СВОБОДНЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
(третий созыв)
РЕШЕНИЕ
от 17 января 2002 г. N 4
О БЮДЖЕТНОМ ПОСЛАНИИ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ
Г. СВОБОДНОГО НА 2002 ГОД
Заслушав и обсудив бюджетное послание главы администрации г.
Свободного на 2002 год, городской Совет народных депутатов решил:
1. Бюджетное послание главы администрации г. Свободного принять
к сведению.
2. Городской Совет народных депутатов считает, что бюджетное
послание главы администрации г. Свободного не в полной мере
отражает итоги финансово-хозяйственной деятельности администрации
за 2001 год. Стратегия администрации, представленная в бюджетном
послании, не увязывается с представленным проектом бюджета города.
В бюджетном послании не определяются подходы администрации к
развитию социальной сферы, реформированию ЖКХ, деятельности
муниципальных унитарных предприятий.
Председатель
Свободненского
городского Совета
народных депутатов
А.И.ГРЕВЦЕВ
Приложение
к решению
Свободненского
городского Совета
народных депутатов
от 17 января 2002 г. N 4
БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ
Г. СВОБОДНОГО НА 2002 ГОД
Основные направления налоговой и бюджетной политики
администрации города на 2002 год разработаны в соответствии с
Бюджетным кодексом РФ, за их основу приняты первоочередные задачи,
определенные Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному
Собранию РФ "О бюджетной политике на 2002 год", Бюджетным
посланием администрации Амурской области на 2002 год.
Стратегией бюджетной и налоговой политики является развитие
налогового потенциала города на основе устойчивого роста объема
производства продукции и услуг, обеспечение населения максимально
возможным набором бюджетных услуг за счет собственных ресурсов
бюджета и финансовой помощи области.
Бюджет города за 2000 г. исполнен по доходам на 113,5%. Однако,
по сравнению с 1999 г., получено доходов меньше на 5835 тыс. руб.,
что связано с запретом безденежных зачетов. В 2000 г. получено
трансфертов в сумме 35936 тыс. руб., или больше, чем в прошлом
отчетном периоде, на 10379 тыс. руб. Трансферты были направлены в
основном на погашение задолженности по заработной плате за прошлый
и 2000 годы. Дефицит бюджета был снижен с 62,3 до 57,2%, или на
5,1%.
В 2001 году продолжается тенденция роста доходов, за девять
месяцев текущего года план по собственным доходам исполнен на
175,4%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года получено
доходов больше на 35000 тыс. руб.
В расходовании бюджетных средств соблюдается приоритет
финансирования социальных жизненно важных расходов.
Сокращена кредиторская задолженность бюджета по сравнению с
аналогичным периодом 2000 г. на 56780 тыс. руб., в том числе по
заработной плате бюджетникам - на 13183 тыс. руб., по выплате
субсидий предприятиям ЖКХ - на 41406 тыс. руб. Ликвидирована
задолженность по заработной плате работников бюджетной сферы,
своевременно выплачены отпускные работникам образования. Выплата
пособий на детей в текущем году производится ежемесячно.
Финансируются льготы по ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите
инвалидов в РФ".
Вместе с тем имеются негативные тенденции финансового состояния
города.
Недоимка по платежам в городской бюджет на 1 октября 2001 г.
составила 26700 тыс. руб.
Сохраняется необеспеченность бюджета, дефицит бюджета города
исходя из фактически произведенных расходов и поступивших доходов,
составил за девять месяцев текущего года 33,1%.
Поэтому основными задачами администрации города в области
налоговой и бюджетной политики являются:
- повышение уровня самообеспеченности бюджета города, для чего
необходимо развитие налогооблагаемой базы, усиление налогового
администрирования, вовлечение внебюджетных источников, эффективное
использование муниципальной собственности;
- эффективное управление расходами бюджета за счет концентрации
бюджетных ресурсов на решении приоритетных задач развития города,
повышения качества и эффективности управления бюджетом путем
расширения зоны казначейского обслуживания;
- дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений.
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ САМООБЕСПЕЧЕННОСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДА
Главная задача бюджетной политики 2002 года - это увеличение
собственных доходов бюджета.
Для ее реализации необходимо проводить оптимизацию налоговой
системы и расширение налогооблагаемой базы, связанной с
привлечением в город новых хозяйствующих субъектов. Важно создать
на территории города экономические условия, стимулирующие
инвестиционную активность, обновление производства, развитие
предпринимательства, создание новых рабочих мест.
Бюджет 2002 г. должен обеспечить положительное влияние на
экономику.
Интересы экономики требуют снижения фактической налоговой
нагрузки на реальный сектор, что создает стимулы к инвестированию
в приоритетные направления экономики. В результате появится
возможность роста производства и расширения налогооблагаемой базы.
Для этого необходимо проведение следующих мероприятий:
- пересмотреть подходы предоставления налоговых льгот, с учетом
приоритетов направление их на расширение производства и
стимулирование инвестиционной деятельности.
Политику администрации города на кредитном рынке планируется
осуществлять по следующему направлению:
продолжить сотрудничество с банковскими структурами через
заключение генеральных соглашений на взаимодействии по
определенным направлениям деятельности.
Будет продолжена работа по осуществлению государственной
поддержки субъектов хозяйствования, для сохранения промышленного
потенциала, путем принятия решений о создании запасов временно не
используемого имущества предприятий и организаций города.
Администрация города продолжит работу комиссии по неплатежам,
так как финансовое состояние предприятий и исполнение бюджета
осложняются проблемой своевременных расчетов и платежей.
В целях увеличения доходов бюджета города следует продолжить
практику проведения анализа экономического и налогового потенциала
муниципального образования с целью выявления резервов и подготовки
конкретных предложений.
Необходимо направить усилия на увеличение налоговых доходов
бюджета, в том числе от муниципальной собственности. Целями
реформирования системы управления собственностью города являются
максимизация доходов городского бюджета на основе эффективного
управления муниципальным имуществом, оптимизация структуры
собственности. В ходе ее реализации планируется завершить создание
реестра муниципального имущества, организовать систему учета и
контроля за поступлением бюджетных и внебюджетных доходов от его
использования, провести оценку стоимости муниципальной
собственности, внедрить программу учета и мониторинга показателей
эффективности финансовой деятельности муниципальных предприятий.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТА ГОРОДА
Концепция реформирования расходной части будет основываться на:
- безусловном исполнении планируемых расходов;
- результативности бюджетной политики;
- сокращении долговых обязательств.
Городской бюджет на 2002 год должен быть сбалансирован.
Одной из важнейших задач администрации города на 2002 год
является проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства. В
соответствии с бюджетным законодательством содержание и развитие
муниципального жилищно-коммунального хозяйства находятся на
финансировании местных бюджетов.
Администрацией города будут предприняты следующие меры по
реализации жилищно-коммунальной реформы на территории города:
- утвержден уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные
услуги;
- организована разработка концепции единой тарифной политики в
сфере жилищно-коммунального хозяйства, включающая определение
единых методологических принципов базовых затрат, проведение
экспертизы тарифов, контроль за изменением стоимости услуг,
своевременное и эффективное регулирование тарифов для снижения
затрат на производство жилищно-коммунальных услуг и бюджетное
дотирование.
За 9 месяцев 2001 года уровень оплаты расходов гражданами за
услуги жилищно-коммунального хозяйства составляет в среднем по
городу 50% при установленных жилищной реформой 80%. При этом 30%
расходов бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство не обеспечено
денежными средствами.
Для выхода из сложившегося кризиса в жилищно-коммунальном
хозяйстве необходимо:
- пересмотреть стандарты перехода на новую систему оплаты жилья
и коммунальных услуг с целью приближения их к федеральным;
- установить тарифы на жилищно-коммунальные услуги в размере,
обеспечивающем возмещение затрат на производство в соответствии со
стандартами перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных
услуг;
- обеспечить укрепление платежной дисциплины муниципальных
предприятий жилищно-коммунального хозяйства при расчетах за
энергоресурсы, коммунальные услуги, разработать меры по увеличению
поступления платежей от населения, обеспечить контроль за всеми
финансовыми ресурсами жилищно-коммунального хозяйства (через
консолидацию их в местном бюджете или через организацию
казначейской системы исполнения расходов жилищно-коммунального
хозяйства).
Бюджетный процесс в городе должен быть приведен в соответствие
с Бюджетным кодексом РФ. Основные этапы исполнения городского
бюджета о расходах уже отработаны, в планируемом году необходимо
совершенствование следующих бюджетных технологий:
- изменения и дополнения в бюджет города вносить по строгой
процедуре в случае крайней необходимости;
- отклонение фактических параметров бюджета от запланированных
допускать не более 15%.
Необходимо приступить к работе по оценке эффективности и
качества расходования бюджетных средств, что позволит оценить
степень удовлетворенности потребителей бюджетными услугами. Ввести
практику сравнительного анализа работы бюджетного учреждения с
лучшей существующей практикой аналогичных учреждений в бюджетной и
частной сферах.
Одной из важнейших задач при формировании городского бюджета на
2002 год остается реализация принципа экономии бюджетных средств,
который должен включать:
- составление жестких смет для всех муниципальных органов
управления и бюджетных учреждений, лимитирование численности
работников, установление показателей деятельности учреждений;
- увязку расходов на оплату бюджетными организациями
потребляемых топливно-энергетических ресурсов с лимитами их
потребления и контролем за тарифной политикой по стоимости их
предоставления;
- планирование целевых программ исходя из реальных возможностей
городского бюджета с приоритетом в направлении средств на
программы, носящие социально значимый характер.
Приоритетными направлениями бюджетного финансирования остаются
образование, здравоохранение, социальная политика. В 2002 году
сохранится направление ассигнований на текущее содержание
действующей сети учреждений.
В сфере управления экономикой выделяются стратегически
оправданные направления деятельности органов местного
самоуправления:
- проведение целенаправленной политики по поддержке
товаропроизводителей и структурной перестройке производства;
- продвижение информации о потенциале города в целях
привлечения заказов для предприятий, укрепления и расширения
хозяйственных связей внутри области и за ее пределами.
Будет продолжена работа по реализации инвестиционных проектов,
направленных на структурную перестройку производства, увеличение
выпуска пищевой и производственно-технической продукции. Программа
капитального строительства за счет средств областного бюджета
ориентирована на завершение проектных работ объектов строительства
социально-культурного назначения: 36-кв. жилой дом, реконструкция
общежития ВРЗ, лечебный корпус психбольницы, МГБ, корректировка
проекта школы, детский дом N 3, хозяйственный блок детского дома N
13.
Политика в области управления муниципальным долгом будет
нацелена на уменьшение его уровня путем погашения и
реструктуризации просроченной задолженности.
Практика предоставления поручительств и привлечения заемных
средств будет продолжена в 2002 году. Привлекаемые заемные
средства будут рассматриваться с точки зрения эффективности их
вложения и возвратности. Предоставление муниципальных гарантий
намечено осуществлять на основе анализа рентабельности, социальной
значимости и степени риска разрабатываемых проектов.
В целях исполнения ст. 215 Бюджетного кодекса РФ в течение 2002
года необходимо перейти бюджету города на самостоятельное
казначейское исполнение.
Формирование бюджета города на 2002 год предусматривает
формирование единого блока доходов и расходов, соблюдение общего
совокупного покрытия расходов без определения целевой
направленности доходов, финансирование целевых расходов на основе
утвержденных программ и смет расходов. Исходя из анализа
исполнения бюджета города за 2000 год можно отметить, что имеются
резервы для повышения уровня доходной части за счет увеличения
налогооблагаемой базы, сокращения недоимки, более эффективного
управления расходами, выраженного в инвентаризации расходов,
сокращения кредиторской задолженности.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Основная цель межбюджетных отношений - создание необходимых
исходных условий по сбалансированию территориальных бюджетов для
реализации полномочий, возложенных на местные органы
самоуправления, предоставление равных возможностей в получении
бюджетных услуг в объеме и качестве не ниже минимально
необходимого уровня.
В силу сложившихся экономических условий Амурская область и
город Свободный являются дотационными. В течение нескольких лет
сохраняются основные противоречия при формировании межбюджетных
отношений между органами государственной власти области и местными
органами самоуправления, вызванные необеспеченностью бюджетов.
Местный бюджет перегружен обязательствами, возложенными на него
федеральным законодательством без предоставления источников
финансирования.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Администрация города Свободного считает, что дефицит бюджета
2002 года не должен превышать 10% объема доходов местного бюджета
без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета
субъекта РФ (согласно ст. 92 Бюджетного кодекса РФ). Увеличение
дефицита бюджета свыше указанных процентов является нереальным для
его восполнения.
2. Предлагаем оставить неизменными на несколько лет нормативы
отчислений в местный бюджет регулирующих доходов (налог на
прибыль, НДС, единый налог).
3. Администрация города Свободного неоднократно обращалась в
администрацию области и областной Совет народных депутатов с тем,
что минимальная бюджетная обеспеченность местных бюджетов
(согласно п. 5 ст. 5 ФЗ "О финансовых основах местного
самоуправления") должна быть гарантирована органами
государственной власти, то есть минимально необходимые расходы
местных бюджетов должны покрываться за счет нормативов отчислений
от регулируемых налогов в местные бюджеты и недостающие суммы
трансфертами, без учета в доходной части местных налогов и сборов,
вводимых на данной территории.
4. Для решения финансовых проблем местного самоуправления
необходимо срочно принять Закон Амурской области "О минимальных
государственных социальных стандартах", которые должны служить
основой для формирования расходной части местных бюджетов и
выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных
образований.
5. Принять Закон Амурской области "О порядке наделения органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями",
предусмотрев в нем гарантии целевой передачи финансовых ресурсов в
виде субвенций на каждый вид полномочий и социальных расходов.
6. Приостановить переход на 100% оплату жилья и коммунальных
услуг за счет населения в связи с его неплатежеспособностью.
7. Реализовать принцип недопустимости принятия решений органов
государственной власти субъекта РФ, приводящих к увеличению
расходов местного бюджета без внесения соответствующих изменений в
закон о бюджете, компенсирующих соответствующие расходы
(закрепленный ст. 3 Бюджетного кодекса РФ).
8. Предусмотреть выделение бюджетам муниципальных образований
дополнительных ассигнований на погашение накопленной кредиторской
задолженности прошлых лет, в том числе задолженности по ссудам,
возникшей в результате исполнения ФЗ и многолетнего формирования
муниципальных бюджетов с большим дефицитом.
9. Изменения, внесенные в 2000 году в ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ", предусматривают
механизмы реализации ответственности органов местного
самоуправления перед государством (ст. 49). Однако механизм
ответственности государства перед органами местного самоуправления
в условиях недофинансирования исполнения полномочий органов
местного самоуправления в законе не определен.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЮДЖЕТА ГОРОДА НА 2002 ГОД
Индекс - дефлятор, определяющий параметры инфляции, принят на
уровне 1,14 (исходя из прогноза Минэкономики РФ) к ожидаемым
параметрам бюджета 2001 года. Расходы по заработной плате
работников бюджетной сферы проиндексированы в 1,89 раза к уровню
2001 года.
Прогноз доходов бюджета расчетно определен в объеме 221048 тыс.
руб., расходов - 245048 тыс. руб. с дефицитом 24000 тыс. руб., или
10,8% к доходам бюджета.
|