МЭР ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2002 г. N 2246
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ
И ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И
ОРГАНИЗАЦИЯХ Г. БЛАГОВЕЩЕНСКА
На основании Бюджетного кодекса Российской Федерации для
повышения эффективности проводимой контрольной работы и
единообразия организации проводимых ревизий и проверок
постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке проведения ревизий и проверок
финансово-хозяйственной деятельности в муниципальных предприятиях,
учреждениях и организациях города Благовещенска согласно
приложению N 1.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на
заместителя мэра г. Благовещенска Алексеева Е.Ф.
Мэр
города Благовещенска
А.М.КОЛЯДИН
Приложение N 1
к постановлению
мэра
города Благовещенска
от 5 сентября 2002 г. N 2246
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ
И ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение устанавливает единый порядок проведения
ревизий и проверок, оформления их результатов работниками
контрольно-ревизионного отдела для осуществления последующего
контроля за соблюдением финансово-хозяйственной дисциплины, а
также использованием бюджетных средств города Благовещенска в
части обеспечения их целевого использования бюджетополучателями.
2. При организации и проведении ревизий и проверок (далее -
проверок) предприятий, учреждений и организаций, оформлении и
реализации их результатов работники контрольно-ревизионного отдела
обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации,
Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами,
инструкциями, иными нормативными правовыми актами Министерства
финансов Российской Федерации, других министерств и иных органов
исполнительной власти РФ, законами Амурской области,
постановлениями и распоряжениями мэра г. Благовещенска, настоящим
Положением.
2. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ПРОВЕРКИ
1. Под проверкой в настоящем Положении понимаются мероприятия и
действия по исследованию финансово-хозяйственной деятельности в
целом муниципального предприятия, учреждения, организации (далее
по тексту - организация) либо определенного раздела деятельности,
в процессе которого изучается:
соответствие осуществляемой деятельности организации
учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
использование и сохранность основных фондов;
исполнение смет доходов и расходов;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
использование и обеспечение сохранности денежных средств и
материальных ценностей;
обоснованность образования средств от предпринимательской и
иной, приносящей доход, деятельности, порядок их использования;
соблюдение финансовой дисциплины;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными
бумагами, расчетных и кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
операции, связанные с инвестициями;
использование трудовых ресурсов и фонда оплаты труда;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей
деятельностью, и затрат капитального характера;
формирование финансовых результатов, использование прибыли,
фондов, резервов;
финансовое состояние;
правильность ведения бухгалтерского учета, составления
отчетности и внутрихозяйственного контроля.
2. Основными задачами проверки являются:
выявление случаев нарушения финансово-хозяйственной дисциплины,
нецелевого использования средств бюджета;
соблюдение законодательных и нормативных актов при совершении
хозяйственных операций;
определение эффективности осуществления финансово-хозяйственной
деятельности, рационального использования бюджетных средств и
муниципального имущества;
выявление внутрихозяйственных резервов и путей повышения
эффективности работы на основе анализа финансово-хозяйственной
деятельности.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ
1. Проверка финансово-хозяйственной деятельности, поступления и
расходования средств городского бюджета, использования
внебюджетных средств, доходов от использования имущества (в том
числе ценных бумаг), находящегося в муниципальной собственности,
осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.
2. На проведение каждой проверки участвующим в ней работникам
выдается распоряжение, которое подписывается мэром города
Благовещенска или лицом, им уполномоченным.
3. Сроки проведения проверки, состав проверочной группы и ее
руководитель определяются начальником управления экономического
развития и инвестиций с учетом объема предстоящих работ,
вытекающих из конкретных задач проверки и особенностей проверяемой
организации.
Продление первоначально установленного срока проверки
осуществляется начальником управления экономического развития и
инвестиций по мотивированному представлению руководителя
проверочной группы.
4. Конкретные вопросы проверки определяются программой или
перечнем основных вопросов проверки (далее - программа проверки).
Программа проверки включает ее тему, период, который должна
охватить проверка, перечень основных объектов и вопросов,
подлежащих проверке, и утверждается начальником управления
экономического развития и инвестиций.
5. Составлению программы проверки и ее проведению должен
предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники
проверки обязаны изучить необходимые законодательные и другие
нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные,
другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-
хозяйственную деятельность подлежащей проверке организации.
6. Руководитель проверочной группы должен предъявить
руководителю проверяемой организации полномочия на право
проведения проверки, ознакомить его с основными задачами,
представить участвующих в проверке работников, решить
организационно-технические вопросы проведения проверки и составить
рабочий план.
По требованию руководителя проверочной группы при выявлении
фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель
проверяемой организации в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации обязан организовать
проведение инвентаризации денежных средств и материальных
ценностей (выборочно). Дата проведения и участки (объем)
инвентаризации устанавливаются руководителем проверочной группы.
7. Проверка финансово-хозяйственной деятельности организации
проводится путем осуществления:
проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных,
бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях
установления законности и правильности произведенных операций;
проверки фактического соответствия совершенных операций данным
первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи
указанных в них денежных средств и материальных ценностей,
фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
организации в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и
расходования средств городского бюджета, использования
внебюджетных средств, доходов от использования имущества,
находящегося в муниципальной собственности, сличения имеющихся в
проверяемой организации записей, документов и данных с
соответствующими записями, документами и данными, находящимися в
тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные
средства, материальные ценности и документы;
организация процедур фактического контроля за наличием и
движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью
формирования затрат, полнотой оприходования продукции,
достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том
числе с привлечением в установленном порядке специалистов других
организаций, обеспечением сохранности денежных средств и
материальных ценностей, путем организации проведения
инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и
материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов
и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов
работ, экспертиз и т.п.;
проверки достоверности отражения произведенных операций в
бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения
установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в
регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов,
сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского
учета, арифметической проверки первичных документов;
проверки использования и сохранности бюджетных средств, доходов
от использования имущества, находящегося в муниципальной
собственности;
проверки в необходимых случаях организации и состояния
внутреннего контроля.
8. Участники проверочной группы, исходя из программы проверки,
определяют необходимость и возможность применения тех или иных
проверочных действий, приемов и способов получения информации,
аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой
совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых
сведений и доказательств.
9. Руководитель проверяемой организации обязан создавать
надлежащие условия для проведения участниками проверочной группы
проверки, предоставлять:
необходимое помещение;
оргтехнику;
канцелярские принадлежности;
документацию по организации финансово-хозяйственной
деятельности, по ведению бухгалтерского учета (в т.ч. лицевые
счета по начислению заработной платы), отчетности,
делопроизводству, по правомерности совершенных хозяйственных
операций и т.п.;
при необходимости - копии документов по совершенным операциями
действиям;
услуги связи;
при проведении встречных проверок - транспорт.
10. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в
проверяемой организации либо возникновении иных препятствий, не
позволяющих проводить проверку, руководитель проверочной группы
готовит докладную записку на имя руководителя, назначившего
проверку, который принимает необходимое решение.
4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ
1. Результаты проверки оформляются актом, если в ходе проверки
были выявлены какие-либо нарушения законодательных и нормативных
актов, обнаружено неэффективное или нецелевое использование
материальных, трудовых, финансовых ресурсов и муниципального
имущества.
Если нарушения не обнаружены, составляется справка. Акт
(справка) подписывается участниками проверочной группы,
руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) проверяемой
организации.
Один экземпляр оформленного акта (справки) проверки,
подписанного проверочной группой, вручается руководителю
проверяемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись
в получении с указанием даты получения.
Ознакомление с актом (справкой) и его подписание должны быть
произведены в течение 3 рабочих дней.
При наличии возражений или замечаний по акту (справки)
подписывающие его должностные лица проверяемой организации делают
об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют
руководителю проверочной группы письменные возражения или
замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их
неотъемлемой частью. Возражения по акту (справке) без документов и
материалов (их заверенных копий), подтверждающих их
обоснованность, не рассматриваются.
Руководитель проверочной группы в срок до 3 рабочих дней обязан
проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и
дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и
утверждения заместителем мэра, курирующим вопросы экономики и
финансов, направляются в проверяемую организацию и приобщаются к
материалам проверки.
В случае отказа должностных лиц проверяемой организации
подписать или получить акт (справку) проверки руководитель
проверочной группы в конце акта (справки) производит запись об их
ознакомлении с актом (справкой) и отказе от подписи или получения
акта (справки).
В том случае акт (справка) проверки может быть направлен
проверяемой организации по почте или иным способом,
свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру
акта, остающемуся на хранении в управлении экономического развития
и инвестиций, прилагаются документы, подтверждающие факт
отправления или иного способа передачи акта (справки).
2. Акт проверки (справка) состоит из вводной, описательной и
заключительной частей и надлежащим образом оформленных приложений
к нему, на которые имеются ссылки.
Вводная часть акта (справки) проверки должна содержать
следующую информацию:
наименование темы проверки;
дату и место составления акта (справки) проверки;
кем и на каком основании проведена проверка (номер и дата
удостоверения, а также указание на плановый характер проверки или
ссылка на задание);
проверяемый период и сроки проведения проверки;
основные цели и виды деятельности организации;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях,
включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в финансовых
органах;
кто в проверяемый период имел право первой подписи в
организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
кем и когда проводилась предыдущая проверка или ревизия, что
сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных
ею недостатков и нарушений.
Вводная часть акта может содержать и иную необходимую
информацию, относящуюся к предмету проверки.
Описательная часть акта (справки) должна состоять из разделов в
соответствии с вопросами, указанными в программе проверки.
В заключительной части дается объективная оценка финансового
положения проверяемой организации и вносятся предложения по:
- устранению отмеченных недостатков;
- снижению затрат;
- повышению эффективности работы.
З. В акте (справке) проверяющие должны соблюдать объективность
и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и
системность изложения.
Результаты проверки излагаются в акте (справке) на основе
проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в
проверяемых и других организациях документами, результаты
произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля,
других проверочных действий, заключений специалистов и экспертов,
объяснений должностных и материально-ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, должно
содержать следующую обязательную информацию: какие
законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные
положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились
нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие
последствия этих нарушений. Объем акта (справки) проверки не
ограничивается.
4. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты
или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или
привлечению должностных и (или) материально-ответственных лиц к
ответственности, в ходе проверки составляется отдельный
(промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые
письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником проверочной группы,
ответственным за проверку конкретного вопроса программы проверки,
и соответствующими должностными и материально-ответственными
лицами проверяемой организации.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт
проверки.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ
1. Акт (справка) с предложениями по результатам проверки
направляется:
- заместителю мэра, курирующему проверяемую организацию;
- в комитет по управлению имуществом;
- в отраслевое управление (отдел);
- в финансовое управление (в части использования бюджетных
средств).
2. Результаты проверки в течение месяца со дня ее окончания
рассматриваются на балансовой комиссии при администрации города
Благовещенска, которая принимает соответствующее решение.
3. По результатам рассмотрения итогов проверки подготавливается
проект постановления мэра города с указанием сроков устранения
выявленных нарушений и выполнения предложений по финансовому
оздоровлению и повышению эффективности хозяйственной деятельности
организации.
4. Материалы проверок, в ходе которых были выявлены грубые
нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и
материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации основанием для реализации
материалов проверки, могут быть переданы в правоохранительные
органы.
5. Управление экономического развития и инвестиций обеспечивает
оперативный контроль за ходом реализации материалов проверки.
6. В случае возникновения ситуаций, не регламентированных
данным Положением, проверочная группа обязана руководствоваться
законодательством Российской Федерации и иными нормативными
правовыми актами.
|