ГУБЕРНАТОР АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2004 г. N 503
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с решением совета по местному самоуправлению при
губернаторе области от 17 августа 2004 года, в целях закрепления
единых направлений политики области в сфере развития местного
самоуправления и механизмов ее реализации постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию развития местного
самоуправления в Амурской области.
2. Рекомендовать органам государственной власти и органам
местного самоуправления области при проведении мероприятий по
реформированию местного самоуправления учитывать основные
направления данной концепции.
3. Пресс-службе аппарата губернатора области (К.Е.Че)
обеспечить освещение концепции в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя губернатора области С.М.Максимова.
Губернатор
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
Приложение
к постановлению
губернатора
Амурской области
от 3 сентября 2004 г. N 503
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
I. ВВЕДЕНИЕ
Органы местного самоуправления составляют одну из основ любого
демократического общества, а право на местное самоуправление
наиболее непосредственно может быть осуществлено именно на местном
уровне.
Наличие обладающих финансовой самостоятельностью и обличенных
реальной ответственностью органов местного самоуправления может
обеспечить эффективное и одновременно приближенное к гражданину
управление. Для этого необходимо, чтобы на местном уровне
существовали уполномоченные для принятия решений органы, созданные
демократическим путем, имеющие широкую автономию в отношении своей
компетенции, порядка и средств ее осуществления и необходимых для
этого ресурсов.
Концепция развития местного самоуправления в Амурской области
(далее - концепция) закрепляет единую систему представлений о
стратегических целях, приоритетных направлениях, задачах и
принципах политики области в сфере развития местного
самоуправления и механизмах ее реализации.
Правовой базой концепции являются Конституция Российской
Федерации, Европейская Хартия местного самоуправления, федеральные
законы и указы Президента Российской Федерации, регулирующие
вопросы осуществления местного самоуправления в Российской
Федерации, Устав (основной Закон) Амурской области, законы
области, регулирующие вопросы осуществления местного
самоуправления в области.
Концепция обеспечивает преемственность в деятельности органов
государственной власти области и органов местного самоуправления,
а также соответствующих должностных лиц при осуществлении
долгосрочной программы реформирования организации местной власти
на принципах самоуправления.
Основные положения концепции находят отражение в системе
законов области, областных целевых программ и других нормативных
правовых актах местного самоуправления.
II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
В области с 1995 года сформирована законодательная основа
осуществления местного самоуправления. Вместе с базовым Законом
Амурской области от 26 октября 1995 г. N 33-ОЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Амурской области" (с
последующими изменениями) она включает 26 законов области,
регулирующих как формы непосредственного участия населения в
осуществлении местного самоуправления путем выборов, референдумов
и иных форм прямого волеизъявления, так и организацию и
деятельность органов местного самоуправления, организацию
бюджетного процесса в муниципальных образованиях, имущественные
отношения, организацию и осуществление муниципальной службы и т.д.
Формирование представительных органов местного самоуправления в
абсолютном большинстве случаев производится населением на основе
прямых выборов. Численность депутатов представительных органов в
настоящее время соответствует положениям статьи 35 Федерального
закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации". Главы
городов и районов (за исключением Тындинского района) также
избираются непосредственно населением. В сельсоветах в зависимости
от положений уставов муниципальных образований выборы глав
осуществляются как непосредственно населением, так и из числа
депутатов представительного органа.
Территориальная организация местного самоуправления в области в
основном соответствует концепции Федерального закона от 6 октября
2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации". С 1996 года существует
двухуровневая система местного самоуправления в муниципальных
районах и входящих в их состав поселениях - городах районного
значения, поселках городского типа, сельсоветах. По состоянию на 1
января 2004 года в области образованы 20 районов, 7 городов
областного значения, 1 ЗАТО, 2 города районного значения, 20
поселков городского типа, 284 сельсовета. Изменения в
административно-территориальном устройстве области происходят в
связи с социально-экономическими предпосылками. С 1995 года
принято 26 законов области о территориальных изменениях в
муниципальных образованиях области. В соответствии с требованиями
Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" установлены границы города Зеи.
Межбюджетные отношения регулируются Законом Амурской области от
9 февраля 1999 г. N 131-ОЗ "Об основах бюджетного процесса и
бюджетных правах местного самоуправления в Амурской области" (с
последующими изменениями) и законами области об областном бюджете
на соответствующие годы.
Сложившаяся система местного самоуправления в области в большей
части удовлетворяет требованиям Федерального закона от 6 октября
2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации". Поэтапная реализация
указанного федерального закона предусмотрена Примерной программой
законотворческой деятельности областного Совета народных
депутатов, утвержденной постановлением областного Совета народных
депутатов от 8 апреля 2004 г. N 36/166, и Программой действий
органов государственной власти и местного самоуправления Амурской
области, утвержденной распоряжением губернатора области от 9
января 2004 г. N 12-р.
III. ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ОБЛАСТНОЙ ПОЛИТИКИ
РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
3.1. Целью областной политики развития местного самоуправления
является совершенствование института местного самоуправления для
обеспечения его эффективной деятельности как необходимого условия
полноценного социально-экономического развития области в целом.
3.2. Для достижения указанной цели деятельность органов
государственной власти и местного самоуправления области должна
быть направлена на:
реализацию конституционных прав граждан на осуществление
местного самоуправления;
формирование условий эффективной реализации конституционных
полномочий органов местного самоуправления;
обеспечение государственных гарантий самостоятельности местного
самоуправления в пределах своих полномочий;
повышение эффективности деятельности органов местного
самоуправления и совершенствование их территориальной основы.
3.3. В рамках каждого из названных направлений государственной
политики в ближайшие годы предстоит решить следующие задачи.
3.3.1. Обеспечение реализации конституционных прав граждан на
осуществление местного самоуправления:
создание условий для реализации конституционных прав граждан:
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления
(выборными должностными лицами местного самоуправления);
осуществлять местное самоуправление через выборные и иные
органы местного самоуправления;
участвовать в решении вопросов местного значения путем прямого
волеизъявления, а также путем организации и деятельности
территориального общественного самоуправления;
правовое определение порядка учета мнения населения при
изменении границ соответствующих муниципальных образований;
создание эффективной системы взаимодействия муниципальной
власти с населением;
вовлечение населения в принятие управленческих и иных решений;
формирование механизмов контроля за эффективностью деятельности
органов местного самоуправления со стороны населения;
формирование механизмов ответственности органов и должностных
лиц местного самоуправления перед населением, включая отзыв
избирателями депутатов и выборных должностных лиц;
организация и развитие взаимовыгодного социального партнерства
с бизнесом и некоммерческим сектором на паритетной основе.
3.3.2. Обеспечение реализации конституционных полномочий
органов местного самоуправления:
создание условий для реализации права органов местного
самоуправления на решение вопросов местного значения, в том числе
на:
владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью, в том числе закрепление права муниципальной
собственности на землю;
установление местных налогов и сборов;
формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов;
осуществление охраны общественного порядка;
жилище;
охрану здоровья и оказание медицинской помощи;
обеспечение общедоступного образования в муниципальных
образовательных учреждениях;
формирование финансово-экономической базы местного
самоуправления, достаточной для решения вопросов местного
значения, совершенствование системы бюджетного регулирования;
разграничение с учетом принципа субсидиарности полномочий и
соответствующих материальных и финансовых ресурсов между:
органами государственной власти и органами местного
самоуправления;
органами местного самоуправления в случае, если в границах
территории муниципального образования имеются другие муниципальные
образования;
создание условий для беспрепятственного взаимодействия
муниципалитетов, в том числе на региональном, федеральном и
международном уровнях;
научно-методическая и организационно-методическая поддержка
деятельности органов местного самоуправления;
создание эффективной областной системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров;
информационная поддержка местного самоуправления;
обеспечение межмуниципального сотрудничества и взаимодействия
органов местного самоуправления.
3.3.3. Обеспечение государственных гарантий самостоятельности
местного самоуправления в пределах своих полномочий:
защита прав местного самоуправления, установленных Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами;
защита муниципальной собственности;
обеспечение административной обособленности органов местного
самоуправления от системы органов власти области;
обеспечение выполнения органами государственной власти,
органами местного самоуправления, отдельными гражданами
законодательства о местном самоуправлении и нормативных актов
органов местного самоуправления;
обеспечение права местного самоуправления на судебную защиту;
обеспечение конституционного права местного самоуправления на
компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате
решений, принятых органами власти области;
обеспечение передачи материальных и финансовых средств,
необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий
области в случае их делегирования в законодательном порядке
органам местного самоуправления;
формирование эффективного механизма контроля со стороны
государственной власти области за законностью деятельности органов
и должностных лиц местного самоуправления.
3.3.4. Повышение эффективности деятельности органов местного
самоуправления и совершенствование их территориальной основы:
установление новых принципов территориальной организации
местного самоуправления, оптимизация структуры местных органов,
исходя из интересов населения, критериев эффективности решения
вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных
полномочий, перспектив развития муниципальных образований;
укрупнение сельских муниципальных образований с целью создания
реальной возможности наиболее полного решения вопросов местного
значения поселений;
оптимизация затрат на содержание органов местного
самоуправления;
вывод на качественно новый уровень муниципальных районов,
которые должны стать связующим звеном между органами
государственной власти и органами местного самоуправления
поселений;
укрепление муниципальных районов путем вхождения в их состав
городов областного подчинения или объединения части районов
области исходя из принципов целесообразности и разумности;
формирование городских округов с учетом территорий, необходимых
для развития инфраструктуры городов и близлежащих сельских
населенных пунктов.
IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Органы государственной власти области располагают рядом
механизмов, позволяющих осуществлять государственную политику
развития местного самоуправления в области. К таким механизмам
относятся:
правовое регулирование, создающее юридические гарантии
организационной, финансовой и хозяйственной самостоятельности
местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
административное обеспечение, выражающееся в наделении
соответствующей компетенцией и обеспечении деятельности системы
государственных органов и учреждений области, занимающихся
вопросами местного самоуправления, в том числе в целях
государственного надзора за законностью деятельности местного
самоуправления и реализацией переданных в законодательном порядке
отдельных государственных полномочий;
бюджетное регулирование, позволяющее обеспечить
сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия
оптимизации налоговой базы муниципальных образований;
передача в муниципальную собственность объектов, находящихся в
государственной собственности, необходимых для осуществления
полномочий местного самоуправления;
научно-методическая поддержка местного самоуправления,
включающая консультирование муниципальных органов, организацию и
проведение конференций, семинаров по актуальным вопросам местного
самоуправления, практическому обмену опытом и др.;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для
органов местного самоуправления, в том числе повышение деловой
квалификации выборных лиц местного самоуправления;
подготовка кандидатов и участников организации избирательного
процесса и других процедур прямого волеизъявления населения;
информационная поддержка местного самоуправления, в том числе
популяризация идей, принципов и задач местного самоуправления
среди населения, информирование о ходе и проблемах реформы, о роли
населения в создании системы общественного контроля за
деятельностью органов местного самоуправления, проведение опросов
и социологических исследований.
Наиболее действенным механизмом реализации политики развития
местного самоуправления в области на долгосрочную перспективу
должны стать программа поддержки развития муниципальных
образований с учетом настоящей концепции и создание условий
реализации конституционных полномочий местного самоуправления, в
которой предполагается комплексное использование названных
механизмов.
V. ПРИНЦИПЫ ОБЛАСТНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Политика развития местного самоуправления в области реализуется
на основе соблюдения следующих принципов:
единство целей, направлений, задач и механизмов реализации
государственной политики и политики области;
комплексный подход при реализации государственной политики;
сотрудничество федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления в процессе реализации
государственной политики;
преемственность государственной политики на разных этапах
реформы местного самоуправления;
системная поддержка местного самоуправления со стороны области;
невмешательство органов государственной власти области в
компетенцию органов местного самоуправления;
контроль за реализацией государственными органами и
должностными лицами области политики развития местного
самоуправления;
внедрение и применение современных управленческих технологий;
учет мнения населения при решении вопросов, непосредственно
затрагивающих интересы населения соответствующих территорий.
Процесс реализации политики развития местного самоуправления в
области характеризуется как комплексностью, так и определенной
этапностью решения поставленных задач, необходимостью определения
приоритетных направлений политики области на соответствующем этапе
реализации.
Успешная реализация политики развития местного самоуправления в
области должна привести к созданию системы взаимодействия
населения, местного самоуправления и государственной власти
области, эффективное функционирование которой позволит обеспечить:
улучшение условий жизнедеятельности населения в каждом
муниципальном образовании;
повышение политической стабильности в области и государстве в
целом;
обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с
формируемыми ими властными органами и общественного контроля за
эффективностью их деятельности.
|