МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(МАП РОССИИ)
АМУРСКОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Адрес: 675000, г. Благовещенск,
Амурская область,
пер. им. Св. Иннокентия, 1,
тел. 44-32-03, факс 44-89-89
6 октября 2003 г. N 02-1789
Муниципальному предприятию
г. Благовещенска "Водоканал"
г. Благовещенск, ул. Октябрьская, 137
ОАО "Амургаз"
г. Благовещенск, ул. им. Мухина, 80
РЕШЕНИЕ
1 октября 2003 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в
составе:
Яковлева Т.И. - председатель комиссии,
и.о. руководителя управления;
члены комиссии:
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю
за соблюдением антимонопольного
законодательства, анализа
товарных рынков и поддержки
предпринимательства;
Богуш В.П. - главный специалист АМО,
Мельникова В.И. - специалист I категории АМО,
рассмотрев дело N А-5/532003 о нарушении муниципальным
предприятием г. Благовещенска "Водоканал" (г. Благовещенск, ул.
Октябрьская, 137) п. 1 ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
установила:
14 июля 2003 года в Амурское территориальное управление МАП
России поступило заявление ОАО "Амургаз" на действия
муниципального предприятия г. Благовещенска "Водоканал" (далее -
МП "Водоканал"), выразившиеся в навязывании невыгодных условий
договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в части
определения границ эксплуатационной ответственности сторон по
сетям водоснабжения и канализации.
Из заявления ОАО "Амургаз" следовало:
- в декабре 1967 года государственной комиссией, назначенной
распоряжением Амурского облисполкома за N 544 от 9 декабря 1967
года, была принята в эксплуатацию Благовещенская
газонаполнительная станция (ГНС) вместе с построенным к ней
водопроводом от ВК-1 до здания вспомогательного блока ГНС (см.
схему). Водопровод с момента ввода в эксплуатацию и по настоящее
время снабжает питьевой водой жителей города, проживающих рядом с
ГНС, через водоразборные колонки;
- в то время управления "Водоканал" (ныне МП "Водоканал") и
"Амуроблгаз" (ныне ОАО "Амургаз") входили в единую систему жилищно-
коммунального хозяйства и подчинялись областному управлению ЖКХ
при Амурском облисполкоме. Как правило, с вводом новых объектов
ЖКХ (к каким относится ГНС) наружные инженерные сети передавались
на баланс тех специализированных организаций, которые занимались
их эксплуатацией (водопровод и канализация передавались на баланс
"Водоканала", газовые сети, ГРУ и ГНС - на баланс "Амуроблгаза",
теплотрассы и котельные - "Гортеплосетям" и т.д.). К тому же, по
существующим в те времена "Правилам пользования коммунальным
водопроводом и канализацией", управление "Водоканал" обслуживало
всех абонентов, пользующихся услугами городского водопровода до
водомерного узла на вводе в здание или объекта, а
внутриплощадочные или внутрицеховые сети водопровода и канализации
абонент обслуживал сам;
- с момента ввода в эксплуатацию ГНС и вышеуказанного
водопровода по ноябрь 2000 года никаких разногласий между ОАО
"Амургаз" и МП "Водоканал" по поводу обслуживания водопровода не
возникало. До 2001 года "Водоканал" обслуживал водопровод
безоговорочно и без всякой оплаты со стороны заявителя;
- письмом за N 05/2632 от 17 ноября 2000 года МП "Водоканал"
обязало ОАО "Амургаз" перезаключить договор на водоснабжение ГНС
из городского водопровода на 2001 год и оформить акт раздела
границ эксплуатационной ответственности водопровода. МП
"Водоканал" предложило такой вариант раздела границ: ОАО "Амургаз"
обязано обслуживать водопровод, проложенный по улице
Красноармейской от водоразборной колонки, расположенной напротив
жилого дома под номером 249, до водомерного узла блока
вспомогательных помещений ГНС общей протяженностью 420 п.м, а в
случае же несогласия потребовало от ОАО "Амургаз" документально
подтвердить (представить) решение горисполкома или облисполкома,
факт передачи водопровода на баланс управления "Водоканал". Таких
документов за давностью лет ОАО "Амургаз" представить не смогло,
хотя и пыталось разыскать их в областном и городском архивах, т.к.
раньше инженерные сети передавались на баланс эксплуатационных
предприятий по приказу начальника ЖКХ области. Эксплуатация
водопровода такой большой протяженности, к тому же проходящего под
железнодорожными путями, под силу только специализированной
организации, какой является МП "Водоканал";
- учитывая то, что на участке водопровода от ВК-1 до ВК-2
установлены водоразборные колонки и МП "Водоканал" имеет от этого
прибыль (сбор денег от населения за пользование водоразборной
колонкой), а водопровод от ВК-2 до ВК-3 является уличным и к
категории внутриквартального или внутриплощадочного водопровода
никак не подходит, можно заключить, что этот участок водопровода
должен находиться в хозяйственном ведении не абонента (коим
является ОАО "Амургаз"), а организации ВКХ, т.е. МП "Водоканал".
Исходя из Правил пользования системами коммунального водоснабжения
и канализации, было бы правильным считать границу раздела
эксплуатационной ответственности водопровода от колодца и
задвижки, находящихся перед зданием блока вспомогательных
помещений ГНС, далее от которого подключены внутриплощадочные сети
водопровода ГНС;
- при получении от МП "Водоканал" письма N 05/2632 от 17 ноября
2000 года с предложением о заключении нового договора и новом
разделе границ ответственности (раньше этот вопрос никогда не
стоял) руководство ОАО "Амургаз" не согласилось с данным
предложением и обратилось по данному вопросу в администрацию
города с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и по
возможности поддержать. Администрация города просьбу ОАО "Амургаз"
не удовлетворила. Тем самым ОАО "Амургаз" вынудили заключить новый
договор на отпуск воды для ГНС с новыми границами эксплуатационной
ответственности. В связи с порывом водопровода в течение полугода
воды на газонаполнительной станции нет.
На основании вышеизложенного ОАО "Амургаз" просит провести
проверку соблюдения антимонопольного законодательства МП
"Водоканал" в отношении ОАО "Амургаз" и решить вопросы об
устранении последствий указанных выше нарушений, в том числе об
изменении условий договора на отпуск питьевой воды и прием сточных
вод.
Согласно документам, представленным ОАО "Амургаз", общество не
является собственником указанного выше участка водопровода, а
также не имеет технических условий на присоединение
газонаполнительной станции к водопроводным и канализационным сетям
МП "Водоканал".
По акту приемки государственной комиссии газораздаточной
станции сжиженного газа от 1967 года в эксплуатацию были приняты
хозяйственно-питьевой и производственный водопроводы,
противопожарный водопровод; источником водоснабжения построенной
ГРС принят городской водопровод согласно справке горводопровода
(справка отсутствует). На балансе у ОАО "Амургаз" состоят только
внутренний хозяйственно-производственный и противопожарный
водопроводы газонаполнительной станции (инвентарная карточка
представлена). Кроме того, по заявлению представителя ОАО
"Амургаз", с 1967 года до 2001 года участок водопровода ВК-2 - ВК-
3 - вспомогательное помещение ГНС - эксплуатировался только МП
"Водоканал". То есть все порывы, все ремонты, все подключения
проводились исключительно МП "Водоканал". Также ОАО "Амургаз" не
выдавало согласия МП "Водоканал" на подключение водопроводных и
канализационных устройств ОАО ЖБИ "Амурлеспром" к участку
водопровода от ВК-2 до ВК-3 и на установку колодцев и пожарных
гидрантов на этом участке (колодцы указаны в акте границ
ответственности за эксплуатацию сетей и сооружений от 29 марта
2001 года). МП "Водоканал", установив водоразборную колонку в
точке ВК-2 без согласия ОАО "Амургаз", взяло на себя обслуживание
участка водопровода от ВК-1 до ВК-2. Из вышеизложенного ОАО
"Амургаз" делает вывод, что участок водопровода ВК-2 - ВК-3 -
вспомогательные помещения ГНС - находится в хозяйственном ведении
не абонента (коим является ОАО "Амургаз"), а организации ВКХ, т.е.
МП "Водоканал". Исходя из Правил пользования системами
коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных
постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, ОАО
"Амургаз" считает правильным считать границу раздела
эксплуатационной ответственности водопровода от колодца и
задвижки, находящихся перед зданием блока вспомогательных
помещений ГНС, далее от которого подключены внутриплощадочные сети
водопровода ГНС. На заседании комиссии ОАО "Амургаз" уточнило свои
требования, а именно: ОАО "Амургаз" согласно считать границу
раздела эксплуатационной ответственности в точке ВК-3.
МП "Водоканал" не признало требования ОАО "Амургаз" в части
навязывания невыгодных условий при заключении договора на отпуск
воды и прием сточных вод, обосновав свои возражения следующим.
Между МП "Водоканал" и ОАО "Амургаз" заключен договор на отпуск
воды и прием сточных вод N 171 от 1 мая 2001 года. Процесс подачи
питьевой воды и прием сточных вод осуществляются через сети
водопровода и канализации абонента, непосредственно присоединенные
к сетям городского водопровода и канализации. Одним из условий
договора является разграничение по сетям водопровода и
канализации, этого требуют и Правила пользования системами
коммунального водоснабжения и канализации в РФ (1999 год), пункт
14. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной
ответственности устанавливается по балансовой принадлежности. Акт
границ ответственности за эксплуатацию сетей и сооружений к
вышеназванному договору, заключенному между сторонами, имеется.
Представителем ОАО "Амургаз" акт подписан и в дальнейшем не был
обжалован в установленном порядке.
Также отсутствует постановление мэра о передаче инженерных
сетей водопровода и канализации, принадлежащих ОАО "Амургаз", в
муниципальную собственность и хозяйственное ведение МП
"Водоканал".
По Правилам (1985 год), п. 2.1: "На присоединение к
коммунальным системам водоснабжения и канализации новых объектов
или на увеличение объема подачи воды и отведения сточных вод по
существующим присоединениям заказчик (абонент) обязан получить от
предприятия ВКХ независимо от ведомственной принадлежности
водопроводных и канализационных сетей и устройств, к которым
производится присоединение, разрешение и технические условия на
присоединение.".
В целях упорядочения водоснабжения населенных пунктов
действующими правилами не запрещено подключение новых абонентов в
ведомственную сеть. Учитывая, что подключение произведено до
приборов учета газонаполнительной станции, подключение новых
абонентов никак не отразилось на водоснабжении ГНС. Установка
водораспределительной колонки была произведена на участке
водопровода ОАО "Амургаз" по ул. Красноармейской по решению Совета
народных депутатов без согласия владельца сетей в соответствии с
Правилами за N 285. Учитывая, что водоразборной колонкой
пользуются жители близлежащих домов и у ОАО "Амургаз" нет
специалистов по обслуживанию водоразборных колонок, МП "Водоканал"
вынуждено было взять себе участок водопровода до этой колонки.
Представитель МП "Водоканал" сообщил, что не может представить
технических условий на присоединение газонаполнительной станции к
водопроводным и канализационным сетям МП "Водоканал", так как срок
хранения этих документов 5 лет.
Выслушав ОАО "Амургаз" и МП "Водоканал" и изучив представленные
документы, комиссия пришла к следующим выводам:
МП "Водоканал" состоит в реестре хозяйствующих субъектов,
имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, по товарной
группе "коммунальное и бытовое водоснабжение".
В соответствии с п. 11 Правил пользования системами
коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации,
утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г.
N 167 (далее - Правила пользования), отпуск питьевой воды и прием
сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения,
относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом с
организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Гражданским
кодексом РФ, ст. 426, публичным договором признается договор,
заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее
обязанности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг,
которые такая организация по характеру своей деятельности должна
осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. То есть МП
"Водоканал" не вправе отказать в заключении договора на отпуск
питьевой воды и прием сточных вод при наличии такой возможности.
Статьей 539 ГК РФ определено, что по договору энергоснабжения
энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через
присоединенную сеть энергию. Следовательно, у абонента должны быть
собственные водопроводные и канализационные устройства и
сооружения для присоединения к централизованным системам
водоснабжения и канализации.
Одним из существенных условий договора согласно указанным
Правилам пользования являются границы эксплуатационной
ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации.
Пунктом 1 Правил пользования определено, что границей
эксплуатационной ответственности является линия раздела элементов
систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и
канализационных сетей и сооружений на них) по признаку
обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем
водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением
сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной
ответственности устанавливается по границе балансовой
принадлежности.
Согласно представленным ОАО "Амургаз" расшифровкам к балансу
участок водопровода по ул. Красноармейской от водоразборной
колонки, расположенной напротив жилого дома под номером 249, до
водомерного узла блока вспомогательных помещений ГНС не состоит на
балансе общества. На балансе у ОАО "Амургаз" состоят только
внутренний хозяйственно-производственный и противопожарный
водопроводы газонаполнительной станции. Исходя из этого, точкой
подключения водопроводных и канализационных устройств ОАО
"Амургаз" следует считать колодец и задвижки, находящиеся перед
зданием вспомогательных помещений ГНС, где расположен узел учета
объемов отпущенной абоненту питьевой воды и принятых сточных вод.
В соответствии с. п. 34 Правил пользования узел учета, как
правило, должен размещаться на границе эксплуатационной
ответственности между организацией водопроводно-канализационного
хозяйства и абонентом.
Пунктом 4.3 договора на отпуск питьевой воды и прием сточных
вод от 1 сентября 1999 г. N 171, заключенного ОАО "Амургаз" с МП
"Водоканал", действовавшего до мая 2001 года, определено
установление границ разграничения эксплуатационной ответственности
сторон по водопроводным и канализационным сетям в соответствии с
двухсторонним актом. Такой акт к данному договору не был
составлен, и ОАО "Амургаз" не выполняло работы по ремонту и
обслуживанию водопроводного участка по ул. Красноармейской на
участках ВК-2 - ВК-3 и ВК-3 - вспомогательные помещения ГНС. То
есть по данному договору граница эксплуатационной ответственности
определялась в месте нахождения узла учета.
Согласно п. 4.3 нового договора N 171 от 1 мая 2001 года,
заключенного ОАО "Амургаз" с МП "Водоканал" на отпуск питьевой
воды и прием сточных вод, разграничение эксплуатационной
ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям
между предприятием и абонентом устанавливается также в
соответствии с двухсторонним актом, а при отсутствии такого акта -
в соответствии с п. 14 Правил пользования. Актом от 29 марта 2001
года были установлены границы ответственности ОАО "Амургаз" за
эксплуатацию сетей и сооружений (участок водопровода, проложенный
по ул. Красноармейской от водозаборной колонки, расположенной
напротив жилого дома N 249, до водомерного узла блока
вспомогательных помещений газонаполнительной станции). При этом МП
"Водоканал" не учло, что участок водопровода ВК-2 до ВК-3
находится в пользовании других потребителей, в том числе ОАО
"Амурлеспром", частного жилого дома, которые не являются
субабонентами ОАО "Амургаз". С этими границами ответственности ОАО
"Амургаз" не было согласно, но после своего обращения в
администрацию г. Благовещенска от 9 января 2001 г. N 09-04/22
вынуждено было с ними согласиться, так как не может осуществлять
свою деятельность в полном объеме без централизованного
водоснабжения. ОАО "Амургаз" не является специализированной
организацией по ремонту и обслуживанию водопроводных и
канализационных сетей большой протяженности. Это обслуживание
влечет за собой большие затраты. На сегодняшний день у ОАО
"Амургаз" отсутствует возможность ликвидировать аварию на участке
ВК-2 до ВК-3, заключение договора на отпуск питьевой воды и прием
сточных вод от 1 мая 2001 г. N 171 на невыгодных для ОАО "Амургаз"
условиях способствовало возникновению такой ситуации.
Пунктом 1 ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" запрещается
совершать действия, которые имеют либо могут иметь своим
результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и
(или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том
числе такие действия, как навязывание контрагенту условий
договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету
договора.
Таким образом, действия МП "Водоканал", занимающего
доминирующее положение на рынке коммунального и бытового
водоснабжения, выразившиеся в навязывании ОАО "Амургаз" невыгодных
для него условий по договору на отпуск питьевой воды и прием
сточных вод от 1 мая 2001 г. N 171, в части установления границы
эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и
канализационным сетям, проходящим по ул. Красноармейской (между
ул. Батарейной и территорией газонаполнительной станции ОАО
"Амургаз"), в точке ВК-2, нарушают требования п. 3 ст. 5 Закона РФ
"О конкуренции".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства, комиссия решила:
Выдать муниципальному предприятию г. Благовещенска "Водоканал"
предписание о прекращении нарушения статьи 5 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
Председатель комиссии
Т.И.ЯКОВЛЕВА
Члены комиссии:
У.Н.ТАРАСОВА
В.П.БОГУШ
Т.Г.МАЛЫГИНА
|