8 декабря 2003 года 271-ОЗ
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
27 ноября 2003 года
Настоящий закон определяет правовые основы обращения с отходами
производства и потребления (далее - отходы) в целях предотвращения
вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую
природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный
оборот в качестве дополнительных источников сырья на территории
области.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем законе используются понятия, определенные
Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", а
также следующие понятия:
экологический аудит - независимая комплексная документированная
оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности
требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в
сфере охраны окружающей среды, требований международных стандартов
и подготовка рекомендаций по результатам оценки;
генеральная схема очистки населенных пунктов - документ,
представляющий собой технико-экономическое обоснование направлений
развития санитарной очистки и строительства сооружений санитарной
очистки;
рецикл - процесс сбора отходов в полностью отсортированном
виде, пригодном к переработке в полезные товары (продукцию);
санация отходов - комплекс мероприятий по обезвреживанию ранее
размещенных отходов;
несанкционированная свалка - не обустроенный в соответствии с
санитарными и иными нормами и правилами земельный участок
(территория), на котором размещены отходы и (или) опасные отходы
без оформления соответствующих документов.
Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами
Правовое регулирование в сфере обращения с отходами
осуществляется Федеральным законом "Об отходах производства и
потребления", другими законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами и иными нормативными
правовыми актами области.
Статья 3. Основные принципы государственной политики в сфере
обращения с отходами на территории области
Основными принципами государственной политики в сфере обращения
с отходами являются:
охрана здоровья человека, поддержание или восстановление
благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение
биологического разнообразия;
научно обоснованное сочетание экологических и экономических
интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития
общества;
возмещение в соответствии с законодательством Российской
Федерации и области ущерба, нанесенного здоровью граждан и
окружающей природной среде размещением отходов или
правонарушениями при обращении с ними;
использование новейших научно-технических достижений в целях
реализации малоотходных и безотходных технологий;
комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях
уменьшения количества отходов;
использование методов экономического регулирования деятельности
в сфере обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов
и вовлечения их в хозяйственный оборот;
экономическое стимулирование деятельности в сфере обращения с
отходами.
Статья 4. Отходы как объект права собственности
Право собственности на отходы регулируется гражданским
законодательством Российской Федерации и Федеральным законом "Об
отходах производства и потребления".
Статья 5. Полномочия областного Совета народных депутатов в
сфере обращения с отходами
К полномочиям областного Совета народных депутатов в сфере
обращения с отходами относятся:
осуществление в соответствии с законодательством Российской
Федерации правового регулирования в сфере обращения с отходами;
принятие законов, областных целевых программ и иных нормативных
правовых актов, регулирующих отношения в сфере обращения с
отходами;
определение основных направлений охраны окружающей природной
среды от воздействия отходов;
утверждение бюджетных целевых фондов для решения проблем в
сфере обращения с отходами.
Статья 6. Полномочия губернатора области в сфере обращения с
отходами
К полномочиям губернатора области в сфере обращения с отходами
относятся:
издание нормативных правовых актов, регулирующих отношения в
сфере обращения с отходами;
определение специально уполномоченного органа администрации
области в сфере обращения с отходами и его компетенции;
утверждение тарифов на прием отходов объектами размещения,
переработки, утилизации, уничтожения отходов, являющимися
областной государственной собственностью;
иные полномочия, отнесенные к полномочиям губернатора законами
области.
Статья 7. Полномочия администрации области в сфере обращения с
отходами
К полномочиям администрации области в сфере обращения с
отходами относятся:
обеспечение проведения государственной политики в сфере
обращения с отходами;
разработка и реализация областных целевых программ, планов и
мероприятий по обращению с отходами;
разработка финансовых механизмов, схем по привлечению средств
товаропроизводителей, продавцов, населения и других собственников
отходов к решению проблем в сфере обращения с отходами;
проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
возникающих при обращении с отходами;
организация проектирования, строительства и реконструкции
объектов размещения отходов, а также объектов использования и
обезвреживания отходов;
организация и осуществление государственного контроля за
деятельностью в сфере обращения с отходами;
содействие проведению экологической экспертизы строящихся
объектов и предприятий, загрязняющих окружающую среду отходами;
обеспечение экономических, социальных и правовых условий для
более полного использования отходов и уменьшения их образования;
участие в международном сотрудничестве Российской Федерации и
области в сфере обращения с отходами;
организация экологического воспитания, образования и
просвещения населения в сфере обращения с отходами;
участие в ведении государственного кадастра отходов;
обеспечение населения информацией о состоянии и перспективах
деятельности в сфере обращения с отходами;
иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской
Федерации, областного Совета народных депутатов, органов местного
самоуправления.
Статья 8. Полномочия специально уполномоченного органа
администрации области в сфере обращения с отходами
К полномочиям специально уполномоченного органа Администрации
области в сфере обращения с отходами относятся:
координация деятельности природоохранных служб предприятий,
учреждений и организаций, а также органов государственного
управления области в сфере обращения с отходами;
осуществление государственного экологического контроля и
надзора на территории области за размещением, использованием и
обезвреживанием отходов, осуществление контроля за экологически
безопасным размещением объектов использования и обезвреживания
отходов, рациональным использованием природных ресурсов при
обращении с отходами;
согласование мест размещения объектов, связанных с обращением с
отходами, и проведение работ по рекультивации земель,
освобождаемых от отходов;
получение в установленном порядке от исполнительных органов
местного самоуправления районов и городов областного значения, от
структурных подразделений администрации области, предприятий,
учреждений и организаций, расположенных на территории области,
независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности
информации, а также предложений и заключений по вопросам обращения
с отходами;
принятие в соответствии с законодательством Российской
Федерации и области решений об ограничении, приостановлении,
прекращении деятельности полностью или частично объектов
размещения, использования и обезвреживания отходов, не отвечающих
требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации
и области;
запрещение строительства на территории области объектов без
положительного заключения государственной экологической
экспертизы;
привлечение виновных лиц к административной ответственности в
рамках компетенции, предоставленной законодательством Российской
Федерации;
подготовка и направление материалов о нарушении
природоохранного законодательства организациями и предприятиями
любых форм собственности в сфере обращения с отходами в
соответствующие органы для привлечения в рамках природоохранного
законодательства к дисциплинарной, административной и (или) иной
ответственности должностных лиц, не выполнивших предписания о
ликвидации указанных нарушений;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде,
причиненного в результате нарушения законодательства Российской
Федерации и области в сфере обращения с отходами.
Решения специально уполномоченного органа администрации области
в сфере обращения с отходами, принятые в пределах его компетенции,
являются обязательными для исполнения органами государственной
власти области, органами местного самоуправления области,
предприятиями и организациями.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в сфере
обращения с отходами
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере обращения
с отходами относятся:
организация очистки территорий городских и других поселений в
соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
организация деятельности в сфере обращения с отходами на
территориях городских и других поселений в соответствии с
законодательством Российской Федерации и области;
планирование, разработка, финансирование, материально-
техническое обеспечение и реализация местных программ по обращению
с отходами;
организация разработки и обеспечение функционирования
генеральных схем очистки населенных пунктов и дачных массивов от
отходов производства и потребления, предусматривающих раздельный
сбор отходов;
организация проектирования, строительства и эксплуатации
муниципальных объектов размещения отходов, а также объектов
использования и обезвреживания отходов;
осуществление в пределах своей компетенции экономической
политики, стимулирующей деловую активность в сфере обращения с
отходами на территории муниципальных образований;
координация деятельности юридических и физических лиц в сфере
обращения с отходами на территории муниципальных образований;
учет отходов и контроль за их размещением на объектах любых
форм собственности и подчинения на территории муниципальных
образований;
выделение муниципальных земель под объекты размещения отходов;
организация и проведение работ, направленных на снижение
количества отходов на территории муниципальных образований;
организация и проведение работ по рекультивации земель,
освобождаемых от отходов, на территории муниципальных образований;
создание муниципальных специализированных предприятий и
подразделений по обращению с отходами;
иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской
Федерации и области.
Статья 10. Лицензирование деятельности по обращению с опасными
отходами
Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит
лицензированию в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 11. Требования к проектированию, строительству,
реконструкции, эксплуатации, консервации и ликвидации предприятий,
зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. Требования к проектированию, строительству, реконструкции,
эксплуатации, консервации и ликвидации предприятий, зданий,
строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации
которых образуются отходы, устанавливаются законодательством
Российской Федерации.
2. При банкротстве предприятий и ликвидации сооружений и иных
объектов, а также выведении из общего комплекса технологических
процессов отдельных объектов план конкурсного управления подлежит
государственной экологической экспертизе.
В плане конкурсного управления обязательно должны учитываться
природоохранные мероприятия для уменьшения негативных последствий,
которые могут произойти в связи с ликвидацией объектов.
3. В случае возникновения или угрозы возникновения аварий на
предприятиях и иных объектах, осуществляющих обращение с отходами,
которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной
среде, здоровью и имуществу граждан или имуществу юридических лиц,
граждане и юридические лица обязаны немедленно информировать об
этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной
власти в сфере обращения с отходами, органы государственной власти
области, органы местного самоуправления.
Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
1. Определение места строительства объектов размещения отходов
осуществляется на основе специальных исследований в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, при наличии
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным
правилам и положительного заключения государственной экологической
экспертизы.
2. Объекты размещения отходов, принятые в эксплуатацию до
введения в действие Федерального закона "Об экологической
экспертизе" и эксплуатирующиеся в настоящее время, проектная
документация на которые не прошла государственную экологическую
экспертизу, независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности подлежат обязательному экологическому аудиту.
3. На полигоны твердых бытовых отходов (далее - ТБО)
принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и
учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный и
садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых
промышленных отходов 3 - 4 класса опасности согласно утвержденному
губернатором области перечню, а также неопасные промышленные
отходы.
4. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их
воздействия на окружающую природную среду собственники объектов
размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании
которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить
мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке,
установленном специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в сфере обращения с отходами.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели без
образования юридического лица на объектах образования отходов
обязаны обеспечить раздельный сбор отходов в виде рецикла.
Не допускается намеренное смешивание отходов различных видов:
жидких с твердыми, отходов различных классов опасности и тому
подобное, если это не предусмотрено технологией или не утверждено
специально уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти в сфере обращения с отходами.
Статья 13. Требования по обращению с отходами на территориях
городских и других поселений
1. Территории городских и других поселений подлежат регулярной
очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и
иными требованиями.
2. Порядок сбора отходов на территориях городских и других
поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые
отходы, текстиль, бумага и другие), определяется утвержденной
органами местного самоуправления генеральной схемой очистки и
разработанной на ее основе технической документацией в
соответствии с инструкциями по разработке проектов и смет.
3. Органы местного самоуправления обеспечивают разработку и
стабильное функционирование прогрессивных схем санитарной очистки
населенных пунктов и садово-дачных массивов от ТБО,
предусматривающих их своевременное удаление, а также экономически
целесообразный раздельный сбор и утилизацию отдельных видов
отходов.
4. Перевозка отходов на полигоны, свалки ТБО осуществляется
только специально предназначенным для этого транспортом по
графику, согласованному с заинтересованными организациями,
независимо от степени заполнения контейнеров, а при необходимости
- вне графика по заявке собственника отходов.
5. Размещение ТБО на несанкционированных свалках запрещено.
6. Запрещается засорение отходами территорий населенных пунктов
и садово-дачных массивов, а также сжигание ТБО на их территории.
7. Органы местного самоуправления обязаны при реализации схемы
санитарной очистки населенных пунктов и садово-дачных массивов
принимать меры по раздельному сбору и удалению опасных отходов,
сходных по морфологическому составу с ТБО (бытовые ртутные
приборы, химикаты, трупы павших животных, больничные отходы и
другие).
Статья 14. Методы утилизации отходов
1. При выборе метода утилизации отходов предпочтение отдается
тому методу, который обеспечивает наименьший экологический ущерб
окружающей среде с учетом необходимости экономии природных
ресурсов. При этом предпочтительными методами (по мере убывания)
являются:
внедрение безотходных и малоотходных технологий;
очистка и повторное использование отходов в основном процессе;
переработка и использование отходов для иных целей;
термическое и физико-химическое обезвреживание;
складирование;
захоронение.
2. Владельцы, пользователи или собственники земельных участков,
на которых расположены отходы, обязаны принимать меры по
утилизации отходов на объектах размещения, обеспечивать
экологически безопасное использование земельных участков и их
рекультивацию, проводить мониторинг состояния земельных участков.
Статья 15. Основные принципы экономического регулирования в
сфере обращения с отходами
Основными принципами экономического регулирования в сфере
обращения с отходами являются:
уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный
оборот;
платность размещения отходов;
экономическое стимулирование деятельности по утилизации
отходов.
Статья 16. Государственный контроль за деятельностью в сфере
обращения с отходами
1. Государственный контроль за деятельностью в сфере обращения
с отходами осуществляют специально уполномоченные федеральные
органы исполнительной власти, их территориальные органы в сфере
обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и
специально уполномоченный орган администрации области в сфере
обращения с отходами.
2. Государственный контроль за деятельностью в сфере обращения
с отходами включает в себя:
контроль за выполнением экологических, санитарных и иных
требований в сфере обращения с отходами;
контроль за соблюдением требований по трансграничному
перемещению отходов;
контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в
сфере обращения с отходами;
контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
контроль за соблюдением требований и правил транспортирования
опасных отходов;
контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества
отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве
дополнительных источников сырья;
контроль за достоверностью предоставляемой информации в сфере
обращения с отходами и отчетности об отходах;
выявление нарушений законодательства Российской Федерации и
области в сфере обращения с отходами и контроль за принятием мер
по устранению таких нарушений;
привлечение в установленном порядке виновных физических лиц,
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к
ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о
возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде и
здоровью человека в результате нарушения законодательства
Российской Федерации и области в сфере обращения с отходами.
3. Решения органов, осуществляющих государственный контроль за
деятельностью в сфере обращения с отходами, могут быть обжалованы
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Производственный контроль в сфере обращения с
отходами
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели без
образования юридического лица, осуществляющие деятельность в сфере
обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный
контроль за соблюдением требований законодательства Российской
Федерации и области в сфере обращения с отходами.
2. Порядок осуществления производственного контроля в сфере
обращения с отходами определяют юридические лица и индивидуальные
предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие
деятельность в сфере обращения с отходами, по согласованию со
специально уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти в сфере обращения с отходами.
Статья 18. Общественный контроль в сфере обращения с отходами
Общественный контроль в сфере обращения с отходами осуществляют
граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства в
сфере обращения с отходами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства
Российской Федерации и области в сфере обращения с отходами
юридическими лицами и гражданами влечет за собой ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Статья 20. Вступление настоящего закона в силу
Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней после
дня его первого официального опубликования.
Статья 21. Переходные положения
До принятия законодательства Российской Федерации,
регулирующего порядок и условия проведения работ по санации
отходов, рекультивации земельных участков и компенсации связанных
с этим расходов, а также порядок проведения экологического аудита,
порядок проведения указанных работ и компенсации расходов
устанавливается губернатором области.
Порядок и условия проведения работ по санации отходов и
рекультивации земельных участков определяются совместно с
собственниками (владельцами, пользователями) земельных участков,
органами местного самоуправления, на территории которых находятся
рекультивируемые земельные участки, специально уполномоченными
федеральными органами в сфере обращения с отходами и специально
уполномоченным органом администрации области в сфере обращения с
отходами в соответствии с их компетенцией. При этом на проведение
работ по санации отходов и рекультивации земельных участков могут
быть использованы средства соответствующих бюджетов, целевых
бюджетных фондов, средства собственника (владельца, пользователя)
земельного участка, а также иные средства в соответствии с
законодательством.
Губернатор
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
г. Благовещенск
8 декабря 2003 года
N 271-ОЗ
|