АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
(третий созыв)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2002 г. N 20/614
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН АМУРСКОЙ
ОБЛАСТИ "ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Рассмотрев проект закона Амурской области "О внесении изменений
и дополнений в Закон Амурской области "Об управлении
государственной собственностью Амурской области", внесенный Главой
Администрации области, областной Совет народных депутатов
постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Амурской области "О
внесении изменений и дополнений в Закон Амурской области "Об
управлении государственной собственностью Амурской области".
2. Направить указанный законопроект субъектам права
законодательной инициативы для внесения поправок, в прокуратуру
области, управление Министерства юстиции Российской Федерации по
Амурской области, контрольно-счетную палату области для внесения
замечаний и предложений до 20 ноября 2002 года.
3. Постоянной комиссии областного Совета народных депутатов по
вопросам экономики, межрегиональных, внешнеэкономических связей и
собственности области доработать с учетом внесенных поправок
указанный законопроект и внести его на рассмотрение областного
Совета народных депутатов.
4. Направить настоящее постановление Главе Администрации
области.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Амурского
областного Совета
народных депутатов
С.И.ГОРЯНСКИЙ
Проект вносится
Главой Администрации
Амурской области
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ УПРАВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
________ 2002 года
Статья 1
Внести в Закон Амурской области от 6 ноября 1998 г. N 107-ОЗ
"Об управлении государственной собственностью Амурской области" (в
редакции от 2 апреля 2002 года) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 10:
1) абзац второй пункта 1 исключить;
2) в абзаце третьем пункта 2 слова "административных зданий,
строений и нежилых помещений" заменить словами "движимого и
недвижимого имущества.".
2. Пункт 2 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"2. Комитет Администрации области по управлению государственным
имуществом области в пределах своих полномочий в установленном
порядке:
а) осуществляет от имени области управление и распоряжение
государственным имуществом;
б) закрепляет находящееся в областной государственной
собственности имущество в хозяйственное ведение за
государственными унитарными предприятиями, дает согласие на
продажу, сдачу в аренду, передачу в залог и внесение в качестве
вклада в уставные (складочные) капиталы хозяйственных обществ и
товариществ недвижимого имущества, принадлежащего указанным
предприятиям на праве хозяйственного ведения, а также на
распоряжение указанным имуществом иным способом;
в) закрепляет находящееся в областной государственной
собственности имущество в оперативное управление за
государственными учреждениями, а также производит изъятие
излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению
имущества, закрепленного в оперативном управлении за указанными
учреждениями;
г) от имени области осуществляет права акционера открытых
акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, до момента
передачи акций данных обществ фонду имущества области;
д) осуществляет организацию учета областного имущества и ведет
реестр государственной собственности области;
е) осуществляет контроль за управлением, распоряжением,
использованием по назначению и сохранностью областного
государственного имущества, закрепленного в хозяйственном ведении
или в оперативном управлении за государственными унитарными
предприятиями и учреждениями, областного государственного
имущества, переданного в установленном порядке иным лицам, и при
выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством
Российской Федерации необходимые меры для их устранения и
привлечения виновных лиц к ответственности;
ж) осуществляет приватизацию областного государственного
имущества;
з) осуществляет защиту имущественных интересов Амурской области
в соответствии с действующим законодательством;
к) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством Российской Федерации, Амурской области.".
3. В статье 17:
1) в наименовании и в пункте 2 статьи слова "по договорам купли
- продажи, безвозмездного пользования и мены" заменить словами "по
гражданско-правовым сделкам";
2) дополнить новым пунктом следующего содержания:
"3. Решения о приобретении имущества областными
государственными унитарными предприятиями по гражданско-правовым
сделкам, за счет своих средств, принимаются ими самостоятельно.";
4. Пункт 4 статьи 18 исключить.
5. Статью 19 изложить в следующей редакции:
"Статья 19. Порядок передачи объектов областной государственной
собственности в хозяйственное ведение и оперативное управление
1. Право хозяйственного ведения или право оперативного
управления имуществом, в отношении которого областным Советом
народных депутатов, Главой Администрации области или комитетом
Администрации области по управлению государственным имуществом
области принято решение о закреплении за областным государственным
унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого
предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное
не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества,
находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а
также имущество, приобретенное областным государственным унитарным
предприятием или учреждением по договору или иным основаниям,
поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление
предприятия или учреждения в порядке, установленном Гражданским
кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми
актами для приобретения права собственности.".
6. В статье 21:
1) абзацы первый и второй пункта 2 статьи 21 изложить в новой
редакции:
"2. Решение о создании, реорганизации и ликвидации областных
государственных унитарных предприятий принимается областным
Советом народных депутатов по представлению Главы Администрации
области.
Учредителем областного государственного унитарного предприятия,
которое создается для осуществления деятельности в определенной
отрасли экономики области, выступает структурное подразделение
Администрации области, на которое возложена координация и
регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере
управления).";
2) пункт 4 изложить в новой редакции:
"4. Предложение о создании, реорганизации или ликвидации
областного государственного унитарного предприятия с обоснованием
целесообразности представляются Главе Администрации области
структурным подразделением Администрации области, на которое
возложены координация и регулирование деятельности в
соответствующей отрасли (сфере управления).".
7. Пункты 2, 3, 4 статьи 22 изложить в новой редакции:
"2. Областное государственное унитарное предприятие не вправе
продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения
недвижимое имущество, отдавать его в залог, безвозмездное
пользование, производить обмен, вносить в качестве вклада в
уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ
без согласия областного Совета народных депутатов. Сдавать
недвижимое имущество в аренду или иным способом распоряжаться этим
имуществом областное государственное унитарное предприятие не
вправе без согласия комитета Администрации области по управлению
государственным имуществом Амурской области.
Остальным имуществом, принадлежащим областному государственному
унитарному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, если
иное не предусмотрено федеральным законодательством.
3. Областное государственное унитарное предприятие имеет право
приобретать и отчуждать доли (акции, паи) в уставных (складочных)
капиталах хозяйственных обществ, товариществ и организаций иных
организационно - правовых форм, осуществляющих деятельность на
рынке финансовых услуг, включая банки и небанковские кредитные
организации, с согласия структурного подразделения Администрации
области, на которое возложены координация и регулирование
деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) и
комитета Администрации области по управлению государственным
имуществом области.
4. Дочерние предприятия создаются решением руководителя
областного государственного унитарного предприятия с согласия
структурного подразделения Администрации области, на которое
возложена координация и регулирование деятельности в
соответствующей отрасли (сфере управления). Руководитель
предприятия вправе передавать имущество, закрепленное за
предприятием на праве хозяйственного ведения, дочернему
предприятию самостоятельно, за исключением недвижимого, для
передачи которого требуется разрешение областного комитета
Администрации области по управлению государственным имуществом
области Руководитель предприятия утверждает устав дочернего
предприятия и назначает его руководителя.".
8. Абзац второй пункта 2 статьи 23 исключить.
9. В статье 33:
1) наименование изложить в новой редакции: "Определение
ведомственной (отраслевой) принадлежности областных
государственных унитарных предприятий";
2) пункт 1 исключить;
3) пункт 2 считать пунктом 1;
10. Главу X изложить в новой редакции:
"Глава X. Планирование приватизации областного имущества
Статья 40. Прогнозный план (программа) приватизации областного
имущества
1. Областной Совет народных депутатов ежегодно утверждает
прогнозный план (программу) приватизации областного имущества
2. Прогнозный план (программа) содержит перечень областных
государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных
обществ, находящихся в областной собственности, и иного областного
имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем
году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика
областного имущества, которое планируется приватизировать, и
предполагаемые сроки приватизации.
Статья 41. Разработка прогнозного плана (программы)
приватизации областного имущества
1. Разработка проекта прогнозного плана (программы)
приватизации областного имущества на очередной финансовый год
осуществляется в соответствии с основными направлениями внутренней
политики Российской Федерации, определенными Президентом
Российской Федерации, а также в соответствии с принятыми
Правительством Российской Федерации программами социально-
экономического развития Российской Федерации.
2. Органы исполнительной власти области не позднее чем за
восемь месяцев до начала очередного финансового года направляют в
комитет Администрации области по управлению государственным
имуществом Амурской области предложения о приватизации находящихся
в их ведении областных государственных унитарных предприятий, а
также находящихся в областной собственности акций открытых
акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной
отрасли экономики, и иною областного имущества.
Федеральные органы исполнительной власти, органы местного
самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия,
а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в
федеральной или областной собственности, иные юридические лица и
граждане вправе направлять в комитет Администрации области по
управлению государственным имуществом области свои предложения о
приватизации областного имущества в очередном финансовом году
Статья 42. Отчет о выполнении прогнозного плана (программы)
приватизации областного имущества
1. Глава Администрации области ежегодно, не позднее 1 мая,
представляет в областной Совет народных депутатов отчет о
выполнении прогнозного плана (программы) приватизации областного
имущества за прошедший год.
2. Отчет о выполнении прогнозного плана (программы)
приватизации областного имущества за прошедший год содержит
перечень приватизированных в прошедшем году имущественных
комплексов областных государственных унитарных предприятий, акций
открытых акционерных обществ и иного областного имущества с
указанием способа, срока и цены сделки приватизации.
Статья 43. Оформление сделок купли - продажи областного
имущества
1. Продажа областного имущества оформляется договором купли -
продажи.
2. Обязательными условиями договора купли - продажи областного
имущества являются:
сведения о сторонах договора, наименование областного
имущества, место его нахождения; состав и цена областного
имущества; количество акций открытого акционерного общества, их
категория и стоимость, порядок и срок передачи областного
имущества в собственность покупателя, форма и сроки платежа за
приобретенное имущество; условия, в соответствии с которыми
указанное имущество было приобретено покупателем;
порядок осуществления покупателем полномочий в отношении
указанного имущества до перехода к нему права собственности на
указанное имущество;
сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения,
сооружения или земельного участка обременения (в том числе
публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные
объекты, иные условия, установленные сторонами такого договора по
взаимном) соглашению.
Обязательства покупателя в отношении приобретаемого областного
имущества должны иметь сроки их исполнения, а также определяемую в
соответствии с законодательством Российской Федерации стоимостную
оценку, за исключением обязательств, не связанных с совершением
действий по передаче приобретаемого областного имущества,
выполнением работ, уплатой денег.
3. Право собственности на приобретаемое областное имущество
переходит к покупателю в установленном порядке после полной его
оплаты с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О
приватизации государственного и муниципального имущества".
4. Право собственности на приватизируемое недвижимое имущество
переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода
права собственности на такое имущество. Основанием государственной
регистрации такого имущества является договор купли - продажи
недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема -
передачи имущества. Расходы на оплату услуг регистратора
возлагаются на покупателя.".
Статья 2
Предложить Главе Администрации области в течение трех месяцев
привести в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые
акты Администрации области.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после
дня его первого официального опубликования.
Глава Администрации
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
г. Благовещенск
_________ 2002 года
N _______
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ УПРАВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Представляемый законопроект разработан в целях единообразного
применения законодательства Российской Федерации, Амурской области
в сфере регулирования общественных отношений при управлении и
распоряжении имуществом, являющимся государственной собственностью
Амурской области.
Внесение изменений и дополнений обусловлено переходным
характером существующего имущественного оборота, существенными
изменениями федерального законодательства, а также необходимостью
совершенствования правового регулирования конструкции
хозяйственного ведения с целью выравнивания статуса участников в
данной сфере правоотношений, и позволит областному Совету народных
депутатов, комитету Администрации области по управлению
государственным имуществом области в рассматриваемых случаях
оперативно принимать решения, направленные на повышение
эффективности использования государственного имущества,
закрепленного за областными государственными унитарными
предприятиями.
По общему правилу, сложившемуся на федеральном уровне, при
создании федерального государственного унитарного предприятия
полномочия распределяются следующим образом. Принятие решения о
создании и ликвидации федерального государственного унитарного
предприятия относится к компетенции Правительства РФ. Учредителем
данного предприятия по поручению Правительства РФ выступает
отраслевое министерство, которое утверждает устав, назначает и
освобождает руководителя данного предприятия и заключает с ним
контракт. Согласно нормативным правовым актам, регулирующим
правовой статус ФГУП и порядок управления ими, компетенция данного
органа включает весь спектр полномочий учредителя унитарного
предприятия, кроме принятия решения о создании и ликвидации.
Изложенное распределение полномочий являемся актуальным для всех
ФГУП, если иное не установлено специальными правовыми актами и не
вытекает из особенностей создания унитарного предприятия,
например, дочернего.
Эту же конструкцию целесообразно применить и на уровне области,
что позволит более концептуально подходить к основным целям,
задачам и принципам политики области в сфере управления
государственным сектором экономики, управлению областным
государственным унитарным предприятием и повышения ответственности
отраслевых органов за подведомственные им предприятия. Передача
функций учредителя областного государственною унитарного
предприятия отраслевым органам исполнительной власти области
обусловлено тем, что действующее законодательство жестко
обуславливает многочисленные права и обязанности отраслевых
органов исполнительной власти по отношению к унитарным
предприятиям принадлежность указанных организаций к системе
соответствующего органа.
На сегодняшний день актуальным остается вопрос о порядке
закрепления имущества на праве хозяйственного ведения. При этом
существует мнение о необходимости заключения соответствующего
договора между предприятием или учреждением с уполномоченным
органом с определением пределов прав титульных владельцев. Из
анализа существующих положений Гражданского кодекса Российской
Федерации, в частности, статьи 299, следует, что закрепление
имущества осуществляется путем принятия собственником или
уполномоченным органом соответствующего решения, а не в результате
заключения договора. Отношения по закреплению государственного
имущества согласно ГК не относятся к договорным. Принятие решения
о закреплении имущества - это право собственника или
уполномоченного им органа, которое он реализует путем издания
распорядительного акта вне зависимости от волеизъявления
соответствующего унитарного предприятия или учреждения. Кроме
того, согласно нормам Федерального закона "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявление
о государственной регистрации вещного права подается организацией,
за которой соответствующее имущество закреплено на сновании акта
государственного органа. Эта формулировка также подтверждает, что
право хозяйственного ведения или оперативного управления возникает
на основании акта, а не договора. Помимо этого, в соответствии с
нормами ГК РФ о правах хозяйственного ведения или оперативного
управления предусмотрено, что предприятие или учреждение владеют,
пользуются и распоряжаются имуществом в пределах, определяемых
Гражданским кодексом РФ, а не договором. Помимо этого, приведен в
соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и
момент возникновения вещных прав на имущество.
Помимо этого, внесение изменений также позволит
конкретизировать и разграничить компетенцию комитета Администрации
области по управлению государственным имуществом области,
областного Совета народных депутатов, Главы Администрации области
и иных органов, что позволит разрешить многие вопросы, возникающие
при применении Закона Амурской области "Об управлении
государственной собственностью Амурской области".
Изменение норм Закона Амурской области о приватизации (глава
10) обусловлено требованием пункта 1 ст. 4 Федерального закона от
21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и
муниципального имущества", который вступил в силу с 26 апреля 2002
года.
Заместитель
Главы Администрации
Амурской области -
и.о. председателя комитета
В.В.ТЕРЕХОВ
СПРАВКА
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДАННОЙ СФЕРЕ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Общественные отношения, охватываемые проектом закона Амурской
области "О внесении изменений и дополнений в Закон Амурской
области "Об управлении государственной собственностью Амурской
области", в настоящее время регулируются:
1. Гражданским кодексом РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г.
N 51-ФЗ (в редакции от 21 марта 2002 года).
2. Гражданским кодексом РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г.
N 14-ФЗ (в редакции от 17 декабря 1999 года).
3. Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О
приватизации государственного и муниципального имущества".
4. Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024
"О Концепции управления государственным имуществом и приватизации
в Российской Федерации" (в редакции от 29 ноября 2000 года).
5. Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. N 104
"Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных
унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной
собственности акциями открытых акционерных обществ" (в редакции от
16 февраля 2001 года).
6. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 "О
порядке заключения контрактов и аттестации руководителей
федеральных государственных унитарных предприятий" (в редакции от
19 июля 2001 года).
7. Уставом (основным Законом) Амурской области.
8. Постановлением Главы Администрации области от 20 декабря
1999 г. N 715 "О концепции управления областным имуществом и
приватизации в Амурской области".
Заместитель
Главы Администрации
Амурской области -
и.о. председателя комитета
В.В.ТЕРЕХОВ
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ОТМЕНЕ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ДАННОГО ЗАКОНА
Принятие и введение в действие Закона Амурской области "О
внесении изменений и дополнений в Закон Амурской области "Об
управлении государственной собственностью Амурской области" не
потребуют внесения изменений, дополнений, а также отмены других
законов и иных нормативных правовых актов области.
Заместитель
Главы Администрации
Амурской области -
и.о. председателя комитета
В.В.ТЕРЕХОВ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Принятие и введение в действие Закона Амурской области "О
внесении изменений и дополнений в Закон Амурской области "Об
управлении государственной собственностью Амурской области" не
потребуют дополнительных финансовых затрат из областного бюджета.
Заместитель
Главы Администрации
Амурской области -
и.о. председателя комитета
В.В.ТЕРЕХОВ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
О РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНЯТИЕ
КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА АМУРСКОЙ
ОБЛАСТИ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ УПРАВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Для реализации Закона Амурской области "О внесении изменений и
дополнений в Закон Амурской области "Об управлении государственной
собственностью Амурской области" не требуется разработки других
нормативных правовых актов области.
Заместитель
Главы Администрации
Амурской области -
и.о. председателя комитета
В.В.ТЕРЕХОВ
|