МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(МАП РОССИИ)
АМУРСКОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
8 ноября 2000 г. N 02-1708
Администрация г. Свободного
Индивидуальный предприниматель Ш.
РЕШЕНИЕ
31 октября 2000 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в
составе:
Махниборода А.В. - председатель комиссии, руководитель
управления;
члены комиссии:
Яковлева Т.И. - заместитель руководителя управления;
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного и рекламного законодательств, поддержке
предпринимательства;
Малыгина Т.Г. - специалист I категории АМО,
рассмотрев дело N А-7/352000 о нарушении администрацией г.
Свободного статьи 7 Федерального закона "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
установила:
В Амурское территориальное управление МАП России поступило
заявление индивидуального предпринимателя без образования
юридического лица Ш., осуществляющего пассажирские перевозки
автомобильным транспортом в г. Свободном.
В его заявлении содержатся сведения о действиях администрации
г. Свободного, нарушающих его права на ведение данной деятельности
и ущемляющих его интересы на рынке услуг пассажирских перевозок в
г. Свободном.
Лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров
по г. Свободному Ш. имеет с 10 марта 2000 г.
28 июля 2000 года Ш. обратился в администрацию г. Свободного с
заявлением об утверждении графиков движения принадлежащих ему
автобусов по маршрутам N 1 и N 8 в г. Свободном. Администрация г.
Свободного отказала Ш. в согласовании графиков на том основании,
что нет необходимости привлечения дополнительных автобусов для
перевозки пассажиров в г. Свободном.
Ранее Ш. (8 июня 2000 года) также обращался в администрацию г.
Свободного для согласования маршрута N 14 в связи с тем, что по
данному маршруту пассажиры не перевозятся. Администрация г.
Свободного ответила отказом по той причине, что маршрут
обслуживается муниципальным пассажирским предприятием.
При рассмотрении материалов дела было установлено, что
пассажирские перевозки в г. Свободном ранее осуществлялись на
основании Постановления Главы Администрации г. Свободного от 18
февраля 1999 г. N 119 "Об организации пассажирских перевозок
ведомственными и частными автобусами на территории г. Свободного"
и Постановления главы администрации г. Свободного от 10 декабря
1999 г. N 988 "О проведении конкурса владельцев автотранспорта на
право получения муниципального заказа на пассажирские перевозки на
городских маршрутах в 2000 году". 15 августа 2000 г. по
предписанию Амурского ТУ МАП России вышеуказанные постановления
были отменены главой администрации г. Свободного как
противоречащие антимонопольному законодательству.
В соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации ограничение свободы предпринимательской деятельности
путем установления разрешительного порядка осуществления отдельных
видов деятельности допускается только на основании федерального
закона (ст. 55 Конституции РФ, ст. 49 ГК РФ). Из этого следует,
что органы местного самоуправления не могут отказать
хозяйствующему субъекту, получившему в установленном порядке
лицензию на пассажирские перевозки, в возможности осуществлять
этот вид деятельности на территории муниципального образования.
Согласование расписания движения автобусов по городским и
пригородным маршрутам (утверждаемого транспортными управлениями)
отнесено к полномочиям местных Советов народных депутатов пунктом
55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном
транспорте, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 31
декабря 1981 г. N 200.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации
транспортного обслуживания и дорожного движения на территории
муниципального образования допускают только их возможность
ограничить количество транспортных средств на конкретных маршрутах
на основании материалов изучения пассажиропотока, анализа
пропускной способности городских дорог, нормирования скоростей
движения автобусов на городских маршрутах. В настоящее время
указанная деятельность органов местного самоуправления
регламентируется Правилами организации пассажирских перевозок на
автомобильном транспорте, Требованиями по обеспечению безопасности
движения на автобусных маршрутах, Инструкцией по изучению
пассажиропотока, Методикой нормирования скоростей движения
автобусов на городских маршрутах (утвержденными приказом Минтранса
РФ от 31 декабря 1981 г. N 200), а также Положением об обеспечении
безопасности перевозок пассажиров автобусами (утвержденным
приказом Минтранса РФ от 18 января 1997 г. N 2) и Положением об
обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях,
учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и
грузов (утвержденным приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N
27).
В связи с поступившим заявлением в администрацию г. Свободного
был направлен запрос о предоставлении копий документов, на
основании которых составлены действующие графики движения по
маршрутам города.
Администрация г. Свободного представила копии результатов
обследования городских маршрутов за 1977 и 1986 годы. Данные копии
никем не подписаны, из них не видно, какими специалистами они
проводились, копии не заверены.
При рассмотрении дела представители администрации г. Свободного
подтвердили, что именно на основании материалов обследований
маршрутов за 1977 и 1986 годы составлены ныне действующие графики
движения автобусов, новые обследования за истекший период не
проводились, графики не менялись. При рассмотрении заявления Ш. о
согласовании графиков движения принадлежащих ему автобусов
обследование маршрутов администрацией г. Свободного также не
проводилось.
Из вышеизложенного следует, что администрация г. Свободного не
смогла представить доказательств обоснованности отказа Ш. в
согласовании графиков движения для перевозки пассажиров по
маршрутам г. Свободного на имеющемся у него транспорте.
Таким образом, действия администрации г. Свободного можно
квалифицировать как нарушение статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в
части необоснованного препятствования осуществлению деятельности
хозяйствующего субъекта в сфере перевозки пассажиров по г.
Свободному.
Руководствуясь п. 1 статьи 27 Федерального закона "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" и в соответствии с пунктом 2.12 Правил
рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства
Российской Федерации, решила:
1. Признать факт нарушения администрацией г. Свободного п. 1
статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
2. Выдать администрации г. Свободного предписание о прекращении
нарушения п. 1 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
3. Должностным лицам МАП России (территориального управления)
рассмотреть вопрос о _____________________________________________
(см. п. 2.14 Правил).
Председатель комиссии
А.В.МАХНИБОРОДА
Члены комиссии
Т.И.ЯКОВЛЕВА
У.Н.ТАРАСОВА
Т.Г.МАЛЫГИНА
|