АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
1 сентября 2003 года Дело N А04-2609/2003-5/231
(извлечение)
Амурский комплексный научно-исследовательский институт
Амурского научного центра Дальневосточного отделения Российской
академии наук обратился в Арбитражный суд Амурской области с
заявлением о признании решения N 91-14 от 15 февраля 2003 года
межрайонной инспекции МНС РФ N 1 по Амурской области
недействительным.
Представитель заявителя указал, что налоговым органом
оспариваемое решение вынесено без учета требований пункта 2 статьи
342 Налогового кодекса РФ, не применен коэффициент 0,7 при расчете
налога на добычу полезных ископаемых.
Представитель инспекции с требованиями не согласился.
Возражения обосновывает тем, что заявитель не производил поиск и
разведку полезных ископаемых, поэтому им не может быть применен
коэффициент 0,7 при исчислении налога на добычу полезных
ископаемых.
Заслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы
дела, суд установил обстоятельства дела.
АмурКНИИ в 2000 - 2002 годах проводились ревизионно-разведочные
работы по оценке техногенных россыпей золота в междуречье рек
Большой Джелтулак - Джелтулак-1, в верхнем течении рек Джелтулак-1
и Большая Калахта в Зейском районе.
Работы производились на основании лицензий БЛГ 00966 БЭ и БЛГ
00967 БЭ за счет собственных средств предприятия.
Расчет налога на добычу полезных ископаемых по декларации за II
квартал 2002 года произведен по золоту и серебру соответственно на
сумму 205085 руб. (48882968 руб. х 6% х 0,7) 1654 руб. (36353 руб.
х 6.5% х 0,7).
Налоговая декларация по налогу направлена в МРИ МНС РФ по
Зейскому району, откуда декларация поступила в МРИ МНС РФ N 1 по
Амурской области.
Оспариваемым решением по результатам камеральной проверки
налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за II
квартал 2002 года с заявителя взысканы 88602 рубля налога на
добычу полезных ископаемых, пеня за несвоевременную уплату налога
в сумме 12379 руб. 47 коп., штраф в сумме 17720 рублей.
Из содержания оспариваемого решения усматривается, что
налогоплательщик исчислил сумму налога, исходя из стоимости
добытого золота и серебра с применением коэффициента 0,7 по
ставкам: по добытому золоту - 4,2% (6% х 0,7), по серебру - 4,55%
(6,5% х 0,7).
Суд пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует
закону.
В соответствии с пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ
налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых
производится по ставке 6% при добыче концентратов и других
полупродуктов, содержащих золото; по ставке 6,5% - при добыче
концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные
металлы (за исключением золота).
Налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств
поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных
ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на
поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных
ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в
соответствии с федеральными законами от отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих
месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых,
добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом
0,7.
На основании представленных протокола N 412 от 5 марта 2002
года заседания территориальной комиссии по запасам полезных
ископаемых при комитете природных ресурсов Амурской области,
геологического задания на проведение работ по оценке запасов
россыпного золота, лицензий БЛГ 00966 БЭ и БЛГ 00967 БЭ
налогоплательщиком осуществлены поиск и разведка полезных
ископаемых за счет собственных средств.
Лицензии БЛГ 00966 БЭ и БЛГ 00967 БЭ и лицензионные соглашения
к ним в пункте 4.4 предоставили недропользователю АмурКНИИ
освобождение по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих
месторождений.
Указанные лицензии выданы заявителю 3 августа 1999 года со
сроком действия соответственно по 31 декабря 2006 года и 31
декабря 2010 года на производство работ по оценке и переработке
отходов горнодобывающего производства (отвалов техногенных
отложений) с целью извлечения россыпного золота и утилизации
вредных веществ, геологического изучения и разработки
месторождений россыпного золота.
Возражения ответчика о том, что у заявителя отсутствовали
лицензии на право поиска и разведки разрабатываемого им
месторождения, судом признаны необоснованными.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона РФ от 26 марта
1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (с
изменениями и дополнениями) в Российской Федерации геологическое
изучение и разведка месторождений драгоценных металлов
осуществляются на основании лицензий.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N
2395-1 "О недрах" (с изменениями и дополнениями) установлены виды
пользования недрами. К ним, в частности, относятся:
- геологическое изучение, включающее поиск и оценку
месторождений полезных ископаемых;
- разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе
использование отходов горнодобывающего и связанного с ним
перерабатывающего производств.
Согласно пункту 6.1 Положения о порядке лицензирования
пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного
Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 (действующая редакция), в
соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного
образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных
ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо
охраняемых объектов.
Пунктом 6.2 Положения установлено, что лицензия на
геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поисков и
оценки месторождений полезных ископаемых. Лицензия на детальное
изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно не
предоставляется, право разведки предусматривается в лицензии на
добычу полезных ископаемых.
Лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку
и разработку месторождений, а также на переработку отходов
горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств,
если иное не оговаривается в лицензии (п. 6.3 Положения).
Таким образом, лицензии БЛГ 00966 БЭ и БЛГ 00967 БЭ
предоставляют право заявителю осуществлять поиск, поскольку
предусматривают геологическое изучение месторождения, разведку
месторождения в связи с тем, что предоставлено право на добычу
драгоценных металлов.
Суд считает правомерным применение заявителем при исчислении
налога на добычу полезных ископаемых коэффициента 0,7.
Уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 1000 руб.
подлежит возврату.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 211 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование удовлетворить.
Признать решение N 91-14 от 15 февраля 2003 года межрайонной
инспекции МНС РФ N 1 по Амурской области недействительным, не
соответствующим пункту 2 статьи 342 НК РФ.
Выдать Амурскому комплексному научно-исследовательскому
институту Амурского научного центра Дальневосточного отделения
Российской академии наук справку на возврат уплаченной
государственной пошлины в сумме 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в
апелляционную инстанцию Арбитражного суда Амурской области либо
после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный
суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд
Амурской области.
|