АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
9 февраля 2004 года Дело N А04-5594/03-19/526
(извлечение)
В Арбитражный суд Амурской области обратилось Амурское
региональное отделение Фонда социального страхования Российской
Федерации с заявлением к индивидуальному предпринимателю Завадич
Светлане Николаевне о взыскании штрафа в сумме 10000 рублей за
нарушение срока регистрации в органе Фонда социального страхования
РФ согласно решению N 24 от 18 сентября 2003 года.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования
в полном объеме, указав, что предприниматель несвоевременно
зарегистрировался в органе ФСС, в связи с чем управляющий ГУ
"Амурское региональное отделение ФСС" вынес решение о привлечении
Завадич С.Н. к ответственности в виде штрафа в размере 10000
рублей. Поскольку штраф до настоящего времени не уплачен,
заявитель просит суд взыскать его в указанной сумме. На заявленный
в судебном заседании 20 января 2004 года довод ответчика о том,
что он ранее был зарегистрирован в органе ФСС, указал, что Завадич
С.Н. зарегистрирована в качестве страхователя только 10 сентября
2003 года, сведения о иной регистрации предпринимателя
отсутствуют.
Предприниматель в судебном заседании 20 января 2004 года
указывал, что ранее был зарегистрирован в качестве страхователя в
органе ФСС, поскольку трудовые договоры с наемными работниками
заключает с 1999 года, соответствующих доказательств не
представил; в настоящем судебном заседании требования не признал,
указав, что не был уведомлен о необходимости регистрации в органе
ФСС, страховые взносы за работников уплачивал своевременно и в
полном объеме, в исследуемый период времени находился на лечении,
осуществлял уход за ребенком.
Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд
установил следующие обстоятельства.
Завадич Светлана Николаевна зарегистрирована постановлением
главы администрации Селемджинского района N 247 от 27 августа 1999
года в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность
без образования юридического лица, что подтверждается
свидетельством N 38.
1 апреля 2003 года предпринимателем заключены трудовые договоры
с работниками.
Заявление о регистрации подано Завадич С.Н. в Амурское
региональное отделение ФСС РФ 9 сентября 2003 года.
10 сентября 2003 года Завадич С.Н. зарегистрирована в Амурском
региональном отделении Фонда социального страхования РФ в качестве
страхователя, регистрационный номер 2800201132.
Решением N 24 от 18 сентября 2003 года предприниматель
привлечен к ответственности за нарушение срока регистрации в фонде
в виде штрафа в размере 10000 руб.
Требованием N 24 от 18 сентября 2003 года ответчику предложено
добровольно уплатить сумму штрафа в срок до 15 ноября 2003 года.
Требование направлено Завадич С.Н. заказным письмом, вручено 29
сентября 2003 года.
На день рассмотрения дела в суде решение не исполнено, штраф не
уплачен.
Анализ доказательств свидетельствует об обоснованности
требований заявителя в связи со следующим.
Пунктом 11 статьи 84 НК РФ установлено, что постановка на учет
в органах государственных внебюджетных фондов производится в
порядке, установленном настоящей статьей.
Приведенная норма Налогового кодекса РФ содержит общее правило
(порядок) постановки на учет.
Статьей 6 ФЗ от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний", п. 1.6 Порядка регистрации
страхователей в исполнительных органах Фонда социального
страхования, утвержденного постановлением Фонда социального
страхования от 4 декабря 2000 г. N 119, предусмотрен специальный
порядок регистрации страхователей в Фонде социального страхования,
согласно которому физическое лицо обязано подать заявление о
регистрации в качестве страхователя в исполнительный орган фонда в
десятидневный срок со дня заключения с первым из нанимаемых
работников трудового договора (контракта) либо соответствующего
гражданско-правового договора, согласно условиям которого
страхователь обязан уплачивать страховые взносы на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
Согласно ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" нарушение установленного статьей 6
настоящего федерального закона срока регистрации в качестве
страхователя у страховщика более чем на 90 дней влечет взыскание
штрафа в размере 10000 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ РФ от 11 февраля 2002 г. N 17-ФЗ
(действие части второй статьи 8 продлено на 2003 год Федеральным
законом от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ) за нарушение страхователями
сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе
фонда исполнительные органы фонда применяют к страхователям
штрафные санкции в размерах, установленных частью первой
Налогового кодекса Российской Федерации за аналогичные налоговые
правонарушения.
Состав указанного правонарушения по своей правовой природе
сходен с установленным ст. 116 НК РФ, предусматривающей
ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом
органе.
Статьей 34.1 НК РФ установлено, что в случаях, когда
законодательством о налогах и сборах на органы государственных
внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю,
эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых
органов, предусмотренные настоящим кодексом. В соответствии с
положением п. 2 ст. 82 НК РФ органы государственных внебюджетных
фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый
контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в
порядке, предусмотренном главой 14 "Налоговый контроль".
Поскольку осуществление регистрации страхователей входит в
компетенцию страховщика, Амурское региональное отделение фонда в
рамках осуществления налогового контроля вправе привлечь к
ответственности предпринимателя за несвоевременность регистрации в
качестве страхователя.
Общие правила назначения административного наказания
предусматривают назначение наказания с учетом характера
совершенного административного правонарушения, данных о личности
виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих
и отягчающих административную ответственность.
Вместе с тем суд принимает во внимание, что обстоятельства,
смягчающие ответственность предпринимателя, устанавливаются и
применяются судом при рассмотрении спора.
Учитывая изложенное, суд считает возможным при рассмотрении
требования о взыскании штрафа применить положения гл. 15
Налогового кодекса РФ "Общие положения об ответственности за
совершение налоговых правонарушений", в частности, о порядке
взыскания штрафа при наличии смягчающих ответственность
обстоятельств.
Судом исследованы представленные ответчиком расчетные ведомости
по средствам ФСС РФ за III квартал 2003 года, за 2003 год, из
которых усматривается, что предпринимателем исчислялись страховые
взносы в пользу 4 работников; квитанции об уплате страховых
взносов в ФСС РФ; справка узловой больницы ст. Февральск о
нахождении Завадич С.Н. на стационарном лечении с 1 августа 2002
года по 12 августа 2002 года, прохождении с 19 августа 2002 года
по 2 августа 2003 года курса реабилитационной терапии; выписка из
истории болезни Завадич С.Н., подтверждающая нахождение на
стационарном лечении в указанный период; свидетельство о рождении
дочери Завадич Владиславы 2 августа 2002 года рождения.
Совершение правонарушения неумышленно, непричинение содеянным
ущерба государству, неблагополучное состояние здоровья в
исследуемый период времени, нахождение на иждивении малолетнего
ребенка, а также уплату ответчиком суммы налогов и страховых
взносов суд признает в порядке п.п. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ
смягчающими ответственность предпринимателя обстоятельствами.
Поэтому в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы
одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа
подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с
размером, установленным соответствующей статьей настоящего
кодекса.
Пунктом 19 постановления ВАС РФ и ВС РФ от 11 июня 1999 года "О
некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой
Налогового кодекса РФ" предусмотрено, что, если при рассмотрении
дела о взыскании санкций за налоговое правонарушение будет
установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность
обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 кодекса, суд при
определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в
соответствии с п. 3 ст. 114 кодекса уменьшить его размер не менее
чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей
нормой главы 16 кодекса.
Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 кодекса установлен лишь
минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам
оценки соответствующих обстоятельств (например, характера
совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность
обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального
положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два
раза.
На основании изложенного суд считает возможным уменьшить сумму
штрафа, подлежащую взысканию с Завадич С.Н., до 1000 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РФ "О государственной
пошлине" с исковых заявлений имущественного характера при цене
иска до 10 тысяч рублей государственная пошлина взимается в
размере 5 процентов от цены иска.
Поскольку требование о взыскании 10000 рублей заявлено
обоснованно, с ответчика подлежит взысканию государственная
пошлина в сумме 500 рублей (10000 х 5%).
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180, 216 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Завадич Светланы Николаевны, зарегистрированной в
качестве индивидуального предпринимателя администрацией
Селемджинского района 27 августа 1999 года, в пользу ГУ "Амурское
региональное отделение ФСС" 1000 рулей штрафа;
в доход федерального бюджета - государственную пошлину 500
рублей.
В части взыскания 9000 рублей штрафа в удовлетворении
требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную
инстанцию Арбитражного суда Амурской области либо после вступления
его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд
Амурской области.
|