ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2001 г. N 70
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАБОТЫ РЫНКОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
НА ТЕРРИТОРИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления Главы Администрации Амурской области
от 07.06.2001 N 335)
В целях установления единого порядка деятельности рынков на
территории Амурской области постановляю:
1. Утвердить Правила работы рынков розничной торговли на
территории Амурской области согласно приложению.
2. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на
заместителя Главы Администрации области, председателя комитета
международных связей и торговли областной администрации Т.И.Курц.
Глава Администрации
Амурской области
А.Н.БЕЛОНОГОВ
Приложение
к постановлению
Главы Администрации
Амурской области
от 25 января 2001 г. N 70
ПРАВИЛА
РАБОТЫ РЫНКОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом РФ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом
РФ "О защите прав потребителей", Законом РФ "О ветеринарии",
Законом РФ "О карантине растений", Указом Президента РФ "О свободе
торговли", Правилами продажи отдельных видов товаров,
утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г.
N 55, и определяют основные требования к порядку работы рынков
независимо от ведомственной принадлежности и организационно-
правовых форм собственности с целью обеспечения наиболее
благоприятных и безопасных условий для продажи промышленных и
продовольственных товаров, сельскохозяйственной и другой
продукции, создания необходимых удобств для ее покупки населением,
соблюдения прав и интересов потребителей.
(в ред. Постановления Главы Администрации Амурской области от
07.06.2001 N 335)
1.2. Статус рынков, находящихся на территории области,
определяется органами местного самоуправления.
Разрешение на открытие рынка выдается органами местного
самоуправления при наличии соответствующих заключений органов
Госсанэпиднадзора, ветеринарной службы, пожарного и
энергетического надзора.
II. ПОРЯДОК РАБОТЫ РЫНКОВ
2.1. Режим работы государственных (муниципальных) рынков
устанавливается по решению органов местного самоуправления. Режим
работы рынков, основанных на других формах собственности,
определяется собственником и согласовывается с органами местного
самоуправления.
2.2. Число торговых мест на рынке должно соответствовать его
проектной мощности.
Размещение торговых мест, лотков, палаток и т.п. должно
обеспечивать удобства для торговли, свободный проход покупателей
по рынку и доступ к торговым местам, соблюдение санитарных и
противопожарных правил, надлежащую культуру обслуживания в
соответствии с действующими нормативными актами.
Распределение на торговые зоны территории рынка по группам
реализуемых товаров определяется администрацией рынка по
согласованию с органами Госсанэпиднадзора и Госветнадзора (при
организации торговли продуктами питания).
2.3. За предоставление торгового места с торгующих взимается
разовый сбор, утвержденный органами местного самоуправления или
администрацией рынка (в зависимости от формы собственности рынка).
Все тарифы должны быть экономически обоснованы.
2.4. Рынок должен иметь вывеску с указанием наименования,
организационно-правовой формы, юридического адреса (для
юридических лиц) и режима работы.
2.5. Рынок должен быть обеспечен необходимым для нормального
функционирования набором помещений - разрубочная для мяса,
лаборатория санитарной, фитосанитарной и ветеринарной экспертизы,
помещения, оборудованные холодильными установками для хранения
продуктов.
(в ред. Постановления Главы Администрации Амурской области от
07.06.2001 N 335)
Все подсобные, административно-хозяйственные и бытовые
помещения для персонала должны быть изолированы от помещений для
хранения пищевых продуктов.
В обязательном порядке должны быть мусоросборники, контрольные
весы, средства пожаротушения, средства оповещения населения на
случай аварийных и чрезвычайных ситуаций.
2.6. Территория рынка и подъездные пути в городах и районных
центрах должны быть заасфальтированы или замощены.
Рынки должны быть оборудованы туалетами для персонала и
посетителей.
2.7. Рынки оснащаются необходимым для торгового процесса
оборудованием, инвентарем, весоизмерительными приборами в
соответствии с действующими нормами, санитарной одеждой для
торгующих и персонала рынка, имеющего контакты с продуктами
питания.
Санитарная одежда, как правило, должна быть светлых тонов,
разрешается использование торгующим личной специальной одежды.
Используемые торгующими на рынке весы, гири и другие
измерительные приборы должны быть в исправном состоянии, иметь
ясные клейма и представляться на поверку в установленном порядке.
Запрещается использовать измерительные приборы, не прошедшие
поверку и не предназначенные для взаимных расчетов с покупателем
(бытовые весы).
2.8. Время завоза продукции на рынки определяется, как правило,
до начала работы рынка.
2.9. Администрация рынка может оказывать дополнительные услуги
продавцам и покупателям за установленную плату:
разруб мяса;
выдача на прокат весов, гирь, мерных кружек, вилок, лотков,
ножей и другого торгового инвентаря и санитарной одежды (фартуки,
нарукавники);
взвешивание на товарных весах;
предоставление мест в холодильниках и складских помещениях для
хранения товаров;
бронирование торговых мест;
погрузо-разгрузочные работы;
рекламные услуги;
предоставление оборудованных помещений для фасовки товаров;
смотровая яма (для авторынков);
мойка транспортных средств;
оценка автотранспортных средств;
регистрация транспортных средств, номерных агрегатов, и т.д.
Плата за услуги вносится в кассу или контролеру с выдачей
плательщику кассового чека в погашенном виде или квитанции
установленного образца. Передача кассовых чеков или квитанций об
уплате разового сбора и о внесении платы за услуги другим
продавцам запрещается.
2.10. Рынок должен иметь информацию, необходимую как для
продавцов, так и для покупателей. Информационный стенд должен
размещаться в доступном и удобном для обозрения месте и содержать
в обязательном порядке:
выписки из Правил работы рынка;
выписки из Правил продажи товаров, утвержденных Правительством
РФ;
перечень основных видов предоставляемых услуг;
размер разового сбора за предоставление торгового места и
ставки платы за услуги, в т.ч. бронирование;
телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой
рынков;
ассортиментный перечень товаров, утвержденный для реализации на
рынке;
фамилия, инициалы директора рынка или собственника, номер
телефона;
перечень продукции, продажа которой запрещена к свободной
реализации.
2.11. Продавцы, в лице предприятий всех организационно-правовых
форм собственности, граждан, зарегистрировавшихся в качестве
индивидуальных предпринимателей, должны заключать с администрацией
рынка договоры по закреплению торговых мест сроком от нескольких
часов до года (по усмотрению администрации рынка).
2.12. Торговые места предоставляются при обязательном
предъявлении:
документа о государственной регистрации предпринимательской
деятельности;
свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Лица, осуществляющие продажу непродовольственных товаров, ранее
приобретенных для личного пользования (или бывших в употреблении),
сельхозпродукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах,
освобождаются от предъявления вышеперечисленных документов.
Лица, реализующие сельхозпродукцию, выращенную на приусадебных
земельных участках, должны иметь документы о владении
(пользовании) земельным участком.
2.13. Передача торгового места третьему лицу возможна только по
согласованию с администрацией рынка.
2.14. Продажа скота, птицы, домашних животных и сырья животного
происхождения производится в специально отведенных для этого
секциях рынка при наличии у торгующих соответствующих документов
от ветеринарной службы о благополучии животных.
2.15. Преимущественное право торговли на рынках должно
предоставляться производителям сельскохозяйственной продукции,
фермерам, владельцам садовых и огородных участков.
2.16. Продавец (кроме физических лиц) на рынке обязан иметь
вывеску с указанием наименования предприятия, его профиля,
организационно-правовой формы, юридического адреса, а также личную
медицинскую книжку и нагрудный знак, отвечающий следующим
требованиям;
а) для юридических лиц:
наименование фирмы;
юридический адрес;
Ф.И.О. руководителя;
Ф.И.О. продавца;
б) для физических лиц:
Ф.И.О. частного предпринимателя;
свидетельство о регистрации N ______ от _____.
На автолавках, автоприцепах, цистернах, тележках, лотках должна
быть четкая надпись, указывающая на их принадлежность.
2.17. Продавец обязан по требованию покупателя дать полную
информацию об изготовителях, основных потребительских свойствах
товаров, обеспечить надлежащий уровень обслуживания покупателей.
На все продаваемые товары у продавца должны быть документы,
указывающие источник их поступления, а также ( для подлежащих
обязательной сертификации) документы, подтверждающие качество и
безопасность товаров (сертификат соответствия, качественное
удостоверение, гигиенический сертификат).
2.18. Продавец несет ответственность за поступление в продажу
недоброкачественной, испорченной, с признаками бактериологического
обсеменения, пораженной вредителями и инфицированной продукции.
Порядок отбора и количество образцов для проверки качества товаров
определяются действующими нормативно-методическими документами.
2.19. Денежные расчеты с покупателями с применением контрольно-
кассовых машин осуществляются при торговле непродовольственными
товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений, а
также находящихся на территориях рынков палаток, киосков, ларьков,
павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично
обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов.
2.20. Администрация рынка должна иметь книгу отзывов и
предложений, которая предъявляется по первому требованию
покупателя и контролирующих органов.
2.21. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров,
рассмотрение претензий покупателей осуществляются с соблюдением
требований законодательства о защите прав потребителей.
2.22. Запрещается обуславливать продажу одних товаров
обязательным приобретением иных.
2.23. Цены на товары определяются по договору между продавцом и
покупателем на основе спроса и предложения. Регулирование цен
администрацией рынка не допускается.
2.24. Граждане, не имеющие гражданства Российской Федерации,
т.е. иностранные граждане, при осуществлении торговой деятельности
должны соблюдать законы Российской Федерации и настоящие Правила.
III. ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
НА РЫНКАХ ОБЛАСТИ
3.1. Продажа продовольственных товаров на рынках производится
на специально отведенных для этих целей местах. Санитарно-
технологическое оборудование рынка должно удовлетворять
требованиям Санитарных правил для предприятий продовольственной
торговли (СанПиН 2.3.5.021-94).
3.2. Продавец на рабочем месте должен иметь:
документы, указывающие источник поступления товаров
(накладные);
документы, подтверждающие качество и безопасность товаров;
личную медицинскую книжку;
документ, подтверждающий оплату за торговое место.
3.3. Торговые места (столы, прилавки) покрываются материалом,
разрешенным для контакта с пищевыми продуктами. Торговые места,
определенные для реализации скоропортящихся товаров, должны быть
оснащены холодильным оборудованием.
3.4. Хранение и продажа пищевых продуктов должны производиться
при строгом соблюдении установленных санитарных требований.
3.5. Торговый инвентарь подлежит ежедневной уборке и обработке.
3.6. Разделочные доски, колоды для разруба мяса должны быть
изготовлены из твердых пород дерева, с гладкой поверхностью, без
трещин.
Колода для разруба мяса снаружи окрашивается масляной краской,
ежедневно по окончании работы зачищается ножом и посыпается солью.
3.7. Не допускается реализация свежего мяса, не прошедшего
ветеринарную экспертизу и не имеющего соответствующего клейма.
Клеймо ветеринарно-санитарной экспертизы должно сохраняться до
полной продажи туши.
3.8. Санитарное состояние рынка должно соответствовать
требованиям, установленным органами Госсанэпиднадзора и
специальными санитарными правилами для предприятий
продовольственной торговли.
3.9. На территории крытых рынков не допускается наличие мух,
тараканов, грызунов. Администрация предприятия обязана обеспечить
проведение в течение всего года мероприятий по борьбе с насекомыми
и грызунами (на территории рынка и во всех помещениях).
3.10. При реализации готовых горячих изделий (беляши, чебуреки,
пирожки) применяются изотермические или подогреваемые емкости,
тележки с обязательным наличием сертификата качества на
продаваемую продукцию.
3.11. Частным лицам запрещается продавать приготовленные в
домашних условиях при отсутствии документов, удостоверяющих
качество:
кондитерские и кулинарные изделия;
мясные и рыбные изделия;
мясные и рыбные полуфабрикаты;
соленые и маринованные грибы;
герметически упакованные консервированные продукты;
алкогольные и безалкогольные напитки;
лекарственные растения.
IV. ПОРЯДОК ПРОДАЖИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
НА РЫНКАХ ОБЛАСТИ
4.1. Продажа непродовольственных товаров на рынках производится
на специально отведенных для этой цели местах.
4.2. Продавец обязан ознакомить покупателя со свойствами
реализуемого товара, способами ухода. Информация о товаре, в том
числе и инструкция по его эксплуатации, должны быть на русском
языке.
4.3. При продаже сложно технических товаров на рынке проводится
обязательная предпродажная подготовка. Продавец при отпуске товара
покупателю проверяет в его присутствии качество товара,
комплектность изделия, наличие паспорта, гарантийного талона,
инструкции о правилах пользования и оформляет соответствующие
документы.
4.4. Продавец обязан предоставить покупателю товарный чек, в
котором указывается наименование товара, цена, дата продажи, номер
торгового места на рынке, фамилия продавца и печать собственника
товара.
4.5. Товары, подлежащие обязательной сертификации (товары для
детей, для профилактики и лечения заболеваний, технические
средства реабилитации инвалидов, парфюмерно-косметические товары и
мыло туалетное, текстильные товары, швейные изделия и головные
уборы, трикотажные изделия, пушно-меховые и овчинно-шубные
изделия, обувь, строительные материалы, предметы обстановки дома,
оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения,
сантехника), допускаются к продаже только при наличии сертификата
соответствия с реквизитами гигиенического заключения.
4.6. Запрещена торговля:
драгоценными металлами и изделиями из них;
драгоценными камнями и изделиями из них;
отходами, содержащими драгоценные и редкоземельные металлы,
драгоценные камни;
вооружением, боеприпасами к нему, военной техникой, запасными
частями, комплектующими изделиями и приборами к ней, взрывчатыми
веществами, средствами взрывания, порохом, специальным снаряжением
личного состава военизированных организаций;
отходами взрывчатых веществ;
боевыми отравляющими веществами, средствами защиты от них;
пиротехническими товарами иностранного производства:
рентгеновским оборудованием, приборами и оборудованием с
использованием радиоактивных веществ и изотопов;
ядами и наркотическими веществами;
спиртом этиловым;
лекарственными средствами (кроме специализированных аптечных
киосков, входящих в инфраструктуру рынка, специально оборудованных
и функционирующих в соответствии с требованиями органов,
регламентирующих данный вид деятельности);
лекарственным сырьем, получаемым от северного оленеводства
(панты, эндокринное сырье).
V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА
5.1. Продавец на рынке обязан:
5.1.1. Выполнять правила и распорядок работы рынка.
5.1.2. Иметь вывеску о принадлежности торговой точки,
эстетически оформленную, и нагрудный знак с указанием ФИО
продавца.
5.1.3. Содержать торговую точку в чистоте, вывозить мусор на
специально отведенное для этих целей место.
5.1.4. Соблюдать установленный порядок продажи
продовольственных и непродовольственных товаров в соответствии с
действующим законодательством.
5.1.5. По требованию покупателя дать полную и достоверную
информацию об изготовителе, основных потребительских свойствах
товара.
5.1.6. Нести ответственность за утрату или порчу инвентаря, за
содержание рабочего места, нарушения правил торговли, техники
безопасности, санитарных и противопожарных правил.
5.2. Продавец на рынке имеет право:
5.2.1. При возникновении разногласий обратиться в орган
местного самоуправления, контролирующий выполнение рынком своих
функций.
5.2.2. Требовать от администрации рынка полного выполнения
условий заключенных договоров аренды.
VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ РЫНКА
6.1. Администрация рынка обязана:
6.1.1. Заключить с продавцами товаров договоры аренды на
предоставление торговых мест, оговорив в них права и обязанности
продавцов и администрации рынка.
6.1.2. Предоставить торгующим в соответствии с договором место,
позволяющее произвести выкладку товаров, обеспечивающее свободный
доступ к нему покупателей, а также возможность проведения
погрузочно-разгрузочных работ.
6.1.3. Обеспечить охрану складских и торговых помещений рынка в
нерабочее время и соблюдение правопорядка в течение рабочего дня.
6.1.4. Осуществлять коммунальное обслуживание (обеспечение
электрического освещения, своевременный вывоз мусора и санитарная
уборка территории и т.д.) в соответствии с договором аренды.
6.1.5. Предоставлять за дополнительную плату торгово-
технологическое оборудование (стеллажи, подтоварники, витрины,
весоизмерительное оборудование и др.), автотранспорт, погрузо-
разгрузочные механизмы.
6.1.6. Исключен.
(исключен Постановлением Главы Администрации Амурской области от
07.06.2001 N 335)
6.1.7. Обеспечить наличие контрольных весов для покупателей.
6.2. Исключен.
(исключен Постановлением Главы Администрации Амурской области от
07.06.2001 N 335)
6.2.1. Исключен.
(исключен Постановлением Главы Администрации Амурской области от
07.06.2001 N 335)
6.2.2. Исключен.
(исключен Постановлением Главы Администрации Амурской области от
07.06.2001 N 335)
VII. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ (ПОКУПАТЕЛЯ)
7.1. Потребитель (покупатель) на рынке имеет право:
потребовать от продавца предоставление необходимой информации о
его предприятии, реализуемых им товарах и режиме работы;
при покупке животных (включая птицу, пушных зверей, рыб, пчел)
потребовать от продавца ветеринарного свидетельства установленного
образца;
потребовать от продавца выдать ему с покупкой товарный чек или
иной документ, удостоверяющий факт покупки:
проверить правильность веса отпущенных ему товаров, сроки
реализации продуктов (по накладным, заборным листам), а также
наличие документа, подтверждающего безопасность и качество товара.
7.2. Потребитель (покупатель), которому продан товар с
недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по
своему выбору предъявить требования продавцу в соответствии с
Законом РФ "О защите прав потребителей". В соответствии с
указанным Законом производится обмен купленных товаров или возврат
уплаченных за них сумм.
|