АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
(третий созыв)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2002 г. N 18/428
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ АМУРСКОЙ
ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2003 ПО 2005 ГОДЫ"
Рассмотрев проект Закона Амурской области "Об областной целевой
программе "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на
период с 2003 по 2005 годы", внесенный Главой Администрации
области, областной Совет народных депутатов постановляет:
1. Принять проект закона Амурской области "Об областной целевой
программе "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на
период с 2003 по 2005 годы" в первом чтении.
2. Направить указанный законопроект Главе Администрации
области, представительным органам местного самоуправления районов
и городов областного значения, прокурору области, управлению
Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области,
комитету природных ресурсов по Амурской области, комитету по
земельным ресурсам и землеустройству области, комитету по
природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации
области для внесения изменений и дополнений до 1 октября 2002
года.
3. Постоянной комиссии областного Совета народных депутатов по
вопросам аграрной политики, природопользованию и экологии
доработать с учетом внесенных поправок указанный законопроект и
внести его на рассмотрение областного Совета народных депутатов.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Амурского
областного Совета
народных депутатов
С.И.ГОРЯНСКИЙ
Проект вносится
Главой Администрации
Амурской области
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД С 2003 ПО 2005 ГОДЫ"
Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
________ 2002 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Развитие минерально-
сырьевой базы Амурской области на период с 2003 по 2005 годы"
(приложение).
Статья 2
Главе Администрации области при формировании областного бюджета
на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на
реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой
программой "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на
период с 2003 по 2005 годы".
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после
дня его первого официального опубликования.
Глава Администрации
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
г. Благовещенск
________ 2002 года
N ______
Приложение
к проекту Закона
Амурской области
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД С 2003 ПО 2005 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД
С 2003 ПО 2005 ГОДЫ"
------------------T----------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Областная целевая программа "Развитие ¦
¦программы ¦минерально-сырьевой базы Амурской области ¦
¦ ¦на период с 2003 по 2005 годы" ¦
¦ ¦ ¦
¦Основание ¦Постановление Главы Администрации Амурской ¦
¦разработки ¦области от 14 февраля 2002 г. N 108 "О ¦
¦ ¦повышении роли золотодобывающей отрасли в ¦
¦ ¦социально-экономическом развитии Амурской ¦
¦ ¦области" ¦
¦ ¦ ¦
¦Государственный ¦Администрация Амурской области ¦
¦заказчик ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Разработчик ¦Комитет по природопользованию и ¦
¦программы ¦горнодобывающему комплексу администрации ¦
¦ ¦Амурской области ¦
¦ ¦ ¦
¦Руководитель ¦Комитет по природопользованию и ¦
¦программы ¦горнодобывающему комплексу администрации ¦
¦ ¦Амурской области ¦
¦ ¦ ¦
¦Цели программы ¦Определение приоритетных направлений ¦
¦ ¦в развитии минерально-сырьевой базы Амурской ¦
¦ ¦области на 2003 - 2005 годы. ¦
¦ ¦Установление основных параметров ¦
¦ ¦финансирования из областного бюджетного фонда ¦
¦ ¦воспроизводства минерально-сырьевой базы ¦
¦ ¦Амурской области. ¦
¦ ¦ ¦
¦Задачи программы ¦Проведение региональных геологических работ ¦
¦ ¦прогнозно-поискового характера, поисков, ¦
¦ ¦геолого-экономической оценки месторождений ¦
¦ ¦полезных ископаемых и проведение прикладных ¦
¦ ¦научно-исследовательских работ с целью ¦
¦ ¦создания фонда участков недр, подготовленных к¦
¦ ¦выставлению на аукционы и конкурсы. ¦
¦ ¦В ряде случаев проведение геологической ¦
¦ ¦разведки и технологического изучения ¦
¦ ¦минерального сырья на объектах, имеющих особо ¦
¦ ¦важное значение в развитии экономики Амурской ¦
¦ ¦области. ¦
¦ ¦Проведение геоэкологических исследований и ¦
¦ ¦мониторинга геологической среды. ¦
¦ ¦Обеспечение государственного управления фондом¦
¦ ¦недр Амурской области. ¦
¦ ¦ ¦
¦Сроки реализации ¦2003 - 2005 годы. ¦
¦ ¦ ¦
¦Основные ¦Специализированные геологоразведочные ¦
¦исполнители ¦предприятия. Геологоразведочные отряды горно- ¦
¦программы ¦добывающих предприятий. Научно - ¦
¦ ¦исследовательские учреждения. ¦
¦ ¦Временные рабочие группы специалистов, ¦
¦ ¦создаваемые для решения конкретных задач. ¦
¦ ¦Комитет по природопользованию и ¦
¦ ¦горнодобывающему комплексу администрации ¦
¦ ¦Амурской области (в сфере выполнения задач ¦
¦ ¦управления фондом недр Амурской области). ¦
¦ ¦ ¦
¦Объемы и ¦Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы ¦
¦источники ¦Амурской области: ¦
¦финансирования ¦- 2003 год - 160 млн. рублей; ¦
¦ ¦- 2004 год - 165 млн. рублей; ¦
¦ ¦- 2005 год - 170 млн. рублей. ¦
¦ ¦Примечания: ¦
¦ ¦1. Объемы финансирования даются в ценах 2002 ¦
¦ ¦года, подлежат индексации в соответствии с ¦
¦ ¦коэффициентами инфляции, устанавливаемыми на ¦
¦ ¦очередной планируемый год. ¦
¦ ¦2. Финансирование геологических работ ¦
¦ ¦федерального значения на территории Амурской ¦
¦ ¦области будет производиться из средств ¦
¦ ¦федерального бюджета по утвержденному ¦
¦ ¦Министерством природных ресурсов России ¦
¦ ¦пообъектному плану. ¦
¦ ¦ ¦
¦Контроль за ¦Администрация Амурской области, областной ¦
¦исполнением ¦Совет народных депутатов, комитет природных ¦
¦программы ¦ресурсов по Амурской области. ¦
L-----------------+-----------------------------------------------
1. ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая программа разработана в соответствии с
Постановлением Главы Администрации Амурской области "О повышении
роли золотодобывающей отрасли в социально-экономическом развитии
Амурской области" от 14 февраля 2002 г. N 108, а также с учетом
условия Министерства природных ресурсов России финансировать
геологические проекты федерального значения на территориях
субъектов РФ из федерального бюджеты только при наличии и
фактическом финансировании соответствующих региональных программ.
Программа разработана на 3 года (с 2003 по 2005) и является
документом среднесрочного планирования, позволяющим оптимально
распорядиться средствами областного целевого бюджетного фонда
воспроизводства МСБ.
Принятием программы достигаются следующие основные цели:
1. Решение вопроса о законодательном закреплении приоритетных
направлений развития МСБ Амурской области, требующих
финансирования из областного бюджетного фонда воспроизводства МСБ.
2. Решение и законодательное закрепление вопроса об уровне
бюджетного финансирования геологического изучения недр области в
среднесрочной перспективе с целью оптимизации ежегодного
планирования.
3. Решение вопроса проведения геологических работ федерального
значения на территории Амурской области с финансированием из
средств федерального бюджета, что возможно только при наличии и
реальном исполнении соответствующей областной программы.
4. Создание фонда изученных участков недр, подготовленных к
лицензированию через аукционы и конкурсы, что позволит пополнять
областной бюджет путем получения бонусов от недропользователей -
победителей аукционов (конкурсов).
5. В конечном итоге решается задача поступательного развития
горнодобывающего комплекса Амурской области.
Составлению программы предшествовал период сбора исходной
информации, анализа состояния разведанных запасов и раскрытия
возможностей развития прогнозных ресурсов различных полезных
ископаемых на территории Амурской области. Было проанализировано
состояние рынка минерального сырья на различных его уровнях и
секторах, и таким образом из множества возможных направлений были
выбраны некоторые приоритетные направления и виды работ,
предлагаемые для финансирования из областного бюджетного фонда
воспроизводства МСБ. Аналитические материалы обобщены в отдельном
документе "Анализ состояния и прогноз развития минерально-сырьевой
базы Амурской области (материалы к разработке программы "Развитие
МСБ Амурской области на период с 2003 по 2005 гг.")", который
может иметь собственное значение как источник информации для
потенциальных инвесторов и с той целью будет помещен на WEB-сайте
администрации Амурской области.
2. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ, ФИНАНСИРУЕМЫЕ ИЗ ОБЛАСТНОГО
ФОНДА ВОСПРОИЗВОДСТВА МСБ
Ориентируясь на потенциал недр Амурской области, финансовые
возможности областного бюджета, состояние рынка минерального
сырья, можно определить основные направления развития минерально-
сырьевой базы Амурской области с разделением этих направлений по
степени приоритетности.
С учетом текущего и перспективного участия в решении
экономических и социальных проблем Амурской области выделяется
следующий ряд приоритетов по видам минерального сырья и стадиям
его геологического изучения для поддержки средствами областного
бюджета:
- прогнозно-поисковые, поисковые, оценочные и научно-
исследовательские работы на рудное золото и платину;
- поисковые работы в неизученных или слабо изученных
золотороссыпных районах и на погребенные древние россыпи, научно-
техническое сопровождение этих работ;
- прогнозно-поисковые, поисковые и оценочные работы на медь и
никель с сопутствующими полезными ископаемыми (золото, серебро,
платиноиды, молибден, кобальт);
- комплексные геофизические исследования, параметрическое
бурение, поиски нефти и газа;
- поиски, оценка, в ряде случаев и разведка, технологическое
изучение минерального агросырья (апатиты, фосфориты, сапропели,
цеолиты, алуниты, молодые бурые угли);
- технологическое изучение молодых бурых углей как сырья для
получения твердого (брикетированного), жидкого и газообразного
топлива;
- технологическое доизучение цеолитов и алунитов в применении
их в качестве сорбентов и коагулянтов для водоподготовки и очистки
стоков и отработавших газов;
- поиски, оценка и разведка минеральных вод для государственных
бальнеологических учреждений;
- геоэкологические исследования;
- управление природными ресурсами.
Иные виды минерального сырья и иные виды работ не смогут в
настоящее время поддерживаться средствами областного бюджета, но
могут быть востребованы на основе предпринимательской инициативы с
финансированием за счет пользователей недр. Решение о
финансировании их геологического изучения из бюджета может быть
принято в случае обоснованного перевода в группу приоритетных для
области или в целом для государства.
Средствами областного бюджета в планируемых объемах
финансирования (от 160 млн. рублей в 2003 году до 170 млн. рублей
в 2005 году в ценах 2002 года) будут решены вопросы поисков и
оценки приоритетных видов полезных ископаемых. Таким образом,
будет создан фонд участков недр, подготовленных к выставлению на
аукционы (конкурсы), для дальнейшей разведки промышленных запасов
за счет предприятий - недропользователей и ввода их в
эксплуатацию. Объемы финансирования рассчитаны на основе прогноза
величины областного целевого бюджетного фонда воспроизводства МСБ,
формирующегося за счет налога на добычу полезных ископаемых;
недоимки, пеней и штрафов по платежам за пользование недрами и
отчислениям на воспроизводство МСБ; дополнительных средств,
выделяемых бюджетом области на развитие МСБ; платы за информацию о
недрах; других поступлений, не противоречащих законодательству.
Дальнейшая детализация запасов до стадии промышленных должна
производиться добывающими компаниями.
Мероприятия по видам работ и видам минерального сырья приведены
ниже.
2.1. Региональные работы
В течение 2003 - 2005 гг. на территории области предполагается
провести завершение опережающей аэрогеофизической подготовки
площадей в масштабе 1:100000 и литохимической съемки по донным
потокам рассеяния в масштабе 1:200000.
Будет проведен ряд научно-исследовательских работ
соответствующей тематики.
2.2. Поиски, оценка, разведка и прикладные научно-
исследовательские работы по воспроизводству МСБ
2.2.1. Нефть и газ
По завершении в 2002 году тематических работ по анализу и
переинтерпретации геофизических и геологических данных, полученных
в прежние годы, с 2003 года на территории области предстоит
провести комплексные геофизические исследования (аэрогеофизика,
сейсмо- и гравиразведка) в пределах перспективных на нефть и газ
площадей. Комплекс работ будет включать аэромагниторазведку и
гамма-спектрометрию масштаба 1:50000 - 1:100000 и наземные
профильные работы сейсморазведки, гравиразведки и электроразведки.
Площадь работ будет составлять 20 - 25 тыс. кв. км.
2.2.2. Никель и медь
В дополнение к поисковым работам на никель, медь и кобальт на
Кун-Маньенском объекте с 2002 года начинаются и в течение 2003 -
2005 гг. будут продолжены поисковые работы на никель и медь на
иных перспективных площадях. При этом будут выполняться
литогеохимическая съемка в масштабах 1:50000 - 1:10000 и вскрытие
выявленных зон канавами.
2.2.3. Благородные металлы
2.2.3.1. Золото рудное
В течение 2003 - 2005 гг. будут продолжены и вновь организованы
поисковые и оценочные работы на рудопроявлениях Амурской области
практически во всех рудных узлах. При этом будут выполняться
прогнозно-поисковые работы, поиски масштаба 1:50000 и 1:10000, с
детализацией на выявленных перспективных рудных телах до категории
С2.
Ожидаемый результат:
- прирост прогнозных ресурсов категории Р1 - 163 тонны,
- прирост предварительно оцененных запасов категории С2 - 50
тонн.
2.2.3.2. Золото россыпное
В течение трех лет планируется выполнить объем поискового
бурения 168800 п.м. в пределах слабо изученных золотороссыпных
районов.
Результатом работ явится прирост прогнозных ресурсов категории
Р1 в количестве 12 тонн.
2.2.3.3. Платина
В 2002 году начинаются, а в последующие годы будут продолжены
поиски на площадях перспективных на рудную платину. В плане работ
поиски масштаба 1:50000 и 1:10000. Результатом работ явится
выявление прогнозных ресурсов категории Р2 и, в случае получения
положительной геологической информации, категории Р1.
2.2.4. Минеральное агросырье и горно-химическое сырье
В Амурской области известны месторождения и проявления
апатитов, фосфоритов, цеолитов, алунитов, сапропеля, гуминовых и
пригодных для химической переработки бурых углей. Учитывая высокую
потребность агропромышленного комплекса в минеральных удобрениях и
минеральной подкормке, а коммунального хозяйства в сорбентах и
коагулянтах, целесообразно принять решение о поддержке этого
направления развития МСБ из средств областного бюджета. В 1999 -
2002 гг. уже проводились и проводятся исследовательские работы по
применению цеолитов Куликовского месторождения и окисленных бурых
углей Сергеевского месторождения в сельском хозяйстве, начаты
поисковые работы и технологическое изучение сырья на Евгеньевском
проявлении апатитов. В последующие годы будут продолжены работы по
уже действующим проектам и введены в действие новые проекты такого
характера. Планируется проведение технологических исследований
минерального сырья, поиски, оценка, а в ряде случаев и разведка
месторождений.
Результатом станет появление в Амурской области собственного
производства минеральных удобрений и химикалиев.
2.2.5. Строительные материалы
Планируется переоценка имеющейся сырьевой базы ископаемых
строительных материалов.
2.2.6. Подземные минеральные воды
За счет средств областного бюджета планируется изучение вновь
выявляемых и доизучение ранее выявленных месторождений и
проявлений минеральных вод для целей улучшения государственной
системы бальнеолечения.
2.3. Геоэкологические работы и мониторинг геологической среды
В рамках этого направления планируется проведение
геологическими методами работ и наблюдений на участках недр с
угрожающей экологической обстановкой.
2.4. Затраты по управлению природными ресурсами
В этом направлении планируется использование средств фонда
воспроизводства МСБ:
- для организации проведения конкурсов и аукционов;
- для проведения геолого-экономической оценки месторождений
государственного фонда недр;
- для содержания Амурского территориального фонда геологической
информации;
- для информационного и организационно-технического обеспечения
деятельности комитета по природопользованию и горнодобывающему
комплексу областной администрации.
3. СОСТОЯНИЕ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНОЙ ОТРАСЛИ
3.1. Финансирование
В течение ряда предыдущих лет финансирование геологического
изучения недр Амурской области производилось преимущественно за
счет средств областного и федерального бюджетов, в меньшей степени
за счет собственных и заемных средств недропользователей.
Соотношение объемов бюджетного финансирования геологических работ
видно из следующей таблицы (в ценах, приведенных к ценам 2001
года):
-------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----¬
¦Выполнение, ¦1990¦1991¦1992¦1993¦1994¦1995¦1996¦1997¦1998¦1999¦2000¦2001¦
¦млн. руб. ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦
+------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Всего бюджет¦732 ¦1152¦353 ¦151 ¦138 ¦178 ¦35 ¦126 ¦81 ¦146 ¦233 ¦189 ¦
¦в т. ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦федеральный ¦732 ¦1152¦353 ¦151 ¦138 ¦178 ¦35 ¦126 ¦34 ¦52 ¦90 ¦30 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦областной ¦0 ¦0 ¦0 ¦0 ¦0 ¦0 ¦0 ¦0 ¦47 ¦94 ¦144 ¦159 ¦
L------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----
Как видно из таблицы, финансирование из федерального бюджета
все эти годы резко (с колебаниями) снижалось, и только создание в
1998 году федерального и областного бюджетных фондов
воспроизводства МСБ позволило несколько поднять общий уровень
финансирования геологических работ.
Объемы финансирования из собственных и заемных средств
предприятий все эти годы были невелики, и, начиная только с 1999
года, этот вид финансирования возрос, благодаря деятельности
Канадской компании "Фалконбридж Ист ЛТД", ОАО "Покровский рудник",
ООО "Апсакан" (до текущего года) и некоторых других предприятий.
С принятием в текущем году Федеральной целевой программы
"Экология и природные ресурсы" следует ожидать и поддержки
средствами федерального бюджета геологического изучения и
воспроизводства МСБ Амурской области в направлениях, где
стратегические цели и приоритеты федеральной и областной программ
совпадают. Это прогнозно-поисковые и поисковые работы на рудное
золото, на медь, никель и сопутствующие им иные полезные
ископаемые, в том числе и минералы платиновой группы, возможно на
нефть и газ. Кроме того, относительно постоянной должна оставаться
доля федерального финансирования в работах регионального и научно-
исследовательского характера, дающих информацию об общем
геологическом строении территории. В целом соотношение
федерального и областного финансирования следует ожидать
следующим:
- федеральный бюджет - 40%,
- областной бюджет - 60%,
что соответствует распределению налога на добычу полезных
ископаемых между федеральным и областным бюджетами.
На 2002 год "Территориальной программой геологического изучения
недр Амурской области на 2002 год" предусмотрено финансирование из
средств областного бюджета в сумме 150 млн. рублей. В пересчете на
цены 2001 года это составит около 134 млн. рублей, что уже
является снижением в уровне финансирования геологических работ в
области. Поэтому, даже прогнозируя на дальнейший период рост
финансирования ГРР из областного бюджета в размере до 170 млн.
рублей в 2005 году (в ценах 2002 года), следует стимулировать
увеличение производства объемов геологоразведочных работ за счет
предприятий - недропользователей для воспроизводства их
собственной МСБ.
В целом объем бюджетного финансирования геологических работ не
достаточен для полноценного воспроизводства МСБ Амурской области,
поэтому предлагаемый данной программой уровень финансирования
работ по геологическому изучению недр из областного бюджета
(приложение N 1) охватывает лишь ограниченный круг задач,
связанный с выявлением общих возможностей минерально-сырьевой базы
и созданием предпосылок для вложения частных инвестиций.
В соответствии со стратегической установкой на усиление рудного
направления предусматривается долю бюджетных средств, направляемых
на рудные объекты, увеличить с 37,7% в 2002 году до 48,5% в 2005
году, а долю россыпного направления уменьшить, соответственно, с
46,3% до 33,5%.
В случае выявления геологических объектов с высоким
экономическим потенциалом, содержащих стратегические либо
высоколиквидные виды минерального сырья, будет необходимо
оперативно решать вопросы увеличения бюджетного (областного и
федерального) финансирования либо привлечения средств предприятий
- недропользователей и инвесторов.
Средства федерального бюджета на территории Амурской области
используются для финансирования проектов федерального значения по
самостоятельной программе, поэтому в объемах финансирования
геологических работ по настоящей программе они не учтены.
Собственные и заемные финансовые средства недропользователей
используются ими по самостоятельным проектам в границах участков
недр, принадлежащих им согласно полученным лицензиям. Эти средства
также не учитываются настоящей программой и даются только в
качестве справки.
Общий объем прогнозируемого уровня финансирования геологических
работ (в текущих ценах) за счет всех источников сведен в таблицу.
--------------------------T--------------------------------------¬
¦Источники финансирования ¦Распределение по годам, млн. руб. ¦
¦ +----T---------T-------T-------T-------+
¦ ¦2001¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦
¦ ¦факт¦ожидается¦прогноз¦прогноз¦прогноз¦
+-------------------------+----+---------+-------+-------+-------+
¦Областной бюджет ¦159 ¦150 ¦160 ¦165 ¦170 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Федеральный бюджет ¦30 ¦3 ¦107 ¦110 ¦113 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Прочие инвестиции в ¦58 ¦100 ¦129 ¦178 ¦195 ¦
¦геологоразведочные работы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего ¦247 ¦253 ¦396 ¦453 ¦478 ¦
L-------------------------+----+---------+-------+-------+--------
3.2. Производственные мощности
На территории области выполняют геологоразведочные работы
предприятия трех видов.
1. Государственные федеральные предприятия. Это ФГУГП
"Амургеология" и ФГУГП "Дальгеофизика". Они выполняют работы как
за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств
областного бюджета, и реже, по заказам предприятий, за их счет.
Выполняют работы регионального характера, ведут поиски и оценку
месторождений золота и других металлов, экологические исследования
и мониторинг, геофизические и гидрогеологические работы.
За последние 2 - 3 года эти предприятия благодаря существенной
финансовой поддержке федерального бюджета значительно усилили свой
кадровый состав и материально-техническую базу и активно расширяют
сферы своей деятельности. Особенно настойчиво действует ФГУГП
"Дальгеофизика".
К разряду государственных предприятий относится и ГГП
"Амурзолоторазведка", сохранившееся после распада объединения
"Амурзолото". Оно занимается поисками и разведкой россыпного
золота, что не является задачей федерального значения, и по этой
причине предприятие не получило финансовой поддержки, аналогичной
ФГУГП. В целом потенциал предприятия сопоставим с потенциалом
аналогичных предприятий других форм собственности.
2. Геологическая служба добывающих предприятий.
Геологическая служба в горнодобывающих предприятиях Амурской
области в целом развита слабо. По россыпному золоту наиболее
дееспособны геологоразведочные подразделения в артелях
"Александровская", "Исток", "Мая", ЗАО "Амур-Доре". Выполняют
некоторые объемы работ, хотя и не покрывая потребностей
предприятия ООО "Амурский горный центр", артели старателей "Восток-
1", "Пилос и С", "Зея" и ряд других. У остальных добывающих
предприятий геологоразведочной службы либо нет, либо она находится
в зачаточном состоянии.
3. Специализированные (сервисные) геологоразведочные
предприятия.
В эту группу входят предприятия частной формы собственности,
образовавшиеся после распада геологоразведочных экспедиций.
Наибольшее количество предприятий занимаются поисками и разведкой
россыпных месторождений золота, это ООО "ГРП "Угрюм-Река", ООО
"ГРФ "Регис", ООО "Геологоразведка", ООО "Улунга". Поисковые
работы на рудное золото производят ООО "ГРФ "Недра" и ООО "НП-
Центр". Гидрогеологические и геоэкологические работы производят
ООО "Арго", ООО "Амур-Гео", ООО "ГЦ "ГалГео" и некоторые другие.
Предприятия этой группы находятся на полном хозяйственном
расчете, по их обязательствам отвечают только они сами.
Устойчивость основной части предприятий подтверждена тем, что они
выстояли во время кризиса 1995 - 1998 гг., оправились без чьей-
либо поддержки и к настоящему времени способны выполнять
практически весь комплекс геологоразведочных работ.
Научно-исследовательские и тематические работы по
геологическому изучению недр способны выполнять научно-
исследовательские институты г. Благовещенска АмурКНИИ и ОРГиГ
АмурНЦ ДВО РАН, другие институты, ФГУГП "Амургеология", ООО
"Геобит", ЗАО "НБЛ-золото", ФГУ "Амурский территориальный фонд
геологической информации".
Таким образом, на территории области в сфере
геологоразведочного производства действуют более 20 предприятий
различных форм собственности, что позволило создать конкурентную
среду на данном рынке. Финансирование геологоразведочных работ из
областного бюджета будет производиться по государственным
контрактам, заключаемым с предприятиями и организациями, согласно
законодательству РФ и Амурской области, на конкурсной основе.
Предполагается, что в конкурсах на производство работ за счет
областного бюджета будут участвовать в основном специализированные
предприятия, т. к. подразделения добывающих предприятий будут в
основном решать свои проблемы.
Всего за 2002 - 2005 гг. на поисках и оценке месторождения
россыпного золота необходимо пробурить колонковым и ударно-
канатным способом 166,8 тыс. м, или в год 41,7 тыс. м.
Технические возможности специализированных предприятий по
поискам и разведке месторождений россыпного золота отражены в
таблице:
-------------------------T---------------------------T------------------T--------¬
¦Предприятия ¦Количество буровых станков ¦Производительность¦Объемы ¦
¦ +-----------T---------T-----+на станок в год, ¦бурения,¦
¦ ¦Колонкового¦Ударно - ¦Всего¦п. м ¦п. м ¦
¦ ¦бурения ¦канатного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦бурения ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-----------+---------+-----+------------------+--------+
¦ЗАО "Амур-Доре" ¦4 ¦2 ¦6 ¦3000 ¦18000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ООО "Антрацит" ¦1 ¦ ¦1 ¦3000 ¦3000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ООО "АмурГео" ¦2 ¦ ¦2 ¦3000 ¦6000 ¦
¦(АмургеоРос) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ГГП "Амурзолоторазведка"¦4 ¦2 ¦6 ¦3000 ¦18000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ООО "Улунга" ¦2 ¦ ¦2 ¦3000 ¦6000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ООО "Регис" ¦2 ¦ ¦2 ¦3000 ¦6000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ООО "Угрюм-Река" ¦5 ¦4 ¦9 ¦3000 ¦27000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ООО "Геологоразведка" ¦2 ¦2 ¦4 ¦3000 ¦12000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего годовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦96000 ¦
¦производительность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+-----------+---------+-----+------------------+---------
Отсюда видно, что возможности предприятий более чем в 2 раза
превосходят предполагаемый уровень финансирования работ, и эти
предприятия смогут не только выполнить областную программу, но и
проводить работы по заказам добывающих предприятий.
На поисках и оценке месторождений рудного золота в 2002 - 2005
гг. необходимо провести прогнозно-поисковые работы на площади 2100
кв. км, комплекс поисковых работ масштаба 1:50000 на площади 1770
кв. км и масштаба 1:10000 на площади 200 кв. км, что составит в
год соответственно 525, 450 и 50 кв. км. Кроме того, необходимо
пройти за 4 года 25 тыс. м скважин колонкового бурения (6250 п. м
в год) и 500 тыс. куб. м канав мехпроходки (125 тыс. куб. м в
год).
Технические возможности действующих предприятий по выполнению
указанных работ отображены в таблице:
--------------------T--------T--------T---------------T-------------T------------T------T----------T----------T--------¬
¦ ¦Поиски ¦Поиски ¦Геофизические ¦Количество ¦Производи- ¦Всего,¦Количество¦Производи-¦Объемы ¦
¦ ¦масштаба¦масштаба¦работы масштаба¦бульдозерной ¦тельность на¦куб. м¦буровых ¦тельность ¦бурения,¦
¦ ¦1:50000 ¦1:10000 ¦1:10000, кв. км¦техники, маш.¦машину, куб.¦ ¦станков ¦на станок ¦п. м ¦
¦ ¦кв. км ¦кв. км ¦ ¦ ¦м ¦ ¦ ¦в год, м ¦ ¦
+-------------------+--------+--------+---------------+-------------+------------+------+----------+----------+--------+
¦ФГУ "Амургеология" ¦100 ¦15 ¦15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ФГУ "Дальгеофизика"¦ ¦ ¦20 ¦2 ¦30000 ¦60000 ¦2 ¦3000 ¦6000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ООО "НП-Центр" ¦200 ¦30 ¦35 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ООО "ГРФ "Недра" ¦250 ¦15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ООО "Угрюм-Река" ¦ ¦ ¦ ¦2 ¦30000 ¦60000 ¦2 ¦3000 ¦6000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ТФГУ "Таежгелогия" ¦ ¦10 ¦ ¦1 ¦15000 ¦15000 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего в год ¦550 ¦70 ¦70 ¦5 ¦ ¦135000¦4 ¦ ¦12000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Необходимо ¦450 ¦50 ¦50 ¦ ¦ ¦125000¦ ¦ ¦6250 ¦
L-------------------+--------+--------+---------------+-------------+------------+------+----------+----------+---------
Как видно, возможности существующих предприятий соответствуют
требованиям настоящей программы. При необходимости объемы работ на
рудных объектах можно достаточно быстро увеличить в 1,5 - 2 раза,
используя потенциал предприятий, ныне направленный на поиски и
разведку россыпей.
Таким образом, следует считать техническую обеспеченность
геологоразведочных предприятий достаточной для выполнения
поставленных программой задач не только в отношении к поискам и
разведке золота, но и в применении к поискам и разведке иных
полезных ископаемых, кроме нефти и газа. Слабым местом в цепи
задач, решаемых геологоразведочными предприятиями, до настоящего
времени являются лабораторные аналитические работы, выполняемые
лабораторией ФГУГП "Амургеология". В 1999 - 2001 годах за счет
федерального и областного бюджетов велись работы по техническому
перевооружению и обустройству лаборатории с целью повышения ее
производительности. Работы продолжаются, и проблема в течение 2002
- 2005 гг. должна быть решена.
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Реализация программы даст возможность поднять объемы изученных
прогнозных ресурсов категории Р1 и предварительно-оцененных
запасов полезных ископаемых категории С2 до уровня,
удовлетворяющего потребности расширенного воспроизводства
минерально-сырьевой базы разведанных промышленных запасов
горнодобывающих предприятий.
Тем самым будет поднято на новый уровень значение добывающей и
перерабатывающей минеральное сырье отрасли в Амурской области.
Потребители минерального сырья как в области, так и за ее
пределами получат товар в необходимом объеме по удовлетворяющей
обе стороны цене. В области возрастет число рабочих мест, снизится
социальная напряженность, прежде всего в северных районах,
возрастет налогооблагаемая база.
В конечном счете эффективность программы опосредованно будет
выражена через эффективность работы горнодобывающей
промышленности, что может быть иллюстрировано краткой справкой о
работе золотодобывающей отрасли Амурской области за 2001 год:
- добыто золота - 12,9 тонн;
- стоимость произведенной продукции - 3100 млн. рублей;
- доля в объеме продукции промышленного производства - 24,7%;
- объем финансирования геологических работ на золото из средств
областного бюджета - 128,7 млн. рублей;
- уплачено налогов и сборов в областной и местные бюджеты 463
млн. рублей;
- кроме того, единый социальный налог - 113,5 млн. рублей;
- доля налогов от добычи золота в общей сумме налоговых
поступлений в доходную часть областного и местных бюджетов -
12,7%;
- доля работающих в золотодобывающей промышленности и общей
численности занятого населения области - 1,6%.
Справка об эффективности работы угледобывающей промышленности
не приводится, поскольку бюджетного финансирования геологических
работ на уголь программой не предусмотрено.
Справка о добыче иных полезных ископаемых не приводится,
поскольку они занимают пока незначительное место в балансе
горнодобывающей промышленности области.
Приложение N 1
к Программе
ТАБЛИЦА
МЕРОПРИЯТИЙ "ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ
БАЗЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2003 ПО 2005 ГГ.",
ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО ЦЕЛЕВОГО БЮДЖЕТНОГО
ФОНДА ВОСПРОИЗВОДСТВА МСБ
---------T-------------------------T-----------T-----------T-----------¬
¦N ¦Полезное ископаемое, ¦2003 г. ¦2004 г. ¦2005 г. ¦
¦п/п ¦вид работ +-----T-----+-----T-----+-----T-----+
¦ ¦ ¦% ¦млн. ¦% ¦млн. ¦% ¦млн. ¦
¦ ¦ ¦ ¦руб. ¦ ¦руб. ¦ ¦руб. ¦
+--------+-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦1. ¦Региональные работы ¦8,0 ¦12,8 ¦8,0 ¦13,2 ¦7,6 ¦12,9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Поиски, оценка, разведка ¦90,4 ¦144,7¦90,4 ¦149,1¦90,8 ¦154,4¦
¦ ¦месторождений полезных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ископаемых, прикладные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.1. ¦Нефть и газ ¦4,0 ¦6,4 ¦4,0 ¦6,6 ¦4,0 ¦6,8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2. ¦Никель, медь ¦1,0 ¦1,6 ¦2,0 ¦3,3 ¦2,0 ¦3,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3. ¦Благородные металлы ¦83,6 ¦133,8¦82,1 ¦135,3¦83,0 ¦141,1¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3.1. ¦Золото, всего ¦83,0 ¦132,8¦81,1 ¦133,6¦82,0 ¦139,4¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3.1.1.¦Золото рудное ¦41,0 ¦65,6 ¦45,0 ¦74,0 ¦48,5 ¦82,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3.1.2.¦Золото россыпное ¦42,0 ¦67,2 ¦36,1 ¦59,6 ¦33,5 ¦57,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3.2. ¦Платина ¦0,6 ¦1,0 ¦1,0 ¦1,7 ¦1,0 ¦1,7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.4. ¦Минеральное агросырье и ¦1,0 ¦1,6 ¦1,5 ¦2,5 ¦1,0 ¦1,7 ¦
¦ ¦горно-химическое сырье ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.5. ¦Строительные материалы ¦0,1 ¦0,2 ¦0,1 ¦0,2 ¦0,1 ¦0,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.6. ¦Подземные минеральные ¦0,7 ¦1,1 ¦0,7 ¦1,2 ¦0,7 ¦1,2 ¦
¦ ¦воды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Геоэкологические работы и¦0,4 ¦0,6 ¦0,4 ¦0,7 ¦0,4 ¦0,7 ¦
¦ ¦мониторинг геологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Затраты по управлению ¦1,2 ¦1,9 ¦1,2 ¦2,0 ¦1,2 ¦2,0 ¦
¦ ¦природными ресурсами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Всего ¦100,0¦160,0¦100,0¦165,0¦100,0¦170,0¦
L--------+-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------
Примечание. Стоимость работ рассчитана в ценах 2002 года и
подлежит индексации в соответствии с индексами инфляции,
устанавливаемыми на планируемый год.
|