МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
АМУРСКОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
23 марта 2001 г. N 02-506
Администрации г. Благовещенска
ООО "Благовест"
РЕШЕНИЕ
19 марта 2001 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в
составе:
Яковлева Т.И. - председатель комиссии, заместитель руководителя
управления;
члены комиссии:
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного и рекламного законодательств, поддержке
предпринимательства;
Богуш В.П. - главный специалист АМО;
Македон Н.Г. - специалист I категории АМО,
рассмотрев дело N А-7/052001 о нарушении администрацией г.
Благовещенска (г. Благовещенск, ул. им. Ленина, 133) статьи 7
Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках", установила:
в Амурское ТУ МАП России поступило заявление ООО "Благовест" о
неправомерных действиях администрации г. Благовещенска,
препятствующих осуществлению деятельности общества по
проектированию для строительства торгово-гостиничного комплекса,
которое намечалось в 169 квартале г. Благовещенска.
При рассмотрении данной информации было установлено следующее.
30 июня 1998 года постановлением Мэра г. Благовещенска N 1829
товариществу с ограниченной ответственностью "Благовест" (в
дальнейшем - ООО "Благовест") было согласовано место размещения
торгового комплекса с автостоянкой в 169 квартале г.
Благовещенска. Постановлением были утверждены материалы выбора
земельного участка для размещения торгового комплекса и
согласовано место его размещения на земельном участке площадью
5396 кв. м в 169 квартале г. Благовещенска с последующим изъятием
из землепользования у граждан по адресам: г. Благовещенск, ул.
Пионерская, 86, 88; ул. Октябрьская, 144, 146. Место размещения
торгового комплекса согласовано для разработки проектной
документации сроком до утверждения проекта, но не более одного
года со дня принятия постановления. Этим постановлением ТОО "ВЭА
"Благовест" предписывалось разработать проектную документацию,
согласовать ее со всеми заинтересованными организациями и
учреждениями.
После согласования места размещения будущего торгового
комплекса ООО "Благовест", получив архитектурно-планировочное
задание, выдало задание на проектирование ЧП Рябченко В.И.,
который обязан был разработать технико-экономическое обоснование
на строительство торгового центра в 169 квартале г. Благовещенска.
Подготовка заказчиком проекта включает в себя также получение
заключения и технических условий (согласование) от различных
контрольных органов и организаций. В данном случае процесс
согласования ООО "Благовест" проекта торгового центра затянулся до
декабря 1999 года. При этом в июне 1999 года ООО "Благовест"
обращалось к Мэру г. Благовещенска с просьбой продлить срок
действия постановления N 1829 в связи с временным отказом СП "ЦЭС"
ОАО "Амурэнерго" в выдаче технических условий. Ответа получено не
было (письмо не прошло регистрацию в общем отделе администрации
города). 18 января 2000 г. на заседании архитектурного Совета
администрации г. Благовещенска был рассмотрен эскизный проект
торгового комплекса в 169 квартале г. Благовещенска. Архитектурный
Совет решил одобрить архитектурное решение в целом и рекомендовать
к дальнейшей разработке с учетом замечаний:
доработать транспортную схему;
продолжить работу над архитектурным решением здания;
предусмотреть в архитектурном решении здания места для выносной
торговли. Кроме того, архитектурный Совет рекомендовал ООО
"Благовест" обратиться к администрации г. Благовещенска с просьбой
подготовить документы по доотводу земельного участка (в
соответствии с представленным генпланом) для сноса частного
сектора и последующей организации автомобильной стоянки и нового
входа на рынок.
13 марта 2000 года ООО "Благовест" обратилось в администрацию
г. Благовещенска в соответствии с решением архитектурного Совета
администрации г. Благовещенска от 18 января 2000 г. N 2 отвести
дополнительный земельный участок , но ответа не получило и тогда
24 мая 2000 года поставило в известность администрацию г.
Благовещенска своим письмом (исх. N 31) о том, что общество решило
строить торговый комплекс в 169 квартале г. Благовещенска в
пределах выделенного участка, согласно постановлению Мэра г.
Благовещенска от 30 июня 1998 г. N 1829 и выполненному проекту.
В связи с длительным решением вопроса о выделении
дополнительного земельного участка ООО "Благовест" не смогло
своевременно сдать проектную документацию на экспертизу проекта,
т.к. для принятия положительного решения по экспертизе не хватало
земельного участка под автостоянку.
10 июля 2000 года при Мэре г. Благовещенска было проведено
совещание по вопросу застройки 169 квартала г. Благовещенска. На
этом совещании говорилось о том, что в 1998 году ООО "Благовест"
получило постановление о предварительном согласовании размещения в
169 квартете г. Благовещенска торгового комплекса с автостоянкой и
что в январе 2000 года это постановление утратило силу, однако
эскизный проект был рассмотрен и одобрен архитектурным Советом.
Одновременно в начале 2000 года МП "Центральный рынок" вышло с
предложением передать ему весь 169 квартал для использования для
нужд рынка. После проведенной дискуссии по итогам совещания было
принято решение: "муниципальному предприятию "Центральный рынок" и
ООО "Благовест" составить протокол совместных намерений по
застройке квартала, либо МП "Центральный рынок" должен возместить
ООО "Благовест" расходы по разработке проектной документации. В
случае отсутствия совместных намерений ООО "Благовест" "привести в
соответствие отведенному ранее участку объемы строительства без
дополнительного отвода территории". Данный протокол был утвержден
Мэром г. Благовещенска 24 июля 2000 г. Однако еще до проведения
этого совещания Шароватовым Б.А. уже выдавалось указание (4 апреля
2000 г.): "территорию по ул. Пионерской отвести для "Центрального
рынка" и "Благовеста" после составления между ними протокола
совместных намерений по освоению данных участков".
Так как от МП "Центральный рынок" не поступило никаких
предложений по совместной реализации строительства торгового
комплекса либо компенсации затрат по проектированию, ООО
"Благовест" продолжило работу по реализации проекта строительства
торгового комплекса в 169 квартале г. Благовещенска. В течение
всего 2000 года от администрации г. Благовещенска в адрес ООО
"Благовест" не поступало никаких писем по вопросу проектирования и
строительства торгового комплекса, и лишь 20 декабря 2000 г. от
администрации г. Благовещенска поступило письмо от 15 августа 2000
г. N 1231 о том, что не представлен протокол совместных намерений
с МП "Центральный рынок" в соответствии с протоколом совещания в
мэрии от 10 июля 2000 г., делопроизводство по заявлениям NN 577,
2277, 596, 2527 прекращено и о том, что "при проектировании
административного здания его следует разместить в границах
отведенного ранее участка и с учетом прохождения третьей
тепломагистрали по четной стороне ул. Октябрьской". Таким образом,
администрация г. Благовещенска еще раз выразила свое согласие на
проектирование здания на ранее согласованном обществу земельном
участке.
18 января 2001 года ООО "Благовест" получило от администрации
г. Благовещенска уведомление: в связи с тем, что в установленный
срок обществом не внесены денежные средства на строительство
третьей тепломагистрали в районе центрального рынка а также в
связи с тем, что постановление N 1829 от 30 июня 1998 г. утратило
силу, участок, предварительно согласованный для размещения
торгового комплекса с автостоянкой в 169 квартале г.
Благовещенска, передан МУП "Центральный рынок" для проектирования
с целью расширения рынка.
Из всего этого следует, что основной причиной отзыва согласия
на размещение торгового центра на участке в 169 квартале г.
Благовещенска у ООО "Благовест" и передачи его муниципальному
предприятию "Центральный рынок" явилось невыполнение обществом
условия о финансировании строительства тепломагистрали.
Однако данную причину нельзя признать обоснованной, так как при
предварительном согласовании земельного участка ООО "Благовест"
администрация г. Благовещенска не требовала от общества
обязательного участия в финансировании строительства
тепломагистрали, более того, орган местного самоуправления вообще
не вправе предъявлять такие требования немуниципальным
организациям и выставлять их в качестве условия при согласовании
места будущего строительства.
Кроме того, в период после окончания срока действия
постановления N 1829 от 30 июня 1998 г. администрация города не
только решала вопрос о развитии МП "Центральный рынок", в
частности - о строительстве гостевой автостоянки в кв. 169 г.
Благовещенска, но и одновременно своими действиями подтверждала
свое согласие ООО "Благовест" на дальнейшее проектирование и
последующее строительство торгового комплекса, 13 декабря 2000 г.
было издано Постановление Главы Администрации г. Благовещенска N
2990 "О предварительном согласовании ОАО "Амурэнерго" места для
размещения 1-ой очереди теплоцентрали N 3", в п. 3.2 которого есть
ссылка на то, что ООО "Благовест" не внес в срок до 1 октября 2000
г. свою долю на финансирование тепломагистрали, и в п. 4 указано,
что "разрешить МП "Центральный рынок" проектирование торговых
площадей и гостевых стоянок в 169 квартале г. Благовещенска".
Земельный участок в кв. 169 г. Благовещенска, ранее согласованный
ООО "Благовест", стал объектом конкурентных отношений между МП
"Центральный рынок" и ООО "Благовест". Орган местного
самоуправления в лице администрации города при решении этого
вопроса отдал предпочтение муниципальному предприятию.
В итоге 24 января 2001 г. было издано Постановление Главы
Администрации г. Благовещенска N 127 "О предварительном
согласовании муниципальному предприятию "Центральный рынок" для
его развития дополнительного земельного участка (в дополнение к
постановлению Мэра г. Благовещенска от 31 июля 2000 г. N 1777).
Этим постановлением муниципальному предприятию "Центральный рынок"
было согласовано место размещения торговых площадей и гостевых
автостоянок, ранее согласованное ООО "Благовест".
В результате ООО "Благовест" было лишено возможности завершить
проектирование торгового центра для его строительства в квартале
169 г. Благовещенска, понесло в связи с этим существенные затраты,
которые могли бы быть возмещены лишь после эксплуатации введенного
в действие торгового центра.
Таким образом, действия администрации г. Благовещенска нарушают
п. 1 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках", так как
ограничивают самостоятельность хозяйствующего субъекта и имеют
своим результатом ущемление его интересов.
Руководствуясь п. 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в
соответствии с п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства Российской Федерации, комиссия
решила:
1. Выдать администрации г. Благовещенска предписание о
прекращении нарушения п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Должностным лицам МАП России (территориального управления)
рассмотреть вопрос о _____________________________________________
(см. п. 2.14 Правил).
Председатель комиссии
Т.И.ЯКОВЛЕВА
Члены комиссии
У.Н.ТАРАСОВА
В.П.БОГУШ
Н.Г.МАКЕДОН
|