МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(МАП России)
АМУРСКОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Адрес: 675000, г. Благовещенск,
Амурская область,
пер. им. Св. Иннокентия, 1,
тел. 44-32-03, факс 44-89-89
21 ноября 2003 г. N 02-2116
Администрации Амурской области
г. Благовещенск, ул. им. Ленина, 135
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ N А-7/662003
20 ноября 2003 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в
составе:
Яковлева Т.И. - председатель комиссии,
и.о. руководителя управления;
члены комиссии:
Богуш В.П. - главный специалист отдела по
контролю за соблюдением
антимонопольного законодательства,
анализа товарных рынков и
поддержки предпринимательства;
Фаюстова Т.И. - главный специалист АМО,
Мельникова В.И. - специалист I категории АМО,
рассмотрев дело N А-7/662003 в отношении администрации Амурской
области (г. Благовещенск, ул. им. Ленина, 135) по признакам
нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" (издание
администрацией Амурской области распоряжения N 612-р от 21 августа
2003 года, которым установлено право поставщика на вывоз зерна и
корма за пределы Амурской области при наличии справки-разрешения
комиссии, издание данного распоряжения необоснованно препятствует
осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере
реализации зерна и корма, а также ограничивают их права на продажу
(обмен этих товаров), установила:
представитель администрации Амурской области на рассмотрение
дела не явился, о дате и месте рассмотрения дела областная
администрация была извещена своевременно (определение об отложении
дела вручено 6 ноября 2003 года). Однако администрация Амурской
области представила копию распоряжения губернатора Амурской
области от 20 ноября 2003 г. N 934-р (вх. N 2962 от 20 ноября 2003
года) о признании утратившим силу распоряжения губернатора области
от 21 августа 2003 г. N 612-р. В соответствии с п. 2.11 Правил
рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства,
утвержденных приказом МАП России от 25 июля 1996 г. N 91, комиссия
считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии
представителя областной администрации.
В соответствии с письмом МАП России от 21 августа 2003 г. N
ИЮ/1511-ПР "Об административных ограничениях на рынке зерна"
Амурским ТУ была проведена проверка актов органов исполнительной
власти и органов местного самоуправления Амурской области об
обороте зерна урожая 2003 года. С этой целью в администрацию
Амурской области и органы местного самоуправления Амурской области
были направлены письма о предоставлении копий указанных актов.
Администрация Амурской области на запрос Амурского ТУ МАП России
представила копию распоряжения губернатора Амурской области от 21
августа 2003 г. N 612-р.
Пунктом 1 распоряжения губернатора Амурской области от 21
августа 2003 г. N 612-р утверждается Положение о комиссии по
рассмотрению вопросов реализации зерна за пределы Амурской области
(далее - Комиссия). В пункте 1 данного Положения сказано, что
комиссия по рассмотрению вопросов реализации зерна, кормов за
пределы Амурской области создана в целях предотвращения вывоза
зерна, кормов за пределы Амурской области сельхозпредприятиями, не
погасившими задолженность за полученные под гарантию областной и
районных администраций товаро-материальные ресурсы в 2003 году.
В соответствии с п. 3 Положения комиссия в целях выполнения
поящих перед ней задач рассматривает документы, представленные
поставщиками и сельхозпроизводителями (далее - поставщики) для
осуществления реализации зерна и кормов за пределы Амурской
области, и принимает решения по ним. Поставщики направляют на
рассмотрение комиссии в адрес госзаготинспекции администрации
Амурской области заявку на получение справки-разрешения на вывоз
зерна, кормов за пределы области с приложением следующих
документов:
а) договор на закупку зерна у сельхозпроизводителей;
б) договоры на поставку зерна за пределы области;
в) документы, подтверждающие факт купли зерна, кормов у
сельхозпроизводителей (товаро-транспортные накладные или их
реестр, копия платежного поручения);
г) справка о посевных площадях зерна, кормов в 2003 году,
заверенная межрайонным отделом государственной статистики по месту
нахождения сельхозпроизводителей (при закупке зерна у
крестьянского (фермерского хозяйства).
Комиссия рассматривает документы, представленные поставщиками,
в течение пяти дней.
При полном расчете сельхозпроизводителей за полученные товаро-
материальные ценности комиссия выдает поставщику кормов, зерна
справку-разрешение на указанное в заявке количество вывозимого за
пределы области зерна и кормов.
На основании п. 6 Положения о комиссии при отсутствии у
поставщика справки-разрешения зерно, корма направляются
госавтоинспекцией управления внутренних дел области на ближайшее
хлебоприемное предприятие до окончательного выяснения права
поставщика на вывоз. Расходы по хранению зерна, кормов в период
нахождения их на хлебоприемном предприятии несет поставщик.
Пунктом 2 распоряжения губернатора Амурской области от 21 июня
2003 г. N 612-р Свободненскому отделению железной дороги
(А.А.Давыденко), начальнику управления внутренних дел области
(Ю.Д.Фокин), государственной пограничной инспекции по карантину
растений по Амурской области (А.А.Нелаев) рекомендовано при
оформлении документов на вывоз зерна, кормов за пределы Амурской
области проверять наличие справки-разрешения госинспекции по
закупкам, поставкам и качеству сельскохозяйственной продукции
администрации области.
Ограничение администрацией Амурской области права поставщика на
вывоз зерна, корма путем выдачи справки-разрешения препятствует
свободному перемещению указанных товаров, что противоречит статье
8 Конституции Российской Федерации, которой гарантировано единство
экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической
деятельности в Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона N 53-ФЗ от 2 декабря 1994
г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд" установлено, что
сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются
собственностью товаропроизводителей и реализуются ими по своему
усмотрению, исходя из экономической выгоды. Необходимость
получения справки-разрешения на вывоз зерна за пределы Амурской
области ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов,
реализующих зерно и корма.
При распределении товаро-материальных ресурсов, приобретенных
за счет бюджетного кредита, администрация Амурской области
заключает договоры (контракты), то есть участвует в отношениях,
регулируемых гражданским законодательством. В соответствии со
статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъект
Российской Федерации не пользуется в гражданских правоотношениях
властными полномочиями и выступает в них на равных началах с иными
участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Выдача субъектом Российской Федерации справки-разрешения
поставщику кормов, зерна на указанное в заявке количество
вывозимого за пределы субъекта Российской Федерации зерна и кормов
при условии полного расчета сельхозпроизводителей за полученные
товаро-материальные ценности, а также требование наличия такой
справки у поставщиков зерна и корма не предусмотрены действующим
законодательством и квалифицируются как административный барьер
входа на рынок зерна на территории Российской Федерации. Пункт 1
ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" запрещает федеральным органам
исполнительной власти, органам государственной власти субъектов
Российской Федерации, органам местного самоуправления принимать
акты и (или) совершать действия, которые ограничивают
самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают
дискриминационные условия деятельности сдельных хозяйствующих
субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь
своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции
и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе
запрещается: необоснованно препятствовать осуществлению
деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение)
товаров из одного региона Российской Федерации в другой или иным
образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу,
приобретение, покупку, обмен) товаров. В связи с этим Амурское ТУ
МАП России возбудило дело о нарушении антимонопольного
законодательства в отношении администрации Амурской области,
рассмотрение которого по ходатайству стороны по делу было отложено
на 20 ноября 2003 года.
Администрация Амурской области добровольно устранило нарушение
антимонопольного законодательства до вынесения решения по
существу, представив в Амурское ТУ копию распоряжения губернатора
Амурской области от 20 ноября 2003 г. N 934-р о признании
утратившим силу распоряжения губернатора области от 21 августа
2003 г. N 612-р.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
пунктами 2.14 и 2.15 Правил рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства, комиссия определила:
дело N А-7/662003 о нарушении п. 1 ст. 7 Закона "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в
отношении администрации Амурской области производством прекратить.
Председатель комиссии
Т.И.ЯКОВЛЕВА
Члены комиссии:
В.П.БОГУШ
Т.И.ФАЮСТОВА
В.И.МЕЛЬНИКОВА
|