся в государственной собственности
области, для целей, не связанных со строительством
1. Граждане и юридические лица, заинтересованные в
предоставлении земельных участков, находящихся в государственной
собственности области и включенных в перечень земельных участков,
находящихся в государственной собственности области и свободных от
прав третьих лиц, для целей, не связанных со строительством,
обращаются с соответствующим заявлением в специально
уполномоченный орган. В заявлении сообщается информация о
земельном участке, а также об имеющихся у заявителя земельных
участках с указанием прав на них, местоположения, кадастровых
номеров.
2. После опубликования перечня земельных участков, находящихся
в государственной собственности области и свободных от прав
третьих лиц, для целей, не связанных со строительством, специально
уполномоченный орган по мере поступления заявок на предоставление
земельных участков:
а) организует и осуществляет проведение торгов (конкурсов,
аукционов);
б) в случаях, установленных подпунктами "а", "в", "г" п. 2 ст.
10 настоящего Закона, принимает решение о предоставлении
земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
в) принимает решение о мотивированном отказе в предоставлении
земельного участка.
3. Юридические лица, имеющие право в соответствии с п. 1 статьи
20 Земельного кодекса Российской Федерации на получение земельных
участков, находящихся в государственной собственности области и
свободных от прав третьих лиц, в постоянное (бессрочное)
пользование, безвозмездное срочное пользование (на срок не более
чем один год), обращаются с заявлением о приобретении таких прав в
специально уполномоченный орган. В заявлении, указываются цель
использования земельного участка, его предполагаемые размеры и
местоположение.
Специально уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня
поступления заявления принимает решение о предоставлении
земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование или в
безвозмездное срочное пользование либо об отказе в предоставлении.
4. В случае, если для представления земельного участка
необходимо его формирование в установленном порядке, специально
уполномоченный орган обращается в орган местного самоуправления
для изготовления проекта границ земельного участка и его
утверждения.
Решение о предоставлении земельного участка принимается в
двухнедельный срок с момента представления специально
уполномоченному органу утвержденного проекта границ.
5. Земельные участки, находящиеся в государственной
собственности области, предоставляются для ведения личного
подсобного хозяйства в порядке, предусмотренном настоящей статьей,
Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве".
Статья 16. Формирование перечней земельных участков,
находящихся в государственной собственности области
1. Специально уполномоченный орган не реже одного раза в год
подготавливает и направляет губернатору области перечень земельных
участков, находящихся в государственной собственности области
(приложение к Реестру государственной собственности области).
В перечне должна содержаться следующая информация о земельных
участках: местоположение, кадастровый номер, площадь, категория
земель, разрешенное использование, ограничения и обременения и
иная информация, содержащая данные о его характеристиках и об
использовании земельного участка.
2. Специально уполномоченный орган не реже одного раза в год
подготавливает и направляет губернатору области перечень земельных
участков, находящихся в государственной собственности области и
свободных от прав третьих лиц.
Перечень земельных участков, находящихся в государственной
собственности области и свободных от прав третьих лиц, должен
содержать сведения обо всех земельных участках, свободных от прав
третьих лиц, находящихся в государственной собственности области,
которые предполагается предоставить гражданам и юридическим лицам
в собственность или в аренду.
Порядок определения предполагаемого использования земельных
участков, включаемых в перечень земельных участков, находящихся в
государственной собственности области и свободных от прав третьих
лиц, и срок окончания приема заявлений, порядок формирования и
опубликования этого перечня устанавливаются положением,
утвержденным областным Советом народных депутатов по представлению
губернатора области.
Статья 17. Организация и проведение торгов по продаже земельных
участков или права на заключение договора аренды земельных
участков, находящихся в государственной собственности области
1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной
собственности области, или права на заключение договора аренды
таких земельных участков гражданам и юридическим лицам
осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением
случаев, установленных подпунктами "а", "б", "г" п. 2 ст. 10
настоящего Закона.
На торги (конкурсы, аукционы) выставляются земельные участки,
сформированные в установленном порядке и включенные в перечень
земельных участков, находящихся в государственной собственности
области и свободных от прав третьих лиц.
2. Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по
продаже в собственность земельных участков или права аренды
земельных участков осуществляются специально уполномоченным
органом в соответствии с положением о порядке организации и
проведения торгов по продаже находящихся в государственной
собственности области земельных участков или права на заключение
договоров аренды таких земельных участков, утвержденным областным
Советом народных депутатов по представлению губернатора области, и
с требованиями федерального и областного законодательства.
3. Для выставления земельного участка на торги (конкурсы,
аукционы) специально уполномоченным органом подготавливается
документация, которая включает:
а) решение о проведении торгов;
б) кадастровую карту (план) земельного участка;
в) выкопировку из проектного плана в масштабе 1:25000 -
1:100000 с указанием расположения земельного участка (при
выставлении на торги земельного участка из земель
сельскохозяйственного назначения);
г) сведения о разрешенном использовании земельного участка;
д) сведения о начальной цене земельного участка или начальном
размере арендной платы;
ж) отчет независимого оценщика, составленный в соответствии с
федеральным законодательством;
з) проект договора аренды или купли-продажи земельного участка;
и) иные документы в соответствии с федеральным и областным
законодательством.
4. Извещение о проведении торгов (конкурсов, аукционов),
информация о результатах торгов подлежат опубликованию в
источниках официального опубликования нормативных правовых актов
области.
5. Для проведения торгов (конкурсов, аукционов) специально
уполномоченным органом может быть заключен договор со
специализированной организацией - государственным учреждением
"Фонд имущества Амурской области", которая наделяется функциями
организатора конкурса.
Глава 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Заключительные положения
1. Губернатору области привести свои нормативные правовые акты
в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня
вступления его в силу.
2. Нормативные правовые акты органов государственной власти
области, изданные до введения в действие настоящего Закона,
применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 19. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после
дня его первого официального опубликования.
Губернатор
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
г. Благовещенск
17 ноября 2004 года
N 369-ОЗ
|