АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
9 марта 2004 года Дело N А04-582/04-18/5
(извлечение)
Государственное учреждение "Управление ПФ РФ в г. Благовещенске
Амурской области" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с
заявлением к обществу ОАО "Российские коммунальные системы" (далее
- ОАО "РКС") о взыскании штрафных санкций в сумме 5000 руб. за
нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ.
Ответчик заявленные требования не признал. Ответчик пояснил,
что просрочка регистрации филиала произошла вследствие позднего
получения документов по созданию филиала. Ответчик заявил
ходатайство об уменьшении суммы штрафа.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
ОАО "РКС" зарегистрировано инспекцией МНС РФ по г. Мытищи
Московской области 29 мая 2003 года, государственный
регистрационный номер 1035005515390, место нахождения общества:
Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, ул. им. Карла
Маркса, 4.
Шестого октября 2003 года в ЕГРЮЛ были внесены изменения в
учредительные документы ОАО "РКС" в части создания на территории
Амурской области филиала ОАО "РКС" - "Амурводсервис" по адресу: г.
Благовещенск, ул. им Шевченко, 28.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
регистрация страхователей в территориальных органах страховщика
является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок со
дня их государственной регистрации.
Согласно ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения
российских организаций исполняют обязанности этих организаций по
уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов. Ст. 23
НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны вставать на
учет в налоговых органах.
ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске" 4
декабря 2004 года проведена проверка по вопросу своевременности
постановки на учет в органе ПФР ОАО "РКС", представленного
филиалом "Амурводсервис", в соответствии с п. 1 ст. 11
Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". По
факту проверки составлен акт камеральной проверки N 214 от 4
декабря 2003 года. Проверкой установлено, что ОАО "РКС" документы
для регистрации в ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г.
Благовещенске" представлены 4 декабря 2003 года.
Пунктом 1 ст. 27 ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
определено, что нарушение страхователем установленного статьей 11
названного федерального закона срока регистрации в органе
Пенсионного фонда РФ (срок нарушен более чем на 20 дней) влечет
взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Начальником ГУ "УПФР в г. Благовещенске Амурской области" 8
декабря 2003 года вынесено решение N 179 о привлечении к
ответственности за нарушение срока регистрации в органе
Пенсионного фонда РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Штраф до настоящего времени не уплачен.
Пунктом 11 статьи 84 НК РФ "Порядок постановки на учет,
переучета и снятия с учета. Идентификационный номер
налогоплательщика" установлено, что постановка на учет в органах
государственных внебюджетных фондов производится в порядке,
установленном настоящей статьей.
Приведенная норма Налогового кодекса РФ содержит общее правило
(порядок) постановки на учет.
Постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 11 марта 2001
г. N 33а во исполнение п. 5 ст. 243 НК РФ утвержден Временный
порядок регистрации налогоплательщиков (страхователей),
представляющих в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в
соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования".
Специальный порядок регистрации страхователей в органах
страховщика предусмотрен ст. 11 Федерального закона Российской
Федерации от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 14 указанного закона страхователи обязаны
зарегистрироваться в порядке, установленном статьей 11 настоящего
федерального закона.
Согласно ст. 11 закона регистрация страхователей в
территориальных органах страховщика является обязательной и
осуществляется в тридцатидневный срок (для работодателей-
организаций) со дня государственной регистрации по месту
нахождения.
Нарушение указанного срока регистрации влечет согласно п. 1 ст.
27 Закона взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Состав указанного правонарушения по своей правовой природе
сходен с установленным ст. 116 НК РФ, предусматривающей
ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом
органе.
Статьей 34.1 НК РФ установлено, что в случаях, когда
законодательством о налогах и сборах на органы государственных
внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю,
эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых
органов, предусмотренные настоящим кодексом.
В соответствии с положением п. 2 ст. 82 НК РФ органы
государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции
осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о
налогах и сборах в порядке, предусмотренном главой 14 "Налоговый
контроль".
Поскольку согласно п. 2 ст. 13 закона осуществление регистрации
страхователей входит в компетенцию страховщика, орган Пенсионного
фонда в рамках осуществления налогового контроля вправе привлечь к
ответственности предприятие за несвоевременность регистрации в
качестве страхователя.
Одновременно ст. 34.1, п. 2 ст. 82 НК РФ предусмотрено, что
внебюджетные государственные фонды пользуются правами и несут
обязанности налоговых органов, предусмотренные в том числе главой
14 НК РФ, в состав которой включена и ст. 84 НК РФ "Порядок
постановки на учет, переучета и снятия с учета. Идентификационный
номер налогоплательщика".
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
установлена ответственность за нарушение срока регистрации в виде
штрафа, однако порядок привлечения к административной
ответственности, взыскания штрафа настоящим законом не
предусмотрен.
Общие правила назначения административного наказания
предусматривают назначение наказания с учетом характера
совершенного административного правонарушения, данных о личности
виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих
и отягчающих административную ответственность.
Поскольку общий порядок регистрации страхователей предусмотрен
Налоговым кодексом РФ, налоговым законодательством РФ на органы
государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по
осуществлению налогового контроля в пределах своей компетенции за
соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке,
предусмотренном главой 14 "Налоговый контроль", органы
государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут
обязанности налоговых органов при осуществлении налогового
контроля, суд считает, что и порядок привлечения к ответственности
и взыскания штрафа, предусмотренный НК РФ, должен применяться
органами Пенсионного фонда.
Вместе с тем суд принимает во внимание, что обстоятельства,
смягчающие ответственность ответчика, устанавливаются и
применяются судом при рассмотрении спора.
Учитывая изложенное, суд считает возможным при рассмотрении
требования о взыскании штрафа применить положения гл. 15
Налогового кодекса РФ "Общие положения об ответственности за
совершение налоговых правонарушений", в частности, о порядке
взыскания штрафа при наличии смягчающих ответственность
обстоятельств.
В ходе рассмотрения дела судом установлены обстоятельства,
смягчающие ответственность: состав правонарушения является
формальным, его действие не направлено на причинение ущерба
финансовым интересам государства, небольшой срок просрочки
постановки на учет в органах ПФР.
Указанные обстоятельства суд признает в порядке пп. 3 п. 1 ст.
112 НК РФ смягчающими ответственность ответчика.
Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя
бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа
подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с
размером, установленным соответствующей статьей настоящего
кодекса, суд считает возможным уменьшить сумму штрафа, подлежащую
взысканию с ответчика, до 2500 руб.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине
подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 180 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские
коммунальные системы", зарегистрированного ИМНС РФ по г. Мытищи
Московской области, государственный регистрационный номер
1035005515390, место нахождения общества: Московская область,
Мытищинский район, г. Мытищи, ул. им. Карла Маркса, 4, в пользу
государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда РФ в г.
Благовещенске Амурской области" штраф в размере 2500 рублей и в
доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 250
руб.
В остальной части заявленных требований отказать.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную
силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную
инстанцию Арбитражного суда Амурской области либо после вступления
его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд
Амурской области.
|