АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
18 сентября 2003 года Дело N А04-2547/03-1/278
(извлечение)
Гражданин КНР Цуй Лихуа обратился с заявлением о признании
незаконным решения "Об отказе в государственной регистрации
юридического лица в случае непредставления определенных
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических лиц" необходимых для
государственной регистрации документов" от 30 мая 2003 года,
вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью
"Солнечное" (предприятие, полностью принадлежащее иностранному
инвестору), просит обязать ответчика осуществить государственную
регистрацию общества с ограниченной ответственностью "Солнечное" в
пятидневный срок с момента вынесения решения.
Заявление обосновано тем, что на государственную регистрацию
юридического лица, единственным учредителем которого является
гражданин КНР, были представлены все документы в соответствии со
статьей 12 Закона РФ "О государственной регистрации юридических
лиц". Отказ в связи с непредставлением выписки из реестра
иностранного юридического лица-учредителя не соответствует
требованиям законодательства, поскольку учредителем является
физическое лицо - иностранный гражданин.
Ответчик в судебное заседание не явился. В отзыве требования
не признал, ссылаясь на то, что:
- в соответствии со ст. 12 Закона "О государственной
регистрации юридических лиц" учредительные документы должны
соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации,
сведения, содержащиеся в представленных документах, должны быть
достоверны;
- устав общества не содержит сведений о том, что учредитель -
иностранный гражданин - вправе осуществлять инвестиции. В
соответствии с положениями статьи 2 Закона РФ "Об иностранных
инвестициях в РФ", согласно которым иностранный инвестор определен
как иностранный гражданин, гражданская правоспособность и
дееспособность которого определяется в соответствии с
законодательством государства его гражданства и который вправе в
соответствии с законодательством указанного государства
осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
- учредителем коммерческой организации в соответствии со ст. 2
Закона Российской Федерации "О правовом положении иностранных
граждан на территории Российской Федерации" и ст. 12 Закона "О
государственной регистрации юридических лиц" может быть только
иностранное юридическое лицо;
- в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона РФ "Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации" инвесторами
могут быть иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Заявитель по делу не является субъектом предпринимательской
деятельности, поскольку не имеет статуса предпринимателя.
Выслушав представителя заявителя и исследовав материалы дела,
суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
27 мая 2003 года в межрайонную инспекцию Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Амурской области
представлены для государственной регистрации общества с
ограниченной ответственностью "Солнечное", единственным
учредителем которого является гражданин Китайской Народной
Республики Цуй Лихуа.
30 мая 2003 года регистрирующим органом принято решение об
отказе в государственной регистрации общества на основании
непредставления обществом выписки из реестра иностранного
юридического лица-учредителя.
Письмом N 09-33 от 30 мая 2003 года разъяснены основания отказа
в государственной регистрации юридического лица. По мнению
налогового органа, участие иностранных граждан в обществах с
ограниченной ответственностью ограничено статьей 2 Федерального
закона РФ N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации", предусматривающей право иностранных граждан
осуществлять вложения иностранного капитала в объект
предпринимательской деятельности на территории Российской
Федерации при наличии соответствующего разрешения государства,
гражданином которого инвестор является. В подтверждение названного
вывода налоговый орган ссылается также на подпункт "г" статьи 12
Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц",
предусматривающий наряду с другими документами представлять для
государственной регистрации юридического лица в Российской
Федерации выписку из реестра иностранных юридических лиц -
учредителей Российского предприятия.
Согласно статье 23 Федерального закона РФ от 8 августа 2001 г.
N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" отказ в
государственной регистрации юридического лица возможен только в
двух случаях:
- непредставления определенных данным законом необходимых для
государственной регистрации документов;
- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Статьей 12 закона установлен исчерпывающий перечень документов,
представляемых при государственной регистрации юридического лица:
заявление установленной формы и образца; решение о создании
юридического лица; учредительные документы; выписка из реестра
иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения
или иное равное по юридической силе доказательство юридического
статуса иностранного юридического лица
- учредителя; документы об оплате государственной пошлины.
Статьей 2 закона установлено, что государственная регистрация
осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской
Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве
Российской Федерации". Постановлением Правительства РФ от 17 мая
2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной
власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических
лиц" (с изменениями и дополнениями) полномочия по осуществлению
государственной регистрации юридических лиц с 1 июля 2002 года
возложены на Министерство РФ по налогам и сборам.
Как видно из материалов дела, заявление о государственной
регистрации ООО "Солнечное" подано в надлежащий регистрирующий
орган по месту нахождения (юридический адрес: г. Благовещенск, ул.
им. Чайковского, 171) с приложением всех необходимых для
регистрации документов.
Ссылка в оспариваемом решении на отсутствие выписки из реестра
иностранных юридических лиц, подтверждающей статус юридического
лица-учредителя не соответствует требованиям законодательства и
материалам дела.
Согласно расписке о получении документов, представленных
заявителем в регистрирующий орган, представлены для регистрации:
заявление; устав; решение о создании юридического лица; копия
паспорта иностранного гражданина-учредителя; доверенность
представителя; копия квитанции об уплате 50% уставного капитала;
документ об уплате государственной пошлины. Указанный перечень
соответствует требованиям статьи 12 Закона "О государственной
регистрации юридических лиц".
Возражения ответчика о том, что иностранные граждане не могут
быть учредителями российских юридических лиц, судом не приняты по
следующим основаниям.
Согласно статье 1196 Гражданского кодекса РФ иностранные
граждане пользуются в Российской Федерации гражданской
правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев,
установленных законом.
Статьей 1202 кодекса предусмотрено, что вопросы создания
юридического лица регулируются правом страны, где учреждено
юридическое лицо.
В соответствии с Законом "О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются в
России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской
Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным
законом.
Федеральным законом РФ от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об
обществах с ограниченной ответственностью" прямого запрета
иностранным гражданам выступать участниками общества нет.
По мнению ответчика, для государственной регистрации
юридического лица необходимо представление документов,
подтверждающих, что учредитель - иностранный гражданин вправе
осуществлять инвестиции в соответствии с положениями статьи 2
Закона РФ "Об иностранных инвестициях в РФ". Однако Закон "О
государственной регистрации юридических лиц" не требует
представления такого документа для иностранных граждан -
учредителей российского юридического лица. Подтверждение статуса
предусмотрено только для иностранных юридических лиц -
учредителей. Расширение ответчиком перечня лиц, указанных в данном
законе, неправомерен.
Согласно статье 2 Закона "Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации" под иностранным инвестором понимается, в том
числе, иностранный гражданин, гражданская правоспособность и
дееспособность которого определяются в соответствии с
законодательством государства его гражданства и который вправе в
соответствии с законодательством указанного государства
осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.
Судом проверено гражданство заявителя согласно представленному
паспорту и визе.
Законодатель внес изменения в статью 20 ФЗ "Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации", согласно которой в ранее
действовавшей редакции требовалось для регистрации юридического
лица с иностранными инвестициями представление выписки из
торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный
инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус
иностранного инвестора.
В действующей на момент спорных отношений редакции данной
статьи имеется отсылочная норма о том, что юридические лица,
являющиеся коммерческими организациями с иностранными
инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке,
определенном Федеральным законом "О государственной регистрации
юридических лиц". Ограничения в условиях и порядке регистрации
данных организаций могут быть установлены только федеральными
законами. Оценивая изменения законодательства, суд приходит к
выводу, что законодатель отменил ограничения при создании
коммерческих организаций с иностранными инвестициями в случаях,
когда учредителем указанных организаций является иностранный
гражданин.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201, 248 Арбитражного
процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение межрайонной инспекции МНС России N 1 по Амурской
области от 30 мая 2003 года "Об отказе в государственной
регистрации юридического лица в случае непредставления
определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических лиц" необходимых для
государственной регистрации документов" в отношении ООО
"Солнечное" признать незаконным как не соответствующее статье 23
Федерального закона РФ "О государственной регистрации юридических
лиц".
Обязать межрайонную инспекцию МНС России N 1 по Амурской
области произвести регистрацию общества с ограниченной
ответственностью "Солнечное" в соответствии с требованиями
Федерального закона Российской Федерации "О государственной
регистрации юридических лиц".
Выдать заявителю справку на возврат государственной пошлины в
сумме 1000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную
инстанцию Арбитражного суда Амурской области либо в двухмесячный
срок после вступления его в законную силу - в Федеральный
арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через
Арбитражный суд Амурской области.
|