АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
22 сентября 2003 года Дело N А04-4795/02-18/238
(извлечение)
В Арбитражный суд Амурской области обратилось закрытое
акционерное общество "Автовокзал" с заявлением к администрации г.
Благовещенска о признании незаконным бездействия администрации г.
Благовещенска, выразившегося в непринятии решения о выкупе
земельного участка, неизготовлении и ненаправлении договора купли-
продажи земельного участка в период с 29 мая 2002 года по момент
подачи заявления в суд, как не соответствующего ст. 36 Земельного
кодекса РФ. Просит обязать администрацию г. Благовещенска принять
решение о выкупе земельного участка либо изготовлении проекта
договора купли-продажи земельного участка и направить его
заявителю с предложением о заключении соответствующего договора по
цене, рассчитанной на 29 мая 2002 года.
С учетом уточнения требований ЗАО "Автовокзал" просило о
признании незаконным бездействия администрации г. Благовещенска,
выразившегося в непринятии решения о выкупе земельного участка,
неизготовлении и ненаправлении договора купли-продажи земельного
участка в период с 29 мая 2002 года по момент подачи заявления в
суд, как не соответствующего ст. 36 Земельного кодекса РФ. Принять
решение о понуждении администрации г. Благовещенска заключить
договора купли-продажи земельных участков, полученных путем
размежевания земельного участка, расположенного по ул. им. 50-
летия Октября, 44, в квартале 176, кадастровый номер N
28:01:130176:0004 и предоставленного ранее ЗАО "Автовокзал" в
постоянное (бессрочное) пользование площадью 9751 кв. м, в
следующих размерах:
в собственность ЗАО "Автовокзал" - 8189,59 кв. м;
в собственность Разуванова В.М. - 307,75 кв. м;
в общую долевую собственность ЗАО "Автовокзал" и Разуванова
В.М. - 1205,06 кв. м (под зданием) с долями: ЗАО "Автовокзал" -
48,94 процентов, Разуванов В.М. - 51,06 процента, по цене,
рассчитанной на дату, определенную законом для принятия решений
администрацией г. Благовещенска о продаже земельного участка (29
мая 2002 года) после поступления заявления от ЗАО "Автовокзал" (15
мая 2002 года).
Судом не принято к рассмотрению новое заявленное требование о
понуждении администрации г. Благовещенска заключить договора купли-
продажи земельных участков как противоречащее ст. 49 АПК РФ.
Решением суда от 7 марта 2003 года заявление в части признания
незаконным бездействия администрации города Благовещенска
удовлетворено в части понуждения заключить договоры, дело
производством прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 7 мая 2003 года
решение изменено. Признавая недействительным бездействие
администрации города Благовещенска, суд апелляционной инстанции
понудил администрацию подготовить проект договора купли-продажи
земельного участка и направить его ЗАО "Автовокзал".
Постановлением ФАС ДВО от 23 июля 2003 года решение суда и
постановление апелляционной инстанции отменены, дело передано на
рассмотрение в первую инстанцию.
ЗАО "Автовокзал" на требованиях настаивает, считая, что в
соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона РФ "О
введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ, положениями
статьи 36 Земельного кодекса РФ организации обязаны переоформить
право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками
на право аренды земельных участков или приобрести земельные
участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года. В
связи с этим администрация обязана принять соответствующее решение
по их заявлению.
Администрация требования не признала, ссылаясь на пункт 8 ст.
28 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и
муниципального имущества", согласно которому не подлежат
отчуждению земельные участки, предусмотренные генеральными планами
развития соответствующих территорий для использования в
государственных и общественных интересах, в том числе земель
общего пользования.
Департамент, привлеченный по его заявлению к участию в деле в
качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований,
просит в требованиях отказать, считая, что согласно пункту 10
статьи 3 Федерального Закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О
введении в действие Земельного кодекса РФ", п. 3 ст. 28, п. 14 ст.
43 Закона "О приватизации государственного и муниципального
имущества" N 178-ФЗ до разграничения государственной собственности
на землю распоряжение землями, находящимися в государственной
собственности, осуществляется органами, принявшими решение о
приватизации находящихся на этих земельных участках объектов
недвижимости.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Амурской
области в судебное заседание не явился, ходатайством просил
рассмотрение дела перенести на другое время в связи с отсутствием
юриста. С учетом мнения сторон ходатайство суд отклонил, поскольку
отсутствие представителя комитета не препятствует рассмотрению
дела по существу.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
установил следующее.
Приказом N 442 от 23 декабря 1992 года комитета по управлению
государственным имуществом Амурской области "О приватизации
государственного Амурского областного предприятия автовокзалов и
автостанций" было принято решение о приватизации заявителя.
Приватизация осуществлена в соответствии с Законом РСФСР "О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР"
N 1531-1 от 3 июля 1991 года и планом приватизации как предприятие
- производственный комплекс.
Из материалов дела следует, что за истцом было закреплено право
постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью
9831 кв. м, расположенным по ул. им. 50-летия Октября, 44, в
квартале N 176 г. Благовещенска, что подтверждается свидетельством
о праве бессрочного постоянного пользования землей N 35394 от 28
декабря 1993 года. По плану приватизации в собственность истца
перешло здание автовокзала, расположенное в г. Благовещенске по
ул. им. 50-летия Октября, 44.
Постановлением мэра г. Благовещенска N 2393 от 27 сентября 2001
года на основании заявления ОАО "Автовокзал" были утверждены
границы земельного участка и площадь уменьшена до 9751 кв. м.
По договору купли-продажи от 10 октября 2001 года часть здания
автовокзала площадью 393,2 кв. м была продана ЗАО "Автовокзал"
гражданину Разуванову В.М., и, таким образом, здание находится в
совместной собственности ЗАО "Автовокзал" - 376,90 кв. м и
гражданина Разуванова В.М. - 393,2 кв. м, что подтверждается
свидетельствами о государственной регистрации права от 16 ноября
2001 года серии 28 N 712807 и N 712806, выданными Амурским
учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним.
Во исполнение указаний кассационной инстанции арбитражным судом
исследован подлинник генерального плана развития города
Благовещенска, разработанного проектным институтом "Ленгипрогор" в
1981 году с корректировками в 1987 - 90 годах, утвержденного
решением Благовещенского городского Совет народных депутатов 15
ноября 1991 года, а также схема магистралей городского и внешнего
транспорта, разработанная проектным институтом "Ленгипрогор" в
1981 году с корректировками в 1987 - 90 годах.
Согласно указанным документам спорный земельный участок
значится отнесенным к землям общественных центров. Согласно
экспликации плана и пояснительной записке к нему на земельном
участке размещен автовокзал.
15 мая 2002 года собственники здания обратились в администрацию
г. Благовещенска с заявлением о выкупе земельного участка
(заявление ЗАО "Автовокзал" датировано 26 марта 2002 года).
Администрация г. Благовещенска заявления истца и третьего лица
оставила без ответа. 17 января 2003 года администрация г.
Благовещенска письмом N 03-06/141 заявителям сообщила, что им
необходимо право постоянного (бессрочного) пользования земельным
участком переоформить на право аренды в соответствии с п. 2 ст. 3
ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие
Земельного кодекса РФ" в срок до 1 января 2004 года.
Указанные действия администрации города Благовещенска послужили
основанием для обращения ЗАО "Автовокзал" с заявлением в
арбитражный суд об обжаловании бездействия государственного
органа.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального Кодекса РФ
граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный
суд с заявлением о признании недействительными ненормативных
правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных
органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый
ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не
соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и
нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них
какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ для признания незаконным
оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия
(бездействие) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц суд исследует, кроме
того, нарушают ли права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности указанные
акты и действия.
В данном случае ЗАО "Автовокзал" обратилось с заявлением о
выкупе земельного участка не в надлежащий государственный орган.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона РФ N 178-ФЗ от
21 декабря 2001 года, с даты вступления его в силу, продажа
государственного и муниципального имущества осуществляется в
порядке, установленном данным законом. Согласно пункту 10 статьи 3
Федерального Закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в
действие Земельного кодекса РФ" распоряжение землями, находящимися
в государственной собственности до разграничения государственной
собственности на землю, осуществляется органами местного
самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не
предусмотрено иное.
Пунктом 14 статьи 43 ФЗ РФ N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года
установлено, что в это время решение о приватизации земельных
участков, не отнесенных в соответствии с законодательством
Российской Федерации к собственности Российской Федерации или
собственности субъектов Российской Федерации, принимают органы,
принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных
участках объектов недвижимости.
В отношении земельных участков, на которых находятся иные
объекты недвижимости, такое решение принимают органы,
уполномоченные Правительством Российской Федерации.
Так как решение о приватизации государственного Амурского
областного предприятия автовокзалов и автостанций было принято
комитетом по управлению государственным имуществом Амурской
области, им же может быть принято решение об отчуждении земельного
участка.
Согласно постановлению N 609 от 5 сентября 2003 года
губернатора Амурской области "Об утверждении Положения о
департаменте администрации Амурской области по управлению
государственным имуществом области" департамент является
правопреемником комитета администрации области по управлению
государственным имуществом Амурской области, следовательно, тем
органом, к компетенции которого отнесено принятие данного решения.
Ссылка заявителя на пункты 5, 6 ст. 36 ЗК РФ судом отклонена,
так как указанный порядок может быть применен только после
разграничения государственной собственности на землю.
Таким образом, в требованиях ЗАО "Автовокзал" следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 201, 248 Арбитражного
процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ЗАО "Автовокзал" о признании
незаконным бездействия администрации города Благовещенска,
выразившегося в непринятии с 29 мая 2002 года решения о продаже
ЗАО "Автовокзал" земельного участка, расположенного в 176 квартале
города Благовещенска, отказать.
Взыскать с ЗАО "Автовокзал", зарегистрированного администрацией
города Благовещенска 29 марта 1996 года за N 135р, юридический
адрес: г. Благовещенск, ул. им. 50-летия Октября, 42/2, в доход
федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
00 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную
инстанцию Арбитражного суда Амурской области либо после вступления
его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд
Амурской области.
|