ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2002 г. N 520
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ
ХОЗЯЙСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
(в ред. Постановления Главы Администрации Амурской области
от 20.05.2003 N 352)
В соответствии с распорядительными документами администрации
области комитетом жилищно-коммунального хозяйства, органами
местного самоуправления, предприятиями жилищно-коммунального
хозяйства в области проводятся мероприятия, направленные на
перевод жилищно-коммунального хозяйства на режим безубыточного
функционирования с одновременным обеспечением социальной защиты
малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения
качества обслуживания. Совершенствуется система управления жилищно-
коммунальным хозяйством области. Ведется работа по разделению
функций между субъектами собственности и субъектами
хозяйствования.
В этих целях на территориях муниципальных образований созданы
службы заказчика. Осуществлен переход на договорные отношения в
сфере обслуживания жилищного фонда. В настоящее время 96%
жилищного фонда обслуживается на договорной основе.
Вместе с тем работа служб заказчика имеет ряд существенных
недостатков, которые тормозят проведение реформы жилищно-
коммунального хозяйства.
В большинстве муниципальных образований службы заказчика
созданы только в райцентрах. Жилищный фонд, находящийся на балансе
сельских администраций, на договорной основе не обслуживается.
Ряд служб заказчика взял на себя выполнение несвойственных им
подрядных функций.
Значительная часть квартиросъемщиков, собственников, владельцев
и арендаторов жилых помещений не имеют договоров на
эксплуатационное обслуживание и предоставление коммунальных услуг,
что зачастую приводит к взаимному несоблюдению прав и
обязанностей. Имеют место факты нарушения прав граждан в
предоставлении жилищно-коммунальных услуг и случаи необоснованного
отказа гражданам в предоставлении субсидий.
В целях дальнейшего реформирования управления ЖКХ области,
формирования рынка производителей услуг жилищно-коммунального
хозяйства, создания механизмов, обеспечивающих взаимную
ответственность субъектов договорных отношений в сфере
производства жилищно-коммунальных услуг постановляю:
1. Рекомендовать главам органов местного самоуправления:
в срок до 1 октября 2002 года завершить разграничение функций
собственника жилищного фонда и функций профессионального
управления и обслуживания, для чего создать службы заказчика по
управлению жилищным фондом;
прекратить практику возложения хозяйственных функций по
управлению жилищным фондом на структурные подразделения органов
местного самоуправления и предприятия жилищно-коммунального
хозяйства, создавать расчетно-кассовые центры по сбору и обработке
платежей за жилищно-коммунальные услуги.
2. Считать приоритетными задачами в области управления жилищно-
коммунальным хозяйством:
совершенствование договорных отношений;
перевод обслуживания жилищного фонда на конкурсную основу;
внедрение муниципального заказа на предоставление жилищно-
коммунальных услуг;
обеспечение контроля за предоставлением жилищно-коммунальных
услуг и оплатой их по факту предоставления;
обеспечение социальной защиты населения при проведении реформы
жилищно-коммунального хозяйства путем предоставления субсидий.
3. Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации
области (В.М.Емельяненко):
в срок до 1 октября 2002 года проанализировать состояние
договорной работы в службах заказчика городов и районов области и
разработать примерные договоры подряда на оказание жилищно-
коммунальных услуг;
осуществлять мониторинг структурных преобразований в
организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального
хозяйства.
4. Утвердить прилагаемое Примерное положение о едином порядке
расчета, учета и обработки платежей населения и поставщиков
жилищно-коммунальных услуг.
(в ред. Постановления Главы Администрации Амурской области от
20.05.2003 N 352)
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на председателя комитета по промышленности, транспорту и связи
администрации области В.Н.Гладилова.
Глава Администрации
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
Приложение N 1
к постановлению
Главы Администрации
Амурской области
от 20 августа 2002 г. N 520
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ ЗАКАЗЧИКА ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ УСЛУГАМ
Утратило силу. - Постановление Главы Администрации Амурской
области от 20.05.2003 N 352
Приложение N 2
к постановлению
Главы Администрации
Амурской области
от 20 августа 2002 г. N 520
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОМ ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА, УЧЕТА И ОБРАБОТКИ ПЛАТЕЖЕЙ
НАСЕЛЕНИЯ И ПОСТАВЩИКОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
1. ВВЕДЕНИЕ
В процессе реорганизации жилищно-коммунального хозяйства
Амурской области формы расчетов за услуги приобретают особую
актуальность.
Расчетные кассовые центры (РКЦ) становятся главным рычагом
управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Организация расчетов с населением и поставщиками услуг ЖКХ
через расчетные центры наиболее эффективна, так как позволяет
охватить и централизовать всю совокупность платежей, включая
предоставление субсидий и льгот отдельным группам населения.
Расчетно-кассовый центр - это перспективный механизм органов
местного самоуправления, обеспечивающий реальную повседневную
социальную защиту населения в условиях реформирования отрасли
жилищно-коммунального хозяйства и дальнейшего завершения
построения рыночных отношений.
2. СБОР И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Общие положения
2.1.1. В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от
2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья
и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (в
редакции постановления Правительства РФ от 1 июля 2002 г. N 490),
Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099 "Об
утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил
предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов"
(в редакции постановлений Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N
155, от 13 октября 1997 г. N 1303) на уровне каждого
муниципального образования создаются расчетные центры по
формированию базы данных о финансовых потоках прохождения платежей
за жилищно-коммунальные услуги всех потребителей.
Формируется база данных по адресному предоставлению льгот и
субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг через
зачисление их на социальные счета граждан.
2.1.2. Основанием для расчетов с населением должен являться
единый платежный документ, содержащий следующую информацию:
- Ф.И.О., адрес плательщика;
- номер лицевого счета;
- общая площадь жилого помещения;
- количество совместно проживающих (по данным паспортного
стола) членов семьи;
- количество льгот по оплате услуг жилищно-коммунального
хозяйства и их наименование, размер субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг;
- наименование услуги, тариф для населения, количество единиц
услуги, общая плата, скидка по льготе, платежи с учетом льготы;
- долг (переплата) за предыдущие периоды;
- размер пени;
- итоговая сумма к оплате.
Единый платежный документ доставляется населению за пять
рабочих дней до истечения срока платежа.
2.1.3. Прием платежей граждан осуществляется в пунктах приема
населения службой Заказчика, оборудованных согласно требованиям по
инкассации денежных средств.
Прием платежей граждан может проводиться отделениями банков. В
этом случае взаимоотношения с банками - подрядчиками регулируются
следующими позициями договора:
- оплата исполнения функций по приему платежей. Расчет размера
оплаты производится только на основании смет расходов банка и
выражается в абсолютных цифрах с индексацией по минимальному
размеру оплаты труда;
- взаимодействие банка и службы Заказчика по учету платежей
населения в разрезе лицевых счетов. Учет платежей в банке
производится через программные средства с форматом данных,
конвертируемых в формат данных, используемый в службе Заказчика;
- перечисление средств на счета службы Заказчика (предприятий -
поставщиков услуг жилищно-коммунального хозяйства) - ежедневно по
мере поступления платежей (система клиент - банк). Это необходимо
для регулярного финансирования предприятий жилищно-коммунального
хозяйства;
- недопустимость перераспределения банком платежей населения по
сравнению с суммами, указанными в едином платежном документе. Все
перерасчеты производятся службой Заказчика или подрядными
предприятиями (организациями), которым переданы их функции. Прием
платежей населения может осуществляться также отделениями почтовой
связи (тогда они же производят и доставку единого платежного
документа) или любыми другими предприятиями (организациями),
имеющими право на работу с наличными средствами. Положения
договора, регулирующего взаимоотношения сторон, аналогичны
приведенным в примере с банком - подрядчиком.
Выбор подрядчика для приема платежей населения должен
осуществляться только на конкурсной основе.
Критерии отбора разрабатываются службой Заказчика (на основе
приведенных выше условий договора) и утверждаются администрацией
муниципального образования.
2.1.4. Предельный срок для начисления пени (не меньше, чем
после 10 числа месяца, следующего за отчетным) устанавливается
постановлением главы администрации муниципального образования.
2.1.5. Размер пени определяется договором найма (аренды) жилого
помещения или договором на обслуживание жилого помещения. В случае
отсутствия подписанных договоров предельный размер пени
определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и не
превышает размер ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации.
Собранная пеня остается в распоряжении службы Заказчика или
предприятий (организаций), которым переданы функции службы
Заказчика для перераспределения между предприятиями - поставщиками
услуг жилищно-коммунального хозяйства.
2.2. Жилищно-коммунальные услуги
2.2.1. Сбор платы за услуги жилищно-коммунального хозяйства
осуществляется службой Заказчика и учитывается расчетно-кассовым
центром, созданным при службе Заказчика.
2.2.2. Жилищные (плата за найм, плата за услуги содержания и
технического обслуживания) и коммунальные услуги (водоснабжение,
водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение и газоснабжение)
оплачиваются гражданами, являющимися нанимателями или
собственниками жилья, на основании регистрации паспортной службой.
2.3. Взаимоотношения участников
2.3.1. Сторонами, между которыми возникают отношения по поводу
сбора и распределения платежей населения, являются:
- служба Заказчика муниципального образования, осуществляющая
сбор платежей населения за жилищно-коммунальные услуги;
- непосредственно население (плательщики);
- предприятия и организации, не осуществляющие сбор платежей
населения, однако являющиеся поставщиками услуг.
2.3.2. Основной обязанностью населения является своевременная и
полная оплат услуг в случае их оказания в объеме и в соответствии
с параметрами качества, установленными в договоре поставщика
непосредственно с населением или с уполномоченной организацией.
2.3.3. Служба Заказчика, непосредственно осуществляющая сбор
платежей, вступает во взаимоотношения с населением по поводу
содержания жилищного фонда, своевременности, правильности оплаты
предоставленных услуг и с производителями услуг - по поводу
перечисления причитающихся за выполненные работы и оказанные
услуги средств.
2.3.4. Служба Заказчика рассчитывается с подрядчиками жилищно-
коммунальных услуг исходя из условий заключенного с ними договора.
2.3.5. При наличии приборов учета воды и тепла в жилых домах
ежемесячные расчеты производятся исходя из зарегистрированного
прибором учета объема поставки воды и тепла. Снятие показаний
прибора учета оформляется двусторонним актом, на основании
которого служба Заказчика производит расчеты с поставщиками и
потребителями услуг (физическими и юридическими лицами). Для
упрощения расчетов показания приборов учета снимаются не
ежемесячно, а, например, посезонно или 1 раз в год. В период между
снятием показаний плата вносится равными долями ежемесячно с
последующим перерасчетом и взаимным погашением недоимок.
Зарегистрированный приборами учета расход воды уменьшается на
объем, потребленный арендаторами нежилых помещений, а также на
содержание служебных помещений.
При выявлении утечек на внутридомовых сетях или наличии заявок
в диспетчерскую службу о неисправности водозаборной арматуры в
жилых и нежилых помещениях сумма ежемесячных платежей,
предъявляемая потребителям, корректируется (уменьшается)
соответственно всем проживающим в доме.
В случае отсутствия акта планового обследования санитарных
устройств жилых и нежилых помещений, составленного в присутствии
жильцов или их представителей, ежемесячные расчеты с населением
производятся по ставкам, установленным органами местного
самоуправления для расчетов с населением, а по нежилым помещениям
- исходя из норм и тарифов, установленных для соответствующих
групп потребителей.
При невозможности проведения проверок исправности водоразборной
арматуры в квартирах по объективным причинам (отказ жильцов
допустить в квартиру) составляется соответствующий акт с
представителем жильцов дома, подъезда (старший по дому или
председатель домового комитета). Такой акт является основанием для
проведения расчетов исходя из показаний прибора учета,
установленного на доме или в тепловом пункте.
2.3.6. При отсутствии приборов учета поставки воды и тепла на
домах, но при наличии таковых в тепловых пунктах объем
зарегистрированных приборами учета услуг уменьшается на
нормативные потери на сетях, а также зафиксированные в
установленном порядке сверхнормативные потери воды и тепла
(утечки) при аварийных ситуациях, произошедших не по вине жильцов.
Кроме того, соблюдаются все требования по ведению расчетов,
изложенные выше.
2.3.7. По состоянию на установленную дату служба Заказчика и
ресурсоснабжающие организации должны составить акт, в котором
будут зафиксированы показания приборов учета поставки воды и
тепла. Этот двусторонний акт будет служить основанием для
проведения расчетов за поставленные подрядчиком услуги.
Плату за воду и тепловую энергию населению следует начислять
исходя из ставок, установленных органами местного самоуправления с
учетом пересчетов за прошедший период (в случае расчетов равными
долями - п. 2.4.5). Доборы за прошедший период, не обусловленные
договором, недопустимы.
2.3.8. При отсутствии приборов учета ежемесячные расчеты между
ресурсоснабжающими организациями производятся исходя из фактически
полученных службой Заказчика от потребителей средств на оплату
ресурсов.
Ежеквартально между организациями производится сверка расчетов
исходя из произведенных службой Заказчика начислений за
поставленные ресурсы (по нормативам и тарифам, установленным
органами местного самоуправления) и сумм, фактически перечисленных
на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
Разница между начисленными суммами и фактически перечисленными
в течение года средствами перечисляется на расчетный счет
ресурсоснабжающей организации.
2.3.9. Суммы недоборов средств за ресурсы сверх начисленных по
нормативам населению не предъявляются.
Убытки службы Заказчика, возникающие из-за неоплаты
(несвоевременной оплаты) потребителями начисленных сумм, подлежат
возмещению в установленном порядке.
2.3.10. Льготы на оплату жилья и коммунальных услуг
предоставляются в пределах нормативов потребления коммунальных
услуг и социальной нормы площади жилья (если нормативными актами
не предусмотрено иное).
Если приборы учета поставки воды и тепла фиксируют расход
ресурсов ниже установленного норматива, то расчет платежей за
коммунальные услуги с учетом имеющихся у граждан льгот
производится исходя из показаний приборов учета.
2.3.11. В договоры с ресурсоснабжающими организациями должны
быть внесены следующие положения:
- расчеты между службой Заказчика и ресурсоснабжающими
организациями производятся исключительно в порядке акцепта
платежного требования до установленного числа месяца, следующего
за расчетным;
- аварийные ситуации или сверхнормативные потери воды и
тепловой энергии на сетях, недопоставка или некачественная
поставка ресурсов подтверждаются двусторонним актом, составленным
заинтересованными сторонами, а при отказе ресурсоснабжающей
организации от подписания такого акта он подписывается
представителем государственной жилищной инспекции. Такой акт
является основанием для службы Заказчика требовать возмещения
убытков в установленном порядке (в договорах с ресурсоснабжающими
организациями может быть предусмотрен порядок ежемесячной
корректировки счетов на основании оформленных в установленном
порядке актов);
- заявка на ликвидацию аварии (в случае обнаружения утечек)
должна подаваться службой Заказчика в диспетчерскую службу
ресурсоснабжающей организации в сроки, указанные в договоре. В
противном случае претензии службы Заказчика на возмещение убытков
рассмотрению не подлежат.
3. ПОРЯДОК ГАРАНТИРОВАННОЙ БЮДЖЕТОМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА ОПЛАТЫ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ПОДРЯДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
3.1. Расчеты за предоставленные жилищно-коммунальные услуги
между подрядными организациями и службой Заказчика производятся
через расчетно-кассовые центры. РКЦ открываются при каждой службе
Заказчика и работают с ними на договорной основе.
Основными функциями расчетно-кассовых центров являются:
- аккумулирование информации о жилищном фонде и гражданах,
проживающих на территории, обслуживаемой службой Заказчика;
- начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, льгот и
субсидий гражданам, имеющим право на их получение;
- обработка платежных документов.
3.2. Службы Заказчика заключают двусторонние договоры с
подрядными организациями (на конкурсной основе) на предоставление
жилищно-коммунальных услуг потребителям, расположенным на
территории, которую они обслуживает.
На основании этого договора службы Заказчика производят расчеты
за полученные жилищно-коммунальные услуги с подрядчиками из
средств, собранных от потребителей, и средств бюджета,
предназначенных на дотацию покрытия убытков, складывающихся от
применения регулируемых органами местного самоуправления тарифов
на жилищно-коммунальные услуги. Дотация на покрытие убытков
перечисляется службой Заказчика в пределах ассигнований,
утвержденных в бюджете.
3.3. Средства населения и иные поступления от деятельности
служб Заказчика поступают на их расчетный счет.
3.4. Службы Заказчика, получившие экономию в результате работы,
проводимой ими по снижению издержек и внедрению энергосберегающих
мероприятий, получают дотацию из бюджета в полном объеме и
используют ее по строго целевому назначению на улучшение
содержания жилищного фонда, находящегося в управлении.
3.5. В целях осуществления гарантированной оплаты из бюджета за
поставленные жилищно-коммунальные услуги служба Заказчика
устанавливает следующие порядок и сроки оплаты потребителями
услуг:
- для населения - оплата услуг населением производится до 10
(десятого) числа месяца, следующего за отчетным.
При нарушении срока уплаты платежей населением, начиная с 11
числа месяца, следующего за отчетным, производится начисление пени
в размере 1% суммы долга за каждый день просрочки, но не свыше
установленной Центральным Банком России ставки рефинансирования на
данный период.
Поставщики коммунальных услуг не позднее 5 числа месяца,
следующего за отчетным, представляют бюджетным учреждениям
(потребителям) счета на оплату за фактически предоставленные
услуги за прошедший месяц.
Бюджетные учреждения согласно полученным счетам на оплату услуг
корректируют лимиты месяца, следующего за отчетным, и производят
оплату за услуги.
Для прочих потребителей:
- производится предоплата за коммунальные услуги в пределах
месячного лимита с корректировкой расчетов в следующем месяце с
учетом фактически потребленных услуг;
- размер пени за несвоевременную оплату услуг, а также
применение штрафных санкций определяются в тройственном договоре,
заключенном между поставщиком услуг, службой Заказчика и
получателем услуг.
|