ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2003 г. N 467
О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
(ЕДИНОЙ СЛУЖБЕ СПАСЕНИЯ)
В целях реализации Постановления Главы Администрации области от
21 апреля 2003 г. N 283 "О создании единой дежурно-диспетчерской
службы на территории области" постановляю:
1. Утвердить:
Временное положение о единой дежурно-диспетчерской службе
объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (единой
службе спасения) Амурской области (приложение N 1);
Программу работ по созданию и развитию единой дежурно-
диспетчерской службы объединенной системы оперативно-
диспетчерского управления (единой службы спасения) Амурской
области (приложение N 2);
Примерное положение о единой дежурно-диспетчерской службе
(единой службе спасения) города, района (приложение N 3).
2. Начальнику Главного управления по делам ГО и ЧС области:
завершить создание единой дежурно-диспетчерской службы
объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (единой
службы спасения) (далее - ЕДДС ОСОДУ) области к 20 июля т.г.,
организовать обучение ее персонала и с 1 августа т.г. обеспечить
ее функционирование;
оказать методическую помощь органам местного самоуправления в
создании и развитии единых дежурно-диспетчерских служб (единых
служб спасения) (далее - ЕДДС) городов и районов;
организовать взаимодействие ЕДДС ОСОДУ области и ЕДДС городов и
районов с ведомственными дежурно-диспетчерскими службами.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и
районов:
разработать и утвердить Временное положение о единой дежурно-
диспетчерской службе (единой службе спасения) города (района);
разработать и утвердить программы работ по созданию и развитию
ЕДДС на территории муниципальных образований;
завершить создание ЕДДС на территории муниципальных образований
к 20 июля т.г. и с 1 августа т.г. обеспечить их функционирование.
4. Рекомендовать мэру г. Благовещенска, до создания
самостоятельной ЕДДС г. Благовещенска, выделить в состав ЕДДС
ОСОДУ области помощников оперативных дежурных управления по делам
ГО и ЧС города для обеспечения круглосуточного дежурства в ней в
целях принятия информации о чрезвычайных ситуациях на территории
города и организации реагирования на них.
5. Начальнику Главного управления по делам ГО и ЧС области,
главам муниципальных образований не допустить в ходе опытного
функционирования ЕДДС на базе телефонного номера "01" снижения
уровня оперативного реагирования центра управления силами,
центральных пунктов пожарной связи и пунктов связи пожарных частей
Государственной противопожарной службы на возникающие пожары.
6. Комитету по здравоохранению (А.В.Платонов) и комитету
жилищно-коммунального хозяйства (В.М.Емельяненко) администрации
области, управлению внутренних дел области (Ю.Д.Фокин), ОАО
"Амургаз" (М.М.Евсюков) и другим организациям, имеющим
ведомственные дежурно-диспетчерские службы и аварийно-спасательные
формирования, обеспечить взаимодействие своих дежурно-
диспетчерских служб с ЕДДС ОСОДУ области и ЕДДС городов и районов.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Главы Администрации области по взаимодействию с
территориальными органами федеральных органов власти В.В.Марценко.
Глава Администрации
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
Приложение N 1
к постановлению
Главы Администрации
Амурской области
от 3 июля 2003 г. N 467
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ ОБЪЕДИНЕННОЙ
СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
(ЕДИНОЙ СЛУЖБЕ СПАСЕНИЯ) АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Единая дежурно-диспетчерская служба объединенной системы
оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) (единой службы
спасения) области (далее - ЕДДС ОСОДУ) является вышестоящим
органом повседневного управления для всех дежурно-диспетчерских
служб Амурской областной территориальной подсистемы единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (далее - АОТП РСЧС) по вопросам сбора, обработки и обмена
информацией о чрезвычайных ситуациях и совместных действий в
чрезвычайных ситуациях.
Она предназначена для приема сообщений об авариях, пожарах,
катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях
от населения и организаций, оперативного реагирования и
координации совместных действий ведомственных дежурно-
диспетчерских служб и ЕДДС городов, районов, поисково-
спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных сил
постоянной готовности в условиях чрезвычайных ситуаций на
территории области.
ЕДДС ОСОДУ функционирует круглосуточно, имеет соответствующие
полномочия и после получения данных об угрозе или возникновении
чрезвычайных ситуаций незамедлительно приступает к экстренным
действиям по их предотвращению или ликвидации.
ЕДДС ОСОДУ в оперативном отношении подчинены все ЕДДС городов,
районов, подразделения пожарной охраны и поисково-спасательные
отряды Главного управления по делам ГО и ЧС области и территорий,
отнесенных к группам по гражданской обороне, а также ведомственные
дежурно-диспетчерские службы и аварийно-спасательные формирования.
ЕДДС ОСОДУ создается на базе центра управления силами
управления Государственной противопожарной службы области и
оперативно-дежурных служб Главного управления по делам ГО и ЧС
области и управления по делам ГО и ЧС г. Благовещенска.
ЕДДС ОСОДУ имеет единый телефонный номер "01" как общий номер
экстренного вызова пожарных и спасательных служб.
До создания в г. Благовещенске и Благовещенском районе
самостоятельных ЕДДС ЕДДС ОСОДУ является одновременно и ЕДДС г.
Благовещенска, и Благовещенского района.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЕДДС ОСОДУ
Основными задачами ЕДДС ОСОДУ являются:
прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных
происшествиях (включая пожары), несущих информацию об угрозе или
факте возникновения чрезвычайной ситуации природного, техногенного
и биолого-социального характера;
проверка достоверности и анализ поступившей информации и
доведение ее до дежурно-диспетчерских служб, в компетенцию которых
входит реагирование на принятое сообщение;
сбор от взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб, систем
мониторинга окружающей среды (автоматизированных систем контроля
аварий и интегрированных автоматизированных систем безопасности
потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения
населения, систем автоматической пожарной и пожарно-охранной
сигнализации и др.) и доведение до них информации об угрозе или
факте возникновения чрезвычайных ситуаций, сложившейся обстановке
и действиях сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обработка и анализ данных о чрезвычайных ситуациях, определение
их масштабов и уточнение состава дежурно-диспетчерских служб,
привлекаемых для реагирования на чрезвычайные ситуации, их
оповещение о переводе в высшие режимы функционирования АОТП РСЧС;
оперативное управление силами и средствами постоянной
готовности, постановка и доведение до них задач по локализации и
ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий и
других чрезвычайных ситуаций, принятие необходимых экстренных мер
и решений (в пределах установленных вышестоящими органами
полномочий);
обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по
ликвидации чрезвычайных ситуаций, уточнение и корректировка (по
обстановке) заранее разработанных и согласованных с
взаимодействующими дежурно-диспетчерскими службами вариантов
решений по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
постоянное информирование дежурно-диспетчерских служб,
привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, подчиненных сил
постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых
мерах;
представление докладов (донесений) вышестоящим органам
управления по подчиненности об угрозе или возникновении
чрезвычайных ситуаций, сложившейся обстановке, возможных вариантах
решений и действиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций (на основе
ранее подготовленных и согласованных планов);
доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления,
до дежурно-диспетчерских служб и подчиненных сил постоянной
готовности, осуществление контроля их выполнения и организация
взаимодействия;
обобщение и анализ информации о происшедших чрезвычайных
ситуациях (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации.
3. ФУНКЦИИ ЕДДС ОСОДУ
ЕДДС ОСОДУ в соответствии с возложенными на нее задачами
осуществляет следующие основные функции:
обеспечивает круглосуточную оперативно-диспетчерскую связь на
территории области;
принимает, регистрирует и обрабатывает заявления о пожарах и
других чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
отдает приказы на выезд подразделениям пожарной охраны,
поисково-спасательным и аварийно-спасательным формированиям;
обеспечивает руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации,
тушения пожаров и службы пожаротушения оперативной информацией;
обеспечивает регистрацию приказов, сообщений, информации и
переговоров по служебным линиям "01" и радиоканалам;
осуществляет сбор, обработку, обобщение и выдачу информации об
оперативной обстановке и состоянии сил и средств для ликвидации
чрезвычайной ситуации, пожарной охраны в масштабе области с
применением комплекса технических средств;
оказывает информационную помощь службам пожаротушения, поисково-
спасательным и аварийно-спасательным формированиям по их запросам
из района чрезвычайной ситуации;
обобщает информацию за сутки о чрезвычайных ситуациях и пожарах
по области и доводит ее до начальника Главного управления по делам
ГО и ЧС области и первого заместителя начальника Главного
управления по делам ГО и ЧС - начальника управления ГПС области;
контролирует состояние и своевременную корректировку служебной
и оперативной документации;
обеспечивает оповещение и персональный вызов должностных лиц
администрации области, Главного управления по делам ГО и ЧС
области, управления ГПС области и взаимодействующих дежурно-
диспетчерских служб;
обеспечивает оповещение и вызов подразделений сил постоянной
готовности, непосредственно подчиненных.
4. СОСТАВ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЕДДС ОСОДУ
ЕДДС ОСОДУ включает в себя пункт управления, личный состав
(персонал), систему связи и оповещения.
ЕДДС ОСОДУ возглавляет начальник центра управления силами
управления ГПС области.
Дежурство ЕДДС ОСОДУ осуществляется круглосуточно силами
дежурных смен.
В каждую оперативно-дежурную смену включаются:
начальник дежурной смены (от управления ГПС области);
старший диспетчер (от управления ГПС области);
диспетчер службы пожарной связи (от управления ГПС области);
диспетчер по чрезвычайным ситуациям (от управления ГПС
области);
диспетчер по чрезвычайным ситуациям (помощник оперативного
дежурного управления по делам ГО и ЧС г. Благовещенска);
радиотелефонист (от управления ГПС области).
Старший диспетчер и диспетчер службы пожарной связи "01"
ориентированы на пожары и в полном объеме выполняют задачи и
функции центра управления силами.
Общее руководство дежурной сменой осуществляет старший
оперативной группы Главного управления по делам ГО и ЧС области,
назначаемый из числа руководящего состава Главного управления по
делам ГО и ЧС области.
Начальник дежурной смены подчиняется начальнику центра
управления силами, а в порядке несения службы - старшему
оперативной группы Главного управления по делам ГО и ЧС области.
Старший оперативной группы Главного управления по делам ГО и ЧС
области руководит дежурной сменой, не вмешиваясь в действия
начальника дежурной смены и службы пожарной связи "01",
определенные нормативными актами Главного управления
Государственной противопожарной службы МЧС России, приказами и
инструкциями Главного управления по делам ГО и ЧС области.
Начальник дежурной смены при угрозе или возникновении
чрезвычайной ситуации имеет право самостоятельно принимать решения
по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если
возникшая обстановка не дает возможности для согласования
экстренных действий с руководством Главного управления по делам ГО
и ЧС области или соответствующими службами.
Начальник смены при угрозе или возникновении чрезвычайной
ситуации несет ответственность за своевременность принятия
экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и
культурных ценностей.
5. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЕДДС ОСОДУ
ЕДДС ОСОДУ функционирует в режимах повседневной деятельности,
повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
В режиме повседневной деятельности ЕДДС ОСОДУ осуществляет
круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному
реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации. В
этом режиме она обеспечивает:
прием от населения и дежурно-диспетчерских служб сообщений о
любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или
возникновении чрезвычайных ситуаций, их регистрацию и сортировку
по принадлежности дежурно-диспетчерским службам и уровням
ответственности;
обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за
текущие сутки и представление соответствующих докладов по
подчиненности;
поддержание в готовности к применению программно-технических
средств автоматизации и связи;
осуществление контроля за готовностью дежурно-диспетчерских
служб в зоне ответственности, оперативное информирование их
диспетчерских смен об обстановке и ее изменениях;
внесение необходимых дополнений в банк данных, а также в
структуру и содержание оперативных документов по реагированию на
чрезвычайные ситуации.
Взаимодействующие дежурно-диспетчерские службы в режиме
повседневной деятельности функционируют в соответствии со своими
ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС ОСОДУ обобщенную
статистическую информацию о чрезвычайных происшествиях, локальных
чрезвычайных ситуациях и предпосылкам к ним за прошедшие сутки.
Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к
сфере ответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы,
незамедлительно передаются соответствующей дежурно-диспетчерской
службе по назначению. Сообщения, которые дежурно-диспетчерские
службы идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении
чрезвычайных ситуаций, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС
ОСОДУ.
В режим повышенной готовности ЕДДС ОСОДУ и привлекаемые дежурно-
диспетчерские службы переводятся по команде начальника дежурной
смены при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в тех
случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия
дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС ОСОДУ. В
этом режиме ЕДДС ОСОДУ дополнительно обеспечивает:
заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае
возникновения чрезвычайной ситуации;
оповещение и персональный вызов должностных лиц комиссии по
чрезвычайным ситуациям администрации области, Главного управления
по делам ГО и ЧС области, управления ГПС области,
взаимодействующих дежурно-диспетчерских сил и подчиненных сил
постоянной готовности;
получение и обобщение данных наблюдения и контроля за
обстановкой в области, на потенциально опасных объектах, а также
за состоянием окружающей природной среды;
прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по
действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;
корректировку планов действий ЕДДС ОСОДУ при реагировании на
угрозу возникновения вероятной чрезвычайной ситуации и уточнение
порядка взаимодействия с другими дежурно-диспетчерскими службами;
координацию действий дежурно-диспетчерских сил при принятии ими
экстренных мер по предотвращению чрезвычайной ситуации или
смягчению ее последствий.
В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС ОСОДУ и привлекаемые
взаимодействующие дежурно-диспетчерские службы переводятся по
команде начальника дежурной смены при возникновении чрезвычайной
ситуации. В этом режиме дежурно-диспетчерская служба ОСОДУ
выполняет задачи:
координация действий дежурно-диспетчерских служб и привлекаемых
сил и средств АОТП РСЧС при проведении работ по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
контроль за выдвижением и отслеживанием передвижения
оперативных групп в районе чрезвычайной ситуации;
оповещение и передача оперативной информации между органами
управления при ликвидации чрезвычайной ситуации и в ходе аварийно-
спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого
функционирования объектов экономики и первоочередному
жизнеобеспечению пострадавшего населения;
контроль за установлением и перемещением границ зон
чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение и информирование
населения о складывающейся обстановке и опасностях в районе
чрезвычайной ситуации;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей
природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на
аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации
информационное взаимодействие между дежурно-диспетчерскими
службами осуществляется непосредственно через ЕДДС ОСОДУ. Для
этого в ЕДДС ОСОДУ от взаимодействующих дежурно-диспетчерских
служб в первоочередном порядке передаются сведения об угрозе или
факте чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке, принятых
мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и
средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС ОСОДУ до всех
заинтересованных дежурно-диспетчерских служб.
Вся информация, поступающая в ЕДДС ОСОДУ, обрабатывается и
обобщается. В зависимости от поступившего документа (сообщения),
масштаба чрезвычайной ситуации, характера принятых мер и
высказанных предложений по каждому принятому документу (сообщению)
готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из
различных источников и обобщенная информация, подготовленные
рекомендации по совместным действиям дежурно-диспетчерских служб
доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а
также до всех дежурно-диспетчерских служб, привлеченных к
ликвидации ЧС.
Дежурный персонал ЕДДС ОСОДУ, ЕДДС городов и районов,
ведомственных дежурно-диспетчерских служб действуют в соответствии
с инструкциями.
Финансирование мероприятий по внедрению и функционированию ЕДДС
ОСОДУ осуществляется за счет средств областного бюджета,
выделяемых на содержание управления Государственной
противопожарной службы.
Приложение N 2
к постановлению
Главы Администрации
Амурской области
от 3 июля 2003 г. N 467
ПРОГРАММА
РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЕДИНОЙ
ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ ОБЪЕДИНЕННОЙ СИСТЕМЫ
ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
(ЕДИНОЙ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ)
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ЦЕЛЬ И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций являются
актуальными задачами органов исполнительной власти и ведомственных
служб (по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,
государственной противопожарной службы, скорой медицинской помощи,
охраны общественного порядка, безопасности дорожного движения,
жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса и др.)
и требуют, как правило, их совместных действий.
При угрозе или возникновении местных, территориальных и более
масштабных чрезвычайных ситуаций непосредственное руководство
работами по их предупреждению и ликвидации возлагается на
администрацию области и администрации городов, их комиссии по
чрезвычайным ситуациям, а также на специально уполномоченные
органы управления по делам ГО и ЧС.
В настоящее время при угрозе или возникновении чрезвычайных
ситуаций важную роль играют органы повседневного управления
Амурской областной территориальной подсистемы единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (далее - АОТП РСЧС):
оперативно-дежурные службы органов по делам ГО и ЧС области и
городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;
дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС) и специализированные
подразделения областных, муниципальных и ведомственных служб.
При угрозе или возникновении масштабных чрезвычайных ситуаций
комиссии по чрезвычайным ситуациям и органы управления по делам ГО
и ЧС приступают к выполнению своих функций через определенное
время (особенно ночью), необходимое на приведение их в готовность.
ДДС функционируют в круглосуточном режиме и находятся в
постоянной готовности к действиям по проведению необходимых
экстренных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях.
На этапе возникновения и в ходе ликвидации масштабной
чрезвычайной ситуации возрастает необходимость четкой координации
действий ДДС, а через них - действий сил и средств АОТП РСЧС,
привлекаемых к аварийно-спасательным работам.
Необходимость создания единых дежурно-диспетчерских служб
(единых служб спасения) (далее - ЕДДС) в Российской Федерации
продиктована имеющейся мировой практикой по облегчению обращений
граждан к службам экстренного вызова путем ввода единых телефонных
номеров (911 - в США и Канаде, 112 - в Западной Европе), а также
общей тенденцией к усилению взаимодействия муниципальных служб при
возникновении чрезвычайных ситуаций в рамках создания единых
систем общественной безопасности.
Целью разработки настоящей Программы является создание условий
для:
организационно-технического объединения дежурных и
диспетчерских органов муниципальных, областных и ведомственных
служб, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным
действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
организации мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
на территории области.
Основанием для формирования и реализации Программы являются:
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера";
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной
безопасности";
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309
"О совершенствовании государственного управления в области
пожарной безопасности";
Постановление Правительства Российской Федераций от 5 ноября
1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций";
Постановление Госстандарта России от 9 ноября 1999 г. N 400-СТ
о введении в действие ГОСТа Р 22.7.01-99 "ЕДДС. Основные
положения";
Закон Амурской области от 6 марта 1997 г. N 151-ОЗ "О защите
населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера";
Постановление Главы Администрации области от 10 января 1997 г.
N 15 "Об Амурской областной территориальной подсистеме единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций";
Постановление Главы Администрации области от 21 апреля 2003 г.
N 283 "О создании единых дежурно-диспетчерских служб на территории
области";
Приказ МЧС России от 10 февраля 2002 г. N 428 "Об утверждении
Концепции развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах
Российской Федерации";
Приказ МЧС России от 2 декабря 2002 г. N 553 "О создании и
организации опытного функционирования на территориях субъектов
Российской Федерации единых дежурно-диспетчерских служб (единых
служб спасения) на базе телефонного номера "01".
2. ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ЕДДС, ЕЕ СОСТАВ
Целью создания ЕДДС является создание единой службы, способной
оперативно реагировать на угрозу или возникновение чрезвычайных
ситуаций, информировать население и организации о фактах их
возникновения, принимать меры по их ликвидации и координировать
действия привлекаемых сил и средств постоянной готовности, а также
взаимодействующих ведомственных ДДС.
Преобразование Государственной противопожарной службы МВД
России в Государственную противопожарную службу МЧС России создало
благоприятные условия для создания такой службы путем интеграции
центров управления силами пожарной охраны (пунктов связи пожарных
отрядов, частей) органов управления ГПС с пунктами управления
органов управления по делам ГО и ЧС и создания на их базе ЕДДС с
единым телефонным номером "01" как общим номером экстренного
вызова пожарных и спасательных служб.
ЕДДС представляет собой орган повседневного управления АОТП
РСЧС, являющийся дальнейшим развитием центров управления в
кризисных ситуациях, пунктов управления (оперативно-дежурных
служб) органов управления по делам ГО и ЧС, а также центров
управления силами, центральных пунктов пожарной связи и пунктов
связи частей Государственной противопожарной службы.
Принципиальным отличием ЕДДС от других органов повседневного
управления АОТП РСЧС является наличие в ее структуре диспетчерской
смены, предназначенной для приема сообщений о чрезвычайных
ситуациях от населения и организаций, их обработки и оперативного
оповещения всех заинтересованных ДДС, что позволит обеспечить
единое информационное пространство в АОТП РСЧС, повысить
оперативность и эффективность реагирования на чрезвычайные
ситуации.
ЕДДС городов, районов объединены в объединенную систему
оперативно-диспетчерского управления области (далее - ОСОДУ).
Для организационно-технического объединения ЕДДС городов и
районов, ДДС экстренной медицинской помощи, охраны общественного
порядка, жилищно-коммунального хозяйства, потенциально опасных
объектов и других структур, имеющих силы и средства постоянной
готовности к экстремальным действиям при угрозе или возникновении
чрезвычайных ситуаций и координации их действий, создана единая
дежурно-диспетчерская служба ОСОДУ области (далее - ЕДДС ОСОДУ) на
базе центра управления силами управления Государственной
противопожарной службы области и оперативно-дежурной службы
Главного управления по делам ГО и ЧС области и управления по делам
ГО и ЧС г. Благовещенска.
До создания в г. Благовещенске и Благовещенском районе
самостоятельных ЕДДС ЕДДС ОСОДУ является одновременно и ЕДДС г.
Благовещенска, и Благовещенского района.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ЕДДС ОСОДУ И ЕДДС
Для создания и развития ЕДДС ОСОДУ и ЕДДС городов и районов
необходимо провести комплекс организационных и инженерно-
технических мероприятий по следующим направлениям:
определение и согласование с ведомственными службами целей,
задач, принципов построения и функционирования ЕДДС ОСОДУ, ЕДДС, а
также состава ДДС, взаимодействующих с ЕДДС;
организация разъяснительной работы среди населения по изменению
статуса телефонного номера "01" как номера экстренного вызова
пожарных и спасателей;
уточнение группировки сил и средств постоянной готовности,
определение и согласование основных мероприятий экстренного
реагирования, выполнение которых должны организовать ЕДДС ОСОДУ и
ЕДДС;
разработка порядка информационного обеспечения во всех режимах
ее функционирования;
разработка и утверждение необходимых правовых, организационно-
методических и нормативно-технических документов, являющихся
основой для создания функционирования и дальнейшего
совершенствования ЕДДС ОСОДУ и ЕДДС;
совершенствование существующих систем связи и оповещения
применительно к задачам и потребностям ЕДДС ОСОДУ и ЕДДС.
Основными этапами создания и развития ЕДДС ОСОДУ и ЕДДС
являются:
организационный этап (первое полугодие 2003 года);
технический этап (второе полугодие 2003 года - 2005 года).
На первом этапе определяются пути построения, организация
функционирования ЕДДС, разрабатываются:
критерии по обмену информацией ЕДДС с взаимодействующими ДДС;
планы действий ДДС при угрозе или возникновении чрезвычайных
ситуаций;
должностные инструкции личного состава (персонала), входящего в
ЕДДС;
дополнения и изменения в действующие инструкции
взаимодействующих ДДС.
На втором этапе осуществляется полномасштабное создание
информационно-технической системы ЕДДС и сопряжение ее с другими
взаимодействующими системами. Технический период завершается
вводом в штатную эксплуатацию автоматизированной системы ОСОДУ.
4. ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Финансирование работ по созданию и развитию ЕДДС ОСОДУ
осуществляется согласно смете расходов за счет средств Главного
управления ГО и ЧС области, УГПС МЧС России Амурской области.
5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Круглосуточное функционирование ЕДДС ОСОДУ и ЕДДС городов и
районов обеспечит постоянную оперативную готовность реагирования
органов исполнительной власти области, органов местного
самоуправления городов и районов, соответствующих служб на угрозу
и возникновение чрезвычайных ситуаций, что позволит сократить не
менее, чем на 20 - 30% материальные и социальные потери от
чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях полностью исключить
их.
Осуществление ЕДДС ОСОДУ и ЕДДС городов и районов координации
действий взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб и
подчиненных им сил и средств из единого пункта управления позволит
сократить не менее чем на 15 - 20% материальные затраты на
ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Это достижимо за счет
определения оптимального состава и наиболее эффективного
применения аварийно-спасательных сил и средств, а также имеющихся
материальных ресурсов.
Оперативное оповещение населения области об авариях на
химически опасных и других потенциально-опасных объектах с выдачей
рекомендаций о принятии необходимых мер защиты и действиях в
сложившейся обстановке может сохранить здоровье и спасти жизнь
многим тысячам амурчан.
Время самоокупаемости материальных и финансовых затрат на
создание и функционирование ЕДДС ОСОДУ и ЕДДС городов и районов
может составить 5 - 7 лет за счет стоимости предотвращенного
материального ущерба от чрезвычайных ситуаций (с учетом затрат на
их ликвидацию), а также за счет предоставления ЕДДС дополнительных
платных услуг организациям, юридическим лицам по защите от
возможных чрезвычайных ситуаций, а также необходимой информации.
Приложение N 3
к постановлению
Главы Администрации
Амурской области
от 3 июля 2003 г. N 467
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ (ЕДИНОЙ СЛУЖБЕ
СПАСЕНИЯ) ГОРОДА, РАЙОНА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Единая дежурно-диспетчерская служба (единая служба спасения)
города, района (далее - ЕДДС) является вышестоящим органом
повседневного управления для всех взаимодействующих дежурно-
диспетчерских служб городского (районного) звена Амурской
областной территориальной подсистемы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -
АОТП РСЧС) по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о
чрезвычайных ситуациях и совместных действий в чрезвычайных
ситуациях.
Она предназначена для приема сообщений об авариях, пожарах,
катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях
от населения и организаций, оперативного реагирования и
координации совместных действий ведомственных дежурно-
диспетчерских служб, поисково-спасательных, аварийно-спасательных
и противопожарных сил постоянной готовности в условиях
чрезвычайных ситуаций на территории города (района).
ЕДДС функционирует круглосуточно, имеет соответствующие
полномочия и после получения данных об угрозе или возникновении
чрезвычайных ситуаций незамедлительно приступает к экстренным
действиям по их предотвращению или ликвидации.
ЕДДС в оперативном отношении подчинены все подразделения
пожарной охраны, поисково-спасательные формирования города (только
для города отнесенного к группе по гражданской обороне), а также
ведомственные дежурно-диспетчерские службы и аварийно-спасательные
формирования.
ЕДДС создается на базе центрального пункта пожарной связи
(пункта связи) пожарного отряда (части) и оперативно-дежурной
службе управления по делам ГО и ЧС города (только для города
отнесенного к группе по гражданской обороне).
ЕДДС имеет единый телефонный номер "01" как общий номер
экстренного вызова пожарных и спасательных служб.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЕДДС
Основными задачами ЕДДС являются:
прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных
происшествиях (включая пожары), несущих информацию об угрозе или
факте возникновения чрезвычайной ситуации природного, техногенного
или биолого-социального характера;
проверка достоверности и анализ поступившей информации и
доведение ее до дежурно-диспетчерских служб, в компетенцию которых
входит реагирование на принятое сообщение;
сбор от взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб, систем
мониторинга окружающей среды (автоматизированных систем контроля
аварий и интегрированных автоматизированных систем безопасности
потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения
населения, систем автоматической пожарной и пожарно-охранной
сигнализации и др.) и доведение до них информации об угрозе или
факте возникновения чрезвычайных ситуаций, сложившейся обстановке
и действиях сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обработка и анализ данных о чрезвычайных ситуациях, определение
их масштабов и уточнение состава взаимодействующих (подчиненных)
дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для реагирования на
чрезвычайные ситуации, их оповещение о переводе в высшие режимы
функционирования городского (районного) звена АОТП РСЧС;
оперативное управление силами и средствами постоянной
готовности, постановка и доведение до них задач по локализации и
ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий и
других чрезвычайных ситуаций принятие необходимых экстренных мер и
решений (в пределах установленных вышестоящими органами
полномочий);
обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по
ликвидации чрезвычайных ситуаций, уточнение и корректировка (по
обстановке) заранее разработанных и согласованных с
взаимодействующими дежурно-диспетчерскими службами вариантов
решений по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
постоянное информирование дежурно-диспетчерских служб,
привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, подчиненных сил
постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых
мерах;
представление докладов (донесений) вышестоящим органам
управления по подчиненности об угрозе или возникновении
чрезвычайных ситуаций, сложившейся обстановке, возможных вариантах
решений и действиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций (на основе
ранее подготовленных и согласованных планов);
доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления,
до дежурно-диспетчерских служб и подчиненных сил постоянной
готовности, осуществление контроля их выполнения и организация
взаимодействия;
обобщение и анализ информации о происшедших чрезвычайных
ситуациях (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации.
3. ФУНКЦИИ ЕДДС
ЕДДС в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет
следующие основные функции:
обеспечивает круглосуточную оперативно-диспетчерскую связь на
территории города (района);
принимает, регистрирует и обрабатывает заявления о пожарах и
других чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
отдает приказы на выезд подразделениям пожарной охраны,
поисково-спасательным и аварийно-спасательным формированиям;
обеспечивает руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации,
тушения пожаров и службы пожаротушения оперативной информацией;
обеспечивает регистрацию приказов, сообщений, информации и
переговоров по служебным линиям "01" и радиоканалам;
осуществляет сбор, обработку, обобщение и выдачу информации об
оперативной обстановке и состоянии сил и средств для ликвидации
чрезвычайной ситуации, пожарной охраны в масштабе города (района)
с применением комплекса технических средств;
оказывает информационную помощь службам пожаротушения, поисково-
спасательным и аварийно-спасательным формированиям по их запросам
из района чрезвычайной ситуации;
обобщает информацию за сутки о чрезвычайных ситуациях и пожарах
по городу (району) и доводит ее до начальника органа управления по
делам ГО и ЧС города (района) и начальника пожарного отряда
(части);
контролирует состояние и своевременную корректировку служебной
и оперативной документации;
обеспечивает оповещение и персональный вызов должностных лиц
администрации города (района), органа управления по делам ГО и ЧС,
пожарного отряда (части) и дежурно-диспетчерских служб;
обеспечивает оповещение и вызов подразделений сил постоянной
готовности, непосредственно подчиненных.
4. СОСТАВ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЕДДС
ЕДДС включает в себя пункт управления, личный состав
(персонал), систему связи и оповещения.
Дежурство ЕДДС осуществляется круглосуточно силами дежурных
смен.
В каждую дежурную смену включаются:
начальник дежурной смены - начальник караула (далее - начальник
дежурной смены);
диспетчер.
Начальник дежурной смены ориентирован на пожары и в полном
объеме выполняет задачи и функции по тушению пожаров.
Диспетчер ориентирован на чрезвычайные ситуации.
Общее руководство дежурной сменой ЕДДС осуществляет старший
оперативной группы управления по делам ГО и ЧС города, назначаемый
из числа руководящего состава управления по делам ГО и ЧС города
(только для города, отнесенного к группе по гражданской обороне),
и начальник пожарного отряда (части).
Начальник дежурной смены подчиняется начальнику пожарного
отряда (части), а в порядке несения службы - начальнику дежурной
смены единой дежурно-диспетчерской службы ОСОДУ области и старшему
оперативной группы управления по делам ГО и ЧС города (только для
города, отнесенного к группе по гражданской обороне).
Старший оперативной группы управления по делам ГО и ЧС города
руководит дежурной сменой, не вмешиваясь в действия начальника
дежурной смены, определенные нормативными актами Главного
управления Государственной противопожарной службы МЧС России,
приказами и инструкциями Главного управления по делам ГО и ЧС
области (только для города, отнесенного к группе по гражданской
обороне).
Начальник дежурной смены при угрозе или возникновении
чрезвычайной ситуации имеет право самостоятельно принимать решения
по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если
возникшая обстановка не дает возможности для согласования
экстренных действий с руководством города (района), органа
управления по делам ГО и ЧС города (района) и пожарного отряда
(части).
Начальник дежурной смены при угрозе или возникновении
чрезвычайной ситуации несет ответственность за своевременность
принятия экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и
культурных ценностей.
5. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЕДДС
ЕДДС функционирует в режимах повседневной деятельности,
повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет
круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному
реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации. В
этом режиме она обеспечивает:
прием от населения и дежурно-диспетчерских служб сообщений о
любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или
возникновении чрезвычайных ситуаций, их регистрацию и сортировку
по принадлежности дежурно-диспетчерским службам и уровням
ответственности;
обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за
текущие сутки и представление соответствующих докладов по
подчиненности;
поддержание в готовности к применению программно-технических
средств автоматизации и связи;
осуществление контроля за готовностью дежурно-диспетчерских
служб в зоне ответственности, оперативное информирование их
диспетчерских смен об обстановке и ее изменениях;
внесение необходимых дополнений в банк данных, а также в
структуру и содержание оперативных документов по реагированию на
чрезвычайные ситуации.
Взаимодействующие дежурно-диспетчерские службы в режиме
повседневной деятельности действуют в соответствии со своими
ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную
статистическую информацию о чрезвычайных происшествиях, локальных
чрезвычайных ситуациях и предпосылкам к ним за прошедшие сутки.
Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к
сфере ответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы,
незамедлительно передаются соответствующей дежурно-диспетчерской
службе по назначению. Сообщения, которые дежурно-диспетчерские
службы идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении
чрезвычайных ситуаций, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС.
В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые дежурно-
диспетчерские службы переводятся по команде начальника дежурной
смены при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в тех
случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия
дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС. В этом
режиме ЕДДС дополнительно обеспечивает:
заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае
возникновения чрезвычайной ситуации;
оповещение и персональный вызов должностных лиц комиссии по
чрезвычайным ситуациям администрации города (района), органа
управления по делам ГО и ЧС города (района), пожарного отряда
(части), взаимодействующих дежурно-диспетчерских сил и подчиненных
сил постоянной готовности;
получение и обобщение данных наблюдения и контроля за
обстановкой в городе (районе), на потенциально опасных объектах, а
также за состоянием окружающей природной среды;
прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по
действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;
корректировку планов действий ЕДДС при реагировании на угрозу
возникновения вероятной чрезвычайной ситуации и уточнение порядка
взаимодействия с другими дежурно-диспетчерскими службами;
координацию действий дежурно-диспетчерских сил при принятии ими
экстренных мер по предотвращению чрезвычайной ситуации или
смягчению ее последствий.
В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и привлекаемые
взаимодействующие дежурно-диспетчерские службы переводятся по
команде начальника дежурной смены при возникновении чрезвычайной
ситуации. В этом режиме ЕДДС выполняет задачи:
координация действий дежурно-диспетчерских служб и привлекаемых
сил и средств городского (районного) звена АОТП РСЧС при
проведении работ по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
контроль за выдвижением и отслеживанием передвижения
оперативных групп в районе чрезвычайной ситуации;
оповещение и передача оперативной информации между органами
управления при ликвидации чрезвычайной ситуации и в ходе аварийно-
спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого
функционирования объектов экономики и первоочередному
жизнеобеспечению пострадавшего населения;
контроль за установлением и перемещением границ зон
чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение и информирование
населения о складывающейся обстановке и опасностях в районе
чрезвычайной ситуации;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей
природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на
аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации
информационное взаимодействие между дежурно-диспетчерскими
службами осуществляется непосредственно через ЕДДС. Для этого в
ЕДДС от взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб в
первоочередном порядке передаются сведения об угрозе или факте
чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке, принятых мерах,
задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах.
Поступающая информация распространяется до всех заинтересованных
дежурно-диспетчерских служб.
Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и
обобщается. В зависимости от поступившего документа (сообщения),
масштаба чрезвычайной ситуации, характера принятых мер и
высказанных предложений по каждому принятому документу (сообщению)
готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из
различных источников и обобщенная информация, подготовленные
рекомендации по совместным действиям дежурно-диспетчерских служб,
доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а
также до всех дежурно-диспетчерских служб привлеченных к
ликвидации ЧС.
Дежурный персонал ЕДДС, ведомственных дежурно-диспетчерских
служб действует в соответствии с инструкциями.
Финансирование мероприятий по внедрению и функционированию ЕДДС
осуществляется за счет средств местного бюджета, выделяемых на
содержание пожарных отрядов (частей).
|