МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
АМУРСКОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
23 февраля 2001 г. N 02-333
Органу местного самоуправления
г. Свободного
Индивидуальному предпринимателю Ш.
Индивидуальному предпринимателю А.
РЕШЕНИЕ
21 февраля 2001 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в
составе:
Махниборода А.В. - председатель комиссии, руководитель
управления;
члены комиссии:
Яковлева Т.И. - заместитель руководителя управления;
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного и рекламного законодательств, поддержке
предпринимательства;
Богуш В.П. - главный специалист АМО;
Македон Н.Г. - специалист I категории АМО,
рассмотрев дело N А-7/062001 о нарушении органом местного
самоуправления г. Свободного статьи 7 Федерального закона "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках", установила:
в отдел по контролю за соблюдением антимонопольного и
рекламного законодательств, поддержке предпринимательства
поступило заявление индивидуальных предпринимателей Ш. и А.,
осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом в
г. Свободном.
В их заявлении содержатся сведения об издании органом местного
самоуправления г. Свободного нормативного акта, отдельные
положения которого нарушают права предпринимателей на ведение
данной деятельности и ущемляют их интересы на рынке услуг
пассажирских перевозок в г. Свободном.
23 ноября 2000 года Свободненский городской Совет народных
депутатов своим решением N 177 утвердил "Правила организации
пассажирских перевозок автобусами в г. Свободном".
Данные Правила содержат нормы, которые противоречат требованиям
антимонопольного законодательства.
Так, пунктом 2.2 Правил прописано, что "организованные
перевозки пассажиров с использованием муниципальных остановочных
пунктов посадки и высадки осуществляются на основе договоров по
совместному содержанию остановок, заключаемых между перевозчиками
и заказчиком перевозок". Заказчиком перевозок в г. Свободном
является исполнительный орган местного самоуправления, который
определяет необходимое количество автобусов для обеспечения
населения в пассажирских перевозках. В свою очередь пункт 5.1
Правил определяет, что "пассажирские автобусные перевозки
разрешаются предприятиям и организациям, получившим договор на
право использования муниципальной собственности - остановочных
пунктов на маршруте". В соответствии со статьями 12, 13 Закона РФ
"О безопасности дорожного движения" к компетенции органа местного
самоуправления в области дорожного движения относятся:
- обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после
ремонта и в процессе эксплуатации, установленном правилом,
стандартом, техническим нормам и другим нормативным документам;
- обустройство автомобильных дорог объектами сервиса в целях
максимального удовлетворения потребностей участников дорожного
движения и обеспечения их безопасности.
В связи с изложенным орган местного самоуправления не вправе
определять в качестве условия осуществления деятельности по
перевозке пассажиров обязательное заключение перевозчиками
договора на содержание объектов инфраструктуры автобусных
маршрутов.
Таким образом, вышеуказанные пункты Правил ограничивают
самостоятельность хозяйствующих субъектов и могут иметь своим
результатом ущемление их интересов.
В развитие норм, содержащихся в п. 2.2 и п. 5.1, пункт 2.3
Правил определяет перевозку пассажиров как перевозку по маршрутам
с использованием муниципальных остановочных пунктов посадки и
высадки пассажиров. Однако, в соответствии с действующим
законодательством, юридические лица и индивидуальные
предприниматели, получившие стандартную лицензию на осуществление
пассажирских перевозок автотранспортом, имеют безусловное право
перевозить пассажиров по автобусным маршрутам (по графикам,
согласованным с органами местного самоуправления). Таким образом,
содержащиеся в решении Совета народных депутатов г. Свободного от
23 ноября 2000 г. N 177 положения, обязывающие перевозчиков
заключать договоры по совместному содержанию остановок,
ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, т.е. прямо
нарушают требования п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции...".
Кроме того, пунктом 2.6 Правил установлено, что все категории
перевозчиков организуют работу на маршрутах движения через отдел
эксплуатации и диспетчерскую службу пассажирского
автотранспортного предприятия, действующего на рынке пассажирских
перевозок в г. Свободном и конкурирующего с остальными
перевозчиками. Данное положение также является ограничением
деятельности хозяйствующих субъектов, нарушает п. 3 ст. 32 Закона
РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и
ст. 7 Закона РФ "О конкуренции...".
Таким образом, решение Свободненского городского Совета
народных депутатов от 23 ноября 2000 г. N 177 содержит нормы,
ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов,
функционирующих на рынке пассажирских перевозок в г. Свободном,
прямо затрагивающие их интересы и способные привести к ограничению
конкуренции на данном товарном рынке, следовательно, противоречат
ст. 7 Закона РФ "О конкуренции...".
Руководствуясь п. 1 статьи 27 Федерального закона "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" и в соответствии с пунктом 2.12 Правил
рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства
Российской Федерации, решила:
1. Признать факт нарушения органом местного самоуправления г.
Свободного п. 1 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать органу местного самоуправления г. Свободного
предписание о прекращении нарушения п. 1 статьи 7 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
3. Должностным лицам МАП России (территориального управления)
рассмотреть вопрос о _____________________________________________
(см. п. 2.14 Правил).
Председатель комиссии
А.В.МАХНИБОРОДА
Члены комиссии
Т.И.ЯКОВЛЕВА
У.Н.ТАРАСОВА
В.П.БОГУШ
Н.Г.МАКЕДОН
|