АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
(третий созыв)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2003 г. N 30/463
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
И ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Рассмотрев представленный в порядке законодательной инициативы
депутатом областного Совета народных депутатов Пугачевой Н.В.
проект закона Амурской области "О внесении дополнения и изменения
в Закон Амурской области "О признании утратившими силу отдельных
законов Амурской области", областной Совет народных депутатов
постановляет:
1. Принять проект закона Амурской области "О внесении
дополнения и изменения в Закон Амурской области "О признании
утратившими силу отдельных законов Амурской области" в первом
чтении.
2. Направить указанный законопроект губернатору области,
депутатам областного Совета народных депутатов для внесения
поправок, в прокуратуру области, Управление Министерства юстиции
Российской Федерации по Амурской области, Управление Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по Амурской области для
внесения замечаний и предложений до 3 октября 2003 года.
3. Постоянной комиссии областного Совета народных депутатов по
бюджету, налогам и финансам доработать указанный законопроект с
учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение
областного Совета народных депутатов во втором чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Амурского
областного Совета
народных депутатов
С.И.ГОРЯНСКИЙ
ПРОЕКТ
Внесен
депутатом
Амурского
областного Совета
народных депутатов
Н.В.ПУГАЧЕВОЙ
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН АМУРСКОЙ
ОБЛАСТИ "О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ
ЗАКОНОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
________ 2003 года
Статья 1
Внести в Закон Амурской области от 27 ноября 2002 г. N 149-ОЗ
"О признании утратившими силу отдельных законов Амурской области"
следующие дополнение и изменение:
1. Дополнить новой статьей 1 следующего содержания:
"Статья 1
Дополнить таблицу статьи 2 Закона Амурской области от 26 марта
1996 г. N 76-ОЗ "Об установлении объектов налогообложения, ставок
единого налога и стоимости годового патента для субъектов малого
предпринимательства в Амурской области" (с учетом дополнений,
внесенных Законом Амурской области от 29 августа 1997 г. N 25-ОЗ)
следующей строкой:
-----------------------------------T-----------T---------T-------¬
¦"Крестьянско-фермерские хозяйства ¦0%" ¦ ¦ ¦
¦от сельскохозяйственных видов ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+-----------+---------+--------
2. Статьи 1 и 2 считать соответственно статьями 2 и 3.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца
после дня его первого официального опубликования.
Действие настоящего Закона распространяется на отношения,
возникшие с 1 января 2000 года.
Губернатор
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
г. Благовещенск
__________ 2003 года
N ________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
И ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Настоящий законопроект разработан в целях приведения в
соответствие с законодательством о налогах и сборах Закона
Амурской области от 26 марта 1996 г. N 76-ОЗ "Об установлении
объектов налогообложения, ставок единого налога и стоимости
годового патента для субъектов малого предпринимательства Амурской
области" (в ред. Закона Амурской области от 29 августа 1997 г. N
25-ОЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона Амурской области "Об
установлении объектов налогообложения, ставок единого налога и
стоимости годового патента для субъектов малого
предпринимательства в Амурской области" N 76-ОЗ от 26 марта 1996
года установлены следующие ставки единого налога с валовой выручки
в зависимости от вида осуществляемой деятельности:
- все виды деятельности, за исключением бытового обслуживания,
коммунального обслуживания и сельскохозяйственных предприятий от
несельскохозяйственных видов деятельности, - 10%;
- бытовое обслуживание - 9,5%;
- коммунальное обслуживание - 9,5%;
- сельскохозяйственные предприятия от несельскохозяйственных
видов деятельности - 9%.
Следовательно, сельскохозяйственные предприятия от
несельскохозяйственных видов деятельности обязаны применять ставку
9% с валовой выручки, от остальных видов деятельности, в том числе
сельскохозяйственные предприятия от сельскохозяйственных видов
деятельности, - 10%.
Вышеуказанный закон признан утратившим силу с 1 января 2003
года Законом от 27 ноября 2002 г. N 149-ОЗ.
В связи с тем, что в настоящее время Закон N 76-ОЗ от 26 марта
1996 года утратил силу и внесение в него изменений или дополнений
не предоставляется возможным, считаем необходимо внести дополнения
в Закон Амурской области N 149-ОЗ от 27 ноября 2002 года для
устранения противоречий, содержащихся в статье 2 Закона Амурской
области N 76-ОЗ "Об установлении объектов налогообложения, ставок
единого налога и стоимости годового патента для субъектов малого
предпринимательства в Амурской области", в части установления
ставок единого налога с валовой выручки для сельхозпроизводителей
от сельскохозяйственных видов деятельности.
В силу ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации данным
изменениям возможно придать обратную силу. В таком случае в силу
прямого указания в законе применение новых ставок для
вышеуказанной категории налогоплательщиков возможно с 1 января
2000 года. При этом следует учитывать, что невнесение изменений в
данной части повлечет за собой применение к
сельхозтоваропроизводителям от сельскохозяйственного производства
ставки патента в размере 10% (имеются в виду те организации,
которые получили в налоговом органе патент, но не оплатили его).
В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса налоговые органы
проводят выездные налоговые проверки налогоплательщиков, которыми
могут быть охвачены три календарных года деятельности
налогоплательщиков, непосредственно предшествовавшие году
проведения проверки. Следовательно, в настоящее время проверкой
охватываются 2000 - 2002 гг. При проведении проверки вопроса
правильности исчисления и уплаты единого налога с совокупного
дохода налоговые органы руководствуются Законом Амурской области N
76-ОЗ от 26 марта 1996 года.
Депутат
Амурского
областного Совета
народных депутатов
Н.В.ПУГАЧЕВА
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
В ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
В Амурский областной Совет народных депутатов поступило
предложение от Управления МНС России по Амурской области от 16
сентября 2003 года и крестьянских (фермерских) хозяйств о внесении
дополнений в Закон Амурской области N 149-ОЗ от 27 ноября 2002
года в части установления ставки единого налога с валовой выручки
для предприятий - сельхозпроизводителей ниже, чем установленная
статьей 2 Закона Амурской области "Об установлении объектов
налогообложения, ставок единого налога и стоимости годового
патента для субъектов малого предпринимательства в Амурской
области" N 76-ОЗ от 26 марта 1996 года для всех видов деятельности
- в размере 10%.
Крестьянско-фермерские хозяйства, обратившиеся в областной
Совет народных депутатов, в 2000, 2001, 2002 годах получили в
налоговом органе патент на применение упрощенной системы
налогообложения по 0% ставке. По такой ставке патент был выдан
ошибочно, так как было принято во внимание, что по общей системе
налогообложения крестьянско-фермерские хозяйства от
сельскохозяйственного производства практически были освобождены от
уплаты всех видов налогов. Стремление КФХ получить патент на право
применения упрощенной системы налогообложения обосновано тем, что
переход на такую систему позволяет вести бухгалтерский учет в
упрощенном порядке.
В соответствии со статьей 2 Закона Амурской области "Об
установлении объектов налогообложения, ставок единого налога и
стоимости годового патента для субъектов малого
предпринимательства в Амурской области" N 76-ОЗ от 26 марта 1996
года установлены следующие ставки единого налога с валовой выручки
в зависимости от вида осуществляемой деятельности:
- все виды деятельности, за исключением бытового обслуживания,
коммунального обслуживания и сельскохозяйственных предприятий от
несельскохозяйственных видов деятельности, - 10%;
- бытовое обслуживание - 9,5%;
- коммунальное обслуживание - 9,5%;
- сельскохозяйственные предприятия от несельскохозяйственных
видов деятельности - 9%.
Из смысла данной статьи следует, что сельскохозяйственные
предприятия от несельскохозяйственных видов деятельности обязаны
применять ставку 9% с валовой выручки, от остальных видов
деятельности, в том числе сельскохозяйственные предприятия от
сельскохозяйственных видов деятельности, - 10%.
Применяя общую систему налогообложения, организации -
производители сельхозпродукции (к которым относятся крестьянские
(фермерские) хозяйства) в соответствии с действующим
законодательством пользовались льготами по большинству видов
налогов:
- ст. 12 Закона РСФСР от 11 сентября 1991 г. N 1738-1 "О плате
за землю";
- ст. 5 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных
фондах в РСФСР";
- п. б ст. 4 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге
на имущество предприятий";
- ст. 12 Закона РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О
подоходном налоге с физических лиц";
- п. 5 ст. 1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге
на прибыль предприятий и организаций".
Упрощенная система налогообложения по замыслу законодателя
предусматривает более упрощенное ведение бухгалтерского учета и
отчетности и снижение налоговых платежей.
Следовательно, переход сельхозпроизводителей от
сельскохозяйственных видов деятельности на упрощенную систему
налогообложения не должен ухудшать положение данной категории
налогоплательщиков. Таким образом, в указанной статье имеется
противоречие в ставках налога для сельхозпроизводителей в
зависимости от видов осуществляемой деятельности. Сама конструкция
норм, выделившая предприятия сельхозпроизводителей, получающих
доходы от несельскохозяйственных видов деятельности, в отдельную
категорию, подразумевает применение более льготного налогового
режима для предприятий - сельхозпроизводителей, получающих доходы
от сельскохозяйственных видов деятельности. Однако, законодатель
не реализовал в рассматриваемой статье право предоставить
отдельной категории налогоплательщиков более льготный режим
налогообложения.
Сложившаяся ситуация может привести к доначислению налоговыми
органами Амурской области единого налога с совокупного дохода в
отношении КФХ, применивших ставку патента 0% от валовой выручки, в
размере 10% от суммы валовой выручки, исходя из ст. 2 Закона
Амурской области "Об установлении объектов налогообложения, ставок
единого налога и стоимости годового патента для субъектов малого
предпринимательства в Амурской области", предусматривающей для
всех видов деятельности данную ставку.
Только на территории Благовещенского района зарегистрированы 76
крестьянских (фермерских) хозяйств, переведенных на упрощенную
систему налогообложения. Применение ставки единого налога с
валовой выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в
размере 10% повлечет значительное ухудшение финансового положения
данных предприятий.
Например, в 2002 году валовая выручка крестьянского
(фермерского) хозяйства "К" составила 2967940 рублей, в том числе
выручка от сельскохозяйственной продукции - 2258020 рублей,
выручка от несельскохозяйственной деятельности - 709920 рублей.
Следовательно, применяя ставку единого налога с валовой выручки в
размере 10% от сельскохозяйственной деятельности, сумма единого
налога составляет 225802 рубля, а налог от несельскохозяйственной
деятельности по ставке 9,5% - 67442 рубля.
Необходимо учесть, что объектом налогообложения единым налогом
на вмененный доход является валовая выручка, т.е. сумма выручки,
полученная от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены
имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационные
доходы. Таким образом, предприятие, указывая валовую выручку от
реализации сельскохозяйственной продукции в размере 2258020
рублей, не отражает суммы затрат на производство данной продукции.
Следовательно, применение упрощенной системы налогообложения
предприятиями - сельхозпроизводителями при исчислении единого
налога с валовой выручки в размере 10% от реализации
сельскохозяйственных видов деятельности экономически не выгодно, а
доначисление данного налога в размере 10% повлечет многие
негативные последствия для предприятий - сельхозпроизводителей:
ухудшение финансово-хозяйственного положения, разорение,
банкротство.
Нельзя не брать во внимание, что Амурская область является
аграрной, что обусловлено большим количеством предприятий -
производителей сельскохозяйственной продукции. Действующее
законодательство должно являться стимулом для развития
сельскохозяйственных предприятий.
Депутат
Амурского
областного Совета
народных депутатов
Н.В.ПУГАЧЕВА
СПРАВКА
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДАННОЙ СФЕРЕ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Общественные отношения, охватываемые проектом закона Амурской
области "О внесении изменений в Закон Амурской области "О
признании утратившими силу отдельных законов Амурской области", в
настоящее время регулируются:
1. Налоговым кодексом Российской Федерации (часть первая) от 31
июля 1998 г. N 146-ФЗ в ред. Законов от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ,
от 2 января 2000 г. N 13-ФЗ, от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (ред.
от 24 марта 2001 года), от 28 декабря 2001 г. N 180-ФЗ, от 29
декабря 2001 г. N 190-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ, от 6
июня 2003 г. N 65-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 7 июля 2003
г. N 104-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 30
марта 1999 г. N 51-ФЗ, от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ (ред. от 9 июля
2002 года), определением Конституционного Суда РФ от 6 декабря
2001 г. N 257-О).
2. Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 5
августа 2000 г. (в ред. Федеральных законов от 5 августа 2000 г. N
118-ФЗ, от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ, от 30 мая 2001 г. N 71-ФЗ,
от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ, от 7 августа 2001 г. N 118-ФЗ, от 8
августа 2001 г. N 126-ФЗ, от 27 ноября 2001 г. N 148-ФЗ, от 29
ноября 2001 г. N 158-ФЗ, от 28 декабря 2001 г. N 179-ФЗ (ред. от
31 декабря 2002 года), от 29 декабря 2001 г. N 187-ФЗ, от 31
декабря 2001 г. N 198-ФЗ, от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ, от 24 июля
2002 г. N 104-ФЗ, от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ (ред. от 31 декабря
2002 года), от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. N
187-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. N
191-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. N 193-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. N
196-ФЗ, от 6 мая 2003 г. N 51-ФЗ, от 22 мая 2003 г. N 55-ФЗ, от 6
июня 2003 г. N 65-ФЗ, от 23 июня 2003 г. N 78-ФЗ, от 30 июня 2003
г. N 86-ФЗ, от 7 июля 2003 г. N 105-ФЗ, от 7 июля 2003 г. N 110-
ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 декабря
2002 г. N 176-ФЗ, определением Конституционного Суда РФ от 14
января 2003 г. N 129-О).
3. Законом Амурской области от 27 ноября 2002 г. N 149-ОЗ "О
признании утратившими силу отдельных законов Амурской области".
Депутат
Амурского
областного Совета
народных депутатов
Н.В.ПУГАЧЕВА
|