АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
8 сентября 2003 года Дело N А04-2453/03-1/253
(извлечение)
Прокурор Амурской области обратился в Арбитражный суд Амурской
области с заявлением в интересах комитета администрации области по
управлению государственным имуществом Амурской области (далее -
первый истец) и командования войсками Дальневосточного военного
округа к администрации города Свободного и комитету по управлению
муниципальным имуществом города Свободного о признании незаконным
бездействия в форме отказа в принятии объектов коммунально-
бытового назначения Свободненской КЭЧ, выраженного в неподписании
актов приема-передачи и непринятии на баланс с 26 января 2003 года
имущества Свободненской КЭЧ согласно приложению N 3 к распоряжению
Правительства РФ N 1086-р. В порядке статьи 201 АПК РФ прокурор
просит обязать администрацию города Свободного в месячный срок
после вступления решения суда в законную силу принять от
Свободненской квартирно-эксплуатационной части квартирно-
эксплуатационного управления Дальневосточного военного округа в
муниципальную собственность объекты жилищно-коммунального
назначения согласно приложению N 1 к распоряжению Правительства РФ
N 1086-р от 13 августа 2003 года, за исключением приватизированных
квартир и квартир, переданных командующим ДВО ранее, утвердить
акты приема-передачи указанных объектов.
Прокурор уточнил наименования лиц, участвующих в деле, без
замены сторон, а также уточнил требования и просил признать
незаконным бездействие администрации города Свободного и
управления имущественных прав администрации города Свободного, в
порядке статьи 201 АПК РФ просит обязать администрацию города
Свободного принять на баланс имущество.
Заявление обосновано тем, что ответчиками не выполняется
распоряжение Правительства РФ N 1086-р от 13 августа 2002 года,
предписывающее Минимуществу России совместно с Минобороны России и
органами местного самоуправления города Свободного Амурской
области обеспечить в установленном порядке передачу указанных в
приложении N 1 к распоряжению объектов в муниципальную
собственность с возмещением в 2002 году затрат на функционирование
объектов за счет средств федерального бюджета, предусмотренных по
смете на текущее содержание Минобороны России.
Истцы требования прокурора Амурской области поддержали в полном
объеме по тем же основаниям.
Ответчики с требованиями не согласны. Возражения обосновывают
тем, что объекты находятся в ненадлежащем состоянии, средств на их
восстановление нет.
Выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела,
суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению,
а возражения ответчиков необоснованными.
1 ноября 2001 года Свободненским городским Советом народных
депутатов принято решение N 186 "Об утверждении перечня имущества
жилищно-коммунального и социально-культурного назначения
Свободненской КЭЧ, передаваемого в муниципальную собственность г.
Свободного", на основании которого Правительством Российской
Федерации издано распоряжение от 13 августа 2002 г. N 1086-р.
Минимуществу России совместно с Минобороны России и органами
местного самоуправления г. Свободного Амурской области поручено
обеспечить в установленном порядке передачу указанных в приложении
N 1 распоряжения объектов в муниципальную собственность.
Из указанного в приложении N 1 к распоряжению Правительства РФ
N 1086-р на день рассмотрения дела не принят в муниципальную
собственность.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Указа Президента
Российской Федерации от 25 ноября 1996 г. N 1592 "О мерах по
обеспечению военного строительства в Российской Федерации" (с
изменениями и дополнениями), в целях приведения процесса военного
строительства в Российской Федерации в соответствие с реальной
социально-экономической и военно-политической обстановкой
государства Правительству РФ постановлено до 1 января 2005 года
передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ,
других войск и воинских формирований (за исключением объектов
закрытых городков, не имеющих органов местного самоуправления),
находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов
Российской Федерации и муниципальную собственность.
Расходы на осуществление указанных мероприятий учитывать
начиная с 1999 года при расчете сумм финансовой помощи субъектам
Российской Федерации из федерального фонда финансовой поддержки
субъектов Российской Федерации на основании ежегодно
разрабатываемых субъектами РФ планов мероприятий по передаче
находящихся в федеральной собственности объектов социальной
инфраструктуры в собственность субъектов РФ и в муниципальную
собственность, согласованных с органами местного самоуправления и
органами военного управления Вооруженных Сил РФ, других войск и
воинских формирований.
Во исполнение Указа Правительством Российской Федерации издано
постановление от 6 октября 1999 г. N 1131 "О передаче находящихся
в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований в государственную собственность субъектов Российской
Федерации и в муниципальную собственность", пунктом 4 которого
рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам
местного самоуправления, в государственную (муниципальную)
собственность которых передаются объекты социальной
инфраструктуры, совместно с соответствующими органами военного
управления в месячный срок после принятия Правительством РФ
решения о передаче указанных объектов оформить необходимую
техническую документацию и акты приема-передачи, включая финансово-
экономическое обоснование расходов на содержание передаваемых
объектов.
Пунктом 5 постановления установлено, что расходы на содержание
объектов социальной инфраструктуры, переданных из федеральной
собственности в государственную собственность субъектов РФ и
муниципальную собственность, учитывать при определении
взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
РФ (в части смет расходов федеральных органов исполнительной
власти) на основании актов приема-передачи объектов и прилагаемых
к ним финансово-экономических обоснований.
Таким образом, возражения ответчиков об отсутствии средств на
содержание передаваемых объектов несостоятельны.
Распоряжение Правительства РФ о передаче объектов Свободненской
КЭЧ издано 13 августа 2002 года, следовательно, до 13 сентября
2002 года указанные в приложении N 1 к распоряжению объекты должны
быть приняты в муниципальную собственность г. Свободного. Указания
Правительства не исполнены, тем самым ответчики своим бездействием
нарушили требования нормативных правовых актов.
Комитет администрации области по управлению государственным
имуществом Амурской области неоднократно обращался к главе
администрации города Свободного с требованием принять в
муниципальную собственность объекты, указанные в приложении N 1 к
распоряжению Правительства РФ от 13 августа 2002 г. N 1086-р.
Письмом от 25 ноября 2002 года получен ответ с ссылкой на то, что
постановлением Правительства РФ от 6 октября 1999 г. N 1131
органам местного самоуправления рекомендовано принять в
муниципальную собственность, орган субъекта РФ по управлению
имуществом не принимает никакого участия при составлении
соответствующей документации и обследовании передаваемых объектов.
Ссылка ответчиков на пункт 9 Положения о порядке передачи
объектов коммунально-бытового назначения в муниципальную
собственность, являющегося приложением к постановлению Главы
Администрации Амурской области от 8 июня 1995 г. N 289,
предусматривающего передачу в муниципальную собственность только
объектов, находящихся в технически исправном состоянии, не
обоснованна.
По общему смыслу пункта 12 распоряжения Президента РФ от 18
марта 1992 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении
пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной
собственности и порядке оформления прав собственности" и пункта 4
постановления Правительства РФ от 6 октября 1999 г. N 1131 объекты
федеральной собственности считаются переданными в муниципальную
собственность с момента принятия соответствующего решения
Правительства РФ.
Названными нормативными правовыми актами не установлена
передача только технически исправных объектов. Отсутствие
надлежащего оформления передачи объектов в муниципальную
собственность не может служить основанием для отказа от
приобретения собственником вещных прав на объекты муниципального
имущества.
Исходя из изложенного следует, что у администрации города
Свободного возникла обязанность принять в муниципальную
собственность спорное имущество.
Вместе с тем действующие нормы материального права не
предусматривают определение судом срока для исполнения органом
местного самоуправления обязанности принять имущество.
Суд не может также обязать принять на баланс, поскольку в
соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику
принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим
имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в
отношении своего имущества любые действия, не противоречащие
закону и иным нормативным правовым актам, и не нарушать права и
охраняемые законом интересы других лиц.
Исходя из данной нормы права, только собственник вправе решать
вопросы о постановке имущества на баланс определенных организаций
и иных лиц, а также осуществлять действия по обслуживанию
имущества самостоятельно или путем заключения соответствующих
договоров об оказании услуг с другими субъектами гражданского
права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167 - 170, 180,
201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Бездействие администрации города Свободного и управления
имущественных прав администрации города Свободного в форме отказа
в принятии объектов коммунально-бытового назначения Свободненской
КЭЧ, выраженное в неподписании актов приема-передачи и непринятии
имущества Свободненской КЭЧ согласно приложению N 1 к распоряжению
Правительства Российской Федерации от 13 августа 2002 г. N 1086-р,
признать незаконным как противоречащее постановлению Правительства
Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 1131 "О передаче
находящихся в федеральной собственности объектов социальной
инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск
и воинских формирований в государственную собственность Российской
Федерации и в муниципальную собственность".
Обязать администрацию города Свободного принять в муниципальную
собственность объекты, находящиеся в городе Свободном:
- жилые дома, расположенные по улице им. Малиновского, NN 65,
67, 69, 71, 73, 77, 79;
- жилые дома, расположенные по улице им. Лермонтова, NN 80, 82,
84, 107, 109;
- жилые дома, расположенные по улице им. 40-летия Октября, NN
64, 68, 89;
- жилые дома, расположенные по улице им. Ленина, 23;
за исключением приватизированных квартир.
Объекты инженерной инфраструктуры:
- котельные, инвентарные номера 263, 308;
- пристройки к котельным, инвентарные номера 305, 322;
- водонасосную станцию, инвентарный номер 274;
- водонапорную башню, инвентарный номер 273;
- насосную станцию над скважиной, инвентарный номер 315;
- производственно-вспомогательное здание, инвентарный номер
320;
- хлораторную, инвентарный номер 244;
- трансформаторные подстанции, инвентарные номера 265, 307;
- гараж к котельной, инвентарный номер 321.
Инженерные коммуникации:
- сети электроснабжения протяженностью 6505 метров;
- сети теплоснабжения протяженностью 1540 метров;
- сети водоснабжения протяженностью 1655 метров;
- сети канализационные протяженностью 2233 метра.
Объекты инженерной инфраструктуры военного городка N 7:
- котельную, инвентарный номер 257;
- трансформаторную подстанцию, инвентарный номер 256.
Инженерные коммуникации военного городка N 7:
- сети электроснабжения протяженностью 1200 метров;
- сети теплоснабжения протяженностью 230 метров;
- сети водоснабжения протяженностью 324 метра;
- сети канализации протяженностью 229 метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию
Арбитражного суда Амурской области в течение месяца со дня его
принятия либо в кассационную инстанцию Федерального арбитражного
суда Дальневосточного округа (г. Хабаровск) в течение двух месяцев
со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд
Амурской области.
|