МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ ГОРОДА ТЫНДЫ
РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2002 г. N 165
О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ТЫНДЫ
Заслушав и обсудив информацию начальника городского управления
образования Туктаровой Ф.Г. о состоянии работы органа опеки и
попечительства на территории г. Тынды, муниципальный Совет решил:
1. Информацию начальника управления образования Туктаровой Ф.Г.
принять к сведению.
2. Отметить, что органом опеки и попечительства управления
образования, комиссией по делам несовершеннолетних, центром
занятости населения, отделом ЗАГС, ГРОВД, учреждениями
здравоохранения и культуры, комитетом по делам молодежи,
управлением социальной защиты населения и другими органами
проводится определенная работа по защите прав детства, обеспечению
оптимальных условий для жизни, воспитания, образования детей -
сирот, детей, оставшихся без родительского попечения, и
несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для жизни в
семье.
3. Обратить внимание органов, занимающихся вопросами защиты
прав и интересов несовершеннолетних, на стабильный рост количества
семей "группы риска", т.е. семей, где родители ненадлежаще
исполняют свои обязанности, в связи с чем - на необходимость
усиления профилактической работы с такими семьями.
4. Органу опеки и попечительства совместно с другими органами
системы профилактики детской преступности и безнадзорности усилить
работу по социально-правовой защищенности подростков, оказанию им
психологической и юридической помощи, защите их имущественных и
неимущественных прав.
5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
комиссию по вопросам социальной политики и заместителя мэра
Звеняцкого С.С.
Глава городского
самоуправления
города Тынды
М.Б.ШУЛЬЦ
Приложение
к решению
муниципального совета
города Тынды
от 26 июня 2002 г. N 165
О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ТЫНДЫ
Ф.М.Достоевский написал слова, которые часто повторяют сейчас:
"Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного
ребенка". Слова писателя повторяют, но проблема защиты прав
детства продолжает оставаться чрезвычайно острой.
В нашей стране особенно. Кризисы разрушают семью. Семья же
занимает особое место в жизни каждого человека, потому что в ней
мы растем, воспитываемся, усваиваем моральные и нравственные
нормы; вопросы личной жизни также решаем в семейном кругу.
Атмосфера доверия, доброжелательности, взаимоуважения, которая
должна быть присуща семье, делает радость радостью вдвойне, беду -
менее тяжелой. В извечном круговороте жизни семья занимала и
занимает одно из главнейших мест.
К сожалению, нас абсолютно не радует статистика последних лет:
снижается рождаемость, увеличивается количество разводов,
продолжает расти число детей, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации, все больше детей, родившихся вне брака, увеличивается
число безработных родителей, многие семьи попросту "влачат"
нищенское существование. Наметилась и устойчивая тенденция роста
числа детей, оставшихся без попечения, брошенных, умственно и
физически неполноценных, детей - попрошаек. Усиливается
безнадзорность, ведущая к беспризорности, бродяжничеству,
соответственно, и к детской преступности. Нездоровый морально-
психологический климат в семьях, неудовлетворительные социально-
бытовые запросы, конфликтные отношения со взрослыми заставляют
подростков не только попрошайничать, бродяжничать, но и приводят к
суициду. Появилась категория детей - изгоев и бомжей. И суицид, и
детская безнадзорность и преступность, и голодные обмороки, и
многое другое - все это, безусловно, является следствием
несоблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних.
Задача государства - создавать условия для жизни детей,
обеспечить их образование и воспитание, отдых, проявить особую
заботу о неполноценных детях, детях - сиротах. Ситуация,
сложившаяся в стране вокруг проблем по защите прав детей, прав
детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
находится под пристальным вниманием всего нашего общества.
Российская Федерация подписала ряд важных международных
документов, в которых приняла на себя обязательства перед мировым
сообществом по соблюдению прав человека, куда, соответственно,
включается и соблюдение прав детей.
Задачами органа опеки и попечительства управления образованием
являются следующие:
- защита прав детей, родители которых умерли, лишены
родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны
недееспособными, уклоняются от воспитания детей, ненадлежаще
исполняют родительские обязанности;
- обеспечение оптимальных условий для жизни, воспитания,
образования детей - сирот, детей, оставшихся без родительского
попечения, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для
жизни в семье;
- защита личных имущественных и неимущественных прав и
интересов несовершеннолетних.
Именно эти задачи и выполняет управление образования
муниципалитета г. Тынды, а конкретно - отдел опеки и
попечительства управления образования.
В отделе работают 25 специалистов.
3. Многие проблемы, из перечисленных выше, приходится решать
органом опеки и попечительства.
Ими проводится большая работа по реализации законов, прав детей
и подростков. Многие вопросы решаются в тесном взаимодействии с
отделом ЗАГС, ГРОВД, ЛОВД, судом, прокуратурой, учреждениями
здравоохранения и культуры, центром занятости населения,
управлением соцзащиты населения, комиссией по делам
несовершеннолетних, комитетом по делам молодежи и другими
органами, предприятиями и организациями. Следует отметить, что не
всегда действия различных органов и учреждений являются
согласованными, не все должностные лица ясно представляют себе
полномочия органа опеки и попечительства управления образования,
поэтому идет многочисленная, но пустая, бюрократическая между
органом опеки и органом внутренних дел, прокуратурой и т.д.
Принимать меры к родителю - дебоширу должен, например, ГРОВД, но
не орган опеки, помочь семье материально - управление социальной
защиты населения и т.д. В этом отношении показателен опыт г.
Благовещенска, где при управлении социальной защиты существует
отдел помощи семье и детям, которые не просто тесно
взаимодействуют с отделом опеки, но и работают по многим вопросам
по указанию отдела опеки.
Отдел опеки и попечительства управления образования действует
от лица мэра города, в связи с чем отдел является своего рода
связующим звеном между многими органами, занимающимися вопросами
охраны прав детей, а не исполнителем предписаний других
организаций. Безусловно, есть и вышестоящие организации. Это -
прокуратура, суд.
Численность детского населения в нашем городе составляет
приблизительно_____ .
Очень многие из детей и подростков, в пределах 31%, живут в
семьях "группы риска", т.е. в семьях, где родители ненадлежаще
исполняют обязанности, либо вообще бросают детей, пьянствуют, не
работают, не могут обеспечить элементарные запросы детей,
заставляют попрошайничать, жестоко относятся к детям, унижают их
человеческое достоинство. С каждым годом количество таких семей в
нашем городе, как и в целом по стране, увеличивается. Так, в 1998
году на учете в органе опеки и попечительства состояло 90 семей,
родители в которых ненадлежаще исполняли обязанности по воспитанию
детей (собирался материал на лишение их родительских прав), в 1999
году таких семей было уже 105, в 2000 году - 125, в 2001 году -
137. Эти показатели уже никак не говорят об улучшении и
стабилизации положения детей, несмотря на все предпринимаемые
меры.
Что делать? Лишать всех родительских прав в отношении детей?
Это не выход из положения. Мы не можем превратить наше государство
в страну интернатов и тюрем. Да и даже плохую мать ребенок любит
больше, чем воспитателя детдома. В 1996 году по иску управления
образования был лишен родительских прав 1 родитель, в 1997 году -
8, в 1998 году - 14, в 1999 - 22, в 2000 - 7, в 2001 году - 11, в
текущем 2002 году - 8.
Рекордным является год 1999. Потом наблюдается снижение числа
родителей, лишенных родительских прав, потому что отдел опеки и
попечительства столкнулся с проблемой, можно сказать, глобального
масштаба: катастрофически не хватает мест в интернатных
учреждениях. У нас в области ____ таких учреждений, ежегодно
открываются новые, расширяются уже существующие, во всех районных
центрах имеются по линии социальной защиты приюты, по инициативе
местных администраций - группы социальной поддержки. При всем этом
очереди в интернатные учреждения ожидают на сегодня 829 детей, при
общем количестве 265661 ребенок. В нашем городе также в 1995 году
были открыты две группы социальной поддержки при ДОУ N 5
"Тынденок". В них поступают, определяются дети не только
брошенные, но и те, родители которых не могут обеспечить ребенку
более - менее сносное существование, подготовить материально его к
школе. Две группы рассчитаны на 50 детей. С 1996 года через группы
социальной поддержки прошел 861 ребенок.
Кстати, в работе органу опеки и попечительства группы оказывают
большую помощь. Прежде всего потому, что в любое время при
отсутствии мест в интернатах сюда можно определить брошенного
ребенка, определить ребенка, родители которого крайне нуждаются в
мерах профилактического характера. Максимальный срок нахождения
ребенка в группе - 3 месяца. Иногда он увеличивается для детей,
оставшихся без попечения, потому что отделом опеки предпринимаются
меры к розыску родственников, согласных взять несовершеннолетнего
в свою семью на воспитание. Тында - город, во многом отличающийся
от других городов и районов Амурской области. Сюда на
строительство БАМа съезжались люди из всех бывших республик СССР.
В сотрудничестве с ПВС ГРОВД различных регионов РФ, через
Министерства юстиции других государств отделом опеки выясняется
место нахождения родственников детей, которые остались без
родительского попечения. Этот факт следует отметить как
положительный в первую очередь. Семья, пусть даже и не родная,
всегда лучше, чем самый хороший детский дом.
В 1998 году нами было направлено запросов по розыску 65, в 1999
году - 77, в 2000 году - 109, в 2001 - 117. Многие из
родственников либо второй родитель были разысканы в Пермской,
Свердловской, Московской и др. областях, в Приморском и Алтайском
краях, а также в Туркменистане, Белоруссии, Молдове, Украине,
Казахстане. И дети были отправлены в семьи, а не в интернаты,
очередь в которые нужно порою ждать годами. В решениях отправки
детей отделу опеки значительную помощь оказывает управление
социальной защиты населения.
Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения
родителей, являются учреждения опеки - попечительства, т.е.
воспитание в семье. Главное достоинство заключается в том, что
опека не сопряжена с окончательным разрывом существовавшей между
ребенком и родителями правовой связи. Чаще всего ребенок
продолжает оставаться среди родных, в семье прежней, в которой по
какой-либо причине не стало родителей, и их заменяют другие члены
семьи. Удается сохранить привычную атмосферу, ломка которой вредна
и опасна. Таких семей, из 137 состоящих на учете, у нас 129.
Несовершеннолетние находятся под опекой бабушек, дедушек, старших
братьев, сестер и других родственников. Учреждение опеки, как
приоритетную форму определения детей, мы прежде всего связываем с
тем фактом, что сиротские учреждения, как правило, не формируют у
воспитанников позитивного стереотипа семьи: воспитанники
государственных учреждений активно пополняют статистику
неудавшихся браков - дети помнят непривлекательные стороны
супружеской жизни родителей, а это в свою очередь служит
благодатной почвой для репродуцирования собственных неудач. В
социальной адаптации сирот есть и другие просчеты: воспитанники
содержатся как бы в стерильной среде, т.е. не имеют представления
об истинных сложностях, которые ожидают их впереди (учеба, работа,
поиск друзей, организация досуга, расчет средств на питание,
одежду и т.д.). В учреждениях интернатного типа развиваются
коммуникативная беспомощность, завышенные самооценки,
потребленчество, что, безусловно, является ступенькой для
вовлечения в антиобщественную среду. Из общего числа детей,
оставшихся без попечения в РФ, 68% устраиваются в семьи, 32% - в
интернаты. По нашему городу показатель опеки еще больше, потому
что проводится кропотливая работа и т.д. Так,
---------T----------T-----------------------T--------------------¬
¦Год ¦Учреждение¦Определены в детские ¦Вывезены ¦
¦ ¦опеки в ¦дома ¦родственниками ¦
¦ ¦г. Тынде ¦ ¦ ¦
+--------+----------+-----------------------+--------------------+
¦1996 ¦50 ¦11 (в основном, дети ¦9 ¦
¦ ¦ ¦Буртоликовой) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1997 ¦38 ¦3 ¦7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1998 ¦29 ¦9 (в основном, дети ¦11 ¦
¦ ¦ ¦Шаяхметовой) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1999 ¦25 ¦6 ¦8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2000 ¦42 ¦5 ¦10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2001 ¦41 ¦3 ¦8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2002 ¦14 ¦- ¦1 ¦
¦(6 мес.)¦ ¦ ¦ ¦
L--------+----------+-----------------------+---------------------
Важно сохранить все-таки семью, поэтому отделом опеки ведется
большая профилактическая работа с семьями, родители которых
ненадлежаще исполняют родительские обязанности. Самым
распространенным способом этой работы является обследование
жилищно-бытовых условий, беседы с родителями. Так, специалистами
органа опеки в 1998 году было посещено 723 семьи, в 1999 году -
701, в 2000 году - 805, в 2001 - 718. В связи с этим хочу сказать
о проблеме отсутствия транспорта, который просто необходим, когда
отделу опеки приходится выезжать по тревожному звонку совместно с
работниками милиции, врачами, специалистами управления социальной
защиты, либо нужно забрать незамедлительно ребенка у родителей.
Кроме того, в каждой опекунской семье два раза в год, как минимум,
должны проводиться контрольные обследования условий жизни детей -
сирот, а многие из семей проживают в отдаленных районах города
(ЦРММ, пос. Новотындинский, пос. Таежный и др.). При существующем
графике движения автобусов на одно обследование порою тратится 4-5
часов. Поэтому и изъятие детей из семей осуществляется не всегда
оперативно. В результате несовершеннолетние попадают под опеку или
в интернат надломленными психически, соматически и интеллектуально
запущенными.
Приемлемым способом со всех точек зрения является такой способ
охраны прав детства, как усыновление. Усыновление двумя лицами
допустимо, если ребенок был оставлен в роддоме, родители умерли
либо лишены родительских прав, признаны судом безвестно
отсутствующими. В последние годы увеличилось число "отказных"
новорожденных: в 1998 году - 5 детей, в 1999 году - 7 детей, в
2000 году - 4 ребенка, в 2001 году - 8 детей, в 2002 году - 4
ребенка.
Устройством этих детей также занимается орган опеки и
попечительства. Существует очередь на новорожденных детей и детей
до 1 года. К сожалению, запросы граждан, желающих усыновить детей,
почти удовлетворяются. В настоящее время в очереди только 2 семьи.
В последнее время журнал учета кандидата в усыновители практически
не пополняется. Условия жизни, характеризующие материалы
кандидатов в усыновители, тщательно изучаются, после чего уже
дается письменное заключение о возможности - невозможности быть
усыновителями. В 1998 году было усыновлено - удочерено таких детей
4, 1999 г. - 4, 2000 - 3, 2001 - 6, 2002 г. - 2. Не подлежат
усыновлению дети (и таких детей мы не предлагаем для усыновления),
имеющие аномалии в развитии, родившиеся от родителей с разными
формами заболеваний. На них оформляются документы для определения
в областной дом ребенка.
Кроме того, органом опеки и попечительства после тщательного
изучения семьи даются заключения и по вопросам усыновления одним
лицом. Чаще усыновляют - удочеряют мужчины детей жены от
предыдущих браков. Кстати, эта работа помогает сократить
количество неполных семей. В 1996 году оформлены документы для 12
усыновителей, в 1997 году - для 9, в 1998 году - для 13, в 1999
году - 5, в 2000 году - 4, в 2001 году - 8, в 2002 году - 6.
Другой формой защиты прав детей, оставшихся без попечения, либо
сирот является финансовое обеспечение. В основном источники
существования - пенсия по утере кормильца, алименты и только в
случаях, когда оба родителя или единственный родитель умерли,
лишены родительских прав, признаны судом безвестно отсутствующими,
находятся в местах лишения свободы, на содержание опекаемых
согласно постановлению Правительства N 409 от 20 июня 1992 года
назначаются денежные выплаты. Из 139 опекаемых, состоящих на учете
в органе опеки, получают пособие 48. В последнее время наметилась
устойчивая тенденция увеличения количества граждан из числа
опекунов - попечителей или претендентов в опекуны, желающих
получать пособия, т.к. размеры его не маленькие (на ребенка в мае
от 0 до 6 лет - 2489 рублей, от 7 до 18 - 3208 рублей). Все факты,
изложенные заявителями, тщательно проверяются специалистами отдела
опеки. Так, по вопросу назначения пособий проведено в 1999 году 53
обследования условий жизни несовершеннолетних, в 2000 году - 72, в
2001 году - 90. Выясняется, что родственники (тети, дяди, бабушки
и др.) требуют лишить прав родителей и детей для получения пособия
на содержание. С одной стороны, действительно, на содержание детей
в наше сложное время требуются немалые средства, материальное
положение семей невысокое, а с другой стороны - на лицо разрушение
кровных связей между родственниками, черствость. Повторяю: лишение
родительских прав - крайняя мера, нужно пытаться сохранить семью.
Опекунами - попечителями чаще должны назначаться люди,
обеспеченные материально и не заинтересованные в получении
пособия. На специальном учете в органе опеки на сегодняшний день
состоят 5 опекунских семей, деньги на содержание в которых часто
тратятся не по назначению, в корыстных целях. Естественно, что
такие семьи строго и систематически проверяются отделом опеки. В
2001 году в одной семье (Бузуновы) именно по этой причине была
отменена опека и ребенок направлен в интернат.
До 1997 года существовала в г. Тынде и такая форма устройства
детей, как приемная семья, или семейный детский дом. Печальный
опыт: Шаяхметовы, приемные родители, фактически наживались за счет
"государственных детей"; об атмосфере семейного очага, скрепленной
взаимоуважением и заботой, общим бытом, досугом, трудом, не могло
быть и речи. Последний судебный процесс, связанный с семьей
Шаяхметовых, закончился в 2000 году. Управлению образования
удалось доказать факты ненадлежащего воспитания в семье и
корыстного использования средств. Такой опыт нам повторять не
хочется.
Много вопросов возникает у граждан города и в связи с
определением места жительства детей, свиданий с родственниками.
Работа в этом плане проводится долгая, кропотливая. Органу опеки
часто в решении таких вопросов приходится прибегать к помощи
врачей - психиатров, психологов, социальных педагогов. Чаще всего
стороны приходят к мирному соглашению; иногда же скандалы выходят
на такой уровень, что их приходится решать только в судебном
порядке. Так, в 1999 году мирным путем было достигнуто соглашение
по 20 спорам, через суд - 2; в 2000 году мирно договорились 25,
через суд решали вопросы в 7 случаях; в 2001 году мирно - 22,
через суд - 12. Таким образом, на лицо, как из года в год растет
непримиримость. Тем более, что каких-то 10 лет назад такие
обращения были большой редкостью. К сожалению, в наше сложное
время взрослые не понимают, что, не желая урегулировать вопрос
между собой мирно, они травмируют психику детей, предпочитая
собственные амбиции здоровью детей. Работа, связанная с семейными
спорами, отнимает довольно много времени и сил: приходится
собирать целые тома материалов.
Органом опеки и попечительства предпринимаются меры по защите
прав несовершеннолетних в суде, прокуратуре, ГРОВД. Специалисты
присутствуют при допросах, очных ставках, при даче
несовершеннолетними показаний в суде. Ведущие специалисты
присутствовали:
----------T-----------T------------T--------------T--------------¬
¦ ¦1999 год ¦2000 год ¦2001 год ¦2002 год ¦
+---------+-----------+------------+--------------+--------------+
¦Допросы ¦31 ¦45 ¦39 ¦20 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Суды ¦25 ¦37 ¦53 ¦38 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Очные ¦2 ¦- ¦- ¦1 ¦
¦ставки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------+-----------+------------+--------------+---------------
Как видите, из года в год показатель также растет. Имеют место
в нашем городе, пусть и не значительные, факты физического
насилия, грубого обращения, психологического давления взрослых по
отношению к детям. В отношении родителей или других лиц,
применяющих к детям насилие, даже в таких формах, как склонение к
попрошайничеству, собираются материалы, но в возбуждении уголовных
дел, как правило, отказывается. Моральное и физическое насилие в
семьях, прочие методы воспитания, унижение человеческого
достоинства сопутствуют жизни многих подростков. Это приводит их к
отчаянию, безысходности, депрессиям и даже к суициду. Часто
подростки остаются наедине со своими проблемами, попадают в
условия социально-правовой незащищенности, не знают, к кому им
обратиться за помощью. За последние три года ситуация изменилась:
в каждом образовательном учреждении оформлены стенды с материалами
о правах ребенка, на которых указаны должностные лица, номера
телефонов, по которым можно обратиться за помощью. В отделе опеки
ежедневно работает телефон доверия. Звонков, поступающих от детей,
немного, но радует то, что дети сами приходят за различного рода
помощью: просят разрешить конфликтную ситуацию в школе, дома,
помочь в решении жилищного вопроса, трудоустройстве и др.
Практическая помощь по защите прав детей оказывается в ходе
различных операций, таких как "Семья", "Условник", "Бродяга", в
которых специалисты по охране прав детства не только участвуют, но
и выступают координаторами работы в образовательных учреждениях.
Под контролем ОПП находятся сделки по отчуждению жилой площади. В
городе создана комиссия по решению спорных вопросов по отчуждению
жилой площади, на которой проживают несовершеннолетние.
-------------------T---------T---------T----------T--------------¬
¦ ¦1999 год ¦2000 год ¦2001 год ¦2002 год ¦
+------------------+---------+---------+----------+--------------+
¦Разрешено ¦265 ¦216 ¦174 ¦112 ¦
¦сделок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Не разрешено ¦5 ¦3 ¦4 ¦2 ¦
L------------------+---------+---------+----------+---------------
В тесном контакте орган опеки работает с нотариальной конторой
по вопросам наследственного имущества. Специалисты отдела в
зависимости от интересов детей готовят разрешение в ГИБДД на
продажу или пользование транспортными средствами, принадлежащими
несовершеннолетним, в сберегательные кассы - на снятие денежных
средств со вкладов детей. Только орган опеки и попечительства
может дать заключение о возможности объявления несовершеннолетнего
полностью дееспособным. В сотрудничестве отдел работает с ЗАГСом
по вопросам изменения фамилии, имени несовершеннолетним, снижения
брачного возраста.
Круг проблем, решаемых органом опеки по охране прав детства,
широк. Действительно, в сложных социально-бытовых условиях защита
детства стала первостепенной задачей. Несмотря на большую
нормотворческую работу, множество законодательных актов, нормы
правовой защиты детей зачастую неадекватны сложным социально-
экономическим отношениям и поэтому не способны предотвратить
негативное воздействие на жизнь детей.
|