АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
(третий созыв)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2004 г. N 39/301
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОСНОВАХ
ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Рассмотрев проект закона Амурской области "Об основах жилищной
политики в Амурской области", внесенный в порядке законодательной
инициативы губернатором области, областной Совет народных
депутатов постановляет:
1. Принять проект закона Амурской области "Об основах жилищной
политики в Амурской области" в первом чтении.
2. Направить указанный законопроект субъектам права
законодательной инициативы для внесения поправок, в прокуратуру
области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по
Амурской области для внесения замечаний и предложений до 30 июля
2004 года.
3. Постоянной комиссии областного Совета народных депутатов по
вопросам экономики, межрегиональных, внешнеэкономических связей и
собственности области доработать с учетом внесенных поправок
указанный законопроект и внести его на рассмотрение областного
Совета народных депутатов.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Амурского
областного Совета
народных депутатов
С.И.ГОРЯНСКИЙ
ПРОЕКТ
Внесен
губернатором
Амурской области
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОСНОВАХ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
___________ 2004 года
Настоящий Закон определяет основные цели, задачи, направления
жилищной политики области, формы реализации права жителей Амурской
области на жилище и обеспечивает защиту прав граждан на жилище.
Статья 1. Основные цели и задачи
1. Основной целью жилищной политики в области является создание
условий для устойчивого и эффективного экономического оборота
жилищного фонда, в рамках которого удовлетворяются жилищные
потребности граждан, поддерживаются и развиваются стандарты
качества строительства и содержания жилья.
2. Задачами жилищной политики на территории области являются:
обеспечение доступности жилья;
развитие различных форм улучшения жилищных условий жителей;
осуществление строительства и реконструкции государственного,
муниципального и частного жилищных фондов;
создание системы поддержки в жилищной сфере, обеспечивающей
реальную возможность приобретения в собственность или получения в
пользование жилых помещений за доступную плату;
обеспечение условий проживания в жилище, отвечающем стандартам
качества.
Статья 2. Основные направления жилищной политики
Основными направлениями жилищной политики являются:
1. Реализация права граждан на жилище с учетом уровня их
дохода, а также специальных обязательств государства в отношении
отдельных категорий граждан осуществляется путем:
содействия развитию рынка жилья и рыночных финансовых
механизмов, формирующих условия доступности приобретения жилья на
рынке, - граждан с достаточным платежеспособным спросом;
социальной защиты и обеспечения жилищных условий в соответствии
с установленными социальными стандартами за счет средств местных
бюджетов - малоимущих граждан;
обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета -
граждан, имеющих право на жилье в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
2. Поддержка жителей области в создании жилищно-строительных
кооперативов. Предоставление субсидий на строительство или
приобретение жилья в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и области.
3. Содействие деятельности специализированных организаций
ипотечного кредитования.
4. Предоставление кредитным организациям гарантий области,
обеспечивающих возвратность ипотечных кредитов, по отдельным
категориям заемщиков - граждан, признанных нуждающимися в
содействии области по улучшению жилищных условий.
5. Управление жилищным фондом, развитие и содержание
коммунальной инфраструктуры жилищного фонда.
6. Обеспечение граждан необходимым комплексом жилищно-
коммунальных услуг при условии их своевременной оплаты.
7. Обеспечение равных конкурентных условий для всех субъектов
хозяйствования в предоставлении жилищных услуг и жилищном
строительстве.
8. Осуществление бюджетной поддержки жителей области -
потребителей жилищно-коммунальных услуг.
9. Обеспечение равных условий для развития первичного и
вторичного рынков жилья, поддержание состояния существующего
жилищного фонда и создание нового.
Статья 3. Полномочия администрации области
Администрация области:
1. Заключает договоры долевого участия с застройщиками жилья и
финансирует свое участие в строительстве на договорной основе с
учетом средств, выделенных из областного бюджета; осуществляет
прием сданного в эксплуатацию жилья, оформляет необходимую
документацию на данное жилье.
2. Принимает решения об изменении функционального назначения,
переводе жилых домов и жилых помещений в нежилые, а также нежилых
помещений в жилые, находящихся в областной собственности в
соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
3. Предоставляет данные для государственного
инвентаризационного учета объектов недвижимости государственного
жилищного фонда области.
4. Предоставляет жилые помещения государственного жилого фонда
гражданам по договорам социального и коммерческого найма,
безвозмездного пользования. Решает вопросы предоставления субсидий
на строительство и приобретение жилья в соответствии с порядком,
разрабатываемым и утверждаемым губернатором области.
5. Координирует деятельность организаций, действующих в
жилищной отрасли области.
6. Представляет гарантии области кредитным организациям,
участвующим в долгосрочном жилищном кредитовании жителей области.
7. Осуществляет контроль за обеспечением прав и законных
интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных
услуг, за использованием и сохранностью жилищного фонда области.
8. Разрабатывает положения, предусмотренные настоящим Законом.
9. Осуществляет иные обязанности в жилищной сфере в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления:
1. Осуществляют содержание и использование муниципального
жилищного фонда и нежилых помещений, находящихся на территории
органов местного самоуправления.
2. Осуществляют учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в
Амурской области, ведут учет по категориям граждан,
обеспечивающихся жильем за счет средств федерального бюджета
(военнослужащие, уволенные в запас или отставку, граждане,
выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей, молодые семьи, участники ликвидации последствий
радиационных аварий и катастроф, реабилитированные граждане и
т.д.).
3. Разрабатывают муниципальные программы, направленные на
развитие территориального жилищного строительства и обеспечение
жильем малообеспеченных и проживающих в аварийном и ветхом жилье
граждан.
4. Представляют земельные участки для массовой жилищной
застройки.
5. Осуществляют иные обязанности в жилищной сфере области в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Правовой режим жилого помещения (жилого дома) и
порядок его установления на территории области
1. Правовой режим жилого помещения (жилого дома), находящегося
на территории области, в целях настоящего Закона определяется в
соответствии с:
видом жилищного фонда - характеристика права собственности на
жилое помещение (жилой дом), включая особенности владения и
распоряжения им (аренда, хозяйственное ведение, оперативное
управление, доверительное управление);
типом жилищного фонда, под которым в настоящем Законе
понимается характеристика использования жилого помещения (жилого
дома), правовые основания заселения жилых помещений и проживания в
них граждан;
ограничениями по использованию жилых помещений (жилого дома).
2. Правовой режим жилого помещения, жилого дома устанавливается
при государственном инвентаризационном учете на основании
имеющихся правоустанавливающих документов.
Статья 6. Виды жилищного фонда
Жилищный фонд области - совокупность жилых домов, а также жилых
помещений в других строениях независимо от форм собственности,
находящихся на территории области. В указанный жилищный фонд не
входят находящиеся в жилых домах нежилые помещения,
предназначенные для торговли, бытовых и иных нужд непромышленного
характера.
Жилищный фонд области подразделяется на виды:
государственный жилищный фонд области - совокупность жилых
помещений, находящихся в собственности области, включая жилые
помещения, находящиеся в хозяйственном ведении государственных
унитарных предприятий, оперативном управлении государственных
учреждений;
муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений,
находящихся в собственности муниципальных образований,
расположенных на территории области;
частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений,
находящихся в собственности физических или юридических лиц.
Статья 7. Типы жилищного фонда области
В зависимости от использования жилого помещения, правовых
оснований заселения жилых помещений и проживания в них граждан
жилищный фонд области подразделяется на типы:
жилищный фонд социального использования - жилые помещения,
заселяемые по договорам социального найма;
специализированный социальный жилищный фонд области - жилые
помещения, заселяемые по основаниям, специально установленным
законодательством области, и используемые в целях социальной
защиты отдельных установленных действующим законодательством
категорий граждан:
1) общежития;
2) квартиры социального назначения;
3) специализированные дома для одиноких граждан пожилого
возраста и инвалидов;
4) дома-интернаты для инвалидов и ветеранов;
5) жилые помещения временного проживания;
6) гостиницы-приюты;
специализированный жилищный фонд - служебное жилье;
жилищный фонд коммерческого использования - жилые помещения,
заселяемые по договорам коммерческого найма и аренды.
Статья 8. Квартиры социального назначения
Квартиры социального назначения - специализированные квартиры,
находящиеся в собственности области, предназначенные для
постоянного проживания граждан по социальным и медицинским
показаниям:
больных открытой формой туберкулеза;
больных психическими заболеваниями;
признанных в установленном порядке нуждающимися в адресной
социальной поддержке путем предоставления квартиры социального
назначения.
Порядок отнесения жилых помещений к категории квартир
социального назначения, предоставления и использования
устанавливается постановлением губернатора области.
Статья 9. Предоставление жилых помещений
1. Жилые помещения государственного жилищного фонда
предоставляются гражданам по договорам найма с установленным по
договору сроком.
2. Жилые помещения независимо от вида собственности,
предоставляемые по договорам найма, должны отвечать санитарным и
техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям,
предназначенным для постоянного проживания.
3. Предоставление администрацией области жилых помещений по
договорам найма осуществляется в порядке содействия улучшению
жилищных условий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в
содействии области в улучшении жилищных условий.
4. В целях сокращения сроков решения жилищной проблемы
администрация области имеет право арендовать жилые помещения у
частных и иных владельцев жилищного фонда для последующего
предоставления их гражданам по договорам субаренды.
5. Предоставление жилых помещений осуществляется по следующим
договорам найма:
а) социального найма в соответствии с нормой предоставления
жилья гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий, с учетом льгот;
б) коммерческого найма с установленным по договору сроком, без
учета нормы предоставления жилья.
6. Предоставление жилья жителям области может осуществляться в
жилых помещениях временного проживания в следующих случаях:
утраты жилья области в результате чрезвычайных ситуаций,
стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц;
выселения по решению судов из жилищного фонда области по
инициативе администрации области и не имеющих иного жилья для
постоянного проживания;
выселения по решению судов из жилья, являющегося предметом
залога по кредитам, в связи с невыполнением ими принятых кредитных
обязательств и не имеющих иного жилья для постоянного проживания;
по иным основаниям, установленным законодательством области.
7. Жилые помещения временного проживания могут использоваться в
качестве общежитий, маневренной (используются при проведении
капитального ремонта, реконструкции здания, а также необходимости
неотложного переселения граждан из аварийных домов, домов,
грозящих обвалом, и иных чрезвычайных обстоятельствах) и служебной
жилой площади с проведением соответствующего переоборудования,
если это необходимо.
8. Порядок предоставления гражданам жилых помещений временного
проживания государственного жилищного фонда и жилых помещений,
специально арендованных для этих целей, устанавливается
губернатором области.
Статья 10. Бюджетное финансирование развития жилищного фонда
области и содержания
1. Бюджетное финансирование развития жилищного фонда области
осуществляется путем выделения бюджетных средств:
на приобретение готовых жилых помещений для включения их в
состав жилищного фонда области;
для прямого финансирования жилищного строительства
(государственный заказ на строительство, реконструкцию и
капитальный ремонт жилья);
для аренды жилых помещений с целью последующего их
предоставления для проживания граждан.
2. Бюджетное финансирование процентной ставки по ипотечному
жилищному кредитованию предоставляется жителям области в
соответствии с законодательством.
3. Поддержка эксплуатации и надлежащего содержания
государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется в
виде бюджетных субсидий (дотаций), устанавливаемых по ежегодным
нормативам, дифференцированным в зависимости от типа и состояния
жилых домов. Перечисление соответствующих бюджетных средств
осуществляется непосредственно организации, управляющей данным
жилым домом, на основе заключенного с ней договора.
Статья 11. Финансовая поддержка жителей области
Финансовая поддержка жителей области осуществляется за счет
средств бюджетов различных уровней в соответствии с
законодательством Российской Федерации, области.
2. Финансовая поддержка жителей области может осуществляться в
виде:
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, размер
предоставляемой жилищной субсидии и порядок ее предоставления
устанавливаются постановлением губернатора области;
жилищных субсидий на строительство и приобретение жилья жителям
области, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
3. Жилищная субсидия предоставляется жителям области
исключительно по месту их постоянного жительства.
Статья 12. Учет и предоставление жилья гражданам, нуждающимся в
улучшении жилищных условий
1. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются
граждане:
обеспеченные общей площадью на одного члена семьи менее
социальной нормы площади;
проживающие в жилом помещении, признанном в установленном
порядке непригодным для проживания;
проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в
составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами
хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними
в одной квартире невозможно (перечень утвержден Правительством
РФ);
проживающие в коммунальных квартирах;
проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных
работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а
также граждан, поселившихся в связи с обучением;
проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более
семьи при отсутствии родственных отношений;
проживающие на условиях поднайма и не имеющие другой жилой
площади.
2. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и распределение жилья осуществляются органами местного
самоуправления.
3. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, приобретения и распределения жилья, построенного за счет
средств областного бюджета, разрабатывается администрацией области
и утверждается областным Советом народных депутатов.
Статья 13. Формы улучшения жилищных условий граждан
1. Улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете
нуждающихся в улучшении жилищных условий и проживающих на
территории области, может быть осуществлено путем:
а) безвозмездного предоставления жилья малоимущим гражданам;
б) предоставления возможности приобретения земельных участков
для жилищного строительства на льготных условиях;
в) предоставления жилых помещений в жилищном фонде области;
г) предоставления субсидий (займов) на строительство или
приобретение жилья;
д) возмещения части процентной ставки из бюджета области по
договорам ипотечного кредитования на строительство или
приобретение жилья;
е) предоставления освободившегося жилого помещения в
коммунальной квартире гражданам, проживающим в этой квартире, либо
продажи данного жилого помещения указанным гражданам;
ж) обмена занимаемого жилого помещения;
з) выделения или предоставления возможности приобретения жилых
помещений за счет жилищных сертификатов по федеральным программам.
2. Граждане, улучшившие жилищные условия по одной из форм,
предусмотренных настоящим Законом, подлежат снятию с учета.
Указанные граждане могут быть вновь приняты на учет на общих
основаниях, но не ранее чем через 10 лет после снятия с учета.
Ограничение по сроку повторной постановки на учет не
применяется в случаях, когда необходимость повторной постановки на
учет возникает вследствие рождения (усыновления) детей.
Статья 14. Получение, приобретение земельных участков для
жилищного строительства
Застройщик (физическое или юридическое лицо) имеет право на
получение или приобретение в установленном порядке земельных
участков для строительства жилья на территориях, определенных
градостроительной документацией. Органы местного самоуправления с
учетом правового зонирования территорий городов и других поселений
области обязаны предоставить в пользование, аренду, собственность
или продать земельные участки для жилищного строительства в срок,
установленный земельным законодательством Российской Федерации и
области.
Земельный участок, отведенный под жилищное строительство,
должен быть использован по назначению в сроки, определенные
органами местного самоуправления. При превышении этих сроков к
застройщику могут быть применены меры административной
ответственности в виде штрафных или иных санкций, предусмотренных
действующим законодательством.
Снос жилых строений на отведенном земельном участке
производится застройщиком в соответствии с положением,
определяющим порядок переселения собственников, нанимателей,
арендаторов и иных лиц из жилых помещений, подлежащих освобождению
в городах и других поселениях области, утвержденным губернатором
области.
Статья 15. Право на осуществление строительства, реконструкции
и капитального ремонта жилых помещений
Право на осуществление жилищного строительства предоставляется
застройщику, которому для этих целей выделен в установленном
порядке земельный участок. Право на осуществление реконструкции
или капитального ремонта жилых помещений предоставляется лицу,
которому это помещение предоставлено на праве собственности или
ином праве.
Строительство, реконструкция и ремонт жилья осуществляются на
основе разрешения, выдаваемого соответствующими органами местного
самоуправления в срок не более одного месяца с момента обращения.
Необоснованный отказ или отсрочка в выдаче разрешения на
строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилья могут быть
обжалованы в судебном порядке.
Статья 16. Финансовое оздоровление жилищно-коммунальной сферы
области
Финансовое оздоровление жилищно-коммунальной сферы
осуществляется путем:
реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий и
доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и
других потребителей до экономически обоснованного уровня;
жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг
населением;
перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и
предоставления категориальных льгот к субсидированию
малообеспеченных семей;
ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;
снижения издержек и повышения качества и доступности жилищно-
коммунальных услуг, формирования инвестиционной привлекательности
жилищно-коммунального комплекса с учетом развития конкуренции в
сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных
процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и
естественных монополистов-предприятий топливно-энергетического
комплекса;
обеспечения государственной поддержки процесса модернизации
жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и
материалов путем предоставления бюджетных средств и
государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.
Статья 17. Ограничения в использовании жилых помещений и
нежилых помещений в жилых домах жилищного фонда области
1. Граждане и юридические лица должны использовать помещения в
жилых домах в соответствии с их назначением, не нарушая прав
других лиц, соблюдая нормы и правила пользования жилыми
помещениями, содержания придомовой территории, устанавливаемые в
соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации,
области.
2. Перечень видов деятельности, не разрешенных в нежилых
помещениях жилых домов, определяется губернатором Амурской
области.
Статья 18. Перевод жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые
жилищного фонда области
1. Перевод жилых помещений жилищного фонда на территории
Амурской области в нежилые допускается в исключительных случаях в
порядке, определяемом губернатором области.
2. Перевод жилых помещений, относящихся к частному жилищному
фонду, в нежилые производится по решению собственника жилого
помещения при условии обеспечения им требований, установленных
губернатором области.
3. Лица, имеющие в собственности нежилые помещения, отвечающие
требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, вправе требовать
переоформления указанных помещений в жилые.
Признание нежилых помещений жилыми производится в порядке,
определяемом губернатором области.
Статья 19. Контроль в жилищной сфере области
Контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и
государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных
услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества,
использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его
принадлежности осуществляется государственной жилищной инспекцией
администрации Амурской области.
Статья 20. Учет объектов недвижимости государственного
жилищного фонда
1. Объекты недвижимости в жилищной сфере, расположенные на
территории области, подлежат обязательному государственному
инвентаризационному учету в специализированных организациях
технической инвентаризации независимо от форм собственности.
Ответственность за полное и достоверное представление данных
для государственного инвентаризационного учета объектов
недвижимости государственного жилищного фонда на территории
области возлагается на его собственника.
Статья 21. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня
его первого официального опубликования.
Статья 22. Приведение нормативных актов области в соответствие
с настоящим Законом
Законы и иные нормативные правовые акты области подлежат
приведению в соответствие с настоящим Законом в течение шести
месяцев со дня вступления его в силу, до приведения их в
соответствие с настоящим Законом применяются в части, ему не
противоречащей.
Губернатор
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
г. Благовещенск
____________ 2004 года
N __________
|