РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО УПЛАТЕ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА
Вопрос 1. Районный коэффициент, установленный местными органами
власти, превышает предельный уровень коэффициентов, установленный
законодательством Российской Федерации, в частности по Амурской
области, от 10% до 40%. Следует ли начислять единый социальный
налог на выплаты районного коэффициента?
Ответ: Согласно пункту 11 статьи 255 НК РФ надбавки,
установленные районным регулированием оплаты труда, в том числе
начисленные по районным коэффициентам за работу в тяжелых природно
- климатических условиях, производимые в соответствии с
законодательством Российской Федерации, включаются в расходы
налогоплательщика на оплату труда.
Постановлением Главы Администрации Амурской области от 13
декабря 1991 г. N 50 (в редакции Постановления Главы Администрации
Амурской области и Президиума Совета Федерации профсоюзов Амурской
области от 14 апреля 1998 г. N 157) установлены предельные размеры
районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих по
районам и городам области.
Постановление администрации Амурской области принято на
основании и в соответствии с пунктом 13 Постановления Совета
Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по
социально - экономическому развитию районов Севера".
Пунктом 2 постановления Главы Администрации Амурской области
рекомендовано производить затраты на указанные цели за счет
средств предприятий, организаций и учреждений в пределах фонда
оплаты труда с отнесением на себестоимость продукции (работ,
услуг). По работникам бюджетной сферы - при наличии средств,
предусмотренных местными бюджетами.
Законность отнесения на себестоимость продукции указанных
затрат подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного
суда Российской Федерации от 4 июня 2002 г. N 8982/01. В названном
постановлении, в частности, отмечено, что пунктом 4 Постановления
Съезда народных депутатов Российской Федерации от 21 апреля 1992
г. N 2707-1 "О социально - экономическом положении районов Севера
и приравненных к ним местностей", принятым позднее постановления
Правительства N 76, Правительству Российской Федерации поручено
разработать и утвердить в 1992 году механизм возмещения
предприятиям, учреждениям и организациям в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях затрат на выплаты по районным
коэффициентам и процентным надбавкам за работу в этих районах и
местностях.
Во исполнение названного постановления Съезда народных
депутатов Правительство Российской Федерации издало Постановление
от 1 сентября 1992 г. N 653 "О возмещении предприятиям,
учреждениям и организациям, расположенным в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, затрат на выплаты по
районным коэффициентам и процентным надбавкам", согласно которому
для предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на
принципах хозяйственного расчета, выплаты по районным
коэффициентам и процентным надбавкам включаются в затраты на
оплату труда в соответствии с положением о составе затрат.
Постановление Правительства РФ от 1 сентября 1992 г. N 653 "О
возмещении предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, затрат
на выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам" с 1
января 2002 года утратило силу в связи с изданием Постановления
Правительства РФ от 20 февраля 2002 г. N 121.
Следовательно, на выплаты районных коэффициентов, превышающих
предельный уровень районных коэффициентов, установленный
законодательством Российской Федерации, организации, являющиеся
налогоплательщиками налога на прибыль, единый социальный налог не
начисляют.
У организаций, не являющихся налогоплательщиками налога на
прибыль, данные выплаты включаются в налоговую базу для исчисления
ЕСН.
Вопрос 2. Облагается ли единым социальным налогом выплата
компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, если
работник уволился из организации по собственному желанию, так как
пунктом 9.1.5 Методических рекомендаций по порядку исчисления и
уплаты единого социального налога не перечислена статья 80
Трудового кодекса РФ "Расторжение трудового договора по инициативе
работника"?
Ответ: В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса
Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31 декабря
2001 г. N 198-ФЗ) не подлежат обложению единым социальным налогом
все виды установленных законодательством Российской Федерации,
законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями
представительных органов местного самоуправления компенсационных
выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с
увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный
отпуск.
В пункте 9.1.5 Методических рекомендаций перечислены статьи
Трудового кодекса, предусматривающие компенсационные выплаты
работникам при увольнении. Так, статьей 84 предусмотрена выплата
выходного пособия в размере среднего месячного заработка, если
нарушение правил заключения трудового договора допущено не по вине
работника, а статьей 127 ТК РФ установлено, что при увольнении
работнику выплачивается денежная компенсация за все
неиспользованные отпуска и т.д. Статья же 80 ТК РФ устанавливает
порядок расторжения трудового договора по инициативе работника (по
собственному желанию).
Таким образом, денежная компенсация за неиспользованный отпуск
при увольнении работника по собственному желанию не должна
облагаться единым социальным налогом.
Вопрос 3. Подлежат ли обложению ЕСН ежемесячные компенсационные
выплаты матерям, находящимся в дополнительном отпуске без
сохранения заработной платы по уходу за ребенком в возрасте от
полутора до трех лет?
Ответ: Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ перечислены все виды
установленных законодательством РФ, решениями представительных
органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах
норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), не
подлежащих обложению единым социальным налогом (взносом).
В первую очередь следует обращать внимание на то, что все
указанные в п. 1 ст. 238 НК РФ выплаты должны быть установлены
законодательством Российской Федерации, законодательными актами
субъектов Российской Федерации и решениями представительных
органов местного самоуправления.
При этом под законодательством Российской Федерации понимаются
конституционные федеральные законы, федеральные законы и
постановления Верховного Совета Российской Федерации (существовал
до 1993 года).
В связи с этим, если пособие, компенсация или другая выплата
производится не на основании закона, а на основании указа
Президента РФ, постановления Правительства РФ или иного
ведомственного нормативного акта, то такие выплаты облагаются
единым социальным налогом.
Пособие, выплачиваемое матерям, находящимся в отпуске по уходу
за ребенком от полутора до трех лет, в 2001 году облагалось единым
социальным налогом, так как оно установлено Указом Президента
Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1110, который является
подзаконным нормативным актом.
До 1994 года в статье 167 КЗоТ РФ была предусмотрена норма о
выплате пособия матерям, находящимся в отпуске по уходу за
ребенком от полутора до трех лет, а в 1994 году в КЗоТ была
оставлена только норма о том, что этим матерям предоставляется
дополнительный отпуск.
С 1 февраля 2002 года вступил в силу Трудовой кодекс Российской
Федерации. Статьей 256 ТК РФ предусмотрено, что по заявлению
женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до
достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия
по государственному социальному страхованию в период указанного
отпуска определяются федеральным законом.
Статьей 423 ТК РФ установлено, что изданные до введения в
действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента
РФ, Правительства РФ и применяемые на территории РФ постановления
Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим
Кодексом могут регулироваться только федеральными законами,
действуют впредь до введения в действие соответствующих
федеральных законов.
Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат
матерям по уходу за ребенком от полутора до трех лет установлен
Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206.
Следовательно, с 1 февраля 2002 года суммы пособия в пределах,
установленных законодательством, не облагаются единым социальным
налогом. Суммы пособия сверх установленного законодательством
размера у организаций, являющихся налогоплательщиками налога на
прибыль, единым социальным налогом не облагаются, за исключением
случаев, когда выплата пособия предусмотрена трудовым или
коллективным договором организации на основании пункта 25 статьи
255 НК РФ, и относится на себестоимость продукции.
У организаций, не являющихся налогоплательщиками налога на
прибыль, суммы пособия сверх установленного законодательством,
включаются в налоговую базу для исчисления ЕСН.
Вопрос 4. Предоставляет ли налогоплательщик расчет по авансовым
платежам по единому социальному налогу за 2002 год или только
налоговую декларацию по сроку 30 марта 2003года? Какой срок
представления расчета по авансовым платежам по страховым взносам
на обязательное пенсионное страхование за 2002 год?
Ответ: В соответствии с Приказом МНС России от 1 октября 2002
г. N БГ-3-05/49 "Об утверждении формы расчета по авансовым
платежам по единому социальному налогу и порядка ее заполнения" (с
учетом изменений и дополнений) расчет по авансовым платежам по
единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты
физическим лицам: организаций, индивидуальных предпринимателей,
физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями,
представляется налогоплательщиками в территориальные органы МНС
России не позднее 20 апреля (за первый квартал текущего налогового
периода), 20 июля (за полугодие текущего налогового периода), 20
октября (за 9 месяцев текущего налогового периода).
За 2002 год налогоплательщики представляют в срок не позднее 30
марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговую
декларацию по единому социальному налогу по форме, утвержденной
Приказом МНС России от 9 октября 2002 г. N БГ-3-05/550 "Об
утверждении формы налоговой декларации по единому социальному
налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам:
организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не
признаваемых индивидуальными предпринимателями, и инструкции по ее
заполнению".
Что касается отчетности по страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование за 2002 год, то формы такой отчетности
Министерством Российской Федерации по налога и сборам, по-
видимому, будут доведены позже.
Расчеты по авансовым платежам по страховым взносам
представляются налогоплательщиками только за I квартал, I
полугодие, 9 месяцев текущего расчетного периода.
Вопрос 5. Правомерно ли в случае выдачи сотрудникам организации
в 2001 году беспроцентных заемных средств определять материальную
выгоду при исчислении ЕСН один раз в календарном году согласно п.
4 ст. 237 НК РФ? Подлежит ли обложению ЕСН материальная выгода,
рассчитанная на беспроцентную ссуду, полученную работником за счет
средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога
на прибыль?
Ответ: Согласно п. 4 ст. 237 упомянутой главы Кодекса в целях
исчисления единого социального налога материальная выгода в виде
экономии на процентах при получении работником от работодателя
заемных средств на льготных условиях рассчитывается по правилам,
предусмотренным п. 2 ст. 212 НК РФ, в соответствии с которыми
определение налоговой базы в данном случае осуществляется в день
уплаты процентов по полученным заемным средствам, но не реже чем
один раз в налоговый период.
Таким образом, если по условиям договора сотрудникам
организации выдавались беспроцентные займы, то материальная выгода
в этом случае подлежит определению один раз в год, поэтому при
исчислении единого социального налога (взноса) за отчетный месяц
выгода не определяется.
В соответствии со ст. 236 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения единым социальным
налогом (взносом) для налогоплательщиков - работодателей являются
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу
работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения (за
исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям) по договорам гражданско - правового характера,
предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а
также по авторским и лицензионным договорам.
Пунктом 4 ст. 236 Кодекса вышеуказанные выплаты и
вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если они
производятся за счет средств, остающихся в распоряжении
организации после уплаты налога на доходы организации (налога на
прибыль).
Порядок использования средств, остающихся в распоряжении
организации, определяется ее собственниками (акционерами,
учредителями).
В то же время п. 4 ст. 236 Кодекса не распространяется на
материальную выгоду, в том числе в виде экономии на процентах при
получении работником от работодателя заемных средств на льготных
условиях, определяемую по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 212
Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 212 Кодекса материальная выгода определяется
как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами,
выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых
действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным
банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над
суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Заместитель
начальника отдела
единого социального налога
УМНС России
по Амурской области
О.П.ЮНАЕВА
|