МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
АМУРСКОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Адрес: 675000, г. Благовещенск,
Амурская область, пер.
им. Св. Иннокентия, 1,
тел. 44-32-03
24 июня 2002 г. N 02-910
Администрации г. Благовещенска
г. Благовещенск, ул. им. Ленина, 133
ОАО "Благовещенскстрой"
г. Благовещенск, пер. им. Св. Иннокентия, 1
РЕШЕНИЕ
18 июня 2002 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного и рекламного
законодательств, поддержки предпринимательства в составе:
Махниборода А.В. - председатель комиссии, руководитель
управления;
члены комиссии:
Яковлева Т.И. - заместитель руководителя управления;
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за
соблюдением антимонопольного и рекламного
законодательства, поддержки
предпринимательства;
Богуш В.П. - главный специалист АМО;
Македон Н.Г. - специалист 1 категории АМО,
рассмотрев дело о нарушении администрацией г. Благовещенска (г.
Благовещенск, ул. им. Ленина, 133) п. 1 статьи 7 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках", установила:
В Амурское территориальное управление МАП России 17 апреля 2002
года поступило заявление ОАО "Благовещенскстрой" по поводу
действий администрации г. Благовещенска, отказавшей ему в
продлении срока действия договора аренды земельного участка, на
котором расположен микрорынок "Элегант".
Заявитель указал, что рынок "Элегант" был открыт в 1996 году по
прямому указанию администрации г. Благовещенска, что
подтверждается постановлением администрации города от 16 октября
1996 г. N 3182 "Об изменении целевого назначения земельного
участка, ранее предоставленного решением горисполкома N 842,
параграф 2, от 11 октября 1984 года для расширения детского сада,
для использования его под микрорынок "Элегант" ОАО
"Благовещенскстрой" и постановлением администрации г.
Благовещенска от 16 октября 1996 г. N 3182 "О развитии и
упорядочении мелкорозничной торговли на территории г.
Благовещенска". 10 декабря 1999 года ОАО "Благовещенскстрой"
заключило с администрацией г. Благовещенска договор аренды
земельного участка, на котором расположен рынок "Элегант". 16
октября 2001 года в связи с истечением срока действия договора
аренды заявитель обратился в администрацию г. Благовещенска с
предложением о продлении договора, но ответа на это не получил.
Спустя 6 месяцев, 1 апреля 2002 года администрация г.
Благовещенска издала постановление N 743, которым отказывает ОАО
"Благовещенскстрой" в продлении договора аренды земельного участка
от 10 декабря 1999 года Заявитель считает, что действия
администрации г. Благовещенска направлены на упрочение
доминирующего положения муниципального предприятия "Благовещенский
центральный рынок", ограничение конкуренции на товарных рынках г.
Благовещенска.
Кроме того, заявитель указал, что ссылка в постановлении N 743
администрации г. Благовещенска на наличие детского сада как
основание для отказа в продлении договора аренды земельного
участка несостоятельна, так как здание бывшего детского сада не
используется по назначению и оно передано с баланса ОАО
"Благовещенскстрой" на баланс государственного образовательного
учреждения "Амурский медицинский колледж".
При рассмотрении дела представители ОАО "Благовещенскстрой"
подтвердили свои требования, изложенные в заявлении о принятии к
администрации г. Благовещенска мер, предусмотренных действующим
законодательством.
Представитель администрации г. Благовещенска в своем
выступлении заявил, что ОАО "Благовещенскстрой" отказано в
продлении договора земельного участка на том основании, что не
соблюдаются санитарные правила СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01
"Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий,
сооружений и иных объектов", утвержденные постановлением Главного
санитарного врача РФ от 17 мая 2001 г. N 15, и что данное
постановление не предусматривает возможности уменьшения размеров
санитарно-защитных зон для рынков. Он также отметил, что в
действиях администрации г. Благовещенска, возможно, имеются
нарушения в несоблюдении сроков и порядка расторжения договора
аренды земельного участка, заключенного с ОАО "Благовещенскстрой".
Комиссия, оценив доводы заявителя и администрации г.
Благовещенска, документы, имеющиеся в деле, установила следующее.
В октябре 1996 года на основании постановления администрации г.
Благовещенска от 16 октября 1996 г. N 3182 земельный участок
площадью 2960 кв. м в квартале 42 архитектурно-исторического
района г. Благовещенска был передан ОАО "Благовещенскстрой" для
размещения на нем микрорынка. На данном земельном участке был
оборудован и функционирует по сегодняшний день микрорынок
"Элегант", открытие которого было согласовано с соответствующими
надзорными органами, в том числе пожарным надзором, РОВД,
санэпиднадзором.
Право аренды земельного участка, на котором размещен рынок
"Элегант", было закреплено за ОАО "Благовещенскстрой" договором с
администрацией г. Благовещенска от 22 июня 1999 года со сроком
действия до 16 октября 1999 года, впоследствии право аренды было
продлено на два года - с 16 октября 1999 года по 16 октября 2001
года в связи с чем был оформлен договор N 724 от 10 декабря 1999
года. В связи с истечением срока действия договора ОАО
"Благовещенскстрой" в октябре 2001 года обратилось в администрацию
г. Благовещенска с просьбой продлить договор аренды на указанный
земельный участок, на что ответа не последовало, однако
администрация г. Благовещенска и не возражала против дальнейшего
использования земельного участка ОАО "Благовещенскстрой".
Следовательно, на основании п. 3 ст. 621 Гражданского кодекса РФ
договор аренды земельного участка от 10 декабря 1999 г. N 724
считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный
срок. В соответствии с Гражданским кодексом РФ изменение и
расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не
предусмотрено ГК РФ, другими законами и договором, а также по
решению суда по требованию одной из сторон (ст. 450 ГК РФ).
Договор аренды недвижимого имущества может быть прекращен
(расторгнут) по требованию арендодателя по основаниям,
предусмотренным п. 2 ст. 610 ГК РФ, либо по основаниям,
предусмотренным ст. 619 ГК РФ, из которых следует, что
арендодатель вправе в любое время отказаться от договора,
предупредив об этом сторону за три месяца, а при нарушении
арендатором существенных условий договора арендодатель вправе
требовать досрочного расторжения договора судом, но только после
направления арендатору письменного предупреждения о необходимости
исполнения им обязательства в разумный срок. При этом
законодательством не предусмотрена возможность прекращения
(расторжения) договора аренды недвижимого имущества путем издания
арендодателем (органом местного самоуправления) акта
распорядительного характера, как это произошло в данном случае:
администрация г. Благовещенска приняла решение в одностороннем
порядке расторгнуть договор аренды земли от 10 декабря 1999 г. N
724, заключенный с ОАО "Благовещенскстрой", о чем было издано
постановление мэра г. Благовещенска от 1 апреля 2002 г. N 743. В
данном постановлении указано: "В связи с несоблюдением 50-метровой
санитарно-защитной зоны от микрорынка, расположенного в квартале
42, до существующей жилой застройки и детского сада отказать в
продлении срока действия договора аренды на земельный участок N
724 от 10 декабря 1999 года открытому акционерному обществу
"Благовещенскстрой". Здесь же мэр г. Благовещенска постановил
"считать не продленным договор аренды на землю от 10 декабря 1999
г. N 724", в то время как договор уже полгода считается
возобновленным на неопределенный срок.
В качестве одного из оснований отказа в продлении договора
аренды от 10 декабря 1999 г. N 724 в постановлении указывается
несоблюдение 50-метровой санитарно-защитной зоны и дается ссылка
на СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 "Санитарно-защитные зоны и
санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Эти санитарные правила были утверждены постановлением Главного
санитарного врача РФ от 17 мая 2001 г. N 15.
Данными Правилами устанавливаются обязательные гигиенические
требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от
санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов,
требования к их организации и благоустройству, основания к
пересмотру этих размеров. При этом требования, установленные
Правилами, распространяются на размещение, проектирование и
эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих
предприятий, зданий, сооружений промышленного назначения,
транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-
экспериментальных производств, объектов коммунального назначения,
спорта, торговли и др. В соответствии с п. 2.6 Правил предприятия,
их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами,
являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье
человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-
защитными зонами. Также правила содержат санитарную классификацию
предприятий и производств, тепловых электрических станций,
складских зданий и сооружений и размеры минимальных санитарно-
защитных зон для них (раздел 4). В соответствием с данной
классификацией торговые комплексы, мелкооптовые рынки,
продовольственные рынки и рынки промышленных товаров отнесены к
классу V (санитарно-защитная зона 50 метров). В соответствии с
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" и иными нормативно-правовыми актами контроль за
соблюдением указанных Правил осуществляют учреждения
государственной санитарно-эпидемиологической службы, но не органы
местного самоуправления. Кроме того, данными Правилами не
предусмотрено прекращение деятельности предприятия в случаи
несоответствия его санитарно-защитной зоны требованиям,
установленным Правилами. Администрация такого предприятия должна
разработать план мероприятий по организации санитарно-защитной
зоны, который согласовывается с учреждением государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, то есть принять меры для
устранения имеющихся нарушений. Следует учитывать однако, что
нарушение указанных Правил не является нарушением условий договора
аренды земельного участка, так как:
- условия о соблюдении данных Правил в части размеров санитарно-
защитной зоны рынка "Элегант" в договоре N 724 от 10 декабря 1999
года отсутствуют;
- Правила были приняты 17 мая 2001 года, то есть после
заключения договора аренды от 10 декабря 1999 года N 724;
- открытие рынка "Элегант" было согласовано с санэпиднадзором,
то есть на тот момент объект соответствовал всем установленным
санитарным правилам.
Таким образом, администрация г. Благовещенска приняла решение
об отказе в продлении срока действия договора аренды на земельный
участок N 724 от 10 декабря 1999 года открытому акционерному
обществу "Благовещенскстрой" (путем издания постановления N 743 от
1 апреля 2002 года), не имея на то веских оснований и в нарушение
установленного законодательством порядка расторжения договора
аренды недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" федеральным
органам исполнительной власти, органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления
запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые
ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают
дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия
деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты
или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение
конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов
или граждан.
Действия администрации г. Благовещенска, выразившиеся в издании
постановления N 743 от 1 апреля 2002 года "Об отказе в продлении
срока действия договора на земельный участок N 724 от 10 декабря
1999 года ОАО "Благовещенскстрой", нарушает требования ст. 7
Закона РФ "О конкуренции...", так как:
1) ограничивают самостоятельность ОАО "Благовещенскстрой" в
осуществлении гражданских прав, нарушая принцип равенства
участников гражданских правоотношений, установленный ст. 1 ГК РФ;
2) ОАО "Благовещенскстрой", организуя работу рынка "Элегант",
осуществляет тем самым деятельность на товарном рынке "услуги
рынка - предоставление стола". На этом же товарном рынке
функционирует муниципальное предприятие "Благовещенский
центральный рынок", занимая на нем доминирующее положение с долей
более 65%. Удаление с данного товарного рынка ОАО
"Благовещенскстрой" приведет к дальнейшему усилению доминирующего
положения на рынке МП "Благовещенский центральный рынок";
3) в результате ликвидации рынка "Элегант" ОАО
"Благовещенскстрой" может потерять все доходы от этой
деятельности, а также понести определенные убытки в размере
средств, потраченных на оборудование и содержание рынка, то есть
будут ущемлены его интересы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в
соответствии с пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства, комиссия решила:
1. Выдать администрации г. Благовещенска предписание о
прекращении нарушения п. 1 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Должностным лицам МАП России (территориального управления)
рассмотреть вопрос о ______________________________ .
Председатель комиссии
А.В.МАХНИБОРОДА
Члены комиссии:
Т.И.ЯКОВЛЕВА
У.Н.ТАРАСОВА
В.П.БОГУШ
Н.Г.МАКЕДОН
|