АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ И
ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНОГО СУДА, НЕ
ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ
2 февраля 2004 года Дело N А04-3537/03-25/30
(извлечение)
Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования
обратился с заявлением к администрации города Благовещенска о
взыскании 289713981 рубля 56 копеек, составляющих задолженность по
страховым взносам на обязательное медицинское страхование
неработающего населения, в том числе 147568544 рубля - недоимка и
142145437 рублей 56 копеек - пеня.
Решением суда от 4 декабря 2003 года взыскано с администрации
города Благовещенска в пользу Амурского областного фонда
обязательного медицинского страхования 112397406 рублей 77 копеек,
в том числе 88101733 рубля - взносы и 24295673 рубля 77 копеек -
пеня.
В части взыскания 20838452 рублей 90 копеек производство по
делу прекращено.
В части взыскания 156478121 рубля 89 копеек в удовлетворении
требований отказано в связи с применением судом срока исковой
давности по заявлению ответчика.
Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования,
не согласившись с решением, подал апелляционную жалобу, в которой
просит решение суда в части применения к рассматриваемым
отношениям сроков исковой давности и отказа в удовлетворении
требований о взыскании 156478121 рубля 89 копеек отменить и
вынести по делу новое решение.
Указывает, что обязанности администрации г. Благовещенска
(органа местного самоуправления) по уплате страховых взносов на
обязательное медицинское страхование неработающего населения
вытекают из публично-правовых отношений, и к ним распространяемая
на гражданско-правовые отношения исковая давность не применима. На
отношения по уплате страховых взносов на обязательное медицинское
страхование неработающего населения не распространяются также
требования налогового законодательства.
Ответчик и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не
представили.
В судебном заседании представители не возражали о рассмотрении
решения только в обжалуемой части.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке
апелляционного производства обжалуется только часть решения,
арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и
обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом
лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Таким образом, суд рассматривает решение только в обжалуемой
части.
В судебном заседании представители Амурского областного фонда
обязательного медицинского страхования дали пояснения,
соответствующие доводам, изложенным в апелляционной жалобе и
дополнениях к ней.
Представители ответчика, администрации г. Благовещенска, и
третьего лица, финансового управления города Благовещенска, в
судебном заседании просили оставить решение суда без изменения, а
апелляционную жалобу - без удовлетворения, считают решение
законным и обоснованным.
Заслушав представителей сторон, третьего лица, исследовав
доказательства по делу, суд не находит оснований для изменения
обжалуемого решения по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, Временным порядком передачи
средств бюджетов территорий области на обязательное медицинское
страхование неработающего населения в 1995 году областному фонду
обязательного медицинского страхования, утвержденным
постановлением главы администрации Амурской области от 19 октября
1994 г. N 904, предусмотрена передача средств бюджетов области в
1995 году областному фонду обязательного медицинского страхования
на оплату медицинских услуг неработающему населению по Программе
ОМС населения Амурской области на сложившемся в 1994 году уровне,
в размере 30 процентов объема средств бюджетов области 1995 года
на финансирование здравоохранения.
Утвержденный план платежей страховых взносов на обязательное
медицинское страхование неработающего населения по бюджету города
Благовещенска на 1995 год составил 10227000 рублей.
В связи с дефицитом городского бюджета в размере 39,7% согласно
письму администрации города Благовещенска N 1297-01/28 от 16
октября 1995 года об учете дефицита бюджета сумма страховых
взносов была скорректирована и составила 6167000 рублей.
Администрация уплатила страховые взносы в размере 5713100
рублей, в том числе денежными средствами 3548000 рублей,
взаимозачетами 2165100 рублей.
Задолженность за 1995 год составила 453900 рублей
Решением Думы города Благовещенска N 238 от 27 апреля 1996 года
"О городском бюджете на 1996 год" взносы на обязательное
медицинское страхования неработающего населения определены в
размере 14609000 рублей.
Администрация уплатила страховые взносы в размере 13873600
рублей, в том числе денежными средствами 2499000 рублей,
взаимозачетами 11374600 рублей (соглашение о взаимозачетах N 127
по состоянию на 30 апреля 1996 года и соглашение N 38 по состоянию
на 31 декабря 1996 года).
Задолженность за 1996 год составила 735400 рублей.
Решением Думы города Благовещенска N 372 от 13 марта 1997 года
"О городском бюджете на 1997 год" взносы на обязательное
медицинское страхования неработающего населения определены в
размере 28190000 рублей. С учетом дефицита бюджета сумма была
скорректирована до 23228000 рублей.
Администрация уплатила страховые взносы в размере 10607900
рублей, в том числе денежными средствами 360000 рублей,
взаимозачетами 10247900 рублей (соглашение о взаимозачетах N 579
по состоянию на 1 августа 1997 года и соглашение N 669 по
состоянию на 1 декабря 1997 года).
Задолженность за 1997 год составила 12620100 рублей.
Решением Думы города Благовещенска N 31 от 4 марта 1998 года "О
городском бюджете на 1998 год" взносы на обязательное медицинское
страхования неработающего населения определены в размере 26295000
рублей. С учетом дефицита бюджета сумма была скорректирована до
23140000 рублей.
Администрация уплатила страховые взносы в размере 8859000
рублей, в том числе денежными средствами 6498000 рублей,
взаимозачетами 2361000 рублей (соглашение о взаимозачетах N 651 по
состоянию на 1 ноября 1998 года).
Задолженность за 1998 год составила 14281000 рублей.
Решением Думы города Благовещенска N 60 от 27 мая 1999 года "О
городском бюджете на 1999 год" взносы на обязательное медицинское
страхования неработающего населения определены в размере 10415000
рублей.
Администрация уплатила страховые взносы в размере 13369300
рублей, в том числе денежными средствами 5890500 рублей,
взаимозачетами 7478800 рублей (соглашение о взаимозачетах N 552 по
состоянию на 1 октября 1998 года, N 684 по состоянию на 1 декабря
1996 года, N 58 по состоянию на 1 июля 1999 года, N 216 по
состоянию на 31 декабря 1999 года).
Излишне уплачено страховых взносов 2954300 рублей.
Решением Думы города Благовещенска N 19 от 24 февраля 2000 года
"О городском бюджете на 2000 год" взносы на обязательное
медицинское страхования неработающего населения определены в
размере 19639000 рублей. С учетом дефицита бюджета сумма была
скорректирована до 12706000 рублей.
Администрация уплатила страховые взносы в размере 5575000
рублей, в том числе денежными средствами 5575000 рублей.
Задолженность за 2000 год составила 7131000 рублей.
Решением Думы города Благовещенска N 56 от 15 февраля 2001 года
"О городском бюджете на 2001 год" взносы на обязательное
медицинское страхования неработающего населения определены в
размере 66066000 рублей.
Администрация уплатила страховые взносы в размере 40986400
рублей.
Задолженность за 2001 год составила 25079600 рублей.
Решением Думы города Благовещенска N 18/39 от 5 марта 2002 года
"О городском бюджете на 2002 год" взносы на обязательное
медицинское страхования неработающего населения определены в
размере 108133000 рублей.
Администрация уплатила страховые взносы в размере 76647700
рублей.
Задолженность за 2002 год составила 31485300 рублей.
Решением Думы города Благовещенска N 31/20 от 6 марта 2003 года
"О городском бюджете на 2003 год" взносы на обязательное
медицинское страхование неработающего населения определены в
размере 118955000 рублей, за I полугодие - 59477500 рублей.
Администрация уплатила страховые взносы в размере 31281000
рублей.
Задолженность за 2003 год составила 28196500 рублей.
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства
Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" в компетенцию
органов местного самоуправления входит формирование собственного
бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по
обязательному медицинскому страхованию.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" местная администрация
является страхователем для неработающих граждан.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О
медицинском страховании граждан" платежи на обязательное
медицинское страхование неработающего населения осуществляют
Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы
государственного управления автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
местная администрация за счет средств, предусматриваемых в
соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие
годы с учетом индексации цен.
Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации" установлено, что при недостатке средств
местного бюджета страховые взносы дотируются за счет
соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом
Министров Российской Федерации (абзац 3 статьи 17).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января
1992 г. N 41 утвержден Порядок дотирования местных бюджетов на
обязательное медицинское страхование неработающего населения, а
также граждан, работающих в бюджетных учреждениях, организациях и
на временно нерентабельных государственных предприятиях в случае
недостатка средств местного бюджета.
Оценив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу о том, что обязанность по уплате страховых
взносов на обязательное медицинское страхование неработающего
населения возложена на органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления за счет
средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их
формировании на соответствующие годы.
Обоснованным является вывод суда о том, что недостаточность
финансирования из областного бюджета не может служить
обстоятельством, исключающим ответственность за невыполнение
установленной законом обязанности по отчислению страховых взносов
на ОМС, поскольку ответчиком не представлены доказательства
выполнения требований Порядка дотирования местных бюджетов на ОМС
неработающего населения, предполагающего целевую дотацию из
вышестоящих бюджетов в случае недостатка средств у местных
бюджетов.
В статье 5 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 14-ФЗ "О
бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования
на 2000 год" установлено, что по истечении установленных сроков
уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского
страхования неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается
с плательщиков страховых взносов с начислением пени. К недоимке
относится и сумма задолженности, выявленная при проверке
плательщика страховых взносов, платежей на обязательное
медицинское страхование неработающего населения, в том числе при
сдаче расчетных ведомостей. Пени начисляются на сумму недоимки за
каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это
время ставки рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации.
Таким образом, поскольку обязанности по уплате страховых
взносов на обязательное медицинское страхование неработающего
населения ответчик в полном объеме не исполнил, суд первой
инстанции обоснованно взыскал задолженность по страховым взносам и
пеню, при этом суд по ходатайству ответчика применил трехгодичный
срок исковой давности.
Задолженность, подлежащая взысканию за 2000 год, рассчитана
судом следующим образом. Страховые взносы на неработающее
население определены в сумме 12706000 рублей. Размер месячного
платежа составляет 1058833 рублей (12706000/12). Задолженность,
подлежащая взысканию за сентябрь - декабрь 2000 года, составит
3340333 рубля (4235333 (задолженность за 4 месяца) - 895000
(платежи за период с 25 сентября 2000 года по 31 декабря 2000
года).
Задолженность, подлежащая взысканию за 2001 год, составит
25079600 рублей (66066000 - 40986400).
Задолженность, подлежащая взысканию за 2002 год, составит
31485300 рублей (108133000 - 76647700).
Задолженность, подлежащая взысканию за 2003 год, составит
28196500 рублей (59477500 - 31281000).
Общая сумма взносов, подлежащих взысканию, составит 88101733
рубля.
Общая сумма пени составляет 24295673 рубля 77 копеек.
Обоснованность взыскания указанных сумм за соответствующий
период лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции
необоснованно применен трехгодичный срок исковой давности, суд
апелляционной инстанции считает несостоятельными.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если
спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и
другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и
отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким
отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды
применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогию
закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дело, исходя из
общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных
правовых актов (аналогия права).
Оплата страховых взносов на неработающее население, как и
оплата страховых взносов в фонд обязательного медицинского
страхования работодателями, регулируется в соответствии со статьей
26 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации", одними и теми же нормативными актами:
Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов
(платежей) на обязательное медицинское страхование, Положением о
порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования.
Фонду обязательного медицинского страхования предоставлены
одинаковые полномочия по взысканию задолженности и пени, как с
работодателей, так и с органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 28 Инструкции о порядке взимания и учета
страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское
страхование, утвержденной постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018,
суммы сокрытых или заниженных страховых взносов (платежей), а
также штрафов, предусмотренных законодательством, взыскиваются с
работодателей - юридических лиц в бесспорном порядке, а с иных
плательщиков страховых взносов (платежей) - в судебном порядке.
Пункт 30 данной Инструкции уточняет, что бесспорный порядок
взыскания недоимок, а также сумм штрафа и иных финансовых санкций
применяется в течение трех лет с момента образования указанной
недоимки. Срок исковой давности по взысканию с физических лиц
недоимок составляет также три года. В то же время Положением об
уплате страховых взносов, вышеназванной Инструкцией о порядке
взимания и учета страховых взносов, предусматривающей право ТФОМС
на обращение в суд с иском о взыскании платежей обязательного
медицинского страхования на неработающее население, не установлен
срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.
В связи с этим, основываясь на конституционных принципах
всеобщности и юридического равенства плательщиков сборов,
необходимо исходить из универсальности воли законодателя,
выраженной в пункте 30 Инструкции в отношении давности взыскания в
судебном порядке сумм сокрытых или просроченных платежей, и
применять трехлетний срок давности при взыскании платежей на
обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Кроме того, в соответствии со статьей 27 вышеназванного закона
территориальные фонды при взыскании в бесспорном порядке штрафа
или пени пользуются правами налоговых органов. Согласно статье 87
Налогового кодекса Российской Федерации налоговой проверкой могут
быть охвачены только три календарных года, следовательно, взыскать
задолженность можно тоже только за три года.
Согласно почтовому штемпелю отделения связи на конверте
заявление направлено в арбитражный суд 9 сентября 2003 года.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к
правильному выводу о том, что истец пропустил сроки взыскания
недоимки, образовавшейся за 1995 - 1999 годы, а также
задолженности за январь - август 2000 года.
Согласно Положению о порядке уплаты страховых взносов в
федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования органы исполнительной власти перечисляют платежи на
обязательное медицинское страхование неработающего населения
ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств,
предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с
учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
Так как срок уплаты страховых взносов за сентябрь месяц - 25
сентября 2000 года, а подлежит взысканию задолженность,
образовавшаяся после 9 сентября 2000 года, следовательно,
задолженность за сентябрь подлежит взысканию.
Доводы Фонда обязательного медицинского страхования о том, что
суд неправомерно применил к правоотношениям сторон нормы
Налогового кодекса РФ, являются необоснованными, так как в
соответствии со статьей 9 НК РФ органы государственных
внебюджетных фондов отнесены к участникам отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах.
Статьей 34.1 данного Кодекса установлено, что в случаях, когда
законодательством о налогах и сборах на органы государственных
внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю,
эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых
органов, предусмотренные настоящим Кодексом.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции
приходит к выводу, что решение суда принято на основе
всестороннего, полного и объективного исследования представленных
лицами, участвующими в деле, доказательств; выводы суда
соответствуют этим обстоятельствам; нормы материального и
процессуального права применены судебными инстанциями правильно.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 Арбитражного процессуального
кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 4 декабря 2003
года по делу N А04-3537/03-25/30 оставить без изменения, а
апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу немедленно, может быть
обжаловано в двухмесячный срок в кассационную инстанцию
Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа через
Арбитражный суд Амурской области.
|