31 октября 2000 года 266-ОЗ
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
"О ТОРГОВЛЕ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
19 октября 2000 года
Статья 1
Внести изменения и дополнения в Закон Амурской области от 18
января 1996 г. N 60-ОЗ "О торговле в Амурской области", изложив
его в следующей редакции:
"ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
О ТОРГОВЛЕ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом
Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации определяет
основы торговой деятельности, связанной с реализацией товаров
потребительского назначения и предоставлением услуг общественного
(массового) питания на территории области.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в
сфере торговой деятельности для обеспечения более полного
удовлетворения потребностей населения области в товарах и услугах
общественного (массового) питания.
Статья 2. Принципы организации торговой деятельности
Основными принципами организации торговой деятельности в
области являются:
развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
создание разнообразных форм торгового обслуживания,
сориентированных на конкретного потребителя;
создание на территории области эффективной системы мер по
защите прав потребителей;
участие государственных органов в регулировании торговой
деятельности, включая поддержку социально значимых видов торговой
деятельности;
признание равенства участников хозяйственных отношений;
независимость участников торговой деятельности друг от друга;
недопустимость вмешательства в деятельность участников
хозяйственных отношений, неприкосновенность их собственности.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности,
связанный с куплей - продажей товаров и оказанием услуг
общественного (массового) питания.
Товары (работы, услуги) потребительского назначения - продукты
труда, обладающие определенными потребительскими свойствами и
предназначенные для удовлетворения личных (семейных) потребностей,
продукция общественного питания.
Торговый реестр - единая информационная система, содержащая
сведения о субъектах торговой деятельности и торговых объектах.
Уполномоченный орган - отраслевой орган Администрации области,
осуществляющий координацию и регулирование в сфере торговой
деятельности. Компетенция уполномоченного органа определяется
Главой Администрации области.
Розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг
покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не
связанного с предпринимательской деятельностью.
Мелкорозничная торговля - продажа продовольственных и
непродовольственных товаров несложного ассортимента через
стационарную и передвижную мелкорозничную торговую сеть.
Развозная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне
стационарной розничной сети с использованием специализированных
или специально оборудованных транспортных средств, а также
мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с
транспортными средствами.
Разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне
стационарной розничной сети путем непосредственного контакта
продавца с покупателем на дому, предприятиях, в учреждениях,
организациях, транспорте и на улице.
Оптовая торговля - торговля товарами для последующей их
перепродажи или профессионального использования.
Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли,
связанная с реализацией незначительных партий товаров с целью их
дальнейшей перепродажи.
Общественное (массовое) питание - вид деятельности организаций
и предприятий различных организационно-правовых форм и граждан,
зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей,
занимающихся производством, реализацией и организацией потребления
продуктов питания.
Контролирующие органы - государственные органы, наделенные
контрольными полномочиями в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности
Субъекты торговой деятельности (хозяйствующие субъекты) -
юридические лица различных организационно-правовых форм
собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие
торговую деятельность (оптовые и розничные торговые организации,
организации общественного питания), объединения торговых
организаций, а также граждане, зарегистрированные в качестве
индивидуальных предпринимателей, осуществляющие торговую
деятельность и зарегистрированные в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Торговая деятельность организаций и предприятий осуществляется
на основании специальных разрешений (лицензий, свидетельств), если
это предусмотрено законодательством Российской Федерации и
области.
Осуществление торговой деятельности без государственной
регистрации и получения в необходимых случаях лицензий и
свидетельств запрещено.
Торговые объекты (торговые организации и предприятия) -
имущественные комплексы, используемые торговыми организациями для
осуществления торговой деятельности.
Торговые объекты могут быть отнесены к стационарным и
нестационарным в зависимости от архитектурно-строительных
характеристик здания.
Стационарные торговые объекты - торговые объекты, расположенные
в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли
зданиях и строениях, связанных фундаментом с земельным участком и
подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Нестационарные торговые объекты - торговые объекты,
установленные без фундаментов, вне зависимости от подсоединения к
инженерным коммуникациям, функционирующие на принципах разносной и
развозной торговли.
Категории торговых объектов (универмаг, универсам, магазин,
киоск и т.д.) определяются в соответствии с нормативными правовыми
актами Российской Федерации, ГОСТами, санитарными нормами и
правилами и другими нормативными актами, устанавливающими
требования по ассортименту реализуемых товаров, методам продажи
товаров, размеру торговой площади, технической оснащенности,
перечню предоставляемых услуг, квалификации персонала и прочее.
Видами торговой деятельности являются розничная
(мелкорозничная), оптовая (мелкооптовая) торговля и предоставление
услуг общественного (массового) питания.
Мелкорозничная торговая сеть может относиться к стационарной и
передвижной. К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся
палатки, ларьки, киоски. Это торговые организации и предприятия,
занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала
для покупателей.
К передвижной мелкорозничной торговой сети относятся специально
оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос
(автомагазины или автолавки, ручные тележки, лотки, корзины и
т.д.).
ГЛАВА II. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ
ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 5. Полномочия органов государственной власти области в
сфере торговой деятельности
1. Областной Совет народных депутатов:
принимает законы и иные нормативные правовые акты в сфере
торговой деятельности на территории области;
устанавливает налоговые или иные льготы субъектам торговой
деятельности;
осуществляет иные полномочия в сфере торговой деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Администрация области:
определяет и осуществляет торговую политику в области;
разрабатывает проекты законов области и иных нормативных
правовых актов, регулирующих торговую деятельность в области;
принимает нормативные правовые акты в сфере торговой
деятельности;
осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности;
в целях защиты прав потребителей устанавливает дополнительные
ограничения, специальные защитные меры в отношении поступающих в
розничную продажу товаров потребительского назначения в
соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
создает условия для развития организаций и предприятий
торговли, принимает меры по защите прав потребителей;
создает государственные унитарные предприятия и учреждения,
утверждает их уставы, заключает и расторгает контракты с их
руководителями;
организует контроль за качеством пищевых продуктов,
изготавливаемых и находящихся в обороте на территории области;
устанавливает полномочия уполномоченному органу в соответствии
с законодательством Российской Федерации и области;
утверждает дислокацию мелкорозничной торговой сети;
разрабатывает схемы развития и рационального размещения сети
организаций и предприятий торговли и общественного питания.
3. Уполномоченный орган:
разрабатывает и реализует меры по исполнению законодательства
Российской Федерации, настоящего Закона и других нормативных
правовых актов в сфере торговой деятельности;
разрабатывает программы и предложения по развитию внутренней
торговли в области;
координирует свою деятельность с органами местного
самоуправления;
координирует действия с федеральными органами по развитию
потребительского рынка в интересах отечественных
товаропроизводителей и с целью удовлетворения спроса населения на
товары для бытовых (личных) нужд, а также по предупреждению
проникновения и обращения на внутреннем рынке области
некачественных и опасных для здоровья людей потребительских
товаров;
принимает меры по формированию и насыщению внутреннего
потребительского рынка товарами, по повышению
конкурентоспособности отечественных товаров, по поддержке
отечественных товаропроизводителей;
разрабатывает правила работы организаций и предприятий
розничной торговли и основные требования к работе мелкорозничной
торговой сети с учетом региональных особенностей.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления:
обеспечивают исполнение законов и иных нормативных правовых
актов в сфере торговой деятельности;
координируют и осуществляют проверки соблюдения правил торговли
и оказания услуг организациями и предприятиями, а также
гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных
предпринимателей, осуществляющими торговую деятельность и
зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
издают обязательные для исполнения нормативные правовые акты в
сфере торгового обслуживания населения;
создают условия для обеспечения населения товарами, услугами
потребительского назначения, определяют порядок размещения
торговых объектов, решают вопросы защиты прав потребителей;
осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных
предпринимателей;
в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания
услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией,
или с просроченными сроками годности, или без сроков годности,
если установление этих сроков обязательно, приостанавливают
продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до
предоставления информации или прекращают продажу товаров
(выполнение работ, оказание услуг);
устанавливают часы торговли мелкорозничной сети муниципальной
собственности;
содействуют свободной торговле;
обеспечивают свободное перемещение товаров на территории
области;
ограничивают режим работы магазинов и предприятий общественного
питания независимо от форм собственности, расположенных в жилых
домах, общежитиях и в непосредственной близости к ним, до 23
часов, а в особых случаях - до 20 часов.
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ
Статья 7. Методы государственного регулирования торговой
деятельности в области
Методами государственного регулирования торговой деятельности в
области являются:
укрепление нормативной правовой базы торговой деятельности;
лицензирование отдельных видов деятельности в установленном
порядке;
введение дополнительных ограничений, специальных защитных мер в
отношении поступающих в розничную продажу товаров потребительского
назначения в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
сертификация услуг розничной торговли и общественного
(массового) питания в установленном порядке;
создание единой информационной системы внутренней торговли;
совершенствование системы государственного контроля
безопасности и качества товаров и услуг;
поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере торговой
деятельности и социально значимых видов торговой деятельности;
формирование оптовой торговой системы, организация оптовых
ярмарок, выставок - ярмарок, оптовых продовольственных рынков;
взаимодействие федеральных контролирующих и других органов,
наделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации
полномочиями по осуществлению контроля в сфере торговой
деятельности.
Статья 8. Торговый реестр
В целях обеспечения полной и достоверной информации о субъектах
торговой деятельности и торговых объектах ведется торговый реестр.
Порядок ведения торгового реестра утверждается Главой
Администрации области. Плата за внесение в торговый реестр и
выдачу свидетельств не взимается.
Статья 9. Правила осуществления торговой деятельности
Правила осуществления торговой деятельности на территории
области определяются в соответствии с законодательством Российской
Федерации, области и нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления и являются обязательными для всех
хозяйствующих субъектов.
Статья 10. Сертификация услуг розничной торговли и
общественного питания
Сертификация услуг розничной торговли и общественного питания -
это деятельность по подтверждению соответствия услуг установленным
требованиям.
Сертификация услуг розничной торговли и общественного питания
осуществляется органами по сертификации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Сертификация осуществляется в целях:
безопасности услуг розничной торговли и общественного питания;
защиты потребителя от недобросовестности изготовителя, продавца
или исполнителя;
создания условий для торговой деятельности.
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации,
утверждается Правительством Российской Федерации.
Сертификат соответствия является основным документом,
подтверждающим выполнение всех условий и требований, предъявляемых
к выполнению данного вида услуг, наличие всех разрешительных
документов на ведение торговой деятельности.
Статья 11. Лицензирование отдельных видов торговой деятельности
Лицензирование отдельных видов торговой деятельности -
мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением
документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и
аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за
соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов
торговой деятельности соответствующих лицензионных требований и
условий.
Лицензирование осуществляется в целях регулирования и защиты
прав граждан, защиты их законных интересов, нравственности,
здоровья, а также установления правовых основ единого рынка.
Лицензирование осуществляется лицензирующими органами:
федеральными органами государственной власти, лицензионной палатой
Администрации области и органами местного самоуправления - в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Аренда торговых объектов государственной
собственности и земельных участков
Субъекты торговой деятельности - арендаторы торговых объектов
государственной собственности, получившие право на использование
объектов с условием целевого назначения, должны использовать эти
объекты строго по назначению независимо от ведомственной
принадлежности арендатора и его формы собственности.
Субъекты торговой деятельности, использующие земельные участки
по договорам аренды под организацию торговой деятельности, обязаны
соблюдать условия целевого использования участка и обеспечивать за
свой счет их содержание в соответствии с санитарными,
противопожарными и иными нормами. Условия землепользования, размер
и порядок платы за пользование земельными участками
устанавливаются договором аренды. Преимущественное право на
заключение договора на новый срок имеют торговые организации,
ранее арендовавшие земельный участок. Изменение целевого
использования участка подлежит согласованию в органах местного
самоуправления.
ГЛАВА IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ
ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 13. Контроль в сфере торговой деятельности на территории
области
Контроль за осуществлением торговой деятельности на территории
области и привлечение к ответственности за нарушения в сфере
торговой деятельности осуществляются в соответствии с
законодательством Российской Федерации и области.
Контроль за торговой деятельностью осуществляют:
государственные органы и должностные лица, наделенные
контрольными полномочиями, в соответствии с законодательством
Российской Федерации в пределах своей компетенции и в порядке,
определяемом основными требованиями к работе торговой сети;
органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит
регулирование торговой деятельности.
Оказание контролирующими органами платных услуг производится на
основании законодательства Российской Федерации.
Взаимодействие федеральных контролирующих органов и других
органов, наделенных в соответствии с законодательством Российской
Федерации полномочиями по осуществлению контроля в сфере торговой
деятельности на территории области, осуществляет уполномоченный
орган.
Плановые и другие виды проверок деятельности торговых объектов
осуществляются работниками контролирующих органов при предъявлении
служебного удостоверения и направления на проведение проверки,
выданного контролирующим органом, с указанием даты проверки и цели
ее проведения, скрепленного подписью ответственного лица и печатью
организации.
Результаты проверок фиксируются в установленном порядке в книге
инспекторских проверок и доводятся до руководителя торгового
объекта (торгового предприятия).
Кроме контролирующих органов, за работой торговых организаций и
предприятий осуществляют общественный контроль общественные
организации (ассоциации, союзы и другие) в соответствии с Законом
Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Действия органов и лиц, осуществляющих проверку, могут быть
обжалованы в судебном порядке.
Статья 14. Ответственность за нарушения в сфере торговой
деятельности
За допущенные в сфере торговой деятельности нарушения виновные
привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
При неоднократных нарушениях требований законодательства
Российской Федерации и области торговая деятельность организаций и
предприятий может быть прекращена в судебном порядке по
представлению органов местного самоуправления или контролирующих
органов.
ГЛАВА V. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Статья 15. Требования к работникам торговли и общественного
питания
При установлении требований к работникам торговли и
общественного питания необходимо учитывать:
уровень профессиональной подготовки и квалификации для данной
профессии;
знание и соблюдение законов, иных нормативных правовых актов,
касающихся профессиональной деятельности;
соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, мер пожарной
безопасности, правил охраны труда и техники безопасности.
Статья 16. Правовое регулирование труда работников торговли
Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха, охрана труда
регулируются трудовым законодательством Российской Федерации и
другими нормативными правовыми актами.
Руководители торговых организаций независимо от организационно-
правовых форм собственности и ведомственной принадлежности обязаны
рассматривать предложения трудовых коллективов по заключению
коллективных договоров.
Ограничения на занятие торговой деятельностью устанавливаются
законодательством.".
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня
его первого официального опубликования.
Глава Администрации
Амурской области
А.Н.БЕЛОНОГОВ
г. Благовещенск
31 октября 2000 года
N 266-ОЗ
|