МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(МАП РОССИИ)
АМУРСКОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Адрес: 675000, г. Благовещенск,
Амурская область, пер.
им. Св. Иннокентия, 1,
тел. 44-32-03
18 ноября 2002 г. N 02-1702
Муниципальному учреждению
"Городская диспетчерская служба"
г. Благовещенск, ул. им. Калинина, 114
Муниципальному предприятию
"Автоколонна 1275"
г. Благовещенск, ул. им. Калинина, 114
Индивидуальным предпринимателям
Администрации г. Благовещенска
г. Благовещенск, ул. им. Ленина, 133
РЕШЕНИЕ
12 ноября 2002 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного и рекламного
законодательств, поддержки предпринимательства в составе:
Махниборода А.В. - председатель комиссии,
руководитель управления;
члены комиссии:
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за
соблюдением антимонопольного и рекламного
законодательств, поддержки
предпринимательства;
Богуш В.П. - главный специалист АМО;
Македон Н.Г. - специалист 1 категории АМО,
рассмотрев дело о нарушении муниципальным учреждением
"Городская диспетчерская служба" (г. Благовещенск, ул. им.
Калинина, 114) и муниципальным предприятием "Автоколонна 1275" (г.
Благовещенск, ул. им. Калинина, 114) статьи 6 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках", установила:
В Амурское территориальное управление МАП России поступило
заявление индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
перевозку пассажиров автобусами средней вместимости по маршрутной
сети г. Благовещенска. В своем заявлении предприниматели указывают
на необъективность распределения выпусков на городских автобусных
маршрутах между МП "Автоколонна 1275" и индивидуальными
предпринимателями. Кроме того, в заявлении указано, что МП
"Автоколонна 1275", так же как и частные перевозчики, осуществляет
автобусные перевозки на городских маршрутах, занимая при этом
доминирующее положение на данном товарном рынке. В то же время МП
"Автоколонна 1275" составляет графики работы автобусов
индивидуальных предпринимателей, при этом последние ставятся в
заведомо неравные условия по сравнению с автобусами муниципального
предприятия.
По запросу Амурского ТУ МАП России МП "Автоколонна 1275" (далее
- АТК 1275) представило информацию, из которой следует, что на
маршрутной сети г. Благовещенска и пригорода работают (по
состоянию на 1 сентября 2002 года) 126 единиц автобусов АТК 1275 и
91 единица автобусов индивидуальных предпринимателей, с которыми
АТК 1275 заключены договоры на диспетчерское регулирование. В то
же время АТК 1275 сообщила, что в настоящее время диспетчерским
регулированием занимается созданное в апреле 2002 года
муниципальное учреждение "Городская диспетчерская служба".
Распределение городских маршрутов между АТК 1275 и индивидуальными
перевозчиками, в том числе и выпусков по этим маршрутам,
осуществляется в соответствии с актом передачи выпусков по
маршрутам города индивидуальным перевозчикам от 14 августа 2002
года, подписанным МУ "Городская диспетчерская служба", АТК 1275,
администрацией г. Благовещенска (далее - акт передачи). Для АТК
1275 перевозка пассажиров на городских маршрутах г. Благовещенска
является убыточной.
По информации, представленной МУ "Городская диспетчерская
служба" (далее - ГДС), данное муниципальное учреждение
осуществляет диспетчерское регулирование движения автобусов и
таксомоторов по городским и пригородным маршрутам г.
Благовещенска. Кроме того, с 53 индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими перевозку пассажиров автобусами на маршрутной сети
г. Благовещенска и имеющими соответствующую лицензию, ГДС
заключены договоры на транспортное обслуживание. Такой же договор
заключен ГДС и с АТК 1275. График выхода на маршруты автобусов и
водителей частных предпринимателей по городским маршрутам
составлялся ГДС и АТК 1275 поочередно: июнь, сентябрь 2002 года -
ГДС, июль, август 2002 года - АТК 1275, на октябрь 2002 года
график разрабатывался совместно ГДС и АТК 1275. Все графики в
обязательном порядке согласовываются с ГДС. Дополнением к договору
транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на
маршрутной сети г. Благовещенска и пригорода от 21 июля 2002 г. N
41 ГДС и АТК 1275 разграничили обязанности по обеспечению
организации движения автобусов на городских и пригородных
маршрутах г. Благовещенска между собой.
На заседании комиссии заявители подтвердили заявленные
требования, сообщив дополнительно следующее. Когда происходит по
каким-либо причинам снятие с маршрута автобусов частных
предпринимателей, выпущенных на маршрут ГДС, АТК 1275 заменяет их
автобусами, работающими по договорам именно с АТК 1275.
Заслушав стороны, рассмотрев представленную информацию,
комиссия пришла к следующим выводам.
На маршрутной сети г. Благовещенска, которая представлена 22
городскими маршрутами, перевозки пассажиров автобусами средней
вместимости осуществляют муниципальное предприятие "Автоколонна
1275" и другие хозяйствующие субъекты, в том числе индивидуальные
предприниматели, имеющие в собственности автобусы и получившие
соответствующую лицензию на право осуществления этой деятельности.
До создания МУ "Городская диспетчерская служба" услуги по
диспетчерскому регулированию и диспетчерскому обслуживанию
индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку
пассажиров автобусами средней вместимости на маршрутах г.
Благовещенска, оказывало МП "Автоколонна 1275". Также АТК 1275
осуществляла и продолжает осуществлять в настоящее время функции
по перевозке пассажиров автобусами на маршрутах г. Благовещенска и
пригорода, то есть функционирует на том же самом рынке, что и
индивидуальные предприниматели. При этом, на данном рынке АТК 1275
имеет долю более 35%, то есть занимает доминирующее положение.
В целях управления процессом пассажирских перевозок
автотранспортом на территории г. Благовещенска в апреле 2002 года
было создано муниципальное учреждение "Городская диспетчерская
служба". Согласно уставу основным видом деятельности ГДС является
оказание услуг по диспетчерскому управлению движением автобусов и
таксомоторов по городским и пригородным маршрутам, согласование
расписаний (графиков) движения городского и пригородного
пассажирского транспорта и маршрутных такси, заключение договоров
на оказание услуг по перевозке пассажиров с юридическими и
индивидуальными предпринимателями. В связи с созданием МУ
"Городская диспетчерская служба" функции по диспетчерскому
регулированию движения автобусов на территории г. Благовещенска и
пригорода перешли от АТК 1275 к этому учреждению, в том числе и по
ранее заключенным договорам АТК 1275 с индивидуальными
предпринимателями согласно дополнению к договору N 41 от 21 июля
2002 года транспортного обслуживания между ГДС и АТК 1275.
Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация,
созданная собственником для осуществления управленческих,
социально - культурных или иных функций некоммерческого характера
и финансируемая им полностью или частично.
Однако из-за полного отсутствия финансирования со стороны
администрации г. Благовещенска ГДС вынуждена выполнять свои
основные функции на платной основе, заключив с индивидуальными
предпринимателями к ранее подписанному договору на транспортное
обслуживание дополнительное соглашение к договору, согласно
которому услуги диспетчерского регулирования и диспетчерского
обслуживания оказываются на платной основе. С АТК 1275 также
заключен договор транспортного обслуживания населения
автомобильным транспортом на маршрутной сети г. Благовещенска и
пригорода от 21 июля 2002 года, в дополнении к которому определены
финансовые отношения между двумя хозяйствующими субъектами.
Таким образом, на сегодняшний день на рынке услуг по
диспетчерскому управлению движением автобусов на маршрутной сети
г. Благовещенска, включающему в себя сбор оперативной информации
за работой автобусов на маршруте, контроль за своевременным и
полным выпуском автобусов на маршрут, регулирование и управление
движением на всей сети автобусных маршрутов, действует один
хозяйствующий субъект - МУ "Городская диспетчерская служба". На
рынке услуг по диспетчерскому обслуживанию движения автобусов на
маршрутной сети г. Благовещенска, включающему в себя планирование
(составление графиков, расписаний), выпуск автобусов на линию
(оформление и получение путевого листа, экипировка), действуют два
хозяйствующих субъекта: АТК 1275 и МУ "Городская диспетчерская
служба", при этом доля АТК 1275 на данном товарном рынке
составляет 81%.
Кроме того, дополнением к договору N 41 от 21 июля 2002 года
транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на
маршрутной сети г. Благовещенска и пригорода от 27 июля 2002 года
ГДС и АТК 1275 разграничили обязанности между собой по обеспечению
организации движения автобусов на городских и пригородных
маршрутах г. Благовещенска. Согласна этому дополнению АТК 1275, в
частности, обязуется составлять месячные графики выхода автобусов
и водителей автоколонны и привлеченных автобусов индивидуальных
предпринимателей, работающих через автоколонну, и согласовывать
график по привлеченным автобусам с ГДС. Кроме этого, АТК вправе
заключать договоры на диспетчерское обслуживание перевозчиками
различных форм собственности. ГДС, в частности, обязуется
осуществлять контроль и оперативное руководство по регулированию
движением автобусов на городских и пригородных маршрутах.
АТК 1275 является перевозчиком пассажиров автобусами по
маршрутной сети г. Благовещенска, причем занимая долю на этом
товарном рынке более 35%, и в то же время выполняет функции по
обеспечению организации движения автобусов на городских и
пригородных маршрутах г. Благовещенска, что может привести и
приводит к ограничению конкуренции на данном товарном рынке и
ущемлению интересов индивидуальных предпринимателей.
Согласно ст. 4 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" конкуренция -
состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные
действия эффективно ограничивают возможность каждого из них
односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на
соответствующем товарном рынке.
В действительности же, индивидуальные предприниматели лишены
возможности осуществлять самостоятельные действия, они полностью
зависят от АТК 1275. Подтверждением тому является разделение
автобусных выпусков по маршрутам между АТК 1275 и частными
перевозчиками. Распределение маршрутов и выпусков по каждому
маршруту между АТК 1275 и другими перевозчиками осуществляется на
основании акта передачи выпусков по маршрутам города
индивидуальным перевозчикам от 14 августа 2002 года, подписанного
МУ "Городская диспетчерская служба", АТК 1275 и администрацией г.
Благовещенска. Однако данный акт нельзя признать законным на том
основании, что ни АТК 1275, ни ГДС не являются собственниками
городских маршрутов, они не могут распоряжаться ими по своему
усмотрению. Этим актом передачи два хозяйствующих субъекта - МУ
"Городская диспетчерская служба" и АТК 1275, разделили рынок
перевозок пассажиров автобусами по маршрутной сети г.
Благовещенска по объему продаж (количеству предлагаемых выпусков
на маршрутах), кругу покупателей (индивидуальным
предпринимателям), предлагая последним только определенное
количество выпусков на определенные маршруты.
Емкость рынка перевозок пассажиров на маршрутной сети
муниципального образования складывается из количества действующих
маршрутов и количества транспортных средств, осуществляющих по ним
перевозки. В свою очередь, количество транспортных средств прямо
зависит от количества выпусков на маршрутах, которые определяют
объем перевозок по маршрутам. От того, сколько выпусков будет
закреплено за конкретным перевозчиком, будет зависеть объем его
деятельности, а от того, насколько рентабельны эти выпуски (по
маршрутам), зависят и доходы перевозчиков.
Под соглашением, ограничивающим конкуренцию, подразумевается
договоренность между хозяйствующими субъектами о координации
поведения на рынке определенного товара, результатом которой
является или может являться ограничение или устранение конкуренции
на соответствующем товарном рынке. Под согласованными действиями,
ограничивающими конкуренцию, подразумеваются скоординированные,
согласно принятому решению, действия хозяйствующих субъектов,
результатом которых является или может являться ограничение или
устранение конкуренции.
Акт передачи выпусков по маршрутам города индивидуальным
перевозчикам от 14 августа 2002 года - это соглашение между двумя
хозяйствующими субъектами, действующими на одном товарном рынке,
целью и результатом которого является ограничение и устранение
конкуренции на данном товарном рынке.
Статья 6 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает
заключение договора, иной сделки, соглашения или осуществление
согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на
рынке одного товара, которые приводят или могут привести, в том
числе, к разделу рынка по территориальному принципу, по объему
продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по
кругу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа
на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в
качестве продавцов определенных товаров или их покупателей
(заказчиков).
В связи с вышеизложенным можно заключить, что в действиях МУ
"Городская диспетчерская служба" и АТК 1275 имеется нарушение ст.
6 Закона РФ "О конкуренции...", выразившееся в заключении
дополнения к договору транспортного обслуживания населения
автомобильным транспортом на маршрутной сети г. Благовещенска и
пригорода от 21 июля 2002 г. N 41 и подписании акта передачи
выпусков по маршрутам города индивидуальным перевозчикам от 14
августа 2002 года МУ "Городская диспетчерская служба", АТК 1275 и
администрацией г. Благовещенска, которые привели к разделу рынка
по объему продаж, ассортименту реализуемых товаров и кругу
покупателей, ограничению доступа на рынок покупателей
(заказчиков), что имеет своим результатом ограничение конкуренции
на рынке перевозки пассажиров автобусами на маршрутной сети г.
Благовещенска.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в
соответствии с пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства, комиссия решила:
1. Выдать муниципальному учреждению "Городская диспетчерская
служба" и муниципальному предприятию "Автоколонна 1275"
предписание о прекращении нарушения статьи 6 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
2. Должностным лицам МАП России (территориального управления)
рассмотреть вопрос о ______________________________ .
Председатель комиссии
А.В.МАХНИБОРОДА
Члены комиссии:
У.Н.ТАРАСОВА
В.П.БОГУШ
Н.Г.МАКЕДОН
|