20 октября 2000 года В Амурский областной
N 7-09/114-00 суд
Прокурор Амурской области
о признании противоречащими
федеральному закону ст. 42
Закона Амурской области
от 28 декабря 1999 года
"Об областном бюджете на 2000
год" (в ред. закона Амурской
области от 27 июня 2000 г.
N 246-ОЗ) и ст. 40 Закона
Амурской области от
5 апреля 1999 года "Об
областном бюджете на 1999
год" (в ред. закона Амурской
области от 27 декабря 1999 г.
N 205-ОЗ)
ЗАЯВЛЕНИЕ
В ПОРЯДКЕ СТ. 41 ГПК РСФСР, СТ. 22 ФЗ "О ПРОКУРАТУРЕ РФ",
СТ. 27 ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
16 декабря 1999 года областным Советом народных депутатов был
принят Закон Амурской области "Об областном бюджете на 2000 год",
п. 2 ст. 42 предусматривает, что взыскание средств со счетов
областного бюджета по исполнительным листам судебных органов
производится исключительно в пределах целевых назначений,
предусмотренных настоящим Законом о бюджете по функциональной и
экономической классификациям расходов областного бюджета. Также
Законом Амурской области от 27 декабря 1999 года "О внесении
изменений и дополнений в Закон Амурской области "Об областном
бюджете на 1999 год" в названный финансово-правовой акт была
введена новая ст. 40, закрепившая аналогичную норму.
Указанные положения областных законов противоречат ст. 287
Бюджетного кодекса РФ, ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве",
в связи с чем прокурором Амурской области в адрес Совета народных
депутатов Амурской области был принесен протест N 7-09/88 от 11
августа 2000 года, который отклонен постановлением N 40/309 от 17
августа 2000 года.
Изложенные выше правовые нормы предусматривают особенности
обращения взыскания на средства, учитываемые на счетах областного
бюджета, по исполнительным листам судебных органов. Между тем,
согласно ст. 1 ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и
порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей
юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также
актов других органов, которым при осуществлении установленных
законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан,
организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче
другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты
денежных средств и иного имущества, определяются законодательством
об исполнительном производстве, при этом последнее согласно ст. 2
указанного нормативного акта состоит из ФЗ "Об исполнительном
производстве", федерального закона о судебных приставах и иных
федеральных законов, регулирующих условия и порядок
принудительного исполнения судебных актов и актов других органов
(далее - иные федеральные законы). Таким образом, федеральное
законодательство не предусматривает возможность участия в
правотворческой деятельности по указанному предмету правового
регулирования для региональных органов государственной власти.
Удовлетворение требований кредиторов областного бюджета по
исполнительным листам должно осуществляться в соответствии с
указанным Федеральным законом, при этом ст. 46 названного
правового акта предусматривает, что взыскание на имущество
должника, в том числе на денежные средства и иные ценности,
находящиеся в наличности либо на счетах и во вкладах или на
хранении в банках и иных кредитных организациях, обращается в том
размере и объеме, которые необходимы для исполнения
исполнительного документа.
Кроме того, с учетом специфики бюджетных отношений особенности
их правового регулирования закреплены в ст. 287 Бюджетного кодекса
РФ, в соответствии с которой списание средств со счета бюджета
субъекта РФ без распоряжения органа, исполняющего бюджет,
осуществляется в размере, не превышающем разницу между суммой
средств, находящихся на счете соответствующего бюджета, и
совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов
финансирования на месяц по всем получателям бюджетных средств.
Из указанной нормы Бюджетного кодекса РФ следует: во-первых,
что требования предъявляются не к целевым статьям соответствующего
бюджета, а к счету соответствующего бюджета и, во-вторых,
исключается возможность обращения взыскания на средства бюджета
лишь в отношении суммы лимитов финансирования, предусмотренной на
месяц получателям бюджетных средств. Иных обстоятельств,
выступающих в качестве оснований для ограничения размеров (видов)
бюджетных средств, на которые не может быть обращено взыскание в
порядке исполнительного производства, в том числе связанных с
предельными суммами целевых назначений соответствующих расходов,
действующее законодательство не предусматривает.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 41 ГПК РСФСР, п. 3 ст.
22 ФЗ "О прокуратуре РФ", ст. 27 ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ", прошу:
1. Признать противоречащими федеральному законодательству ст.
42 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2000 год" (в
ред. закона Амурской области от 27 июня 2000 г. N 246-ОЗ) от 16
декабря 1999 года и ст. 40 Закона Амурской области "Об областном
бюджете на 1999 год" (в ред. закона Амурской области от 27 декабря
1999 г. N 205-ОЗ).
2. Вызвать в судебное заседание представителей Совета народных
депутатов Амурской области и администрации Амурской области.
Приложение: копия заявления, копия протеста прокурора Амурской
области от 11 августа 2000 г. N 7-09/88, копия постановления
Совета народных депутатов Амурской области от 17 августа 2000 г. N
40/309.
Прокурор
Амурской области,
государственный советник
юстиции 3 класса
С.А.КУЧЕР
|