АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
9 марта 2004 года Дело N А04-583/04-18/4
(извлечение)
Государственное учреждение "Управление ПФ РФ в г. Благовещенске
Амурской области" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с
заявлением к обществу с ОАО "Российские коммунальные системы"
(далее - ОАО "РКС") о взыскании штрафных санкций в сумме 5000 руб.
за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ.
Ответчик заявленные требования не признал. Ответчик пояснил,
что просрочка регистрации филиала произошла вследствие позднего
получения доверенности от ОАО "РКС". Ответчик заявил ходатайство
об уменьшении суммы штрафа.
В соответствии со статьей 137 АПК РФ суд с согласия сторон
завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание
в первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
ОАО "РКС" зарегистрировано инспекцией МНС РФ по г. Мытищи
Московской области 29 мая 2003 года, государственный
регистрационный номер 1035005515390, место нахождения общества:
Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, ул. им.
К.Маркса, 4.
6 октября 2003 года в ЕГРЮЛ были внесены изменения в
учредительные документы ОАО "РКС" в части создания на территории
Амурской области филиала РКС - "Амуртеплосервис" по адресу: г.
Благовещенск, ул. им. Шевченко, 28.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
регистрация страхователей в территориальных органах страховщика
является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок со
дня их государственной регистрации.
Согласно ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения
российских организаций исполняют обязанности этих организаций по
уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов. Ст. 23
НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны вставать на
учет в налоговых органах.
ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске" 9
декабря 2004 года проведена проверка по вопросу своевременности
постановки на учет в органе ПФР ОАО "РКС", представленное филиалом
"Амуртеплосервис", в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального
закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации". По факту проверки
составлен акт камеральной проверки N 215 от 9 декабря 2003 года.
Проверкой установлено, что ОАО "РКС" документы для регистрации в
ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске"
представлены 9 декабря 2003 года.
Пунктом 1 ст. 27 ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
определено, что нарушение страхователем установленного статьей 11
названного Федерального закона срока регистрации в органе
Пенсионного фонда РФ (более чем на 30 дней) влечет взыскание
штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Начальником ГУ "УПФР в г. Благовещенске Амурской области" 11
декабря 2003 года вынесено решение N 180 о привлечении к
ответственности за нарушение срока регистрации в органе
Пенсионного фонда РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Штраф до настоящего времени не уплачен.
Пунктом 11 статьи 84 НК РФ "Порядок постановки на учет,
переучета и снятия с учета. Идентификационный номер
налогоплательщика" установлено, что постановка на учет в органах
государственных внебюджетных фондах производится в порядке,
установленном настоящей статьей.
Приведенная норма Налогового кодекса РФ содержит общее правило
(порядок) постановки на учет.
Постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 11 марта 2001
г. N 33а во исполнение п. 5 ст. 243 НК РФ утвержден Временный
порядок регистрации налогоплательщиков (страхователей),
представляющих в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в
соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования".
Специальный порядок регистрации страхователей в органах
страховщика предусмотрен ст. 11 Федерального закона Российской
Федерации от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 14 указанного закона страхователи обязаны
зарегистрироваться в порядке, установленном статьей 11 настоящего
Федерального закона.
Согласно ст. 11 закона регистрация страхователей в
территориальных органах страховщика является обязательной и
осуществляется в тридцатидневный срок (для работодателей -
организаций) со дня государственной регистрации по месту
нахождения.
Нарушение указанного срока регистрации более чем на 30 дней
влечет согласно п. 1 ст. 27 закона взыскание штрафа в размере 5000
руб.
Состав указанного правонарушения по своей правовой природе
сходен с установленным ст. 116 НК РФ, предусматривающей
ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом
органе.
Статьей 34.1 НК РФ установлено, что в случаях, когда
законодательством о налогах и сборах на органы государственных
внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю,
эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых
органов, предусмотренные настоящим Кодексом.
В соответствии с положением п. 2 ст. 82 НК РФ органы
государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции
осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о
налогах и сборах в порядке, предусмотренном главой 14 "Налоговый
контроль".
Поскольку согласно п. 2 ст. 13 закона осуществление регистрации
страхователей входит в компетенцию страховщика, орган Пенсионного
фонда в рамках осуществления налогового контроля вправе привлечь к
ответственности предприятие за несвоевременность регистрации в
качестве страхователя.
Одновременно ст. 34.1, п. 2 ст. 82 НК РФ предусмотрено, что
внебюджетные государственные фонды пользуются правами и несут
обязанности налоговых органов, предусмотренные в том числе, главой
14 НК РФ, в состав которой включена и ст. 84 НК РФ "Порядок
постановки на учет, переучета и снятия с учета. Идентификационный
номер налогоплательщика".
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
установлена ответственность за нарушение срока регистрации в виде
штрафа, однако порядок привлечения к административной
ответственности, взыскания штрафа настоящим Законом не
предусмотрен.
Общие правила назначения административного наказания
предусматривают назначение наказания с учетом характера
совершенного административного правонарушения, данных о личности
виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих
и отягчающих административную ответственность.
Поскольку общий порядок регистрации страхователей предусмотрен
Налоговым кодексом РФ, налоговым законодательством РФ на органы
государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по
осуществлению налогового контроля в пределах своей компетенции за
соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке,
предусмотренном главой 14 "Налоговый контроль", органы
государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут
обязанности налоговых органов при осуществлении налогового
контроля, суд считает, что и порядок привлечения к ответственности
и взыскания штрафа, предусмотренный НК РФ, должен применяться
органами Пенсионного фонда.
Вместе с тем суд принимает во внимание, что обстоятельства,
смягчающие ответственность ответчика, устанавливаются и
применяются судом при рассмотрении спора.
Учитывая изложенное, суд считает возможным при рассмотрении
требования о взыскании штрафа применить положения гл. 15
Налогового кодекса РФ "Общие положения об ответственности за
совершение налоговых правонарушений", в частности, о порядке
взыскания штрафа при наличии смягчающих ответственность
обстоятельств.
В ходе рассмотрения дела судом установлены обстоятельства,
смягчающие ответственность: состав правонарушения является
формальным, его действие не направлено на причинение ущерба
финансовым интересам государства, небольшой срок просрочки
постановки на учет в органах ПФР.
Указанные обстоятельства суд признает в порядке п.п. 3 п. 1 ст.
112 НК РФ смягчающими ответственность ответчика.
Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя
бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа
подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с
размером, установленным соответствующей статьей настоящего
Кодекса, суд считает возможным уменьшить сумму штрафа, подлежащую
взысканию с ответчика, до 2500 руб.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине
подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 180 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские
коммунальные системы", зарегистрированного ИМНС РФ по г. Мытищи
Московской области, государственный регистрационный номер
1035005515390, место нахождения общества: Московская область,
Мытищинский район, г. Мытищи, ул. им. К.Маркса, 4, в пользу
государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда РФ в г.
Благовещенске Амурской области" штраф в размере 2500 рублей и в
доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 250
руб.
В остальной части заявленных требований отказать.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную
силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную
инстанцию Арбитражного суда Амурской области либо после вступления
его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд
Амурской области.
|