АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2001 г. N 8/364
О МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С
ТЕРРИТОРИЯМИ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ
ОТЧИСЛЕНИЙ ОТ РЕГУЛИРУЮЩИХ НАЛОГОВ, ФИНАНСОВОЙ
ПОМОЩИ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА 2002 ГОД
Рассмотрев во втором чтении проект методики формирования
межбюджетных отношений с территориями области для определения
нормативов отчислений от регулирующих налогов, финансовой помощи
из областного бюджета на 2002 год, областной Совет народных
депутатов постановляет:
1. Принять методику формирования межбюджетных отношений с
территориями области для определения нормативов отчислений от
регулирующих налогов, финансовой помощи из областного бюджета на
2002 год (прилагается).
2. Направить настоящее постановление Главе Администрации
области.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
областного Совета
народных депутатов
Г.С.БУСЛОВА
Приложение
к постановлению
областного Совета
народных депутатов
от 29 ноября 2001 г. N 8/364
МЕТОДИКА
ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ТЕРРИТОРИЯМИ
ОБЛАСТИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ОТЧИСЛЕНИЙ ОТ
РЕГУЛИРУЮЩИХ НАЛОГОВ, ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ИЗ
ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА 2002 ГОД
Настоящая методика разработана на основе методики распределения
средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации на 2002 год, Программы развития бюджетного
федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года,
временных методических рекомендаций субъектам Российской Федерации
по регулированию межбюджетных отношений.
Методика определяет межбюджетные отношения между областным
бюджетом и бюджетами территорий (консолидированными бюджетами
районов и городов).
Решение о методике межбюджетных отношений между районным,
(городским) бюджетом и бюджетами муниципальных образований,
находящихся на территории городов и районов области, принимается
органами местного самоуправления самостоятельно.
Методика основывается на расчетах оценки среднедушевых расходов
и среднедушевых доходов территорий для регулирования межбюджетных
отношений органов государственной власти области и органов
местного самоуправления на планируемый год для определения
финансовой помощи территориям области из областного бюджета.
Целями методики являются:
обеспечение бюджетного процесса в области;
равенство бюджетных прав бюджетов городов и районов области,
основанное на закреплении на постоянной основе минимальных
нормативов отчислений и распределении по временным нормативам
регулирующих доходов;
равенство бюджетов всех городов и районов области во
взаимоотношениях с областным бюджетом;
создание единой методологической базы для определения
межбюджетных отношений;
единый подход к выравниванию уровней бюджетной обеспеченности
бюджетов городов и районов области.
Межбюджетное регулирование построено с учетом реальных
возможностей консолидированного бюджета области.
Расчетные показатели методики не определяют конкретные объемы
местных бюджетов, а являются оценочными показателями для
распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных
образований с целью выравнивания возможности предоставлять равные
бюджетные услуги по территориям области.
Методика является механизмом распределения средств фонда
финансовой поддержки муниципальных образований с целью
выравнивания их бюджетной обеспеченности.
1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ
ОБРАЗОВАНИЯМ
Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований включает в
себя средства областного фонда финансовой поддержки муниципальных
образований и фонда компенсаций.
Областной фонд финансовой поддержки муниципальных образований
(далее - ФФПМО) создается и распределяется с целью выравнивания
возможностей бюджетов городов и районов области по финансированию
закрепленных за ними социально значимых расходов, а также создания
стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации
бюджетных расходов на муниципальном уровне.
Областной ФФПМО на 2002 год сформирован за счет:
дотации на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности и
стимулирование повышения доходов муниципальных образований
области; *
субсидий на исполнение полномочий, передаваемых из областного
бюджета для финансирования федеральных законов;
субсидий на государственную поддержку закупки и доставки нефти,
нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы
Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными
сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и
организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; *
дотации на проведение реформы ЖКХ.
Дотация на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности и
стимулирование повышения доходов муниципальных образований области
сформирована за счет:
отчислений от федеральной дотации на выравнивание уровней
бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; *
средств, передаваемых в бюджеты территорий сверх единых
нормативов отчислений от федеральных и областных регулирующих
налогов и сборов, закрепленных на постоянной основе в соответствии
с Законом Амурской области "Об основах бюджетного процесса и
бюджетных правах местного самоуправления в Амурской области".
Объем передаваемых муниципальным бюджетам доходов определяется
исходя из прогнозируемых доходов консолидированного бюджета в 2002
году и удельного веса расходов областного и территориальных
бюджетов в структуре расходов консолидированного бюджета в 2000-
2001 годах.
Распределение дотации на выравнивание уровней бюджетной
обеспеченности и стимулирование повышения доходов муниципальных
образований области на 2002 год основывается на выравнивании
бюджетной обеспеченности бюджетов городов и районов, т.е.
перераспределении финансовых ресурсов, направленных на сближение
возможностей муниципальных образований осуществлять равный доступ
граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям,
закрепленным Конституцией Российской Федерации, и на создание
стимулов для развития собственной налоговой базы.
Распределение дотации на выравнивание уровней бюджетной
обеспеченности и стимулирование повышения доходов муниципальных
образований области проводится в два этапа.
На первом этапе приведенные к сопоставимому виду среднедушевые
доходы доводятся до максимально возможного уровня, который
рассчитывается по формуле:
СД = (Д + ФП1) / N,
где
СД - максимальный уровень среднедушевых доходов;
Д - суммарные доходы территорий, рассчитанные по единым
нормативам отчислений от федеральных и областных регулирующих
налогов;
ФП1 - объем дотации на выравнивание уровней бюджетной
обеспеченности и стимулирование повышения доходов муниципальных
образований, распределяемый на первом этапе выравнивания (86%);
N - численность населения области.
Первая часть дотации на выравнивание уровней бюджетной
обеспеченности и стимулирование повышения доходов муниципальных
образований рассчитывается по формуле:
Т1i = (СД * ИБРi - Дiдуш) * Ni,
где
Т1i - дотация на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности
и стимулирование повышения доходов для i-ой территории,
распределяемая на первом этапе распределения;
ИБРi - индекс бюджетных расходов i-ой территории;
Дiдуш - среднедушевой доход i-ой территории;
Ni - численность i-го муниципального образования.
При определении бюджетной обеспеченности на первом этапе по
северным территориям учитываются федеральные субсидии на
государственную поддержку закупки и доставки нефти,
нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы
Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными
сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и
организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в
объеме, направляемом на расходы, учтенные в бюджетах территорий. *
-----------------------------
*) размер определяется после принятия Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2002 год" и распределяется в порядке,
утвержденном администрацией области
Распределение второй части дотации на выравнивание уровней
бюджетной обеспеченности и стимулирование повышения доходов
муниципальных образований (14%) направлено на стимулирование тех
муниципальных образований области, которые проводят наиболее
эффективную экономическую политику на своей территории. При этом
используются два критерия: вклад территории в формирование
доходной части консолидированного бюджета области и снижение
недоимки по налогам и сборам в бюджеты всех уровней.
Интегральный показатель экономической эффективности i-ой
территории (Кi) рассчитывается:
Кi = ПИБДi * КНДi ,
где
ПИБДi - приведенный индекс бюджетных доходов i-ой территории;
КНДi - коэффициент снижения недоимки по налогам и сборам i-ой
территории.
Приведенный индекс бюджетных доходов (ПИБДi) рассчитывается как
отношение индекса бюджетных доходов (ИБДi) к индексу бюджетных
расходов (ИБРi) и характеризует роль i-го муниципального
образования в суммарных доходах и расходах бюджетов территорий
области. Индекс бюджетных доходов (ИБДi) рассчитывается по
формуле:
Дi : Ni
ИБДi = --------,
Е Дi : N
где
Дi - доходы i-ой территории, рассчитанные по единым нормативам
отчислений от федеральных и областных регулирующих налогов;
Ni - численность населения i-ой территории;
Е Дi - суммарные доходы территорий, рассчитанные по единым
нормативам отчислений от федеральных и областных регулирующих
налогов;
N - численность населения области.
Другой показатель эффективности - коэффициент снижения недоимки
по налогам и сборам i-ой территории (КНДi) рассчитывается по
формуле:
КНДi = НДi 01.01.00. : НДi 01.01.01,
где
НДi 01.01.00 (01.01.01) - недоимка по налогам и сборам i-ой
территории в бюджеты всех уровней по состоянию на 01.01.2000 и
01.01.2001.
Коэффициент больше 1 означает снижение недоимки.
Стимулирующая часть дотации на выравнивание уровней бюджетной
обеспеченности и стимулирование повышения доходов муниципальных
образований распределяется пропорционально средневзвешенным
коэффициентам экономической эффективности (Кi):
Т2i = (ФП2 * Кi) / (Кi * Ni) * Ni ,
где
Т2i - вторая часть дотации на выравнивание уровней бюджетной
обеспеченности и стимулирование повышения доходов i-ой территории;
ФП2 - объем дотации на выравнивание уровней бюджетной
обеспеченности и стимулирование повышения доходов i-ой территории,
распределяемый на втором этапе.
При этом объем дотации на выравнивание уровней бюджетной
обеспеченности и стимулирование повышения доходов муниципальных
образований области в 2002 году в разрезе муниципальных
образований сохраняется не ниже уровня 2001 года (кроме
территорий, получающих средства по северному завозу).
Субсидии, передаваемые из областного бюджета, включают
ассигнования на исполнение Федеральных законов "О ветеранах", "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по
предоставлению льгот населению в части оплаты расходов на
медикаменты, топливо, газ (включая прочие категории льготников).
В составе ФФПМО сформирована дотация с целью перехода на
Программу реформирования и модернизации жилищно-коммунального
комплекса для осуществления поставок топлива (включая
централизованные).
Фонд компенсаций на 2002 год включает субсидию из федерального
бюджета на исполнение Федерального закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" и субсидий областного бюджета на
исполнение Законов Амурской области "О социальных гарантиях и
льготах педагогическим работникам области", "О социальных
гарантиях приемным семьям в Амурской области", постановления
областного Совета народных депутатов "О Положении о почетном
доноре Амурской области". Средства (субсидии) из фонда компенсаций
муниципальным образованиям определяются прямым счетом исходя из
фактической численности потребителей услуг, подпадающих под
действие названных Законов и действующих социальных норм и
финансовых нормативов.
2. ОЦЕНКА ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОБЛАСТИ
НА 2002 ГОД
Прогноз собственных (налоговых и неналоговых) доходов (Дi)
консолидированных бюджетов муниципальных образований городов и
районов произведен исходя из оценки налоговых баз муниципальных
образований по единой методике и единому перечню налогов.
Основные виды налогов: налог на прибыль; налог на доходы
физических лиц; акцизы на алкогольную продукцию и пиво; налог на
имущество предприятий и организаций; платежи за пользование
природными ресурсами (плата за недра, водный налог, лесной налог);
налог на игорный бизнес - рассчитаны с помощью метода
репрезентативной системы налогов.
Прочие виды налогов рассчитаны на основе ожидаемых налоговых
сборов в базовом (текущем) году и прогнозируемого индекса роста
потребительских цен, доведенного Минэкономики России в размере
1,14.
Прогноз собственных доходов (Дi) консолидированных бюджетов
муниципальных образований городов и районов равен сумме налоговых
ресурсов основных и прочих видов налогов всех муниципальных
образований области и исчисляется по формуле:
o p
Дi = EНР + EНР ,
i i
где
Дi - прогноз собственных (налоговых и неналоговых) доходов
консолидированных бюджетов муниципальных образований городов и
районов области;
i - муниципальные образования городов и районов области;
o - основные виды налогов;
p - прочие виды налогов;
o
НР - налоговый ресурс муниципальных образований городов и
i
районов области по основным видам налогов;
p
НР - налоговый ресурс муниципальных образований городов и
i
районов области по прочим видам налогов.
Налоговый ресурс муниципальных образований городов и районов
области по основным видам налогов, исчисленный с помощью метода
репрезентативной системы налогов и налогового потенциала,
определяется по формуле:
o o o
НР = ЕНП * Кс ,
i i
где
o
НП - налоговый потенциал муниципальных образований городов и
i
районов области по основным видам налогов;
o
Кс - коэффициент собираемости, доведенный комитетом
экономики Администрации области с учетом задания по повышению
уровня собираемости по основным видам налогов.
Налоговый потенциал муниципальных образований городов и районов
области по основным видам налогов рассчитывается по формуле:
o o o
НП = РС * EНБ ,
i i
где
o
РС - среднеобластная репрезентативная налоговая ставка по
основным налогам (установлена для каждого вида налога отдельно);
o
НБ - налоговая база основных видов налогов i-го
i
муниципального образования.
Среднеобластная репрезентативная налоговая ставка по основным
видам налогов устанавливает связь между оценкой налоговой базы и
прогнозом налоговых поступлений по основным видам налогов,
рассчитывается по каждому налогу отдельно по формуле:
o
EНС
i
o
РС = -----,
o
ЕНБ
i
где
o
НС - налоговые сборы по основным налогам в i-ом
i
муниципальном образовании.
Налоговый ресурс муниципальных образований городов и районов
области по прочим налогам исчисляется по формуле:
p p p
НР = EНС * I ,
i i
где
p
НС - ожидаемые налоговые сборы i-го муниципального
i
образования по прочим видам налогов в базовом (текущем) году;
p
I - индекс роста потребительских цен, доведен Минэкономики
России в размере 1,14, для исчисления земельного налога в размере
1,12.
Среднедушевые доходы бюджета города или района определялись по
формуле:
Д душi = Дi / Ni,
где
Д душi - среднедушевые доходы бюджета города, района;
Дi - прогноз доходов бюджета города, района;
Ni - численность наличного населения i-ой территории на 1
января 2001 г.
Доходы бюджетов городов и районов учитывают:
1) отчисления от федеральных и областных налогов:
5 процентов региональной ставки налога на прибыль предприятий;
2 процента ставки налога на прибыль, устанавливаемого органами
местного самоуправления;
50 процентов от норматива налога на доходы физических лиц,
удерживаемого предприятиями, учреждениями, организациями,
установленного для области;
100 процентов налога на доходы физических лиц, удерживаемого
налоговыми органами;
5 процентов акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия,
производимые на территории Российской Федерации;
10 процентов акцизов на пиво и другие товары, производимые на
территории Российской Федерации, за исключением акцизов на
минеральные виды сырья, бензин автомобильный, легковые автомобили;
60 процентов налога с продаж;
по региональной ставке - единый налог на вмененный доход для
определенных видов деятельности, уплачиваемый:
юридическими лицами - 20 процентов;
физическими лицами - 50 процентов;
100 процентов региональной ставки единого налога, взимаемого в
связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности;
50 процентов налога на имущество предприятий;
100 процентов налога на имущество физических лиц;
100 процентов налога на игорный бизнес сверх минимальных
ставок, установленных законодательством Российской Федерации;
22 процента налога на добычу полезных ископаемых;
100 процентов платежей за добычу общераспространенных полезных
ископаемых;
50 процентов платежей за пользование лесным фондом;
20 процентов платежей за пользование водными объектами;
80 процентов земельного налога за земли городов и поселков, 90
процентов за земли сельскохозяйственного назначения;
государственная пошлина, установленная в соответствии с
налоговым законодательством;
2) местные налоги и сборы;
3) другие собственные доходы и сборы (доходы от сдачи в аренду
имущества, находящегося в муниципальной собственности).
Налог на прибыль предприятий
Расчет налога на прибыль предприятий производится в следующем
порядке.
Валовая прибыль предприятий и организаций (резидентов) 2002
года прогнозируется комитетом экономики Администрации области с
учетом прибыли предприятий железнодорожного транспорта. Для
территорий, на которых расположены структурные подразделения
железных дорог, учтены платежи по налогу на прибыль исходя из
расчета численности работающих на них.
При определении налога на прибыль предприятий и организаций
(резидентов) учтены изменения, вносимые в действующее
законодательство (в условиях отмены всех льгот по налогу,
изменения ставок, изменения финансового результата).
Прогнозная оценка прибыли 2002 года по каждой территории
скорректирована на среднеобластной уровень собираемости в размере
83,2 процента с учетом задания на погашение недоимки,
определенного в пределах ее прироста за текущий год. На
территориях, где расположены предприятия железнодорожного
транспорта, коэффициент собираемости принят на уровне
централизованной фактической уплаты налога управлениями железных
дорог в бюджет области (ГУП "Дальневосточная железная дорога" - 50
процентов, ГУП "Забайкальская железная дорога" - 90 процентов).
Налог на доходы физических лиц, удерживаемый
предприятиями, учреждениями и организациями
(налоговыми агентами)
Прогноз поступления налога на доходы физических лиц,
удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями,
рассчитывается исходя из совокупного дохода на прогнозируемый год
по данным комитета экономики Администрации области.
Расчет налога производится на основании следующих данных:
совокупного дохода физических лиц на 2002 год;
суммы стандартных вычетов, рассчитанной по удельному весу
стандартных вычетов в совокупном доходе 2001 года, равной 19,4
процента в среднем по области;
суммы прочих вычетов (социальных, имущественных), установленных
в объеме 5 тыс. рублей на 1 работающего (из расчета
среднесписочной численности работников на крупных и средних
предприятиях и в организациях по городам и районам области по
данным статистической отчетности комитета государственной
статистики области за 2000 год);
единой ставки налогообложения в размере 13 процентов.
В связи с прогнозируемой индексацией заработной платы
работникам бюджетной сферы в 2002 году в среднем в 1,89 раза
увеличен фонд оплаты труда работникам бюджетных учреждений. За
основу приняты данные по фонду оплаты труда работников бюджетной
сферы комитета государственной статистики области за 2000 год.
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным
видам минерального сырья, производимым (ввозимым) на
территории области
Сумма налога по подакцизным товарам рассчитывается в условиях
действия второй части Налогового кодекса Российской Федерации.
Акцизы на алкогольную продукцию определяются исходя из
прогнозируемого объема производства алкогольной продукции с учетом
ее фактической реализации производителями алкогольной продукции и
объема реализации оптовыми организациями с акцизных складов,
сформированных на территории области, по ставкам,
проиндексированным с 1 января 2002 года на спирт и алкогольные
напитки на 12 процентов.
Акцизы на пиво определяются исходя из прогнозируемого
производителями пива объема его производства, по ставкам,
проиндексированным с 1 января 2002 года на 12 процентов.
Лицензионные и регистрационные сборы
Определяются исходя из ожидаемых поступлений 2001 года с учетом
индекса роста потребительских цен 1.14.
Налог с продаж
Определяется исходя из ожидаемых поступлений 2001 года с учетом
индекса роста потребительских цен 1.14.
Единый налог на вмененный доход для определенных видов
деятельности
Рассчитывается исходя из ожидаемых поступлений 2001 года с
учетом индекса-дефлятора роста потребительских цен 1.14.
Налоги на имущество
Расчет налога на имущество предприятий производится в следующем
порядке:
среднегодовая стоимость имущества предприятий на 2002 год
рассчитывается комитетом экономики администрации области;
определяется удельный вес облагаемого имущества в базовом году
в общей стоимости имущества по статистическим данным налоговых
органов (отчет 5 нбн за 2000 год);
по ставке 2% определяется налог на имущество;
расчет корректируется на среднеобластной коэффициент
собираемости с учетом задания на погашение недоимки, определенного
в размере 90 процентов.
Налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из
ожидаемых поступлений за 2001 год с учетом индекса роста
потребительских цен 1.14.
Налог на добычу полезных ископаемых
В расчет поступлений платежей за добычу золота принимаются:
ожидаемые объемы добычи золота в 2002 году - 13000 кг, средняя
расчетная цена - 266 руб. за 1 грамм и ставки платежа по области -
6 процентов.
Платежи за добычу угля определяются исходя из плановой добычи
ОАО "Дальвостуголь" в объеме 3342 тыс. тонн, средней стоимости 410
руб. за тонну, ставки платежа 4 процента от стоимости добытого
угля.
Налог на добычу общераспространенных полезных
ископаемых
Платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых
определяются исходя из стоимости добываемых полезных ископаемых по
данным комитета по природопользованию и горнодобывающему комплексу
Администрации области и ставки налога 6 процентов.
Лесные подати.
Арендная плата за пользование лесным фондом
Рассчитываются исходя из ожидаемого объема заготовки древесины,
отпускаемой на корню, в объеме 1850 тыс. куб. метров и минимальных
ставок в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1119 "О минимальных ставках
платы за древесину, отпускаемую на корню" и Законом Амурской
области от 8 августа 1998 г. N 181-ОЗ "О ставках лесных податей за
древесину, отпускаемую на корню, и плате за побочное
лесопользование и второстепенные лесные материалы в лесах Амурской
области" в размере 17 руб. за 1 куб. м, скорректированных на
коэффициент ее увеличения в 1,12 и на коэффициент собираемости в
среднем по области 88 процентов.
Плата за пользование водными объектами
Рассчитывается от объема использования поверхностных вод для
целей гидроэнергетики, а также забора воды и сброса сточных вод и
пользования акваторией с учетом минимальных ставок в соответствии
с Федеральным законом от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за
пользование водными объектами" (в редакции Федерального закона от
7 августа 2001 г. N 111-ФЗ).
Налог на игорный бизнес, подлежащий уплате в бюджет
субъекта Российской Федерации
Налог на игорный бизнес, подлежащий уплате в бюджет субъекта
Российской Федерации, рассчитан исходя из налогооблагаемой базы по
статистическим данным налоговых органов о количестве игровых
столов и игровых автоматов и ставок, утвержденных Законом Амурской
области от 26 апреля 1999 г. N 144-ОЗ "О ставках налога на игорный
бизнес на территории Амурской области" (в редакции Закона Амурской
области от 5 июля 2001 г. N 19-ОЗ).
Земельный налог
Поступление земельного налога определяется исходя из среднего
размера поступлений земельного налога за 1998, 1999, 2000 годы и
увеличения ставок налога в 1,12.
Местные налоги и сборы
Сборы на содержание милиции и благоустройство территории
определяются исходя из ожидаемых поступлений 2001 года с
применением индекса-дефлятора потребительских цен 1.14.
Неналоговые доходы
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной
собственности, рассчитываются по данным комитетов по имуществу
муниципальных образований.
Прочие неналоговые доходы определены исходя из уровня
поступлений в 2001 году с индексацией в 1,14.
3. РАСЧЕТ ИНДЕКСА БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
Индекс бюджетных расходов (ИБР) показывает, на сколько больше
(меньше) необходимо затратить бюджетных средств (в расчете на душу
населения) на данной территории с учетом объективных
территориальных факторов и условий по сравнению со средним по
территориям области уровнем для предоставления одного и того же
объема бюджетных услуг.
Индекс бюджетных расходов и определяемые при его расчете
условнонормативные расходы используются только для сопоставления
бюджетной обеспеченности и не являются прогнозируемой
(планируемой, рекомендуемой) оценкой расходов (финансовых
обязательств) бюджетов муниципальных образований области.
ИБР для i-ой территории рассчитывается по формуле:
ИБРi = (Ri / Ni) : (Ro / Nо),
где
ИБРi - индекс бюджетных расходов для данной территории;
Ri - суммарные бюджетные расходы i-ой территории области в 2002
году по учтенному кругу отраслей;
Ni - численность наличного населения территории на 1 января
2001 г.;
Ко - суммарные бюджетные расходы бюджетов городов и районов
области в 2002 году по учтенному кругу отраслей;
Nо - численность населения области (без ЗАТО).
Суммарные нормативные бюджетные расходы территорий области
рассчитывались как сумма нормативных расходов по следующим
отраслям:
управление, правоохранительная деятельность, жилищно-
коммунальное хозяйство, дошкольное, начальное и среднее общее
(школьное) образование, внешкольное, дополнительное и прочее
образование, здравоохранение и физическая культура, культура и
искусство, социальное обеспечение и социальная защита населения;
учтены расходы по исполнению Федеральных законов: "О ветеранах"
в части предоставления отдельных льгот, "Об образовании" в части
выплаты денежной компенсации на приобретение книгоиздательской
продукции и периодических изданий педагогическим работникам, "О
компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных,
муниципальных общеобразовательных учреждениях начального и
среднего профессионального образования" в части компенсации
стоимости питания школьников, "О погребении и похоронном деле";
расходы по выполнению постановления Правительства Российской
Федерации "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей" в части выплаты средств
на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на
детей, находящихся под опекой (попечительством), постановления
Главы Администрации области "О бесплатном обеспечении детей
первого года жизни из малообеспеченных семей специальными
молочными продуктами детского питания" в части компенсации
расходов на питание детей первого года жизни из малообеспеченных
семей, постановления Правительства Российской Федерации "О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" в
части расходов, закрепленных за консолидированными бюджетами
субъектов Российской Федерации, расходы по предоставлению льгот по
оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам бюджетной сферы и
членам их семей, работающим на селе и пользующимся правом на
получение льгот согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня
1930 г., расходы по оплате стоимости проезда и провоза багажа
работников и членов их семьей, выезжающих из районов Крайнего
Севера, согласно постановлению Верховного Совета Российской
Федерации от 19 февраля 1993 г. N 452-1 "О порядке введения в
действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
расходы на выплату страховых взносов неработающего населения;
коммунальное и хозяйственное обслуживание гражданской обороны,
военкоматов, сборных пунктов, обеспечение предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
расходы по содержанию дизельных электростанций.
При расчете нормативных расходов на жилищно-коммунальное
хозяйство использовались стандарты предельной стоимости
предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м площади
жилья по городам и районам области на 2002 год, проектируемые
комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации области на
2002 год.
Нормативные расходы муниципальных образований на жилищно-
коммунальное хозяйство рассчитывались по формуле:
жкх
Ri = Вi + Аi + Di + Сi,
где
Вi - нормативные бюджетные дотации на ЖКХ для населения,
проживающего в коммунальном муниципальном жилье, из муниципальных
бюджетов;
Аi - бюджетные расходы на выплату адресных жилищных субсидий
малоимущему населению (за исключением льгот, установленных
Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации");
Di - нормативные бюджетные дотации на ЖКХ для населения,
проживающего в частном секторе;
Сi - расходы по предоставлению льгот по оплате жилищно-
коммунальных услуг специалистам бюджетной сферы и членам их семей,
работающим на селе и пользующимся правом на получение льгот
согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г.
Нормативные бюджетные дотации на ЖКХ для населения,
проживающего в коммунальном муниципальном жилье, рассчитываются по
формуле:
жку ком.
Вi = 12 * (1-f) * Сi * Si ,
где
жку
Сi - стандарт предельной стоимости предоставления
жилищно-коммунальных услуг в расчете на месяц (проект комитета
жилищно-коммунального хозяйства администрации области);
f - установленный на 2002 год норматив оплаты населением
(0,9) жилищно-коммунальных услуг;
ком.
Si - площадь коммунального жилья, находящегося на дотации
из местных бюджетов на 1 января 2001 г.
Бюджетные расходы на выплату адресных жилищных субсидий
рассчитывается по формуле:
жку норм
Аi = ni * (f * Сi * 3 чел. * si - 0,5 * 3 * МРОТ),
где
ni - количество семей с доходами ниже прожиточного минимума,
имеющих право на получение жилищных субсидий в 2002 году, в данном
муниципальном образовании (отчет ЖКХ с учетом увеличения их
количества на проведение реформы ЖКХ);
f - установленный на 2002 год норматив оплаты населением (0,9)
жилищно-коммунальных услуг;
жку
Сi - стандарт предельной стоимости предоставления
жилищно-коммунальных услуг в расчете на месяц в 2002 году (проект
комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации области);
норм
si - норматив обеспеченности жилой площадью на 1 человека
(18 кв. м);
МРОТ - установленный на 1 января 2001 г. для расчета социальных
пособий минимальный размер оплаты труда (100 руб.).
Бюджетные дотации населению, проживающему в частном секторе,
рассчитываются по формуле:
частн. ос ц
Di = Si * 454 * 156 * 1,14 * Кi * Кi * 10%,
где
части.
Si - площадь муниципального частного сектора в данном
муниципальном образовании;
ос
Кi - отношение продолжительности отопительного сезона в
данной территории к среднему по области уровню;
ц
Кi - коэффициент уровня цен;
454- средняя стоимость 1 тонны угля (руб.);
156 - годовая потребность в угле на 1 кв. м (кг).
Расходы по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных
услуг специалистам бюджетной сферы и членам их семей, работающим
на селе (Сi), учтены прямым счетом исходя из фактических расходов
за первое полугодие 2001 года (по данным территорий).
Расчет нормативных расходов бюджетов городов и районов по
другим социально значимым отраслям проводится по единой
методологии.
Базовая формула для расчетов нормативных расходов для i-ой
территории имеет следующий вид:
норм уд.
Ri = Кi * R * Qi * Рi ,
где
уд.
Кi - коэффициент удорожания стоимости предоставления
условной единицы бюджетных услуг;
R - норматив финансирования данного вида услуг на 2002 год в
расчете на одного потребителя в среднем по территориям области;
Qi - поправочный коэффициент;
Рi - число потребителей данного вида бюджетных услуг на данной
территории.
Коэффициент удорожания стоимости предоставления условной
уд
единицы бюджетных услуг (К1 ) рассчитывается для каждой
территории области по формуле:
уд. зп ц тэк тд
Кi = 0,58 * Кi + (0,23 * Кi + 0,19 * Кi ) * Кi ,
где
зп
Кi - коэффициент заработной платы;
ц
Кi - коэффициент уровня цен;
тэк
Кi - коэффициент стоимости топливно-энергетических
ресурсов и коммунальных услуг;
тд
Кi - коэффициент транспортной доступности.
Коэффициент заработной платы рассчитывается по формуле:
зп рай сельск. сев
Кi = (Кi + Кi + Кi ) - 1,6 + Di,
где
рай
Кi - предельные размеры районных коэффициентов к
заработной плате рабочих и служащих по районам и городам области,
утвержденные постановлением Главы Администрации области и
президиума совета федерации профсоюзов области от 13 декабря 1991
г. N 50;
сев
Кi - надбавка за непрерывный стаж работы в южных районах
Дальнего Востока, надбавка к заработной плате по районам Крайнего
Севера и приравненным к ним местностям (от 30 до 100%);
сельск.
Кi - коэффициент к заработной плате на повышение
тарифных ставок ЕТС работникам бюджетной сферы за работу на селе;
1,6 - базовый сводный коэффициент заработной платы;
Di - надбавка по компенсации затрат на проезд к месту
использования отпуска для работников бюджетной сферы.
Надбавка по компенсации затрат на проезд к месту использования
отпуска рассчитывается по формуле:
отп отп
Di = Кi * ni ,
где
отп
Кi - территориальные надбавки к заработной плате,
установленные федеральными нормативными правовыми актами в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работники
бюджетной сферы которых имеют право на компенсацию проезда к месту
использования отпуска;
отп
ni - удельный вес работников бюджетной сферы в общей
численности населения данной территории.
Коэффициент к заработной плате на повышение тарифных ставок ЕТС
работникам бюджетной сферы за работу на селе определен как
произведение удельного веса сельского населения в общей
численности населения территории и коэффициента повышения тарифных
ставок работникам бюджетной сферы, работающим на селе (25%).
Нормативные расходы на управление и правоохранительную
деятельность скорректированы на коэффициент удорожания стоимости
предоставления условной единицы бюджетных услуг территории без
учета коэффициента повышения тарифных ставок работникам бюджетной
сферы, работающим на селе.
В качестве коэффициента уровня цен принимается отношение
прогнозируемой на 2002 год средней величины прожиточного минимума
на душу населения в данной территории к среднему по области.
Коэффициент стоимости топливно-энергетических ресурсов и
коммунальных услуг для данной территории рассчитывается по
формуле:
тэк ос жку
Кi = Кi * (Кi + 1) / 2,
где
ос
Кi - отношение продолжительности отопительного сезона в
данной территории к среднему по области уровню;
жку
Ki - отношение областного стандарта стоимости предоставления
жилищно-коммунальных услуг на 2002 год (по прогнозу комитета
жилищно-коммунального хозяйства администрации области) к среднему
по области.
За единицу принято отношение минимального уровня тарифа на
электроэнергию для населения, установленного региональной
энергетической комиссией Амурской области для территорий области,
к среднему по области уровню.
Коэффициент транспортной доступности рассчитывается по формуле:
тд осв. cезон
Кi = 1 + Ki + Ki ,
где
осв
Ki - коэффициент освоенности территории;
сезон
Ki - коэффициент сезонности.
Коэффициент освоенности территории рассчитывается по формуле:
осв
Кi = ki тр.осв. + ki осв.тер.,
где
ki тр.осв. - коэффициент транспортной освоенности;
ki осв.тер. - коэффициент освоенности территории.
Коэффициент транспортной освоенности рассчитывается по формуле:
ki тр.осв. = 1 - рi / р ср,
где
рi - плотность автодорог общего пользования со всеми видами
покрытий в данной территории;
р ср - плотность автодорог общего пользования со всеми видами
покрытий в среднем по области.
Отрицательные значения коэффициента транспортной освоенности
территории принимаются равными 0.
Для территорий, не имеющих выхода на железнодорожную
магистраль, устанавливается коэффициент 0,5.
Коэффициент освоенности территории рассчитывается по формуле:
ki осв.тер. = 1 - mi / m ср.,
где
mi - отношение количества населенных пунктов i-го
муниципального образования к площади его территории;
m ср. - средняя по области величина отношения количества
населенных пунктов к общей площади Амурской области.
Отрицательные значения коэффициента освоенности территории
принимаются равными 0.
Коэффициент сезонности рассчитывается по формуле:
сез
Кi = zi * 360 / 180,
где
zi - удельный вес численности населения i-муниципального
образования с ограниченными сроками завоза продукции в численности
населения территорий с ограниченным сроком завоза продукции;
360 - срок транспортной доступности для районов, не отнесенных
к районам с ограниченными сроками завоза продукции (дней);
180 - максимальный срок транспортной доступности для районов,
отнесенных к районам с ограниченными сроками завоза продукции
(дней).
Средние по территориям области нормативы финансирования
социально значимых услуг определяются делением суммарного объема
расходов по соответствующей отрасли, рассчитанного исходя из
прогнозируемого комитетом экономики администрации области на 2002
год объема валового внутреннего продукта (37000 млн. руб.) и
структуры валового внутреннего продукта за 1999 год, на общее
число потребителей данного вида бюджетных услуг. Нормативы по
управлению, правоохранительной деятельности рассчитаны исходя из
общего прогнозируемого на 2002 год объема текущих расходов по
данной статье (направлению). При этом нормативы финансирования
социально значимых услуг принимаются не выше установленных
федеральной методикой межбюджетных отношений (таблица).
СРЕДНИЕ НОРМАТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ
УСЛУГ
---------------------T-------------------T-----------T-----------¬
¦Вид бюджетных ¦Категория ¦Количество ¦Средний ¦
¦расходов ¦потребителей ¦(тыс. чел.)¦норматив ¦
¦ ¦ ¦ ¦на 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦потребителя¦
¦ ¦ ¦ ¦(руб.) ¦
+--------------------+-------------------+-----------+-----------+
¦Школьное образование¦Учащиеся ¦132,5 ¦5609 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Дошкольное ¦Дети ¦20 ¦9862 ¦
¦образование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Здравоохранение ¦Население, ¦842,5 ¦597 ¦
¦ ¦обслуживаемое ¦ ¦ ¦
¦ ¦муниципальным ¦ ¦ ¦
¦ ¦здравоохранением ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Физическая культура ¦Население ¦990,4 ¦4,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Социальное ¦Население старше ¦148,6 ¦199 ¦
¦обеспечение ¦трудоспособного ¦ ¦ ¦
¦ ¦возраста ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Культура и ¦Население ¦990,4 ¦123 ¦
¦искусство ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Правоохранительная ¦Население ¦990,4 ¦81 ¦
¦деятельность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Управление ¦Городское население¦645,1 ¦301 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Сельское население ¦345,3 ¦872 ¦
L--------------------+-------------------+-----------+------------
В качестве поправочных коэффициентов используются:
для начального и общего среднего (школьного) образования,
здравоохранения, культуры и искусства, правоохранительной
деятельности - поправочный коэффициент на дисперсность расселения
q s = 1 + Si,
где
Si - удельный вес населения, проживающего в населенных пунктах
с численностью населения менее 500 чел.;
для дошкольного и школьного образования по сельским территориям
- коэффициент на среднюю наполняемость групп (классов):
E Чi : E Ki
kn = -----------,
Чi : Ki
где
Чi - число детей в дошкольных учреждениях (число учащихся школ)
в данном муниципальном образовании;
Кi - количество групп в дошкольных учреждениях (количество
классов в общеобразовательных школах) в данном муниципальном
образовании.
Минимальное значение коэффициента принималось равным 1.
Численность детей дошкольного возраста, количество групп, число
учащихся начального и общего среднего (школьного) образования,
количество педагогических работников, количество классов,
численность опекаемых детей определены по состоянию на 1 января
2001 г., численность населения, обслуживаемого муниципальным
здравоохранением, - по данным годовых отчетов по сети, штатам и
контингентам за 2000 год комитета государственной статистики
области, комитетов по образованию и здравоохранению Администрации
области.
При расчете нормативных расходов на образование прямым счетом
учитывались расходы на выплату денежной компенсации на
приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий
педагогическим работникам, расходы на выплату компенсации на
детей, находящихся под опекой, попечительством, расходы по подвозу
школьников, компенсация на питание учащихся общеобразовательных
школ.
Средства на выплату компенсации на детей, находящихся под
опекой и попечительством, рассчитаны исходя из численности
опекаемых детей в градации по годам и нормам расходов на 1
ребенка, рассчитанных комитетом по образованию администрации
области и скорректированных на индекс роста потребительских цен
1.14 и индекс цен по территориям области, определенных отношением
величины прожиточного минимума на душу населения каждой территории
к наименьшей величине прожиточного минимума по области.
Нормативные расходы на внешкольные мероприятия определены в
размере 15 процентов от нормативных расходов на школьное
образование без учета коэффициента на дисперсность расселения;
для здравоохранения - поправочный коэффициент на возрастную
структуру населения, коэффициент на сеть учреждений
здравоохранения.
Поправочный коэффициент на возрастную структуру рассчитывается
по формуле:
qf = Fi / Fo,
где
qf - поправочный коэффициент на возрастную структуру;
Fi - суммарный удельный вес населения в возрасте до 18 лет и
пенсионеров в общей численности населения по i-ой территории;
Fо - суммарный удельный вес населения в возрасте до 18 лет и
пенсионеров в общей численности населения в целом по области.
Минимальное значение на возрастную структуру принималось равным
1.
Коэффициент на сеть учреждений здравоохранения учитывает
нагрузку территорий, имеющих центральные районные больницы и
оказывающих специализированную медицинскую помощь населению
примыкающих районов. Коэффициент на сеть учреждений
здравоохранения рассчитывался по удельному весу затрат на одного
жителя, сложившихся в 2000 году, центральных районных больниц и
районных больниц в общем объеме затрат этих учреждений.
В нормативных расходах на здравоохранение прямым счетом учтены
страховые взносы на обязательное медицинское страхование
неработающего населения, расходы на бесплатный отпуск молочных
смесей детям до одного года из малообеспеченных семей,
лекарственное обеспечение детей до 3 лет и до 6 лет из многодетных
семей.
Средства на страховые взносы на обязательное медицинское
страхование неработающего населения определены исходя из
численности пролеченного неработающего населения и среднедушевого
норматива на одного неработающего застрахованного в 2002 году,
исходя из ожидаемой стоимости медицинской помощи, оказываемой
неработающему населению, в 2002 году (по данным Амурского
областного фонда обязательного медицинского страхования) с учетом
увеличения с 1 апреля 2001 г. тарифов для детей и беременных
женщин, дневному стационару. Норматив скорректирован на
коэффициент предоставления медицинских услуг, рассчитанный как
отношение стоимости среднедушевого норматива по городам и районам
области к среднеобластному нормативу.
Средства на бесплатный отпуск молочных смесей детям до одного
года из малообеспеченных семей определены исходя из численности
детей до одного года из малообеспеченных семей (по данным комитета
по здравоохранению администрации области) и средней стоимости 1
литра молока с учетом коэффициента цен и нормы на одного ребенка в
день.
Средства на лекарственное обеспечение детей до трех лет и детей
до шести лет из многодетных семей учтены исходя из численности
детей, имеющих право на льготу (по данным управления социальной
защиты населения администрации области), и среднего размера
лекарственного обеспечения на 1 ребенка в год (по данным комитета
по здравоохранению администрации области).
Средства на коммунальное и хозяйственное обслуживание
военкоматов, сборных пунктов и гражданской обороны, на обеспечение
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий учтены прямым счетом исходя из плановых
назначений 2001 года с учетом индекса роста потребительских цен
1.14 и повышения заработной платы в 1,89 раза.
Средства на выполнение Федерального закона "О погребении и
похоронном деле" учтены исходя из численности неработающих и не
являющихся пенсионерами умерших (по данным комитета
государственной статистики области) и размера пособия на
погребение с учетом районного коэффициента, установленного для
территорий области федеральными нормативными правовыми актами.
Средства на реализацию Федеральных законов "О ветеранах", "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" рассчитывались
исходя из фактической численности потребителей услуг, пользующихся
льготами, и действующих социальных и финансовых нормативов.
Средства дотации с целью поэтапного перехода на Программу
реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса
учитывают частичную компенсацию расходов между федеральным уровнем
оплаты жилищно-коммунальных услуг, установленных для населения
(90%) и утвержденных постановлением Главы Администрации области на
2001 год (80%), и определяются пропорционально значениям,
рассчитанным по формуле:
жку жил.
Di = 12 * 0,1 * Сi * Si
согласно обозначениям, приведенным к формуле для расчета
бюджетных дотаций на ЖКХ.
Применяемые в методике нормативы являются базовыми и не носят
обязательный характер для производимых из бюджетов территорий
выплат и заключения договоров. Объем средств на исполнение
указанных в методике нормативных правовых актов определяется
каждой территорией самостоятельно исходя из возможностей
муниципальных бюджетов.
|