АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
12 января 2004 года Дело N А04-5028/03-9/486
(извлечение)
Межрайонная ИМНС РФ N 4 по Амурской области обратилась с
заявлением к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 68450
руб., составляющих сумму штрафных санкций за нарушение налогового
законодательства.
Привлеченное судом в качестве второго ответчика ФГУП
"Забайкальская железная дорога" в заседании заявило, что ОАО
"Российские железные дороги" является ненадлежащим ответчиком, так
как по данному делу привлечена к ответственности ФГУП
"Забайкальская железная дорога", которое не исключено из
государственного реестра юридических лиц. Кроме того, считает
привлечение к ответственности по ст. 120 НК РФ необоснованным, так
как отсутствие карточек налогового учета не является грубым
нарушением правил учета доходов и расходов.
ОАО "Российские железные дороги" в судебное заседание не
явилось, отзыв на иск не предоставило, требования не оспорило.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
установил, что налоговой службой была проведена выездная налоговая
проверка структурной единицы Свободненского отделения Федерального
государственного унитарного предприятия "Забайкальская железная
дорога" - вагонного депо ст. Магдагачи по вопросам правильности
исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет
подоходного налога с физических лиц за период с 1 марта 2000 года
по 31 декабря 2000 года и налога на доходы физических лиц за
период с 1 января 2001 года по 25 июля 2003 года.
В результате проверок выявлены факты нарушений. Так, в
нарушение ст. 230 Налогового кодекса РФ не представлены сведения о
доходах физических лиц за 2001 год на 548 человек, за 2002 год -
на 521 человека. В нарушение п. 1 ст. 230 Налогового кодекса РФ
учет доходов за 2000 - 2003 годы ведется не по установленной
Министерством по налогам и сборам форме, отсутствуют налоговые
карточки формы 1-НДФЛ.
В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты
представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о
доходах физических лиц этого налогового периода и суммах
начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов
ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим
налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством
Российской Федерации по налогам и сборам.
Фактически сведения о доходах 1069 физических лиц не были
представлены.
Статья 126 Налогового кодекса РФ предусматривает
ответственность налогоплательщика (налогового агента) за
непредставление в установленный срок в налоговые органы документов
и (или) иных сведений, предусмотренных кодексом и иными актами
законодательства о налогах и сборах, в виде штрафа в размере 50
рублей за каждый непредставленный документ.
18 августа 2003 года руководителем МРИ МНС вынесено решение N
28 о привлечении ФГУП "Забайкальская железная дорога" к налоговой
ответственности в виде штрафа по ст. 126 НК РФ в сумме 53450 руб.,
по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов в
течение более одного периода в сумме 15000 руб.
По ст. 126 НК РФ сумма штрафа подтверждена актом проверки
ответчика по вопросам соблюдения налогового законодательства,
решением о применении финансовой санкции.
На сумму штрафа ФГУП "Забайкальской железной дороги" направлено
было требование об оплате штрафа. До настоящего времени штраф не
уплачен, в связи с чем в сумме 53450 руб. подлежит взысканию, так
как согласно ст. 104 НК РФ взыскание штрафных санкций производится
в судебном порядке.
В то же время в части взыскания штрафа в сумме 15000 руб. по
ст. 120 НК РФ требования налогового органа удовлетворению не
подлежат по следующим основаниям.
Ответственность в соответствии со ст. 120 Налогового кодекса РФ
предусмотрена не за любое нарушение правил учета доходов и
расходов и объектов налогообложения, а только за грубое.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и
объектов налогообложения понимается отсутствие первичных
документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров
бухгалтерского учета, систематическое (два и более раза в течение
календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на
счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций,
денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и
финансовых вложений налогоплательщика.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском
учете" первичные учетные документы предназначены для оформления
хозяйственных операций и на их основе ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются по форме, содержащейся в
альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 8 июля 1997 г. N 835 "О первичных учетных документах"
утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России
унифицированные формы первичной учетной документации, в частности,
по учету труда и по его оплате. Налоговая карточка не входит в
указанный перечень первичных документов бухгалтерского учета.
В силу приказа Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам от 1 ноября 2000 г. N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм
отчетности по налогу на доходы физических лиц" (в редакции приказа
от 30 октября 2001 г. N БГ-3-04/458 МНС России) налоговая карточка
по учету доходов и налога на доходы физических лиц является
первичным документом налогового учета. Поэтому отсутствие
налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических
лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов
и объектов налогообложения.
Кроме того, согласно пункту 7 статьи 3 кодекса все неустранимые
сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о
налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика
сборов).
Поскольку законодатель в статье 120 кодекса не указал
однозначно, что под первичными документами понимаются, в том
числе, и первичные документы налогового учета, а содержание
указанной правовой нормы не исключает понимания под первичными
документами только документов бухгалтерского учета, привлечение к
ответственности в данном случае недопустимо.
В этой части в требованиях следует отказать.
Согласно выписке из Единого государственного реестра
юридических лиц от 30 декабря 2003 года ФГУП "Забайкальская
железная дорога" зарегистрировано в Едином государственном реестре
юридических лиц за основным государственным регистрационным
номером 1027501155230, является действующим предприятием, из
государственного реестра не исключено.
Следовательно, надлежащим ответчиком по данному делу является
ФГУП "Забайкальская железная дорога".
В отношении ОАО "Российские железные дороги" в требованиях
следует отказать.
Ходатайство ФГУП "Забайкальская железная дорога" о снижении
размера штрафа, учитывая совершение правонарушения впервые и в
связи с тяжелым финансовым положением предприятия, судом
отклонено, так как документы, подтверждающие тяжелое финансовое
положение предприятия, не представлены. Тот факт, что
правонарушение совершено впервые, судом не принято в качестве
смягчающего ответственность обстоятельства, так как ст. 112
Налогового кодекса РФ факт повторного совершения правонарушения
относит к отягчающим ответственность обстоятельствам.
Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит
отнесению на ответчика пропорционально удовлетворенным
требованиям. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РФ "О
государственной пошлине" с исковых заявлений имущественного
характера при цене иска свыше 50000 рублей до 100000 рублей
государственная пошлина взимается в размере 2100 рублей + 3
процента от суммы свыше 50000 рублей.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная
пошлина в размере 2071 руб. 85 коп.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 180, 216 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФГУП "Забайкальская железная дорога",
зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических
лиц за основным государственным регистрационным номером
1027501155230, юридический адрес: г. Чита, ул. Ленинградская, 34,
в пользу межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Амурской области
53450 руб. штрафа;
в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2071 руб.
В части взыскания суммы 15000 рублей штрафа в требованиях
отказать.
В отношении ОАО "Российские железные дороги" в требованиях
отказать.
Исполнительные листы выдать взыскателям после вступления
решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную
инстанцию Арбитражного суда Амурской области либо после вступления
его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд
Амурской области.
|