ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2002 г. N 287
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ЖКХ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ И
ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ НА 2002 - 2010 ГГ.
Во исполнении Указа Президента Российской Федерации от 28
апреля 1997 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации" администрацией области, органами местного
самоуправления, предприятиями ЖКХ проводится работа по переводу
отрасли на самоокупаемость с одновременным обеспечением мер
социальной защиты малообеспеченных семей. В ходе этой работы
решаются организационно-правовые, финансовые, технические,
социальные и другие вопросы. Переход на новую систему оплаты жилья
и коммунальных услуг позволил сократить долю затрат на содержание
жилищно-коммунального хозяйства в консолидированном бюджете
области с 40% в 1997 г. до 18% в 2001 г.
Вместе с тем реализация жилищно-коммунальной реформы
осуществляется недостаточными темпами. Низкий уровень
платежеспособности населения и дефицит местных бюджетов не
позволяют на должном уровне содержать жилищный фонд и объекты
инженерной инфраструктуры, увеличивать объемы их ремонта.
Продолжает нарастать износ основных фондов жилищно-коммунального
хозяйства, снижается надежность работы систем жизнеобеспечения.
Эти недостатки тормозят развитие реформы в системе жилищно-
коммунального хозяйства.
В целях дальнейшего повышения эффективности функционирования
объектов жизнеобеспечения, качества предоставляемых услуг
населению, обеспечения экономической сбалансированности
мероприятий жилищно-коммунальной реформы с реальными доходами
бюджетов городов и районов области и доходами населения
постановляю:
1. Одобрить Концепцию "Реформирование и модернизация жилищно-
коммунального комплекса Амурской области на 2003 - 2010 гг.".
2. Рекомендовать главам органов местного самоуправления:
продолжить работу по осуществлению реформы жилищно-
коммунального хозяйства, направленную на повышение надежности
функционирования жилищно-коммунальной отрасли, качества
предоставляемых услуг, снижение непроизводительных расходов;
разработать и в срок до 20 мая 2002 г. представить в комитет
ЖКХ администрации области муниципальные программы реформирования и
модернизации ЖКХ на 2003 - 2010 гг. с определением источников
финансирования и перечнем объектов, подлежащих реконструкции и
модернизации в 2003 - 2005 гг.
3. Считать приоритетной задачей органов местного
самоуправления, комитетов, предприятий и организаций ЖКХ
дальнейшее развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства на
основе:
формирования организационно-управленческих условий и рыночных
механизмов для эффективного управления и обслуживания жилищного
фонда и объектов внешнего благоустройства;
совершенствования системы договорных отношений по
предоставлению жилищно-коммунальных услуг, а также конкурсного
отбора заказчиков на размещение муниципального заказа и подрядных
организаций на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного
фонда, объектов внешнего благоустройства;
формирования кадрового состава отрасли, подготовка специалистов
руководящего звена, ИТР и рабочих специальностей;
усиления контроля за качеством жилищно-коммунального
обслуживания населения;
совершенствования системы пересмотра и утверждения тарифов на
жилищные и коммунальные услуги;
активизации работы по созданию условий, необходимых для
образования и деятельности товариществ собственников жилья и
других форм объединения жителей;
снижения затрат на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда и на
оказание коммунальных услуг с сохранением их качества;
реализации комплекса мер по финансовому оздоровлению жилищно-
коммунального хозяйства, в том числе за счет ликвидации
перекрестного субсидирования, погашения задолженности за оказанные
услуги и выполненные работы, изменения принципа финансового
обеспечения отрасли путем повышения платежей населения за жилищно-
коммунальные услуги в течение 2002/2003 гг. до уровня,
обеспечивающего полное возмещение издержек по содержанию и ремонту
жилищного фонда и оказанию коммунальных услуг с одновременной
реализацией мер социальной защиты малообеспеченных слоев
населения;
сохранения в течение 3 - 5 лет в структуре расходов
муниципальных бюджетов затрат на капитальный ремонт жилищного
фонда.
4. Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации
области (В.Е.Митр):
в срок до 15 мая 2002 г. организовать широкое обсуждение и
корректировку проекта Программы на совещаниях с главами
администраций, руководителями и специалистами предприятий жилищно-
коммунального хозяйства городов и районов области;
организовать итоговое совещание по обсуждению проекта Программы
до 1 июня 2002 г. в г. Благовещенске с участием представителей
Госстроя РФ;
представить 10 июня 2002 г. проект Программы "Реформирование и
модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на
2003 - 2010 гг." на утверждение в соответствии с Уставом Амурской
области.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Главы Администрации П.Б.Попова.
Глава Администрации
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
Приложение
к постановлению
Главы Администрации
Амурской области
от 13 мая 2002 г. N 287
КОНЦЕПЦИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОД
I. ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Концепция включает в себя комплекс мероприятий,
повышающих надежность функционирования коммунальных систем
жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-
коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого
достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и
безопасные условия проживания людей.
Концепция предусматривает решение задач ликвидации
сверхнормативного износа основных фондов, внедрение
ресурсосберегающих технологий, разработку и широкое внедрение мер
по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования
жилищно-коммунальных предприятий для решения задач надежного и
устойчивого обслуживания потребителей.
В результате решения этих задач повысится качество жилищно-
коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность
работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.
II. СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ И
МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено
неэффективной системой управления, дотационностью сферы и
неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами,
отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с
оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью
конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа
основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими
потерями энергии, воды и других ресурсов.
Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как
для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной
сферы.
В начале экономических реформ предполагалось, что в течение
достаточно короткого периода будет завершен переход к
бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы,
однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить
этот переход, и к началу 2002 года население области оплачивало
70% стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом
льгот и субсидий - около 50%.
В свою очередь, сохранение бюджетного финансирования жилищно-
коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств
привело к резкому увеличению износа основных фондов.
Проблема усугубляется огромным объемом накопленной
задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в
первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств
бюджетами всех уровней. Задолженность в жилищно-коммунальном
хозяйстве является источником цепочки неплатежей, которая
охватывает практически все отрасли экономики.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры
характеризуется высоким (более 60%) уровнем износа, высокой
аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и
большими потерями энергоносителей. Планово-предупредительный
ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты
на которые в 2 - 3 раза выше.
Следствием этого стали обострение проблемы снабжения населения
области питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и очистки
сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических
ресурсов.
Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что
жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических
стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных
затрат материально-технических ресурсов.
Анализ большинства инвестиционных проектов по развитию систем
коммунального обслуживания показывает, что в основном они
направлены на интенсивное наращивание мощностей и в значительно
меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и
утечек.
В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться
преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и
эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и
недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться
полноценных договорных отношений.
Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-
правовых механизмов ответственности за количество и качество
оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы
потребителей. Недофинансирование коммунальной сферы обусловливает
и отсутствие экономического интереса в создании товариществ
собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы
развития конкуренции.
Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и
прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают
непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных
инвестиций.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли
и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения
которых, а также для обеспечения перехода к новой модели
устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса
необходимо использование программно-целевого метода.
Основные цели Концепции - повышение эффективности, устойчивости
и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения,
привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение
качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная
социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Основными задачами Концепции являются:
финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем
реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов
на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей
до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения
установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от
дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления
категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей,
ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;
снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-
коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности
жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере
предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур
тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных
монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса;
обеспечение государственной поддержки процесса модернизации
жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и
материалов путем предоставления бюджетных средств и
государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.
III. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Важнейшими элементами реформирования и модернизации жилищно-
коммунального комплекса являются технические мероприятия по
восстановлению основных фондов и по реализации новых инженерно-
технических решений, создание организационно-управленческих и
финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную
работу жилищно-коммунальных предприятий путем:
обеспечения финансовой стабилизации жилищно-коммунального
комплекса;
формирования рыночных механизмов функционирования жилищно-
коммунального комплекса и условий для снижения издержек и
повышения качества жилищно-коммунальных услуг;
государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального
комплекса и привлечения инвестиций в эту сферу.
1. Обеспечение финансовой стабилизации
жилищно-коммунального комплекса
Для обеспечения финансовой стабилизации жилищно-коммунального
комплекса необходимо решить следующие задачи:
инвентаризация, реструктуризация и ликвидация имеющейся
задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;
ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и
обеспечение стабильного и достаточного текущего финансирования
предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Указанные мероприятия относятся к числу первоочередных
мероприятий 1 этапа реализации Концепции и должны быть завершены
до формирования бюджетов 2003 года.
Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация
задолженности предприятий жилищно-коммунального
комплекса
Для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном
хозяйстве необходимо реструктурировать задолженность бюджета и
бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального
комплекса и установить реальные и жесткие сроки ее ликвидации.
Для решения этой проблемы необходимо провести на областном и
местном уровнях инвентаризацию задолженности и убытков предприятий
жилищно-коммунального хозяйства с целью подписания актов сверки
задолженности со всеми кредиторами и дебиторами, а также
определение размеров задолженности перед предприятиями жилищно-
коммунального комплекса, признаваемой бюджетами всех уровней и
бюджетными организациями.
Признанная задолженность бюджетов и бюджетных учреждений перед
предприятиями жилищно-коммунального комплекса должна быть включена
в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок
реструктуризации.
Ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства
и обеспечение стабильности и достаточности
финансирования затрат по предоставлению
жилищно-коммунальных услуг
Стабильное и достаточное финансирование затрат по
предоставлению жилищно-коммунальных услуг достигается:
переходом на полную оплату потребителями (в том числе
населением) жилищно-коммунальных услуг, включая отчисления на
капитальный ремонт, с учетом роста потребности в средствах на
предоставление жилищных субсидий гражданам, а также роста
потребности в дотировании бюджетной сферы;
упорядочением механизма предоставления льгот по оплате жилья и
коммунальных услуг;
переориентацией нерациональных расходов предприятий, выявленных
в ходе аудита и экспертиз тарифов на жилищно-коммунальные услуги,
на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры;
созданием прозрачного механизма формирования тарифов на жилищно-
коммунальные услуги и целевого использования составляющих тарифа
(амортизационные отчисления, прибыль и т.п.) на модернизацию и
развитие.
Обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан
при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных
услуг
В соответствии с Программой социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004
годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-р, в части реформирования
действующей системы льгот необходимо предусмотреть пересмотр и
отмену ряда льгот при введении адекватных компенсационных
механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения,
перевод льгот, установленных для различных категорий работающих
граждан (работников правоохранительных органов, военнослужащих), в
форму денежных выплат.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 21 августа 2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации
системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по
водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению,
утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" необходимо
прекратить к 2004 году практику перекрестного субсидирования
тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Размер жилищной субсидии для всех категорий получателей
(наниматели, собственники, члены жилищно-строительных
кооперативов) должен зависеть от размера совокупного дохода семьи
и рассчитываться как полная компенсация разницы между
установленным в данном населенном пункте размером платы для
нанимателей жилых помещений по договору социального найма в
пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления
коммунальных услуг и максимально допустимым размером собственных
расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, определяемым
на основе установленной предельно допустимой доли этих расходов в
совокупном доходе семьи.
Необходимо усовершенствовать принцип расчета жилищных субсидий,
перейдя к расчету по одному основанию, который обеспечит строгую
зависимость размера предоставляемой жилищной субсидии от размера
совокупного дохода семьи.
Необходимо усовершенствовать методику расчета совокупного
дохода семьи, учитываемого при определении суммы жилищных
субсидий. В совокупный доход семьи должны включаться денежные
эквиваленты всех льгот и социальных пособий, получаемых членами
данной семьи, а также условный доход от владения некоторыми видами
имущества.
При переходе к полной оплате стоимости жилищно-коммунальных
услуг потребителями адресные жилищные субсидии становятся основной
формой бюджетных средств, направляемых на обеспечение доступности
жилищно-коммунальных услуг. Размер бюджетных средств,
распределяемых в виде жилищных субсидий, вырастет более чем в 10
раз (в сопоставимых ценах). В этом случае является целесообразным
создание системы персонифицированных социальных счетов граждан, на
которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды
адресной социальной помощи государства, в том числе на компенсацию
льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и жилищные субсидии.
Для перехода к системе персонифицированных социальных счетов
граждан необходимо:
завершить финансовое оздоровление ситуации в жилищно-
коммунальном комплексе (в рамках мероприятий первого этапа
реализации Концепции), потому что система персонифицированных
социальных счетов будет эффективно работать только в условиях
абсолютной гарантии своевременного перечисления бюджетных средств
гражданам;
обеспечить координацию перехода к системе персонифицированных
социальных счетов граждан с мероприятиями по реформированию
системы социальной защиты;
провести эксперимент по отработке механизма реализации системы
персонифицированных социальных счетов граждан в городах
Благовещенске, Белогорске, Свободном и ряде других территорий
области.
2. Формирование рыночных механизмов функционирования
жилищно-коммунального комплекса и условий для
снижения издержек и повышения качества
жилищно-коммунальных услуг
Для реализации мероприятий, изложенных в настоящем разделе, на
первом этапе, кроме выполнения основного комплекса мер,
необходимо:
обеспечить переход на реальные договорные отношения в жилищно-
коммунальном хозяйстве;
провести экспертизу деятельности жилищно-коммунальных
предприятий с целью выявления и ликвидации нерациональных и
необоснованных затрат, включенных в тариф.
Рыночные механизмы функционирования жилищного
хозяйства
Для создания конкурентной среды в жилищной сфере необходимо
осуществить разделение функций и формирование договорных отношений
между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной),
управляющими компаниями и подрядными организациями.
Частными собственниками могут являться физические или
юридические лица, имеющие в собственности жилищный фонд,
собственниками муниципального жилья - специализированные структуры
или подразделения органов местного самоуправления.
Указанное разделение функций в отношении муниципального
жилищного фонда особенно важно для прекращения практики выполнения
органами местного самоуправления хозяйственных функций по
управлению жилищным фондом.
Орган местного самоуправления как собственник жилищного фонда
должен обеспечить:
соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и
использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания
принадлежащей ему недвижимости;
заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых
и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде;
заключение договора с выбранной на конкурсной основе либо
созданной организацией на управление муниципальным жилищным
фондом, а также на предоставление услуг по организации учета и
контроля потребления энергетических ресурсов (энергосервиса);
обеспечение систематического контроля за реализацией договоров
о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности
жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг.
Управляющая компания должна обеспечить:
поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию принятой от
собственника в управление недвижимости в соответствии с
требованиями собственника и государственными стандартами качества
предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для
предоставления жилищно-коммунальных услуг (или выполнение этих
функций силами управляющей компании) во вверенном ему в управление
жилищном фонде;
заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и
предоставление ресурсов требуемых объема, качества и стоимости;
осуществление системы контроля за выполнением договоров;
организацию сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Основным требованием при формировании или выборе управляющей
компании должна являться ориентированность на удовлетворение нужд
нанимателей и собственников жилья в части предоставления им
жилищно-коммунальных услуг.
Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой
организационно-правовой формы и быть предметом заинтересованности,
в том числе и для частного капитала (со становлением в этом
секторе экономики реальных договорных взаимоотношений).
Затраты на предоставление услуг управляющей компании должны
включаться в стоимость жилищно-коммунальных услуг. В ближайшие
годы необходимо осуществить переход на профессиональное управление
муниципальным жилищным фондом на конкурсной основе.
Реформа собственности в жилищном хозяйстве приведет к развитию
конкуренции в двух направлениях:
конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение
заказа от собственника на управление жилищным фондом;
конкуренция подрядных организаций за получение заказа на
предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.
Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях служит
формирование многообразия объединений собственников жилья.
Создание товариществ собственников жилья в границах единого
комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя
земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на
сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав
собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым
домом с разными собственниками отдельных помещений.
Система тарифного регулирования предприятий
жилищно-коммунального хозяйства
Для развития экономических механизмов тарифного регулирования
необходимо обеспечить единую методологическую базу для
регулирования тарифов на федеральном, региональном и муниципальном
уровне. Необходимо установить единые принципы государственного
тарифного регулирования, увязывающие изменения тарифов на газ
(федеральный уровень) и электрическую энергию (региональный
уровень) с изменением тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и
водоотведение (муниципальный уровень), а также возможностью
потребителей (населения и бюджетных организаций) оплатить услуги
по новым тарифам.
Эффективное регулирование предприятий жилищно-коммунального
хозяйства должно основываться на системе, состоящей из трех
частей. Первая часть - определение целей деятельности этих
предприятий, вторая часть - решение вопросов формирования и
утверждения тарифов и третья часть - проведение мониторинга
предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Эти три компонента в
совокупности обеспечивают органам местного самоуправления
возможность реализовать свои обязанности по качественному
обеспечению населения коммунальными услугами.
При принятии решения об установлении тарифов используются
результаты комплексных обследований предприятий жилищно-
коммунального хозяйства, включая проведение независимых экспертиз
и проверок (за счет бюджетных средств).
Процесс формирования тарифов на коммунальные услуги заключается
в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми
потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом
потребителей.
Система регулирования предприятий жилищно-коммунального
хозяйства обеспечивает прогнозируемость и предсказуемость
изменения тарифов. Установление тарифов производится на
определенный срок (период регулирования), который должен быть
согласован с периодом регулирования тарифов, устанавливаемых на
федеральном (газ) и областном (электроэнергия) уровнях.
Как минимальное требование, тарифы на коммунальные услуги
должны быть фиксированными в течение финансового года, а ожидаемый
рост тарифов на газ и электроэнергию, за которым следует пересчет
коммунальных тарифов, закладывается в параметры бюджетов всех
уровней в рамках бюджетного процесса.
Процедуры тарифного регулирования должны обеспечивать
публичность процесса формирования тарифов. В соответствии с
законодательством Российской Федерации регулирование деятельности
муниципальных предприятий осуществляется в пределах компетенции
органов местного самоуправления. В областном центре и крупных
городах органы местного самоуправления способны сформировать
профессиональные регулирующие органы или привлечь к их работе
высококвалифицированных специалистов в рамках межведомственных
комиссий. Для малых муниципальных образований целесообразно
передать функцию по регулированию предприятий коммунальной
инфраструктуры организациям областного уровня, что должно повысить
качество принимаемых решений.
Следует обеспечить раздельный учет постоянных и переменных
затрат с целью формирования двухставочных тарифов на тепловую
энергию и воду. Это позволит снизить сезонные колебания в
платежах, уменьшит оборотные средства предприятий теплоснабжения,
повысит их финансовую устойчивость. По мере установления
индивидуальных приборов учета и регулирования потребления основных
коммунальных услуг необходимо осуществлять переход от оплаты по
нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов
учета.
3. Государственная поддержка модернизации
жилищно-коммунального комплекса и
привлечение инвестиций в эту
сферу
Государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального
комплекса на основе современных технологий и материалов
осуществляется по двум направлениям.
Первое направление - это срочное привлечение бюджетных ресурсов
под гарантии органов исполнительной власти области и органов
местного самоуправления для финансирования наиболее приоритетных и
эффективных инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном
комплексе. Предполагается софинансирование этих проектов со
стороны предприятий.
Второе направление - стратегическое - предусматривает создание
финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частного
капитала посредством заемного финансирования и прямых инвестиций в
жилищно-коммунальный комплекс, в том числе под государственные или
муниципальные гарантии.
Меры, предусмотренные в рамках второго направления, имеют
долгосрочный характер и направлены на создание устойчивого
рыночного механизма привлечения капитала в жилищно-коммунальный
комплекс. Эффект от реализации этих мер может быть получен в 2006
- 2010 годах.
IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
В реализации Концепции необходимо предусмотреть участие органов
государственной власти всех уровней и органов местного
самоуправления.
Концепция направлена на консолидацию бюджетных средств, а также
средств предприятий для решения задачи модернизации жилищно-
коммунального комплекса, а также на повышение инвестиционной
привлекательности жилищно-коммунального комплекса.
На уровне органов исполнительной власти Амурской области и
органов местного самоуправления осуществляются следующие задачи:
развитие законодательной и нормативной базы по реформированию
жилищно-коммунального комплекса в рамках установленных
Конституцией Российской Федерации полномочий;
обеспечение предусмотренных Концепцией преобразований в рамках
формируемой на областном уровне нормативной правовой базы с учетом
местных особенностей и передового опыта;
проведение эксперимента по введению персонифицированных
социальных счетов граждан в ряде территорий области;
предоставление средств областных и местных бюджетов на
модернизацию жилищно-коммунального комплекса на безвозвратной и
возвратной основе, предоставление гарантий и иные формы поддержки
привлечения заемных финансовых ресурсов;
финансирование за счет областных и местных бюджетов (при
частичном софинансировании за счет федерального бюджета) программы
адресной социальной защиты населения по оплате жилья и
коммунальных услуг;
апробирование и развитие рыночных механизмов привлечения
средств частных инвесторов для модернизации жилищно-коммунального
комплекса.
V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ
Ресурсное обеспечение Концепции определяется условиями ее
реализации в течение 2003 - 2010 годов.
Затраты на реализацию Концепции складываются из затрат,
связанных с модернизацией жилищно-коммунального комплекса и
предоставлением гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-
коммунальных услуг.
Затраты на модернизацию жилищно-коммунального комплекса в
основном ориентированы на проведение работ по реконструкции и
обновлению систем жизнеобеспечения населенных пунктов (систем
теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения).
Приоритетными направлениями указанных работ являются:
завершение ремонтно-восстановительных работ на аварийных
объектах теплоснабжения;
замена устаревших котлов в модернизируемых котельных на котлы с
более высоким коэффициентом полезного действия;
использование современных изоляционных материалов при
реконструкции тепловых сетей;
замена ветхих тепловых и водопроводных сетей;
строительство и реконструкция станции обезжелезивания питьевой
воды;
строительство и реконструкция очистных сооружений канализации и
канализационных коллекторов к ним.
Для создания базы по модернизации жилищно-коммунального
комплекса в 2002 году необходимо провести следующие первоочередные
мероприятий:
- инвентаризацию технического состояния инженерной
инфраструктуры ЖКХ;
- энергетическое обследование объектов ЖКХ с учетом оценки
эффективности работы тепло-, водо- и электроснабжения;
- оформить энергетические паспорта на котельные и инженерную
инфраструктуру;
- провести техническое обследование жилищного фонда, работы
систем отопления и водоснабжения;
- разработать топливные балансы предприятий ЖКХ;
- согласовать с Амурэнергонадзором проведение энергоаудита на
предприятиях ЖКХ;
- разработать систему конкурсного назначения руководителей
предприятий ЖКХ с заключение контрактов. Одним из главных условий
оценки работы руководителей считать конечный результат работы
предприятий;
- внести изменения в уставы предприятий ЖКХ;
- создать систему подготовки и переподготовки кадров с
созданием кадрового резерва;
- провести аттестацию и переаттестацию руководящих кадров ЖКХ с
участием специалистов энергонадзора, гостехнадзора и УКК ЖКХ;
- разработать на территориях Программы модернизации и
энергосбережения жилищно-коммунального комплекса с финансированием
из местного бюджета и средств предприятий;
- разработать программу и поставить задачи по ремонтной
кампании в 2002 году с формированием муниципального заказа.
На втором этапе (2003 - 2005 гг.) предполагается обеспечить:
развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;
переход к профессиональному управлению жилищным фондом,
создание системы регулирования естественных локальных монополий;
повсеместный полномасштабный переход к системе
персонифицированных социальных счетов граждан.
На третьем этапе (2006 - 2010 гг.) предполагается реализовать
стратегические мероприятия, направленные на обеспечение
устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на
основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы
привлечения инвестиций в форме банковских кредитов, реализовать
комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления
государственных и муниципальных гарантий.
использование модульных и блочных котельных;
использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов
в системах тепло- и водоснабжения.
Наряду с указанными инженерными мероприятиями на объектах
жилищно-коммунальной инфраструктуры необходимо проведение
следующих работ по модернизации жилищного фонда:
ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;
установка в домах приборов учета потребления ресурсов: воды,
газа, тепловой энергии, электричества;
ремонт и оптимизация внутренних систем отопления и горячего
водоснабжения;
улучшение режимов вентиляции жилых помещений;
повышение эффективности работы лифтового оборудования;
использование экономичных приборов освещения и санитарно-
технического оборудования.
Источниками покрытия затрат на модернизацию жилищно-
коммунального комплекса являются средства областного и местных
бюджетов, а также средства предприятий жилищно-коммунального
хозяйства.
Источниками покрытия затрат, связанных с предоставлением
жилищных субсидий, а также установленных законодательством
Российской Федерации льгот, являются средства федерального
бюджета, областного и местных бюджетов.
VI. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Программа будет выполняться поэтапно до 2010 года.
В 2002 году предполагается реализовать следующие первоочередные
мероприятия, рассчитанные на немедленное получение следующих
результатов:
создание на каждой территории области служб "Заказчика";
инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности
бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в т.ч.
население) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на
жилищно-коммунальные услуги;
переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном
комплексе;
совершенствование механизмов социальной защиты населения при
оплате жилищно-коммунальных услуг.
|