АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
10 марта 2004 года Дело N А04-445/04-1/54
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
(далее - заявитель, ОАО "РЖД") обратилось с заявлением об
оспаривании постановления Главного управления природных ресурсов и
охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской
Федерации по Амурской области (далее - ответчик, ГУПР МПР РФ по
Амурской области) от 24 декабря 2003 г. N 42-Т о привлечении к
административной ответственности за совершение правонарушения,
предусмотренного статьями 8.1, 8.4 КоАП РФ, в виде
административного штрафа в размере 50000 рублей.
Заявление обосновано тем, что дело об административном
правонарушении рассмотрено без извещения о времени и месте его
рассмотрения. Протокол об административном правонарушении не был
представлен для ознакомления законному представителю и не подписан
лицом, привлекаемым к административной ответственности. Дело
рассмотрено без участия представителя юридического лица. В акте
установлен срок для устранения выявленных нарушений, однако
постановление вынесли, не дожидаясь исполнения предписания. Меры
для проведения экспертизы были приняты еще в ноябре 2003 года, но
ГУПР МПР РФ по Амурской области по неизвестной причине экспертизу
не провело.
По мнению заявителя, заключение от 24 сентября 1992 г. N 291
Амуроблкомприроды является надлежащим согласованием проекта
рекультивации земель.
Ответчик с требованиями не согласен. Возражения обосновывает
тем, что событие административного правонарушения, за которое
предусмотрена ответственность статьей 8.4, пункт 1, КоАП РФ, имеет
место. Заявителем выполнены работы по рекультивации
золошлакоотвала без положительного заключения государственной
экологической экспертизы проекта. Эти требования установлены
статьей 37 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" и
статьями 12, 14 Федерального закона РФ "О государственной
экологической экспертизе". Основанием для привлечения к
административной ответственности послужили результаты плановой
проверки. Протокол об административном правонарушении составлен в
присутствии представителя заявителя. О времени и месте
рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель
извещен надлежащим образом, о чем имеется отметка на определении
от 17 декабря 2003 года.
Выслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела,
суд не находит оснований для удовлетворения требований.
Согласно заключению Амуроблкомприроды от 24 сентября 1992 г. N
291 и пояснительной записке к проекту рекультивации земель
полигона золошлакоотвала Тындинской узловой специализированной
дистанции тепловых сетей Тындинского отделения дороги (ныне
обособленное подразделение ОАО "Российские железные дороги") на
161 километре автодороги "Б.Невер - Якутск" отведен земельный
участок под золоотвал площадью 5,5 га со сроком эксплуатации 5
лет. Фактически объект эксплуатировался до окончания отопительного
сезона 2001 - 2002 годов при сохранении годовой мощности, что
привело к отступлению от проектных норм эксплуатации (размещение
большего количества отходов на большей, чем по проекту, площади).
Соответствующие изменения в проект внесены не были. Рекультивация
по окончании эксплуатации не производилась.
В декабре 2002 года в отношении ФГУП "Дальневосточная железная
дорога" (на момент проверки являлось юридическим лицом, в
настоящее время - обособленное подразделение ОАО "Российские
железные дороги") были проведены мероприятия по государственному
контролю соблюдения законодательства по охране природы при
эксплуатации объектов размещения отходов производства. По
результатам проверки составлен акт от 6 декабря 2002 года, в
котором для устранения нарушений было предписано представить
проект рекультивации на экологическую экспертизу в срок до 15
января 2003 года и выполнить работы по рекультивации в срок до 1
ноября 2003 года.
Полигон золошлакоотвала оказывает определенное отрицательное
воздействие на атмосферу и почву.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона РФ от
24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с
изменениями и дополнениями) собственники объектов размещения
отходов, а также лица, во владении или пользовании которых
находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации
данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием на
окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных
земель в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Пунктом 3 статьи 39 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г.
N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что вывод из
эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов
осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны
окружающей среды при наличии утвержденной в установленном порядке
проектной документации.
Согласно статье 12 Федерального закона РФ от 23 ноября 1995 г.
N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" обязательной
государственной экологической экспертизе уровня субъекта
Российской Федерации подлежат проекты рекультивации земель,
нарушенных в результате геолого-разведочных, добычных, взрывных и
иных видов работ.
Таким образом, поскольку заявителем использование золоотвала
осуществлено с отклонением от ранее утвержденного проекта
рекультивации земли, до производства работ по рекультивации
необходимо было представить на экологическую экспертизу
утвержденный в установленном порядке новый проект рекультивации
или внести соответствующие изменения в ранее согласованный при
соблюдении требования о проведении экологической экспертизы в
части внесенных изменений.
Фактически работы по рекультивации золоотвала произведены в
июле - сентябре 2003 года, что подтверждается сметой расходов,
справками о выполненных работах, актами приема-передачи
выполненных работ за указанные месяцы. При этом до проведения
работ проект не был представлен на экологическую экспертизу.
Названные обстоятельства были выявлены в ходе плановой проверки, о
чем составлен акт от 9 декабря 2003 года по факту совершения
административного правонарушения, составлен протокол от 10 декабря
2003 г. N 42-Т в присутствии начальника Тындинского отделения
дороги - обособленного подразделения ОАО "Российские железные
дороги" Г.А. Щербакова, действующего по доверенности ОАО
"Российские железные дороги" от 1 октября 2003 г. N 4. В протоколе
имеется подпись представителя, свидетельствующая о том, что
представителю были разъяснены права и обязанности лица, в
отношении которого составлен протокол, а также о том, что он
ознакомлен с протоколом. Определение от 17 декабря 2003 года о
назначении времени и места рассмотрения дела об административном
правонарушении вручено работнику заявителя в этот же день, о чем
имеется соответствующая отметка на представленном ответчиком
экземпляре определения. Названные обстоятельства опровергают
доводы заявителя о нарушении ответчиком требований статьи 28.2
КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела в назначенное время принято
постановление о привлечении ОАО "Российские железные дороги" к
административной ответственности за совершение правонарушения,
предусмотренного статьями 8.1 и 8.4 КоАП РФ. Мера ответственности
назначена по правилам статьи 4.4 КоАП РФ - в пределах одной
санкции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25.4, статьей 29.7 КоАП РФ
дело об административном правонарушении без участия представителя
лица, в отношении которого ведется дело, может быть рассмотрено в
случае надлежащего извещения его о времени и месте рассмотрения
дела.
Таким образом, не нашли подтверждения материалами дела доводы
заявителя о нарушении ответчиком положений статьи 25.4 и главы 29
КоАП РФ.
Статьями 8.1 и 8.4 КоАП РФ установлена ответственность за
несоблюдение экологических требований при планировании, технико-
экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении,
строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации
предприятий, сооружений или иных объектов, за невыполнение
требований законодательства об обязанности проведения
государственной экологической экспертизы или реализацию проектов,
подлежащих государственной экологической экспертизе и не
получивших положительного заключения.
Действия заявителя, выразившиеся в эксплуатации золошлакоотвала
с отступлением от ранее утвержденного проекта, а также выполнение
работ по рекультивации земель без положительного заключения
государственной экологической экспертизы свидетельствуют о наличии
события административного правонарушения, предусмотренного
статьями 8.1, 8.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167 - 170, 180,
211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию
Арбитражного суда Амурской области в течение десяти дней со дня
его принятия либо в кассационную инстанцию Федерального
арбитражного суда Дальневосточного округа (г. Хабаровск) в течение
двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через
Арбитражный суд Амурской области.
|