МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(МАП РОССИИ)
АМУРСКОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
9 июня 2001 г. N 02-1047
МП "Благовещенский
центральный рынок"
Индивидуальному предпринимателю
РЕШЕНИЕ
4 июня 2001 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в
составе:
Яковлева Т.И. - председатель комиссии, руководитель управления;
члены комиссии:
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного и рекламного законодательств, поддержке
предпринимательства;
Мельникова В.И. - специалист I категории АМО,
рассмотрев дело о нарушении муниципальным предприятием
"Благовещенский центральный рынок" п. 1 ст. 5 Федерального закона
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках", установила:
В адрес Амурского территориального управления МАП России из
Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства на рассмотрение поступило обращение
предпринимателя без образования юридического лица с жалобой на
действия МП "Благовещенский центральный рынок", направленной ею на
имя Президента Российской Федерации Путина В.В.
Из обращения предпринимателя В. следовало, что в результате
действий МП "Благовещенский центральный рынок (администрация
рынка) гр. В была лишена возможности осуществлять
предпринимательскую деятельность на территории рынка. Действия эти
выражались в следующем: торгуя на рынке, гр. В. неоднократно
подвергалась проверкам со стороны сотрудников МП "Благовещенский
центральный рынок", при проведении одной из проверок контролер
рынка гр. С. изъяла у продавца В. санитарную книжку и прекратила
торговлю, составив соответствующий акт поверки. Через неделю после
этого гр. В. лишили торгового места на центральном рынке г.
Благовещенска. Описываемые события происходили в 1999 г., на
сегодняшний день предприниматель В. торговлю на центральном рынке
не осуществляет.
В своем обращении и на заседании комиссии Амурского ТУ гр. В.
указала также, что отношения, складывающиеся между МП
"Благовещенский центральный рынок" и ею (как предпринимателем),
являются гражданско-правовыми, и суть этих отношений - аренда, при
этом их участники являются самостоятельными хозяйствующими
субъектами, обладающими равными правами. Администрация рынка, по
мнению ЧП В., осуществляя контроль за соблюдением ею действующих
норм и правил, грубо вмешивается в ее предпринимательскую
деятельность.
МП "Благовещенский центральный рынок" представило в Амурское ТУ
МАП России письменные пояснения и документы, в которых указано
следующее.
МП "Благовещенский центральный рынок" оказывает услуги,
заключающиеся в создании условий для торгов на основании договоров
купли - продажи (по определению, содержащемуся в ГОСТ Р 51808-99
"Торговля. Термины и определения"). При создании таких условий
обязанности предприятия заключаются в "обеспечении продавцам
плодотворной торговли, в соответствии с действующим
законодательством, и покупателям, реализующим свои конституционные
права на охрану здоровья, благоприятные условия жизнедеятельности,
не оказывающие вредного воздействия на человека". Считая себя
обязанным защищать интересы покупателей, МП "Благовещенский
центральный рынок" осуществляет контроль за реализацией продавцами
норм действующего законодательства, оберегающих здоровье и
безопасные условия жизни покупателей (под продавцами понимаются
лица, торгующие на центральном рынке). К нормативным и
ненормативным актам, которыми предприниматель руководствуется в
своей деятельности, он относит: свой устав, приказы директора МП
"Благовещенский центральный рынок" от 7 июня 1996 г. N 43, от 16
сентября 1999 г. N 183, журналы аттестации торгующих по
требованиям, предъявляемым к ним по правилам торговли, СанПиН,
технике безопасности, пожарной безопасности; п. 1.1.7 приложения к
постановлению Главы Администрации Амурской области от 31 января
2001 г. N 1, Правила мелкорозничной торговли на улицах г.
Благовещенска, рынках, муниципальном предприятии "Благовещенский
центральный рынок" и в киосках, утвержденные постановлением Мэра
г. Благовещенска от 3 июня 1996 г. N 1577, и такие же правила,
принятые решением Думы г. Благовещенска от 29 октября 1998 г. N
134; Правила работы рынков розничной торговли на территории
Амурской области от 25 января 2001 г. N 70; ст. 5 Закона Амурской
области "О торговле в Амурской области"; абз. 7 ст. 44 Закона РФ
"О защите прав потребителей"; Закон РФ "О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения"; Санитарные правила и
нормы 2.3.5.021-94; приказ главного санитарного врача по Амурской
области от 2 декабря 1999 г. N 76-Д и другие документы,
перечисленные в письме МП "Благовещенский центральный рынок" от 10
апреля 2001 г. N 172. Таким образом, МП "Благовещенский
центральный рынок" считает себя правомочным осуществлять контроль
соблюдения лицами, торгующими на территории рынка, норм и правил,
установленных действующим законодательством. Из информации,
представленной МП "Благовещенский центральный рынок", также
следует, что на момент рассмотрения данного дела предприятие
(силами своих сотрудников) продолжает осуществлять контроль за
соблюдением лицами, торгующими на рынке, норм и правил,
установленных действующим законодательством, в том числе: правил
продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, санитарных норм и
правил, требований Закона РФ "О защите прав потребителей" и др.
Проверки проводят сотрудники рынка, полномочия которых на
осуществление такого контроля закреплены должностными
инструкциями, прошедшие обучение в качестве санитарных
инспекторов. Проверки сотрудниками рынка осуществляются
периодически, и в случаях явного нарушения правил торговли и
СанПиН торгующими, при подтверждении фактов нарушения существующих
правил составляются акты (предприятием представлены копии 78
актов, составленных по результатам проверок, проведенных в период
с 1 января 2001 г. по 30 мая 2001 г.). МП "Благовещенский
центральный рынок" считает эти акты "предупреждением и
профилактической мерой для устранения торгующими допущенных
нарушений". Меры административного воздействия к торгующим по
составленным актам самим предприятием не принимаются, однако, акты
"на систематических нарушителей" могут передаваться в отдел защиты
прав потребителей и ЦСЭН (МП "Благовещенский центральный рынок"
сообщил, что в текущем году акты в указанные инстанции не
передавались). Таким образом, МП "Благовещенский центральный
рынок" силами своих сотрудников осуществляет контроль за
соблюдением торгующими на рынке лицами норм и правил,
установленных действующим законодательством, предприятие данный
факт не отрицает и подтверждает соответствующими документами.
При оценке правовой обоснованности указанных действий МП
"Благовещенский центральный рынок" комиссия Амурского ТУ МАП
России учитывала также следующее:
муниципальное предприятие "Благовещенский центральный рынок"
зарегистрировано администрацией г. Благовещенска 31 января 1994 г.
Согласно Уставу предприятия, оно вправе осуществлять следующие
виды деятельности:
- услуги рынка;
- различные виды платных услуг физическим и юридическим лицам;
- коммерческая деятельность;
- заготовительная и закупочная деятельность;
- розничная и оптовая торговля;
- производство товаров народного потребления и продукции
производственно-технического назначения;
- грузоперевозки;
- операции с ценными бумагами;
- строительство и ремонтные работы;
- общественное питание и гостиничное хозяйство;
- организация и проведение ярмарок, выставок, аукционов;
- рекламная, издательская деятельность;
- эксплуатация платных стоянок автотранспорта;
- внешнеэкономическая деятельность;
- международные перевозки.
В настоящее время МП "Благовещенский центральный рынок" в
Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного
товара более 35% (приказ Амурского ТУ МАП России от 12 февраля
1998 г.) по товарной группе "услуги рынков - предоставление
стола". Доля его на данном рынке превышает 65%. В своей
деятельности МП "Благовещенский центральный рынок" руководствуется
действующим законодательством, в том числе нормативно-правовыми
актами органа местного самоуправления г. Благовещенска. Одним из
таких актов являются "Правила мелкорозничной торговли на улицах г.
Благовещенска, рынках, муниципальном предприятии "Благовещенский
центральный рынок" и в киосках", которые были первоначально
утверждены постановлением Мэра г. Благовещенска от 3 июня 1996 г.
N 1577, а впоследствии - решением Думы г. Благовещенска от 29
октября 1998 г. N 134. Согласно п. 1.5 этих правил администрация
рынка предоставляет броню на муниципальном предприятии
"Благовещенский центральный рынок" в порядке очередности согласно
поданным заявкам и при этом имеет право лишать торгового места и
брони на торговые места в случае выявления нарушений правил
торговли согласно положению (приказу), утвержденному руководителем
рынка. Руководствуясь данными Правилами, директор МП
"Благовещенский центральный рынок" издал соответствующие приказы N
43 от 7 июня 1996 г. и N 183 от 16 сентября 1999 г. "О
бронировании торговых мест на муниципальном предприятии
"Центральный рынок" и его филиалах", которыми утверждается порядок
бронирования торговых мест на МП "Благовещенский центральный
рынок" и его филиалах. В настоящее время действует приказ N 183 от
16 сентября 1999 г., согласно которому броня на свободное торговое
место предоставляется частному предпринимателю (далее упоминаются
и юридические лица). А бронирование торговых мест гражданами -
физическими лицами - приказом вообще не предусматривается.
Согласно этому приказу в случае отсутствия продавца на
забронированном торговом месте после 9 часов (на микрорынках до 11
часов) администрация рынка имеет право реализовать на этот день
торговое место другому лицу, а также лишает права брони без
возврата уплаченного сбора с момента обнаружения следующих
нарушений:
- продажа товаров без документов;
- продажа товаров с просроченным сроком хранения;
- продажа некачественных товаров;
- невыполнение санитарных норм на рабочем месте;
- отказ в предъявлении документов проверяющему и т.д.
Таким образом, приказ директора МП "Благовещенский центральный
рынок" от 16 сентября 1999 г. N 183 явно обладает признаками
нормативного акта: устанавливает правовые нормы (правила
поведения), обязательные для неопределенного круга лиц,
рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо
от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения,
предусмотренные актом. Однако признать данный приказ нормативным
актом нельзя по той причине, что он издан лицом, не имеющим
полномочий издавать нормативно-правовые акты: директор
муниципального предприятия "Благовещенский центральный рынок"
является руководителем коммерческой организации, но не органом
власти (местного самоуправления) или его должностным лицом. В
соответствии с Уставом МП "Благовещенский центральный рынок"
директор "издает в пределах своей компетенции приказы и
распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками
предприятия". То есть данный приказ не является обязательным для
исполнения лицами, не являющимися работниками МП "Благовещенский
центральный рынок", и администрация рынка не вправе распространять
его действие на лиц, торгующих на рынке, и применять к этим лицам
какие-либо меры в случае нарушения ими установленных норм и правил
(лишение брони на торговое место).
Кроме того, такой порядок оказания услуг (предоставление брони)
противоречит нормам, установленным Гражданским кодексом РФ.
Учитывая то, что Гражданский кодекс РФ не определяет порядок
заключения договора на предоставление во временное пользование
торговых мест (столов), очевидно, что так называемое бронирование
торгового места должно осуществляться в соответствии с общими
положениями о договоре, установленными Гражданским кодексом РФ.
Порядок бронирования торговых мест, установленный приказом МП
"Благовещенский центральный рынок" от 16 сентября 1999 г. N 183,
нарушает требования ст.ст. 1, 421, 422, 450 Гражданского кодекса
РФ, т.е. нарушает права лиц, получающих во временное пользование
торговые места на МП "Благовещенский центральный рынок", на
свободное установление своих прав и обязанностей на основе
договора и в определении любых не противоречащих законодательству
условий договора.
Что касается контроля за соблюдением продавцами на рынке Правил
продажи отдельных видов товаров, санитарных норм и правил и других
требований, соблюдение которых обязательно в соответствии с
действующим законодательством, то данные полномочия не могут
принадлежать муниципальному предприятию (хозяйствующему субъекту),
и он не может быть ими наделен кем-либо, т.к. это противоречит
нормам, установленным п. 2 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Так, контроль за соблюдением Правил продажи отдельных видов
товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января
1998 г. N 55, осуществляется федеральными органами исполнительной
власти и их территориальными органами в пределах компетенции.
Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического
надзора отнесено к полномочиям должностных лиц государственной
санитарно-эпидемиологической службы Законом РФ "О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения". Сотрудники МП
"Благовещенский центральный рынок" таковыми не являются,
следовательно, не вправе осуществлять проверки соблюдения другими
субъектами санитарных норм и правил и устанавливать факты их
нарушения (отсутствие санитарных паспортов на транспорт при
перевозке и доставке продовольственных товаров, нарушение
санитарной формы при реализации продовольственных товаров,
невыполнение санитарных норм на рабочем месте и др.). Однако, это
право было предоставлено МП "Благовещенский центральный рынок"
(его сотрудникам) приказом главного санитарного врача по Амурской
области от 2 декабря 1999 г. N 76-Д "О введении общественного
контроля за соблюдением санитарных правил на объектах надзора",
который утвердил положение об общественном контроле за выполнением
санитарных правил. В настоящее время в связи с вынесением протеста
Амурского межрайонного природоохранного прокурора от 26 апреля
2000 г. N 205/01-03 на п. 1 приказа главного санитарного врача по
Амурской области от 2 декабря 1999 г. N 76-Д "О введении
общественного контроля за соблюдением санитарных правил на
объектах надзора" пункт, касающийся утверждения положения об
общественном контроле за соблюдением санитарных правил на объектах
надзора, отменен приказом главного санитарного врача по Амурской
области от 12 мая 2000 г. N 28-Д. Однако МП "Благовещенский
центральный рынок", ссылаясь на отсутствие информации об отмене
указанного пункта, продолжает им руководствоваться и осуществлять
контроль за соблюдением СанПиН путем проведения проверок и
составления соответствующих актов.
Также незаконна и деятельность МП "Благовещенский центральный
рынок" по защите прав потребителей, приобретающих товары на
территории рынка: ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей",
на которую в обоснование своих действий ссылается предприятие,
установлены права органов местного самоуправления в этой области,
но не муниципальных предприятий.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод:
МП "Благовещенский центральный рынок", занимая доминирующее
положение на товарном рынке "услуги рынка - предоставление стола"
в г. Благовещенске, осуществляет контроль за деятельностью лиц,
пользующихся услугами МП "Благовещенский центральный рынок",
проведение проверок соблюдения этими лицами установленных норм и
правил. Эти действия ущемляют интересы лиц, торгующих на рынке,
т.к. нарушители в соответствии с п. 10 приказа директора МП
"Благовещенский центральный рынок" от 16 сентября 1998 г. N 183
лишаются права брони без возврата сбора с момента обнаружения
нарушений, то есть лишаются возможности осуществлять торговую
деятельность на территории рынка. Такой порядок моментального
одностороннего разрыва договорных отношений нарушает права лиц,
пользующихся услугами рынка по предоставлению стола (торгового
места), и ущемляет их интересы. Следовательно, такие действия МП
"Благовещенский центральный рынок" могут быть квалифицированы как
злоупотребление (превышение пределов дозволенного гражданским
правом осуществления своих полномочий путем осуществления их с
незаконной целью или незаконными средствами, нарушая при этом
права и законные интересы других лиц) доминирующим положением на
товарном рынке, что является нарушением п. 1 ст. 5 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
Руководствуясь п. 1 ст. 27 Федерального закона "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в
соответствии с п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушении
антимонопольного законодательства Российской Федерации, решила:
1. Признать факт нарушения муниципальным предприятием
"Благовещенский центральный рынок" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
2. Выдать МП "Благовещенский центральный рынок" предписание о
прекращении нарушения п. 1 ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
3. Должностным лицам МАП России (территориального управления)
рассмотреть вопрос о _______________________ (см. п. 2.14 Правил).
Председатель комиссии
Т.И.ЯКОВЛЕВА
Члены комиссии:
У.Н.ТАРАСОВА
В.И.МЕЛЬНИКОВА
|