АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
(третий созыв)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2003 г. N 25/141
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ГАРАНТИЯХ ПРАВ
КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Рассмотрев в новой редакции проект закона Амурской области "О
гарантиях прав коренных малочисленных народов Амурской области",
областной Совет народных депутатов постановляет:
1. Принять проект закона Амурской области "О гарантиях прав
коренных малочисленных народов Амурской области" в первом чтении.
2. Направить указанный законопроект субъектам права
законодательной инициативы области, прокурору области, управлению
Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области,
главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды
по Амурской области, комитету по земельным ресурсам и
землеустройству области, ассоциации коренных малочисленных народов
Севера Амурской области для внесения замечаний и предложений до 9
апреля 2003 года.
3. Постоянной комиссии областного Совета народных депутатов по
вопросам аграрной политики, природопользованию и экологии (Иванов
Г.Н.) доработать с учетом внесенных поправок указанный
законопроект и внести его на заседание областного Совета народных
депутатов.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Амурского
областного Совета
народных депутатов
С.И.ГОРЯНСКИЙ
ПРОЕКТ
в новой редакции
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
О ГАРАНТИЯХ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
________ 2003 года
Настоящий областной Закон создан на основании законодательства
Российской Федерации о гарантиях прав коренных малочисленных
народов с учетом положений различных отраслей законодательства
Российской Федерации, регулирующих отдельные права коренных
малочисленных народов, а также Устава (основного Закона) Амурской
области.
Настоящий областной Закон в соответствии с общепринятыми
нормами права, региональными особенностями области и с учетом норм
и обычаев коренных малочисленных народов области устанавливает
основные права коренных малочисленных народов области на социально
- экономическое и культурное развитие, общественное самоуправление
и создание объединений, участие в государственном управлении и
местном самоуправлении, традиционный образ жизни и традиционные
промыслы, сохранение исконной среды обитания.
Настоящий областной Закон является основным нормативным
правовым актом области, регулирующим права коренных малочисленных
народов, на основании положений которого создаются иные
нормативные правовые акты органов государственной власти и
местного самоуправления области, регулирующие права коренных
малочисленных народов.
Статья 1. Законодательство Амурской области о гарантиях прав
коренных малочисленных народов
1. Законодательство области о гарантиях прав коренных
малочисленных народов основывается на соответствующих нормах
Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных
правовых актов законодательства Российской Федерации, Устава
(основного Закона) Амурской области и состоит из настоящего Закона
Амурской области, других законов и иных нормативных правовых актов
области.
Другие законы и иные нормативные правовые акты области,
содержащие нормы, регулирующие права коренных малочисленных
народов, не должны противоречить настоящему Закону.
2. Законодательство области о гарантиях прав коренных
малочисленных народов в соответствии с законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации развивает
положения федерального законодательства, регулирующие проблемы
коренных малочисленных народов, и обеспечивает права на социально
- экономическое и культурное развитие коренных малочисленных
народов, на защиту исконной среды обитания, традиционных образа
жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов в
пределах компетенции области.
Статья 2. Сфера действия законодательства Амурской области о
гарантиях прав коренных малочисленных народов
1. Действие настоящего Закона распространяется на лиц,
относящихся к коренным малочисленным народам, постоянно
проживающих в местах традиционного проживания и хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов, ведущих традиционный
образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и
занимающихся традиционными промыслами.
Действие настоящего Закона распространяется также на лиц,
которые относятся к коренным малочисленным народам, постоянно
проживают в местах традиционного проживания и хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов и для которых
традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами
являются подсобными видами деятельности по отношению к основному
виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально
- культурной сфере, органах государственной власти или органах
местного самоуправления.
2. Действие настоящего Закона распространяется на органы
государственной власти области, органы местного самоуправления,
специально уполномоченные федеральные государственные органы,
должностных лиц, предприятия и организации всех форм
собственности.
3. Отдельные положения настоящего Закона распространяются на
лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно
проживающих в местах традиционного проживания и хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов, в порядке,
установленном настоящим Законом.
Статья 3. Места традиционного проживания и хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов
Под местами традиционного проживания и хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов в настоящем Законе
понимаются территории в пределах области, включающие в себя районы
проживания коренных малочисленных народов, определенные
Правительством Российской Федерации, и территории традиционного
природопользования коренных малочисленных народов, выделенные в
соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Амурской
области по обеспечению прав коренных малочисленных народов
1. Амурский областной Совет народных депутатов для обеспечения
прав коренных малочисленных народов:
принимает законы и иные нормативные правовые акты в
соответствии со своей компетенцией по правам коренных
малочисленных народов;
утверждает расходы областного бюджета на социально -
экономическое и культурное развитие коренных малочисленных
народов, защиту исконной среды обитания, традиционных образа
жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов;
принимает областные целевые программы социально -
экономического и культурного развития коренных малочисленных
народов;
определяет порядок передачи объектов областной государственной
собственности общинам коренных малочисленных народов и лицам,
относящимся к коренным малочисленным народам;
в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законами области устанавливает льготы по налогообложению в части
сумм, поступающих в областной бюджет, для национальных предприятий
и национальных факторий коренных малочисленных народов и
работодателей, сохраняющих и создающих рабочие места для коренных
малочисленных народов в районах их проживания;
в порядке, определенном законодательством Российской Федерации,
участвует в регулировании правового режима владения, пользования и
распоряжения территориями традиционного природопользования
коренных малочисленных народов, природных ресурсов и объектов
историко - культурного назначения в местах традиционного
проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов.
2. Администрация Амурской области для обеспечения прав коренных
малочисленных народов:
представляет перечень коренных малочисленных народов,
проживающих на территории области, Правительству Российской
Федерации для включения их в единый перечень коренных
малочисленных народов Российской Федерации;
выходит в Правительство Российской Федерации с предложениями о
включении участков территории области в перечень районов
проживания коренных малочисленных народов;
разрабатывает и вносит на рассмотрение Амурского областного
Совета народных депутатов предложения по расходам областного
бюджета на социально - экономическое и культурное развитие
коренных малочисленных народов, защиту исконной среды обитания,
традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных
малочисленных народов;
определяет порядок лицензирования и квотирования занятий
традиционными промыслами коренных малочисленных народов на
основании законодательства Российской Федерации и законов области;
ограничивает хозяйственную деятельность организаций всех форм
собственности в местах традиционного проживания и хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов на основании
законодательства Российской Федерации и законов области;
обеспечивает адресный характер социально - экономической
поддержки коренных малочисленных народов;
разрабатывает и реализует системы медицинского и санитарно -
эпидемиологического обеспечения районов проживания коренных
малочисленных народов, экологической безопасности территорий
традиционного природопользования коренных малочисленных народов;
определяет государственный областной заказ на продукцию
традиционных промыслов коренных малочисленных народов и
гарантирует его финансовое обеспечение;
обеспечивает подготовку национальных кадров из числа коренных
малочисленных народов на основе предложений органов местного
самоуправления районов и городов областного значения области;
публикует ежегодные доклады о социально - экономическом
положении коренных малочисленных народов и экологическом состоянии
мест их традиционного проживания и хозяйственной деятельности в
области;
принимает постановления и иные нормативные правовые акты в
соответствии со своей компетенцией по правам коренных
малочисленных народов.
Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления Амурской
области по обеспечению прав коренных малочисленных народов
1. Органы местного самоуправления районов и городов областного
значения для обеспечения прав коренных малочисленных народов:
принимают местные программы социально - экономического и
культурного развития коренных малочисленных народов;
регламентируют на основании законодательства Российской
Федерации и законов области вопросы организации территориального
общественного самоуправления коренных малочисленных народов с
учетом местных условий;
согласовывают выделение участков земель в пределах районов и
городов областного значения под территории традиционного
природопользования коренных малочисленных народов;
выходят в органы государственной власти области с предложениями
о включении участков территории муниципального образования в
перечень районов проживания коренных малочисленных народов;
принимают участие в разработке и реализации систем медицинского
и санитарно - гигиенического обеспечения районов проживания
коренных малочисленных народов, экологической безопасности
территорий традиционного природопользования коренных малочисленных
народов;
определяют и обеспечивают квоту рабочих мест на муниципальных
предприятиях и организациях для коренных малочисленных народов в
районах их проживания;
согласовывают лицензии и квоты на занятие традиционными
промыслами коренных малочисленных народов в местах их
традиционного проживания и хозяйственной деятельности в пределах
своей компетенции, участвуют в осуществлении контроля над
выполнением условий данных лицензий и квот;
разрабатывают планы подготовки национальных кадров из числа
коренных малочисленных народов и представляют их в администрацию
Амурской области;
осуществляют иную деятельность, направленную на обеспечение
прав коренных малочисленных народов, не отнесенную к полномочиям
органов государственной власти Российской Федерации и области,
органов местного самоуправления районов проживания коренных
малочисленных народов.
2. Органы местного самоуправления сельсоветов районов
проживания коренных малочисленных народов для обеспечения прав
коренных малочисленных народов:
распоряжаются целевыми средствами, поступившими в бюджеты
соответствующих сельсоветов от платежей за пользование природными
ресурсами и иными целевыми средствами, поступившими из бюджетов и
целевых фондов других уровней бюджетной системы Российской
Федерации, а также из внебюджетных источников;
осуществляют иные полномочия, переданные им органами местного
самоуправления районов и городов областного значения.
Статья 6. Участие общественных объединений в деятельности по
обеспечению прав коренных малочисленных народов
Общественные объединения принимают участие в деятельности по
обеспечению прав коренных малочисленных народов в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законами области и
согласно своим учредительным документам.
Статья 7. Обеспечение прав коренных малочисленных народов на
социально - экономическое развитие
1. Для обеспечения прав коренных малочисленных народов на
социально - экономическое развитие органами государственной власти
и органами местного самоуправления области применяются:
целевое финансирование программ, планов и проектов социально -
экономического развития коренных малочисленных народов;
социальная защита лиц из числа коренных малочисленных народов;
поддержка развития малого бизнеса для общин коренных
малочисленных народов и лиц из числа коренных малочисленных
народов;
поддержка подготовки специалистов из числа коренных
малочисленных народов для ведения традиционного хозяйствования и
занятий традиционными промыслами, а также для работы в других
отраслях народного хозяйства, социально - культурной сфере,
органах государственной власти или органах местного самоуправления
районов и городов областного значения, территории которых включают
районы проживания коренных малочисленных народов;
поддержка медицинского и санитарно - эпидемиологического
обеспечения в районах проживания коренных малочисленных народов;
поддержка транспортного обеспечения, почтовой и других видов
связи с районами проживания коренных малочисленных народов;
создание и развитие системы страхования общин коренных
малочисленных народов и лиц из числа коренных малочисленных
народов;
установление налоговых льгот для общин коренных малочисленных
народов и лиц из числа коренных малочисленных народов, ведущих
традиционное хозяйствование в пределах своей компетенции в части
сумм налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.
Выполнение мероприятий, перечисленных в настоящем пункте,
гарантируется выделением отдельных строк в расходных частях
областного бюджета и бюджетов районов и городов областного
значения.
2. Права коренных малочисленных народов на социально -
экономическое развитие обеспечиваются:
формированием государственного областного заказа и
муниципальных заказов на продукцию традиционных промыслов коренных
малочисленных народов;
заключением договоров (соглашений) между общинами коренных
малочисленных народов с одной стороны и органами государственной
власти, органами местного самоуправления, предприятиями и
организациями всех форм собственности с другой стороны, предметом
которых являются условия использования природных ресурсов в местах
традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов;
квотированием рабочих мест для лиц из числа коренных
малочисленных народов на государственных и муниципальных
предприятиях и организациях, ведущих свою деятельность в местах
традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов;
оказанием организационной помощи в создании собственного дела
для общин коренных малочисленных народов и лиц из числа коренных
малочисленных народов, ведущих традиционное хозяйствование;
адресностью социально - экономической поддержки общин коренных
малочисленных народов и лиц из числа коренных малочисленных
народов;
созданием системы государственных областных и муниципальных
гарантий для защиты финансовых и материальных активов общин
коренных малочисленных народов, уполномоченных предприятий
коренных малочисленных народов и предпринимателей из числа
коренных малочисленных народов, ведущих традиционное
хозяйствование.
3. На социально - экономическое развитие коренных малочисленных
народов направляются средства, полученные из следующих источников
в части, поступающей в областной бюджет:
100% земельного налога за земли всех категорий в районах
проживания коренных малочисленных народов;
50% земельного налога за земли всех категорий на территориях
традиционного природопользования коренных малочисленных народов;
100% лесных податей и арендной платы в размере минимальных
ставок за древесину, отпускаемую на корню, в районах проживания
коренных малочисленных народов;
50% лесных податей и арендной платы в размере минимальных
ставок за древесину, отпускаемую на корню, на территориях
традиционного природопользования коренных малочисленных народов;
100% налога на добычу полезных ископаемых в районах проживания
коренных малочисленных народов;
50% налога на добычу полезных ископаемых на территориях
традиционного природопользования коренных малочисленных народов;
100% платы за пользование водными объектами (водного налога) в
районах проживания коренных малочисленных народов;
50% платы за пользование водными объектами (водного налога) на
территориях традиционного природопользования коренных
малочисленных народов.
Рекомендуется использовать на социально - экономическое
развитие коренных малочисленных народов часть платежей за
пользование природными ресурсами, поступающих в бюджеты районов и
городов областного значения, в пределах которых имеются места
традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов.
4. Средства, поступающие в областной бюджет от платежей за
пользование природными ресурсами в районах проживания коренных
малочисленных народов, направляются в бюджеты соответствующих
сельсоветов и используются на финансирование местных мероприятий
по социально - экономическому развитию коренных малочисленных
народов.
Средства, поступающие в областной бюджет от платежей за
пользование природными ресурсами на территориях традиционного
природопользования коренных малочисленных народов, используются на
финансирование областных целевых программ, планов и проектов
социально - экономического развития коренных малочисленных
народов. К разработке финансирования областных целевых программ,
планов и проектов социально - экономического развития коренных
малочисленных народов привлекается областное общественное
объединение коренных малочисленных народов - Ассоциация коренных
малочисленных народов Амурской области.
Статья 8. Обеспечение прав коренных малочисленных народов на
сохранение и развитие традиционной культуры
1. Для обеспечения прав коренных малочисленных народов на
сохранение и развитие традиционной культуры применяются:
1) органами государственной власти области:
поддержка национальной культурной и духовной деятельности, в
том числе меры по сохранению национального языка и национальной
литературы, сохранению этнокультурного наследия;
поддержка подготовки специалистов с высшим и средним
профессиональным образованием из числа коренных малочисленных
народов, в особенности - национальных педагогических кадров;
создание и поддержка национальных учреждений среднего и
среднего профессионального образования;
разработка и внедрение специальных учебных планов и программ
дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего
образования для обучения групп из числа коренных малочисленных
народов;
2) органами местного самоуправления области:
создание и поддержка национальных групп и классов в
общеобразовательных учебных заведениях;
поддержка развития традиционных форм и видов воспитания,
образования и обучения.
Расходы на проведение перечисленных в данном пункте мероприятий
несут соответственно областной бюджет и бюджеты районов и городов
областного значения. Финансирование перечисленных в данном пункте
мероприятий может осуществляться также из не запрещенных
законодательством внебюджетных источников.
2. Для сохранения и развития традиционной культуры коренных
малочисленных народов могут создаваться:
1) органами государственной власти области:
межвузовские подготовительные отделения для учащихся - лиц из
числа коренных малочисленных народов из отдаленных районов;
2) органами местного самоуправления области:
культурно - образовательные центры коренных малочисленных
народов;
малокомплектные школы и дошкольные учреждения, кочевые
(передвижные) школы.
Расходы по содержанию названных в данном пункте учреждений
несут соответственно областной бюджет и бюджеты районов и городов
областного значения. Финансирование деятельности названных в
данном пункте учреждений может осуществляться также из не
запрещенных законодательством внебюджетных источников.
3. Для обеспечения гарантий обучения лиц из числа коренных
малочисленных народов в государственных высших и средних
профессиональных учебных заведениях области устанавливаются квоты
приема лиц из числа коренных малочисленных народов.
Квоты устанавливаются учебными заведениями по предложениям
администрации Амурской области, подготовленным на основании
заявлений областного общественного объединения коренных
малочисленных народов - Ассоциации коренных малочисленных народов
Амурской области.
Порядок формирования квот приема лиц из числа коренных
малочисленных народов в государственные высшие и средние
профессиональные учебные заведения области устанавливается
Администрацией Амурской области.
Для обеспечения гарантий обучения лиц из числа коренных
малочисленных народов в муниципальных учебных заведениях области
могут устанавливаться квоты приема лиц из числа коренных
малочисленных народов органами местного самоуправления районов и
городов областного значения.
4. Финансирование деятельности по сохранению и развитию
традиционной культуры коренных малочисленных народов
предусматривается в областном бюджете и бюджетах районов и городов
областного значения.
Статья 9. Права коренных малочисленных народов на участие в
деятельности органов государственной власти и органах местного
самоуправления
1. В целях наиболее последовательного решения вопросов
социально - экономического и культурного развития коренных
малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания,
традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов
предусматривается участие коренных малочисленных народов в
деятельности органов государственной власти и органов местного
самоуправления области.
2. В Амурском областном Совете народных депутатов
предусматривается должность консультанта по вопросам коренных
малочисленных народов на общественных началах, кандидатура
которого предлагается областным общественным объединением коренных
малочисленных народов - Ассоциацией коренных малочисленных народов
Амурской области и утверждается постановлением Амурского
областного Совета народных депутатов.
3. В Администрации Амурской области предусматривается должность
консультанта (советника) по вопросам коренных малочисленных
народов на постоянной оплачиваемой основе, кандидатура которого
утверждается главой Администрации области.
4. Порядок определения представительства коренных малочисленных
народов в представительных органах местного самоуправления области
устанавливается законами области о местном самоуправлении и
выборах.
Решениями органов местного самоуправления районов и городов
областного значения могут предусматриваться должности
консультантов (советников) по вопросам коренных малочисленных
народов в исполнительных органах местного самоуправления.
5. При Администрации Амурской области и при органах местного
самоуправления районов и городов областного значения создаются
советы коренных малочисленных народов в качестве консультативных
органов на общественных началах.
В советы коренных малочисленных народов могут делегироваться
представители территориального общественного самоуправления, общин
и областного общественного объединения коренных малочисленных
народов - Ассоциации коренных малочисленных народов Амурской
области, иных общественных объединений, в уставах которых
закреплена деятельность по обеспечению прав коренных малочисленных
народов.
Статья 10. Права коренных малочисленных народов на
территориальное общественное самоуправление, создание общин и иных
объединений
1. Коренные малочисленные народы вправе создавать в районах
своего проживания в пределах территорий муниципальных образований
органы территориального общественного самоуправления для
самостоятельного и под свою ответственность проведения
общественных инициатив в вопросах местного значения, а также
осуществлять территориальное общественное самоуправление в иных
формах (съездов, сходов, собраний, других).
Формы организации и особенности функционирования
территориального общественного самоуправления коренных
малочисленных народов определяются органами местного
самоуправления районов и городов областного значения на основании
исторического опыта и местных традиций, а также с учетом мнения
областного общественного объединения коренных малочисленных
народов - Ассоциации коренных малочисленных народов Амурской
области.
Органы территориального общественного самоуправления коренных
малочисленных народов действуют на основании положений о них,
зарегистрированных органами местного самоуправления районов и
городов областного значения, и могут создаваться в качестве
юридических лиц.
Деятельность органов территориального общественного
самоуправления коренных малочисленных народов может
финансироваться из внебюджетных источников (взносов граждан,
благотворительной помощи, доходов от предпринимательской
деятельности).
2. В целях сохранения и развития самобытного образа жизни и
традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов
представители коренных малочисленных народов вправе создавать
территориально - соседские общины в порядке, определенном
законодательством Российской Федерации и законами области.
Территориально - соседские общины являются добровольными
объединениями представителей коренных малочисленных народов,
постоянно проживающих на территории одного из районов проживания
коренных малочисленных народов, созданными для решения вопросов
местного значения.
3. В целях обеспечения социально - экономических интересов
коренных малочисленных народов в местах их традиционного
проживания и хозяйственной деятельности представители коренных
малочисленных народов вправе создавать семейные (родовые) общины в
порядке, определенном законодательством Российской Федерации и
законами области.
Семейные (родовые) общины являются добровольными объединениями
на основе кровнородственного признака представителей коренных
малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни,
созданными для совместного ведения хозяйственной деятельности.
4. Территориально - соседские и семейные (родовые) общины
коренных малочисленных народов имеют право на первоочередное
приобретение в собственность государственных предприятий
традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов
коренных малочисленных народов в местах их традиционного
проживания и хозяйственной деятельности.
5. Органы территориального общественного самоуправления, общины
и иные объединения коренных малочисленных народов вправе
использовать при самостоятельном регулировании вопросов
территориального общественного и общинного самоуправления нормы
обычного права, не противоречащие законодательству Российской
Федерации и области.
Статья 11. Права коренных малочисленных народов на традиционные
образ жизни, хозяйствование, природопользование и промыслы
1. Коренные малочисленные народы в целях сохранения и развития
традиционного образа жизни имеют право:
на государственную поддержку из средств областного бюджета
подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным
образованием из числа коренных малочисленных народов по
специальностям, связанным с традиционной деятельностью;
на государственную поддержку из средств областного бюджета и
средств бюджетов районов и городов областного значения развития
традиционных видов деятельности в виде безвозмездной помощи или
беспроцентных кредитов;
на учет своих интересов при принятии нормативных правовых актов
органами государственной власти и органами местного самоуправления
области, оказывающих влияние на традиционную деятельность коренных
малочисленных народов, путем согласования проектов таких
нормативных правовых актов с представителями коренных
малочисленных народов в органах государственной власти и органах
местного самоуправления.
2. Коренные малочисленные народы в целях сохранения и развития
традиционных форм хозяйствования, природопользования и промыслов
имеют право:
на участие в процессе распоряжения природными ресурсами в
местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов путем согласования органами
местного самоуправления районов проживания коренных малочисленных
народов соответствующих проектов решений органов государственной
власти области и органов местного самоуправления районов и городов
областного значения;
на безвозмездную передачу территориальным и родовым общинам
коренных малочисленных народов и лицам, относящимся к коренным
малочисленным народам в постоянное (бессрочное) пользование
земельных участков в районах проживания коренных малочисленных
народов для ведения приусадебного и подсобного хозяйства;
на передачу территориальным и родовым общинам коренных
малочисленных народов и лицам, относящимся к коренным
малочисленным народам в безвозмездное пользование участков лесного
фонда, пригодных для выпаса домашних оленей, ведения охотничьего
промысла, сбора дикоросов и иных видов традиционной деятельности в
местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов;
на безвозмездную передачу территориальным и родовым общинам
коренных малочисленных народов и лицам, относящимся к коренным
малочисленным народам прав пользования общераспространенными
полезными ископаемыми для собственных нужд в местах традиционного
проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов;
на льготы по платежам за иное пользование природными ресурсами
и на приоритетное пользование иными природными ресурсами в местах
традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законами области.
3. Для обеспечения прав коренных малочисленных народов на
традиционный образ жизни, хозяйствование, природопользование и
промыслы органы государственной власти и органы местного
самоуправления области в соответствии со своими полномочиями:
выдают лицензии и устанавливают квоты на пользование природными
ресурсами при ведении традиционных промыслов коренными
малочисленными народами;
обеспечивают закрепление прав владения и пользования на
охотничьи угодья и оленьи пастбища в границах территорий
традиционного природопользования для коренных малочисленных
народов;
обеспечивают поддержку развития общинного и личного
оленеводства коренными малочисленными народами путем формирования
государственного и муниципального заказа на продукцию оленеводства
с учетом потребностей в этой продукции самих коренных
малочисленных народов;
определяют участки лесного фонда с особым режимом ведения
лесного хозяйства и лесопользования в местах традиционного
проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов и устанавливают такой режим (в районах проживания - запрет
рубок главного пользования, согласование с соответствующими
сельсоветами рубок промежуточного пользования и прочих рубок,
заготовок второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного
лесопользования; на территориях традиционного природопользования -
согласование с соответствующими общинами рубок главного
пользования);
обеспечивают право коренных малочисленных народов на
приоритетное пользование возобновляемыми природными ресурсами и
общераспространенными полезными ископаемыми для собственных нужд в
местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов.
4. Лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но
постоянно проживающие в местах традиционного проживания и
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, имеют
равные с коренными малочисленными народами права на пользование
возобновляемыми природными ресурсами и общераспространенными
полезными ископаемыми при ведении традиционной деятельности.
Статья 12. Права коренных малочисленных народов на сохранение
исконной среды обитания
1. В целях обеспечения условий для сохранения исконной среды
обитания коренных малочисленных народов в обязательном порядке
проводятся экологические и этнологические экспертизы
предполагаемой хозяйственной деятельности в местах традиционного
проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов.
Порядок проведения соответствующих этнологических экспертиз
устанавливается Администрацией Амурской области.
2. Передача прав пользования землями и природными ресурсами
предприятиям и организациям всех форм собственности в районах
проживания коренных малочисленных народов производится только по
согласованию с соответствующими сельсоветами, а на территориях
традиционного природопользования коренных малочисленных народов
производится только по согласованию с соответствующими
территориально - соседскими и семейными (родовыми) общинами
коренных малочисленных народов.
3. Органы территориального общественного самоуправления
коренных малочисленных народов участвуют сами или через своих
уполномоченных представителей в осуществлении контроля над
использованием земель и природных ресурсов в местах традиционного
проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов.
4. На сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных
народов направляются:
100% платы, полученной за выбросы и сбросы загрязняющих веществ
в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного
воздействия в районах проживания коренных малочисленных народов;
50% платы, полученной за выбросы и сбросы загрязняющих веществ
в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного
воздействия на территориях традиционного природопользования
коренных малочисленных народов.
Вышеназванные средства используются целевым образом для решения
экологических проблем в местах традиционного проживания и
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов по
заявкам сельсоветов районов проживания коренных малочисленных
народов с учетом мнения областного общественного объединения
коренных малочисленных народов - Ассоциации коренных малочисленных
народов Амурской области.
5. Территориально - соседские и семейные (родовые) общины
коренных малочисленных народов, лица из числа коренных
малочисленных народов имеют право на возмещение убытков,
причиненных в результате нанесения ущерба окружающей среде в
местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов, хозяйственной деятельностью
предприятий и организаций всех форм собственности, а также
физическими лицами.
Размер убытков определяется путем соглашения сторон на
основании нормативных правовых документов по определению размеров
ущерба окружающей среде в результате хозяйственной деятельности
или в судебном порядке.
6. Для исключения из хозяйственного использования участков
дикой природы, имеющих особое значение для сохранения исконной
среды обитания коренных малочисленных народов или имеющих особое
культурно - историческое значение для коренных малочисленных
народов, создаются в пределах мест традиционного проживания и
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов
этноэкологические территории, которые являются особо охраняемыми
природными территориями областного значения.
Границы и режим охраны этноэкологических территорий
устанавливаются Администрацией Амурской области по представлению
сельсоветов районов проживания коренных малочисленных народов с
учетом положений законодательства области о природно - заповедном
фонде.
Статья 13. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со
дня его первого официального опубликования.
Пункты 3 и 4 статьи 7, пункт 4 статьи 12 настоящего Закона
вступают в силу с 1 января 2004 года.
2. Предложить главе Администрации Амурской области и органам
местного самоуправления Амурской области привести в соответствие с
настоящим Законом свои нормативные правовые акты.
Глава Администрации
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
г. Благовещенск
___________ 2003 года
N ______
|