МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(МАП РОССИИ)
АМУРСКОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Адрес: 675000, г. Благовещенск,
Амурская область, пер.
им. Св. Иннокентия, 1,
тел. 44-32-03
30 октября 2002 г. N 02-1610
Управлению федеральной почтовой связи
Амурской области
г. Благовещенск, ул. Пионерская, 27
Главе Администрации Амурской области
Л.В. Короткову
г. Благовещенск, ул. им. Ленина, 135
РЕШЕНИЕ
25 октября 2002 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в
составе:
Махниборода А.В. - председатель комиссии,
руководитель управления;
члены комиссии:
Яковлева Т.И. - заместитель руководителя
управления;
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю
за соблюдением антимонопольного
и рекламного законодательства,
поддержки предпринимательства;
Богуш В.П. - главный специалист АМО;
Македон Н.Г. - специалист 1 категории АМО;
Малыгина Т.Г. - специалист 1 категории АМО,
рассмотрев дело о нарушении Управлением федеральной почтовой
связи Амурской области (г. Благовещенск, ул. Пионерская, 27) п. 1
статьи 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках," установила:
В Амурское территориальное управление МАП России поступило
обращение Главы Администрации Амурской области Л.В.Короткова по
поводу установления Управлением федеральной почтовой связи
Амурской области (далее - УФПС) тарифов на услуги по подписке и
доставке периодических печатных изданий (местных газет) на I
полугодие 2003 года. Из обращения следовало, что стоимость
подписки и доставки газеты "Амурская правда" по сравнению с
прошлым подписным периодом возросла в 3 раза (вместо 69 коп. она
теперь будет составлять 2 руб. 08 коп.). Вместе с тем Управление
федеральной почтовой службы Амурской области установило, начиная с
I полугодия 2003 года, тарифы на подписку и доставку периодических
печатных изданий (местных газет) дифференцированно по городам и
районам Амурской области. Кроме того, на подписку и доставку
одинаковых по периодичности выхода, массе, формату и объему газет
установлены различные тарифы. В связи с этим Глава Администрации
Амурской области просил проверить обоснованность повышения цен на
доставку отдельных видов изданий.
По запросу Амурского ТУ МАП России УФПС Амурской области
представило информацию, из которой следует, что в предыдущие годы,
а именно в 2001 году и 2002 году, расчет стоимости подписки и
доставки периодических печатных изданий (местных газет)
производился путем увеличения действующих тарифов 2000 года на 25%
- в 2001 году, на 40% - в 2002 году. На I полугодие 2003 года
тарифы на услуги по приему подписки и доставке газет были
рассчитаны УФПС в соответствии с Методическими рекомендациями по
формированию цены на услуги по приему подписки и доставке газет и
журналов, утвержденными Министерством связи 16 июня 1997 года.
Кроме того, на I полугодие 2003 года вышеуказанные тарифы впервые,
в качестве эксперимента, были рассчитаны и утверждены отдельно по
городам и районам Амурской области, исходя из сложившихся затрат
на обработку и перевозку печатных изданий за 2001 год, без
применения процента рентабельности. Также УФПС снизило тарифы на
подписку и доставку отдельных наименований периодических печатных
изданий (местных газет) против их расчетной величины, сделав это
по устным и письменным обращениям редакций газет.
Для выяснения причин повышения тарифов УФПС на услуги по
подписке и доставке местных газет Амурским территориальным
управлением была проведена проверка порядка формирования тарифов
на данные услуги. Проверка показала, что в 2000 - 2001 годах УФПС
Амурской области определяло стоимость услуги по подписке и
доставке печатных изданий (местных газет) не расчетным путем по
действующей методике, а индексируя действующие цены с учетом
предполагаемого роста затрат по предоставлению данных услуг.
Рассчитанная таким образом стоимость услуги по подписке и
распространению местных газет составила по отдельным изданиям от
20 до 100% фактических затрат УФПС на оказание этих услуг. При
этом по каждому наименованию издания независимо от места доставки
(района или города) размер тарифа был одинаков. Деятельность УФПС
Амурской области по оказанию услуг по подписке и доставке печатных
изданий является убыточной. Покрываются эти убытки доходами от
неосновной деятельности, которая для УФПС является прибыльной.
Расчет тарифов на подписку и доставку печатных изданий (местных
газет) на I полугодие 2003 года УФПС произвело в соответствии с
Методическими рекомендациями по формированию цены на услуги по
приему подписки и доставке газет и журналов, разработанными
Министерством связи и согласованными с Министерством экономики РФ
в июне 1997 года. Расчет цены производится на 1 экземпляр газеты
на подписной период исходя из средней массы газеты 50 граммов.
Однако тарифы были рассчитаны не по учреждению в целом, как
единому субъекту, а по каждому районному узлу почтовой связи, не
являющемуся самостоятельным хозяйствующим субъектом, на основании
расходов каждого из этих структурных подразделений на
предоставление данных услуг. Так как затратность предоставления
услуг каждого районного узла почтовой связи различна, размер
тарифов УФПС по подписке и доставке печатных изданий на территории
разных муниципальных образований составил разную величину, то есть
стоимость однородной услуги по подписке и доставке одной и той же
газеты (с одинаковым наименованием) существенно различается по
некоторым городам и районам. Например: стоимость подписки и
доставки газеты "Амурская правда" за 6 месяцев в г. Благовещенске
составляет 270 руб. 42 коп., в г. Белогорске - 322 руб. 38 коп.,
Завитинске - 215 руб. 28 коп. В стоимость услуг УФПС по подписке и
доставке периодических печатных изданий (местных газет) вошли
только затраты на оказание этих услуг, фактически сложившиеся в
2001 году, рентабельность услуги в ее стоимость не включалась.
Заслушав стороны, рассмотрев представленную информацию,
комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. N 759
утверждены Правила распространения периодических печатных изданий
по подписке, согласно котором подписка на периодические печатные
издания - это форма распространения периодических печатных
изданий, включающая в себя ряд технологических операций, в том
числе прием подписки на указанные издания, и, если это
предусмотрено в договоре подписки, их доставка. Договор подписки
на периодическое печатное издание заключается подписчиком с
распространителем, которым может быть редакция или издатель.
выполняющие функции по распространению периодических печатных
изданий, другая организация или индивидуальный предприниматель,
выполняющие функции по распространению указанных изданий на
основании договора с редакцией, издателем или на иных законных
основаниях. УФПС Амурской области, являясь распространителем
периодических печатных изданий по подписке, функционирует на
товарном рынке оказания услуг по доставке периодических печатных
изданий по подписке в Амурской области и занимает на нем, согласно
статистическим данным, долю 100%.
Договор подписки на периодическое печатное издание, заключаемый
УФПС с подписчиком, является публичным. Согласно п. 2 ст. 426
Гражданского кодекса РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные
условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех
потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными
правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных
категорий потребителей. Правилами распространения периодических
печатных изданий по подписке, утвержденными постановлениями
Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. N 759, установлено, что цена
подписки экземпляра периодического печатного издания складывается
из цены экземпляра этого издания, выпускаемого в течение
указанного в договоре подписного периода, и цены услуги по
оформлению и исполнению договора подписки, в том числе цены
доставки периодического печатного издания подписчику, если
доставка предусмотрена в договоре подписки. Отсюда следует, что
цены на услуги по подписке и доставке периодических печатных
изданий (местных газет) одинакового формата и объема, массы и
периодичности выхода должны устанавливаться одинакового размера
одинаковыми для всех потребителей на товарном рынке, исходя из
затрат хозяйствующего субъекта на оказание этих услуг.
Согласно ст. 4 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" конкуренция -
это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их
самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность
каждого из них односторонне воздействовать на общие условия
обращения товаров на соответствующем товарном рынке. К общим
условиям обращения товаров на рынке услуг по подписке и
распространению периодических печатных изданий можно отнести
стоимость услуги, оказываемой на основании публичного договора. В
данном случае можно сказать, что снижение против расчетной цены
тарифов УФПС на оказание услуг по подписке и доставке отдельных
местных газет влияет на общие условия обращения товара на рынке
реализации периодических печатных изданий в Амурской области и
ограничивает самостоятельность и состязательные возможности
хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке.
Таким образом, УФПС Амурской области, вступая с подписчиком от
собственного имени в договорные отношения при оформлении договора
подписки и доставки печатных изданий (местных газет) через свои
районные подразделения и применяя разные цены на оказание услуг по
подписке и доставке одинаковых по формату, объему, массе и
периодичности газетных изданий, нарушает требования ст. 426 ГК РФ.
Кроме того, с отдельными изданиями (газеты "Моя мадонна",
"Самовар", "Дважды два", "Благовещенск") УФПС Амурской области
достигнуты соглашения о снижении расчетных цен на подписку и
доставку этих изданий. При этом тарифы на подписку и доставку
центральных печатных изданий (газет) установлены едиными для всех
узлов связи и без применения каких-либо скидок по отдельным
наименованиям этих изданий.
Таким образом, можно сделать вывод, что порядок формирования
тарифов на подписку и доставку периодических печатных изданий
(местных газет), применяемый УФПС Амурской области и отражающий
установление разных по величине тарифов для подписчиков разных
районов и городов области, а также снижение расчетных цен на
услуги по подписке и доставке отдельных наименований печатных
изданий, не предусмотренное нормативными актами РФ, не
соответствует порядку, предусмотренному Гражданским кодексом РФ,
что приводит к ущемлению интересов отдельных хозяйствующих
субъектов, а следовательно, нарушает требования п. 1 ст. 5 Закона
РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" в части нарушения установленного нормативными
актами порядка ценообразования и создания условий доступа на
товарный рынок реализации периодических печатных изданий (местных
газет) в Амурской области.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства, комиссия решила:
1. Выдать Управлению федеральной почтовой связи Амурской
области предписание о прекращении нарушения п. 1 статьи 5 Закона
РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
2. Должностным лицам МАП России (территориального управления)
рассмотреть вопрос о ______________________________ .
Председатель комиссии
А.В.МАХНИБОРОДА
Члены комиссии:
У.Н.ТАРАСОВА
с особым мнением В.П.БОГУШ
Н.Г.МАКЕДОН
Т.Г.МАЛЫГИНА
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
НА РЕШЕНИЕ КОМИССИИ АМУРСКОГО ТУ МАП РОССИИ
ОТ 25 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА
25 октября 2002 года комиссия Амурского территориального
управления МАП России, рассмотрев обращение Главы Администрации
Амурской области по поводу установления Управлением Федеральной
почтовой связи Амурской области тарифов по подписке и доставке
периодических печатных изданий местных газет на I полугодие 2002
года, признала нарушение и выдала УФПС предписание о прекращении
антимонопольного законодательства.
До вынесения решения терруправлением была проведена проверка
формирования УФПС Амурской области тарифов на услуги по подписке и
доставке печатных изданий на территории Амурской области. По
результатам проверки было установлено, что деятельность УФПС
Амурской области по оказанию услуг по подпискеии доставке печатных
изданий в течение нескольких последних лет является убыточной.
Так, размер убытков от этой деятельности составил по УФПС Амурской
области за 2001 год 20,6% от уровня затрат этого учреждения, а за
I полугодие 2002 года - 14,4%. При утверждении тарифов по подписке
и доставке печатных изданий на I полугодие 2003 года УФПС не
заложен процент рентабельности по оказанию услуг от этой
деятельности. Из этого следует, что в действиях УФПС при
утверждении тарифов по подписке и доставке печатных изданий
отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства,
заключающегося в нарушении установленного нормативными актами
порядка ценообразования.
Комиссия решила, что расчет тарифов по подписке и доставке
печатных изданий отдельным районным узлам связи, являющимся
структурными подразделениями УФПС, неправомерен и нарушает
требования статьи 426 ГК РФ. Однако комиссия не приняла во
внимание заявление представителей УФПС о том, что хотя районные
узлы связи и являются структурными подразделениями, но в то же
время они самостоятельно занимаются подпиской и доставкой печатных
изданий. Стоимость подписки и доставки печатных изданий не может
быть одинакова в разных населенных пунктах Амурской области.
Считаю, что применение разных тарифов по подписке и доставке
одноименных печатных изданий в разных населенных пунктах Амурской
области не содержит нарушений действующего законодательства.
Комиссией также было установлено, что УФПС Амурской области
установило тарифы по подписке и доставке печатных изданий,
одинаковые для всех подписчиков, однако по обращениям редакций
некоторых газет для них были применены скидки до 50%. В конечном
итоге применение скидок по подписке и доставке печатных изданий
снизило тарифы на подписку и доставку для подписчиков некоторых
печатных изданий. Таким образом, УФПС, применив скидки по
обращениям некоторых редакций газет, создало разные тарифы на
подписку и доставку для подписчиков. Такие действия УФПС имеют
признаки нарушения статьи 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
Однако УФПС Амурской области, применяя скидки и таким образом
устанавливая разные тарифы на подписку и доставку печатных изданий
для подписчиков, создало положительный эффект от таких действий
для разных групп населения Амурской области. Считаю, что хотя
формально в действиях УФПС имеются признаки нарушения ст. 5 Закона
РФ "О конкуренции...", в данном случае можно применить пункт 2
указанной статьи закона в связи с положительным эффектом от таких
действий, который превышает негативные последствия для
рассматриваемого товарного рынка.
Член комиссии
В.П.БОГУШ
|