7 июля 2004 года 343-ОЗ
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ
И ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБЛАСТИ ДЛЯ ГРАЖДАН, ОСОБО НУЖДАЮЩИХСЯ В
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ И ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ
В ПОИСКЕ РАБОТЫ
(в ред. Закона Амурской области
от 17.03.2005 N 458-ОЗ)
Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
24 июня 2004 года
Настоящий закон устанавливает в области правовые, экономические
и организационные основы квотирования рабочих мест для отдельных
категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в области
для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в поиске работы
Правовой основой квотирования рабочих мест в области для
граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в поиске работы, являются Конституция Российской
Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс
Российской Федерации, Федеральный закон "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон "Об
образовании", Закон Российской Федерации "О занятости населения в
Российской Федерации", другие федеральные законы и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, а также настоящий
закон, иные законы и нормативные правовые акты области.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
квота - установленное настоящим Законом минимальное количество
рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от
среднесписочной численности работников предприятий, учреждений и
организаций (далее - предприятие), которых работодатель обязан
трудоустроить на данном предприятии, включая количество рабочих
мест, на которых уже работают граждане указанной категории, без
учета лиц, работающих по совместительству);
квотирование рабочих мест - резервирование, создание
дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) на
предприятиях всех форм собственности для приема на работу лиц,
особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в
поиске работы;
специальные рабочие места - рабочие места, требующие
дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию
основного и вспомогательного оборудования, технического и
организационного оснащения, дополнительного оснащения и
обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных
возможностей инвалидов.
Статья 3. Группы населения, для которых осуществляется
квотирование рабочих мест
К группам населения, для которых осуществляется квотирование
рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации, постоянно
проживающие в Амурской области, а именно:
инвалиды;
граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению
уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь
или надзор;
несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (до
наступления 23 лет);
дети из семей, в которых оба родителя являются инвалидами или
признаны в установленном порядке безработными (до наступления 23
лет);
дети с отклонениями в развитии и поведении (до наступления 23
лет);
впервые ищущие работу выпускники общеобразовательных
учреждений, учреждений начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального образования;
одинокие и многодетные родители, воспитывающие
несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
лица предпенсионного возраста (за два года до наступления
возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в
том числе на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);
граждане, уволенные с военной службы, и нетрудоспособные члены
их семей;
беженцы и вынужденные переселенцы;
лица из числа коренных малочисленных народов Севера (на
предприятиях и в организациях, ведущих свою деятельность в местах
традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов Севера);
лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание;
граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие
чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
Глава II. ПОРЯДОК КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
Статья 4. Размеры квоты рабочих мест
1. Квота рабочих мест для приема на работу инвалидов
устанавливается в зависимости от среднесписочной численности
работников, с учетом ранее принятых на работу, и составляет для
организаций численностью свыше 100 человек 2 процента от
среднесписочной численности работающих на предприятии.
(в ред. Закона Амурской области от 17.03.2005 N 458-ОЗ)
2. Квота рабочих мест для приема на работу граждан, указанных в
статье 3 настоящего закона (кроме инвалидов), устанавливается в
зависимости от среднесписочной численности работников, с учетом
ранее принятых на работу, и составляет для организаций
численностью свыше 10 человек 7 процентов от среднесписочной
численности работающих на предприятии.
3. При определении количества рабочих мест в процентном
отношении десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону
увеличения до целого значения.
Статья 5. Порядок квотирования рабочих мест
1. Работодатели, у которых среднесписочная численность
работников свыше 10 человек, обязаны не позднее 30 дней с момента
вступления в силу настоящего закона либо с момента изменения
численности работников предприятия, влекущего изменение квоты,
пройти регистрацию (перерегистрацию) по месту нахождения в органах
службы занятости населения городов и районов области.
2. Для регистрации (перерегистрации) представляются следующие
сведения:
1) о среднесписочной численности работников;
2) о численности работающих инвалидов;
3) о численности работающих из числа граждан, перечисленных в
статье 3 настоящего закона (кроме инвалидов);
4) о субвенциях, получаемых работодателем, выделяющим и
создающим рабочие места в счет квоты (при перерегистрации).
Органы службы занятости населения на основе информации,
поступающей от работодателей, формируют банк данных о
предприятиях, которым устанавливается квота.
3. Работодатель в месячный срок с момента вступления настоящего
Закона в силу либо с момента утверждения численности работников
более 10 (либо более 30) человек в соответствии с установленной
квотой выделяет (резервирует) или создает необходимое количество
рабочих мест (в том числе специальных) и сообщает об этом в орган
службы занятости населения по месту нахождения предприятия.
Органы службы занятости населения на основе информации,
поступающей от работодателей, формируют банк вакансий для
трудоустройства в счет установленной квоты граждан, указанных в
статье 3 настоящего закона.
4. Работодатель обязан ежемесячно до 10-го числа представлять в
органы службы занятости населения сведения о наличии вакансий
рабочих мест.
5. Порядок осуществления контроля и орган исполнительной власти
области, контролирующий выполнение квоты, утверждаются
постановлением губернатора области.
Статья 6. Предприятия, учреждения и организации, освобождаемые
от обязательного квотирования рабочих мест
1. От обязательного квотирования рабочих мест освобождаются:
1) общественные объединения инвалидов и образованные ими
организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества,
уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вклада
общественного объединения инвалидов;
2) предприятия, признанные в установленном законом порядке
несостоятельными (банкротами).
2. На предприятиях, где отношения между работником и
работодателем помимо Трудового кодекса Российской Федерации
регулируются законодательством о государственной (муниципальной)
службе, квотирование рабочих мест осуществляется с учетом
особенностей регулирования трудовых отношений государственных
(муниципальных) служащих.
Статья 7. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты
1. Трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске работы, в счет
установленной квоты производится по направлениям органов службы
занятости населения либо работодателями самостоятельно с
обязательным уведомлением органов службы занятости населения.
2. Прием граждан на квотируемые рабочие места, а также
увольнение осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации и иными законами и нормативными правовыми
актами, содержащими нормы трудового права.
Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Статья 8. Права работодателей
Работодатели имеют право:
1) на получение информации, необходимой при резервировании и
создании квотируемых рабочих мест для трудоустройства граждан,
перечисленных в статье 3 настоящего закона;
2) на аренду в организациях, использующих труд инвалидов,
рабочих мест для выполнения квоты;
3) на компенсации, установленные настоящим законом;
4) на квотирование дополнительных рабочих мест, в том числе и
специальных, с последующим трудоустройством на эти рабочие места
граждан, перечисленных в статье 3 настоящего закона, сверх
установленных квот.
Статья 9. Обязанности работодателя
1. Работодатели в соответствии с установленной квотой для
приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы, обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства
граждан, перечисленных в статье 3 настоящего закона;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) представлять в установленном порядке в органы
государственной власти области и местного самоуправления, в органы
государственной службы занятости населения необходимую информацию
для организации занятости инвалидов и иных категорий граждан,
перечисленных в статье 3 настоящего закона, а также сведения:
о квотировании рабочих мест (в том числе специальных);
о наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных в
счет выполнения установленной квоты;
о выполнении установленной квоты.
2. Квота считается невыполненной при отказе работодателя в
приеме на работу граждан, перечисленных в статье 3 настоящего
закона, направляемых органами службы занятости для трудоустройства
на квотируемые рабочие места, а равно при непредставлении
работодателем информации о среднесписочной численности работников
и о выполнении квоты для приема на работу граждан, перечисленных в
статье 3 настоящего закона.
3. Невозможность выполнения квоты для приема на работу граждан,
перечисленных в статье 3 настоящего закона, означает отсутствие
необходимого числа таких граждан среди ищущих работу, состоящих на
учете в органах службы занятости по месту нахождения работодателя.
4. В случае невыполнения или невозможности выполнения
установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели
ежемесячно, но не позднее 5 банковских дней, следующих за отчетным
периодом, вносят на единый бюджетный счет Амурской области
обязательную плату в размере прожиточного минимума для
трудоспособного населения Амурской области за каждого
нетрудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида.
5. Порядок внесения обязательной платы в случае невыполнения
или невозможности выполнения установленной квоты для приема на
работу инвалидов, а также порядок расходования этих средств
устанавливаются постановлением губернатора области.
Глава IV. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Статья 10. Административная ответственность работодателей за
отказ в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты
За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной
квоты работодатель несет ответственность в соответствии с Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 11. Административная ответственность работодателей за
невнесение или неполное внесение обязательной платы за каждого
нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты
1. Работодатели несут административную ответственность за
невнесение или неполное внесение обязательной платы за каждого
нетрудоустроенного инвалида в пределах квоты в виде
административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, в
размере невнесенной или не полностью внесенной суммы.
2. Уплата штрафа работодателем не освобождает организацию от
внесения задолженности по обязательной плате за каждого
нетрудоустроенного в пределах квоты инвалида.
Статья 12. Административная ответственность работодателей за
необоснованный отказ в приеме на работу граждан, перечисленных в
статье 3 настоящего закона (кроме инвалидов)
Необоснованный отказ в приеме на работу граждан, перечисленных
в статье 3 настоящего закона (кроме инвалидов), в пределах
установленной квоты -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в
размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 13. Ответственность работодателей и иных должностных лиц
за неисполнение требований настоящего закона
Непредставление работодателем, иным должностным лицом в
установленные сроки сведений, предусмотренных настоящим законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в
размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 14. Должностные лица, уполномоченные составлять протокол
об административном правонарушении
Протокол об административных правонарушениях, предусмотренных
пунктом 1 статьи 11, статьями 12, 13 настоящего закона,
составляется должностными лицами органов исполнительной власти
области, осуществляющими контроль за выполнением квоты, в
соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Статья 15. Рассмотрение дел об административных
правонарушениях, предусмотренных настоящим законом
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных
настоящим законом, рассматривают административные комиссии при
органах местного самоуправления. При отсутствии административной
комиссии либо обжаловании решения, принятого административной
комиссией, дела об административных правонарушениях рассматривают
мировые судьи.
Производство по делам об административных правонарушениях,
предусмотренных настоящим законом, осуществляется с соблюдением
требований и порядка, установленных Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях.
2. Постановление по делу об административном правонарушении,
предусмотренном настоящим законом, может быть обжаловано в
порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Статья 16. Зачисление сумм штрафов
Суммы штрафов, взыскиваемых в соответствии с настоящим законом,
подлежат зачислению в соответствующий местный бюджет.
Глава V. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ. КОМПЕНСАЦИИ
Статья 17. Источники финансирования
1. Дополнительные, в том числе и специальные, рабочие места для
инвалидов создаются за счет средств областного бюджета, средств
работодателей, а также благотворительных взносов.
2. Поступающие в бюджет средства, взыскиваемые в соответствии с
настоящим законом, отражаются в соответствующем бюджете отдельной
строкой и в том же размере расходуются на мероприятия по
квотированию рабочих мест.
3. Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами
вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных
заболеваний, создаются за счет средств работодателей -
причинителей вреда.
Статья 18. Компенсации работодателям
1. Работодатели, выделившие (создавшие) дополнительные рабочие
места для инвалидов (в том числе специальные) в счет квоты, имеют
право на частичную компенсацию расходов на создание квотируемых
мест.
2. Компенсация предоставляется за каждое рабочее место для
инвалида в размере 60 минимальных размеров оплаты труда в год в
виде выделения субвенций из областного бюджета.
Работодателям, выделившим (создавшим) дополнительные рабочие
места для инвалидов (в том числе специальные) сверх установленной
квоты, предоставляется из областного бюджета компенсация за каждое
рабочее место для инвалида в размере 100 минимальных размеров
оплаты труда в год.
3. Порядок получения субвенций из областного бюджета
предприятиями за выделение (создание) дополнительных рабочих мест
для инвалидов в счет квоты и сверх квоты устанавливается
постановлением губернатора области.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19. Порядок вступления в силу настоящего закона
Настоящий закон, за исключением положений, для которых
настоящей статьей установлены иные сроки, вступает в силу по
истечении одного месяца после дня его первого официального
опубликования.
Статья 18, за исключением пункта 3, вступает в силу с 1
сентября 2004 года.
Статья 20. Обеспечение реализации положений настоящего закона
В целях реализации положений настоящего закона администрация
области в течение одного месяца со дня вступления в силу
настоящего закона разрабатывает и утверждает:
порядок осуществления контроля за выполнением квоты, закрепив
контрольные функции за соответствующим органом исполнительной
власти области;
порядок внесения обязательной платы в случае невыполнения или
невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу
инвалидов, а также порядок расходования этих средств;
порядок выделения из областного бюджета предприятиям субвенций
за создание дополнительных рабочих мест для инвалидов в счет и
сверх квоты.
Губернатор
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
г. Благовещенск
7 июля 2004 года
N 343-ОЗ
|