Вопрос: Просим Вас разъяснить порядок совершения расходных
операций по счетам клиентов при получении решения налогового
органа о приостановлении операций по счетам клиента в банке
(статья 76 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ банк совершает только те
расходные операции, очередность исполнения которых в соответствии
с гражданским законодательством РФ предшествует обязанности по
уплате налогов и сборов.
В соответствии с ГК РФ банк совершает расходные операции,
отнесенные к первой и второй группам очередности, предусмотренных
п. 2 ст. 855 ГК РФ, а также совершает расходные операции,
отнесенные к третьей группе очередности (платежи в бюджет и
внебюджетные фонды, выдача денежных средств на оплату труда), в
порядке календарной очередности до даты поступления в банк решения
налогового органа о приостановлении операций по счету.
Должен ли банк при поступлении денежных средств на счет клиента
исполнять инкассовые распоряжения налогового органа, находящиеся в
картотеке N 2 к счету клиента, если они поступили в банк позже
решения о приостановлении операций по счету?
Вопрос: Должен ли банк исполнять только те инкассовые
распоряжения налогового органа, поступившие позже решения о
приостановлении операций по счету клиента, в которых указано, что
они оформлены в соответствии с решением о принудительном взыскании
налога (сбора), на основании которого было принято и решение о
приостановлении операций по счету клиента, а другие инкассовые
распоряжения налогового органа, поступившие позже решения о
приостановлении операций по счету клиента, не исполнять?
Должен ли банк исполнять инкассовые распоряжения внебюджетных
фондов, поступившие в банк после решения налогового органа о
приостановлении операций по счету клиента в банке?
Должен ли банк исполнять инкассовые распоряжения налогового
органа, поступившие после решения о приостановлении операций по
счету клиента в банке, если по календарной очередности им
предшествует заявление на бронирование денежных средств для
получения заработной платы (письмо ЦБР от 21 июня 2000 г. N 03-
17/2693), которое также помещено в картотеку N 2 после получения
банком решения о приостановлении операций по счету?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 23 февраля 2001 г. N 09-12/864
О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ РАСХОДНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по Амурской области сообщает.
Приостановление налоговым органом операций по банковскому счету
налогоплательщика, в соответствии со статьей 76 Налогового Кодекса
РФ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (далее по тексту - НК РФ), означает
прекращение банком всех расходных операций, кроме платежей первой
и второй группы очередности, установленной п. 2 статьи 855
Гражданского Кодекса РФ от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (далее по
тексту - ГК РФ), и платежей третьей группы, если по календарной
дате помещения документов в картотеку они предшествуют поручениям,
предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
В соответствии с п. 5 статьи 76 НК РФ, документы четвертой и
пятой групп очередности не исполняются банком до момента получения
решения налогового органа об отмене приостановления операций по
счетом налогоплательщика.
В соответствии с п. 2 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении
операций по счетам налогоплательщика может быть принято налоговым
органом в двух случаях:
- по факту неисполнения налогоплательщиком обязанности по
уплате налога;
- по факту непредставления налогоплательщиком налоговой
декларации. По второму случаю налоговый орган вправе не
предъявлять инкассовые поручения к счету налогоплательщика, так
как данная мера призвана обеспечить сдачу налогоплательщиком в
установленные сроки налоговой отчетности, поэтому подробнее
рассмотрим первый случай.
1. В соответствии с п. 1 статьи 76 НК РФ решение о
приостановлении операций по счетам налогоплательщика применяется
для обеспечения решения налогового органа о взыскании налога за
счет денежных средств, находящихся на счетах (далее по тексту -
Решение о взыскании налога).
В соответствии с п. 2 статьи 46 НК РФ Решение о взыскании
налога служит основанием для предъявления налоговым органом к
счетам организации - недоимщика инкассовых поручений, причем
Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налогового органа
с принятием Решения о взыскании налога одновременно оформить на
всю сумму задолженности инкассовые поручения. Инкассовое поручение
может быть предъявлено к счету недоимщика в любое время после
вынесения соответствующего Решения о взыскании налога.
Таким образом, банк должен исполнять инкассовые поручения
налогового органа, находящиеся в картотеке N 2, если они поступили
в. банк позже, чем банком получено Решение налогового органа о
приостановлении операций по счетам.
2. Банк должен исполнять все инкассовые поручения налогового
органа независимо от их даты поступления в банк - ранее или позже
получения банком Решения о приостановлении операций по счетам, а
также независимо от того, на основании какого Решения о взыскании
они выставлены, даже если инкассовые поручения предъявлены к счету
на основании другого Решения о взыскании, принятого налоговым
органом на вновь образовавшуюся сумм недоимки.
Например:
По факту неисполнения налогоплательщиком Требования об уплате
налога N 17 от 10 января 2000 года налоговым органом принято
Решение о взыскании налога N 17 от 2 февраля 2000 года и
одновременно Решение о приостановлении операций по счетам N 10 от
2 февраля 2000 года, соответственно, направлены инкассовые
поручения на счета клиента, которые по факту недостаточности
денежных средств помещены в картотеку N 2 к счету клиента.
В следующем месяце налогоплательщик снова не исполнил
обязанность по уплате налога, налоговый орган вновь
последовательно направляет налогоплательщику Требование об уплате
налога N 30 от 28 февраля 2000 года, Решение о взыскании налога N
30 от 7 марта 2000 года, на основании которого направляет в банк
инкассовые поручения.
Данные инкассовые поручения (уже по новому Решению о взыскании
налога) при поступлении денежных средств на счет клиента также
должны быть исполнены банком в порядке п. 6 статьи 46 НК Рф.
3. Банк должен исполнять инкассовые поручения внебюджетных
фондов даже если они поступили в кредитное учреждение после
получения банком Решения налогового органа о приостановлении
операций по счету, так как данные платежи относятся к третьей
группе очередности, установленной п. 2 статьи 855 ГК РФ.
4. Действующим законодательством не предусмотрен порядок
исполнения банком в случае недостаточности денежных средств на
счете для удовлетворения всех, предъявленных к нему требований,
заявления клиента на бронирование денежных средств для получения
заработной платы.
Письмо ЦБР от 21 июня 2000 г. N 03-17/2693 не соответствует
требованиям статьи 6 Закона РФ "О центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" от 2 декабря 1990 г. N 394-1, а потому
не может быть принято к исполнению.
В связи с вышеизложенным, банк при наличии к счету клиента
картотеки N 2 - не вправе исполнять заявление клиента на
бронирование заработной платы, независимо от наличия или
отсутствия к данному счету Решения налогового органа о
приостановлении операций по счетам, до факта принятия на
законодательном уровне соответствующего порядка.
В случае, если исполнение банком заявления клиента на
бронирование заработной платы (при наличии к счету клиента
картотеки N 2) повлечет за собой несвоевременное исполнение
инкассовых поручений налоговых органов или платежных поручений
клиента, предусматривающих платежи в бюджеты всех уровней, к банку
будут применены меры ответственности по статьям 133, 135 НК РФ.
Руководитель управления,
государственный советник
налоговой службы
II ранга
В.А.СУДАКОВ
|