МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(МАП РОССИИ)
АМУРСКОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Адрес: 675000, г. Благовещенск,
Амурская область,
пер. им. Св. Иннокентия, 1,
тел. 44-32-03, факс 44-89-89
5 сентября 2003 г. N 02-1586
ФГУП "Забайкальская железная дорога"
672092, г. Чита, ул. Ленинградская, 34
Администрации Октябрьского района
с. Екатеринославка, ул. Комсомольская, 59
Администрации Тамбовского района
с. Тамбовка, ул. им. Ленина, 90
РЕШЕНИЕ
4 сентября 2003 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в
составе:
Яковлева Т.И. - и.о. руководителя управления,
председатель комиссии;
члены комиссии:
Тарасова У.Н - начальник отдела по контролю за
соблюдением антимонопольного
законодательства, анализа товарных
рынков и поддержки
предпринимательства;
Богуш В.П. - главный специалист АМО;
Малыгина Т.Г. - специалист I категории АМО,
рассмотрев дело N А-5/502003 о нарушении ФГУП "Забайкальская
железная дорога" (г. Чита, ул. Ленинградская, 34) п. 1 статьи 5
Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках", установила:
в Амурское территориальное управление МАП России поступили
обращения администраций Октябрьского, Ивановского и Тамбовского
районов об увеличении Механизированной дистанцией погрузо-
разгузочных работ и коммерческих операций Забайкальской железной
дороги с 8 июня 2003 года размеров платы за взвешивание грузов на
автомобильных весах железной дороги.
Коммунальные предприятия Октябрьского, Ивановского и
Тамбовского районов осуществляют вывоз автомобильным транспортом
доставленного по железной дороге угля, выгрузка которого
производится Механизированной дистанцией погрузо-разгрузочных
работ и коммерческих операций Забайкальской железной дороги (в
дальнейшем - Механизированная дистанция) в соответствии с
заключенными с ФГУП "Забайкальская железная дорога" договорами.
Взвешивание автомобилей (порожних и с углем) при вывозе груза с
территории дистанции производится на автомобильных весах,
принадлежащих Механизированной дистанции. Оплата за взвешивание
грузов в соответствии с заключенными с Железной дорогой договорами
должна производиться по тарифам, установленным Тарифным
руководством N 3 (п. 2.4 таблицы N 5). 5 июня 2003 года все
получатели грузов были уведомлены Механизированной дистанцией о
том, что начиная с 8 июня 2003 года оплата за взвешивание грузов
будет осуществляться на основании телеграммы управления ФГУП
"Забайкальская железная дорога" (Железная дорога) от 4 июня 2003
г. N 410 по договорным тарифам, размер которых (49,0 руб., без
НДС) более чем в 4 раза превышает ставки за эти же услуги по
Тарифному руководству N 3 (11,20 руб., без НДС). Столь высокое
повышение размера тарифа не устраивает получателей грузов,
поскольку в муниципальных бюджетах такое увеличение расходов не
предусмотрено.
Поводом для изменения ставок сборов за взвешивание грузов
явилось для Железной дороги принятие нового Устава
железнодорожного транспорта РФ.
Статьей 26 Устава железнодорожного транспорта Российской
Федерации (в дальнейшем - Устав), вступившего в силу 19 мая 2003
года, определено, что "взвешивание грузов осуществляется:
- Железной дорогой (перевозчиком) при обеспечении ею погрузки и
выгрузки грузов в местах общего пользования;
- отправителями или получателями грузов при обеспечении ими
погрузки и выгрузки грузов.".
При осуществлении взвешивания грузов перевозчиком
(подразделением Железной дороги) отправители или получатели грузов
производят оплату данных услуг в соответствии с заключенными
договорами, которыми определена обязанность Железной дороги по
осуществлению взвешивания грузов и оплате этих работ получателями
или отправителями грузов.
Статьей 10 Устава железнодорожного транспорта определено, что
"работы и услуги, которые выполняются перевозчиками по просьбам
грузоотправителей, грузополучателей и цены на которые не указаны в
тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон", то есть
в договорном порядке (по договорным тарифам).
Тарифное руководство N 3, утвержденное постановлением
Федеральной энергетической комиссии от 19 июня 2002 г. N 35/15 "Об
утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции,
связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном
транспорте" (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 августа 2002 г. N
3681), содержит ставки сборов за взвешивание грузов в местах
общего пользования на весах Железной дороги (ст. 2.4, таблица N
5), к которым постановлениями ФЭК РФ от 20 декабря 2002 г. N 95-
Т/1 и от 24 декабря 2002 г. N 96-Т/8 установлены индексы
повышения: с 1 января 2003 года - 1,12, а с 15 января 2003 года
еще в 1,194 раза (к первоначальном уровню ставок по тарифному
руководству - в 1,337 раза).
Таким образом, Федеральная энергетическая комиссия РФ уже после
принятия Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта
РФ" не отменила статью 2.4 Правил применения сборов за
дополнительные операции "Сбор за взвешивание грузов", а привела
его размер в соответствие с уровнем достигнутой инфляции.
Пунктом 3 статьи 790 ГК РФ (ч. II) установлено, что работы и
услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не
предусмотренные тарифами (установленными Тарифным руководством),
оплачиваются по соглашению сторон.
Для таких работ и услуг МАП России приказом от 27 июня 2000 г.
N 477 утвердило Рекомендации по установлению и применению
договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые Железными
дорогами, которые распространяются только на те работы и услуги,
которые выполняются Железными дорогами по просьбам
грузоотправителей и грузополучателей, если цены на них не указаны
в тарифном руководстве.
Пунктом 1.4 таблицы N 5 Тарифного руководства N 3 определены
ставки сборов за взвешивание грузов и тары на автомобильных весах
при взвешивании грузов в местах общего пользования на весах
Железной дороги за 1 автомобиль, в том числе с автополуприцепом, и
отдельно на автоприцеп. Телеграфным указанием управления
Забайкальской железной дороги от 4 июня 2003 г. N 410 и от 22 мая
2003 г. N 1842/Н (п. 715), от 30 июня 2003 г. N 2812/Н определены
ставки сборов за взвешивание грузов и тары на автомобильных весах
в местах общего пользования за 1 единицу. Таким образом,
наименование сбора по взвешиванию грузов, определенного
телеграфными указаниями ФГУП "Забайкальская железная дорога",
полностью соответствует наименованию услуги, определенному
ставками сборов Тарифного руководства N 3.
Договорами, заключенными ФГУП "Забайкальская железная дорога" с
получателями грузов (к примеру N 3 от 23 декабря 2002 года с
Ивановским унитарным муниципальным топливным предприятием, N 29 от
30 декабря 2002 года с Тамбовским унитарным муниципальным
топливным предприятием), на выполнение погрузо-разгрузочных работ,
оказание услуг по станции "Березовский-Восточный" предусмотрено
осуществление расчетов за взвешивание грузов производить по
сборам, установленным Тарифным руководством N 3 (п. 2.4 таблицы N
5).
Телеграфным указанием от 4 июня 2003 г. N 410 ФГУП
"Забайкальская железная дорога" довело до своих структурных
подразделений размеры ставок за взвешивание грузов, размер которых
более чем в 4 раза превышает аналогичные размеры сборов Тарифного
руководства N 3. Во исполнение данного указания Механизированная
дистанция погрузо-разгрузочных работ и коммерческих операций
письмом от 5 июня 2003 г. N 284 довела до начальников всех
участков своей дистанции требование о применении с 8 июня 2003
года к потребителям услуг по взвешиванию грузов и тары на
автомобильных весах договорного тарифа в размере 49,00 рублей за 1
взвешивание. При этом сами потребители услуг не были извещены в
установленном порядке о внесении изменений в условия договора на
выполнение погрузо-разгрузочных работ, касающееся размеров сборов
за выполняемые работы. Другим требованием от 4 июля 2003 года
Механизированная дистанция довела до своих участков новое указание
Забайкальской железной дороги от 30 июня 2003 г. N 2812/Н о
снижении размера договорного тарифа с 49 до 24 рублей за одно
взвешивание автомашины. Об этом изменении ставок сбора потребители
услуг также не были извещены должным образом.
Белогорская механизированная дистанция погрузо-разгрузочных
работ и коммерческих операций определена Забайкальской железной
дорогой как место общего пользования, предназначенное и
оборудованное для осуществления погрузо-разгрузочных работ,
производимых при погрузке и выгрузке вагонов, осуществляющих
перевозку грузов насыпью, а также складирования грузов. Других
предприятий, имеющих возможность осуществлять аналогичные работы,
на территории Тамбовского, Ивановского и Октябрьского районов не
имеется. Вследствие чего коммунальные предприятия указанных
районов, не имеющие собственных подъездных путей, не могут
получить груз, поступивший по железной дороге в адрес этих
предприятий, минуя Белогорскую механизированную дистанцию погрузо-
разгрузочных работ. Кроме того, технология выгрузки и
складирования грузов не позволяет грузополучателю получить его без
взвешивания. Весь уголь, прибывший в адреса разных получателей,
выгружается и складируется без разграничения места складирования
по владельцам одноименного груза. Увеличение сборов за взвешивание
грузов в порядке, не установленном нормативными актами РФ,
ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, получающих грузы через
Белогорскую механизированную дистанцию погрузо-разгрузочных работ
Забайкальской железной дороги. Представители районных
администраций, обратившихся в Амурское ТУ МАП России с
заявлениями, подтвердили, что увеличение сборов за взвешивание
грузов не позволяет им своевременно оплачивать возросшие расходы
на оплату этих работ, вследствие чего они не могут в установленный
договором срок вывезти с территории Дистанции уголь и вынуждены
оплачивать дополнительные расходы за его хранение.
На запрос Амурского ТУ МАП России о правомерности применения
договорных тарифов за взвешивание грузов вместо тарифов, указанных
в Тарифном руководстве, начальник службы грузовой и коммерческой
работы ФГУП "Забайкальская железная дорога" пояснил письмом от 5
августа 2003 г. N 845/МО-27, что после вступления в силу нового
Устава железнодорожного транспорта РФ пункт 2.4 Тарифного
руководства N 3 стал противоречить статье 26 Федерального закона
"Устав железнодорожного транспорта РФ", что позволило ФГУП
"Забайкальская железная дорога" определить собственные договорные
тарифы на данные работы на основании сложившихся расходов Железной
дороги и необходимого уровня рентабельности.
Однако статья 26 вышеназванного Устава не определяет, по каким
ставкам (тарифного указания или договорным) должна осуществляться
оплата работ по взвешиванию грузов. При этом статьей 10 этого же
Устава установлено, что "работы и услуги, которые выполняются
владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам
грузоотправителей, грузополучателей и цены на которые не указаны в
тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон", то есть
в договорном порядке. Из чего следует, что работы и услуги,
выполняемые по просьбам грузоотправителей и грузополучателей, цены
на которые указаны в тарифном руководстве, должны оплачиваться по
этим ценам. Других оснований и аргументов, объясняющих
обоснованность применения договорных тарифов на работы, цены на
которые указаны в Тарифном руководстве, ФГУП "Забайкальская
железная дорога" комиссии не представлено. Кроме того, не
представлены информация и копии документов, предусмотренных
определением о возбуждении дела о применении ФГУП "Забайкальская
железная дорога" цен за взвешивание грузов на других кроме
Белогорска станциях Забайкальской железной дороги.
ФГУП "Забайкальская железная дорога" в нарушение требований
статьи 790 Гражданского кодекса РФ, статьи 10 Федерального закона
"Устав железнодорожного транспорта РФ", приказа МАП России от 27
июня 2000 г. N 477 и указания МПС РФ от 21 декабря 2001 г. N И-
1947у установило и фактически применяет с 8 июня 2003 года
договорные тарифы на работы по взвешиванию грузов, выполняемые
перевозчиком по просьбам грузовладельцев, цены на которые указаны
в тарифном руководстве, увеличив их размер к ущемлению интересов
хозяйствующих субъектов, пользующихся услугами структурного
подразделения дороги - Белогорской механизированной дистанции
погрузо-разгрузочных работ и коммерческих операций.
ФГУП "Забайкальская железная дорога" является субъектом
естественных монополий и доминирует на рынке перевозок грузов,
осуществляемых железнодорожным транспортом. Взвешивание грузов в
местах общего пользования связано с перевозкой грузов и относится
к дополнительным операциям, выполняемым на федеральном
железнодорожном транспорте. Пункт 1 статьи 5 Федерального закона
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим
доминирующее положение на рынке, злоупотреблять своим положением,
нарушая установленный нормативными актами порядок ценообразования
работ и услуг, в результате которого ущемляются интересы других
хозяйствующих субъектов.
ФГУП "Забайкальская железная дорога", применяя с 8 июня 2003
года договорные тарифы за взвешивание грузов в местах общего
пользования при наличии аналогичных тарифов в Тарифном руководстве
N 3, что привело к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов,
пользующихся услугами Белогорской механизированной дистанции
погрузо-разгрузочных работ и коммерческих операций, нарушило
требование пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Рассмотрев материалы дела о нарушении ФГУП "Забайкальская
железная дорога" п. 1 статьи 5 Закона РФ "О конкуренции...",
руководствуясь п. 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства, комиссия решила:
1. Выдать ФГУП "Забайкальская железная дорога" предписание о
прекращении нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Председатель комиссии
Т.И.ЯКОВЛЕВА
Члены комиссии:
У.Н.ТАРАСОВ
В.П.БОГУШ
Т.Г.МАЛЫГИНА
|